Разговор иешуа с понтием пилатом. Аналитический осмотр эпизода допроса Иешуа, как борьба разных взглядов и морали, по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" Каким предстает на допросе иешуа

Анализ библейских глав романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Вишенская средняя школа»

Белогорского района

Республики Крым

Медведева Наталья Антоновна

Цель урока : 1.Проанализировать библейские главы романа.

2. Осмыслить глубинные нравственнее проблемы.

3. Показать детям воспитательное значение романа.

Оборудование : портрет писателя, розы – символ христианства, плакат в центре доски, закрытый белой и черной материей, магнитофон.

Плакат 1:

«Власть – право и возможность распоряжаться кем-нибудь, подчинять своей воле»

Плакат 2:

«Совесть – чувство нравственности за свое поведение перед окружающими любви, обществом»

смотреть сквозь себя на Христа,

а другим – на современную свою повседневную жизнь.

М.Пришвин

Погубивши единую душу, губит весь мир,

а спасший невинного

спасает все человечество.

Библия

На свете нет злых людей, есть люди, которые

не знают, как делать добро.

Сократ

Ребята, сегодня мы познакомимся с романом в романе М.Булгакова, постараемся проанализировать библейские главы. Мы должны увидеть, что роман М.Булгакова о любви, о нравственном долге, о цельности мира, неразрывности света и тьмы. Наша задача – стать на сторону добра.

/ Звучит колокольный звон /

На партах перед вами лежат отрывки из поэтических произведений различных авторов. Будьте добры, прочитайте их.

/Дети читают высказывания поэтов/

И вот… Без музыки, за серой пеленой

Ряды задвигались… надежда унывает.

И над ее поникшей головой

Свой черный флаг мученье развевает.

Ш.Бодлер

И просыпается, когда в одеждах черных

Приходят матери в смятенье и тоске

Вручить ему медяк, завязанный в платке,

Над грудою зловонной.

А.Рембо

Весною деревья рисуют девушек

И своей белоснежной невинностью

Наделяют их образы.

Э.Мелитонян

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной.

В белом венчике из роз

Впереди Иисус Христос.

А.Блок

Вы давно замечтались о горной весне,

Ваша мысль в голубом, ваша жизнь – в белизне.

Дева белых снегов, голубых ледников,

Как идет к тебе Роза Ветров.

К.Бальмонт

Мы – источник веселья и скорби рудник

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик.

О.Хайям

Ход урока

|. Организационный момент

||. Актуализация знаний. Постановка целей урока

1.Вступительное слово учителя

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникли с белым и черным цветом?

Белый цвет- символ чистоты, нежности, преданности, надежности, верности. Черный цвет олицетворяет горе, печаль, смерть, тоску, траур. Это символ зла.

Учитель:

Сегодня мы наблюдаем повышенное внимание писателей и поэтов к личности Христа, чем оно вызвано?

В мире хаоса, переоценке духовных ценностей, образ Иисуса вновь становится высшим нравственным идеалом для человека и человечества, указывающим путь к добру, любви и милосердию.

А сейчас обратимся к анализу библейских глав романа.

2.Беседа

2 глава

Время действия 1 сутки. День недели – пятница. Это день накануне великого праздника иудеев – Пасхи и пасхальная ночь. События 2 главы воспроизводятся в воображении Ивана Бездомного силою Воланда, а затем в его сне, который он видит в сумасшедшем доме.

Прочтите, пожалуйста, сцену допроса Иешуа.

/Звучит выразительное чтение отрывка/

Кто, по вашему мнению, является воплощением идеального, нравственного человека в романе?

Иешуа Га-Ноцри, исповедующий добро как высшую ценность. Он утверждает, что злых людей на свете нет. Разбойников и предателей называет несчастными, и верит, что настанет царство истины и справедливости, где не надобно будет никакой власти.

Какое чувство вызывает у вас бродячий философ?

/Ответы детей/

Вы правы, ребята, Иешуа – обыкновенный человек, он, так же страдает от боли и радуется освобождению от нее, как и все люди. Простота его убедительна и всесильна. Но что же происходит в душе Понтия Пилата?

Прокуратор жесток, но и он начинает внутренне подчиняться его влиянию, сам себе удивляется и мучается сознанием, что он упускает что-то важное для будущего бессмертия. Войдя в колоннаду дворца, прокуратор ощущает запах розового масла, который примешивается к запаху кожи. Как он ненавидел этот запах.

Как вы расцениваете поведение этих героев?

/Ответы учащихся/

Создается впечатление, что Иешуа – обычный смертный человек, по-детски доверчивый, простодушный, наивный, но вместе с тем мудрый и проницательный. Он слаб физически, но силен духовно, является воплощением лучших человеческих качеств. Поражает милосердие Иешуа. Понтий Пилат наделен тоталитарной властью, им владеет недоверие, подозрительность, страх, двуличие. Он олицетворяет силу власти, а Иешуа – истину.

Как вы понимаете истину Иешуа?

/Ответы детей/

А в чем суть учения странствующего философа?

Га-Ноцри уверен, что Марк Крысобой – добрый человек, и если бы ему удалось поговорить с ним, он бы изменился, перестал быть злым.

Найдите в тексте эпизод, где прокуратор старается спасти Иешуа, заставив его солгать. Поддается ли соблазну бродячий философ?

Иешуа понимает, что от его слов зависит его судьба, и все же ради истины он не произносит ни слова неправды. Если бы он покривил душой, то весь смысл его учения исчез бы, ибо добро – это правда! «А правду говорить легко и приятно».

Удалось ли Иешуа Га-Ноцри растопить сердце Понтия Пилата, разбудить в нем доброе начало?

Пилат проникся учением Иешуа. Он знает, что можно спасти его жизнь, однако его практический ум сопротивляется этому. Он не может руководствоваться интуицией. Понтий Пилат отправляет философа на казнь и одновременно чувствует вину за содеянное. В нем проснулась совесть! Поэтому он таким страшным голосом кричит, что царство истины никогда не наступит, а сам он ничего не сделал, чтобы оно наступило!

16 глава

Сейчас мы с вами обратимся к 16 главе. Прочитать сцену казни. Чем своему учителю хочет помочь Левий Матвей? Как он ведет себя?

/Ответы детей/

«Страдание осужденных».

/Чтение этого отрывка учителем наизусть/

/Ученик читает наизусть стихотворение Н.Гумилева/

Неужто ль тьмы крылатых легионов

Отец не снарядил бы мне сюда?

И волоска тогда на мне не тронув,

Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,

Которая, дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетия поплывут из темноты.

Это стихотворение Н.Гумилева еще раз подтверждает, что тема казни Иисуса Христа до сих пор будоражит умы писателей и поэтов. А мы с вами переходим к анализу 25 главы.

25 глава

/Задания по группам/

1 группа: анализ эпизода обеда.

2 группа: анализ разговора Понтия с первосвященником.

3 группа: анализ разговора Понтия с Афранием.

/Выступления групп/

26 глава

При анализе 26 главы, что вы можете сказать о Понтии Пилате?

3.Дискуссия с чтением и анализом фрагментов романа.

/Ответы детей/

Понтий Пилат овладел искусством политической игры, научился хитрить и лицемерить. Он служит верой и правдой императору Тиверии, но император не вызывает у него чувство поклонения. Он боится его, боится за свою карьеру. И все-таки совесть в душе Пилата побеждает. Он организует убийство осведомителя Каифы Иуду.

Раскройте сцену убийства Иуды.

/Вступление ученика/

Прочитайте сон Понтия Пилата и сделайте вывод.

Совесть победила власть, мы видим раскаяние. И в конце романа мы видим Понтия молящимся на горе за свои грехи.

А сейчас, ребята, я хотела бы спросить вас, как вы оцениваете наш урок и свое участие в нем?

/Ответы детей/

|||.Итоги урока:

Молодцы, ребята, вы правильно поняли цели и задачи урока, вы умеете различать добро и зло, а в будущем вы будете не объектами, а субъектами жизни. Вы будете активными, самостоятельными людьми, научитесь творчески подходить к решению проблем. Будете всегда ответственны за свои действия. На уроке мы с вами столкнулись с величайшими истинами, которые выдерживают проверку временем.

Сергей Шмелев, оказавшись за границей, потерял сына, Родину. К нему, голодному и холодному, в незнакомой стране подошел татарин, предложил картошки и немного махорки. «А знаешь, - сказал писатель, - наша горящая свеча похожа на ваш минарет. И не все ли равно, в какого Бога мы верим, ты протянул мне руку помощи, значит, мы братья…»

Давайте сейчас возьмемся за руки и взойдем на то место, откуда станем совершать паломничество все время, каждый день.

/Дети выходят к доске, берутся за руки, а учитель открывает на доске закрытый плакат/

Да, это Голгофа нашей совести.

Домашнее задание.

Постарайтесь ответить на вопросы:

    Говорят: «Добро должно быть с кулаками». Добро требует, чтобы за него боролись, но не теми средствами, которые использует зло.

    Как бы вы оценили состояние общественных нравов в нашей стране в настоящее время?

    Какие пороки на ваш взгляд, являются особо опасными? Почему?

    Что в нашей сегодняшней нравственной жизни выступает прообразом, предвестником будущего?

    С какой моральной проблемой, на ваш взгляд, чаще всего сталкивается человек сегодня?

В своем удивительном романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует интересную конструкцию его строения. Данное произведение можно назвать романом в романе. Главы творческой работы посвящены двум темам – бытовой и библейской. В нескольких главах, которые имели библейское направление, автор размышляет над борьбой добра и зла.

Особую роль играет эпизод допроса Иешуа, с которым мы знакомимся в главе «Понтий Пилат». Эпизод допроса М. Булгаков начинает с описания внешности Пилата. Он одет в плащ, который имеет кровавые подбои. Это говорит о жестокости, злобности прокуратора. При всем этом, говорит он уверенно, правильно. Пилат достаточно образованный и умный человек. Но, ежедневно его мучает страшная головная боль, от которой нет избавления.

В один из дней своего правления, он встречается с Иешуа и между ними затевается беседа. На допросе Иешуа общается с прокуратором тихо и спокойно. Он обращается к нему со словами: «Добрый человек! …». Герой ведет себя естественно, и старается общаться с Понтием Пилатом, как обычный человек с человеком. Сначала, их разговор был достаточно напряженным. Угрюмый прокуратор, угнетенный страшной головной болью и невыносимым солнцепеком общается тяжело, ему трудно смотреть на бродягу. Но, углубляясь в беседу, Понтий Пилат заинтересовывается общением с Иешуа. Он задает вопросы, которые далеки от стандартного допроса. Во время их общения, бродяга выносит истину для прокуратора. Ни о чем не спрашивая, он знает, что у правителя страшная головная боль и снимает ее.

Именно в этот момент, понимает, что перед ним стоит не совсем обычный человек. Пилат просто поражен, насколько Иешуа верит в окружающих. Сам прокуратор давно уже потерял всякую надежду в настоящих людях. Понтий Пилат всеми усилиями старается спасти Иешуа от казни. Но, у него ничего не получается. Бродяга был политическим преступником, и прощения ему не было по законам того времени.

Данный эпизод открывает перед читателем истину. Иешуа видит добрую сущность во всех людях, не зависимо от их поступков. Бродяга знает ценность жизни. Он говорит о гармонии, которая когда-то наступит. И люди перестанут быть жестокими, они не будут нуждаться в армии и в злобных правителях.

После казни Иешуа, Понтий Пилат мучительно страдает от угрызений совести. Он чувствует свою вину в случившемся. Он сделал слишком мало для того, чтоб освободить бродягу.

Проблема совести и вины является одной из главных проблемных линий, которые пытался раскрыть М. Булгаков. Два героя, которые встретились в данном эпизоде, совершенно противоположны. Но, в конечном итоге, они прогуливаются вместе, по лунной дороге и увлеченно беседуют друг с другом.

Удивительна, оригинальна, многопланова компо-зиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргари-та». Внутри одного произведения сложно переплета-ются два романа — повествование о судьбе Мастера и сотворенный им роман о Понтии Пилате. «Ершалаим-ские» главы рассредоточены в основном повествова-нии о жизни главного героя и окружающих его лю-дей. Литературоведом Г. А. Лесскис сказано об этом: «Ершалаим и Москва — две сценические площадки двух актов всечеловеческой трагедии или мистерии — описаны в одном лирическом ключе».

Важную роль для понимания смысловых глубин «Мастера и Маргариты» играет эпизод допроса Иешуа во дворце Ирода Великого.

В образе прокуратора Иудеи писатель рисует чело-века сильного, наделенного огромной властью. Величественно отдает он свои приказания и жестоко нака-зывает за их неисполнение. По его повелению на до-прос приводят очередного обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ре-мешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под ле-вым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Опасаясь быть снова избитым, арестант глядит на прокуратора с тре-вожным любопытством.

Глубокий резонанс на допросе вызывает утвержде-ние Га-Ноцри о том, что все люди добрые. Добрым че-ловеком для Иешуа является Понтий Пилат, которого все в Ершалаиме считают свирепым чудовищем, добр для него Марк Крысобой, одним только своим видом вызывающий ужас, добр Левий Матвей, добр Иуда. «Злых людей нет на свете»,— утверждает Иешуа, и это его основная заповедь.

Понтий Пилат, несмотря ни на что, не лишен чело-веческих слабостей. Он проявляет интерес к личности Га-Ноцри, к его философии. Пилат желал бы услы-шать от Иешуа отречение от собственных слов, чтобы не наказывать его. Прокуратор, допрашивая арестан-та, «протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить аре-станту» , чуть позже он посылает ему «какой-то наме-кающий взор». Однако Га-Ноцри не отрекается от сво-ей правды. Он высказывает крамольные мысли о вла-сти: «Всякая власть является насилием над людьми» — и смело говорит прокуратору о том, что тот не властен перерезать волосок, удерживающий его, Иешуа жизнь.

Пилат не находит в себе сил отступить от закона. Он наказывает Га-Ноцри, проповедующего ненуж-ность государственной власти. При этом прокуратора раздирают внутренние противоречия. Он ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, до-верие к нему. Понтий Пилат осознает невиновность арестанта. Однако он находится в подчинении Кеса-рю, чью власть фактически отрицает Га-Ноцри. Бул-гаков ставит своего героя перед выбором: пойти по пути добра и спасти ни в чем не повинного человека, лишившись за это власти и, возможно, жизни или же отдать приказ о казни Иешуа, поступив таким обра-зом бесчестно. Перед выбором стоит и сам арестант: он может отказаться от своих слов и тем самым сохра-нить жизнь. Пилат делает выбор между физической и духовной смертью в пользу последнего, а Иешуа — на-оборот. Для него невозможен компромисс. Ради своей правды, истины он готов проститься с жизнью. Он ли-шен трусости, которая помешала Пилату сделать пра-вильный нравственный выбор.

В итоге Пилат наказан бессмертием, и это бессмер-тие предателя, обреченного влачить существование в муках совести.

Булгаков ставит перед своим читателем вечные во-просы, поднимает самые острые проблемы: добра и зла, жизни и смерти, выбора, ответственности за по-ступки.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по форме представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы параллельно друг с другом, не соприкасаясь ни персонажами, ни идейным пафосом. Но это только видимость. И на самом деле, хотя повествование о событиях в Москве и переработанный Булгаковым Новый Завет можно отделить друг от друга без ущерба для художественной канвы произведения, всё же обе истории представляют собой единое целое. История про Иешуа и прокуратора - сюжет той самой рукописи, которую сначала написал, а потом сжёг главный герой. Именно поэтому образы Мастера и Га-Ноцри имеют много общего, как Мастер и сам Булгаков.

Роман о Понтие Пилате имеет свой сюжет и композиционную структуру. Он появляется в произведении в четырёх главах. Глава 2 («Понтий Пилат») представляет собой завязку и развитие действия. Глава 16 («Казнь») – кульминация. 25-ая глава («Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа») – дальнейшее развитие действия. И, наконец, глава 26-ая («Погребение») – это развязка. Роман по объёму получился не очень большим, поэтому автор лаконично и чётко вырисовывает характеры персонажей.

Эпизод допроса Иешуа прокуратором Иудеи во дворце находится во второй главе и является завязкой действия. Уже здесь характеры основных действующих лиц – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат – выписаны достаточно определённо.

В эпизоде главную роль играет позиция автора. Даже несмотря на то, что в описание действия рассказчик как бы не вмешивается, читатель недвусмысленно понимает значение авторского замысла. В этом выразилось мастерство Булгакова как художника слова.

Природа в этом эпизоде представлена читателю не как отображение внутреннего мира героев (что характерно для традиции русской литературы), а как союзник Га-Норци и враг Пилата. Яркое солнце убивает и до того раздражённые глаза покуратора, жарит его («солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома»), а Иешуа оставляет в тени и прохладе.

Бесстрастны портреты действующих лиц. Рассказчик лишь подчёркивает страдальческое лицо прокуратора, передаёт его мысли: «Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой». В тексте нет никаких заключений по поводу происходящего, читателю предоставляется возможность самому сделать выводы. Но они не могут быть двусмысленными: «…в какой-то тошной муке подумал о том, что проще всего было бы изгнать с балкона этого странного разбойника, произнеся только два слова: «Повесить его»». Разве может вызывать жалость такой человек?!

Важно здесь отметить, что если духовный мир прокуратора раскрывается с помощью внутренних монологов и ремарок рассказчика, то мысли Иешуа Га-Ноцри остаются для читателя неизвестными. Но тайными ли? Не является ли такой способ обрисовки героя самой точной из характеристик? Вспомним, что прокуратор постоянно отводит глаза от обвиняемого. То слишком сильная головная боль мешает ему сосредоточить взгляд, то он смотрит на ласточку, влетевшую под коллонады дворца, то на солнце, всё выше и выше поднимающееся над горизонтом, то на воду в фонтане. Лишь когда Пилат пытается спасти Га-Ноцри, излечившего его от страшной головной боли, он прямо направляет взгляд: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту».
А Иешуа не прячет глаз, потому что когда бы прокуратор не посмотрел на него, он неприметно натыкался на глаза Га-Ноцри. Это противопоставление прокуратора и обвиняемого в поведении ясно даёт понять, что подсудимый говорит то, что думает, Пилат же постоянно находится в противоречии со своими мыслями. Этому, конечно, есть объективное оправдание – правила допроса требуют определённого поведения прокуратора. Но ни один закон человеческий не велит быть жестоким и глупым.

В целом суд над Иешуа представляет собой интересное зрелище. Лишь в начале допроса обвиняемым является Га-Норци. После того, как он «исцелил» Пилата, подсудимым становится последний. Но суд Иешуа не так суров и окончателен, как прокураторский. Обвиняемый даёт Пилату «рецепт» от головной боли, наставляет и отпускает его, благославляя…

«Беда в том… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон», - вот что говорит Га-Норци прокуратору Иудеи, самому богатому после Великого Ирода человеку. Свою бедность духом Пилат продемонстрирует и позже, когда он, испугавшись, что его может постигнуть участь Иешуа, вынесет смертный приговор.

А будущее подсудимого он видел, причём очень хорошо: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой голове сидел редкозубый золотой венец… Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», а потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии». Да, потом прокуратор изгнал видения, но этого должно было быть достаточно, чтобы понять: истину нельзя подчинить никаким законам, никаким Иродам.

Немного позже сам Пилат выскажется о дворце, построенном по проекту царя: «Верите ли, это бредовое сооружение Ирода положительно сводит меня с ума. Я не могу ночевать в нём. Мир не знал более странной архитектуры». Эта фраза звучит как приговор всему правлению Ирода. Но всё равно, несмотря на весь свой ум, прокуратор боится перемен. Он предоставляет системе покарать Иешуа, а сам умывает руки. Именно поэтому перед смертью Иешуа Га-Ноцри сказал: «Трусость – самый страшный порок».


Мастер и Маргарита – легендарное произведение Булгакова, роман, ставший его путевкой в бессмертие. Он обдумывал, планировал и писал роман 12 лет, и он перетерпел множество изменений, которые сейчас и вообразить сложно, ведь книга приобрела поразительное композиционное единство. Увы, закончить дело всей своей жизни Михаил Афанасьевич так и не успел, окончательных правок внесено не было. Сам он оценивал свое детище как главное послание человечеству, ка завещание потомкам. Что же Булгаков хотел нам сказать?

Роман открывает нам мир Москвы 30-х годов. Мастер вместе со своей возлюбленной Маргаритой пишет гениальный роман о Понтии Пилате. Его не допускают к публикации, а самого автора заваливает неподъемная гора критики. В приступе отчаяния герой сжигает свой роман и попадает в психиатрическую лечебницу, оставляя Маргариту одну. Параллельно с этим в Москву прибывает Воланд, дьявол, вместе со своей свитой. Они учиняют беспорядки в городе, такие как сеансы черной магии, представление в Варьете и Грибоедове и т. д. Героиня тем временем ищет способ вернуть своего Мастера; впоследствии идет на сделку с сатаной, становится ведьмой и присутствует на балу у мертвецов. Воланд восхищен любовью и преданностью Маргариты и решает вернуть ей любимого. Также восстает из пепла роман о Понтии Пилате. А воссоединившаяся пара удаляется в мир покоя и умиротворения.

В тексте содержатся главы из самого романа Мастера, повествующие о событиях в Ершалаимском мире. Это рассказ о бродячем философе Га-Ноцри, допрос Иешуа у Пилата, последующая казнь последнего. Вставные главы имеют непосредственное значение для о романа, так как их понимание является ключом к раскрытию идеи автора. Все части составляют собой единое целое, тесно переплетены между собой.

Темы и проблемы

Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.

Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.

Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.

Композиция

Булгаков в романе применил такой композиционный прием как роман в романе. «Московские» главы сочетаются с «пилатовскими», то есть с произведением самого Мастера. Автор проводит параллель между ними, показывая, что не время меняет человека, а только он сам способен изменить себя. Постоянная работа над собой – это титанический труд, с которым не справился Пилат, за что и был обречен на вечные душевные страдания. Мотивами обоих романов являются поиск свободы, истины, борьба добра и зла в душе. Каждый может совершать ошибки, но человек постоянно должен тянуться к свету; только это может сделать его по-настоящему свободным.

Главные герои: характеристики

  1. Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос) — бродячий философ, который считает, что все люди сами по себе добры и что придет время, когда истина будет главной человеческой ценностью, и институты власти перестанут быть нужными. Он проповедовал, поэтому обвинялся в покушении на власть Кесаря и был предан казни. Перед своей смертью герой прощает своих палачей; погибает, не предав своих убеждений, погибает за людей, искупая их грехи, за что был удостоен Света. Иешуа предстает перед нами реальным человеком из плоти и крови, способным чувствовать и страх и боль; он не окутан ореолом мистицизма.
  2. Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, действительно историческая личность. В Библии он судил Христа. На его примере автор раскрывает тему выбора и ответственности за свои поступки. Допрашивая пленника, герой понимает, что тот невиновен, даже чувствует к нему личную симпатию. Он предлагает проповеднику соврать, чтобы спасти жизнь, но Иешуа не преклонен и не собирается отказываться от своих слов. Защитить обвиняемого чиновнику мешает его трусость; он боится потерять власть. Это не дает ему поступить по совести, так, как подсказывает ему сердце. Прокуратор осуждает Иешуа на смерть, а себя на муки душевные, что, конечно, во многом страшнее мук физических. Мастер в конце романа освобождает своего героя, и тот вместе с бродячим философом поднимается по лучу света.
  3. Мастер – творец, написавший роман о Понтии Пилате и Иешуа. В этом герое воплотился образ идеального писателя, живущего своим творчеством, не ищущего ни славы, ни наград, ни денег. Он выиграл крупные сумму в лотерее и решил посвятить себя творчеству – так и родилось его единственное, но, безусловно, гениальное произведение. В это же время он встретил любовь – Маргариту, которая стала ему поддержкой и опорой. Не выдержав критики со стороны высшего литературного московского общества, Мастер сжигает рукопись, его насильно кладут в психиатрическую клинику. Потом он был освобожден оттуда Маргаритой с помощью Воланда, которого очень заинтересовал роман. После смерти герой заслуживает покой. Именно покой, а не свет, как Иешуа, потому что писатель предал убеждения и отрекся от своего творения.
  4. Маргарита – возлюбленная творца, готовая ради него на все, даже посетить бал Сатаны. До встречи с главным героем была замужем за обеспеченным человеком, которого, впрочем, не любила. Свое счастье она обрела только с Мастером, которого сама так и назвала, прочитав первые главы его будущего романа. Она стала его музой, вдохновляющей дальше творить. С героиней связана тема верности и преданности. Женщина верна и своему Мастеру, и его произведению: она жестоко расправляется с критиком Латунским, оклеветавшим их, благодаря ей возвращается сам автор из психиатрической клиники и его, казалось бы, безвозвратно потерянный роман о Пилате. За свою любовь и готовность следовать за своим избранником до конца Маргарита и была награждена Воландом. Сатана подарил ей покой и единение с Мастером, то, чего больше всего желала героиня.
  5. Образ Воланда

    Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем. Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос их испортил.

    Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости. Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд. Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.

    Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения. Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.

    Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» («Фауст» Гете). Действительно, обладая неограниченными возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться. Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике. Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.

    Добро и зло

    Добро и зло неразрывны; когда люди прекращают творить добро, на его месте тут же возникает зло. Оно – отсутствие света, тень, приходящая ему на смену. В романе Булгакова две противоборствующие силы воплощены в образах Воланда и Иешуа. Автор, чтобы показать, что участие этих абстрактных категорий в жизни всегда актуально и занимает важные позиции, Иешуа помещает в максимально отдаленную от нас эпоху, на страницы романа Мастера, а Воланда же – в современность. Иешуа проповедует, рассказывает людям о своих идеях и понимании мира, его сотворении. Позже за открытое изречение мыслей он будет судим прокуратором Иудеи. Его смерть — это не торжество зла над добром, а, скорее, предательство добра, ведь Пилат не в силах был поступить правильно, а значит, открыл дверцу злу. Га-Ноцри умирает несломленным и не побежденным, его душа сохраняет в себе свет, противопоставляемый тьме трусливого поступка Понтия Пилата.

    Дьявол, призванный творить зло, прибывает в Москву и видит, что сердца людей наполнены тьмой и без него. Ему остается только обличать и насмехаться над ними; в силу своей темной сущности Воланд не может творить суд иначе. Но не он подталкивает людей к греху, не он заставляет зло в них победить добро. По Булгакову, дьявол не является абсолютной тьмой, он совершает акты справедливости, что очень сложно считать плохим поступком. В этом заключается одна из главных идей Булгакова, воплощенных в «Мастере и Маргарите»- ничто, кроме самого человека, не может заставить его поступить так или иначе, выбор добра или зла лежит на нем.

    Также можно говорить об относительности добра и зла. И хорошие люди поступают неправильно, малодушно, эгоистично. Так Мастер сдается и сжигает свой роман, а Маргарита жестоко мстит критику Латунскому. Однако доброта заключается не в не совершении ошибок, а в постоянной тяге к светлому и их исправлению. Поэтому влюбленную пару ждет прощение и покой.

    Смысл романа

    Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.

    Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому. Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.

    Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.

    Тема творчества

    Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.

    Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.

    Два мира Булгакова

    Миры Иешуа и Мастера связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. В обоих пластах повествования затрагиваются одни проблемы: свободы и ответственности, совести и верности своим убеждениям, понимании добра и зла. Не зря здесь так много героев двойников, параллелей и антитез.

    «Мастер и Маргарита» нарушает неотложный канон романа. Это рассказ не о судьбе отдельных личностей или их групп, он обо всем человечестве, его судьбе. Поэтому автор соединяет две максимально отдаленные руг от друга эпохи. Люди во времена Иешуа и Пилата не сильно отличаются от людей московских, современников Мастера. Их также заботят личные проблемы, власть и деньги. Мастер в Москве, Иешуа в Иудее. Оба несут истину в массы, за это же оба страдают; первый гоним критиками, задавлен обществом и обречен окончить жизнь в психиатрической лечебнице, второй подвергается более страшному наказанию — показательной казни.

    Главы, посвященные Пилату, резко отличаются от глав московских. Стиль вставного текста отличается ровностью, монотонностью, и только в главе казни переходит в возвышенную трагедию. Описание Москвы полно гротескных, фантасмагорических сцен, сатиры и насмешки над ее жителями, лирических моментов, посвященных Мастеру и Маргарите, что, конечно, обуславливает и наличие разнообразных стилей повествования. Лексика тоже разнится: она может быть низкой и примитивной, наполненной даже руганью и жаргонизмами, а может быть возвышенной и поэтичной, наполненной красочными метафорами.

    Хоть оба повествования и значительно отличаются друг от друга, при прочтении романа остается чувство цельности, так крепка нить, связывающая прошлое с настоящим, у Булгакова.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!