Полотенце деталь старинной постройки. Причелина, узнайте что это такое

Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.

Дом снаружи делился на три яруса:

Третий ярус - крыша, фронтон (символизирует небо, небесный свод)

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона (часть дома, где живут люди, символизирует мир людей)

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол
(символизирует подземный мир, землю предков)

Каждый ярус украшался по определённым правилам.

Над торцовыми стенами дома возводили треугольные фронтоны.
На них укладывали слеги - горизонтально расположенные брёвна, идущие вдоль боковых стен.
Концы слег закрывала причелина - специальная доска (от древнерусского "чело" - лоб).
Крышу покрывали тёсом. Тёс (тесины) - обработанные топором гладкие доски. Они опирались на водотечник. Сверху их прижимали тяжёлым бревном - охлупнем. Охлупень - конёк, шелом. Конец охлупня вырезали в виде головы коня, птицы и т.п. Под коньком располагалось полотенце, закрывающее стык причелин.

Крыша, как небесный свод

В оформлении крыши символизируется легенда о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.
На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.

Причелины украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Наши предки считали, что над твердью земли находится твердь неба с солнцем, выше солнца и луны - «хляби небесные», где находятся и откуда проливаются на землю огромные запасы воды. Древние земледельцы именно так представляли картину мира. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три ряда отражали глубинность «хлябей», небольшие кружки – символизировали капли воды.

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин.

Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля (ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек).

Окна - глаза дома

Окна – это глаза дома. Их украшали наличниками и ставнями. Закрытые ставни говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна - это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы. Наличники украшали русалки-берегини, диковинные птицы, гривастые львы-собаки... Все они олицетворяли небесную сферу, водную стихию. Образы животных порой едва угадываются, насколько декоративно они решены, словно перерастают в растительный узор. Дополняли декоративную композицию знаки воды, солнца и матери-земли.

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят...

Причелина приче́лина

в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен повала.

ПРИЧЕЛИНА

ПРИЧЕ́ЛИНА, в русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом (см. ПОВАЛ) и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами (см. ПОЛОТЕНЦЕ) . Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением, что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность.
Наиболее интересны причелины домов Нижегородской губернии, украшенные рельефными изображениями львов, сиринов, русалок. В Верхнем Поволжье их обычно покрывали каймой из неглубоких зубчатых порезок. Северные причелины представляли собой узкие длинные доски со сквозными, равномерно чередующимися круглыми отверстиями. В средней полосе России с середины прошлого века до наших дней причелины часто декорируют накладным геометрическим или растительным узором.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "причелина" в других словарях:

    Причелина - – украшенные резьбой фронтонные доски. Причелина прикрывает торцы слег тесовой кровли … Словарь строителя

    В русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы бревен повала … Большой Энциклопедический словарь

    В русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен повала. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия, 1986.) … Художественная энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 доска (74) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    причелина - (причілля) (укр., рос.) 1. Різьблена дошка для захисту торця самцової покрівлі на фронтоні дерев яної будівлі. 2. Прикрашена різьбленням дошка, що захищає торці колод повалу. 3. Верхня частина віконного наличника або різьблена дошка над… … Архітектура і монументальне мистецтво

С древнейших времен деревянное строение было основным видом жилья. Если посмотреть на избу, которая строилась более ста лет назад, то она значительно отличается от сегодняшних зданий. Одной из характерных черт является наличие большого количества резьбовых элементов, украшающих деревянный дом. Каждая часть имеет название и несет определенный смысл. Одним из таких украшений деревянного фасада является причелина. Что это такое, можно узнать, если обратиться к старинной строительной технологии.

Значение слова "причелина"

Слово "причелина" обозначает доску, которая была вырезана в определенном стиле или украшена накладными элементами. Чтобы понять, как выглядит причелина, можно представить современную отделку фасадов здания. Это наклонная доска, которая закрывает торцы кровли.

Основная задача причелины заключалась в защите деревянных элементов от воздействия на них окружающей среды, влаги. Кроме украшения и сохранения древесины, отделка деревянного дома несла этнический смысл. Не является исключением и причелина. Что это такое могли рассказать предки, которые знали много способов уберечь дом от нечистой силы.

Легенда о боге Солнца

При оформлении деревянного дома использовались разные способы украшения, но каждый элемент имел свое назначение и историю. Чем объясняется появление такого декоративного элемента, как причелина? Что это такое в этническом смысле, можно понять из легенды, которая говорит о боге Солнца. Именно он символизируется на деревянных домах в виде коня, похожего на птицу. Это изображение является древним образом Солнца. Установка его производилась на верхнее центральное бревно, поэтому со стороны казалось, что скаты кровли похожи на крылья.

Мифологический смысл торцевой доски

Элементы, украшающие скаты крыши, назывались небесными хлябами. Это и есть причелина. Что это такое и как понять значение указанных слов? Люди того времени считали, что над землей находится небо, в котором красуются Солнце и Луна, а выше находятся хляби небесные. Именно они, согласно верованиям, считались местом, откуда проливается вода на землю.

Необычные орнаменты на торцах скатов крыши подчеркивали образное представление небесной воды. Таким образом, причелина была не только символом защиты избы от злых духов, этническим элементом, притягивающим благосостояние в дом, но и оберегала от небесного дождя. Но стоит заметить, что торцевое украшение не отдельный конструктивный элемент избы. Это компонент всего орнамента деревянного дома, что в совокупности подчеркивало истинную красоту строения, несущего некий мифологический смысл.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.

Основные декоративные элементы русской избы

Деревня как структура сельского поселения возникла относительно поздно в России. Но уже в начале этого века в России появились тенденции, которые можно охарактеризовать как феодальное мелкое государственное управление. Жизнь стала расти за пределы больших городов: продолжалось сельское хозяйство и животноводство, и она становилась все более независимой от города. Жизнь в деревне имела свой порядок. Весной поля были вспаханы, а затем посажены. Рожь и гречиха выращивались. Летом урожай культивировался осенью.


Лемех.

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.

Вошел, а зимой жил. Урожай считался самым важным ритуалом, и вся деревня приходила на ум. Во время работы соседи деревни узнавали друг друга. Отцы искали невест для своих сыновей и мужчин для своих дочерей, поэтому они всегда надели самую красивую одежду для жатвы.

Он всегда был женат осенью, сразу после сезона сбора урожая. У новой семьи был свой деревянный блок-дом - простое одноэтажное здание из сосны, ели или лиственницы с одной комнатой. Эти бревенчатые домики были построены без единого гвоздя и без фундамента. Крыша была покрыта соломой и оштукатурила потолок глиной.


"Красный тёс"

Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.

Смотреть что такое "полотенце" в других словарях

Декор следует строгим обычаям. Интерьер русского деревянного дома был строго привязан к канону. Так должно было наблюдаться при построении кардинальных направлений. Это была самая освещенная часть дома, поскольку обе стены, которые сходились на углу, обычно имели окно. Образы святых были помещены в углу комнаты, чтобы каждый, кто вошел в комнату, первым увидел икону. В середине комнаты обычно был обед. Вокруг него были установлены скамейки. Банк, который стоял в углу иконы, считался «большим банком».



Причелина.

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

На нем, по обычаю, сидел хозяин дома. Все остальные члены семьи сели к столу по возрасту: старейшины рядом с хозяином, а младшие - немного. Важным элементом каждого деревянного дома была печь. Это подогрело дом, где была приготовлена ​​еда, а затем спала на холоде. Печь приобрела почти священное значение. Он символизировал языческое прошлое русского народа. Рядом с печью не разрешалось ругать и спорить.

Хижина! Печь постоянно работала, даже ночью его дух должен присутствовать в доме в виде пылающих углей. Были предприняты усилия, чтобы передать эти угли ни в какой другой дом, что означало бы, что процветание и благосостояние вместе с огнем могут покинуть семью. Было сказано, что в духовке дух огня и дух дома - гоблин, чтобы быть сочувствующим. Поэтому угол иконы был напротив печи. Он служил своего рода домашним алтарем, который компенсировал языческие традиции.



Фронтон.

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.

Наружные стены домов всегда украшались. Окрашенные фитинги часто свидетельствовали о богатстве арендодателя. Двери, окна и стены украшены резьбой по дереву. На крышах дома вы могли видеть деревянные фигуры петуха или лошади. Было сказано, что эти два животных принесли удачу в дом.

В двадцатом веке в России началась бурная индустриализация. Фермерам нужны рабочие, сельское хозяйство было механизировано, и многие жители села покинули дом и отправились в города. В оставшихся в селе местах были заложены электричество, вода, а затем и газопроводы. Их жители начали отменить печи. Архитектурная утонченность фермы уступила место практическим кирпичным и металлическим конструкциям. Образ жизни также изменился: сплоченность деревенского сообщества часто рушилась с запустением деревень.



Охлупень.

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Туристы в настоящее время имеют возможность увидеть традиционный декор фермы, не покидая столицы. Деревянный бревенчатый дом в стиле Костромской области воссоздан в Этнографическом музее этнографии в Москве. Он также объединил традиционные бытовые приборы: аутентичные утюги с начала века, посуду и игрушки.

Но чтобы испытать настоящую деревню, вы должны проехать не менее 150 километров от Москвы. Деревни отдельных домов, архитектура которых напоминает классические деревянные бревенчатые дома. В деревянных домах на первом этаже с украшенными ставнями живут сегодня только пенсионеры. Хотя их образ жизни часто напоминает города, эти люди чувствуют традиционное сельское гостеприимство.



Полотенце.

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Ирина Владимировна - типичный житель русского бревенчатого дома. В то время у нас не было электричества или газа. Печь была заложена немецкими военнопленными. Сначала некоторые пошли в город, другие следовали. Больше нет ферм - всего несколько домов и много земли.

Вокруг дома Ирины Владимировны стоят ряды загородных домов. Жалюзи и фурнитура были сделаны для нас мастером из соседней деревни. Но теперь только с нами все оставалось, как когда-то, - говорит старуха. Ирина Владимировна живет одна. Их дети и внуки долгое время были в городе и редко посещали их.



Светёлка.

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.

Российская газета, Москва, Россия. Ночевка в горной хижине - замечательная вещь. Вы можете ходить до позднего вечера и рано утром. Соотношение захода на посадку и время в горах намного лучше, чем при однодневных поездках. Уютный вечер хижины с друзьями и карточная игра незаменимы. Для детей, ночевка в домике - отличное приключение. И если вы сидите перед хижиной, наблюдая за закатом и звездами, нет ничего лучше. И все за относительно небольшие деньги.

Но ночевка в альпийской хижине клуба также отличается от ночи в отеле. Вы должны принести свой халат спальные мешки и тапочки, вы должны идти на компромисс с комфортом, а иногда вы спите с 20 другими незнакомыми людьми в комнате. Вот 10 советов, которые, надеюсь, помогут вам подготовиться к первому ночему пребыванию в каюте.



Cруб.

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.

Особенно, если вы хотите отправиться в хижину с группой или если вы ищете семейную комнату, потому что вы этого хотите, стоит зарезервировать заранее. Даже если вы хотите провести ночь или по выходным в оживленных каютах, вам следует заблаговременно заказать.

Дайте мне знать, если вы не придете

Как и походы в целом, хижины также процветают. И возможности кроватей на горе не растут так быстро. К счастью, потому что никто не хочет полностью построенной горы! И, кстати, вы также узнаете по запросу, открыта ли хижина в нужное время. Другие счастливы, когда они получают кровать. Ничто не более раздражает, чем когда у помещика есть пустые кровати, несмотря на спрос. В этом всегда есть короткий вызов.



Подклет.

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.

Спокойной ночи: Принесите спальный мешок для вашего коттеджа

Как член альпийского клуба, вы платите значительно меньше за ночь, в нем около 50% сбережений. Было бы глупо, если бы вы этого не поняли, потому что удостоверение личности дома. Спальный мешок хаты является обязательным в большинстве хижин, определенно в постели. Потому что одеяло не имеет никакого отношения и редко омывается на вершине горы. Так как собственный халат - это гигиеническая обложка. Когда вы остаетесь в комнате, вам иногда это не нужно. Просто спросите хозяина во время бронирования.



Фасад.

Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.

В дополнение к частной прачечной вы также должны принести свое полотенце. На следующий день полотенца из микрофибры высыхают довольно быстро. Те, у кого есть легкий сон, и они пробуждаются стремительным горным потоком или храпом соседа, должны вернуть проверенные беруши. Если вам нужно выйти ночью или вы хотите поехать рано, вы должны принести свои.

С горными сапогами или походными сапогами вы не должны находиться в комнате, поэтому подумайте о своих тапочках, тапочках или адилетте. На многих хижинах есть кредитная обувь, но вы действительно хотите их носить? В любом случае, спросите заранее в хижине, разрешено ли Белло приехать и где он может провести ночь. В комнате или в кемпинге не допускаются. В некоторых каютах собаки могут оставаться в сарае.



Парапет.

Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.


Оборудование в каютах очень отличается. От быстрого гостиничного стандарта до высокогорного мрака с проточным холодным водопроводным краном все есть. Посмотрите, как хижина оборудована, прежде чем у вас возникнут какие-либо негативные сюрпризы. И не ожидайте, что в каждой хижине есть душ, горячая вода или прием мобильных телефонов. Вы также можете найти эту информацию заранее в Интернете.

Если вы не хотите идти без него, вам нужно выйти за дверь. Альдо Каттанео и Летиция Кардуччи -. Настроение немедленно удаляется, когда ум начинает представлять себе цель предстоящего туристического направления. Он появился на дверях своей комнаты с довольно утомленным воздухом, вероятно, из-за продолжающегося исследования неизбежного анализа анализа 2, но с ключом, который не оставляет никаких сомнений. Здесь идет кухонная дверь к его матери, и, следовательно, моя жена Розанна.


Косяки.

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.


С сильным воздухом, сильным в химчистке, который держится в руке, повторяет просьбу его сына: Затем говорит Але, как всегда в этом доме ты всегда делаешь то, что решишь, и на этот раз мы отправляемся в страну в Юго-Восточной Азии? С таким количеством крутых направлений: Париж, Прага, Лондон, словом, столица Европы! Если Золотой Будда Пагоды Махамуни поражает вас сладостью улыбки и мерцания своего золота, преданность людей немедленно приводит вас к спокойствию их жизни, а также медленный темп крестьян, готовившихся к рисовому рису, имеет шаг гармония.


Филенчатые ставни

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.


Есть все помещения для хорошего дня, и так будет. С местной лодкой мы пересекаем реку и отвезем нас в Ава, где мы ждем местных бедствий для полного погружения в забытый мир. У меня очень личное представление о величине чувств и эмоций. Все это говорит о том, что мне всегда было ясно, что такое крестьянский мир моих дедушек и бабушек, но только непосредственный опыт в подобном мире позволил мне понять, что такое песня птиц, далеких от крестьян в восходы, крики детей в их непрекращающейся погоне за каламами, копытом лошадей, и что еще мир агрести.

Тогда, мягкая песня буддийских молитв сразу вызывает мое внимание, а затем быстро, чтобы узнать, откуда они. У подножия лестницы на мгновение оставляйте косяки и носки, чтобы посмотреть, в каком крыле монастыря монахи собраны в молитве. Это молодые монахи с учебой под непосредственным контролем престарелого монаха. Повторите показания в унисон. Мерцающие камеры, цветная одежда и безумие нашего поведения являются причиной для отвлечения внимания, но это всего лишь простой отзыв старого монаха, потому что урок возобновляется в унисон.

Глухая резьба

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.



Пропильная резьба

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.



Потоки

Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.


Курицы

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.



Балкон

Домовая резьба

Домовая резьба предназначена для оформления дома, отличается от резьбы используемой для интерьеров более крупными формами. В домовой резьбе используются все виды резьбы: плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, прорезная и скульптурная.

Каждый регион нашей страны имел свои особенности в декоративном оформлении дома. На севере России особенное внимание уделяли украшению лестницы ведущей на второй этаж, крыльцу, воротам. Украшение наличников было более простым. В XIX в. славилась домовая резьба Поволжья, представляющая собой узорные доски с высокой рельефной резьбой, так называемая корабельная резьба. Кроме рельефной резьбы в центральных районах России, а затем на Урале и в Сибири, большого совершенства достигла сквозная и ажурная домовая резьба (Екатеринбург, Тюмень, Томск).

Основные декоративные элементы русской избы

Декоративные элементы русской избы имеют ряд отличий в зависимости от конструктивных особенностей устройства кровли и обшивки стен. Любой декоративный элемент изначально нес определенную функциональную нагрузку.

Декоративное убранство русской избы с самцовой кровлей:

Конек (охлупень) - прикрывал стык между досками кровли.

Сорока (стамик) - шкант крепящий конек к коньковой слеге.

Причелина - резная доска, прикрывающая выступающие концы слег.

Полотенце - резная доска, прикрывающая стыки причелин под коньком.

Курица - конструктивный элемент в виде буквы «Г» поддерживающий поток для отвода воды, который одновременно удерживал кровлю.

Схема устройства самцовой кровли. По М.В. Красовскому:

1- желоб; 2- охлупень; 3 - стамик; 4- слега; 5- огниво; 6- князевая слега; 7- повальная слега; 8- самец; 9 - повал; 10- причелина; 11 - курица; 12- пропуск; 13 - бык; 14 - гнет

Декоративное убранство русской избы со стропильной кровлей.

Декоративное убранство русской избы со стропильной кровлей отличалось наличием лобовой или карнизной доски, которая прикрывала щель между верхним венцом дома и дощатым фронтоном.

Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.

Украшен лобовой доской.

Наличник - прикрывает стык стены и оконной рамы. Наличник состоит из: очелья, подоконной части, тяг или колонок, иногда ставней.

Наличник дома. Екатеринбург

Торцовые доски богато декорировались при обшивке углов дома фасонной доской.

Торцовая доска

Декоративное оформление конструктивных элементов кроме эстетической нагрузки первоначально несло в себе смысловую - элементы резьбы играли роль оберегов. Недаром мифологических существ на наличниках и фризовых досках называли - «берегинями».

Наличник красного окна, фрагмент очелья с «берегиней». XIX в. Нижегородская губерния

Словарь терминов домовой резьбы

Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу. B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза », а в Вологодской области «вы рези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «ли чники», а в Новгородской области — «заоко нники» или «обнали чка». В Московской области — наличник это «оло бок», в Архангельской — «обно ска», в Карелии — «подзо рник», в Пермской — «окла дка», в Псковской — «обса дка» и «обли пы», в районе Донецка — «обличко вка» и «оконная обложка», в Тверской области — «нали шина», в Вятской губернии — «заико нок», или «забоко нок».
В России резьба по дереву - резное дело - существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина - опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.

Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, - акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.



Нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек - в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.



Охлупень (Шелом) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.



Свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце - резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).


Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

Резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические - леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается
быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна - слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником - шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» - с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» - без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки - сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки - разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш - с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна - «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов