Существующие методы ремонта трубопроводов. Ремонт трубопроводов на заболоченных участках Кто обслуживает водопроводы

В процессе эксплуатации трубопро­воды изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следующие основные работы:

1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров;

2) выверка трубопроводов, а в случае не­обходимости подгонка опор и подвесок;

3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;

4) изоляция трубопроводов;

5) испытание на прочность и плотность;

6) окраска трубопроводов.

За 2 – 3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить кероси­ном. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1 / 8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопро­водов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижки фланцев используются специальные приспособления.

Рисунок – Винтовое приспособление для раздвижки фланцев

Рисунок – Приспособление для замены прокладки

1 – хомут; 2 – винт; 3 – болт.

Для вырезки прокладок применяются специальные приспо­собления.

Рисунок – Приспособление для вырезки прокладок

1 – конус; 2 – нож.

При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а вместо их ввариваются катушки. Перед удалением участка тру­бопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.

После демонтажа участка трубо­провода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке ново­го участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.

Сборка коллектора состоит из сое­динения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются при­хваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков осуществляется окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.

Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов проводятся с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов пере­дача их веса на насосы и компрессоры должна быть исключена.

На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали тру­бопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подве­шивания.

При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, а затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения указан­ных операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, нахо­дившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии и т.д.

Перпендикулярность уплотнительной поверхности фланца к оси трубы проверяют при помощи специального приспособления.

Рисунок – Проверка перпендикулярности уплотнительной поверхности фланца

к оси трубы

При ремонте межцеховых тру­бопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может выполняться потрубно. Воз­можна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской. В условиях эстакад, насыщен­ных большим количеством трубо­проводов, ремонт становится более сложным. В этом случае замена изношенных участков или проклад­ка дополнительных линий возмож­на лишь отдельными трубами не­большой длины. Трубы поднима­ются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направ­лении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубо­проводов на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закреп­ление начинают с неподвижных опор.

При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий про­водится растяжка компенсаторов температурных удлинений.

Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми ком­пенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.

Рисунок – Винтовое приспособление для растяжки компенсаторов

1 – распорка; 2 – натяжная гайка; 3 – винт; 4 – хомут; 5 – труба.

Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвра­щения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.

Рисунок – Линзовые компенсаторы со стяжками

1 – тяга; 2 – лапа.

При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы:

1) вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов;

2) подъем этих участков на поверхность;

3) очистка наружной поверхности от следов кор­розии и остатков старой антикоррозионной изоляции;

4) замена изношенных участков трубопроводов новыми;

5) наложение новой изоляции;

6) укладка трубопровода в траншею.

При наличии мелких повреждений (трещины, раковины, потения и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и круп­ные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.

Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт осуще­ствляется непосредственно в траншее с подъемом трубопрово­дов на высоту 60 – 70 см от дна траншеи с укладкой их на ле­жаки.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлечен­ный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в кол­лектор. При подъеме и опускании трубопровода в траншею наи­более напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200 – 377 мм и 350 мм для труб диаметром 426 – 529 мм. Диаметр муфты прини­мается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должна быть одинакова. Допускаемый зазор между муфтой и трубой составляет 2 мм.

При ремонте иногда нужно подключиться к действующим тру­бопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопро­водам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод вы­полняется с использованием специального приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и ко­ронки, на которой укреплены резцы, шток, сальник, грундбукса, упорный шарикоподшипник и штурвал. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основ­ного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.

Рисунок – Приспособление для врезки отвода в действующий трубопровод

1 – трубопровод; 2 – сверло; 3 – резец; 4 – коронка; 5 – патрубок; 6,9 – фланцы;

7 – шток; 8 – задвижка; 10 – сальник; 11 – грундбукса;

12 – упорный шарико­подшипник; 13 – штурвал.

После окончания капитального ремонта трубопроводов про­водятся проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измери­тельных приборов. В наиболее низких точках ввариваются шту­церы с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в наиболее высоких – воздушки для выпуска воздуха. В на­чальных и концевых точках трубопровода устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 мин. После этого оно снижается до рабочего значения. Трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопро­вод полностью освобождается от воды.

Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 макси­мального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для трубопро­водов из стали.

Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится. Пневматическое испытание трубо­проводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом.

Нам по плечу задачи любой сложности: осуществим ремонт водопровода в частном доме и «многоэтажке», коммерческом здании и на промышленном объекте. Работаем с автономными и централизованными системами.

Ремонт наружного водопровода не слишком сложен из-за доступности коммуникаций круглый год. Подземные сети считаются более проблемными. Если требуется ремонт внутреннего водопровода, то городские службы ЖКХ применяют траншейный метод. При этом сроки работ растягиваются на несколько недель, приходит в негодность асфальтовое или бетонное покрытие дорог и пешеходных зон.

Бестраншейная прокладка водопровода

Мы предлагаем современную и высокоэффективную технологию работы – бестраншейный ремонт труб водопровода. При этом существенно экономится время и затраты рабочей силы. Множество специализированной техники и оборудования не потребуется. Стоимость услуг адекватна малым срокам и высокому качеству работ.

Воспользуйтесь услугами нашей компании и закажите высокотехнологичный ремонт водопровода и канализации по бестраншейной технологии. ЭКОСЕРВИС XXI – это качественные услуги от профессионалов по приемлемым ценам.

В процессе эксплуатации трубопроводы и их элементы изнашиваются. Характер износа определяется условиями эксплуатации, свойствами материала, из которого изготовлен трубопровод, его конструктивными особенностями, качеством изоляции и т.д. В основном трубопроводы подвержены коррозионному износу, а нарушение условий эксплуатации трубопровода приводит к разрыву трубы, отрыву фланца, выбиванию прокладок и ослаблению резьбовых соединений болтов фланцевого соединения.

Тщательная ревизия трубопроводов осуществляется при плановых ремонтах. Пропуски в действующих трубопроводах определяют визуально, по появлению запаха или изменению режима перекачивания (например, снижению давления в трубопроводе, изменению количества принимаемого и расходуемого продукта и т.д.).

На ответственных трубопроводах, работающих под высоким давлением, практикуется система «сверления безопасности», при которой на участках трубопроводов, где износ наиболее вероятен, до пуска в эксплуатацию высверливают несквозные отверстия. Остаточная толщина труб должна обеспечивать безаварийную работу. По мере износа трубопровода в процессе эксплуатации наиболее вероятен пропуск продукта через эти ослабленные сверлением стенки трубопровода. Контрольные отверстия забивают пробкой, временно накладывают хомут и осуществляют за их состоянием постоянный контроль в процессе эксплуатации до очередного ремонта. При первом плановом ремонте трубопровод ремонтируют.

Дефекты могут быть обнаружены при измерении толщины стенки ультразвуковыми дефектоскопами. Ликвидация пропусков на поверхности трубы или в сварных швах на действующем трубопроводе возможна наложением хомутов или скоб с накладками. Их ставят на дефектный участок так, чтобы при стягивании хомутов или скоб прокладка (поранит, свинец, фторопласт, резина и др.) оставалась зажатой между поверхностью трубы и хомутом (накладкой) и заполняла неплотность в трубе или сварном шве.

Хомут и накладка должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, в соответствии с этим выбирается их толщина.

Если участок дефекта большой или образовавшийся дефект нельзя устранить наложением хомутов (например, разрыв трубы по образующей), такой участок трубы заменяют.

При разрыве сварного шва шов вырубается до чистого металла, и после зачистки заваривается вновь.

Плановый ремонт трубопроводов предусматривает замену определенных участков с трубами, фланцами и крепежными деталями. Трубы отбраковывают, если их толщина стенки в результате износа более не обеспечивает заданные параметры эксплуатации. Для каждой категории трубопроводов устанавливаются отбраковочные нормы. Технологические трубопроводы диаметром более 75 мм при остаточной толщине стенки 2 мм и менее бракуются без предварительного расчета. При плановых ремонтах проверяют опоры и подвески трубопроводов; плотность прилегания трубы к подушке, подвижность опор, целостность поверхностей скольжения и т.д.



Пропуски во фланцевых соединениях являются результатом плохой подгонки соприкасающихся поверхностей, поврежденности этих поверхностей, некачественной прокладки и недостаточности подтяжки болтов или шпилек. Для ликвидации пропуска сначала подтягивают болты (особенно это эффективно для горячих трубопроводов, где регулярная подтяжка является обязательной). Если таким способом пропуск не устраняется, меняют прокладку.

За 2-3 часа до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей смачивают керосином. Отворачивание гаек производится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1/8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев, поэтому, чтобы облегчить эту операцию, используют специальное приспособление, а для трубопроводов высокого давления применяют приспособление с гидроцилиндром.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находящегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии, графита и проверяется на отсутствие на них раковин и забоин. Если фланцы имеют дефекты, они должны быть заменены.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и вваривается новая секция.

После окончания капитального ремонта трубопроводов проводится проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода, все врезки для контрольно-измерительных приборов закрываются заглушками. В самых низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в самых высоких – воздушники для выпуска воздуха при заполнении трубопровода водой.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина пробного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа .

Ремонт трубопроводов без копания траншей

Сегодня большую популярность получает технология, применение которой удобно и действенно в случае, если происходит прокладка труб под землей или наружной канализации, ремонта труб без выкапывания асфальта. Данный метод постепенно вытесняет все другие известные способы ремонта, поскольку является очень удобным и финансово доступным. Для ремонта используют трубы из полиэтилена, которые не только дешево стоят, но и очень просты в монтаже, а также имеют долгий срок эксплуатации. Данный метод ремонта труб можно использовать и в том случае, если они проложены в труднодоступных местах, например, под дорогой.

Ремонтировать трубы, не прибегая к выкапыванию траншей можно, если прокладывать новую трубу в старой — релайнинг, или разрушить старую трубу и проложить новую, большего диаметра – берстлайнинг.

Старую трубу разрушают, затягивая в нее установку с ножами и расширитель, который, двигаясь по всей трубе, вдавливает осколки в грунт. Когда все основные этапы завершены, приступают к прокладыванию новой трубы, имеющей больший диаметр. Данный метод особенно важен тогда, когда нужно увеличить транспортируемый поток.

Можно увеличить пропускаемый через трубы поток жидкости за счет гладкости стенок трубы и снижения сопротивления жидкости.

Еще совсем недавно метод санации бестраншейным способом был чем – то вроде фантастики, все использовали траншейный метод, проводили землеройные работы и в открытую прокладывали трубы. Нельзя сказать, что открытый способ плох, он имеет множество своих преимуществ, но сильно проигрывает в сравнении с бестраншейным способом прокладки коммуникаций.

Траншейный способ заключается в том, что в земле выкапывается яма определенного размера, в которую прокладываются трубы. После того, как трубопровод смонтирован, а швы сварены между собой, траншею закапывают, однако достаточно большая территория после таких работ выглядит, мягко говоря, некрасиво. Сильно нарушается состояние плодородного слоя почвы и асфальта, а также уничтожаются все кустарники, цветы, деревья. Также в процессе работ возникает необходимость перекрывать дорожное движение и строить объездные пути. Работы траншейным способом проводятся очень долго, иногда, в течение нескольких недель.

Не многие заказчики брались за прокладку труб под большими преградами, такими как железная дорога и большими постройками, поскольку данный метод был не только дорогостоящим, но и очень неудобным. Однако ситуация сильно переменилась в лучшую сторону с появлением такой инновации, как бестраншейная прокладка трубопроводных магистралей. Теперь можно осуществлять прокладку труб, не прибегая к выполнению земляных работ и соответственно, к вскрытию грунта, а также после их проведения полностью отпадает необходимость прокладывать новый асфальт и тротуар, чинить рельсы и наносить дорожную разметку. Сохраняется состояние окружающей среды, остаются на месте все городские парки, сады и скверы.

Основные положительные стороны закрытого строительства и замены поврежденных участков труб: в несколько раз сокращаются затраты на проведение работ, материалы и оборудование, снижается количество времени, затрачиваемого на работы, во многом за счет отсутствия необходимости выкапывать траншеи, сокращается время работ и сроки приема документации для получения разрешения на строительство. Для работ нанимается меньшее количество людей, причем число рабочих снижается почти в два раза.

Также не наносится практически никакого вреда окружающей среде. Работы можно производить, даже если термометр показывает ниже нуля градусов, а на улицах лежит снег.

В несколько раз повышается безопасность рабочих и жителей того района, в котором проводятся работы по строительству коммуникаций или замене некоторых участков магистрального трубопровода.

В некоторых случаях может потребоваться проведение работ под транспортной магистралью, под трассой федерального значения. Чаще всего прибегают к совершению прокола под дорогой и последующей прокладке труб. В таком случае, можно не привлекать к работам тяжелую технику, достаточно лишь одной, но многофункциональной и мощной установки.

В месте прокола устанавливается цилиндр, к которому прикрепляется буровая штанга. По мере движения штанги и цилиндра грунт раздвигается и уплотняется, освобождая место для новой трубы.

Перед началом работ по проколу грунта нужно лишь изготовить цилиндр нужного диаметра. Он должен в точности соответствовать размеру прокладываемой трубы.

Также с помощью цилиндра можно осуществлять ручную разработку земли под дорогой, в том случае, если прокол совершен с обеих сторон дороги. Однако в некоторых случаях прокол имеет протяженность больше десяти метров, в таком случае привлекается специальное оборудование.

Наиболее известные способы прокладки трубопроводов:

Первый, широко используемый и практичный метод – санация, подразделяется на два вида – релайнинг и реновация.

Под релайнингом понимают такой метод санации, с помощью которого в уже действующий трубопровод осуществляют установку каналов из полиэтилена, чуть меньшего диаметра. Однако перед протяжкой следует хорошо изучить поверхность трубы, очистить ее от загрязнений и посторонних деталей. Происходит уменьшение размера отверстия в трубе, при этом на пропускную способность это нисколько не влияет. Гладкие стенки новой трубы не создают сопротивления.

Другой вид санации – реновация, осуществляется примерно так, как и разрушение трубы с расширением диаметра новой. Сделать это можно, используя специальную установку — разрушитель – расширитель. Такой метод применяется в том случае, если возникает острая необходимость увеличить диаметр и пропускную способность трубы.

Другой метод бестраншейного восстановления и прокладки труб называется – прокалывание. С его помощью можно проложить трубопровод небольшого диаметра. Чтобы осуществить прокладку труб данным способом, рабочие должны выкопать две ямы небольшого размера по обе стороны заменяемой трубы. Диаметр котлована определяют исходя из рабочих характеристик трубопроводной магистрали. В одном котловане устанавливают гидравлический домкрат. За счет работы домкрата осуществляется непосредственно процесс продавливания трубы полость скважины. На новой трубе закрепляют конус, который впоследствии выходит с другой стороны.

В процессе работ труба постоянно увеличивается, к ней приваривают новые секции. Одна за другой, они закрепляются до тех пор, пока не образуется нужный размер плети. За счет движения конуса грунт не только раздвигается, но и уплотняется.

Как только работы закончены, все оборудование удаляется. Новая труба оказывается надежно спрятана в своего рода кожухе из старой трубы. Однако в данном случае необходимо учитывать, что нагрузка на участок трубопровода вырастет, поэтому данный способ подходит не для всех видов трубопроводов. В частности, он не подходит для выполнения прокола под зданием. Если нужно таким образом заменить большой участок труб, придется раскапывать участки для установки домкрата на нескольких участках.

Отдельно следует отметить такой метод, как продавливание. С его помощью осуществляется увеличение размера трубы. Отличие от прокалывания заключается в том, что на конце трубы не закрепляется конус, после чего трубу проталкивают в землю, устанавливая открытым концом и проталкивая вовнутрь. В результате чего приходится удалять землю из трубы.

Самый популярный и широко используемый метод, который называется ГНБ. С его помощью можно прокладывать любые виды коммуникаций на различной глубине, используя одну только установку ГНБ. Пи этом можно осуществлять прокладку на значительно большие расстояния, а также увеличивать или оставлять прежним диаметр трубопровода. Так же появляется возможность обходить различные препятствия. Оператор может менять траекторию бура.

Работы методом ГНБ выполняются в три этапа:

В первую очередь осуществляется прокладка пилотной скважины. Данный этап имеет очень большое значение, от того, как его провести, будет зависеть результат работы. Чтобы пробурить и уплотнить грунт, на конец буровой штанги надевают специальную головку, сделанную из твердого материала. Ее соединяют таким образом, чтоб было возможным осуществление вращения головки в разных направлениях. Именно за счет движения головки на пути проходки освобождаются различные препятствия.

Чтобы охладить головку и буровую штангу, а также облегчить проходку, из конца буровой головки подается специальный раствор. Оператор ГНБ может наблюдать за процессом бурения, сидя в установке. С помощью специальной камеры изображение передается на экран, также фиксируются данные об уклоне и азимуте. Как только становится понятно, что бур идет в неправильную сторону, оборудование выключают, после чего производится корректировка траектории движения бура. В зависимости от того, насколько точно будут произведены расчеты, можно исправить положение. Для этого буру задают правильную траекторию и постепенно выравнивают его.

В процессе бурения возможно расширение скважины. Как только пилотная скважина пробурена, оборудование частично разбирают – от буровой штанги отсоединяется головка, и подсоединяется расширитель. По мере прохождения расширителя по трубопроводу происходит увеличение диаметра скважины, а, следовательно, и диаметра трубопровода. Рекомендуется производить расширение в несколько этапов, для того, чтобы не сломать оборудование. Также необходимо учитывать, что для того, чтобы труба легко прошла через скважину, отверстие должно быть чуть больше, чем диаметр трубы. Если сделать его меньшим, то трубная плеть в процессе не проталкивания, а продавливания в скважину может попросту разорваться.

Также следует обратить внимание на такой метод, как протягивание трубопровода в новую скважину. Для этого сваренные трубы закрепляются с расширителем и специальным шарниром. За счет работы установки ГНБ осуществляется постепенное затягивание трубы в пробуренную скважину. Также, как и в других методах, в процессе протягивания используют буровой раствор, только по большей части не для охлаждения оборудования, а для облегчения проходки, и для предотвращения поломки трубы.

Данным способом можно устранять течь в старом трубопроводе. Течь чаще всего возникает при разрыве или растрескивании труб. Такая проблема появляется достаточно часто и при правильном проведении работ быстро устраняется.

Необходимо устранять все обнаруживаемые неполадки как можно быстрее по той причине, что процесс разрушения с течением времени только усиливается, и если замазать небольшую трещину не составит никакого труда, то замазать большую трещину, покрытую коррозией уже не так просто, как может показаться. Более того, если трещина образовалась на стенках водопровода, поставщик питьевой и технической воды может понести очень большие убытки.

Закрытый метод строительства магистралей был разработан и внедрен в широкое использование, проблему с течью трубы можно было устранить, только выковав огромные траншеи и заменив некоторые участки труб. В среднем бы такие работы длились около недели, тогда как сегодня неполадки и дефекты устраняются за один день.

Также ремонт траншейным способом был связан с появлением большого количества пыли, грязи, которая также выбрасывалась и в атмосферу. Жители спальных районов часто жаловались на то, что не могут спать из – за шума, производимого установками для копания скважин. Сегодня про все эти неудобства можно забыть — работы выполняются максимально быстро и с высокой эффективностью.

2017 — 2018, . Все права защищены.

Куда звонить, если водопровод дал течь или засорился? Кем и когда должна осуществляться замена труб водоснабжения в квартире? Сегодня мы познакомимся с зонами ответственности обслуживающих сети и системы водоснабжения организаций, а также узнаем, как устранить наиболее типичные проблемы своими руками. Итак, приступим.

Кто обслуживает водопроводы

Начнем с распределения зон ответственности.

Обычно оно выглядит так:

  • Водосеть (организация, обеспечивающая поставку холодной воды потребителям) отвечает за магистральные водопроводы вплоть до их ввода в дом. Граница зон ответственности проходит по первому фланцу задвижки водомерного узла. Эта же организация устраняет все аварии на магистральных водопроводах в ночное время и праздничные дни;

Подчеркиваем: аварийная служба водоснабжения не выезжает на аварии в частных и многоквартирных домах. Однако при неисправности запорной арматуры в водомере этой организации можно заказать отключение участка магистрали водоснабжения для устранения неисправности. При этом предварительно согласуются время и продолжительность отключения: Водосеть должна оповестить о нем остальных абонентов.

  • Обслуживающая дом организация (ЖЭУ, ЖПЭТ и т.д.) устраняет все проблемы во внутридомовой системе ХВС. Она же должна поддерживать в рабочем состоянии запорную арматуру в водомерном узле и на стояках, выполнять аварийный и плановый ремонт всех участков систем водоснабжения, а также их плановую замену;

Однако: на практике для капремонта, включающего замену розливов и стояков водоснабжения, обслуживающая организация обычно нанимает субподрядчиков. Организация службы эксплуатации технических систем водоснабжения просто-напросто не предусматривает соответствующего количества штатных единиц.

  • Эта же организация должна выполнить ремонт трубы горячего водоснабжения в подвале и квартире, вовремя заменить задвижки и краны на врезках ГВС в элеваторном узле и на стояках, обеспечить круглосуточную работу полотенцесушителей в домах с циркуляционной системой ГВС;

Исключение: однотрубная система горячего водоснабжения в многоквартирном доме (она типична для домов постройки 70-х и более ранних годов) не предусматривает непрерывной циркуляции в стояках горячего водоснабжения. В этом случае полотенцесушители, установленные в разрыв подводки ГВС, нагреваются только при разборе воды.

  • За круглогодичную подачу горячей воды из теплотрассы (в домах с открытой схемой теплоснабжения) или за подачу теплоносителя для ее нагрева (при закрытой схеме) отвечают Теплосети - организация, обеспечивающая транзит тепла между его поставщиком (ТЭЦ, ГРЭС, котельной) и абонентами. Граница владений Теплосетей и жилищников проходит по первым фланцам входных задвижек элеваторного узла.

Кто отвечает за состояние подводок водоснабжения после вентилей на входе в квартиру?

В госжилье - обслуживающая дом организация. А вот если квартира приватизирована и находится в личной собственности жильцов, любой ремонт трубопровода системы водоснабжения после вентилей осуществляется ими за свой счет.

Когда менять трубы

Через сколько лет эксплуатации требуется замена труб горячего и холодного водоснабжения? Ответ можно найти в Ведомственных Строительных Нормах ВСН 58-88, документе, утвержденном Госстроем СССР в ноябре 1988 года.

Участок системы водоснабжения и материал его изготовления Срок службы, лет
Водопровод ХВС из оцинкованной стали 30
Водопровод ХВС из черной стальной (газовой) трубы 15
Водопровод ГВС в доме с открытой схемой теплоснабжения (с подачей горячей воды из теплотрассы через врезку в элеваторный узел) из оцинкованной стали 30
То же, из черной стали 15
То же, в доме с закрытой схеме теплоснабжения (вода для нужд ГВС нагревается в общем с теплоносителем системы отопления теплообменнике), для оцинковки 20
То же, в доме с закрытой схемой теплоснабжения, для черных стальных труб 10

Как принято, есть нюанс. Этот документ не утратил силу с распадом СССР, но он представляет собой ведомственные нормы, а не ГОСТ или СНиП, то есть де-факто ни к чему не обязывает жилищную организацию.

На практике срок службы стояков водоснабжения часто превышает установленный ВСН и определяется:

  • Наличием или отсутствием защищающего их от коррозии слоя краски;
  • Качеством вентиляции в ванных и санузлах, через которые проходят стояки. Чем выше влажность в них, тем быстрее ржавеют трубы;

  • Толщиной стенок труб. Согласно ГОСТ 3262-75, по которому производятся водогазопроводные трубы, они могут быть легкими, усиленными и обычными. Чем толще стенка, тем больше времени потребуется коррозии для нарушения ее целостности.

Что это означает для нас в практическом плане?

Текущий ремонт трубопроводов водоснабжения проводится при любых отклонениях в их работе (при появлении течей, падении напора воды и т.д.). Замена участка водопровода осуществляется в том случае, если он полностью пришел в негодность (многочисленные свищи, минимальная толщина пораженных коррозией стенок). Полная замена труб ХВС и ГВС выполняется при достижении ими определенной степени износа при наличии финансирования со стороны муниципалитета.

Проблемы и решения

Мир не идеален, и подчас возникшие коммунальные проблемы проще решить самостоятельно, не дожидаясь внимания и участия со стороны обслуживающих организаций. Устранение некоторых наиболее типичных неисправностей мы сейчас опишем.

Видео в этой статье более наглядно продемонстрирует вам, как может выглядеть ремонт труб водоснабжения в квартире при неисправностях системы водоснабжения.

Свищ

Описание: незначительная течь с точечным источником, которую легко отследить по следам влаги или (через несколько дней после возникновения течи) ржавчины.

Причины: сквозная коррозия стенок стальной трубы (стояка или подводки).

Кстати: свищи чаще всего возникают на продольных сварных швах труб. Согласно ГОСТ 3262-75, все водогазопроводные трубы - электросварные.

Устранение:

  1. Зачистите область свища от краски и ржавчины с помощью металлической щетки или ножа;
  2. Прижмите к месту течи резиновую прокладку для кранбуксы или кусочек достаточно толстой резины (например, от камеры грузового автомобиля);
  3. Стяните бандаж хомутом (алюминиевым или проволочным).

Заметьте: такой ремонт труб водоснабжения в доме не очень эстетичен и позиционируется как временный. Однако автор не раз наблюдал бандажи, простоявшие одно-два десятилетия и не давшие повторных течей.

Течь по резьбе

Описание: течь по резьбе сгона после вентиля на входе в квартиру или под кухонной мойкой с жесткой подводкой.

Причины:

  • Выгорание льняной подмотки на горячей воде;
  • Ее загнивание на водопроводе ХВС;
  • Физическое воздействие на водопровод (например, смещение тумбы с мойкой).

Устранение:

  1. Ремонт трубы водоснабжения начинается с отключения воды вентилями на входе в квартиру. Перекрыв вентиль, убедитесь в его работоспособности, приоткрыв соответствующий кран на смесителе;
  2. С помощью газового или разводного ключа отдайте контргайку на сгоне на 3-4 оборота;

Совет: если резьба покрыта толстым слоем краски или ржавчины, предварительно прогрейте ее строительным феном, паяльной лампой или импровизированной горелкой из газового баллончика с насадкой.

  1. Отверткой или ножом очистите резьбу от старой подмотки;
  2. Намотайте новую подмотку - нить-герметик Тангит Унилок или сантехнический лен с пропиткой краской или силиконовым герметиком;

Совет: не используйте для подмотки стальных резьб на воде ленту ФУМ. Подмотанная ей резьба дает течь при минимальном обратном ходе. Лен и Тангит лишены этого недостатка.

  1. С умеренным усилием подтяните контргайку;
  2. Проверьте резьбу под давлением на предмет утечек.

Течь фитинга на металлопластике

Описание: течь между металлопластиковой трубой и компрессионным фитингом (как правило, по накидной гайке последнего).

Причина: неправильная сборка фитингового соединения. Если труба отрезана неровно (читай - ножовкой вместо трубореза), сохранила овальное сечение (то есть не была откалибрована после разматывания бухты) и с нее не снята внутренняя фаска, при соединении с фитингом она вырывает из канавок уплотнительные кольца.

В результате после нескольких циклов нагрева и охлаждения пластиковая внутренняя оболочка трубы выдавливается из зазора между ее сердечником и штуцером фитинга, и соединение дает течь.

Заметьте: проблема касается только горячей воды и отопления. На водопроводе ХВС металлопластик на компрессионных фитингах не дает течей даже при грубейших ошибках сборки.

Устранение: ремонт пластиковой трубы водоснабжения сводится в этом случае к переборке фитингового соединения с калибровкой трубы и установкой резиновых колец в штатное положение. Заусенцы на торце трубы должны быть удалены, а штуцер фитинга - смазан любой нейтральной смазкой.

Засор смесителя или подводки

Описание: падение напора воды на одном или нескольких сантехнических приборах.

Причины:

  • Засор фильтра на аэраторе смесителя песком, окалиной и крупными взвесями;
  • Засор седла кранбуксы в корпусе смесителя крупной окалиной и прочим мусором;
  • Зарастание подводки водоснабжения (в первую очередь на холодной воде) известковыми отложениями и ржавчиной.

Устранение проблемы мы разберем для каждого случая отдельно. Если на одном конкретном смесителе катастрофически упал напор холодной и горячей воды, с наибольшей вероятностью причина проблемы находится в гусаке, непосредственно перед аэратором.

Вот инструкция по прочистке фильтра:

Изображение Описание

Открутите аэратор. Стронуть его резьбу при наличии на аэраторе огранки можно разводным ключом; если он гладкий - для усиления хвата воспользуйтесь резиновыми перчатками. Откручивать хромированную деталь пассатижами или газовым ключом нельзя: тонкий металл с большой вероятностью помнется и наверняка лишится декоративного покрытия.

Выньте из корпуса аэратора фильтр (пластиковый или, как вариант, представляющий собой несколько нержавеющих сеток) и промойте их под струей воды. Затем соберите аэратор в обратном порядке.

Совет: если фильтр состоит из полудюжины нержавеющих сеток, большую их часть можно выкинуть, оставив всего 2-3 штуки.

Резкое падение напора только на холодной или только на горячей воде с большой вероятностью означает, что водопровод забился мусором в самом узком месте -под седлом кранбуксы.

Проблема может быть решена двумя способами:

  1. Перекройте вентиль соответствующей воды на входе в квартиру. Затем откройте кран на этой же воде у второго смесителя, подключенного к этой же подводке. Откройте оба крана на проблемном смесителе, и заткните пальцем его излив, чтобы вода из рабочего водопровода начала под давлением поступать в проблемный — и далее на сброс в канализацию.

Противоток воды часто выносит причину засора через второй сантехнический прибор;

  1. Если этот метод не помог или если у смесителей кухни и ванной независимое подключение к стоякам водоснабжения, выверните кранбуксу и прочистите седло в корпусе смесителя тонким стальным тросиком, струной от карниза для штор или жесткой проволочкой.

Наконец, когда падение напора было постепенным и заняло много месяцев или даже лет, причина - в зарастании стальных труб отложениями. Часто такой водопровод удается прочистить тонкой струной через ближайшее разборное соединение, но в наиболее запущенных случаях вам светит замена труб холодного водоснабжения (напомним, проблема чаще всего касается ХВС) или обеих подводок.

Самостоятельная замена подводок

Что делать, если в квартире, находящейся в вашей собственности, намертво забиты или дали множественные течи подводки холодной и горячей воды?

Ответ очевиден: их нужно менять. И тут в полный рост встает вопрос выбора материала для замены.

Если подводку ХВС можно смело менять на полипропилен или металлопластик, то замена трубопровода горячего водоснабжения заслуживает отдельного разговора (см. ).

При нагреве горячей воды автономным источником тепла (бойлером, газовой колонкой, теплообменником в закрытой схеме теплоснабжения (см. )) ее давление всегда равно давлению в системе ХВС, поэтому единственным ограничением при выборе труб является допустимая рабочая температура: она не должна быть ниже +75°С.

А вот при централизованной подаче ГВС (в домах с элеваторными узлами) замена труб горячего водоснабжения должна выполняться только металлом:

Внимание: если черную сталь можно монтировать на сварных соединениях, то оцинкованные трубы должны соединяться только резьбовыми фитингами. При сварке легкоплавкий цинк выгорает (он испаряется при 900°С, в то время как сталь плавится при 1400-1500 градусах), в результате чего трубы остаются без антикоррозионной защиты.

  • Медью на фитингах под пайку, обжим или на компрессионных фитингах;
  • Гофрированной нержавейкой. Последний материал проще всего в монтаже: для сборки фитингового соединения нужны лишь труборез (при необходимости его можно заменить болгаркой с кругом по металлу) и пара разводных ключей.

С чем связаны эти ограничения?

С тем, что параметры ГВС (давление и температура) могут при определенных условиях сильно отклоняться от штатных.

В список потенциально опасных для пластиковых и металлопластиковых труб ситуаций входят:

  1. Гидроудары (скачки давления при резкой остановке циркуляции воды или быстром заполнении сброшенных участков контуров (см. ));

Справка: при гидроударе давление на фронте потока может на короткое время увеличиваться до 30-40 атмосфер. Полипропилен рассчитан на 10-25 кгс/см2.

  1. Неправильно собранные конфигурации запорной арматуры в элеваторном узле при испытаниях теплотрасс на температуру и плотность;
  2. ГВС, запитанное с подачи в нижний пик зимних температур.

Справка: согласно действующим температурным графикам, температура подачи теплотрассы в холода может достигать 150 градусов. ГВС на это время должно быть запитано с обратного трубопровода. Если режим водоснабжения не был вовремя переключен, в систему ГВС пойдет вода с температурой, превышающей максимально допустимую для пластика более чем в полтора раза.

Заключение

Надеемся, что наш материал поможет читателю в решении части бытовых проблем. Успехов!