Восьмеричный путь в буддизме. Благородный восьмеричный путь

Благородный Восьмеричный Путь (также известный как «Срединный Путь») - это одна из основ учения Будды. Он описывал его как путь, ведущий к прекращению страданий (дуккха) и к достижению просветлеия . Этот путь нужен для развития прозрения в истинную природу всех вещей (в реальность) и для уничтожения жажды, злобы и невежества - то есть так называемых «трёх корней порока», которые присутствуют в уме каждого непросветлённого существа. Благородный Восьмеричный Путь - это четвёртая из Четырёх Благородных Истин Будды, и в то же самое время, первый элемент этого Пути - это понимание всех четырёх Благородных Истин.

Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое на языке пали заучит как «самма». Для большей точности, собранности и связанности можно также отметить, что это слово означает «идеальный» или «совершенный».

В буддийской символике Благородный Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхаммы», в котором восемь спиц означают восемь элементов пути. Согласно текстам древних сутт Палийского Канона, Благородный Восьмеричный Путь был заново открыт Буддой Готамой в его поисках просветления.

Тексты описывают древний путь, по которому шли и который практиковали все предыдущие будды. Говорится, что Благородный Восьмеричный Путь ведёт практикующего к само-пробуждению и освобождению. Будда научил этому пути и своих учеников, чтобы они также могли пройти по нему.

«Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён? Это этот благородный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность, правильное сосредоточение… Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти… Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…» (Нагара сутта)

Ниже будет представлено описатие Четырех Благородных Истин из лекции дост. Бхиккху Бодхи "Некоторые основные принципы буддизма".

Введение

Из-за того, что страдания происходят от желаний, цель, которую преследует путь буддиста – уничтожение желаний. Это не навязанный, аскетический образ жизни с лишениями и самоуничижением, а основательная, здоровая дисциплина, которая постепенно преобразует поведение, отношения и понимание человека, вкратце, субъективные качества всей жизни человека, в «арий» - благородное и святое человеческое существо. Будда называет Благородный Восьмеричный Путь «серединным путем», потому что он избегает резких крайностей чувственного потворства своим желаниям и аскетического самоуничижения.

Однако, этот путь не простой компромисс между двумя этими крайностями, а воистину мудрая дисциплина личного преобразования, сочетающего высокую моральную нравственность со строгой тренировкой ума и основательным взглядом на истинную причину существования. Будда считает его хорошим путем, потому что он чист и здрав, как в начале, так и в середине и конце. Это также и счастливый путь, так как чем дальше по нему продвигаешься, тем больше счастья, радости и умиротворенности испытываешь.

Как было сказано ранее, целью пути является устранение желаний. Кажется, это может представлять серьезную проблему, ибо желания так глубоко засели в нашем мозгу, что от них нельзя избавиться просто с помощью воли. Однако Будда открыл, что желания, как сильны бы они ни были, обусловлены, они зависят от условностей, подпитываются ими, и главным условием, от которого они зависят, является неведение («авиджа»). Неведение – не просто отсутствие знания о чем-либо. Это скорее внутренняя привязанность к вещам, таковым является предрасположенность видеть вещи искаженными, воспринимать и толковать наш опыт сквозь искажающую призму желаний и эгоцентрической точки зрения. Чтобы устранить неведение, мы должны набраться знания или мудрости («гнана», «панна»); не просто концептуальное знание, не собрание фактической информации, а прямое видение, которое проникает за внешнюю сторону вещей и видит их в истинном свете.

Благородный Восьмеричный Путь Будды и есть стратегия получения этого видения. В его первой проповеди он описывает путь как «ведущий к видению, к знанию». Восемь ступеней, составляющих его, являются не просто шагами, которые надо сделать один за другим, скорее они являются элементами единого цельного пути. Хотя сначала они и правда представляют собой некую последовательность, но как только практика достигнет высокого уровня, восемь факторов начинают действовать одновременно, каждый по-своему влияя на общую эффективность пути.

Откровенно говоря, для рассмотрения Благородного Восьмеричного пути требуется, по крайней мере, целая лекция. Но я должен быть краток и могу только схематично очертить, что включает в себя путь.

Мудрость

Правильный взгляд

Первый фактор пути – правильный взгляд («самма диттхи») или правильное понимание. Будда помещает этот фактор в начало пути, потому что для того, чтобы начать практику Дхаммы, мы должны начать с четкого концептуального понимания того, где мы находимся и куда стремимся. Это как путешествие из одного города в другой. Если вы хотите поехать из Хайдерабада в Мадрас, вы должны знать, в какой стороне находится Мадрас, и какие дороги к нему ведут. Если же вы просто сядете в машину и поедете в любом направлении, очень сомнительно, что приедете куда надо. Вероятнее всего, вы просто заблудитесь.

Вот почему великий путь к просветлению следует начать с правильного взгляда. Правильный взгляд имеет два уровня, оба из которых необходимы для того, чтобы пройти по пути Будды до конца. Первый – более низкий уровень правильного взгляда – понимание кармы и ее последствий. Это означает, что мы осознаем ответственность за наши умышленные действия, что благие и дурные поступки имеют последствия, соответствующие этической природе этих поступков, что наша жизнь не оканчивается смертью, а продолжается в других формах, в которых мы пожинаем плоды наших хороших и плохих поступков. Это означает принятие объективности моральных разграничений, между полезным и вредным, согласие с тем, что поступки могут быть рассмотрены в отношении морали, осознание того, что они могут приносить результаты. Наиглавнейшие соотношения, установленные учением о карме – благие поступки приносят счастье и хорошее перерождение, а дурные – страдание и плохое перерождение.

Высший уровень правильного взгляда – понимание самих Четырех Благородных Истин. Это позволяет нам видеть свою экзистенциалистскую ситуацию такой, какая она есть, признавать, что мы страдаем из-за собственных желаний, видеть, что для обретения свободы надо уничтожить желания с помощью Восьмеричного пути. Этот высший уровень правильного взгляда возникает как простое концептуальное понимание истин, но с практикой и ростом внутреннего зрения превращается в опытное видение истин.

Правильное стремление

Правильный взгляд естественным образом ведет ко второму фактору пути – правильному стремлению или правильной цели («самма санкаппа»). Когда мы правильно осознаем свое существование, это понимание определяет нашу жизненную волю, и мы изменяем свои мотивы и цели.

Будда упоминает три типа мотивации, составляющие правильное стремление:

  1. стремление к отречению, желание обрести свободу от чувственный и эгоистических желаний;
  2. стремление к благожелательности, желание счастья и добра другим живым существам;
  3. стремление не приносить вред, сострадание другим существам, чтобы те тоже были свободны от боли и страданий, стремление жить жизнью, не приносящей вред любым живым существам.

Эти два фактора – правильный взгляд и правильное стремление являются предвестниками дисциплины, ибо они указывают направление, в котором последуют другие факторы. Следующие три фактора рассматриваются в схеме, потому что они все связаны с моралью («сила») и правильным поведением.

Нравственность

Правильная речь

Третий фактор – правильная речь , имеет четыре компонента, каждый из которых обладает как отрицательной, так и положительной стороной:

  1. воздержание от лжи, и наоборот – говорение правды;
  2. воздержание от скверной речи, и произнесение слов, создающих гармонию;
  3. воздержание от грубой ругани, и соблюдение мягкости речи;
  4. воздержание от праздной болтовни, и соблюдение полезного общения по необходимому поводу.

Правильное действие

Четвертый фактор – правильное действие («самма камманта»), имеющий три составляющих:

  1. воздержание от убийства, и совершение поступков со состраданием и нежностью;
  2. воздержание от воровства, соблюдение честности;
  3. воздержание от супружеской измены, что для холостяка должно означать уважение семейных устоев других, а для монаха или монахини – соблюдение полного безбрачия.

Правильный образ жизни

Пятый фактор – правильный образ жизни , который Будда объясняет как зарабатывание на жизнь честным и праведным занятием, которое не приносит вред другим.

Будда называет пять профессий, которые преданный последователь должен избегать: торговля оружием, живыми существами (рабство), мясом, опьяняющими веществами и ядами.

Сосредоточение

Последние три фактора Пути также выступают в группе, ибо они разделяют единую цель: очищение разума и обретение концентрации («самадхи»). Будда уделяет особое внимание концентрации, так как для того, чтобы видеть вещи в их истинном свете, ум должен быть собран и сосредоточен на предмете наблюдения. Если ум нестабилен, теряет концентрацию, управляется импульсивными желаниями и пустыми мыслями, истинный проникающий внутренний взгляд невозможен. Таким образом, мы подходим к ступени медитативной тренировки, направленной на сосредоточении рассеянных органов восприятия, и делающей ум мощным инструментом наблюдения и осознания.

Правильное усилие

Шестой фактор – правильное усилие («самма ваяма»), непрерывное желание устранить такие неблагоприятные состояния, мешающие концентрации, как вожделение, злость, вялость, волнение и растерянность. Соответствующим положительному усилию является стремление развивать и совершенствовать такие полезные качества, ведущие к ясности ума и самообладанию, как настороженность, энергичность, радость, спокойствие и невозмутимость.

Правильное памятование

Седьмой фактор – правильное памятование («самма сати») означает бдительность или четкое внимание, направленное на предметы размышления. Будда сгруппировал предметы размышления в систему, известную как четыре основы памятования: тело, чувства, мысли и понятия.

Правильная концентрация

Правильное усилие и правильное памятование вместе дают восьмой фактор – правильную концентрацию («самма самадхи»). Тексты определяют правильную концентрацию как четыре этапа «дхяны», глубокой медитативной погруженности, ведущей к сосредоточенности ума и полной невозмутимости.

Заключение

Было бы неверным предположить, что правильная концентрация означает конец пути буддиста. Правильная концентрация – всего лишь последний фактор для достижения совершенства, а не конечная цель. Когда концентрация успешно стабилизирована, надо одновременно использовать все восемь факторов пути, чтобы образовывалась мудрость («панна»).

Мудрость – прямой взгляд на истинное лицо вещей, а вещи, на которые надо применить этот взгляд – тело и ум, являющиеся «пятью совокупностями, предрасположенными к привязанности». То, что человек должен увидеть с помощью этого взгляда, является истинной характеристикой пяти совокупностей, которые Будда подытожил в «трех характеристиках существования»: непостоянство, страдание и отсутствие «Я» («аничча», «дуккха», «анатта»). Все пять совокупностей, представляющих наше существование, непостоянны, изменчивы, возникают и исчезают в любой момент; все они переполнены страданиями; и ни одно не может быть принято за постоянное «Я», все они «не я, не моя сущность».

Благодаря тому, что проницательность глубже проникает в пять совокупностей, она открывает путь к более основательным уровням понимания. Это понимание отображается в четком видении Четырех Благородных Истин с их глубоким и полным осмыслением. Это есть то высшее знание, которое уничтожает недостатки ума – неведение, привязанность и ошибочные взгляды – и ведет к его полнейшему освобождению. Эта свобода ума, совместный плод концентрации и мудрости – высшая цель учения Будды, которую надо воплотить, находясь здесь и сейчас с помощью постепенной практики, постепенного прогресса, постепенных достижений.

Благородный Восьмеричный Путь, который я только что очертил – прямая дорога к высшей цели буддизма, обретению Ниббаны, полному освобождению от страдания. Однако, Будда был значительнее, чем просто лидер маленькой группы отрекшихся от мира аскетов, ищущих высшую цель с помощью самого быстрого и прямого пути. Он был мировым учителем. Тексты говорят, что он появился в миру, «чтобы принести благо и счастье многим существам, ради состадания к миру». Таким образом, его учение включает в себя не только путь к духовному просветлению, предназначенный для монахов и монахинь, но также и моральный кодекс, воодушевляющий и направляющий людей, живущих в этом мире. Оно также включает в себя всестороннюю программу общественной этики, широко применимой в семейной жизни, межличностных отношениях, экономике и политике.

Благородный Восьмеричный Путь - в буддизме суть четвёртой Благородной Истины.
«Благородный Восьмеричный Путь» делят на 3 раздела:

I. Мудрость - которую иногда переводят как «распознавание» (или «различение») в самом начале Пути указывает направление к реальности за счёт концептуального понимания. Мудрость необходима для развития качества проникающего понимания в истинную природу вещей. На последней стадии, когда ум развит практиками нравственности и сосредоточения, а также с постепенным возникновением Правильного Знания, мудрость приведёт к сверхмирскому Правильному Взгляду и Правильному Намерению.

  • Истинное понимание (истинное воззрение)
  • Истинное стремление (истинная решимость)

II. Нравственность - чтобы ум мог объединиться в сосредоточении, необходимо воздерживаться от неблагих действий телом и речью, чтобы они не стали инструментами загрязнений. Нравственное поведение служит изначальным средством для очищения ума.

  • Истинная речь
  • Истинная деятельность (истинное поведение)
Истинные средства к существованию (истинный образ жизни)

III.Концентрация - Самадхи дословно переводят как «сосредоточение». Такое состояние ума достигается за счёт медитативной практики, которая успокаивает и собирает ум в единении. Это необходимо для развития истинной мудрости, которая приходит за счёт прямого переживания, прямого познания (а не интеллектуального, в виде концепций и идей).

«Без знания не существует медитации; без медитации не существует знания; и тот, кто обладает и знанием и медитацией – близок к реальности. » (Будда)

  • Истинное усилие
  • Истинная осознанность (истинное направление мысли)
  • Истинная концентрация (истинное сосредоточение)

I. Мудрость
1. Истинное воззрение
Так как невежество с его последствиями - заблуждениями о самом себе и мире - является коренной причиной наших страданий, то естественно, что для нравственного совершенствования нужно иметь прежде всего истинное воззрение. Истинное воззрение - это истинное понимание четырех благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни - нирване.

2. Истинная решимость
Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу истинной решимости.

II. Нравственность
3. Истинная речь
Истинная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Истинная решимость, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь. Результатом будет истинная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных
разговоров.

4. Истинное поведение
Истинная решимость, не ограничиваясь выработкой истинной речи, должна наконец воплотиться в истинное действие, хорошее поведение. Истинное поведение заключается поэтому в отказе от неистинных действий - уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

5. Истинный образ жизни
Истинный образ жизни заключается в том, что, отвергая дурную речь и плохие поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путем. Необходимость этого правила вытекает из того, что для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным средствам - надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью. Человек должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное). Истинный образ жизни также заключается в отказе от излишеств, в том чтобы удовлетворяться необходимым и не искать богатства и роскоши. Только поняв необходимое и достаточное, можно избавиться от зависти и многих других страстей и страданий, с ними связанных.

III. Концентрация
6. Истинное усилие

Когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь истинными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с истинного пути как глубоко укоренившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно стремиться заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание называется истинным. Оно указывает, что даже далеко ушедший по пути спасения не застрахован от риска поскользнуться, и ему еще рано праздновать полную моральную победу.

7. Истинное направление мысли
Необходимость постоянной бдительности - таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело - как тело, ощущение - как ощущение, ум - как ум, состояние сознания - как состояние сознания. Обо всем этом он не должен думать: «это - я» или «это - мое». Такой совет звучит примерно так же, как предложение думать о лопате - как о лопате. Но как бы ни казалось это смешным, все же не всегда легко воспринимать вещи такими, какими они являются на самом деле. Труднее практиковать такое направление мысли, когда ложные идеи о теле и т. п. пустили столь глубокие корни, что наше поведение, основанное на этих ложных понятиях, стало подсознательным. Если мы неистинно направляем свои мысли, то мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния - это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми от них и несчастными. Но размышление о бренной, преходящей и отвратительной природе нашего чувства привязанности помогает нам освободиться от этого чувства, а также от сожаления по поводу утраты земных вещей. Это освобождение необходимо для постоянного сосредоточения мысли на истине.

В «Дигга-никайе», сутта 22. Будда дает очень подробные наставления о том, как практиковать подобное размышление. Например, рассматривая тело, надо помнить и думать о том, что оно является лишь соединением четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), что оно наполнено всеми видами отвратительной материи: мясом, костями, кожей, внутренностями, нечистотами, желчью, мокротой, кровью, жиром и т. д. На кладбище можно увидеть, как мертвое тело разлагается, пожирается собаками и грифами, а затем, постепенно смешиваясь с элементами материи, исчезает. Благодаря такому усиленному размышлению он может вспомнить о том, что есть тело: как оно тленно и преходяще! «Он отбросит все фальшивые чувства и привязанность к телу: телу своему и телу других». Простым усилением размышлений об ощущениях, уме и пагубных состояниях сознания человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты. Окончательным результатом этого четырехстороннего напряженного размышления будет отрешенность от всех объектов, которые привязывали человека к миру.

8. Истинное сосредоточение
Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути - к прекращению страданий.

Ищущий сосредоточивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

Когда достигается такое сосредоточение, вера в четырехстороннюю истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным невозмутимым размышлением. Это - стадия сознания, радости и покоя.

На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения.

Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и вдохновения, которые он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения - в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели - прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны (Поттхапада сутта). Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н. э. в Индии. Основателем буддизма была реальная историческая личность - Сидхарта Гаутама (из рода Гаутама).

Серединный путь -жун дао- (санскр. мадхьяма-пратипада), срединный путь (дао). Фундаментальная категория буддизма. Понимается в нескольких значениях. В раннем буддизме была синонимом буд. религ. учения. По словам Будды, последователям дхармы (фа ) следует двигаться срединным путем, избегая двух крайностей: преследуя мирские цели, использовать религ. обряды; ради обретения освобождения изнурять свое тело и ум аскетизмом и обетами. Следуя срединным путем, достигается просветление (санскр. бодхи), умиротворение (санскр. шанти), нирвана (непань). В текстах палийского канона выступает синонимом Благородного восьмеричного пути. В буддизме махаяны понимается как непривязанность к противоположностям «да» и «нет». Срединный путь отрицает как реальное существование единичных сущностей (дхарм), так и реальное существование понимаемой букв. «пустоты» (санскр. шунья, кит. кун ). Концепция срединного пути была подробно разработана в школе мадхьямики в Индии. В сочинении Нагарджуны «Мула-мадхьямика-карики» («Чжун [гуань] лунь» - «Коренные строфы о срединном [видении]») увязывается с принципом «восьми не» (ба бу чжун дао). Цзи-цзан (V–VI вв.), систематизатор учения саньлун-цзун, продолжил разработку этой доктрины, обобщив в ней теории «двух истин» (эр ди), «пустоты», «восьми не». Применяя метод «чатушкотика» (буд. логическая тетралемма), выдвинул теорию видов срединного пути. Согласно ей, в срединном пути выделяются «одна середина/один срединный путь» (и чжун [дао]), «две середины/два срединных пути» (эр чжун [дао]), «три середины/три срединных пути» (сань чжун [дао]), «четыре середины/четыре срединных пути» (сы чжун [дао]). «Одна середина» - синоним «очищающего пути» (цзин дао), освобождающий человека от пут сансарного бытия. В этом значении существует только один срединный путь и других быть не может. «Две середины» - срединный путь «двух истин»: «срединный [путь] мирской истины» (ши ди чжун [дао]) и «срединный [путь] подлинной истины» (чжэнь ди чжун [дао]). «Срединный [путь] мирской истины» - это проповедь будд и бодхисаттв, обращенная к простым людям и ориентированная на их неодинаковые способности. «Срединный [путь] подлинной истины» не имеет изъянов односторонности и соотносится со вторым видом «двух истин». «Три середины» включают в себя «срединный [путь] мирской истины» (ши ди чжун [дао]), «срединный [путь] подлинной истины» (чжэнь ди чжун [дао]) и «срединный [путь] отрицания и подлинной и мирской истин» (фэй чжэнь фэй су чжун [дао]). Он соотносится с третьим видом «двух истин». «Четыре середины» содержат: 1) «середину противопоставления противоположностей» (дуй пянь чжун); 2) «середину устранения противоположностей» (цзинь пянь чжун); 3) «середину уничтожения пребывания [в противоположностях и середине]» (цзюэ дай чжун); 4) «середину установления условного» (чэн цзя чжун). «Середина противопоставления противоположностей» означает существование таких противоположностей, как хинаяна и махаяна, учение об абс. смертности субъекта (дуань цзянь) и учение о бессмертии (чан цзянь). Срединный путь пролегает между ними. «Середина устранения противоположностей» означает, что для достижения срединного пути необходимо устранить эти противоположности: пока они есть, нет срединного пути. Он обретается только с достижением понимания того, что существует срединный путь между представлениями о смертности и бессмертии субъекта: субъект и смертен, и бессмертен, и не является ни тем ни другим. «Середина уничтожения пребывания» возникает тогда, когда устранены все изъяны противоположностей. Но если отсутствуют противоположности, то невозможно установить и срединный путь. Эта концепция недоступна пониманию большинства людей. Поэтому в своих проповедях будды и бодхисаттвы вынуждены прибегать к «середине установления условного». «Середина установления условного» трактуется след. образом: «наличие/бытие» (ю ) и «отсутствие/небытие» (у ) (см. Ю–у) в действительности являются «условными именами» (цзя мин). Срединный путь пролегает между отрицанием «наличия/бытия» и отрицанием «отсутствия/небытия». Однако, чтобы объяснить буддийскую дхарму, наставники вынуждены прибегать к «условным именам». Цзи-цзан соотносил четыре вида срединного пути с учениями различных школ. Первый вид отождествлялся с пониманием срединного пути в учениях «внешнего пути» (вай дао), т.е. санкхьи, вайшешики и джайнизма. Применительно к ним слово «срединный» используется в значении «истинный», «подлинный», поскольку самой концепции «срединного пути» в них не было. Второй вид - это понимание срединного пути в Абхидхарме (кит. Апитань - Великое учение). Третий вид представлен учением школы «Сатьясиддхи-шастры» («Чэн ши лунь» -«Рассуждения о достижении истинного»). Четвертый вид, самый совершенный, - в махаяне: срединный путь между нирваной и сансарой (лунь хуй), ведущий к подлинному просветлению.

Четыре благородных истины

Пробуждение (просветление)

После аскетизма, сосредоточения на медитации и анапана-сати (задержка дыхания), Сиддхартха обнаружил срединный путь - путь умеренности, остережения от таких крайностей, как холение самого себя и самоумерщвление. (Срединный путь - понятие тхеравады. Срединный путь, или Восьмеричный Путь - значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между строгим аскетством и разнузданностью; значит не впадать в крайности.) Он принял немного молока и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджату, которая ошибочно приняла его за духа, исполняющего желания, такой у него был изнеможенный вид. После этого, сидя под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, он поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины. Каундинья и остальные его 4 спутника, полагая, что он отказался от своих дальнейших поисков, покинули его. После 49 дней медитации в майское полнолуние , в возрасте 35 лет он достиг Просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

В этот момент, как полагают, он достиг полного пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий - невежестве - а так же шаги, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). Будда - наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать Дхарме других людей. Он был обеспокоен тем, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, не смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Первая Благородная Истина о страдании

Истина о дуккха или беспокойной неудовлетворенности (дукха или дуккха , санскр. दुःख, пали dukkhaṃ - «страдание», «беспокойная неудовлетворенность», «дискомфорт», «расстройство»).

Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть - удел всех существ.Три главных великих страдания:

    страдание от перемены;

    страдание, усугубляющее другие страдания;

    страдание, собирающее страдания;

Четыре великих потока страдания:

    страдание рождения;

    страдание старости;

    страдание болезни;

    страдание смерти;

Стоит отметить, что часто термин дуккха переводят как страдание , хотя это не совсем верно. Люди страдают постоянно. Здесь же речь идёт о страдании, которое преследует людей всю жизнь.

Вторая Благородная Истина о причине

Истина о возникновении дуккха .

Благородная истина о причинах беспокойной неудовлетворённости: ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы. Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары».

«Карма есть причина страданий и неудовлетворённости жизнью ».

Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха ), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Удовлетворение жажды очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новой жажды. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растет карма.

Источник плохой кармы часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истины, ошибочное понимание реальности.

Третья Благородная Истина о прекращении

Истина о прекращении дуккха . Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: "Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление)."

Состояние, в котором нет дуккхи, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Но мало просто так прочитать об этом. Чтобы понять эту истину, нужно использовать медитацию на практике, чтобы очистить ум. О том, как реализовывать это в повседневной жизни, говорит четвёртая истина.

Четвёртая Благородная Истина о пути

Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха (дуккха ниродха гамини патипада марга (санскр. मार्ग, mārga IAST , буквально «путь»); пали dukkhanirodhagāminī paṭipadā (gāminī - «ведущий к», paṭipadā - «путь», «практика»)).

Благородная истина о Cрединном пути:"Это есть Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд (пали диттхи), Правильный Настрой (пали санкаппа), Правильная Речь (пали вача), Правильные Действия (пали камманта), Правильная Жизнь (пали аджива), Правильные Усилия (ваяма), Правильное Сосредоточение Внимания (пали сати), Правильное Самадхи (пали самадхи)"

1. БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА – О НАЛИЧИИ СТРАДАНИЙ

Мир этот полон страданий.

2 . ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ

Страдания проистекают от бесконечной чело­веческой неудовлетворенности. Нескончаемы жела­ния людей. И даже получая удовольствия, они страда­ют; Им кажется, что удовольствие могло бы быть более интенсивным, продлиться намного дольше. Они ску­чают, когда желаемое утрачивает прелесть новизны, они сожалеют, если что-то проходит, и не находят се­бе места, ожидая.

3. О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЙ

Существует жизнь без страданий, можно осво­бодиться от иллюзий и прекратить череду перевопло­щений. Можно родиться в ином мире, в мире истины. Он называется нирвана.

4. О ПУТИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Чтобы стать свободным от иллюзий, следует по­ знать себя.

Буддизм признает наличие тонких миров, а также Великих и Светлых существ. Но он считает, что Мир Света не может помочь спящему стать свободным и счастливым. Только сам.человек может захотеть проснуться. Каждый обладает природой Будды, но не каждый это осознает. Если ты захотел «пробудиться» в этом мире, ты способен сделать это и стать буддой, то есть «пробужденным». Нирвана - не место, куда можно переселиться, она - состояние!

БУДДА: САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Общебуддийское содержание легенды о принце Сиддхартха Гаутама (623-544 гг до н.э.). Четыре истины Будды: есть страдание, есть источник страдания, есть прекращение страдания, есть путь, ведущий к прекращению страдания. Пятикратная привязанность к земному как выражение страдания; жажда бытия, удовольствий и могущества как причина страданий; уничтожение жажды бытия как прекращение страданий.

Восьмеричный путь прекращения страданий: праведная вера, заключающаяся в четырех буддийских истинах; праведное намерение, заключающееся в отрешении от привязанности к миру; праведная речь, состоящая в воздержании от лжи; праведные поступки, состоящие в ненанесении вреда живому, ненасилии (ахимса); праведный образ жизни, состоящий, в частности, в том, чтобы избегать недозволенных средств; праведное усилие, состоящее в постоянном бодрствовании и бдительности по отношению к соблазнам; праведная мысль, состоящая в знании того, что все преходяще; праведное сосредоточение, которое проходит четыре стадии – экстаза, порожденного умственным сосредоточением; радости внутреннего спокойствия, порожденного освобождением от познавательных усилий; освобождения от радости; совершенной невозмутимости.

Отличительные особенности нормативной программы Будды: интерпретация морали как пути, среднего звена между порочным бытием и конечной целью; отождествление морали с личным самосовершенствованием, состоящем в духовном самоуглублении индивида. Принципиально неморалистический характер учения Будды.

Две есть крайности, о братья, которым не должен следовать тот, кто отрекся от мира. С одной стороны, - влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от всего более, от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений. С другой стороны, путь самоистязаний, недостойный, мучительный, бесплодный. Есть средний путь: о братья, далекий от тех двух крайностей, возвещенный Совершенным - путь, отверзающий очи, просветляющий разум и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване! Каков же тот средний путь, о монахи, - путь далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, что ведет к Совершенству, к возвышенной Мудрости, к душевному миру, к совершенному пробуждению, к Нирване? Истинно! То восьмеричный Благородный путь: Правильное воззрение, правильное намерение, совершенная речь, правильное поведение, совершенный образ жизни, правильное усердие [или усилие], правильное памятование [или созерцание], правильное сосредоточение . Вот, о братья, тот средний путь, далекий от обоих крайностей, возвещенный Совершенным, - тот путь, что отверзает очи и просветляет разум, что ведет к душевному миру, возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване.

Источник: Дхаммачакка-Паваттана-Сутта(Сутра Запуска Колеса Дхармы) -

Русский Пали Санскрит Китайский Японский Тайский Тибетский
Мудрость Paññā Prajñā
I Правильное воззрение sammā-diṭṭhi samyag dṛṣṭi 正見 正見, сё: кэн สัมมาทิฏฐิ yang dag pa’i lta ba
II Правильное намерение sammā-saṅkappa samyak saṃkalpa 正思惟 正思惟, сё: сиюи สัมมาสังกัปปะ yang dag pa’i rtog pa
Нравственность Sīla Śīla
III Совершенная речь sammā-vācā samyag vāc 正言 正語, сё: го สัมมาวาจา yang dag pa’i ngak
IV Совершенное поведение sammā-kammanta samyak karmānta 正業 正業, сё: го: สัมมากัมมันตะ yang dag pa’i las kyi mtha"
V Совершенный образ жизни sammā-ājīva samyag ājīva 正命 正命, сё: мё: สัมมาอาชีวะ yang dag pa’i "tsho ba
Духовная дисциплина Samadhi Samadhi
VI Правильное усилие sammā-vāyāma samyag vyāyāma 正精進 正精進, сё: сё: дзин สัมมาวายามะ yang dag pa’i rtsol ba
VII Правильное памятование sammā-sati samyak smṛti 正念 正念, сё: нэн สัมมาสติ yang dag pa’i dran pa
VIII Правильное сосредоточение sammā-samādhi samyak samādhi 正定 正定, сё: дзё สัมมาสมาธิ yang dag pa’i ting nge "dzin

Cмысл каждого пункта Восьмиричного Благородного Пути

I. А что такое правильное воззрение? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания : вот что называется правильным воззрением

< ... >

II. А что такое правильное намерение? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильным намерением.

< ... >

III. А что такое совершенная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется совершенной речью.

< ... >

IV. А что такое правильное поведение? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильное поведение.

< ... >

V. А что такое совершенный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется совершенным образом жизни.

< ... >

VI. А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых способов поведения (акусала-дхамма) ... ради устранения уже возникших неумелых способов поведения... ради развития еще не возникших умелых способов поведения (кусала-дхамма) ... ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых способов поведения.

< ... >

VII. А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело само по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ощущения сами по себе, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе: вот что называется правильным памятованием

< ... >

IIX. А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане : восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара). С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам). С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает". С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Источник: ДН.22: Махасатипаттхана сутта (Великая Сутта об основах памятования) -

Доктрина о Срединном Пути как отдельная от Восьмеричного

Если кто-то видит «пустоту» и не видит не-«пустоту», то нельзя сказать, что это - Срединный Путь. Также нет и речи о Срединном Пути, если видят «не-я» всех вещей и не видят их «я». Срединный Путь - это и есть Природа Будды . Поэтому Природа Будды вечна и в ней нет изменений. Все омраченные неведением, существа не могут видеть. Шраваки и пратьекабудды видят «пустоту» всех вещей. Но они не видят не-«пустоту». Или же они видят «не-я» всех вещей, но не видят их «я». Поэтому они не могут достичь «пустоты» первого значения. Не достигнув «пустоты» первого значения, они не следуют Срединному Пути. А если нет Срединного Пути, то нет и видения природы будды . О добрый сын! Есть три видения Срединного Пути. Первое заключается в деянии, которое только радостно; второе - в деянии, которое только печально; третье - в печально-радостном деянии. "Только радостное деяние" присуще так называемому бодхисаттве-махасаттве , который, жалея всех существ, живет в аду Авичи и, несмотря на это, воспринимает все с радостью, как если бы находился на третьем небе дхьяны.Когда говорят «только печальное деяние», это относится ко всем простым смертным. "Печально-радостное деяние" присуще шравакам и пратьекабуддам. Шраваки и пратьекабудды испытывают и печаль, и радость - и обретают сознание Срединного Пути. Поэтому, хотя и обладаешь природой будды , не можешь, как следует, увидеть ее. Добрый сын! Вот ты сказал, что говорят: Природа Будды . О добрый сын! Природа Будды является семенем Срединного Пути непревзойденного бодхи всех будд. И еще, добрый сын! Есть три вида Пути: низший, высший и срединный. На низшем - говорят о не-вечности Брахмы, который преходящее ошибочно принимает за вечное. На высшем - говорят о том, что рождения и смерти, которые воспринимаются людьми как вечные, на самом деле являются преходящими. Вечны Три Сокровища, которые по ошибке видятся невечными. Почему этот Путь называется высшим? Потому что на таком Пути обретается непревзойденное бодхи.

Срединный Путь - это «пустота» самого первого значения. На нем не-вечность и видна как не-вечность, а вечность - как вечность. «Пустота» самого первого значения не относится к низшему. Почему? Поскольку она - то, чего нет у всех простых смертных. Не называют ее и «высшим». Почему? Потому что она - высшее. Путь всех будд и бодхисаттв не высок, не низок. Его называют Срединным Путем. И еще, о добрый сын! Изначальная обитель жизни и смерти бывает двух видов. Первый - это «неведение», второй - прилипание к тому, что существует. Между ними - горести рождений, старости, болезней и смертей. Это называется Срединный Путь. Этот Срединный Путь воистину сокрушает рождение и смерть. Потому-то он и называется Срединный. Потому-то учение Срединного Пути и называется природой будды . Таким образом, природа будды вечна, блаженна, обладает атманом и чиста. Ни одно существо не может увидеть ее. Поэтому нет ни вечности, ни блаженства, ни атмана, ни чистоты. Природа Будды не является не-вечной, не-блаженной, анатманной и не-чистой.

А сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен . То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей :

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.


Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса .


Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.


Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

До скорой встречи!