Увлекательная ботаника. Лаврова, Светлана

5 причин завести «зеленых» друзей

  1. Правильно подобранные растения одинаково благотворно влияют на тело, разум и душу. В Китае даже говорят: «Тот, кто сажает сад, сажает счастье».
  2. Растения улучшают микроклимат в квартире. Ведь они поглощают вредные вещества (углекислый газ) и насыщают воздух фитонцидами. А регулярный полив и опрыскивание значительно увеличивают влажность воздуха.
  3. Растениеводство – это отличный способ воспитать у ребенка ответственность, привить ему любовь и бережное отношение ко всему живому. Сформировать желание стать частью природы, ее другом и защитником, а не хозяином.
  4. Знакомство ребенка с удивительным миром растений. Это особенно актуально в условиях современного города, когда дети порой имеют весьма отдаленное представление о том, откуда берутся горошек, морковь, другие овощи и зелень.
  5. Превращение из семечка в крохотный зеленый росток, а затем и во взрослое растение завораживает детей. Кроме того, это целомудренный способ объяснить ребенку, как зарождается жизнь.

Секреты успешного растениеводства

  • Определите свои возможности. Например, как часто и долго бывает освещен солнечными лучами ваш подоконник (или балкон). Большинство растений предпочитают хорошо освещенные, но скрытые от прямых солнечных лучей места. Хотя есть любители пожариться на солнце и есть тенелюбивые растения.
  • Выберите растения с учетом особенностей вашего жилья (см. Естественный отбор). Узнайте, какие условия считаются для них благоприятными.
  • Растения продаются в легких пластиковых контейнерах минимального размера и с мизерным количеством земельного субстрата, что недостаточно для нормального развития. Поэтому сразу после покупки пересадите его в новый горшок и землю.
  • Обеспечьте растениям тщательный уход (см. Объем работ). Объясните ребенку, что растения – живые. Они дышат, пьют, питаются, спят, растут и радуются солнцу. Они могут заболеть и даже погибнуть.

Естественный отбор

Волнуетесь, что растения не выживут при вашей занятости? Напрасно. Поверьте, главное – подобрать подходящие именно вам растения. Итак, растения должны быть:

  • Безопасные, то есть без колючек (откажитесь от кактусов, алоэ, роз). И, конечно, ни в коем случае не заводите ядовитые растения. Перечислим некоторые: плющ, олеандр, эхмея, неорелегия, синадениум (молочай), диффенбахия, глаонема, алоказия крупнокорневая, юкка, монстера.
  • Неприхотливые, то есть не требующие тщательного ухода. Во многих случаях такие растения прощают и обильный (скудный) полив, и неподходящий субстрат, и другие возможные ошибки.
  • Быстрорастущие. Большинство детей нетерпеливы. Им скучно и неинтересно, если придется долго ждать результата своих трудов. Поэтому сажайте те растения, которые легко и быстро развиваются.

Объем работ

Полив
Потребность в воде во многом зависит от самого растения. Основное правило – соблюдать определенный режим полива. Чтобы не забыть день полива, придумайте вместе с ребенком какую-нибудь подсказку. Например, поливать только по четным дням (заодно и выучите), а если надо два раза в неделю, то по средам и субботам (дни недели начинаются на букву «с»).
Другое правило: воду следует лить не на само растение, а рядом. Можно использовать воду из-под крана, но обязательно постоявшую хотя бы два дня. Важно также, чтобы вода была комнатной температуры.

Подкормка
Чтобы растения радовали вас здоровьем, одной воды недостаточно – нужна еще и регулярная подкормка. Весной и летом приблизительно один-два раза в месяц. Зимой же, в период покоя, подкормка нежелательна. Внимание! Отмерять необходимый объем и растворять удобрение в воде должны только взрослые. Следите, чтобы удобрение не попало на нежную кожу ребенка. Если это все-таки произошло, то как можно скорее обильно промойте теплой водой с мылом.

Очищение
А вот занятие как раз для тонких пальчиков крохи – обрывать желтые, засохшие листья растения. Регулярно протирать листья влажной тряпочкой – чтобы удалить с них пыль и грязь. А примерно раз в две недели аккуратно промывайте растения в ванне под теплым душем.

Пересадка
Будьте готовы пересаживать растения в новую землю и горшки большего размера (на 3–5 см) приблизительно раз в два-три года. Как правило, этим ответственным делом лучше заниматься взрослым. Ребенку же можно объяснить, почему растению стало тесно в его старом горшке.

Что потребуется?

  • Симпатичная небольшая лейка с длинным узким носиком, маленькие грабли и лопаточка. И договоритесь, что после использования все надо будет помыть, почистить и убрать в специальное место для хранения.
  • Экипировка: фартук, резиновые перчатки, а для работ на свежем воздухе – еще и резиновые сапожки.
  • Горшки, ящики, контейнеры с поддонами. Во всех емкостях должны быть отверстия, через которые будет стекать лишняя вода.
  • Дренаж и подходящий вашим растениям по кислотности питательный грунт.

Растительный мир

На подоконнике
Неприхотливых в уходе комнатных растений много. Как правило, это растения с толстыми мясистыми листьями. Они могут длительное время обходиться без воды. А вот растения с резными, тонкими листьями, наоборот, капризны, требуют тщательного ухода и часто подвержены болезням. Одним из рекордсменов по живучести является декабрист (Варварин цвет). Очень неприхотлива, имеет красивые яркие цветы и приятный аромат герань. Дома можно вырастить также свое собственное денежное дерево (его называют крассула или толстянка). Считается, что оно является символом процветания. Поливать денежное дерево нужно примерно раз в неделю, зимой два раза в месяц.
Можно также попробовать вырастить дома на подоконнике петрушку, укроп, кресс-салат, базилик. А также мяту, чабрец, розмарин, шалфей, кустики земляники или клубники. А из обычной косточки – цитрусовые деревца (лимонное, апельсиновое, мандариновое, грейпфрут). Правда, урожая придется ждать долго, так что лучше купить уже привитое деревце.

На балконе
Для балкона идеально подойдут бархатцы, маргаритки, петуния, виола (анютины глазки), настурция, ночная фиалка (будет благоухать в ночное время), примула, бегония. Если хотите быстрее увидеть результат, то используйте цветочную рассаду, которую можно купить в садовых центрах.

На даче
У маленького дачника должен быть свой фронт работ – небольшой участок земли под его собственную грядку. Причем земля должна быть плодородной, а место – солнечным. Придумайте для грядки необычную форму, в виде сердечка или змейки. Семена можно посеять в форме спирали или заглавной буквы имени ребенка. Сделайте деревянные таблички с надписями (дата посадки, сорт), постройте заборчик, смастерите пугало. Классический набор для детской грядки: фасоль, горох, морковь, различная зелень (зеленый лук, шпинат, петрушка, укроп) и, конечно, цветы.

Учимся, играя

Обязательно заведите дневник наблюдения, где малыш будет отмечать (заодно выучит буквы и цифры) все важные события вашего растениеводства. Например, дату посадок (посева), название сорта, дату всходов, частоту полива, подкормку удобрениями. Ребенок может зарисовывать, как прорастают семена, появляются листочки и многое другое.

Учите названия цветов, тренируйтесь их узнавать. Расскажите крохе о строении растений (корень, стебель, листья, цветы, лепестки). Объясните, зачем нужна каждая их часть. Попросите рассказать, чем, по мнению малыша, цветы отличаются от деревьев, кустарников, животных (а чем похожи). Знания, добытые на практике, лучше сохранятся в памяти. Однако важно не просто наполнить ребенка информацией, а пробудить в нем любознательность, научить задавать вопросы, думать и анализировать.

Учите наблюдательности и вниманию к деталям. Подарите крохе лупу и вместе внимательно рассматривайте в мельчайших подробностях, как выглядят растения. Развивайте тактильные ощущения, максимально включайте органы чувств, активизируйте внимание и память. Например, пусть ребенок осторожно гладит листочки, вдыхает запах влажной земли, ароматы цветов и трав.

Расширяйте кругозор ребенка с помощью красочных книг, наборов открыток, журналов по садоводству. Обязательно купите энциклопедию!

Устраивайте викторины и веселые конкурсы , загадывайте шарады и загадки (можно собственного сочинения). Обязательно посмотрите замечательный мультфильм «Вершки и корешки», а потом сами поиграйте в игру «Съедобное – несъедобное». Нарисуйте овощи (морковь, свеклу, репу, лук, картофель и др.), разрежьте картинки (чтобы вершки и корешки были отдельно) и перемешайте их. А теперь пусть малыш найдет и соединит верх и низ рисунков и расскажет, что в овоще съедобное – вершки или корешки (корнеплод).

Собирайте гербарий – засушивайте цветы, травинки, листики, лепестки. Засушенные цветы можно также использовать для создания картин, изготовления открыток, коллажей, украшения всего, что придумает ваш юный творец.

Посещайте вместе Ботанический сад , выставки, фестивали цветов, мастер-классы флористов.

Занимательная ботаника

Поддерживайте тягу ребенка к познанию всего нового, совершению открытий, пусть небольших, но столь важных для него.

Покажите ребенку, как велика сила набухающих семян. Для этого возьмите мешочек из тонкой ткани, положите в него семена (гороха или фасоли), крепко завяжите мешочек и опустите в банку с теплой водой. Через несколько дней можно обнаружить, что сила набухающих семян столь велика, что разорвет мешочек. Расскажите, что весной все растения радуются солнцу и начинают пускать зеленые ростки, даже те, которые хранятся в ящике для овощей (например, клубни картофеля или лук). А теперь возьмите одну такую проросшую луковицу и поставьте ее в воду в стеклянную банку – и пусть ребенок понаблюдает. Через несколько дней он увидит, как начнут расти корни, как еще больше зеленых стрелок выбираются из луковицы, становятся длинными, а сама луковица «худеет».

Предложите ребенку понаблюдать, как растения «пьют». Для этого приготовьте подкрашенную воду (в стакан с водой добавьте пищевой краситель и тщательно размешайте до полного его растворения). Чем концентрированнее будет раствор с красителем, тем очевиднее будут результаты. Опустите в стакан, например, стебли сельдерея (при этом срезать их надо под водой – так вы уберете воздух). Через несколько дней станет заметно, как прожилки листочков окрасятся, ведь вместе с водой они впитывают и краситель. Летом понаблюдайте за своими цветами на балконе, и вскоре вы убедитесь, что с их помощью можно определять время. Ведь цветы раскрывают и закрывают свои бутоны в строго определенное время. Эту особенность цветов более 260 лет назад подметил известный шведский ботаник Карл Линней и создал знаменитые цветочные часы в виде большой клумбы в городе Упсала в Швеции. На его клумбе росли цветы, бутоны которых раскрывались в определенной последовательности с 5 часов утра до полуночи.

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребенку постичь «начала» наук, тех, что ему придется впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребенок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет ее защитником.

«Занимательная ботаника» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Чем кошка отличается от березы? Где растет дерево с тысячей стволов? Зачем листьям форточки? Почему на клене не растут яблоки? Как растения стреляют и взрываются?

Ответы на эти и множество других вопросов маленький читатель получит в «Занимательная ботанике для малышей». Новая книжка серии «Моя первая книга» познакомит дошкольников и учеников младших классов с царством растений. Эта книжка – не просто перечисление забавных фактов и интригующих подробностей из жизни наших зеленых друзей, а действительно «начала» науки ботаники. Задачу автора по изложению материала облегчало полученное ею биологическое образованием и многолетний опыт работы в детских медицинских учреждениях. Иногда детям сложно и не нужно давать многие биологические понятия, однако, основные закономерности вполне способен освоить даже шести-семилетний ребенок. А это нужно не только для общего развития ребенка, расширения его кругозора, формирования у него логического мышления и подготовки к более сложным школьным дисциплинам в старших классах. Главное – книга помогает сформировать убеждение, что мир вокруг нас прекрасен, радостен и интересен. Его можно изучать. Им можно любоваться. Но не нужно его портить! Пусть растения планеты Земля останутся такими же чудесными для тех, кто придет за нами.

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. В книге содержатся много интересных подробностей из жизни и таких гигантов, как баобабы и секвойи, и самых маленьких представителей флоры — водорослей и мхов. «Ботаника» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Особое внимание обращает занимательная сторона книги. Эта «Ботаника» — смешная! Она полна забавных заметок, веселых сказок и ненавязчиво вводит ребенка в мир биологии.

Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих.В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ.В 1987 году училась в интернатуре.В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице №3.В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребенок» по той же специальности.В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом.В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года.Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ежик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006).Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005).Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С.А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е.Кропаневой и И.Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге.В 2007 году стала призером литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение».В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).Является соавтором монографии «Хирургическое лечение эпилепсии» и методического пособия «Использование депакина для инъекций в лечении эпилепсии».

  • «Путешествие без верблюда». Екатеринбург, БКИ, 1997.
  • «Пираты Настольного моря», Москва: «Дрофа», 2001..
  • «Сказки на краю земли», Екатеринбург, БКИ, 2001 (в сборнике «Сказки нового Екатеринбурга»).
  • «Отстаньте от людоеда», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Прогулки с говорящим котом», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Первоклассные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2003.
  • «Сказка о волшебном кольце», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Занимательная анатомия и медицина», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Увлекательные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Требуется гувернантка для детей волшебника», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Правдивые истории о правах и правилах», Екатеринбург: «Сократ», 2005.
  • «Япония», Москва: «Белый город», 2005.
  • «По странам и континентам», Москва: «Белый город», 2005.
  • «Истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Замок между мирами», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Кошка до вторника», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Загадки и тайны обычных вещей», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны архитектуры», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны старых картин», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Урал», Москва: «Белый город», 2007.
  • «Компот из молодильных яблок», Москва: «Дрофа». 2007.
  • Что такое растение?
    Самое главное растение 2
    Когда деревья были богами 4
    Три имени 6
    Чем кошка отличается от берёзы? 8
    Еда — это главное 10
    Все клетчатое! 12
    Что внутри клетки? 13
    Опять о кошке и берёзе 14

    Корни, стебли и прочее
    Что есть у растения? 16
    Трудная жизнь обычного корня 17
    Волшебные корни 20
    Дорога между землёй и небом 22
    Какие бывают стебли? 24
    Стебли надевают маски 26
    Самый драгоценный стебель 27
    Одно дерево с тысячей стволов 28
    Какая бывает кора? 30
    Какая бывает древесина? 32
    Кровь дерева 34
    Зачем листьям форточки? 36
    Водопровод в зелёном листе 37
    Зелёные холодильники 38
    Лифт для воды 40
    Самое главное 41
    Какие бывают листья? 42
    Не только для красоты 46
    Что внутри цветка? 47
    Зачем цветку красота? 48
    Ромашка-обманщица 49
    Почему цветы пахнут? 52
    Добрый ветер 54
    Любимый цвет для друга 56
    Не пускайте чужих! 57
    Какие бывают цветы? 58
    Часы на клумбе 60
    Язык цветов 62
    Одно цветочное недоразумение 64
    Что возникло из цветка? 66
    Почему яблоко вкусное? 68
    Почему на клёне не растут яблоки? 70
    Колючие наездники и храбрые пловцы 72
    Растения «стреляют» и «взрываются» 74
    Какие бывают плоды? 75

    Какие бывают растения?
    Зачем делить растения на группы? 76
    Водоросли большие и маленькие 80
    Растут ли на водорослях груши? 82
    Виноград для моряков 83
    По приказу императора 84
    Самые знаменитые водоросли 86
    Что такое планктон? 87
    Лён для кукушки 88
    Чем похожи разные мхи? 89
    Мох на войне 90
    Как мох делает болото? 91
    Цветок, которого нет 92
    Папоротник и его братья 94
    Семечко голое и семечко одетое 96
    В лесу родилась ёлочка… 97
    Травянистых ёлок не бывает 98
    Какие бывают шишки? 100
    Ёлка, притворившаяся пальмой 101
    Ёлка, притворившаяся осьминогом 102
    Ёлка, притворившаяся лианой 102
    Ёлка, притворившаяся кустиком 102
    Дерево для динозавров 103
    Цари нашего времени 103
    Дети грома и чёртовы пальцы 104
    Не животные и не растения 105
    Что больше — гриб или слон? 106
    Что едят грибы? 107
    Зачем лесу грибы? 108
    Какие бывают грибы? 110
    Два в одном 112
    Какие бывают лишайники? 113

    Какого ученого называют «отцом ботаники»
    В какой природной среде началась история растений?
    Какие природные условия нужны для развития растений?
    Какое растение называют «корень жизни»? Чем он полезен?
    Для чего растению нужны корни и стебли?
    Какой формы листья бывают у растений?
    Из каких растений «добывают» сахар?
    Какие растения «стреляют», «взрываются» и «ползают»?
    Какие «природные создания» – и не животные, и не растения?
    Что больше – гриб или слон?

    Ровно 430 лет назад, 28 июля 1586 г., в Европу был впервые завезен картофель. К себе на родину ее завез англичанин Томас Хэрриот из Колумбии. Англичане считают, что именно они первыми распробовали вкус картофеля и сделали его достоянием европейской кухни.

    Сегодня без картофеля сложно представить нашу кухню, а ведь были времена картофельных бунтов! И как только ни приучали крестьян к этому овощу: и бесплатно раздавали, и сажали на государственных землях с последующей охраной урожая, чтобы повысить привлекательность продукта. Помогло:)

    По этому поводу мы решили сделать книжную тематическую подборку в жанре "нон-фикшн" по теме "Ботаника".

    Нон-фикшн для детей

    12 книг по теме "Ботаника"

    Оксана Ларина. Самые необычные растения

    Мир флоры велик и разнообразен, его представители населяют все уголки земного шара - даже суровую Антарктиду и засушливую Сахару. При взгляде на одни растения трудно скрыть отвращение, а от других невозможно отвести глаз.

    Плоды некоторых деревьев настолько редки, что по стоимости сопоставимы с ювелирными украшениями. А порой и самые привычные нам травы и кустарники оказываются на поверку необычайно интересными.

    Книга рассказывает о самых удивительных растениях мира - красивых и уродливых, полезных и опасных, вкусных и ядовитых. Издание адресовано всем, кто интересуется ботаникой и кому небезразлично будущее окружающей нас природы.


    Дмитрий Кайгородов. Из Зеленого Царства. Популярные очерки из мира растений

    Данная книга - это переиздание антикварной книги известного русского ученого, профессора петербургского Лесного института Дмитрия Никифоровича Кайгородова, изданной в 1902 году. Популярные очерки по ботанике, по замыслу автора, призваны пробудить в читателях интерес к уникальной природе средней полосы России и адресованы не только детской, но и взрослой аудитории.

    В оформлении книги использованы цветные иллюстрации из старинных ботанических атласов, уникальные акварели художника-анималиста XIX века Джона Гульда, а также репродукции картин русских и зарубежных мастеров живописи.

    Для среднего школьного возраста

    Рене Меттле. Большая книга о лесах и деревьях

    Удивительно реалистичные иллюстрации раскрывают перед вами тайны природы:

    • Всё о дереве: строение, фотосинтез, рост
    • Доисторические времена
    • Леса Северного полушария
    • Тропики
    • Саванна
    • Рекорды, связанные с деревьями
    • Гербарии и коллекции
    • Дерево в искусстве, мифах и народных традициях

    Стефан Каста. Софи в мире ягод

    Умеешь ли ты отличать дикую малину от костяники? Знаешь ли, что ягоды можно собирать круглый год, даже зимой? А из какой ягоды получается самое вкусное желе?

    В этой книге мы расскажем о том, что за ягоды встречаются в наших лесах, научим тебя различать даже такие малоизвестные ягоды, как куманика, княженика и водяника. Ты узнаешь, какие ягоды ядовиты, а какие съедобны, как их лучше собирать и что из них можно приготовить.

    И главное: ты снова встретишься с муравьишкой Софи и попадешь на большой Ягодный Пир!

    Для младшего и среднего школьного возраста

    Алена Васнецова. Грибное царство

    Оказывается, маленький лесной грибочек — лишь крошечная часть огромной грибницы, самого большого живого существа на нашей планете.

    Красивые лишайники и светящиеся гнилушки, вкусный кефир и пышный хлеб, спасительные лекарства и деликатесный сыр, — всё это щедро дарит нам Грибное царство .

    Издательство: Настя и Никита

    Иллюстратор: Ольга Громова


    Клара Линдстрем, Аннакарин Нюберг. Огород на подоконнике

    Во все времена людей восхищало все, что растет и зеленеет. Авторы этой книги не только рассказывают, как выращивать съедобные и декоративные растения, но и описывают всякие сумасшедшие эксперименты - например, как "прорастить" заячий помет или как сделать смешные прически из травы.

    Иллюстрации и пошаговые инструкции помогут детям проделать все эксперименты самостоятельно, почти без помощи взрослых. Для работы не потребуется ни дорогих материалов, ни сложных инструментов. И места надо совсем немного - для разведения этих растений достаточно подоконника, балкона или грядки на даче.

    Для младшего школьного возраста

    Сюзанна Риха. Год в саду

    В нашем саду всегда красиво, в любое время года. Весной растения пробуждаются от долгой зимней дремы, летом цветы раскрывают свои бутоны, улыбаясь теплому солнцу, осенью пахнет яблоками, а зимой сад укутывается в мягкие белые одежды, чтобы не замерзнуть.

    Книга Сюзанны Рихи "Год в саду" расскажет вашему ребенку обо всех изменениях, которые происходят с растениями и деревьями в течение года, месяц за месяцем. А еще, прочитав книгу, вы сможете вместе проводить различные опыты как дома, так и непосредственно в саду.

    Сюзанна Риха - австрийский автор и иллюстратор научно-популярных детских книг. Почти все ее книги посвящены природе, ведь Сюзанна не только художник, но и натуралист.

    Для младшего школьного возраста

    Эмиль Дебо. Среди цветов. Рассказы старого садовника

    Увлекательные рассказы по ботанике для детей младшего школьного возраста, которые были написаны более 100 лет назад французским ученым Эмилем Дебо и переведены на русский язык и обработаны детской писательницей Анной Борисовной Хвольсон.

    Детям предстоит совершить много маленьких открытий: узнать, как из семечка вырастает цветок или целое дерево, чем растения питаются и как дышат, какие диковинки произрастают на нашей планете и многое другое.

    В данном издании текст и черно-белые иллюстрации оригинала (1895 года) получили обрамление в виде цветных рисунков из старинных ботанических атласов и современных фотографий.

    Для младшего школьного возраста

    Алексей Смирнов. Зачем луку луковица?

    В книге биолога, доктора биологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Смирнова Алексея Всеволодовича "Зачем луку луковица" вас ждёт рассказ о самых любопытных растениях на свете:

    • как им удаётся расти в пустыне, совсем без воды
    • почему все эти растения объединяет число 3
    • где растут гигантские алоэ
    • зачем египтяне ели лук, когда строили пирамиды
    • кто завтракает и ужинает луковицами и о многом другом.

    Для младшего школьного возраста

    Стефани Циск. Волшебные цветы. Мой гербарий. Собираем и изучаем садовые растения

    Эта книга посвящена 16 садовым растениям - про каждое из них ребенок узнает много интересного. Точные рисунки, сделанные художником с натуры, помогут легко найти и распознать эти растения в саду и на даче.

    Советы по сбору и высушиванию растений пригодятся для создания собственного гербария. Хранить растения можно прямо в книге - каждому цветку отведена особая страничка и отдельный лист кальки, который надежно защищает от повреждения.

    А если будущий натуралист захочет не просто наклеивать цветы в гербарий, а как-то еще их использовать, можно увидеть, какие замечательные вещи можно делать из сухих цветов.

    Для дошкольного и младшего школьного возраста

    Герда Мюллер. Как растут овощи?

    Девочка Таня, героиня этой истории, поехала на каникулы в деревню к бабушке и дедушке, которые учат её сажать и выращивать овощи, обращаться с садовыми инструментами и собирать урожай.

    Таня узнаёт много интересного о тех растениях, плоды которых она прежде видела только в магазине: как рождается и растет зеленый горошек, какую роль в жизни растений играют насекомые и птицы, как вырастить вкусную редиску и сочную зелень в собственной квартире.

    Для дошкольного школьного возраста

    Дианна Астон. Что снится семечку?

    Эта книга познакомит вашего ребенка с семенами растений. Здесь собрана целая коллекция: крошечные семена секвойи и огромные кокосы, ярко-красные бобы софоры и пушистые семена одуванчика.

    Что такое семена и зачем они нужны? Как они выглядят и как их защищает растение? Как семена путешествуют в поисках места, где смогут пустить корни? Что происходит внутри семени, когда оно попадает в землю?

    На каждом развороте вас ждут интересные факты из мира ботаники и прекрасные иллюстрации.

    Для дошкольного школьного возраста

    Приятного чтения:)

    Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. — М.: Белый город, 2008. — 143 с.: ил. — (Моя первая книга).

    Когда открываешь познавательную детскую книгу, сразу видно, нравилось автору её писать или он «нарочно притворялся». Похоже, Светлана Лаврова ни капельки не притворялась: ей самой ужасно интересно то, о чём она рассказывает в своей «Занимательной ботанике…». Раньше мы знали, что писательница С.Лаврова умеет сочинять симпатичные истории и сказки со всякими приключениями. Теперь выясняется, что жизнь растений — тоже увлекательная история, полная загадок, открытий и неожиданностей.
    Начнём хвалить эту книжку с самого главного — с интонации, которую удалось найти автору. Это разговорная интонация, прямое обращение к читателю: «Представь раннее утро…» , «попробуй нарисовать это чудовище…» На самом деле такой способ общения — труднейший. Одно неверное движение, и автор скатится к позорному «сю-сю», а ребёнок захлопнет книгу. Но Светлана Лаврова умеет держать баланс. Она говорит свободно (именно говорит, потому что голос почти слышен), если хочет — шутит, если надо — становится серьёзной и обращается к маленькому собеседнику безо всякой навязчивости, демонстрируя отменное чувство меры и такта.
    Успех хорошо виден даже в названиях многочисленных коротких главок, составляющих книгу. Общий фон простой и спокойный: «Какие бывают листья», «Какие бывают стебли», «Почему яблоко вкусное» и т.д. На этом фоне начинается игра: «Ёлка, притворившаяся пальмой», «Ёлка, притворившаяся осьминогом», «Ёлка, притворившаяся лианой». Есть ещё «Дерево для динозавра» и «Виноград для моряков», а рассказ про клеточное строение нашего мира и вовсе называется «Всё клетчатое».
    Книга разнообразна: повсюду разбросаны лакомые кусочки любопытной информации, за которыми так интересно охотиться. Книга современна: на первых же страницах автор смело сообщает маленьким читателям, что у науки ещё куча дел — даже граница между растениями и животными проведена на данный момент только пунктиром. Наконец, книга всерьёз познавательна, потому что рассказывает не о случайных мелочах, но об основах ботаники.
    Теперь пора немножко поругаться. Не верьте издательству «Белый город», которое утверждает, что перед нами книжка «для малышей» , обращённая к «дошкольникам и ученикам младших классов» . Имейте в виду только «младшие классы», то есть детей не моложе семи-восьми лет (если, конечно, у вас не малыш-индиго). Не сердитесь на Светлану Лаврову за то, что пару раз она без явной надобности позволяет себе термины вроде «хлоропласты» и «цитоплазма». Простите автору конец книжки — последнюю нарочито-поучительную главу (она такая одна). Простите (или не простите!) издательству сомнительное полиграфическое исполнение неплохо подобранных иллюстраций. А главное — не относитесь слишком серьёзно к этим отдельным недостаткам. Поверьте, по сумме баллов «Занимательная ботаника» — хорошая книжка.
    Особенно — весной и летом.

    Александр Васильевич Цингер (1870–1934)

    От редактора

    Выпускаемая новым изданием книга А. В. Цингера «Занимательная ботаника» является первым посмертным изданием. Эти «бесхитростные любительские беседы», как называл их сам автор, физик по специальности и любитель ботаники, к которой он имел очень серьезные «родственные чувства», были по достоинству и высоко оценены читателями. Поэтому нет необходимости говорить о значении «Занимательной ботаники» и о превосходном изложении и структуре книги, написанной автором, блестящий популяризаторский талант которого всеми признан.

    Поскольку последнее, четвертое издание «Занимательной ботаники» вышло в 1934 г., нам пришлось тщательно просмотреть весь текст книги, внеся в него фактические поправки и те изменения, которые вытекали непосредственно из достижений, обогативших советскую биологическую науку за последние 12–15 лет, прошедших после выхода в свет четвертого издания.

    Однако мы взяли на себя смелость сделать ряд дополнений к тексту автора, стараясь построить их по возможности в том же стиле, в каком написана «Занимательная ботаника». Конечно, сделать это было чрезвычайно трудно, и сколь это удалось, об этом уже будут судить читатели этого нового издания. Такие дополнения были сделаны для эвкалиптов, для секвойи, о цитрусах, подсолнечнике и белладонне; во всех этих местах новый текст выделен квадратными скобками.

    Кроме этих дополнений мы включили две беседы, написанные заново: 1) «Еще о пигмеях» (Волга цветет) и 2) «К охотникам за растениями». Эта последняя глава помещена вместо главы «Флора СССР как источник сырья», написанной в свое время научным редактором последнего издания.

    В конце книги дано также небольшое послесловие «О "Занимательной ботанике" и ее авторе», в котором мы попытались осветить подробнее это несколько необычное явление в истории ботаники, когда профессор физики так удачно и ярко разрешил трудную задачу «сагитировать юных натуралистов», для которых прежде всего написана эта книга, на глубокое и вдумчивое изучение природы.

    Сложность всех указанных дополнений заключалась еще и в том, что мне как специалисту-ботанику не всегда легко было стать на «точку зрения непритязательного любителя»… Одно лишь может служить мне надеждой на оправдание, что если бы, у нас было больше таких любителей ботаники, как покойный А. В. Цингер, тогда успех и серьезное увлечение ботаникой наших молодых натуралистов были бы обеспечены в еще большей степени, чем сейчас.


    С. Станков

    Предисловие автора к четвертому изданию

    Вафля (Телегин): «Я питаю к науке не только уважение, но и родственные чувства. Моей жены двоюродный брат, изволите ли знать, был магистром ботаники».

    А.

    Чехов «Дядя Ваня»


    Я лишь скромный, непритязательный любитель ботаники, но сохраняю любовь к растительному миру в течение всей своей жизни, с самого раннего детства. Мои «родственные чувства» к ботанической науке имеют несколько большие основания, чем у чеховского Вафли. Пусть читатель простит меня, если я несколько задержусь на своих «родственных» связях с ботаникой. В моем рассказе о прошлом, может быть, найдется кое-что интересное и для теперешнего молодого поколения любителей флоры.

    Отец мой был профессором математики. Всю молодость свою он провел в Москве, вдали от природы, только лет с 35 начал он довольно регулярно проводить летние месяцы среди полей и лесов. Первое время растительный мир был ему совершенно чужд: по собственным его рассказам, он с трудом отличал рожь от овса. Однако мало-помалу он настолько увлекся ботаникой, что через несколько лет из него выработался опытный, авторитетный знаток нашей флоры, впоследствии отмеченный званием почетного доктора ботаники. Это был, насколько мне известно, единственный случай соединения в одном лице доктора ботаники с доктором математики.

    Что же дало первый толчок, побудивший моего отца от формул и геометрических построений перенести свои интересы к формам и жизни растений? По собственному признанию отца, этот толчок дали совместные прогулки и беседы с тогдашним московским профессором ботаники Н. Н. Кауфманом1
    Кауфман Николай Николаевич (1834–1870) – ботаник, специалист в области флористики, один из первых ботанико-географов Российской Империи. В области своей науки Кауфман занимался преимущественно морфологией и систематикой. Научные работы его были посвящены в основном московской флоре (http://ru.wikipedia.org/). – Прим. изд.

    Автором известного в свое время определителя «Московская флора». «Когда я посмотрел, как Кауфман собирает и исследует растения, – говаривал отец, – когда я послушал его рассказы, у меня точно открылись глаза: и трава, и лес, и почва представились мне в совершенно новом свете, полные самого глубокого интереса».

    Увлекшись ботаникой на всю жизнь, отец мой умел увлекать и других. Не говорю о многих его последователях и почитателях. Академик С. Г. Навашин2
    Навашин Сергей Гаврилович (1857–1930) – цитолог и эмбриолог растений, основатель научной школы, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1918) и АН Украины (1924). Открыл двойное оплодотворение (1898) у покрытосеменных растений. Заложил основы морфологии хромосом и кариосистематики (http://mega.km.ru/). – Прим. изд.

    В юности готовился быть химиком, но по его собственным рассказам увлекся ботаникой в значительной мере под влиянием профессора математики В. Я. Ц и н г ер а. Один из лучших знатоков нашей флоры, Д. И. Литвинов3
    Литвинов Дмитрий Иванович (1854–1929) – русский советский ботаник, флорист и ботанико-географ, учёный хранитель Ботанического музея Академии наук (с 1898 г. до конца жизни). Предложил гипотезу о реликтовом характере горных боров (сосновые леса на меловых горах) Европейской России (http://biogeografers.dvo.ru/pages/0160.htm). – Прим. изд.

    (б. хранитель гербария Академии наук СССР), по образованию и первоначальной деятельности был инженером; в его увлечении ботаникой огромную роль сыграло знакомство с моим отцом.

    Что касается меня, то я в те времена относился к делу совершенно по-мальчишески. Мне все хотелось найти что-нибудь необыкновенное, никем не виданное. Я наивно полагал, что в этом – главная суть дела. Среди проявления растительной жизни меня привлекали такие курьезы, как движущиеся тычинки барбариса, взрывающиеся плодики «Не тронь меня»4
    Недотрога (Impatiens noli tongere) из семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae).

    Пыльники орхидей, в виде грибочка прилипающие к хоботку насекомого, и т. п.; но подробнее вникнуть в такие явления меня не тянуло, а главное – я оставался равнодушным к тысячам менее эффектных, но иногда гораздо более интересных деталей, которые более вдумчивому наблюдателю открываются повсюду.

    Еще мальчишкой я мог назвать более сотни различных растений их научными, латинскими именами; но сколько-нибудь толкового представления о системе растений у меня совсем не было. Помню, мне было уже лет 15, когда отец поручил мне разложить один гербарий, хоть приблизительно, по семействам. Что у меня получилось!.. Нечего уже говорить, что чистотел (Chelidonium majus) попал у меня в Крестоцветные, а дымянка (Fumaria officinalis) очутилась близ Губоцветных; я не усомнился белую водяную лилию (Nymphaea alba ) занести в семейство Лилейных. Лишь позднее я стал понимать, что узнать латинское название еще не значит определить растение, что суть дела не в названии, а в выяснении степеней родства данного растения с другими.

    Из меня так и не вышло ботаника, но привитый с детства интерес сохранился и поддерживался частыми соприкосновениями с многочисленными деятелями ботанической науки.

    Пособирать на досуге растения, покопаться в определителях, почитать о разных чудесах нашей и экзотической флоры, послушать рассказы сведущего специалиста, – все это было для меня наслаждением в течение всей жизни.

    Когда я больным попал впервые в благодатный уголок Южного Крыма, тамошняя флора была для меня живым источником утешения и радости. С чувством горячей симпатии и глубокой признательности вспоминаю я ученого садовода Никитского сада5
    Никитский ботанический сад был заложен в имении героя войны 1812 князя Н. Н. Раевского. Однако своего расцвета парк достиг к середине XIX века. Разбивка парка произведена при участии известного художника-пейзажиста проф. Ю. Ю. Клевера и ученого-садовода Э. А. Альбрехта. Посадку растений и уход за ними осуществлял видный ученый-садовод Энко. Основой для создания парка послужили естественные южнобережные леса (можжевельник высокий, терпентинное дерево, дуб пушистый, ясень остроплодный, клен полевой и ряд других). В настоящее время в парке на 70 га имеется свыше 200 видов и форм деревьев и кустарников, среди которых главное место занимают иноземные породы (http://www.geocaching.su/pn=101&cid=2216). – Прим. изд.

    Эдуарда Андреевича Альбрехта и Сергея Сергеевича Станкова6
    Станков Сергей Сергеевич (1892–1962) – профессор, известный отечественный флорист и ботанико-географ. Заведующий кафедрой геоботаники Биологического факультета МГУ с 1948 по 1962 год. Крупный специалист по растительному покрову Крыма и Нижегородского Поволжья, этноботанике и истории ботаники. Основатель кафедры ботаники и Ботанического сада Нижегородского университета. Блестящий педагог и популяризатор ботанических знаний (http://herba.msu.ru/botanists/stankov/). – Прим. изд.

    (ныне профессора Горьковского университета), которые были моими руководителями среди исключительных богатств дикой и культурной растительности Крыма. Часто при составлении этих очерков воскресали в моей памяти живые, интересные беседы с этими последними учителями моими в области ботаники, дружески делившимися со мной своими обширными знаниями и увлекавшими своей беззаветной любовью к природе.

    Кто любит попристальней вглядываться в жизнь трав и деревьев, тому и лес, и луг, и ботанические сады с оранжереями, и самый простенький букет, и самый скромный посев, который каждый из вас может сделать в горшочке на подоконнике, открывают беспредельные перспективы, ведущие к трезвым, реальным взглядам на жизнь природы, помогающим не только познать мир, но и переделать его.

    Предлагаемые бесхитростные любительские беседы составлены из воспоминаний о кое-каких личных наблюдениях, а также о слышанном и прочитанном, что казалось мне интересным и занимательным. Будет ли это занимательно для вас, читатель? Если вас могут радовать распускающиеся весенние почки, первые весенние цветы, всходы посаженных вами семян, и если в вас возбуждают интерес новые для вас растения, если вас привлекает бесконечное разнообразие удивительных приспособлений растительного мира к его молчаливой, но вечно напряженной жизни, тогда в этой книжке вы, может быть, встретите кое-что для себя интересное и поучительное, а автор будет вполне удовлетворен, если ему удастся поддержать и усилить в вас огонек любви к природе и ее социалистической переделке.

    Книга была переведена на украинский и немецкий языки7
    О. Ц i н г е р, Цiкава ботанiка, Державне видавництво Україны. Харкiв, 1929 р.
    Очень хороший перевод, исполненный неизвестным мне переводчиком.
    A. Zinger, Unterhaltende Botanik, Deutsch von E. Tocius, Zentralverlag Moskau – Charkow – Pokrowsk, 1931.
    Неплохой, но изданный весьма неряшливо перевод.

    И была весьма благосклонно принята и юными ботаниками-любителями, для которых книжка предназначается, и многочисленными рецензентами, и многими натуралистами-педагогами, и несколькими учеными-специалистами. Искренно, горячо благодарю всех, так или иначе проявивших неожиданное для меня доброе внимание к моим скромным любительским беседам.

    * * *

    В 4-е издание книжки внесены две новых беседы, несколько дополнений к прежнему тексту и довольно много новых иллюстраций. Согласно пожеланию некоторых рецензентов, научные названия упоминаемых растений приведены не только в русской, но и в общепринятой латинской транскрипции.


    А. Цингер

    Июль 1934 г.

    Гиганты

    «Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключается в том, что оно растет: на это указывает самое название его».

    К. Тимирязев.


    1. Деревья-великаны и их семена

    Рост самого высокого в свете человека – около 2,75 м. Высота наибольшего африканского слона около 5 м. Кит-полосатик – наибольшее из современных нам животных, достигает длины почти 30 м. Накинем еще несколько метров, чтобы получить размеры наибольших давно вымерших «ископаемых» чудовищ; округлим цифру до 40 м. Это – предел, это – рекордный размер, когда-либо достигавшийся великанами-животными на нашей планете.

    Великаны-растения в несколько раз превышают этот предел.

    Наибольший рост величайших деревьев несколько больше 150 м (высота Петропавловской крепости в Ленинграде, половина высоты Эйфелевой башни). Великаны-деревья – самые в ы с о к и е, но далеко еще не самые длинные представители растительного мира; но остановимся пока на деревьях.

    Рис. 1. Эвкалипты (слева), мамонтово дерево (справа), Петропавловская крепость (в середине), береза, ель, баобаб, слон и человек (масштаб 1:1000).


    Самые высокие из существующих деревьев – австралийские эвкалипты. Наиболее высокий, точно измеренный эвкалипт имел в высоту 155 м. Второе место занимают калифорнийские мамонтовы деревья, которые ботаники называют секвойями.

    Наиболее высокие секвойи лишь на двенадцать-пятнадцать метров ниже величайших эвкалиптов.

    Любопытно сопоставить размеры этих деревьев-гигантов с размерами семян, из которых они развиваются. Семена эвкалиптов чрезвычайно мелки; это – угловатые коричневые крупинки, у которых расстояние между наиболее отдаленными кончиками достигает одного-двух миллиметров. Однако каждая такая крупинка есть семя, т. е. уже содержит в себе зародыш эвкалипта с зачатками первых листочков и корешка. Каждое такое семечко таит в себе возможность развития в дерево головокружительной высоты, способное создать много миллионов себе подобных! Это может казаться чудом; но когда знакомишься с современной физиологией растений, с достижениями нашей советской мичуринской биологии, чудом представляется уже не самое явление роста, а те удивительные достижения научных исследований, которые так глубоко проникают в тайны сложных процессов питания и развития дерева.

    Рис. 2. Семена эквалипта в натуральную величину (слева); семя эвкалипта, увеличенное в 10 раз (справа).


    Рис. 3. Семена секвойи в натуральную величину (слева); средней велечины лесной орех в натуральную величину (справа).


    Семена мамонтова дерева (секвойи), даже не считая их крылышек, заметно крупней семечек эвкалипта. Нечего удивляться тому, что великан поменьше вырастает из семечка побольше: ведь никакой пропорциональности между величиной семени и величиной растения вообще не наблюдается. Наши лесные орехи огромны сравнительно с семенами эвкалиптов. Однако из них развиваются лишь кусты, пригодные разве на тросточки да на удилища, а из семян эвкалипта вырастают мощные мачтовые леса.

    2. Эвкалипты

    Мне хочется побеседовать с вами, читатель, об эвкалиптах; но ботаническую беседу лучше всего вести на прогулке. Так пойдемте! Куда? Лучше бы всего поехать в Австралию, в эвкалиптовые леса; но там я боюсь быть плохим путеводителем: я знаю Австралию лишь по книжкам. Чтобы посмотреть живой эвкалипт, нам достаточно, пожалуй, пойти в какую-нибудь оранжерею или к любителю комнатных растений; но те эвкалиптики, которые нам покажут в цветочных горшках, по виду своих листьев и по общему складу дадут нам совершенно превратное представление о взрослом дереве. Можно, конечно, сорвать листочек и, растерев его между пальцами, понюхать характерный запах эвкалиптового масла.

    Самые близкие от Москвы, растущие на открытом воздухе эвкалипты мы могли бы найти в Крыму, на южном берегу; но там эти баловни австралийского солнца еще ежатся от холода, растут плохо, а в суровые зимы надземные их части подмерзают, так что живыми остаются лишь корни, заново пускающие на следующий год куст молодых побегов. Однако эвкалипты хорошо растут у нас на Кавказском побережье Черного моря…

    [Отдельные эвкалипты посажены были у нас на Кавказе еще в 1880 г. Кто из вас бывал в Батуми, тот наверное проезжал по чудесным эвкалиптовым высокоствольным аллеям из Батуми на «Зеленый Мыс», в замечательный Батумский ботанический сад, основанный нашим русским ботаником А. Н. Красновым8
    Краснов Андрей Николаевич (1862–1915) – «ученик В. В. Докучаева, соратник и друг В. И. Вернадского, профессор Харьковского университета, известный географам как основоположник современной конструктивной географии, а более широким кругам – как учёный, который почти собственными силами превратил Черноморские субтропики Грузии из царства болот и малярии в цветущую и зажиточную страну, израсходовав на это полтора десятилетия своей короткой жизни» (И. Г. Черванёв), ботаник и путешественник, первый доктор географии в России, получивший эту ученую степень на основании публичной защиты (http://ru.wikipedia.org/wiki/Krasn .). – Прим. изд.

    Вспомните-ка этих австралийских жителей с оригинальными стволами, с которых кора слезает как бы лентами, и с высокими кронами из вертикально-поставленных листьев, так что солнечный луч в полдень скользит по ним почти без задержки. В наших влажных субтропиках эвкалипты уживаются отлично, страдая лишь в наиболее холодные зимы.

    Рис. 4. Эвкалиптовая роща в Батумском ботаническом саду.


    Однако надо сказать, что эвкалипты страдают не столько от зимних холодов, сколько от сильных морозов, наступающих сразу же после теплого и влажного времени. Так случилось в 1950 г., когда на черноморском побережье в январе после теплого и влажного декабря сразу ударили сильные морозы. Эвкалипты уже тронулись в рост, выбрасывая новые ветви и листья и впитав в себя огромные количества влаги. Они не выдержали январского холода и обмерзли. Интересно, что большему обмерзанию подверглись те части деревьев, которые были обращены к юго-западным холодным январским ветрам; части же деревьев, обращенные к востоку, весною стали отходить и давать новые листочки. Однако возврат весною морозов для многих таких деревьев оказался губительным.

    Это лишний урок нашим садоводам и ботаникам в том, что всякое простое перенесение иноземных растений из других (и особенно тропических и субтропических) стран в нашу страну надо проводить с большой тщательностью и осторожностью и что в этом деле может быть много на первых порах и неудач. Но, потерпев неудачи, не следует отступать и, пользуясь методами мичуринской биологии, надо смело переделывать природу растений, создавая новые растения, легче приспособляющиеся к определенным условиям жизни. Так надо действовать и с эвкалиптами!..

    Долгое время эвкалипты были распространены на Кавказе сравнительно мало, несмотря на то, что они там хорошо росли и являлись незаменимыми в теплых болотистых местностях как высасывающие влагу насосы. В 1935 г. в нашей стране была поставлена задача массового разведения эвкалиптов; полмиллиона саженцев эвкалиптов было посажено в Абхазии, Аджарии и западной Грузии. Целые леса были посажены в Колхиде для уничтожения колхидских болот – очагов малярии. Прошло 10–15 лет, и в долине Риона, около Поти, там, где местами на поверхности почвы стояла вода и где были наилучшие условия для развития малярийного комара, эвкалипты осушили топкие болота, и местность стала здоровой. До 1941 г. только в одной Грузии было высажено до 10 миллионов эвкалиптов, а сейчас эти посадки расширяются…

    Начали в последние 2–3 года сажать эвкалипты в Крыму и на юге Украины, стремясь продвинуть еще дальше на север этих субтропических австралийцев. Пройдет немного лет, и в Крыму, наряду с темнозелеными пирамидальными кипарисами, к которым так привыкли все9
    Следует, между прочим, помнить, что пирамидальный кипарис в Крыму появился совсем недавно, только после присоединения Крыма к России. Если бы вам показать, читатель, например, гравюры Ялты или Гурзуфу в первые годы владения Крыма русскими, то на них вы, пожалуй, и не узнали бы знакомого вам южнокрымского ландшафта: кипарисов тогда не было и в помине.

    Кто бывал там и кто видел эти стройные. но довольно мрачные деревья в натуре, – наряду с ними зашелестит зеленая листва эвкалиптов. Пройдет немного лет, и в Молдавии и в южной Украине рядом с пирамидальными яркозелеными тополями, неотъемлемыми участниками южноукраинского ландшафта, будут расти голубовато-зеленые стройные эвкалипты. Изменится ландшафт ряда таких мест, парки украсятся новыми растениями, а некоторые эвкалипты войдут и в полезащитные лесные полосы.

    Работа по обогащению нашей флоры новыми растениями – увлекательная работа. С эвкалиптами, чтобы приручить их к северному полушарию, следует, конечно, идти теми же путями, которыми шел незабвенный И. В. Мичурин10
    Мичурин Иван Владимирович (1855–1935) – русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). Награждён орденами Св. Анны 3-й степени (1913), Ленина (1931) и Трудового красного знамени. Три прижизненных издания собраний сочинений (http://ru.wikipedia.org/wiki/). – Прим. изд.

    А что касается Крыма и южной Украины, то надо использовать широко в первую очередь те эвкалипты, которые растут в западной и югозападной Австралии, отличающейся сухим климатом. Там их большое разнообразие, и многие виды эвкалиптов из тех мест очень засухоустойчивы, отлично переносят культуру на засоленных почвах и довольно холодостойки.

    Эвкалипты довольно хорошо растут и в комнатах, но не советуем разводить их дома в горшках. Растут они очень быстро, и года через два для них вам придется, пожалуй, прорубать потолки, да и красивого у них в комнатной культуре мало; они вырастают довольно нелепыми хлыстами или корявыми кустами.]

    Хорошо растут эвкалипты в окрестностях Рима. Однажды на прогулке мы шли по древней Аппиевой дороге, по тем самым камням, которые некогда сотрясались под тяжелой поступью цезаревых легионов. Эти камни сильно поистерлись за 2000 лет своей «службы», много раз за это время менял свой облик «Вечный город», но открывающаяся перед нами картина почти та же, что была десятки веков тому назад. Какая мертвенная пустыня в непосредственной близости с шумной столицей! Далеко впереди почти не видно человеческого жилья в этой местности, исстари пугавшей человека своими лихорадками. Но вот вдали показались детали пейзажа, которых, наверное, не было во времена древнего Рима. То там, то здесь близ дороги видны группы высоких темнозеленых деревьев; это и есть рощицы эвкалиптов. Позвольте прочитать вам маленькую вступительную лекцию об эвкалиптах.

    Если вы интересуетесь ботанической стороной вопроса, я могу сказать вам, что эвкалипты относятся к семейству Миртовых растений. Род эвкалиптов, как пишут в книгах, содержит около 600 различных видов. Все они – уроженцы Австралии и прилегающих к ней островов. Наиболее высокий эвкалипт, о котором мы упоминали, принадлежал к виду, который ботаники называют – эвкалипт миндалелистный (Eucalyptus amygdalina). Его и принято считать величайшим деревом в свете. Но, может быть, читатель, вас более интересуют не научноботанические, а технические вопросы. Тогда я могу рассказать вам, что эвкалипты одни из самых ценных даров флоры. Тяжелая, плотная древесина эвкалиптов отличается необыкновенной прочностью. В кораблестроении это – материал самой высокой ценности: для корабельных килей (конечно, небольших судов) и мачт нет лучшего материала. Сваи, телеграфные столбы, торцевые мостовые и т. п. из эвкалиптового дерева получаются самые долговечные. При полировке различные сорта эвкалиптов дают чрезвычайно красивый материал то серых, то коричневых, то темнокрасных тонов; но столяры недолюбливают эвкалипт за его «железную» твердость. В Европе в большом ходу красивые эвкалиптовые фанеры, которыми часто оклеивают мебель. Если я добавлю, что эвкалипты дают массу ценного материала для дубильных веществ, лечебное эвкалиптовое масло, что некоторые эвкалипты дают каучук, я еще не перечислю всех технических заслуг эвкалиптов. Однако нам некогда останавливаться на этих вопросах: мы уже подошли к той рощице, к которой стремились.

    Вот перед нами высокие деревья, под сенью которых ютится простенький кабачок. Деревья более курьезны, чем красивы. Непривычному взгляду они кажутся большими, ободранными. И ствол, и большие сучья – голые; безобразными лохмотьями висит на них облупляющаяся кора11
    Эвкалипт, подобно нашему крымскому земляничному дереву (Arbutus andrachne), ежегодно сбрасывает кору.

    Только на макушке да на концах сучьев свешиваются длинные саблевидные листья. На европейских экземплярах не всегда можно проследить интересное свойство листьев повертываться ребром к лучам солнца и не давать тени; но бросается в глаза другая особенность. Узкие, кривые темнозеленые листья взрослого дерева совершенно не похожи на широкие бледно-сизые листья молодых побегов. Трудно поверить, что это – листья одного и того же дерева. Только присмотревшись к побегам разных возрастов, можно увидеть постепенные переходы от одной формы листа к другой.

    Под деревьями в большом количестве валяются сухие деревянистые колпачки. По неопытности мы можем принять их за оболочки плодов; но сведущий ботаник объяснит нам, что это – верхние части деревянистых венчиков, отпадающие при распускании цветов. Благодаря жесткости венчиков, неопытные люди часто принимают нераспустившиеся цветы эвкалиптов за плоды.