Бизнес столярная мастерская: производство изделий из дерева. Деревообрабатывающее производство: характеристика и технологический процесс Из дерева технология изготовления предусматривает

* В расчетах используются средние данные по России

Стартовые вложения:

от 200 000 ₽

Необходимая площадь:

Сегодня столярные мастерские становятся редкостью, поэтому прежде чем открывать свое дело в этом направлении, стоит всерьез задуматься о том, какие изделия вы сможете предложить рынку.

Столярная мастерская - это бизнес, который может стать не только вашим хобби или средством заработка, но и призванием. Тем самым делом, которое приносит и материальное, и духовное удовлетворение, радуя одновременно душу и карман. Но для такого счастливого сочетания придется очень и очень постараться. В данной статье мы поговорим не о создании крупного столярного цеха, а ограничимся актуальными советами по открытию небольшой мастерской на дому “для одного” с перспективой превратить самозанятость в нечто большее.

Плюсы и минусы столярных мастерских как бизнеса

Преимущества

Недостатки

    столярный бизнес относится к так называемому бизнесу “на земле”: мастерские открываются на собственных участках, в гаражах, сараях и так далее. Вы работаете в домашних условиях, а дома, как говорится, и стены помогают;

    такой материал, как дерево всегда будет востребован даже в эпоху сверхпопулярности пластика. Это натуральный и экологичный материал, который веками ассоциировался у людей с домашним уютом и остается таковым и сейчас. Более того, многие вещи до сих пор невозможно изготовить из чего-то другого, кроме древесины;

    столярный бизнес имеет небольшие затраты относительно многих других видов бизнеса;

    столярное дело подразумевает широкий спектр продукции, которую вы можете производить. А это означает, что вы всегда сможете перестроиться на выпуск других видов деревянных изделий и выбрать новую нишу, если вдруг они станут непопулярными, а условия рынка изменятся;

    столярный бизнес - это определенная свобода в вопросе ценообразования. Деревянные изделия могут стоить как копейки, так и сотни тысяч рублей. Все зависит от вашего уровня мастерства и умения дорого продать свои изделия.

    столярный цех не может существовать без мастера. Это тот вид бизнеса, где потребуется вкладывать себя и все свои силы - полная противоположность современным так называемым способам “пассивного заработка”;

    как и в любом бизнесе “для одного”, все ограничивается вашими физическими силами и временем. Зачастую многие люди, приходя из работы по найму, разочаровываются и понимают, что “бизнес на себя” - это не тогда, когда ты работаешь, когда хочешь, а когда ты работаешь всегда;

    не секрет, что столярные мастерские сегодня - бизнес вымирающий. Виной тому - крупные фабрики, которые выпускают изделия дешевле и представляют их в крупных строительных и мебельных магазинах и гипермаркетах;

    у столярных мастерских на одного мастера обычно не бывает каких-то постоянных и одновременно крупных заказов, поэтому требуется много времени на формирование клиентской базы, выполнение мелких заказов;

    в столярном деле велики риски производственных травм. Отрезанные пальцы и серьезные порезы - явление рядовое;

    финансовая отдача от затраченных усилий в большинстве случаев не оправдывает себя. Большинство одиночных мастерских в силу разных причин (невостребованный ассортимент, неверная политика ценообразования, неумение продавать и находить клиента) не могут выстроить дело таким образом, чтобы оно приносило им постоянный и высокий заработок.

Первое, из чего стоит исходить в столярном бизнесе, это наличие рук и желание этими руками что-то создавать. Люди, которые собираются открыть столярную мастерскую, а тем более, зарабатывать на этом, основное внимание должны уделять совершенствованию мастерства. Но прежде чем всерьез приступать к вопросам обустройства помещения и оснащения его оборудованием, нужно хотя бы в общих чертах разобраться с текущей ситуацией на рынке. Подход к столярному делу как к бизнесу отличает от подхода к нему как к хобби три вещи. Это рациональный и глубоко продуманный подход к выбору специализации, к качеству работ и к способам продвижения.

Первое, с чего следует начать, так это с вопроса о том, что именно вы будете производить. Дерево - это материал с бесконечным количеством способов применения. Для начала посмотрите, на чем сегодня специализируются небольшие столярные мастерские, то есть ваши будущие конкуренты, и как у них идут дела.

Относительно выбора ассортимента у столярных мастерских обычно есть два пути: широкая специализация либо узкая специализация. В первом случае упор идет на количество (больше клиентов, больше ассортимент, больше выбора), во втором - на качество (узкий ассортимент, высокое качество исполнения, узкая аудитория). Иными словами, если вы научитесь создавать много разных товаров из дерева, вы сможете предложить их большему количеству людей, а сосредоточившись на одном-двух товарах, вам будет легче совершенствовать свое мастерство и создавать эксклюзивные товары.

Какие товары могут производить столярные мастерские:

    Двери/окна . Самое очевидное решение для столярной мастерской - создавать двери и оконные блоки, которые нужны всем, и дополнительно зарабатывать на их монтаже. Проблема заключается в том, что двери и окна давно и активно “штампуются” крупными производителями, а рынок сегодня сильно насыщен. Конкурировать с фабриками столярным мастерским в большинстве случаев бесполезно. Цена на эти изделия у них все равно будет дешевле, а чем либо удивить заказчика стало сложно.


    Лестницы . Лестницы дают больше простора для творческой мысли. В отличие от дверей и окон, у столярной мастерской, которая специализируется на лестницах, есть возможность предложить и оригинальные размеры, и необычные формы, и нерядовые породы, и неповторимое исполнение в целом. Однако на рынке уже действует много компаний, которые создают лестницы и достигли высокого уровня мастерства в своем деле, и догонять их с нуля будет очень тяжело.


    Мебель . С мебелью ситуация примерно та же, что и с первыми двумя категориями. Сейчас на рынке существует огромное количество мебели на любой вкус и кошелек. Благодаря таким гипермаркетам как Castorama, Леруа Мерлен, Ikea мебель становится все более доступным и массовым товаром. Однако, даже то разнообразие, которое есть на рынке, оставляет много возможностей для создания эксклюзивного ассортимента, который не найти в магазинах. Небольшой мастерской можно делать ставку на оригинальный ассортимент, предлагая столы, стулья, комоды, шкафы, кресла и прочее из дорогих видов древесины и с необычным дизайном.


    Мелкие товары. Эта широкая категория товаров, которую объединяет одно качество - размер. Здесь имеются в виду и сувенирные товары, и всевозможные подарочные кухонные наборы с разделочными досками, лопаточками и скалками, и рамки с багетами, и настольные игры, деревянные игрушки (необычные идеи деревянных игрушек можно посмотреть ) и так далее. Если, скажем, в ювелирном деле, размер не имеет значения, то в столярном все обстоит иначе. Даже за авторское деревянное изделие из дорогой древесины большого дохода не выручишь, так как цена в 1500-2000 рублей будет казаться покупателю чрезмерно завышенной. У рядового потребителя всегда будет альтернатива в виде пластикового изделия ценой в 5-10 раз дешевле. Ценителей же оригинального искусства всегда придется добывать с большим трудом. Поэтому перед тем, как решаться на производство деревянных игрушек, трубок, солонок, пепельниц, разделочных или пряничных досок и прочего, подумайте о том, сможете ли вы регулярно производить и продавать хотя бы 50 таких маленьких изделий, чтобы получать за них хотя бы 50 тыс. рублей. Либо лучше за это же время сделать один комод и реализовать его за эти же деньги?


Как лучше сегодня позиционировать свою продукцию

Второй вопрос, о котором тоже лучше задуматься заранее, это вопрос уникального торгового предложения и вопрос качества. Чтобы ваша продукция отличалась от того, что предлагает массмаркет, в первую очередь уделите внимание материалу. Во-первых, какое именно дерево это будет? Какие цвета и какие расходники вы будете использовать? Какой будет дизайн у ваших изделий?


*по данным Яндекс Wordstat на 12.09.2018

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Если говорить о сегменте мебели, то согласно поисковым запросам, самой востребованной древесиной для нее является сосна. По популярности она почти в пять раз опережает дуб. В то же время опытные столяры и плотники советуют не сильно обольщаться сосной. Во-первых, хорошо высушенную сосну найти трудно. Свойства этой древесины таковы, что она трудно поддается качественной окраске, оставляет много грязи на инструментах, а как следствие, приводит к издержкам.


*по данным Яндекс Wordstat на 11.09.2018.

Во-вторых, изделия из самой ходовой древесины имеют и соответствующую своей массовости цену. Скажем, мебель из тика будет стоить в несколько раз дороже мебели из сосны. То есть, выбрав необычный материал, вы сможете значительно увеличить прибыльную составляющую, которая закладывается в цену готового изделия.

Так или иначе качество вашей мебельной продукции будет зависеть от комплектующих. Работать можно по пути максимального сокращения издержек, приобретая дешевые комплектующие из Китая, либо отдавать предпочтения более дорогим, но надежным поставщикам фурнитуры. Признанными лидерами по качеству фурнитуры считаются австрийские, немецкие и итальянские производители фурнитуры, имеющие представительства в России и активно продвигающие свою продукцию.

Представители столярного бизнеса все больше становятся сторонниками того, что сегодня продукцию ручной работы нужно позиционировать дорого. Ситуация на рынке диаметрально изменилась. Если раньше все, что производилось столярами покупалось с руками и ногами, а на столярные работы был постоянный спрос, то сейчас для выживания работать на качество, а не на количество. Как и во многих других сферах бизнеса, современным столярам все больше требуется осваивать продажи и маркетинг.


*по данным сервиса Google Trends

Особенность столярного бизнеса в том, что никто точно не скажет вам, какую цену следует назначать за стол, стул или тумбочку, потому что средних расценок в столярном бизнесе не бывает. Современный подход такой: вы считаете цену затраченного материала, красок, лаков и комплектующих, и затем умножаете полученное в несколько раз. А во сколько именно, уже зависит от того, насколько дорого мастер себя позиционирует и от уровня его мастерства. Как правило, наценка в 100% себя не оправдывает, сегодня за ручной труд можно и нужно назначать гораздо большую цену.

Какое помещение нужно для столярного цеха

Вернемся к более традиционным вопросам, касающимся непосредственно открытия мастерской. Для размещения небольшого столярного цеха лучше всего подойдет помещение площадью 50-60 кв. метров. Аренда такого помещения будет обходиться примерно в 20 тыс. рублей в месяц.

Средняя арендная плата за съем производственных помещений в России, руб.*

Помещения 50-60 кв. м

Помещения 70-80 кв. м.

*по данным анализа объявлений Avito на 12.09.2018

Понятное дело, аренду могут себе позволить не все, особенно на старте. Поэтому чаще всего столярные мастерские открывают на дому, используя для этих целей сараи, гаражи или подвалы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При выборе площади прежде всего нужно учитывать длину помещения. Если вы будете заниматься изготовлением дверных и оконных рам, то длина помещения должно быть никак не менее четырех метров. Внутри мастерской должно быть тепло и сухо, поскольку древесина боится влаги. Обустраивая помещение, не забудьте о том, что вам нужны ровные полы, так как станки должны быть устойчиво установлены.

Для бесперебойной работы желательно снабдить помещение мастерской трехфазным электричеством. В том случае, если помещение для мастерской построено из дерева, проводка должна быть уложена в провода или гофротрубы, а розетки и оборудование должны быть заземлены.

Если цех будет расположен вблизи от жилья, позаботьтесь о звукоизоляции стен и двери. Желательно, чтобы окна выходили в ту сторону, где нет жилых домов. Также необходимо соблюсти требования по пожарной безопасности. Внутренняя обшивка столярок обычно обрабатывается антипиренами, которые препятствуют возгоранию. Желательно иметь в здании порошковый огнетушитель или, хотя бы, ведро с песком на случай воспламенения электроприборов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Во многих мастерских не уделяется особого внимания вентиляции. Однако без притока свежего воздуха в цех вы обречены на постоянное вдыхание древесной пыли. А это грозит определенными проблемами со здоровьем, о которых вы можете легко узнать из интернета.


Какое оборудование нужно для столярного цеха

Вопрос оборудования - один из самых сложных в планировании столярной мастерской. Стоит иметь в виду, что какого-то универсального и общепринятого перечня для столярной мастерской не существует. Выбор оборудования зависит от большого числа переменных: от того, что именно производится в мастерской, от площади помещения, объемов производства, опыта мастера и так далее.

Поэтому, есть у вас есть только желание создавать деревянные изделия, скажем, собственную мебель, и имеется только опыт изготовления простых изделий, для которых не требуется никаких специальных инструментов (столов, простых полок, табуретов и т.д.). В таком случае начинать следует не с покупки серьезных агрегатов и станков, о назначении которых вы пока не имеете четкого представления, а с приобретения самого базового набора. Условно его можно разделить на четыре группы.

Минимальный базовый набор инструментов, который позволит создавать простую мебель

Ручной инструмент

Оснастка и расходные материалы

Измерительные приборы

Электроинструмент

Пила по дереву и металлу ручная

Рулетка на 3-5 метров

Шуруповерт

Фуганки и рубанки ручные

Струбцины зажимные

Линейка металлическая 50-100 см

Ударная дрель

Киянка с резиновым или деревянным бойком

Сверла Форстнера для сверления несквозных отверстий с плоским дном

Угольник металлический, сторона 30 см.

Электролобзик

Молоток-гвоздодер

Сверла по металлу диаметром от 2 до 10 мм с шагом 0,5 до 1 мм

Уровень 50-60 см

Ленточная шлифмашина

Стамески по дереву (набор)

Сверла по дереву диаметром от 2 до 12 мм



Отвертки прямые и крестовые (набор)

Сверла с твердосплавным наконечником

Степлер мебельный

Биты для шуруповерта (набор)

Плоскогубцы

Маркер или карандаш

Нож сапожный


Ключ разводной

Если не тратиться на покупку верстака, а собрать его вручную, то для покупки такого набора хватит 30-40 тыс. рублей. При более же широком размахе шуруповертами и электролобзиками, разумеется, уже не обойтись, список существенно расширится, а на оснащение цеха уйдет не менее 200 тыс. рублей, с покупкой хорошего фрезерного станка - более 300 тыс. рублей.

Примерный перечень оборудования для небольшого столярного цеха

Вот несколько принципов относительно приобретения и использования оборудования, которых советуют придерживаться владельцы столярных цехов:

    Цена оборудования должна соответствовать уровню развития вашего бизнеса . Многие мастера без опыта испытывают соблазн потратить средства на неоправданно дорогое оборудование, которое не соответствует уровню развития их дела и потребностям, а также не дает каких-либо существенных преимуществ по скорости/качеству. Необходимо помнить о том, что дорогое оборудование элитных марок всегда менее ликвидно, чем дешевое и “народное”. Оно и более дорого в обслуживании, и сложнее продается. Поэтому для начала лучше обойтись самыми проверенными аппаратами. К примеру, если ваши изделия не имеют большой длины, так называемого погонажа, нет большого смысла обязательно приобретать фрезерный станок за 100 тыс. рублей и дороже. Для начала лучше обойтись ручным фрезером, который сможет делать практически то же самое, но будет стоить в несколько раз дешевле.

    Стремитесь к универсальности оборудования . Не следует без нужды раскошеливаться на те виды оборудования, которые можно заменить или которые будут простаивать просто так. Например, тратиться на погружную пилу с направляющей шиной, когда существуют более дешевые и универсальные циркулярные столы. Даже если вам требуется распустить лист - легче и быстрее воспользоваться услугами фирм, владеющих форматно-раскроечными станками, которые могут по низкой цене и с более высоким качеством распустить лист.

    Приобретайте новое оборудование постепенно или с крупных заказов . Разумнее всего задумываться о приобретении нового оборудования по мере роста мастерства и после крупных заказов. В остальное время следует стараться постепенно откладывать небольшую долю прибыли на амортизационные расходы, и уже из них приобретать новые станки.

    Соблюдайте принципы приоритета при расстановке оборудования . Если сверлильные и токарные станки размещаются вблизи от верстака, то шлифовальные аппараты размещают на некотором удалении от рабочего места. Кроме того, у хорошего мастера все всегда должно быть под рукой, поэтому у верстака обычно располагаются тумбы, стеллажи и навесные полки.

    Не забывайте о технике безопасности. Каким бы безопасным и знакомым не казался процесс работы, имейте поблизости аптечку с набором первой помощи. Также используйте защитные очки, плотную одежду. Работайте с застегнутыми рукавами, если волосы длинные - прячьте их в головной убор.

    Не устраивайте нагромождения. При обустройстве помещения держите в уме докупку новых станков в перспективе. В идеале свободное пространство должно вдвое превосходить место под станки. Отсутствие места может нарушить технологический процесс. К рабочей плоскости должен иметься подход с нескольких сторон. Также не стоит превращать помещение в склад: дерево должно идти в оборот, а не валяться по углам.



Нужно ли нанимать работников в столярный цех

На начальном этапе, пока объемы невелики, мастеру проще и быстрее действовать одному. Однако это не означает, что никакая наемная сила вам ни разу не пригодится. Столярам обычно требуются помощники для черновой работы или подмастерья. Они могут носить доски, фуговать, убирать стружки и мусор либо выполнять другие несложные обязанности. В качестве рабочей силы обычно используются подростки, которые ищут подработку летом или молодежь.

Стоит отметить, что столяры с опытом обычно не спешат выращивать себе полноценную замену. И их опасения понятны: велик риск вырастить из ученика своего конкурента, который может перетянуть себе клиентов. Поэтому часто дело ограничивается подсобными рабочими с договорной оплатой труда.

Обратите внимание на то, что средняя зарплата столяра в России на момент написания статьи составляет около 38 тыс. рублей, в Москве и Санкт-Петербурге - около 54,5 тыс. рублей. Поэтому если вы точно уверены, что чистый доход не будет сильно отличаться от этих цифр, еще раз задумайтесь о целесообразности открытия своей мастерской. Сегодня слово “бизнес” очень популярно, но при таких низких оборотах работа по найму будет иметь гораздо больше плюсов по сравнению с самостоятельным плаванием. В таком случае разумнее продолжать заниматься производством деревянных изделий в формате подработки и хобби, постепенно нарабатывая опыт и клиентскую базу.

Средний уровень зарплат по профессиям “столяр/плотник”, “помощник столяра/плотника”, руб.

*по данным объявлений на сайте Avito 12.09.2018

Если же вас посетила идея открыть столярную мастерскую, но при этом работать в ней сами вы не собираетесь, то шансов найти свободного столяра, который будет работать для вас, близки к нулю. Все мастера с опытом, как правило, пристроены и имеют хороший доход, а мастера “похуже и подешевле” часто злоупотребляют алкоголем либо имеют опыт пребывания в местах не столь отдаленных и, скажем так, потеряны для общества. В таком случае вам будет проще и рациональнее размещать свои заказы у действующих мастерских и оплачивать их работу, а затем заниматься реализацией готовой продукции.

Способы реализации и продвижения столярной продукции

Не секрет, что традиционные форматы столярных мастерских в вопросе продаж сегодня находятся в явном проигрыше. Как правило, располагаются они на окраинах городов и в промышленных зонах, где их деятельность никто не видит, а владельцам, сумевшим найти какую-то постоянную клиентуру, не всегда есть дело до продвижения и современных способов коммуникации с аудиторией.

А тем временем, какими-бы ужасами и экономическими кризисами через СМИ нас не пугали со всех сторон, количество целевой аудитории, которая может приносить столярным мастерским хороший доход, постепенно растет. Обратите внимание на темпы загородного строительства, появление новых коттеджных поселков, людей, которые заинтересованы в покупке садовой мебели и качественных деревянных изделиях для дома. Эти люди хотят обустроить свои дома с максимальным комфортом и сделать их уникальными одновременно. Поэтому хорошо, если ваша мастерская будет располагаться на виду у целевой аудитории и отпечатываться у нее ее памяти. В мастерскую не просто должно быть удобно добираться, люди должны видеть то, что вы делаете. Удачное расположение будет помогать в развитии и достижения эффекта “сарафанного радио”. По опыту мастеров, человек, посетивший мастерскую вживую почти на 100% становится ее клиентом.

В идеале владелец мастерской должен постараться забросить максимальное количество “удочек” во все каналы, которые могут способствовать росту продаж.

Способы выхода на клиентов:

Если одни способы выхода на клиентов довольно пассивны (например, публикация объявлений) и требуют разовых усилий (создание сайта-визитки), то для других, например, социальных сетей, потребуется постоянное поддержание и время. Поэтому будет хорошо, если вы обзаведетесь помощником, который будет контролировать эти вопросы. Затратными пунктами на продвижение также могут стать выставочные образцы для презентаций и выставок, заказные фотографии готовых изделий, распечатка расходной рекламной продукции, например, визиток.


Как открыть реставрационную мастерскую

Полный комплект всего оборудования для организации реставрационной мастерской обойдётся в сумму порядка трёх миллионов рублей. Можно сокращать стоимость вложений, исключая из перечня предлагаемых услу...

Изготовление столярных изделий

Структура предмета. Прежде чем начать изготовление столярного предмета, нужно продумать его структуру, от которой зависит организация рабочего места, система обработки деталей, порядок склеивания и сборки.

Все столярные изделия собирают из деталей. Простые изделия склеивают из деталей за один раз (например, настенная полка из досок), более сложные изделия собирают из узлов или каркасов, соединяемых между собой деталями, которые всегда состоят из одного куска дерева, тем или иным образом обработанного. Так, табурет состоит из двух узлов в виде пары ножек с царгой и проножкой, соединенных затем между собой деталями других царг и проножек, идущих под прямым углом к каркасам, и верхней крышкой. Письменный тумбовый стол состоит из нескольких законченных конструктивно объемных элементов, называемых комбинатами (тумба, крышка, ящик) и т. п.

Такое последовательное расчленение столярного изделия - от простого к сложному, умение выделить в нем законченные самостоятельные части очень помогают рациональной работе. Поэтому прежде чем приступить к изготовлению столярной вещи следует выяснить: может ли эта вещь быть склеена за один прием или лучше ее собирать из узлов. Взять тот же табурет. Он может быть склеен из деталей и за один прием, но такая склейка значительно сложнее, чем склейка из двух готовых узлов-каркасов. Также и рама для картины может быть склеена из двух угловых узлов и склеена сразу целиком, что труднее. Возможность разбивки изделия на узлы и комбинаты существенно облегчает работу по сборке и тем улучшает качество.

С появлением мебельных щитов (из ДСП или заводских столярных) количество деталей резко уменьшилось. Если раньше карнизный узел шкафа представлял собой рамку с вставным дном и контурной облицовкой, то теперь это просто щит, оклеенный по торцам шпоном. Количество деталей уменьшилось здесь в пять раз.

Количество типов сборочных узлов в мебели невелико. В однотипных предметах они отличаются только формой и размерами, а принцип их устройства один и тот же.

Основные мебельные сборочные узлы следующие: рамочная дверка или стенка, гибкая крышка (щитовая дверка представляет собой деталь), спинка стула, боковина стула (кресла, дивана), основание шкафа (цоколь), верх шкафа - карниз, ножная рама стола или подстолье целиком, ящичный блок, тумба, крышка стола, решетчатая стенка пристенного шкафа или стеллажа (рис. 24). Этот перечень вполне исчерпывает потребность мастера при изготовлении мебели любого образца и стиля.

Рис. 24. Столярные узлы, каркасы и комбинаты, виды соединений

1 - комбинаты шкафа: а - карнизный; б - щиты стенок и дверок; в - цокольный; 2 - устройство вставных ящиков; 3 - соединение комбинатов шкафа между собой: а - клиновое (народный тип) ; б - на уголках из металла; в - на болтах с упором; 4 - схема устройства пристенных шкафных секций, стеллажа: а - несущий поперечный щит (щека, лесенка - при решетчатой конструкции щита); б - карнизный брус; в - верхний вставной ящик; г - пример крепления ящика на сквозном болте; д - крышка подшкафника; е - нижний вставной ящик; ж - примеры наружной окантовки полок из ДСП; з - примеры крепления полок к поперечным несущим щитам (шканты, крючки, уголки, рейки); 5 - соединение стенок и дверок в шкафных устройствах; 6 - каркасы стульев: а - боковина стула щитового типа с опорным бруском для вставного сиденья; б - боковина кресла каркасного типа с подлокотником: в - каркас задней спинки; 7 - устройство стула народного типа с вставными ножками

Сборочный узел - рамка дверки (или стенки) с точки зрения структуры может быть рассмотрена с двух позиций: во-первых, как щит, в котором вырезано отверстие для стекла или более легкой чем щит деревянной вставки (филенки) небольших размеров, и, во-вторых, как замкнутая обвязка из брусков соответствующего профиля. В первом случае лицевая текстура должна иметь одно направление волокон (сверху - вниз) для всех элементов как вертикальных, так и горизонтальных. Не должно быть заметно никаких линий стыков в угловых соединениях. Из-за того, что щит представляется зрителю как особо широкая доска, структура которой ясно выражена направлением внешних волокон, вырез в нем должен зрительно учитывать конструктивную работу оставшейся части на изгиб, сжатие и скалывание. Он должен быть небольших размеров, с тем чтобы остались поля. В таких вырезанных щитах горизонтальные участки должны быть значительно более широкими, нежели вертикальные, а переход во внутренних углах выреза - плавный, скругленный. В противном случае появится зрительное неудовлетворение, недоверие к конструктивной прочности из-за несоответствия формы и работы детали. Поэтому все оклейки шпоном каркасных рамок «в рост», т. е. в одном вертикальном направлении являют собой элементарную столярную неграмотность, довольно распространенную. Щитом может выглядеть относительно тонкая рамка с широкими обвязками, оклеенная шпоном. Стекло или филенку здесь вставляют недалеко от наружной плоскости и закрепляют с двух сторон тонкими штапиками. Массивные штапики будут выглядеть излишне прочными и грубыми. Кроме того, это создает зрительное недоверие к конструктивному устройству и прочности самой дверки.

Сборочный узел рамка дверки , сделанная из брусков, должна иметь направление волокон вдоль бруска. Профилировка брусков вокруг стекла или филенки, выполненная из того же дерева, усиливает зрительную надежность рамки. Для стекол и филенок в такой рамке с внутренней стороны выбирают четверть, а стекло или филенку вставляют ближе к внутренней кромке. Для простоты работы такая дверная брусчатая рамка может быть выполнена из прямоугольных брусков на шипах, а профилировка вклеивается во внутренний проем и в углах соединяется «на ус».

Узел спинка стула состоит из двух ножек, верхника, средника и задней царги. Между верхником и средником может быть вставлена деревянная решетка или фасонная вставка, составляющая основное украшение стула. Верхник либо вклеивают между ножек, либо накрывают им их. (Фасонный верхник всегда накрывает ножки.) Средник и царгу вклеивают между ножками. При широком верхнике средника может и не быть. Средник делают также при мягкой спинке.

Узел боковина стула состоит из передней и задней ножек, боковой царги и проножки. При широкой царге и наличии подлокотника (в этом случае передняя ножка делается высокой) проножку не вклеивают. Царгу и проножку вклеивают между ножками; подлокотник можно вклеивать так же, но можно и накрывать им переднюю ножку сверху. Если боковина выполняется из брусков, то направление волокон текстуры должно идти по длине брусков, если боковина стула выполнена как щит, в котором сделаны вырезы для ножек и боковины спинки (так выполнялись стулья и кресла в стиле ампир), то направление оклейки лучше делать так, как показано на рис. 24, чем просто сверху вниз («в рост»). Последний прием является довольно распространенным, но он менее грамотен. Без намека на каркасную сущность узла боковина выглядит непрочной.

Узел ножная рама стола состоит из двух ножек, между которыми вклеены царга и проножка. Если проножки не должно быть, то такой стол собирают из отдельных деталей, склеивают сразу целиком, вкруговую на ровной плоскости ножками вверх.

Узел крышка стола бывает двух видов: первый - это щитовая плоскость, оклеенная по контуру фасонным бортом из брусков, и второй - крышка, с приклеенной к ней непрерывной круглой или овальной царгой с внутренними бобышками или брусьями, в которые вставляют ножки.

Узел основание шкафа представляет собой рамку с вставным дном и наружной облицовкой. Если узел развит по высоте (для вставки в него выдвижных ящиков), то он превращается в комбинат, состоящий из двух однотипных рамочных узлов, связанных между собой вставкой из широких досок и разделительной стойки для ящиков (см. рис. 24,1),

Узел крышка шкафа представляет собой также брусчатую рамку с вставным дном и лицевой архитектурной оклейкой фасонными деталями (карниз).

При облицовке цоколя шпоном или массивом направление волокон текстуры должно следовать направлению волокон досок основания, т. е. быть горизонтальным, так как в нижней части необходимо выявить впечатление прочности, а оно всегда связано с конструктивным направлением волокон. Зритель должен как бы прочитывать устройство основания шкафа. Крышка шкафа должна иметь горизонтальное направление волокон текстуры лишь в деталях примыкания к стенкам и дверкам, где проглядывает контурная рамка узла. Выше можно применять любое направление волокон в соответствии с декоративным характером отделки (резьба, профилировка, плоскость, оклеенная шпоном), так как конструктивной работы эта часть узла не совершает. Соединение цоколя, стенок, крышки может быть неразъемным (в небольших шкафчиках). Тогда применяется шиповая связка или связка на шкантах. В шкафах, где стенка идет на всю высоту, цокольной коробки не делают, и шкаф по сути дела представляет собой ящик, поставленный вертикально.

Встроенные шкафные стенки состоят из таких сборочных узлов: решетчатых или глухих несущих стенок, имеющих упоры и вырезы для установки полок, шкафных комбинатов разного рода, деталей цоколя и карниза, а также навесных дверок, выдвижных ящиков. Ящичный комбинат (см. рис. 24,4) представляет собой пространственную систему из стенок, связанных горизонтальными поперечными рамками, между которыми вставлены ящики. Он также может быть в виде щитового открытого жесткого ящика, с боковыми направляющими рейками, на которых висят выдвижные ящики. Эти сборочные части изделия являются основой письменных столов, картотек, инструментальных, посудных шкафов и комодов разного рода.

Следует упомянуть еще об одном сборочном узле изделия - гибкой крышке , состоящей из планок, с профилем или без него, наклеенных плотно на прочную ткань. Крайняя планка делается толще остальных и в нее вклеивается ручка - грибок.

Ящики всех родов сборочных узлов внутри себя не образуют и бывают собраны из деталей - четырех стенок и дна, так что по сути являются комбинатами. Короткие и высокие вставные ящики, чтобы уменьшить перекос в проеме, и, следовательно, усилия при вытягивании, следует снабжать пазом на боковой стенке, прорезанным по уровню ручки ящика, в котором ходит направляющая планка.

Изображенные на рисунках структуры основных сборочных узлов и деталей мебели даются лишь для ориентировки и не являются рекомендацией по обязательному изготовлению точно таких вещей. Могут быть придуманы и иные структурные схемы предметов.

Определение структуры предмета особенно важно при изготовлении нескольких одинаковых вещей, когда приходится изготовлять серии идентичных деталей. Чаще всего это встречается при столярной отделке помещений и устройстве встроенной мебели.

Определив структурные характеристики предстоящего изделия, которое нужно выполнить, продумывают организацию процесса и технологию. Мастер-столяр в своем лице здесь должен соединять и руководителя работы, и технолога, и еще целый ряд смежных вспомогательных профессий. Организацию работы и последовательность операций целесообразно записать, сам предмет должен быть отражен в чертеже с учетом местных поправок на помещение, материал, фурнитуру и инструмент. На основании этих двух документов подбирают материал. А в столярном деле - это чрезвычайно важный этап, так как в ряде случаев наличие того или иного материала может существенно повлиять на замысел и соответственно на результат. Например, при нехватке ценного дерева на все изделие придется ограничиться крышкой или дверками, а остальную поверхность - оклеить шпоном. Следовательно, потребуется хвойный материал на основу под оклейку и соответствующий шпон и т. д. Не следует приступать к изготовлению части изделия с расчетом на то, что остальное доделается потом, когда материал будет. Это расхолаживает мастера, затрудняет оценку работы, приводит к излишнему захламлению помещения, а иногда и к поломке изготовленной части.

Одновременно подбирается лицевая и крепежная фурнитура: ручки, замки, ключевины, защелки, задвижки, полкодержатели, стяжки, петли вкладные и накладные. Нужно сказать, что украшение столярного изделия за счет фурнитурных деталей (развитых петель, оковок) свидетельствует о недостаточном использовании художественных возможностей дерева.

Для крупных изделий применяется фурнитура, имеющаяся в торговой сети, для маленьких - приходится самим изготовлять петли и обрамление ключевин, что является таким же увлекательным занятием, как и само столярное дело. Иногда умело сделанная ключевина служит украшением всей вещи. Накладки ключевин делают из металла, кости, перламутра и обрабатывают как инкрустацию. На рис. 25 показаны некоторые виды самодельных предметов столярной фурнитуры.

Рис. 25. Мебельная фурнитура

1 - пяточные петли: а - прямые; б - выносные; в, г - приемы установки дверок на петлях; 2 - карточные петли: а - общий вид; б - расположение на дверке; в, д - изогнутые петли (угловая и средняя); г - установки для двух дверок на торце поперечного щита; 3 - изготовление миниатюрных петель: а - лужение; б - обжим; в - спайка; г - прорезание карт; д - выем гнезд; е - забивка оси; 4 - примеры деревянных ручек ящиков; 5 - ключевины: а - крепление ключевины на потайных кляммерах изнутри; б - ограничитель подъема крышки; в - конец ограничителя

Организация рабочего процесса. Подобрав материал, следует организовать рабочее место. Основное внимание здесь уделяется распределению инструмента относительно верстака так, чтобы его удобно было брать и класть обратно, режущие части инструмента находились бы в сохранности и инструмент не засыпался бы стружкой и опилками. Пилы следует вешать на стену, рубанки всех видов укладывать боком на щит с упором или бортами против соскальзывания, стамески и долота - в стойку или гребенку. Молоток и киянку кладут рядом с рубанками, точильные камни - в отдалении, у источников света. При наличии постоянного верстака нужно сделать для этого подверстачную полку. Если верстак съемный, делают специальный щиток, располагаемый рядом на козелках или табуретах. Под стружки и опилки, падающие на пол или сметаемые туда, следует уложить клеенку для того, чтобы они застревали в каких-либо предметах и щелях, откуда их пришлось бы долго вычищать. Для уборки необходимы мягкая щетка или небольшой веник и пылесос.

Следует приучить себя к твердому правилу - класть инструмент каждый раз на одно и то же место. Вначале это довольно трудно, так как желание ускорить работу над материалом отвлекает от заботы об укладке освобождающегося инструмента на место.

Чтобы наиболее рационально разместить инструмент вокруг себя, нужно сделать несколько проб - вариантов раскладки и выбрать наилучший.

Организовав рабочее место, можно приступить к обработке деталей по правилам, перечисленным выше. Здесь следует лишь продумать маркировку деталей для сборки, обозначение лицевых кромок и сторон, предназначенных к склеиванию, мест вырезки. Систему маркировки каждый раз менять нельзя, должна быть выработана привычка одну и ту же позицию метить всегда одинаково. Например, кромка или сторона под оклеивание шпоном может обозначаться кружками, вырез - крестом; углы маркируют цифрами или штрихами всегда по часовой стрелке и т. п. Для обеспечения точного совпадения при сборке, смежные детали прочерчивают наискось. Каждый мастер вправе принять и иные обозначения, но, раз выбрав, должен придерживаться их постоянно.

При смене характера работы, подготавливая соответствующий инструмент, нужно убрать освободившийся. Не следует все держать на рабочем месте. Так, при склеивании под рукой должны быть струбцины, ваймы, сжимы; верстак закрывают фанерным листом; клей устанавливают рядом, без риска его опрокинуть. В рубанках здесь не будет надобности и они должны быть убраны. Подобное делается и при отделке.

Изготовив чертежи, организовав рабочее место и рабочий процесс, можно приступить к изготовлению столярных изделий. Описать порядок изготовления всех столярных изделий, которые могут представлять интерес, в небольшой книге нет возможности, да это, пожалуй, и не нужно, так как многое будет понятно из рисунков.

Формы обработки деталей (рис. 26). Вне зависимости от того, собирается ли изделие из узлов или сразу целиком внешняя его форма и выразительность определяются формой деталей и приемами, повышающими качественные характеристики применяемой породы дерева. Как уже неоднократно подчеркивалось, добротность столярного изделия, его внешняя убедительность и в большой степени художественные достоинства зависят от того, насколько в изделии ощущается цельность деревянной конструкции, естественность устройства детали и ее текстуры. Все эти качества присущи исключительно столярным изделиям, выполненным из цельного дерева - массива.

Рис. 26. Примеры обработки деталей мебели из массива

1 - подлокотники; 2 - ножки столов и стульев; 3 - передние стенки выдвижных ящиков; 4 - использование раскладки-уголка в стыках панелей; 5 - виды торцевых обкладок щитов: а - из массивных деталей; б - из тонких клееных; 6 - прием устройства карнизного элемента панелей: а - простого; б - сложного; 7 - пример стыка цоколя с щитом панели

Применяя облицовки и обклейки мастер должен прежде всего заботиться о сохранении впечатления использования массива в своем изделии. Поэтому, даже подбирая листы шпона, следует подумать: стоит ли оклеивать конструктивную деталь, например столешницу, симметричным рисунком, неестественным для распила деревянного ствола или лучше оклеить ее так, чтобы она казалась как бы собранной из натуральных досок. Массив проявляется в детали при естественном переходе рисунка годовых слоев на смежные стороны (с пласти на кромку) и при выходе на лицо торцевого среза. Специальная обработка торца, выделяющая его, подчеркнет цельность дерева и тем самым сможет повысить и ценность предмета.

В настоящее время гладкие и простые формы мебели, которые появились в результате развития производства готовых мебельных плит, оклеенных по кромкам долевым шпоном, вызвали желание увидеть в таких же простых формах настоящую древесину. Поэтому естественный торец получает и эстетическое значение. Отсюда возникает необходимость приклеивания на щит торцевых срезок, что стало несложным при использовании ручных электромашин.

Торец может выходить на лицо целиком всем сечением и в виде части связки, например в виде кромок шипов. Открытый торец одной детали может быть достаточным для создания впечатления использования массива и в остальных деталях предмета. Здесь умение мастера выбрать эту деталь и составит уровень понимания им столярного искусства. Повышает впечатление цельности дерева скругление кромок щитов и брусков: чем больше радиус закругления, тем деталь убедительнее. Другим приемом выявления массива является использование углубленных, утопленных в тело детали, профильных или резных элементов. Накладная резная деталь, даже будучи выполненной из цельного дерева, дешевит изделие и вызывает подозрение в искусственности основания. И, наконец, прорезка сквозных отверстий, в которых виден массив, также повышает выразительность и ценность детали.

При соединении между собой плоскостных элементов, а это в столярной практике при отделке помещения, да и в современной мебели наиболее часто встречающееся дело, особое внимание нужно уделять стыковым частям, низу и завершению, т. е. цоколю и карнизу. Хотя щит образовался как деталь, склеенная из более узких досок и лишь очень редко как одна необычайно широкая доска, зрительное доверие к его прочности возникает лишь при одновременном рассматривании щита и других конструктивных деталей, с которыми он связан (царги у стола, обвязки у чертежной доски и т. п.). При этом сечение деталей, упрочняющих щит (реек, обвязок), также должно вызывать чувство доверия к их прочности. Столешница из облицованного щита, обложенная тонкой рипкой по контуру, при большом свесе всегда будет выглядеть неубедительной и лишь широкая и толстая обвязка, в которую может быть введен и профиль, сделает эту деталь зрительно надежной.

При установке щитов в положение, когда конструктивной нагрузки нет (например, при устройстве панелей), когда добротность щита выступает как самоцель, нужно сделать так, чтобы хорошо просматривалась боковая вертикальная кромка щита и ощущались бы торцевые. Если щиты установлены вплотную друг к другу, то обязательно скругление примыкающих кромок, фаска или введение утопленного профильного перехода. Без этого облицовка выглядит дешевой фанерой. Чтобы избежать такого впечатления при плотном стыке, можно ввести несущие элементы, которые взяли бы на себя надежность конструкции. Такими элементами являются карниз, цоколь или обрамляющие рамы, сечение (ширина), обработка которых должна выявлять цельность их массива и, соответственно, работоспособность.

Так, контурные обвязки всегда должны оклеиваться вдоль волокон; при этом следует подбирать шпон разного характера с тем, чтобы бруски обвязки несколько отличались один от другого. Если шпон абсолютно одинаковый на всех брусках рамы, впечатления оклейки не избежать. При наличии зрительно надежной обвязки внутреннее заполнение может быть углублено, сделано заподлицо и может выступать за пределы несущего контура - как решит мастер. При всех случаях контур зрительно удержит заполнение.

Цокольные и карнизные детали являют собой профильные элементы того или иного сечения, цельные или собранные (зависит от места и размеров изделия). Цоколь - опорная часть, лежащая на полу основания, должна быть зрительно надежной; карниз - завершающая форма, поэтому конструктивная часть его менее развита, чем у цоколя, зато должна быть более развита декоративная сторона. Рассматривая музейные образцы художественной мебели, можно в этом легко убедиться.

При обработке плоскостных деталей и введении декоративных элементов (в столярном деле это линейная профилировка разного рода или резьба) всегда следует применять для украшения более ценное дерево, чем для основы. Так, на оклеенный орехом щит нельзя вводить березовую или дубовую отделку, наоборот - будет правильно. Темное дерево выглядит традиционно более ценным и прочным, чем светлое, и поэтому украшающие и упрочняющие детали должны быть более темного цвета.

Если деталь не несет конструктивной нагрузки и содержит лишь саму себя, то ее отделка может быть исключительно декоративной, сделанной вопреки структуре дерева основы (маркетри разного рода с живописным изображением).

Профильные детали применяют в местах стыков, обрамлениях как переходной элемент, что отражается на форме профиля, и как основа для декоративного орнаментального рисунка (излюбленный прием мебели в стиле барокко).

На рис. 27-30 показаны принципиальные структурные схемы устройства основных столярных предметов и некоторые особенности обработки деталей из цельного дерева, встречающихся в практике ручной работы. На рис. 31, 32 показаны образцы некоторых изделий и оборудования столярной работы с основными размерами и характером профилей.

Рис. 27. Структурные схемы обеденных столов

1 - столы с брусчатыми ножками: а - с разновысокими царгами; б - с прямыми проножками; в - с диагональными проножками; 2 - детали устройства стола: а - царговый узел со стяжкой; б - пример отбортовки столешницы; в - царговый узел обычный; г - формы ножек; д - формы бортовых обкладок; 3 - столы с дощатыми ножками: а - с ножками в угол; б - с центральной опорой из досок; в - с диагональным размещением ножек; 4 - стол народного типа с щековыми ножками: а - пример заклинки; б - обогащенная форма щеки; в - стол с Х-образными ножками (готический); 5 - столы характерной формы: а - пристенный; б - с поворотной складной доской; 6 - столы из щитовых элементов: а - пример стыка щитов

Рис. 28. Структурные схемы письменных и специальных столов

1 - двухтумбовый стол; 2 - однотумбовый стол; 3 - стол с подвесными ящиками; 4 - двухтумбовый стол на ножках; 5 - стол-бар с вращающимся шкафом: а - устройство осевой опоры; 6 - стол шведского типа с полками (бюро) наверху; 7 - конторка; 8 - журнальный стол; 9 - стол для пластинок и проигрывателя; 10 - туалетный стол с откидным зеркалом (письменный дамский); 11 - декоративный стол-бобик; 12 - столик для вышивания (рукоделия); 13 - стол-буфет

Рис. 29. Приемы украшения столярных изделий массивными деталями

1 - столярные профили: а - гусек; б - каблучок; в - выкружка; г - четвертной валик; д - полувалик; е - полочка; ж - двойная полочка (уголок); з - сложный (составной) профиль; 2 - накладные орнаменты из профилированных реек; 3 - декоративные возможности использования срезков и линеек: а - орнаментировка плоскости срезками линеек; б - то же, косыми срезками брусков; 4 - места разметки центров при использовании циркулярных деталей; 5 - орнаментировка фасонными кусками дерева: а - розетка на плоскости; б - дверка с широким обрамлением и декоративным центром; в - орнаментировка вставными бантиками

Рис. 30. Структурные схемы полок

1 - навесные полки с щеками и консолями: а - примеры форм консолей; 2 - полка со шкафчиком; 3 - полка ребровая консольная; 4 - полка угловая; 5 - полка с зеркалом; 6 - полка на несущих рамках; 7 - полка на металлических подвесках: а - вид сбоку; 8 - полка с нижними ящиками; 9 - полки настольные; 10 - полка-тумбочка

Рис. 31. Устройство внутренних лестниц столярной работы

1 - виды лестниц: а - двухмаршевая с поворотом; б - одномаршевая с забежными ступенями; в - двухмаршевая с площадкой; 2 - примеры лестничных ограждений: а - с фигурными досками; б - с фигурными промежутками; в - с декоративными массивными перилами; г - крепление стойки перил к тетиве; 3 - детали устройства лестниц: а - устройство тетивы; б - врезка тетивы в верхнюю балку; в - нижняя опора тетивы; г - косоурная лестница со ступенями на косяках; д - сопряжения проступи и подступенка

Рис. 32. Устройство наружных деталей загородного дома столярной работы

1 - наличник на двойное окно: а - общий вид; б - разрез; в - детальное устройство верха наличника; г - вид ставни с обратной стороны (крепление на шпонках); 2 - входные двери: а - филенчатая дверь с наличником и навершием столярной работы; б - дверь народного характера с остекленным верхом под навесом; 3 - крыльцо с дощатым ограждением для маленького домика; 4 - крыльцо с решетчатым ограждением: а-в - примеры соединения деталей решетки

Особо нужно остановиться на изготовлении внутренних столярных лестниц, соединяющих обитаемые этажи. Здесь трудность составляет определение длины несущих элементов (тетив и косоуров) и соответственно размеров проступи - ширины ступеньки и подступенка - подъема ступеней. Нужно сказать, что удобство подъема по внутренней лестнице вырабатывается привычкой. Так, в Голландии внутренние деревянные лестницы очень круты - от 45 до 60°, а жители не жалуются. Чем лестница круче, тем она меньше занимает места, тем легче ее сделать одномаршевой - непрерывной. В наших условиях крутизна лестницы принимается около 35°, что дает соответственно для проступи 22-23 см, а для подступенка 17-19 см.

Если внутренняя лестница встраивается в уже готовое помещение, то длину ее деталей и ширину ступеней определяют из ее местоположения, расчерчивая на стене углем или мелом наклон и размеры ступеней в натуральную величину. Затем по этим размерам составляют рабочий чертеж в масштабе 1: 10 для исполнения лестницы в материале. Здесь наклон покажет, какую лестницу нужно будет делать, исходя из типов, представленных на рис. 32 (одно или двухмаршевую). На крутизну лестницы и выбор промежуточных площадок может влиять также и длина досок, приготовленных для тетивы и косоура.

При составлении проекта новой лестницы проводят две параллельные линии на расстоянии, равном высоте этажа (25-30 см), в масштабе 1: 10 и проводят наклонную линию под углом 35°. Затем делят расстояние между этажами на равное число ступенек, исходя из того, что высота их должна быть 17-19 см. Может получиться, что целое число ступенек образуется из участков длиной 183 мм, а не 180, это не должно смущать, так как высота этажа не обязательно должна делиться точно на 17, 18 или 19. Затем делят линию высоты (расстояние между этажами от пола до пола) на число подъемов и проводят параллельные линии до пересечения их с наклонной. Участки на наклонной линии в проекции дадут ширину проступи, а общая длина наклонной линии будет соответствовать длине тетивы или косоура в масштабе 1: 10. Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Столярное дело автора Кулебакин Георгий Иванович

Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном Общие положения. Облицовка столярных изделий появилась сравнительно недавно, сначала в странах, куда экзотические породы попадали в небольшом количестве, а затем и в других - из-за массового спроса на имитацию

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Отделка столярных изделий Отделка - завершающая операция, в результате которой изделию придается окончательный вид. В настоящее время существует много способов отделки; мы же остановимся лишь на нескольких видах, относительно традиционных и исполняемых вручную с

Из книги Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие автора Костенко Евгений Максимович

Отделка изделий из алюминия Алюминий и его сплавы по химической природе значительно отличаются от других металлов и сплавов, наиболее часто применяемых в промышленности, как бы находясь на границе между металлами и неметаллами. Вследствие этого химические приемы

3. Шиповые соединения столярных изделий При производстве столярных изделий основным видом соединений является шиповое, состоящее из двух элементов: шипа и гнезда или проушины. В зависимости от толщины изделий, требуемой прочности бруски соединяют на один, два и более

Из книги автора

2. Виды столярных, плотничных и паркетных работ, выполняемых на строительстве Деревянные конструкции на строительство поступают в виде готовых элементов – арок, полуферм, ферм, прогонов, балок, щитов перегородок, оконных и дверных блоков, готовых к монтажу. Деревянные

Из книги автора

Глава 1 ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛЯРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ

Из книги автора

3. Изготовление столярных перегородок и тамбуров Столярные перегородки изготовляют в виде щитов по технологии, аналогичной технологии изготовления рамочных дверей.Щиты столярных перегородок делают шириной 600, 1200 мм, высотой от 2300 мм и более, толщиной 54, 64, 74 мм. На стройку

Из книги автора

4. Монтаж столярных перегородок Перегородки устанавливают после настила полов, санитарно-технических и электротехнических работ, оштукатуривания стен и остекления окон.Столярные перегородки из готовых щитов рамочной (филенчатой) конструкции устанавливают на дощатую

Из книги автора

4. Механизация отделки столярных изделий и встроенной мебели Для отделки деревянных деталей и изделий встроенной мебели создан ряд поточно-механизированных и автоматизированных линий. Линии предназначены для подготовки деталей к лакированию и облагораживанию, а также


Столярное дело родилось из плотницкого, строительного - с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и чёткие детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии кусочки дерева, приобретенные из круглого древесного ствола. Отделка возникла существенно позднее. Сначала столярные изделия выполнялись в натуральной древесине - массиве.

Сейчас в столярном деле употребляются толстые бруски и доски, владеющие достаточной прочностью, и совсем тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (узкий срез древесины), требующие несущей древесной базы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и" для лицевых, открытых взгляду частей изделия, шпон используют только для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Потому что природная база столярного материала не поменялась - это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а означает, и приемы старенькых мастеров, в совершенстве владевших ручным инвентарем, полностью могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд только облегчается внедрением устройств.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму просит и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как понятно, есть разные породы дерева, имеющие древесину различного цвета, строения и прочности. Любая порода имеет свои индивидуальности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит к тому же в том, чтоб уметь найти породу, знать её индивидуальности - плюсы и недочеты, уметь найти в кусочке дерева - заготовке - части, более подходящие для лицевых деталей, уметь соединить меж собой разные породы так, чтоб это соединение было гармоничным, прекрасным и соответствовало конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается различного рода отделке - крашению, морению, лакированию, полированию. Но способности таковой отделки для различных пород различны: есть древесина, просто принимающая протраву (окраску), есть - плохо принимающая; некие породы плохо полируются и т.д. Принципиальный раздел столярного искусства - понимание способностей отделки древесины, её выбор и умение эту отделку выполнить.

Любое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или по другому связанных меж собой. От прочности соединения этих деталей и зависит крепкость всего изделия. Мастеру нужно уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узенькой, ножки табурета - и толстыми, и тонкими. Умение найти нужное для данной детали сечение с учетом не лишь работы, но и красы - одна из основных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют "чувством дерева".

Сущность обработки древесины, как было сказано, сохранилась с древнейших времен фактически без конфигураций: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживаю рубанком, отверстия делают буравом, долотом либо стамеской. За крайнее время возникли ручные машинки, в которых режущие части приводятся в движение движком. Это существенно облегчило работу по заготовке материала и, не считая того, отдало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их производства. От профессионалы требуется умение так применять ручные машинки, чтоб по сопоставлению с ручным созданием возможность получения новейших форм столярных изделий не ограничивалась, а напротив, увеличивалась. Короче говоря, ручными машинками мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской либо рубанком.

Современное столярное создание пополнилось также некими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы тонкий щит на базе ДСП (древесностружечной плиты) либо столярного щита, собранного из склеенных меж собой древесных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это картонный либо пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить крепкий толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение применять эти материалы - непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть - обработку древесины инвентарем и соединение деталей в изделие, так и творческую - умение выбирать и соединять породы, ощущать гармонию в столярном изделии. Крайнее более тяжело, но владение гармонией и описывает реального профессионалы.

В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за крайнее время утратилась непосредственная связь меж её структурой и формой изделия. Возникло много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы нереально (к примеру, поперечное склеивание изогнутых углов и ребер плит; длинноватых, работающих на изгиб деталей) и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Потому понять действительную логику устройства древесной вещи можно, только исследовав эталоны народной мебели, мебельно-сто-лярных изделий прошедших времен. Все детали фермерской мебели и изделий старенькых мастеров-столяров сделаны и соединены в согласовании с настоящей конструктивной работой древесного элемента в изделии. Снаружи это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, обычно, из массива. Но исследование логики построения старинной либо народной мебели совсем не обязано ограничиваться копированием старинных форм.

Занятие столярным делом интенсивно распространяется посреди людей самой различной квалификации - от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в публичных зданиях, до домашних умельцев. При всем этом требования к качеству столярной работы постоянно растут. В то же время проф мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров, не постоянно соответствует подабающему уровню. Это происходит поэтому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов собственной работы, столяры мебельных компаний очень специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших проф подготовки.

Человечество использует древесину много тысячелетий, постоянно усложняя инструменты и технологию для её обработки. Одним из главных направлений деревообработки является производство столярных изделий. Окна, двери, мебель из натурального дерева в квартире или особняке, изготовленные по индивидуальному проекту, показывают статус, вкус и чувство стиля хозяина.

Производство столярной продукции в настоящее время представляет собой целый цикл технологических процессов. Для их выполнения нужны конструкторские отделы, столярные мастерские и лакокрасочные цеха. Конструкторский отдел создаёт проект изделия и рекомендует материалы для его изготовления, а далее начинается работа столярной мастерской.

Этапы производства столярных изделий

Сначала дерево сушат до положенной степени влажности, иначе через некоторое время детали из него могут покоробиться и изменить свои размеры. Для этого используются специальные сушильные камеры. Они могут быть аэродинамическими, конвективными, конденсационными и даже устроенными по принципу СВЧ.

Следующим этапом производства столярных изделий является пиление древесины для придания ей требуемых размеров и контуров. Оно производится при помощи ручных или механических пил разной величины, конструкции, формы. Далее фугование (строгание) подготавливает элементы конструкции для склейки. Оно производится на специальном станке. Для склеивания нужна очень точная пригонка поверхностей, которая и достигается за счёт фугования.

Склеивание должно производиться сразу после фугования, иначе через некоторое время поры древесины забьются пылью, которая препятствует хорошему склеиванию. Клей подбирается для каждого случая индивидуально. После соединения деталей при помощи клея в столярный щит, изделие помещают в пресс. Затем производится рейсмусование, т.е. подгонка на станке для необходимых размеров. Стоит сказать, что существуют комбинированные станки, на которых можно провести и распиловку, и фугование, и рейсмусование, и сверление, но, конечно, их возможности более ограничены по сравнению со специализированными станками.

Далее столярным изделиям придаётся сложная форма на фрезеровальном станке. На нём же возможно и нанесение сложных объёмных узоров. После этого шлифовка и сборка изделия. Существуют специальные шлифовальные машины, но если контур сложен, обычно приходится шлифовать вручную, используя цикли и шкурки разной зернистости.

Собранное изделие поступает в лакокрасочный цех, где его тонируют или красят. Тонирование более популярно, поскольку подчёркивает текстуру и природный рисунок дерева. Покраска же, наоборот, всё это скрывает. Поверх тонировки или покраски наносят слой лака. Благодаря ему, поверхность не только улучшает свой внешний вид, но и приобретает защиту от температурных и механических повреждений.

Конечно, технология производства столярных изделий разных видов отличается. Например, при производстве деревянной мебели кромкоооблицовочные и сверлильно-присадочные станки, а при производстве дверей - торцовочный и калибровочный станки. Но последовательность обработки дерева остаётся неизменной.

Если Вы решили заказать какое-либо столярное изделие в Санкт-Петербурге по индивидуальному проекту, звоните в нашу мастерскую, специалисты дадут Вам профессиональную консультацию и расскажут, как оформить заказ.