Белокаменная резьба руси. Белокаменная резьба ведических храмов Руси

Согласно эзотерическим знаниям, жизнь это один из этапов Бытия. Если вы знаете аксиому: «От минерала к растению, от растения к животному, от животного к человеку… (и далее)», то нетрудно догадаться, что цель Бытия, а значит, и жизни - совершенствование. Но совершенствование идет по двум основным независимым, но поддерживающим друг друга направлениям - у...

9 ментальных правил для преодоления трудностей.

Бывает так, что нам тяжело жить, но эти девять правил помогут вам преодолеть трудные времена и обрести потерянный интерес к жизни.Джон Леннон лихо спел в своей песне «Beautiful Boy»: «Жизнь – это то, что происходит, когда вы заняты, занимаясь другими планами». И в самом деле, чаще всего жизнь не повернуть так, как мы представляем ее. Кажется, что все ид...

Учёные воссоздали облик живших в Забайкалье 8 тыс. лет назад людей.

Сотрудники лаборатории пластической реконструкции института этнологии и антропологии РАН воссоздали облик мужчины и женщины, живших примерно 8 тысяч лет назад, чьи останки археологи нашли на юго-западе Забайкальского края, сообщает 17 октября ТАСС со ссылкой на доктора исторических наук, профессор Михаила Константинова.«Останки обнаружили в Красночикойс...

Ученые опровергли мнение об уникальности Земли.

Новое исследование ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучивших свет белых карликов, доказывает, что Вселенная буквально наполнена планетами, очень схожими с Землей и Марсом по своему составу.Работа опубликована в журнале Science, а коротко о ней рассказывает Phys.org. Подобные Земле планеты могут быть распространены во Вселенной. О...

Скляров о Ангкор Ват

Ангкор – гигантский храмовый комплекс превышающий по размерам все известные мировые комплексы, согласно офицальной науке был построен королем Сурьяварманом вторым в период 1113-1150 годов, занимает площадь свыше 3000 кв. км. Дальнейшие короли дополняли комплекс своими сооружения пока кхмерская империя не погибла под ударами сиамцев предков современных т...

Уничтожение народов Европы было предрешено ещё век назад.

Когда Ангела Меркель в 2015 году открыла границы и затопила Германию миллионами мигрантов, политики и СМИ приветствовали это как гуманитарный акт. Однако повестка действий Меркель - нечто совершенно другое. Речь идет ни о чем ином, как о полном уничтожении европейских национальных государств и их народов и создании общеевропейского сверхгосударства. Что...

30 цитат Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу - выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) п...

Александрийская библиотека: от Птолемеев к Цезарям

Александрийская библиотека росла, пока был силен Египет Птолемеев. При ней писали филологи и поэты. Как центр знаний она дожила до конца IV века н. э.Александрийский Мусейон: основаниеХотя Александрийская библиотека погибла, она позволила сформироваться античной культуре в таком виде, в каком мы ее знаем. При библиотеке писали поэты Эллинистической эпох...

Единая душа всего живого

В естественной природе нашей планеты присутствует удивительный феномен, которому до сих пор нет внятного объяснения. Его нельзя «потрогать» и увидеть воочию, но он у всех на виду. Таинственный феномен называется «коллективное сознание», и ему уже многие миллионы лет, хотя никто не знает, когда и почему оно возникло, а также кто или что является его созд...

Волшебная валериана - "Будь здоров!"

Наверно, нет такого человека, кто не знал бы, что такое валериана. Но мало кто знает, что валериана переводится, как "Быть здоровым" или "Быть сильным" (от латинского Valere). О целебных свойствах валерианы известно с древних времён. Есть красивая легенда о том, как это растение было найдено. Как-то святой Пантелеймон-целитель собирал лечебные травы в...

Откуда в древнем мегалитическом сооружении Баальбека славянский оберег Рысич?

Удивительное и загадочное мегалитическое сооружение в Ливане, возле небольшого поселения Баальбек будоражит умы учёных. Кто построил этот гигантский, как предполагают, храмовый комплекс? Каким образом строители поднимали на большую высоту блоки весом в триста тонн? А в комплексе Баальбек использовались и ещё более тяжёлые блоки, весом в тысячу тонн. Вот...

Астрономы заявили о странном поведении Солнца. На обсерваторию «Спектр-РГ» оказано неизвестное воздействие в космосе.

Возможно воздействие неизвестного космического объекта... Ученые NASA заявили об аномальном явлении в Солнечной системе. По данным, полученным с зондов Voyager-1 и Voyager-2, давление на границе с межзвездным пространством возрастает – что не согласуется с бытовавшими ранее теориями.До сих пор считалось, что ближе к краю гелиосферы давление, вызванное э...

Известный египтолог нашёл подтверждение пророчества Эдгара Кейси.

Одно из самых известных пророчеств Эдгара Кейси – о легендарном зале летописей Атлантиды. Согласно его пророчеству, потайной зал летописей, хранящих древние знания атлантов, находится под правой лапой знаменитого Сфинкса в Гизе. Однажды люди смогут найти это тайное место и обретут знания, оставленные великой цивилизацией. ...

Дельфин-легенда, о котором говорят до сих пор.

Фото: Пелорус Джек. Открытка с фотографией дельфина. Кадр сделал К.Ф. Пост в 1909 году.Эта история началась в 1888 году. В проливе Кука, между островком Дюрвиль и Южным островом Новой Зеландии есть узкий участок морского пути со множеством коварных рифов, который называется Френч- Пасс. Здесь часто случались кораблекрушения, гибли люди. &n...

«Греческий огонь» против пушек.

В 1821 году входившая в состав Османской империи Греция поднялась против власти султана. Крупнейшим морским сражением войны за независимость считается битва в заливе Геронтас, где фактически не имевший централизованного командования полупиратский флот повстанцев, используя брандеры, сумел потрепать «интернациональную» армаду противника.Огнем восстания б...

В Залесье была воссоздана основа русской государственности. И там же, во славу этой государственности, был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором все три радующие глаз великие искусства - зодчество, живопись и ваяние - представлены прославленными шедеврами.

В краю лесов естественно расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство древоделей вызывало восхищение современников.

Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви «не было ни будет».

И это искусство оказалось в конце концов сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменном строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же время и древоделями...

Мало что сохранилось от каменных построек Мономаха на северо-востоке. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком (основателе Москвы), который первым из суздальских князей стал добиваться преобладающего положения на Руси. Это - церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском.

Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными абсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. Храмы-богатыри, столь типичные для русского зодчества середины XII в., но в самой своей грузности, приземистости выделяющиеся четкостью архитектурного замысла, могучей в своей простоте красотой. Стены лишены украшений, щелевидные окна - словно бойницы. Эти храмы выстроены в суровое время, когда тяжелая борьба за главенство еще не была завершена суздальскими владыками. Строг и прост храмовый интерьер. При Юрии церковь в Кидекше даже не была расписана и богослужение происходило в ней среди голых стен. Кидекшская церковь заслуживает нашего особого внимания. Это первая церковь, сложенная из белого камня (местного известняка), блоки которого идеально подогнаны друг к другу. От нее-то и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало нынешнюю мировую славу Владимиру на Клязьме.

Церковь св. Бориса и Глеба в селе Кидекше. 1152 г.

В город этот, так названный в честь его основателя, Владимира Мономаха, перенес свою резиденцию сын Юрия Долгорукого от брака его с половецкой княжной - знаменитый Андрей Боголюбский.

То был крупный государственный деятель, отважный полководец и изворотливый дипломат. Летописец называет его «самовластием». И действительно, он пожелал властвовать безраздельно и над прочими русскими князьями, и в собственной вотчине. Опираясь на посадских людей, Андрей круто расправлялся со старой знатью, ростовскими и суздальскими боярами, противившимися его единодержавию. Твердо шел к намеченной цели. Суздальские войска, к которым присоединились князья, привлеченные Андреем на свою сторону, взяли приступом Киев и разграбили «матерь городов русских». По рассказу летописца, победители не пощадили ничего, ни храмов, ни жен, ни детей: «....был и тогда и Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные». Но, взяв Киев своими полками, Андрей не поехал туда сесть на отцовский и дедовский престол. Пожелал править из Владимира. Историческая заслуга его заключается в том, что он мечом и хитроумной политикой приостановил распад Руси, понял значение Владимиро-Суздальской земли как нового центра ее объединения. И личностью, и своими делами он выражал свое время, тревожное и жестокое. Сумел воплотить и объединительные стремления народа. Кончил трагически, убитый в своем дворце в Боголюбове восставшими против него боярами. Но дело его не погибло.


Собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. 1152 г.

А город Владимир, как и все княжество, стал при нем крупнейшим очагом русской культуры. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него «купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких».

То была твердыня, к которой с почтением относились другие европейские государи. И твердыня эта так чудесно украсилась, что и сейчас мы видим в ее памятниках одно из самых высоких достижений художественного гения нашего народа.


«Золотые ворота» во Владимере 1184 г.

В Лаврентьевской летописи читаем, что «приведе ему (Андрею Боголюбекому) бог из всех земель мастеры». Скорее всего, заезжие мастера прибыли из Галицкой Руси, игравшей важную роль в культурных связях Владимиро-Суздальской земли с Западом. Влияние царившего тогда в Западной Европе романского стиля, несомненно, сказалось на владимирском искусстве. Но этим не ограничиваются возможные сопоставления. В частности, истоки владимиро-суздальской храмовой пластики пытались отыскать не только в Киеве и Галиче, но и в Ассирии, Индии, Александрии, Малой Азии, Кавказе, Иране, равно как в Саксонии, Швабии, Северной Италии и Франции. Переплетение культур обнаруживается во всем мировом искусстве. Но точно ток же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства (каковы бы ни были его истоки), а романские соборы - шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор, - величайшие шедевры русского искусства. Не найти им подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечательного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей, славя в ней красоту вселенной.


Успенский собор во Владимире. 1158-1161 гг. Расширен в 1185-1189 гг.

Перед памятниками Владимира и Суздаля русский человек той поры должен был испытывать волнение, просветлявшее его душу. Какая ясность и стройность и какая гармония с окружающим пейзажем!

Искусство как увенчание природы... Так ведь мыслил и древний грек, возносясь духом перед Парфеноном.

Мы вспомнили об Элладе не случайно. Не «мраком средневековья», а лучезарной, жизнерадостной красотой, преодолевшей архитектурную суровость предыдущих десятилетий, дышит искусство Владимиро-Суздальской Руси в пору расцвета.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль по праву занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения.

Как твердыня, высятся Золотые ворота Владимира (1164 г.), одновременно служившие городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный златоглавой церковью, - замечательное сооружение крепостной архитектуры. А на противоположном конце города высились некогда столь же, вероятно, мощные и парадные Серебряные ворота.

Успенский собор (1158-1161 гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой.

Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея!

В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской богома-тери, шедевр византийского искусства. Внутреннее убранство храма ослепительно сверкало золотом, серебром и драгоценными каменьями, что вызывало сравнение с легендарным библейским храмом царя Соломона. Суровая простота долгоруковских храмов отошла в прошлое. А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.


Церковь Покрова на Нерли. 1165 г.

При Всеволоде, брате Андрея, прозванном Большое Гнездо, Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Автор «Слова о полку Игореве» так обращался к нему:

А ведь можешь ты Волгу
Веслами всю раскропить.
Дон шеломами
Вычерпать!

Зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчали их четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей - прясел. Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать.

Мы говорили о переплетении культур, искусств.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания.

И кажется нам правдивым предание, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбовских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали...

Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот легкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всем своем бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте.

Да, это такое же совершенство, как классическая дорическая колонна, как самые высокие достижения архитектуры древней Эллады.

Обычного типа небольшой четырехстолпный храм, какие строились при Юрии Долгоруком. Но какое коренное различие! Вместо грузного, вкопанного в землю куба - устремленность ввысь в общем облике и чуть ли не в каждой детали. Удивительное преодоление тяжести камня, материи в сказочной летучести удлиненных форм, подчас создающее впечатление невесомости.


Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг.

Арочный фриз и углубленные многоарочиые порталы - очевидно, романского происхождения, но какими массивными, даже тяжеловесными кажутся в сравнении с церковью Покрова на Нерли современные ей западноевропейские храмы!

В конце XVIII столетия из-за малой доходности для духовенства этой заброшенной тогда церкви игумен Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать ее, чтобы использовать материал для постройки монастырской колокольни. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

При Всеволоде, чья слава и власть так поражали современников и перед которым, по слову летописца, трепетали все страны, «Суздальская область еще в начале XII в., захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII в. является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В. О. Ключевский).

Построенный при нем Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197 гг.) должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не «искали мастеров от немец».

Как и церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор - одноглавый четырехстолпиый крестово-купольный храм. «Но как Покровская церковь отличалась от храмов Юрия, так и Дмитриевский собор был столь же глубоко отличен от церкви Покрова. Зодчими собора как бы руководило желание возвратить его массам тот спокойный, несколько тяжеловесный ритм и мощь, которые были столь типичны для храмов Юрия Долго-рукого... Однако при всем этом храм отнюдь не приземист и не грузен. В отличие от храмов Юрия, Дмитровский собор подчеркнуто величественен и по-своему строен; но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность… Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н. Воронин).

Таково предельно точное определение архитектурного замысла Дмитриевского собора. И все, что тут сказано, объясняет то грандиозное впечатление, которое производит на нас этот храм. В той же степени, что и церковь на Нерли, Дмитриевский собор один из тех шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа.

Но не только благородство форм, не только идеальные пропорции храмового здания создают подлинную уникальность Дмитриевского собора. Мы глядим, глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Как чудесная сказка широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских каменосечцев.

«Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением» (Н. П. Кондаков).

Все так, но вот мы, потомки тех русских людей, что толпились во времена князя Всеволода перед белокаменной роскошью воздвигнутого им собора, любуемся его резной поэмой с тем же, вероятно, что и они детски-радостным восхищением, вовсе не думая о ее назидательном смысле.

Во всем древнерусском искусстве монументальная пластика получила полное развитие только во Владимиро-Суздальском княжестве, при этом развитие исключительное по своим художественным достижениям. В основе этой пластики - древние традиции деревянной резьбы, восходящие к языческим временам. Народное начало, питавшее древнерусское искусство, тут проявилось особенно ярко в рельефе, сливающемся с архи-тектурой, дополняя ее и украшая. Любовь к природе, прославление ее красоты - вот что составляет истинное содержание этой замечательной декоративной скульптуры. Духовенство не могло этому воспротивиться: заказывая мастерам из народа назидательную композицию, оно неизбежно давало им возможность проявить в ней народную фантазию, жизнелюбивое народное мироощущение, без которых зачахло бы их вдохновение.

Каменная резьба украшает и церковь Покрова. Там, наверху каждого из трех фасадов, библейский царь Давид изображен с гусями среди львов, лишенных всякой свирепости и птиц внимающих его гласу. Но эта сцена, всем своим настроением перекликающаяся с архитектурой храма, не играет существенной роли в общем его облике: это всего лишь прекрасное его украшение. То же можно сказать и про рельефы боковых прясел.

Совсем иным выглядит резное убранство Дмитриевского собора. Оно занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар – полукруглых завершений фасадов, и затем все так же узорчато восходит по барабану. И так все стройно, так изящно распределено, так гармонично согласовано, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, сработанный искуснейшим ювелиром по заказу сказочного великана.

Да, драгоценный ларец. Или - каменный ковер. Каменный узор - излюбленное древнерусское узорочье. Пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса...

Но не передать всего, что рождают память и воображение, когда смотришь издали на эту каменную поэму.

Радость для глаз - чистая, непосредственная, как бы торжествующая над всеми мирскими печалями.

«Чудным велми» показался Дмитриевский собор летописцу. Любо смотреть и вблизи на это узорочье. Несложны сюжеты рельефа. Тот же царь Давид-псалмопевец. Или же как полагал Н. П. Кондаков, за которым следует крупнейший современный знаток древнерусской каменной скульптуры Г. К. Вагнер, - сын царя Давида - мудрый Соломон, автор «Пяти тысяч песней». Александр Македонский, согласно средневековой легенде, возносящийся на небо. А вот и сам Всеволод Большое Гнездо на троне, с коленопреклоненными сыновьями. Обычное для всей тогдашней Европы возвеличение государевой власти, через церковь благословляемой богом.

Что нам до всего этого! Перед нами в стройном узорочье развертывается нечто совсем другое, куда более значительное и не стареющее.

Звери, птицы, растения в самом причудливом изображении: львы с «процветающими» хвостами, гуси со сплетенными шеями и т. д. И все в строчку, как на расшитом полотенце, при этом нарядно, весело, празднично.

Мономах, дед строителя этого храма, говорил в своем «Поучении»: «Зверье разноличнии, и птица, и рыбы украшено твоим промыслом, господи!.. Все же то дал бог на угодье человеком, на снедь, на веселье».

Именно на веселье. И оно так играет, так искрится в легкой резьбе, так славит вселенную, что правильно было сказано: тут уже обожествление самой твари, а не творца. И в этом - непреходящая значительность, сияющая красота скульптурного убранства Дмитриевского собора.

Что это - «звериный стиль», в основе своей восходящий к скифам, а от них к Передней Азии, к Ирану? Быть может, но ведь звери фигурируют в средневековом искусстве самых разных народов - от Китая до Скандинавии. Здесь же звериный мир показан в своем, русском, обличий, восходящем к древнеславянским мифам. Это - русское народное мироощущение, запечатленное в белом камне, искусство русских каменосечцев, в древоделии выработавших свои художёственные приемы и изощренную технику. Русская сказка в камне, исполненная живого трепетного ритма.

«Владимиро-Суздальская пластика занимает совсем особое место в истории средневековой скульптуры. Хотя в ее сложении сыграли свою роль восточные, византийские и западные элементы, тем не менее ни на Востоке, ни в Византии, ни на Западе мы не найдем ни одного памятника, который хотя бы в отдаленной степени повторял то, что было создано руками русских мастеров... И если романская скульптура на Западе стихийно развивалась в сторону обособления фигуры от стены... то на Руси художественная эволюция протекала в обратном направлении. Тяжелый высокий рельеф, таивший в себе возможность перерождения в круглую скульптуру, был переведен русскими мастерами на язык деревянной резьбы, а затем подчинен тому орнаментально-плоскостному началу, которое всегда так ценилось древнерусским художником... На Руси место статуй заступил плоско трактованный рельеф... И в руках древнерусских художников он сделался совершенным средством для выражения их мыслей и чувств» (В. Н. Лазарев).

Истинно народное творчество. И разве не показательно, что даже в близкие нам времена на крестьянских избах (особенно северных областей) встречались украшения, как по своим мотивам, так и по своему стилю напоминающие рельефы Дмитриевского собора?

В этом соборе русскими зодчими и ваятелями была достигнута удивительная согласованность скульптурного убранства с архитектурой. Декоративность рельефов не только не затемняет архитектурного замысла, но еще ярче, убедительнее выявляет замысел, так что весь собор - шедевр гармонии и меры. И потому его совершенство знаменует высшую ступень в развитии владимиро-суздальского строительного искусства.

В воздвигнутом несколько десятилетий спустя (1230 - 1234 гг.) Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, который можно назвать лебединой песней этого искусства, гармония уже нарушена. Тут узорочье, замечательное по своей изощренности и мастерству, стушевывает членения стены, приобретает самостоятельное значение, утверждает победу декоративного начала над архитектурным. А это нарушает художественное единство памятника.

1) Белокаменные храмы Владимира и его окрестностей, среди которых Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Церковь Покрова на Нерли, занесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, представляющие собой шедевр человеческого созидательного гения и значительного влияния христианства в архитектуре XII-XIII веков домонгольской Руси.
К подобных менее известным шедеврам белокаменного зодчества Владимиро-Суздальского княжества следует отнести и Георгиевский Собор в Юрьев-Польском 1230-1234 гг., возведённом прямо накануне похода Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг.

2) Вторая половина XII в.-начало XIII вв. являлись временем расцвета Владимиро-Суздальского княжества,которое было одним из крупнейших феодальных образований северо-востока древней Руси. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена князя Юрия Долгорукого, строившим много крепостей, возможно, поэтому многие его церкви отвечают характеру крепостного зодчества. Его сын, Андрей Боголюбский, начинает большое строительство во Владимире, который он делает своей столицей, для чего, приглашает мастеров из разный земель Древней Руси и Западной Европы. Привлечение западноевропейских мастеров было демонстрацией отказа от киевских художественных традиций, стремясь превзойти "мать городов русских".
Юрьев-Польский находится в 65 км к северу от Владимира, который испытал столетием позже влияние масштабного каменного строительства в центре Владимиро-Суздальского княжества.

3) Соорудил этот крестово-купольный храм сын Всеволода Большое Гнездо, владимирский князь Святослав Всеволодович, которому впоследствии суждено было участвовать в проигранной битве на реке Сить в 1238 году во время Батыева нашествия. Князь Святослав при возведении храма участвовал как архитектор и руководитель строительной артели.

4) В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы. В XV веке значительная часть здания обрушилась. Наверное, катастрофа случилась из-за сложной конструкции верха постройки: барабан её главы стоял не прямо на сводах, а на выложенных над сводами высоких арках. От этого церковь казалась ещё выше, а внутри всё её пространство словно собиралось вверх, к светоносному куполу. В 1471 году силами купца Василия Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.

5) Надо отдать Ермолину должное: он добросовестно пытался подобрать камни в прежнем порядке, но задача была почти невыполнимой. Ведь резьба сплошь покрывала Георгиевский собор, и счёт сюжетов шёл даже не на сотни, а на тысячи! Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

6) Несколько слов относительно самого зарождения белокаменного зодчества в Киевской Руси. Христианство пришло на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из плинфы или в смешанной технике - «opus mixtum» (облицованная кирпичом стена с промежуточными рядами из каменной кладки). Плинфяной либо смешанной была и строительная техника Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова и всех остальных древнерусских земель, кроме Галицкой и Суздальской (в Галицком княжестве белокаменное строительство началось в 1110-1120-х годах, в Суздальском - в 1152 году). В домонгольское время 95% зданий Владимиро-Суздальской земли и 100 % зданий Галицко-Волынского княжества были построены из белого камня.

7) Согласно расчетам, проведённым искусствоведом, историком древнерусской архитектуры Сергеем Заграевским, белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже плинфяного (за счёт несравненно более сложной добычи, транспортировки и обработки). Часто воспеваемый в популярной литературе белый цвет камня тоже не был его преимуществом: плинфяные стены оштукатуривались и белились, а белокаменные здания уже через несколько лет после постройки становились грязно-серыми от дыма печей и частых пожаров, и практика их очистки появилась только в XIX веке. Таким образом, белый камень как строительный материал проигрывал плинфе (и тем более кирпичу) по всем показателям.
Но в XII веке, когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия уже была ослаблена и не являла собой сколь-нибудь значимой силы на международной арене. В Западной Европе строительство из различных сортов камня во времена романики и готики выражало государственную мощь и имперскую идеологию, из кирпича там строились лишь второстепенные постройки гражданского характера и храмы в небогатых окраинных регионах.
Непосредственным предшественником белокаменных храмов Древней Руси был романский собор в Шпейере - усыпальница императоров Священной Римской империи. Весьма вероятно, что там же проходили «стажировку» первые древнерусские мастера «каменных дел». Белокаменное строительство стало одной из основных составляющих процесса вхождения Древней Руси в число ведущих европейских держав, - процесса, надолго прерванного татаро-монгольским нашествием.

8) Характерно, что и в тяжёлые времена монгольского ига древнерусские строители не перешли на дешевую и надежную плинфу, а продолжали строить исключительно «по-европейски» - в белом камне. По мнению Сергея Заграевского, это стало одним из факторов, позволивших Владимиро-Суздальскому великому княжеству, оказавшемуся под монгольским игом, не потерять своей национальной культуры и самостоятельности и возродиться уже под новым именем - Московской Руси

9)

10) В конце XV века, когда мастера западноевропейского Ренессанса полностью перешли на гораздо более надежное, дешевое и практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошёл повсеместный переход на кирпич. Последним крупным древнерусским белокаменным храмом был Успенский собор в Москве (1475-1479 годы). В дальнейшем белокаменные храмы на Руси продолжали строиться, но лишь эпизодически и преимущественно вблизи каменоломен. Но широкое использование белого камня не прекратилось, так как из него повсеместно строили фундаменты, подклеты и вытесывали элементы архитектурного декора.

11)

12)

13)

14)

Наибольшей загадкой белокаменной архитектуры являются узоры и рельефы белокаменной резьбы. Она дошла до нас лишь фрагментарно в основном на чудом сохранившихся Дмитриевском и Георгиевском соборах. Существует много гипотез о содержании образного замысла барельефов Дмитровского собора. Но беда в том, что за восемь веков, пролетевших со времени создания храма, русский человек не сохранил этой прекрасной легенды, и специалистам остается только строить предположения.

Большая часть исследователей белокаменной русской архитектуры видят ее истоки в романской резьбе по камню... Даже термины такие придумали - "русская романика", еще есть - "русская готика" (ужас, но на самом деле - есть). Почему-то традиция такая уже - все русское считать "вторичным". Теория научная - теорией, но вот когда теоретизируют без картинок, а с картинками - сразу по-другому выходит. Насобирала всяких камешков резных: где туф, где песчаник, а где и известняк, всё примерно одного времени, 12 век. Франция, Германия, Италия, Сербия, Грузия, Армения...Романских примеров, конечно, больше. Ну и как вам? Нравится? Какая резьба больше на нашу похожа? Раз уж так настаивают на романике - с нее и начнем. Подписи - ПОД)))

портал церкви Св.Петра, Муассак, Франция



Портал собора Больё, Франция



фрагмент фасада собора Больё, Франция



Портал собора Сен-Пьер, Ангулем, Франция


фасад Нотр Дам ла Гранд, Пуатье, Франция

храм Св. Марии, Souillac, Франция


Шпейер, Германия (у ниверсальный» романский декор)



Фрагмент декора собора. Моосбург, Германия



Кафедральный собор, фрагмент декора, Модена, Италия



Фриз. Фиденца, Италия



фрагмент портала, Фиденца, Италия


Окно, монастырь Студеница, Сербия


Фрагмент резьбы, Студеница, Сербия



Фрагмент резьбы на колокольне, Эчмиадзин, Армения


Резной крест, Эчмиадзин, Армения


Резной фрагмент, Никорцминда, Грузия



Фрагмент фасада, Никорцминда, Грузия



Капитель, Баграти, Грузия

ну вот наше-то - Дмитриевский собор во Владимире, вдруг кто забыл - и для сравнения... И что Вам кажется больше похожим?



Белокаменная резьба является традиционным видом церковного искусства и декоративное использование белого камня достигло на Руси удивительных высот. Достаточно вспомнить храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском.


Несмотря на распространение современных технологий отливок из бетона и полимеров, применяемых для светской архитектуры, техника резьбы по белому камню не утрачена и сегодня, но в церкви ценится и имеет сакральный смысл именно то, что сделано руками и с душой.


В своих проектах мы опираемся на образцы византийской, романской архитектуры и архитектуры Древней Руси, учимся на сохранившихся прекрасных образцах храмового строительства Армении, Грузии, Греции и Балкан.


Мастерские предоставляют комплекс работ по изготовлению художественных изделий из белого камня.


Для интерьеров - иконостасы, киоты, престолы, жертвенники, горнее место, ограждения, лавочки, купели.


Для экстерьеров - колонны, порталы, карнизы, пилястры, стены, окна.


В качестве материала используется натуральный природный камень (известняк) Мячиковского месторождения. Мы предлагаем разработку проектно-художественных решений, а также готовы выполнить работы по индивидуальным заказам любой сложности.

В комплекс работ входит:

Резьба

  • рельефная простая – от 50 000 руб./кв.м
  • рельефная сложная – от 70 000 руб./кв.м
  • барельефная - от 100 000 руб./кв.м
  • скульптурная - по договоренности

Формирование блоков

Стоимость формирования блоков зависит от сложности выполняемых работ.

Монтаж

Стоимость монтажа зависит от сложности выполняемых работ: разгрузка-погрузка, изготовление металлокаркаса и лесов, подъем на леса, монтаж камня, шлифование, гидрофобизация.

Точенные элементы - от 5500 руб. п/м


Реставрация (реставрационные работы)

  • чистка старого камня - от 400 руб./кв.м
  • вычинка - от 1000 руб./кв.м
  • восстановление камня смесями - от 300 руб./кв.м
  • гидрофобизация - от 150 руб./кв.м