Декоративные садовые мостики. Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа Мостик у воды

Мостик для пруда – это великолепное украшение для вашего пруда, сада или дачи. Он не только преображает участок до неузнаваемости, но и осуществляет особую функциональную нагрузку. Среди возможных вариантов использования – основа для посадки растений, которые буйно цветут или вьются При грамотном оформлении мостик на пруду своими руками имеет все шансы стать опорой для установки освещения, контейнеров с цветами.

Одним словом, элемент полезный, функциональный и очень нужный. Но как построить мостик без посторонней помощи, реально ли это? Безусловно – и наша статья научит вас строить красивый мост или даже пирс самостоятельно.

Мостики в дизайне ландшафта

Мостки – это разнообразные сооружения, благодаря которым вы сможете преодолеть какую-то преграду. Например, небольшую речушку или овраг. Некоторые специалисты склонны думать, что декоративный мостик своими руками можно построить только в большом саду. Однако это не так, и решение можно найти для участка практически любой площади. Это логичное продолжение дорожки, позволяющее как перейти что-то неудобное или водное, так и добавить в вашу прогулку немного интриги.


Миниатюрный мостик в саду

Мостик через пруд своими руками принято строить через узкие и широкие ручьи. С их помощью соединяют остров в центре пруда с берегом. Любой самодельный пирс позволяет «форсировать» водное пространство и постоянно влажные места. В ландшафтном дизайне такая конструкция всегда выглядит стильно. Она органично вписывается в садовое пространство, но только при правильной организации. Считается, что чем меньше площадь, тем проще должен быть мостик в саду.


В саду могут располагаться мостики самых разных размеров

Удачные варианты размещения, основные правила

Наиболее подходящим местом для установки моста на приусадебном участке считается:

  • Небольшое озеро или ручей, искусственно созданный пруд.
  • Природные овраги и канавы.
  • Отдельно оформленные клумбы, цветники
  • Тропы, дорожки.

При размещении сделанных строений над водоёмом необходимо соблюдать ряд простых правил. С самыми важными из них мы вас и познакомим.

Переправу через пруд стоит устанавливать в наиболее узком месте. Чем меньше сооружение, тем прочнее оно будет. Да и выглядит симпатичнее. Мостикам с сухим ручьём свойственны такие качества, как миниатюрность и компактность. Используемый материал всегда сочетается с покрытием и является продолжением дорожки.


Мостик через сухой ручей

Выбирая место для установки малой архитектурной формы, стоит учитывать и стиль садового участка. Например, слегка упрощенные, грубые деревянные конструкции больше подойдут для стиля кантри. Также без всяких излишеств и украшений им можно дополнить стилизованную под лес парковую зону.

Когда садовый участок имеет различные перепады высоты грунта, рекомендована установка кованого мостика. Независимо от того, какой материал выбран, конструкция должна выдерживать вес минимум 200 кг.

Садовые мостики: популярные варианты дизайна

Для строительства подойдёт абсолютно любой материал. Конечно, мы привыкли видеть декоративные мостики на водоёме из дерева, бетона. Однако это может быть и камень, и даже металл. Их сочетание будет выглядеть особенно элегантно. Например, комбинация природного камня средней величины вместе с обработанной древесиной.


Комбинирование материалов при строительстве мостика

Если говорить о классификации таких изделий, она весьма и весьма условна. Всё зависит от конструктивных особенностей:

  • Классический прямой вариант для пруда на даче. Универсальное сооружение, гармонично впишется абсолютно в любой ландшафт. Бывает кованым, деревянным, из бетона, с красивыми балясинами, выкрашенным в контрастные цвета и так далее. Сделать кованый мостик на даче своими руками сможет далеко не каждый специалист. Но зато вы всегда сможете купить в магазине уже готовую модель или заказать её у мастера.
  • Изогнутые сооружения. Их ещё называют «горбатыми». Чаще всего они являются дополнением красивых пейзажей в виде живой изгороди или цветника. Сделанный из камня пирс напомнит о Средневековье, кованый мост с цветочной вязью – напомнит о величии Санкт-Петербурга. Да-да, именно петербургские зодчие придумали его в начале 19 века. Согласно строительным требованиям, изгиб моста не должен быть больше 20 градусов.
  • Конструкции в форме зигзага. Пришли к нам из Японии, строятся точно так же, как «яцухаси». Особенность – отсутствие ограждений, достаточно низкое расположение настилов над землёй. Идеальный вариант для создания декораций к «сухому ручью» и украшения японского сада.
  • Висячий мост. Экстремальный вариант, но именно в этом заключается его притягательность. Своими руками такие мосты практически не строят, потому что они достаточно сложные в техническом плане и нуждаются в особо прочном материале. Настил находится на металлических тросах и цепях.
  • Пошаговая конструкция. Состоит из нескольких плоских камней, которые аккуратно укладываются на дно неглубокого ручья. Имеющие неровные края камни восхитительно смотрятся среди зарослей, а бетонные плиты с ровными краями – в элегантном саду.
  • Ступенчатое сооружение . Ещё один популярный вариант, состоящий из двух площадок. Сделайте его достаточно высоким – и вы сможете осматривать свои территории.

Видео-обзор декоративных мостиков

Деревянный мостик: строительство и материалы

Почему именно деревянный, а не каменный или бетонный? Когда возникает вопрос, как сделать мостик на пруду дачного участка, самым удобным материалом для работы является именно дерево . Во-первых, конструкция легко собирается и устанавливается, во-вторых, её части можно скрепить саморезами или даже гвоздями. То есть, не нужно замешивать раствор, покупать цемент и так далее.


Деревянный мостик в японском саду

Классический набор инструментов, материалов для строительства мостика выглядит так:

  • Колышки или сваи. Они будут устанавливаться в грунт под каркас.
  • Не пропускающая воду перегородка.
  • Для установки перил запаситесь шестами с сечением 75 х 75 мм.
  • Также для создания изгиба перил возьмите собранные слоями планки из дерева.
  • На поперечное крепление пролёта пойдут деревянные планки толщиной 40 мм. На крепление пролёта – кузовные болты.
  • Саморезы, верёвки и гвозди.
  • Доски для настила. Должны иметь толщину 20-30 мм.
  • Рифлёные доски также берём для настила, в качестве основы используем привычные материалы (галька, гравий или камни).

Деревянный мост своими руками (видео)

Деревянный мост — сборка конструкции и её установка

  • В качестве направляющих используются длинные доски. После обработки антисептиком и покраски вам нужно будет выгнуть их. Для этого у деталей срезаются края, они вымачиваются и изгибаются по шаблону. Это делается до тех пор, пока древесина полностью не подсохнет. Если же вы планируете строить прямой пирс, антисептика и покраски будет достаточно.
  • Кстати, когда строится небольшой мостик, в качестве направляющих могут использоваться трубы ПВХ. Они прекрасно гнутся, а для дополнительной прочности могут быть усилены толстыми прутьями из металла. Последние просто вставляются внутрь.
  • Как правильно сделать настил? Для этого к уже подготовленным лагам нужно прибить поперечные доски или бруски.
  • Во время и после дождя настил будет становиться скользким. Однако вас могут выручить рифлёные доски, которые прибиваются сверху.
  • Мы разобрались, как сделать мостик через пруд своими руками из дерева. Осталось выяснить, как его правильно установить. Для этих целей сооружаются две насыпи из гравия или камня. На них и будет монтироваться собранное изделие. Когда построенные самостоятельно пирсы используются только для декорации, работу можно считать законченной.
  • Другое дело, если ведущий к озеру мостик будет регулярно использоваться для перехода. Без прочной, надёжной фиксации не обойтись. В качестве фиксирующего элемента используем сваи, которые забиваются с двух сторон каждой направляющей (то есть 4 штуки). Длина каждой сваи – порядка 80 см.

В качестве декораций могут использоваться перила. Данный элемент не является обязательным, если конструкция практически прилегает к земле или украшает собой «сухой» ручей. Когда в семье маленькие дети, а сам по себе мост достаточно высокий, без установки перил не обойтись. Они крепкие и высокие (до 80 см), имеют решетку или часто расположенные планки.


Деревянный мост с перилами

Стоит понимать, что наличие такого дополнительного элемента, как перила, делает мост гораздо привлекательнее. Выполненные из дерева детали можно украсить резьбой или покрасить в тон окружающим строениям.

Выбирайте хвойные породы, чтобы изделие прослужило максимально долго. Например, лиственницу или сосну. Финальным штрихом станет нанесение лака и антисептика.

Легко ли сделать бетонный мост на даче

Железобетонная конструкция занимает больше времени и сил, чем деревянная. Все элементы готовятся в формах:

  • Для создания формы используются доски и деревянные бруски. Очертания должны в точности повторять контуры детали. Кстати, линии не обязательно должны быть прямыми.
  • Чтобы выполнить армирование, используются прутья из металла. Они помещаются внутрь формы, изгибаются в нужном направлении.
  • Заливка бетоном. Что касается ширины слоя, она должна быть не меньше 10 сантиметров. Нужно будет подождать 2-3 суток до полного высыхания. Затем заготовки вынимаются из форм, монтируются в нужном месте.
  • Облицовка конструкции. Для декорирования могут использоваться такие материалы, как брусчатка, клинкерный кирпич, натуральный камень или его аналог, а также мозаика. Особенно хорошо будет выглядеть дорожка, выполненная с применением такого же материала для облицовки.
  • Не забывайте, что со временем бетон может расшириться – в первую очередь, из-за резкой смены температуры. Поэтому вбивать опоры для моста рекомендуется только с одной стороны.

Мост бетонный

Таким образом, используя доступные материалы, приобретённые из различных источников знания и навыки, вы сможете соорудить декоративный мостик для сада своими руками всего за несколько дней. Рекомендуем начать с простой и незатейливой конструкции. Если в дальнейшем вы задумаетесь над более изощрённой моделью, её также можно будет сделать самостоятельно.

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс - причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Вариант #1 - забивные сваи

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Вариант #2 - винтовые сваи

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце - оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Декоративный мостик в саду – это особая конструкция, которая хороша не столько своей функциональностью, сколько способностью украсить окружающий ландшафт, сделать общую пейзажную картину завершенной. Поэтому, планируя возвести мостики в саду своими руками, необходимо рассмотреть всевозможные принципы размещения конструкций, их виды, а затем создать свои оригинальные, стильные, не похожие на другие варианты.

Безусловно, при строительстве архитектурных форм малого типа в саду или парке выигрышно смотрятся природные материалы – камень и дерево. Они гармонично сочетаются с окружающими растениями, клумбами, деревянными постройками, сухими ручьями из камня, гальки и песка. Но строения из металла и бетона выглядят не менее привлекательно.

Небольшой мостик над ручьем, выполненный из искусственного камня и украшенный коваными перилами, смотрится вполне естественно в окружении зелени

Классифицируя конструкции по материалу изготовления, выделяют несколько видов.

Деревянные мостики

Они отлично подходят для загородного участка с уже установленными постройками и декором из дерева – баней, беседками, столиками, скамейками, колодцем. Чтобы древесина служила дольше, выбирают одну из наиболее ценных пород – лиственницу, кедр или дуб. Специальные антисептики, пропитки и лаки увеличивают срок службы и придают дереву нужный оттенок.

Мостики из дерева традиционно украшают резьбой: придают балясинам оригинальную форму, вырезают узор на поддерживающих балках, покрывают орнаментом перила

Каменные мостики

Красивые, благородные и почти вечные сооружения. Устанавливая садовый мостик своими руками, не стоит забывать о весе натурального камня. Для монтажа конструкций из песчаника, мрамора или гранита может потребоваться строительная техника, поэтому иногда используют более легкий аналог – искусственный камень.

При строительстве конструкции из камня - натурального и искусственного - следует подбирать элементы, похожие по форме и цвету и гармонирующие с окружающими объектами

Металлические мостики

Изысканно красивы кованые конструкции, особенно в окружении цветов и зелени. Они требуют особого внимания и своевременной обработки, так как металл подвержен коррозии.

Кованый мостик обойдется дешевле, если заказать только металлическую основу, а деревянные элементы (настил, детали перил) сделать своими руками

Бетонные мостики

Выглядят монументально, служат долго и при соответствующем декорировании могут украсить сад с большим количеством камней или растений. Отделка цветной плиткой, каменной крошкой или акриловыми красками выгодно скроет серый бетон.

Трудно догадаться, что этот оригинальный мостик сделан из архитектурного бетона: его поверхность стилизована под каменную и окрашена акриловыми красками

Комбинирование нескольких материалов сделает садовый мостик уникальным, поможет придать немного индивидуальности. Хорошо сочетаются металл и дерево, камень и дерево.

Примеры удачных вариантов размещения

Основное предназначение мостиков – переправа через водоем, но зачастую на территории приусадебного участка они устанавливаются с совершенно иной целью – обогатить, разнообразить дизайн.

Деревянный мостик является частью приусадебной композиции. Стилистически он сочетается с садовой беседкой, построенной из того же материала

Удачными местами для монтажа декоративных конструкций являются следующие объекты:

  • небольшие озера, искусственно созданные пруды, ручьи;
  • природные канавы и овраги;
  • сухие ручьи;
  • цветники и отдельно оформленные клумбы;
  • дорожки и тропки.

Традиционное размещение строения над водоемом производится с соблюдением некоторых правил. Переправа через ручей или пруд устанавливается в наиболее узком месте, так как небольшая конструкция намного прочнее, да и выглядит декоративнее. Дачным мостикам для сада с сухим ручьем присущи такие качества, как компактность, миниатюрность, изящество. Материал для их изготовления должен сочетаться с окружающим покрытием: они являются как бы продолжением дорожек.

Миниатюрный мостик простейшей конструкции, перекинутый через сухой ручей, выгодно оживляет однообразную композицию из камней, зелени и цветов

Этот мостик - образец того, как органично могут сочетаться различные материалы: тротуарная плитка, натуральный камень, дерево, облицовочная мозаичная плитка

При установке малых архитектурных форм, в том числе и мостиков, необходимо учитывать стиль, выбранный для сада. Предположим, деревянные конструкции, простые и слегка грубоватые, идеально подойдут для садового участка в стиле кантри.

Выбор формы и дизайна конструкции

Перед составлением эскиза стоит рассмотреть все существующие формы и их варианты, а затем уже определиться с выбором. Можно провести следующий эксперимент: сфотографировать предполагаемое место установки декоративного мостика для сада, распечатать фото большого размера и примерять к нему различные конструкции, вырезанные из бумаги. Будет видно, конструкция какой формы идеально впишется в общую картину.

По своей конфигурации мостики можно разделить на несколько видов:

  • Прямые - они оптимальны для самостоятельного изготовления;
  • Зигзагообразные - это гости с Востока, где нарушение прямой является защитой от злых духов;
  • Арочные - выглядят художественно и подходят для любого стиля;
  • Пошаговые - идеальны для сухих ручьев и мелких водоемов;
  • Ступенчатые - напоминают две лестницы с широкими ступенями, объединенные общей площадкой;
  • Подвесные - сложные конструкции, требующие соблюдения правил безопасности.

Вот фото-подборка каждого из вариантов:

При строительстве прямых мостиков из любого материала необходимо продумать слив для дождевой воды; в данном случае это промежутки между досками настила

Идеальным материалом для строительства зигзагообразного моста является дерево - и сваи, и настил выполняются из деревянных элементов, обработанных пропиткой и антисептиком

«Горбатая» форма арочной конструкции достигается разными способами. Один из наиболее распространенных - придание несущим балкам определенной выгнутой формы

Для создания пошагового мостика лучше всего подходят плоские камни большого размера. Расстояние между ними должно быть комфортным для перешагивания

Ступенчатая конструкция может стать своего рода наблюдательным пунктом: с верхней площадки удобно рассматривать окружающий пейзаж, любоваться закатом солнца

Если решено выбрать подвесной мостик, то лучше остановиться на небольшой конструкции, прочно закрепленной на вбитых в землю сваях

Мастер-класс: делаем мостик из дерева

Наиболее простой способ декорировать приусадебную территорию – создать композицию из водоема и деревянного садового мостика, причем оба объекта можно сделать своими руками. Остановимся на строительстве перекидной конструкции из дерева.

Для установки простейшего сооружения не потребуется бетонное основание или вбитые в землю сваи, но если мостик будет соединять высокие берега ручья, то потребуется дополнительное усиление.

Устанавливая деревянный мостик через водоем, следует тщательно укрепить части берегов, служащие опорами. Для укрепления используют натуральный камень и бетон

По способу монтажа садовые мостики делятся на несколько типов: I - на бетонных опорах; II - на бетонных опорах и сваях; III - на сваях

Основой мостика служат две слегка изогнутые балки размером сечения 0,2 м х 0,35 м и длиной 2 м. Их можно приготовить из прямых заготовок, с помощью лобзика и стамески удаляя лишнюю древесину. К балкам крепится настил из досок (3,5 см), равномерно распределенных по длине балок.

Составив чертеж мостика с указанием необходимых размеров, можно значительно облегчить себе работу. Длина конструкции зависит от размеров объекта, над которым она будет находиться

Между досками необходимо оставлять промежутки шириной 1-2 см. Все детали перед монтажом сушатся и со всех сторон обрабатываются пропитками и антисептиками.

Составляя чертеж, необходимо учесть каждую мелочь, например, продумать фиксацию в местах соединений балясин с балками или перил с балясинами

Конструкция перил может быть различной. Самая простая – изогнутые дуги, закрепленные на нескольких балясинах. Перила украшают бамбуковыми вставками, толстой пеньковой веревкой или резьбой.

Несколько необработанных досок, перила из кривых жердей с одной стороны - и получаем оригинальный стилизованный мостик, будто сколоченный наспех

Видеоролик демонстрирует образец ландшафтного дизайна, где практически все сооружения сделаны руками хозяев загородных владений.

Причалы, или причальные конструкции, - особые разнотипные приспособления на водоеме, отличающиеся широкой сферой применения. Чаще всего причалы для лодок или пристань используются для швартовки и стоянки маломерных судов, посадки и высадки пассажиров, проведения ремонтных работ. Сделать такую конструкцию своими руками вполне возможно, если строительство будет базироваться на грамотном проекте.

Виды причалов и их характеристика

Все причальные сооружения в настоящее время могут быть классифицированы на виды в зависимости от расположения и конструктивных характеристик:

  • набережная эстакада – сооружение сквозной конструкции, представленное свайными опорами или сваями-оболочками;
  • пирс – сооружение с выступом в акваторию и обладающий двусторонним или трёхсторонним доступом для судов;
  • оторочка – конструкция, примыкающая на одинаковой отметке к базовым сооружениям на причале;
  • рейдовый причал ,устанавливаемый на открытом рейде и пригодный для швартовки крупномерных судов;
  • плавучий причал – разновидность рейдового причала, применяемый при наличии значительного колебания уровня воды.

В зависимости от конструктивных особенностей, можно выделить четыре основных вида пристани:

  • гравитационная;
  • сквозная или свайная;
  • тонко­стенная или больверка;
  • комбинированная.

Простейшие гидротехнические сооружения для рыбалки или для катера можно обустроить самостоятельно. Выполненные из разнообразных подручных материалов пристани находятследующее применение:

  • плавучая площадка для барбекю и отдыха;
  • точка общественного питания на воде;
  • причал для катамарана, лодок и гидроциклов;
  • плот для рыбалки;
  • понтон-катамаран для мелководья;
  • плавучая баня или сауна;
  • площадка для водных мероприятий;
  • жилое домовладение или дача.

На плотах, пирсах и понтонах, сделанных собственноручно, можно загорать или нырять с него в воду, осуществлять перевозку грузов и осмотр садков с рыбой.

Как построить мостик для летней рыбалки (видео)

Как построить простейшую причальную конструкцию

Для домовладельцев, живущих в непосредственной близости к реке, или водоему, всегда актуален вопрос о создании удобного спуска к воде. Некоторое время назад с этой целью строились мостки или мостик, позволяющие подойти к привязанным лодкам. На сегодняшний день предпочтение отдаётся более серьезным сооружениям.

Изготовление плавучего пирса

В отличие от причала, пирс может располагаться не вдоль берега, а при пересечении водной плоскости под прямым углом , с заходом на несколько сотен метров от суши. В этом случае может осуществляться швартовка не только маломерного, но и грузового судна с двух сторон сооружения. На озере возводятсядостаточно примитивные пирсы, расположенные на одной линии.

Понтонный или плывучий пирс может возводиться на участках водоема, подвергающихся подтоплению, но защищенных от порывистого ветра. Понтоны отличаются легкостью и простотой сборки, а также доступным оформлением всей необходимой документации.Плавучие пирсы чаще всего бывают металлическими, пластиковыми или надувными. Самым оптимальным вариантом являются плавучие пластиковые конструкции из элементов, соединённых по периметру специальными крепежами.

Плавучий пирс не нуждается в особом обслуживании, а при необходимости такая конструкция легко собирается, демонтируется и устанавливается на новом месте. Современная пластиковая конструкция создаётся из ПНД с дополнением специальными составами против негативного воздействия солнца и морской соли.

Монтаж плавучего пирса предполагает использование дополнительных аксессуаров в виде поручней, сходней и кнехт. Стоимость разнообразных составных пластиковых модулей для самостоятельного создания плавучего пирса вполне доступная.

Монтаж мостика для рыбалки

Качественный и долговечный настил или мостик можно достаточно легко сделать самостоятельно. Очень важно не только правильно выбрать место для расположения и разработать грамотный проект, но также осуществить надежное закрепление конструкции при помощи обработанного специальными составами бревна или сваи. Установку лучше всего выполнять в зимний период, пока не растаяла ледяная корка.

Прорубить лунки можно бензопилой, а диаметр отверстия будет зависеть от диаметра опоры. Стандартная ширина мостика должна составлять порядка полутора метров, поэтому расстояние между опорами не должно составлять более двух метров.

Оптимальным является использование в качестве опоры труб с достаточно толстыми стальными стенками или нержавеющих опор. Деревянная опора достаточно быстро под воздействием воды потеряет высокие показатели прочности. Некоторые рыболовы советуют устанавливать настил на основу из пластиковых труб, не подвергающихся коррозии и гниению. Каркас изготавливается из стального уголка, способного выдержать значительную нагрузку.

Кладка настилавыполняется из деревянных досок, предварительно обработанных посредством трансформаторного масла, что позволит увеличить срок службы и предотвратит быстрое гниение. Также могут быть использованы ПВЛ-листы или профильный настил.

Понтоны из бочек своими руками

Понтоны на основе пластиковых бочек является одним из наиболее недорогих вариантов. Показатели прочности такой простой конструкции зависят от правильно выполненной несущей рамы и элементов, способных обеспечить достаточный уровень диагональной, продольной и поперечной жесткости конструкции. Для создания рамы могут быть использованы сталь, алюминий, древесина или пластик.

Высокий уровень устойчивости позволяет применять плот-понтон из бочек для передвижения и отдыха на воде, а при дополнении небольшим лодочным мотором можно получить самоходный понтон.

Для создания понтона достаточно часто используются и альтернативные пластиковым бочкам варианты:

  • понтоны из пенопласта базируются на паре деревянных «лыж», заполненных пенопластом. Такая конструкция идеально подходит для обустройства моторных легкоуправляемых плотов;
  • надувные понтоны из больших автомобильных камер создаются на основе рамной конструкции, а одну вышедшую из строя камеру можно легко заменить или заклеить даже в процессе сплава;
  • наиболее популярным и бюджетным является вариант понтона из пластиковых бутылок, которыми нужно заполнить крупные прорезиненные мешки, закрепленные под настилом плота.

Очень востребованы и самодельные плоты-катамараны на фанерном понтоне. Для изготовления используются фанерные влагостойкие, пропитанные олифой листы толщиной 3 мм, а также трёхметровые деревянные рейки размерами 25х25 мм или 25х15 мм. Велосипедные детали позволяют создать гребной привод и колёса для катамарана.

Особенности строительства пирсов и причалов (видео)

Перед изготовлением необходимо выполнить несложные расчёты по общей грузоподъемности, которая включает в себя показатели плавучести всех поплавковых элементов. Например, если пластиковая бочка может удержать на плаву 120 кг веса, то для грузоподъёмности в 1,2 тонны потребуется использовать минимум десять бочек. Оптимальным является запас показателей плавучести, равный 20-30% от выполненных расчётов.

Что нужно учесть при строительстве небольшого причала для катера или лодки

Прибрежная зона водоема, оборудованная спецсредствами для швартовки, проведения ремонтных работ и техобслуживания, называется причалом. Если до недавнего времени для создания свайного фундамента использовалась древесина твердых пород, то на сегодняшний день чаще всего применяются металлические забивные и винтовые сваи, отличающиеся по строению и способу монтажа:

  • забивные сваи , представленные стальными трубами с острым наконечником, заглубляются при помощи сваебойных машин, что часто негативно сказывается на состоянии металлической конструкции. Такие опоры используются для самостоятельного изготовления причалов крайне редко, что обусловлено необходимостью использовать спецтехнику;
  • винтовые металлические сваи имеют нижний конусообразный конец с приваренной лопастью и оголовок, к которому крепится основа изготавливаемого причала. Винтовая лопасть достаточно легко и равномерно вкручивается в грунт, что делает риск деформирования металлической опоры минимальным.

Диаметр ствола и толщина стенок свай зависит от уровня предполагаемой нагрузки. В полости ввинченных свай обязательно заливается бетонный раствор, повышающий несущие способности опоры.Снизить стоимость используемого для строительства материала можно посредством приобретения современных полимеров с высокими водоотталкивающими характеристиками.

Надводная конструкция из такого стройматериала характеризуется следующими качественными характеристиками:

  • отсутствие процессов гниения в результате воздействия высокого уровня влажности;
  • отсутствие деформирования и растрескивания в результате усыхания;
  • отсутствие потери декоративности под воздействием температурных перепадов;
  • повышенная стойкость к истиранию и ударным нагрузкам;
  • наличие нескользящей рифленой поверхности.

Полимерные палубные доски, применяемые в монтаже настилов, не требует защиты при помощи лаков и масла, что делает мероприятия по уходу простыми и доступными.

Декоративный спуск к водоему возле участка

На дачных участках, расположенных возле рек или озер, также могут быть оборудованы декоративные металлоконструкции помоста. В качестве опор в этом случае чаще всего используются швеллера №12. Покрытие помоста и ступени чаще всего выполняются из рифленой стали, а проступи – из нескольких арматурных стержней. Для удобства спуска и подъёма нужно обустроить перила. Для окрашивания применяется краска для причалов Tikkurila.

Как построить пирс на винтовых сваях (видео)

Следует отметить, что любые пирсы, которые уходят в воду на значительное расстояние от линии берега, обязательно должны быть возведены профессионалами с применением специального оборудования. Также очень важно контролировать техническое состояние пристани, и своевременно проводить ремонтные работы.

С одной стороны, кажется, что соорудить причал достаточно легко: нужно в грунте зафиксировать опоры, после установить каркас и сверху сделать перекрытие или настил. С другой, - следует проявить внимательность и усердие при выполнении работ. Берега у большинства водоемов илистые, поросшие камышом и другой растительностью. Кроме того, надо учитывать характеристики и особенности грунтов, причем как под водой, так и на берегу. Также следует принять во внимание характер движения воды - стоячая она или проточная, а если проточная, то какая скорость течения. Например, если оно быстрое, то причал лучше выполнить в форме буквы «Г», ему навстречу.

Еще один важный момент - важно учесть глубину промерзания воды зимой и возможность ледохода во время весеннего снеготаяния. Наконец, проверьте, сильно ли изменяется уровень воды в зависимости от сезона и погоды. Все эти данные можно узнать в местной администрации, региональном гидрометеоцентре или геологической службе, да и просто у рыбаков. Впрочем, если для работ будет нанят подрядчик, то при правильном подходе он сам должен заниматься сбором сведений.

Сначала надежно закрепляют опорные сваи. Расставляют их на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. В этом же диапазоне обычно выбирают ширину мостика (если сделать уже, то находиться на нем будет неудобно), а вот длина может составлять от 1,5 до 5-7 м. Больше обычно попросту не нужно. В качестве опор лучше всего подойдут винтовые металлические сваи диаметром 10-15 см, покрытые антикоррозионной обработкой.

Читайте также: Как сделать вольер для собаки?

Длину подбирают в зависимости от глубины водоема и ширины причала. Опоры важно заглубить в дно на 0,5-1 м и на такое же расстояние вывести над уровнем воды (причем наиболее высоким по статистике). Работы лучше производить зимой, когда на речке стоит лед, ведь для того чтобы закрутить сваи на большую глубину, потребуется приложить много усилий. С лодки это сделать будет непросто, так как сначала ее нужно надежно закрепить, а уж потом заниматься сваями.

Вкручивают опоры вручную. В большинстве случаев машиной невозможно подъехать достаточно близко к берегу. В процессе работ проверяют горизонтальное соответствие вершин опор при помощи уровня и визуально. Небольшой наклон допускается, но только в сторону берега, что связано с требованиями безопасности. По этой причине сваи нужно заказывать с запасом по длине. Ведь глубина и прочность грунта могут быть разными и, возможно, некоторые из опор придется вкрутить больше, чем остальные.

Сваи обвязывают стальными элементами - двутаврами или уголками. Укрепляют их при помощи сварки. Поверх каркаса укладывают настил, для которого чаще всего применяют доски толщиной 3-4 см. Перед укладкой стоит покрыть их отработанным машинным маслом или яхтенным лаком, чтобы избежать быстрого гниения. Доски привинчивают в заранее просверленные в уголках отверстия.

Плавучий помост

Понтон - это конструкция, которая опирается на плавучие опоры (именно их и правильно называть понтонами). Чтобы собрать его самостоятельно, понадобится несколько (четыре-шесть) металлических или пластмассовых бочек объемом 150-200 л, доски толщиной 2-3 см, деревянные брусья сечением 5 × 10 см.

Собирать конструкцию надо рядом с берегом. Сначала изготавливают каркас размером 2,5 × 2,5-3,5 м. Брусья для него скрепляют гвоздями или саморезами длиной 10 см, которые с тыльной стороны загибают молотком. К основной раме прибивают несколько поперечных брусков.

Бочки внимательно осматривают, чтобы они были целыми, без пробоин. Резьбу стоит смазать силиконом, а затем тщательно закрутить крышки. Подготовленные бочки размещают по углам рамы параллельно друг другу. После этого в верхней части просверливают по 4-6 отверстий в каждой емкости и продевают в них веревки. Делают это таким образом, чтобы получилась веревочная «паутина», которая надежно соединит бочки друг с другом, а также с каркасом. Второй метод укрепления - при помощи монтажной ленты. В этом случае просверливать отверстия не понадобится. Третий вариант - приварить к металлическим бочкам «ушки», используемые для фиксации веревок.