Полоцкое княжество в IX–XI вв. Княжеско-вечевой строй

В государственном строе белорусских земель до IX в. преобладали мелкие государства-княжества, которые были обособлены даже от своих ближайших соседей. Каждое из таких мини-государств имело свою столицу. В IX-X вв. начинается рост городов, ремесла, цехов, что вызвало начало централизации. Этому способствовала и роль православного духовенства, которое было сторонником идеи сильного государства. На территории Беларуси возвысилось несколько княжеств. Самым значительным из раннефеодальных княжеств было Полоцкое. Оно и стало истоком государственности в средние века. Полоцк впервые упоминается в «Повести временных лет» в 862 г. первым летописным князем Полоцка был Рогволод. В этот период Полоцк находится в той или иной степени зависимости от Киевского княжества.Возвышение княжества начинается при Брачиславе, который княжил с 1003 г. до 1044 г., а расцвет при его сыне Всеславе Чародее, который княжил с 1044г. до 1101 г.Территория государства составляла 40-50 тыс. км, если в X в. в Полоцке ≈ 1 тыс. жителей, то в XI в. ≈ 10-15 тыс. чел. Полоцк проводил захватническую политику. В 1066 г. полочане разграбили Новгород. В ответ южнорусские князья объединились и в 1067 г. произошла битва на Немиге. Всеслав Чародей обманом схвачен и брошен в тюрьму в Киеве. Но через год киевляне изгоняют своего князя и Всеслав Чародей становится киевским князем. Через 7 месяцев он убежал из Киева и вновь стал Полоцким князем. Но Всеслав Чародей также разделил свою страну между 6-ю сыновьями. Вновь мелкие государства попадают в зависимость. Это был общеевропейский процесс, но в Западных странах уже разворачивалась централизация.Для Полоцкого княжества характерна развитая политическая система. В княжестве правил князь, рада, вече. Высшие чины: посадник, намесник, тысячник, ключник и представители православной церкви епископ и игумены – настоятели православной церкви.При вступлении на престол князь давал присягу и заключал договор между верхушкой Полоцка и князем, который обещал выполнять законы и нормы. Законы издавала Рада, но членов Рады назначал князь. Сложилась социальная иерархия, где высшую ступень занимали князья и бояре, а низшие слои – смерды, радовичи, закупы, холопы.О возвышении Полоцка свидетельствует строительство величественного храма Святой Софии. Туровское княжество также было мощным в этот период. Уже в X в. намечается расцвет, до XII в. Туров избавился от опеки киевских князей. Само Туровское княжество складывалось из Турова, Пинска, Слуцка и Клецка. В городе существовало вече, которое избирало даже епископа.В конце XII в. – первой половине XIII в. Полоцкое и Туровское княжества вступали в период феодальной раздробленности.В XII в. начинает возвышаться Минское княжество, но его возвышение вызывает походы киевских князей и Минская земля не смогла стать центром объединения белорусских земель. В XIII в. начинается подъем Гродненского, Новогрудского, Волковысского княжеств, а внешние угрозы со стороны крестоносцев и монголо-татар ускорят процесс объединения белорусских земель.

1. Расположение: Полоцкое княжество – 1-е государство, которое сформировалось на белорусских землях. Оно охватывало современную Витебскую и часть Минской области. На северо-западе владения Полоцких князей распространялась до Рижского залива. Через Полоцкое княжество проходил важный торговый путь «Из варяг в греки» (из Балтийского моря в Чёрное). Впервые Полоцк был упомянут в повести временных лет в 862 году.

2. Полоцкие князья: Рогволод – 1-ый князь Полоцкого княжества (имел варяжское происхождение), Изяслав (сын Рогнеды), Брячислав, Всеслав Чародей

Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло при Всеславе Чародее; принём площадь княжества увеличилась в несколько раз и был построен Софийский собор. При нём велась борьба за влияние между Киевом и в 1067 году произошла битва под Менском с сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого. После его смерти Полоцкое княжество распалась на Менское, Друтское, Витебское и Логойское княжества. После распада Полоцкого княжества белорусские земли вошли в состав ВКЛ.

3. Основные занятия жителей города – это ремесло (кузнечное, гончарное, прядение и ткачество, обработка кожи) и торговля. Основные категории населения – ремесленники, купцы, крестьяне, Чёрный люд (рабы).

4. Появление феодальных отношений: в начале 9-го века на белорусских землях начали складываться феодальные отношения. Причины: имущественное неравенство.

5. Управление в Полоцком княжестве:

Билет, 2 вопрос: Беларусь в годы первой мировой войны.

Первая мировая война началась 1 Августа 1914 года. В октябре 1915 года Германия оккупировала 2/3 земель. На этих территориях установился германский оккупационный режим. Оккупация – это захват одного государства другим и установление там своей власти. На этой территории была уничтожена советская власть, была возвращена частная собственность, вывозились люди и ресурсы Беларуси в Германию. Были введены комендантский час и реквизиция (принудительное отбирание имущества). На оккупированной территории с помощью большевиков возникло партизанское движение: была создана Рудобельская республика (территория около Бобруйска, где власть удерживали партизаны). В ходе войны пострадали и неоккупированные территории. Они были преобразованы в прифронтовую зону, на которой также проходили реквизиции. Многие люди стали беженцами, которые использовались в качестве дешёвой рабочей силы.

Результаты: резкое снижение жизненного уровня населения, рост цен на товары первой необходимости, упадок промышленности Беларуси, большие потери среди населения Беларуси.

Билет, 1 вопрос: Развитие культуры на белорусских землях в 10-13 веках.

Исторические условия развития культуры до 992 года (до принятия христианства) на булорусских землях действовала языческая культура (сказки, былины, прикладное искусство).

Основа языческой культуры – это вера в богов.

Принятие христианства способствовала развитию письменности и появлению рукописных книг. В 11-ом веке на Полоцкой земле распространилась Кириллица (она имела 34 буквы) и распространилась первые школы при манастырях.

В первой половине 11-го века начало развиваться летописание (изложения событий в хронологической последовательности). «Повесть временных лет» - летопись, которую написал Нестер и в которой были упомянуты сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее. Появились первые рукописные книги из пергамента

Осветники христианства: Ефросинья Полоцкая, Кирила Туровский, Клемент Смолявич.

Зодчество: начали появляться первые деревянные церкви. К середине 11-го века был построен каменный Софийский собор (7 куполов, украшенные фресками).

Прикладное искусство: состояла из церковной утвари, был сделан крест Лазара Богшы (по заказу Ефросиньи Полоцкой) из кипарисового доски, его лицевая и оборотная сторона обложены золотыми, а бока – серебряными пластинами с выбитыми надписями. Он считается святыней белорусов.

Билет, 2 вопрос: События Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Беларуси. Установление власти советов.

Февральская революция.

Причины: Разрешение аграрного и национального вопросов, участие России в 1-й мировой войне.

Революция началась с массовых выступлений рабочих в Петрограде. 2 марта 1917 года царь Николай 2 отрёкся от престола. Самодержавие было свергнуто. В Беларуси установилась буржуазная власть временного правительства и либерально-демократическая власть Советов рабочих и солдатских депутатов. Также БСГ прилагала усилия для решения национального вопроса. Она добивалась автономии для Беларуси. Исполнительный орган – Белорусский национальный комитет, который не был признан временным правительством.

Результаты: Свержение самодержавия, власть перешла к временному правительству. Но сохранялось помещичье землевладение, нерешённый национальный вопрос.

Октябрьская революция.

Причины: Недовольство управления Временного правительства, желание большевиков добраться до власти.

Началась в Белоруссии с получением информации по радио о вооружённом восстании в Петрограде 25 октября 1917 года. Власть перешла в руки Рабочих и солдатских депутатов. На 2-м съезде советов была провозглашена советская власть, создано советское правительство во главе с Лениным. После восстания минский городской Совет провозгласил себя властью в Минске. Управление переходом к власти Советам осуществлял Военно-революционный комитет (ВРК). Все буржуазные партии выступили против советской власти (преимущество было на их стороне), но большевики вызвали с фронта бронепоезд с солдатами. За короткое время советская власть быстро распространилась по всей территории Беларуси.

В ноябре 1917 года был создан Областной исполнительный комитет Западной области и фронта (облискомзап ) как высший орган советской власти.

Активные участники: Фрунзе, Мясников, Ландер, Любимов.

Основные события: Национализация промышленности и земель (передача из частной в государственную собственность).

Результаты: коренное изменение в жизни общества, переход к другому политическому строю.

Билет, 1 вопрос: Образование ВКЛ. Усиление великокняжеской власти в первой половине 14-го века.

Причины образования: внешне-политические (географическое положение белорусских земель, необходимость преодолеть внешнюю опасность со стороны немецких крестоносцев с запада и татаро-монгол с юго-востока), для объединения усилий со стороны балтских и восточно-славянских народов, проживавших на границе, внутриполитические (мелкие удельные княжества стремились преодолеть феодальную раздробленность перед внешней опасностью), экономические, связанные с разделением труда (отделение ремесла от сельского хозяйства и преодоление натурального хозяйства), складывание восточнославянской общности.

Борьба с крестоносцами: С помощью католической церкви крестоносцы создали на прибалтийских землях военнорелигиозные организации – Ливонский и Тевтонский орден. В 1237 году они объединились и создали Пруссию (столица – Бальборк). Крестоносцы вели активную захватническую политику на восточнославянских территориях. 5 раз они пытались захватить Полоцк. Борьба с немецкими рыцарями и швецкими феодалами стала общим делом русских земель. Так в битве со шведами на реке Ниве в 1240 году воевали вместе новгородцы и полочане. Союз Полоцка и Новгорода содействовал поражению крестоносцев в 1242 году в битве на Чудском озере, получившей название Ледовое побоище. Победитель этих 2-х битв князь Александр Невский (был женат на дочери полоцкого князя).

Процесс образования ВКЛ: начался с активизации политической жизни в Новогрудке. В середине 13-го века быстро укрепляется Новгородское княжество.

Причины: отдалённость от районов борьбы, высокий уровень развития хозяйства, ремесла и торговли, желание зажиточных слоёв населения в увеличении княжества.

Объединительные процессы разворачивались в верхнем и среднем течениях реки Нёман (современная Гродненская область и восточная часть Литвы). В образовании ВКЛ приняли участие вост. славянское христианское население белорусских земель и языческое население Литовских земель. В Литовских землях было сильное войско, а на белорусских землях были большие города, как центры торговли и ремесла. Балтский князь Миндовг, потерпев поражение в междоусобной борьбе, направился вместе с остатками свей дружины в Новогородог. Здесь Языческий князь принял по политическим мотивам христианство и зделал город своей резиденцией. С помощью новогородского боярства Миндовг отвоевал свои земли. В 1253 году в Новогрудке состоялась коронация Миндовга.

При великом князе Гедимине в 1316-1341 годах большая часть современных белорусских земель вошла в состав ВКЛ, территория которого увеличилась в 3 раза. При нём произошло крепление единовластия ВКЛ. В 1323 году он основал постоянную столицу государства Вильно. Он уважительно относился к земельным владениям феодалов и выступал за сохранение исторических традиций населения ВКЛ. При нём возросла роль великого князя (титул – король Литвы и Руси). После присоединения Жемайтии (Зап. Часть современной Литвы) государство стало называться «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское».

Полоцкое княжество в IX- XIII вв.

В 9-13 вв на нашей территории сложились условия для зарождения гос-венности: -внутренние (разделение труда, возникновение городов, имущественное расслоение, существование классов, необх. поддержания порядка внутри страны),-внешние (необх защиты терр от внешнего врага). Первым гос образованием является Полоцкое княжество. Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей, включала в себя современную Вит обл., север Минской. На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива. Удобное расположение на водных путях способствовало культ. и экономич. развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение вост-слав земель. В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль. В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод. Сын Рагнеды и Владимира- Изяслав унаследовал престол. Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества. Следующий князь-Всеслав Чародей. При его правлении княжество достигло пика развития. После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновь- ями(раздробленность).В XII в появляются Мин,Вит,Друцкое княжества и др. В 1119 г Мономах захватил Минск, пленил князя Глеба, где он умер. В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию, где они служили в визант войске. В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече. Феод раздробленность ослабила княжество. На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ. Т.о. Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества.

Вопрос 3 Соц.-экономич. и религиозно-культурноеразвитиеIX- XIII вв. Экономическая жизнь определяла сельское хозяйство. Основные инструменты работы -соха, деревянная борона.Наиболее распространенными зерновыми культурами были просо, рожь, пшеница, ячмень, овес, горох. Широко распространенными были огурцы, свекла, лук, морковь, капуста. земледелие главным занятиям населения, но сохранялось рыболовство, охота, пчеловодство.Развитием домашних промыслов и выделением ремесла - способствовало появлению поселений городского типа. Наиболее ранние из них - Полоцк, Туров, Берестье, Витебск.Города постепенно превращались в центры ремесленного производства и торговли. Торговля велась и внутренняя, и внешняя. Купцыподдерживали связи не только с соседними, но и с дальними странами (Византией, Арабским халифатам).Земля постепенно попала в частную собственность отдельных семей. Родоплеменная знать захватывала лучшие земли и превращала обедневших общинников в зависимых крестьян.На белорусских землях шло создание государственности. Свободные смерды-общинники должны были платить дань князю, который собирал ее вместе с дружиной.Постепенно расширяется феодальное землевладение. Крестьяне-общинники разными путями попадали в зависимость от феодала: в итоге частых войн, в итоге разорения от уплаты тяжелой дани и т.д. Их хозяйство делалось объектом грабительства, а сами они теряли личную свободу. Зависимых крестьян, которые несли разные повинности, называли челядью. Тех, кто полностью потерял личную свободу, - холопами.Вслед за княжеским землевладением возникло боярское и церковное.Усложнение и совершенствование общественных отношений на Беларуси вело к образованию государственности. Первым полноценным государством, которое сформировалось на белорусских землях, было Полоцкое княжество.В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами стали монастыри: Туровский МозырскийПолоцкий. Основным жанром письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. ,надписи на камнях-валунах Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. - крест. До наших дней сохраниласьКоложская, церковь в Гродно. В Каменце была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В духовно-культурной жизни выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Личностью, оставившей заметный след, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.),вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, создавала летописи и собственные писания,построила мужской монастырь.

В рассматриваемый период население не территории Беларуси не было однородным. Классовая структура общества в 9-12 веках характеризовалась наличием 2 основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Одновременно с основными классами существовали крестьяне-данники и свободные городские жители, а также рабы (холопы, челядь невольная). Класс феодалов и бояр: образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. На вершине феодальной иерархии стоял великий князь, затем шли князья-владельцы отдельных крупных земель-княжеств. За ними шли феодалы - владельцы больших и малых поместий (бояре). Некоторые из мелких феодалов впоследствии шли на службу к богатейшим, становились их вассалами. К классу феодально-зависимых людей относились крестьяне-данники или как они упоминаются в других источниках свободные общинники - категория населения, не находящаяся в зависимости от отдельных феодалов, а выполняющая определенные повинности и вносящая феодальную ренту непосредственно в пользу государства. Они вели свое собственное хозяйство и обязаны были вносить в пользу центральных и местных органов управления определенную дань. Формы и размеры крестянских повинностей были разнообразными. Выплата дани была связана с такими повинностями как полюдье, повоз и другими. Чаще всего были известны случаи смешанных повинностей.Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель. Челядь - общий термин, которым в 11-13 веках обозначалось феодально-зависимое население.Источники образования класса феодально-зависимых людей:

В результате имущественного расслоения крестьян, которые обеднев, оказались в долговой кабале.

В результате насильного принуждения бывших свободных общинников выполнять повинности в пользу феодала или государева.

В следствии оседлости холопов и других несвободных людей на земле.

Источник образования невольного населения - плен, самопродажа в неволю, происхождение от невольных, наказание за совершенное преступление, невыплаченные долги.

Свободные городские жители – это купцы и ремесленники, которые владели собственными мастерскими и владели земельными поместьями, работы в которых велись зависимыми от них крестинами и челядью невольной.

Не только крестьяне, но и жители городов попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу государства многие повинности. Итак, на территории Беларуси в 9-12 веках складывалось общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над другим.

Что касается политического строя сложившихся государств, то он также проходил процесс становления. Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре. Они создали местную администрацию - в волости или погосты назначались зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны. Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин. Бояре и дружинники составляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправления в городе Полоцк было вече. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника. Каждое древнее государство имело свой политический центр, стольный, или старейший город. Высшими органами власти были князь, княжеский совет и вече. Функции органов центрального управления выполняли некоторые должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун и другие, а также высшие представители православной церкви - епископ и игумен (настоятель).

В начале этого периода термина «государство» не существовало и не употреблялось. В 9-12 веках чаще всего использовался термин «земля», «город», «княжество». Каждая «земля» имела свой политический центр - славный город. Высшими органами были князь, совет (рада), вече (сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме правления княжества были монархией. Князь был главой государства и дворцовой администрации. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.п.) он решал только после обсуждения в совете или на вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена. Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.

IX. СМОЛЕНСК И ПОЛОЦК. ЛИТВА И ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН

(продолжение)

Полоцкие Кривичи. – Рогволод Полоцкий и Ростислав Минский. – Строптивость полочан. – Двинские камни. – Вмешательство смолян и черниговцев в полоцкие смуты. – Стольный Полоцк. – Св. Евфросиния. – Города и пределы Полоцкой земли.

Спасская церковь Ефросиньевского монастыря в Полоцке. Построена в 1150-х гг.
Автор изображения – Szeder László

История Полоцкой земли после возвращения князей из греческого заточения крайне темна и сбивчива. Видим только, что смуты Южной Руси, борьба Мономаховичей с Ольговичами и дядей с племянниками помогли Полоцкой земле окончательно освободиться от киевской зависимости. Соперничество разных поколений в потомстве Ярослава I давало полоцким Всеславичам возможность всегда находить себе союзников. Так как с востока их теснили Мономаховичи смоленские, а с юга – киевские и волынские, то Всеславичи сделались естественными союзниками черниговских Ольговичей и с их помощью отстаивали свою самостоятельность.

Однако Полоцкое княжение не достигло значительной силы и крепости. Оно оказало слишком слабое сопротивление, когда пришлось обороняться от иноплеменных врагов, надвигавших с запада, именно от Литвы и Ливонского ордена. Главные причины его слабости заключались как в недостатке внутреннего единения между Всеславичами, так равно и в беспокойном, строптивом отношении населения к своим князьям. Перевороты, произведенные в Полоцкой земле Мономахом и сыном его Мстиславом I, неоднократное пленение, перемещение и потом изгнание полоцких князей, конечно, перепутали родовые счеты между потомками многочисленных сыновей Всеслава. Мы не находим здесь того довольно строгого порядка, который наблюдался по отношению к старшинству, например, в роде князей чернигово-северских или смоленских. Главный Полоцкий стол становится предметом распрей между внуками Всеслава; но тот, кому удавалось им завладеть, обыкновенно не пользуется большим значением между другими своими родичами, удельными князьями полоцкими. Последние нередко стремятся к самостоятельности и следуют своей собственной политике в отношении к соседним землям. Особенно это можно сказать о князьях Минских. В течение всего столетия, протекшего от возвращения Всеславичей в Полоцк до времени татарского и литовского завоевания, мы не встречаем на Полоцком столе ни одной личности, отмеченной печатью энергии или ловкой политики.

Распри Всеславичей в свою очередь немало способствовали ослаблению княжеской власти и некоторым успехам народоправления, или вечевому началу. Такое начало, замеченное нами у смоленских кривичей, еще в большей степени проявилось у полоцких, которые в этом отношении еще ближе подходят к своим единоплеменникам, кривичам новгородским. Особенно сильно сказывается оно в жителях стольного города, который подобно другим старейшим городам стремится не только решать междукняжеские распри, но и подчинить своим решениям население младших городов и пригородов. Недаром летописец заметил, что "Новгородцы, Смольняне, Киевляне и Полочане как на духу на вече сходятся, и на чем старшие положат, на том и пригороды станут".

Характер полоцкой истории в эту эпоху ярко отразился в борьбе двух внуков Всеслава, двоюродных братьев: Рогволода Борисовича Полоцкого и Ростислава Глебовича Минского.

Женатый на дочери Изяслава II Киевского, Рогволод находился в некотором подчинении у Мономаховичей. Может быть, это обстоятельство и послужило источником неудовольствия против него со стороны полочан Глебовичей Минских, т.е. Ростислава с братьями. В 1151 году граждане Полоцка, тайно сговорясь с Ростиславом Глебовичем, схватили Рогволода и отправили его в Минск, где он был посажен под стражу. Ростислав занял Полоцкий стол, хотя, собственно, и не имел на то права; так как его отец Глеб никогда не занимал этого стола. Опасаясь вмешательства Мономаховичей, Глебовичи отдались под покровительство Святослава Ольговича Новгород-Северского и присягнули "иметь его отцом себе и ходить в послушании у него". Рогволод потом освободился из плена, но не получил обратно своих волостей, и в 1159 году прибег с просьбою о помощи к тому же Святославу Ольговичу, теперь князю Черниговскому. Глебовичи, по-видимому, успели уже не только с ним рассориться, но и возбудить против себя само полоцкое население. По крайней мере мы видим, что едва Рогволод получил войско от Святослава Ольговича и явился в Полоцкой земле, как более 300 мужей дручан и полочан вышли к нему навстречу и ввели его в город Друтск, откуда изгнали Ростиславова сына Глеба; причем пограбили его собственный двор и дворы его дружинников. Когда Глеб Ростиславич прискакал в Полоцк, здесь также поднялось смятение; народ разделился на две стороны, Рогволодову и Ростиславову. Последнему многими подарками удалось успокоить противную сторону, причем он вновь привел граждан к присяге. Граждане поцеловали крест на том, что Ростислав "им князь" и что дай Бог "пожить с ним без извета". Он отправился с братьями Всеволодом и Володарем на Рогволода к Друтску; но после безуспешной его осады противники помирились, причем Рогволод получил еще некоторые волости. Однако смятения в Полоцке не замедлили возобновиться. Строптивые полочане, забыв недавнюю присягу, начали тайно сноситься с Рогволодом. Посланцы их говорили такие речи: "Княже наш! согрешили мы перед Богом и перед тобою в том, что встали на тебя без вины, именье твое и твоей дружины разграбили, а самого тебя выдали Глебовичам на великую муку. Но если ныне не помянешь того, что мы сотворили по своему безумию, целуй нам крест на том, что ты наш князь, а мы твои люди. Ростислава же отдадим в твои руки, и делай с ним, что хочешь".

Рогволод поцеловал крест на забвение прошлой измены и отпустил послов. Тогда полоцкие вечники задумали вероломным образом схватить своего князя, который, очевидно, окружал себя предосторожностями и не жил в самом городе, а пребывал в загородном княжем дворе за Двиной на реке Бельчице. Полочане позвали князя в Петров день к "св. Богородице Старой", на братчину, которая устраивалась или целым городом, или каким-либо приходом в храмовой праздник. Но у Ростислава были приятели, которые известили его о злом умысле. Они приехали на пир, имея под плащом броню и с приличным количеством дружины, так что граждане в этот день ничего не посмели предпринять против него. На следующее утро они опять прислали звать его в город под предлогом каких-то важных речей. "Вчера я был у вас; что же вы не молвили мне, в чем ваша нужда?" – сказал князь посланцам; однако сел на коня и поехал в город. Но дорогою его встретил "детский", или один из младших дружинников, который тайком ушел из города, чтобы донести князю об измене полочан. В эту минуту они творили бурное вече против князя; а между тем хищная чернь уже бросилась на дворы главных дружинников, начала их грабить и избивать попадавших в ее руки княжих чиновников, т.е. тиунов, мытников и т.п. Ростислав, ввиду открытого мятежа, поспешил воротиться в Бельчицу, собрал свою дружину и отправился в Минск к брату Володарю, воюя по дороге полоцкие волости, забирая скот и челядь. Между тем Рогволод из Друтска приехал в Полоцк и снова сел на стол деда своего и отца. Но вместе с тем возобновилась его война с Глебовичами Минскими. Рогволод получил помощь от родного дяди своей супруги Ростислава Смоленского, но не даром: он уступил за нее Витебск и некоторые другие пограничные волости. Ростислав Смоленский вскоре перешел на великий стол Киевский и продолжал отсюда помогать Рогволоду против Глебовичей. Однако война с последними не была удачна для Полоцкого князя. Несколько раз ходил он на Минск и не мог взять этого города. В 1162 году Рогволод осадил Городец, в котором оборонялся Володарь Глебович с войском, набранным из соседней Литвы. Здесь Володарь нечаянным ночным нападением нанес такое поражение Рогволоду, после которого тот не осмелился показаться в стольном городе; так как потерял множество Полочан убитыми и пленными. Он ушел в свой бывший удельный город Друтск.

С того времени летописи не упоминают более о Рогволоде Борисовиче. Но есть другого рода памятник, который, по-видимому, говорит о том же князе спустя девять лет после его поражения под Городцом. Верстах в двадцати от города Орши по дороге в Минск в поле лежит красноватый валун, на плоской поверхности которого высечен крест с подставкою; а вокруг креста иссечена следующая надпись: "В лето 6679 (1171) мая в 7 день доспен крест сей. Господи! помози рабу своему Василию в крещении, именем Рогволоду, сыну Борисову". Очень вероятно, что этот Рогволод-Василий и есть бывший полоцкий князь Рогволод Борисович, который под конец своей жизни должен был довольствоваться Друтским уделом; а помянутый камень находится на земле, очевидно, принадлежавшей к этому уделу. Любопытно, что, кроме Рогволода, сохранилось еще несколько подобных камней в русле Западной Двины. А именно, немного ниже города Дисны в самой порожистой части этой реки возвышается посреди нее гранитный серый валун с изображением креста и надписью: "Господи, помози рабу твоему Борису". Еще ниже лежит другой валун с такой же надписью и крестом. Там же на Двине существует еще несколько камней с надписями, которые невозможно разобрать. По всей вероятности, Борисов камень принадлежит отцу Рогволода, великому князю Полоцкому. А благочестивое обращение к Богу с просьбою о помощи было, конечно, молитвою 6 благополучном окончании какого-либо предприятия; вероятнее всего, она относилась к построению храмов.

Вскоре после указанных выше событий полочане посадили у себя на столе Всеслава Васильковича, одного из правнуков знаменитого Всеслава. Этот Василько находился в свойстве со смоленскими князьями и только с их помощью держался на своем столе. Но однажды он потерпел поражение от своего соперника Володаря Глебовича, князя Городецкого, и его союзников литовцев, и принужден был искать убежища в Витебске у Давида Ростиелавича, тогда еще одного из удельных смоленских князей. Володарь захватил Полоцк, привел жителей к присяге и затем двинулся на Витебск. Давид Ростиславич оборонял переправу через Двину; но не давал решительной битвы, потому что поджидал на помощь брата своего Романа Смоленского. Вдруг в полночь в лагере Володаря услыхали какой-то шум, как будто целая рать переправлялась через реку. Дружине Володаря почудилось, что это идет на нее Роман, а Давид хочет ударить с другой стороны. Она бросилась бежать и увлекла за собою князя. Утром Давид, узнав о бегстве неприятелей, поспешил в погоню и захватил многих, заблудившихся в лесу. А свояка Всеслава он вновь посадил в Полоцке (1167 г.), который таким образом очутился в зависимости от Смоленска, и последний оказывал ему покровительство в отношении других соседей. Например, в 1178 г. Мстислав Храбрый пошел с новгородцами на полочан, чтобы отнять у них новгородский погост, захваченный когда-то Всеславом Брячиславичем. Но Роман Смоленский отправил сына на помощь Всеславу Васильковичу, а к Мстиславу послал отговаривать от похода. Храбрый послушал старшего брата и от Великих Лук повернул назад. Но зависимость Смоленская была очень неприятна для полочан; равно чувствительна для них была уступка Витебска. Поэтому князья полоцкие снова начали искать союзов с Литвою и с Черниговом. Им удалось наконец воротить Витебский удел, когда Давид Ростиславич получил волость в Киевской Руси (Вышгород). Витебск перешел к Брячиславу Васильковичу, брату Всеслава Полоцкого.

В 1180 г. произошла замечательная встреча смоленских князей с черниговскими в Полоцкой земле. Давид Ростиславич только что вокняжился в Смоленске по смерти старшего брата; а в Друтском уделе сидел его подручник Глеб Рогволодович, конечно, сын упомянутого выше Рогволода Борисовича. В то время борьба Мономаховичей и Ольговичей из-за Киева находилась в полном разгаре, великий князь Киевский Святослав Всеволодович, возвращаясь из своего похода на Всеволода Суздальского (о чем после), заехал в Новгород Великий, где тогда княжил его сын. Отсюда он пошел в Полоцкую землю; в то же время родной его брат Ярослав Черниговский и двоюродный Игорь Северский пришли с другой стороны, имея у себя наемных половцев, и направились на Друтск, чтобы отнять его у смоленского подручника. Давид Ростилавич поспешил на помощь Глебу Рогволодовичу и старался напасть на Ярослава и Игоря ("дать им полк"), прежде нежели подоспел Святослав Киевский, с которым соединилась большая часть полоцких князей, в том числе оба брата Васкльковича, Всеслав Полоцкий и Брячислав Витебский, с литовскими и ливонскими наемными отрядами. Но чернигово-северские князья уклонились от решительной битвы, и заняли крепкое положение на противном берегу Друти, и обе рати простояли тут целую неделю, ограничиваясь перестрелкою. Когда же пришел великий князь Святослав Всеволодович с новгородцами и братья начали наводить гать через реку, Давид Смоленский ушел домой. Великий князь сжег острог и внешнюю крепость Друтска, но самого города не взял и, распустив союзников, воротился в Киев. Полоцкая земля, таким образом, очутилась в зависимости от черниговских Ольговичей, но до первой перемены обстоятельств. В 1186 году Давид Ростиславич воспользовался половецким погромом Ольговичей, чтобы смирить Полочан. Он предпринял на них зимний поход из Смоленска; а его сын Мстислав, княживший тогда в Новгороде, пошел ему на помощь с новгородцами; на его стороне были еще два удельных полоцких князя, Всеслав Друтский и Василько Логожский. Полочане смутились и положили на вече такое решение: "Мы не можем стать противу Новгородцев и Смольнян; если впустить их в свою землю, много они успеют сотворить ей зла прежде, чем заключим мир; лучше выйдем к ним на сумежье". Так и сделали: встретили Давида на границе с поклоном и честью; поднесли ему многие дары и уладились мирным образом, т.е. согласились, конечно, на его требования.

По желанию Давида, Витебск был отдан его зятю, одному из внуков Глеба Минского. Но Ярослав Всеволодович воспротивился этому распоряжению, и отсюда произошло новое столкновение черниговцев с смолянами, в 1195 г. Выше мы видели, чем окончилась встреча противников в Смоленских пределах и как друтский князь Борис помог черниговцам выиграть битву. Витебск был отнят у Давидова зятя. Казалось, что смоленское влияние на полоцкие дела окончательно должно было уступить черниговскому. Но, с одной стороны, усилившиеся в Южной Руси смуты отвлекли внимание черниговцев; с другой – враждебные иноплеменники все более и более теснили Полоцкую землю с запада. Поэтому здесь снова возобладало смоленское верховенство. Доказательством тому служит известная договорная грамота Мстислава Давидовича с Ригою и Готландом. Главную артерию земли Полоцкой, Западную Двину, Смоленский князь признает свободною для торговых судов на всем ее течении, и в конце грамоты объявляет договор обязательным не только для Смоленской "волости", но также для Полоцкой и Витебской. Следовательно, последние находились тогда в зависимости от Смоленска .

Важнейшие поселения в земле полоцких кривичей были расположены по берегам ее главной реки, т.е. Западной Двины. На верхней ее части, на пограничье с Смоленской землею, находился удел Витебский. Город Витебск построен при впадении речки Витьбы в Двину на довольно возвышенном левом берегу последней и, будучи хорошо укреплен, имел также судовую пристань, одну из важнейших на Двине. На среднем ее течении, на правом берегу, при впадении реки Полоты, красовался стольный город Кривской земли Полоцк. Главная его часть, или кремль ("верхний замок"), находился на береговом холму, который возвышается при слиянии Полоты с Двиною. К этому кремлю с востока примыкал внешний город ("нижний замок"), отделенный от него рвом и укрепленный земляным валом с деревянными стенами. Подгородные селения, расположенные на противоположных берегах обеих рек, составляли Заполотье и Задвинье. В Полоцком кремле, кроме теремов княжеских и епископского, по обычаю заключалась главная святыня города, кафедральный каменный собор св. Софии, о семи верхах и главах. Самое именование его показывает, что он был сооружен по подобию храмов киевских, служивших образцами для всей Руси. Кроме Софийского собора в Полоцке, как и в других стольных городах русских, был еще соборный храм во имя Богородицы, которая во второй половине XII века называлась уже "Богородицей Старой", судя по истории Ростислава Глебовича.

Подобно другим столицам, и здесь кроме храмов благочестивые князья рано сооружают монашеские обители как в самом городе, так и в его окрестностях. Из мужских монастырей наиболее известен Борисоглебский: имена братьев-мучеников особенно часто встречаются в роде полоцких князей. Этот монастырь находился на Задвинье, посреди рощ и кустарников, на склоне глубокой лощины, по дну которой струится речка Бельчица, впадающая в Двину. Он был основан Борисом Всеславичем, говорят, тем самым, который строил Полоцкую Софию. Около того же монастыря находился и загородный княжий двор. Известно, что русские князья по большей части любили пребывать не в городском своем тереме, а в загородном, при котором устраивались разные хозяйственные заведения, особенно любимая их забава, т.е. охота. Загородное житье привлекало их, конечно, не одним чистым воздухом, простором и хозяйственными удобствами, но также некоторым отдалением от шумного веча и строптивой городской черни. По крайней мере подобное заключение можно вывести из приведенной выше истории Ростислава Глебовича.

Святая Ефросиния Полоцкая. Икона 1910

Между женскими обителями здесь наиболее прославилась Спасо-Евфросиниевская. В Полоцке по преимуществу перед другими столицами было много княгинь и княжен, посвятивших себя монашеской жизни. Между ними первое место занимает св. Евфросиния, носившая светское имя Предиславы. Житие ее украшено легендами; но историческая его основа не подлежит сомнению. Начало иноческих подвигов ее относится ко времени помянутого полоцкого князя Бориса Всеславича, которому она приходилась племянницей, будучи дочерью его младшего брата Георгия и, следовательно, внучкою знаменитого Всеслава.

Еще в отроческих летах, когда ей готовилось замужество, Предислава тайно ушла из родительского дома к тетке своей, вдове князя Романа Всеславича, которая была настоятельницею женской обители, находившейся, по-видимому, подле соборного Софийского храма. Здесь Предислава постриглась под именем Евфросинии, к великому огорчению своих родителей. По ее просьбе епископ полоцкий Илия позволил ей некоторое время жить в келье, пристроенной к собору, или в так наз. "голубце". Тут она занималась списыванием церковных книг и деньги, полученные от этого труда, раздавала нищим. Вскоре помыслы ее обратились к обычному стремлению благочестивых русских княгинь, к устроению собственной женской обители. Для этой цели епископ уступил ей свое ближнее сельцо, где был у него загородный дом с небольшою деревянною церковью во имя Спаса-Преображения. Место это лежит в верстах в двух от города на правом берегу Полоты. Здесь Евфросиния устроила новую обитель, в которой была поставлена игуменьей. В число своих инокинь она, к новому огорчению отца, привлекла родную сестру Гориславу-Евдокию и двоюродную Звениславу-Ефразию Борисовну. С помощью родственников на месте деревянного она соорудила и украсила каменный Спасо-Преображенский храм, который был освящен преемником Илии епископом Дионисием в присутствии княжего дома, при многочисленном стечении народа. Евфросиния тем не ограничилась и, чтобы иметь собственных священнослужителей, основала поблизости мужской монастырь во имя Богородицы. В своей обители она мирно пережила грозу, разразившуюся над ее родом во время Мстислава Мономаховича Киевского, который изгнал полоцких князей в Грецию. Миновало время этого изгнания; князья воротились. Миновало и время междоусобия двоюродных братьев ее, Рогволода Борисовича и Ростислава Глебовича. Евфросиния успела постричь в монахини еще двух княжон, своих племянниц. Достигнув старости, она пожелала посетить Святую землю, согласно с благочестивым настроением своего века. Это, по-видимому, было в то время, когда на Полоцком столе сидел ее племянник Всеслав Василькович, а византийским императором был Мануил Комнен. Свой монастырь святая игуменья оставила на попечение сестры Евдокии; а сама, в сопровождении двоюродной сестры и одного из родных братьев, отправилась в Константинополь. Поклонясь святыням Цареградским, она отплыла в Иерусалим, где и приютилась в русском странноприимном доме при Феодосиевском монастыре Богородицы. Там она скончалась и была погребена в притворе монастырского храма.

Лицо Евфросинии сделалось предметом особого почитания в Полоцкой земле. А прекрасным памятником ее благочестия служит воздвигнутый ею храм Спаса-Преображения (доселе сохранившийся в основных своих частях), небольшой по размерам, но изящной архитектуры, как и все образцы византийско-русского стиля той эпохи. В храме этом хранится крест Евфросинии, сооруженный в 1161 году; он шестиконечный, деревянный, окованный серебром и украшенный драгоценными камнями, заключающий в себе частицы мощей. Одною из преемниц Евфросинии на игуменстве была ее племянница – преподобная Параскевия, дочь Рогволода-Василия Борисовича, которая подарила Спасской обители все свое имение и привела ее в весьма цветущий вид.

Полоса, лежащая к северу от Двины, представляет несколько холмистую озерную область, которая, по-видимому, не имела густого населения. Полоцкие пределы здесь сходились с новгородскими около верховьев Ловати и Великой. Единственный значительный город, известный по летописи в этой стороне, был Усвять, лежащий на озере того же имени, на пограничье с Смоленскою и Новгородскою землею. Наибольшая и лучше населенная часть Полоцкой земли простиралась к югу от Двины; она обнимала область правых днепровских притоков, Друти и Березины. Эта область представляет лесистую песчано-глинистую равнину, в северо-западной своей полосе часто возвышенную и холмистую, а в юго-восточной – низменную и болотистую; последняя незаметно сливается с Туровским Полесьем. Самым зажиточным краем в этой области был Минский удел, имевший более сухую и плодородную почву, с примесью чернозема, с лиственными породами леса и богатыми пастбищами. Стольный город удела Минск возвышался на береговых холмах реки Свислочи (правого притока Березины). Это один из древнейших кривских городов, наравне с Полоцком и Смоленском. Под самым городом впадала в Свислочь небольшая, но историческая речка Немиза. На ее берегах происходила известная битва Всеслава с Ярославичами в 1067 году. Певец "Слова о полку Игореве" воспел эту битву в таких образах: "На Немизе снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току живот кладут, веют душу от тела; не добром посеяны кровавые берега Немизы, посеяны костьми русских людей". Неподалеку от Минска, к северо-западу, на одном из притоков Свислочи, лежал Изяславль, построенный Владимиром Великим для Рогнеды и ее сына Изяслава. Еще немного далее на север на реке Гойне, притоке Березины, находился Логожск, а на самой Березине – Борисов, основанный Борисом Всеславичем. Подвигаясь от него к востоку, встречаем один из наиболее значительных полоцких городов Друтск, в местности весьма лесистой и болотистой. На юго-востоке крайними полоцкими городами были Рогачев, при впадении Друти в Днепр, и Стрежев, несколько ниже на Днепре; эти города лежали на Чернигово-Киевском пограничье.

На западе пределы Полоцкой земли терялись в лесах литовских, куда постепенно проникали поселения кривичей. Такие поселения заводились отчасти путем торговых сношений, отчасти силою оружия. Князья русские налагали дани на соседние литовские народы и на удобных береговых холмах рубили русские городки, откуда их дружинники ходили собирать дани и где туземцы могли менять добычу от своих звериных промыслов на хозяйственные орудия, ткани, женские украшения и другие русские товары. Литва довольно легко подчинилась влиянию более развитой русской гражданственности и на украйне своей подвергалась постепенному обрусению; в XII веке мы не раз в полоцких войсках встречаем вспомогательные литовские отряды. Но неустройства и недостаток единения в самой Полоцкой земле мешали прочности русского господства в этих глухих краях.

По некоторым признакам полоцкие князья владели течением Двины почти до самого Балтийского моря, т. е. собирали дани с туземных латышей. Но они не позаботились упрочить за собой устье этой реки построением крепких русских городов и, по-видимому, не занимали своими дружинами укрепленных мест на ней далее двух замков, носивших латышские названия: Герсике (ныне Крейцбург, пониже Двинска) и Кукейнос (Кокенгузен). Со стороны Немана полоцкие границы пересекали Вилию и направлялись к его среднему течению. На реке Святой притоке Вилии, имеем город с русским названием Вилькомир, потом Новгородок, на одном из левых неманских притоков, и Городно, на высоком правом берегу Немана при впадении речки Городничанки. О процветании сего последнего города наглядно свидетельствуют остатки красивого Борисоглебского храма (известного более под именем "Коложанского"), основание которого восходит к XII веку и который только в наше время разрушен действием воды, подмывшей песчаный рыхлый берег Немана. Храм этот особенно замечателен множеством своих голосников, т.е. глиняных продолговатых горшков, вделанных в стены, как надо полагать, с целью придать более приятности звукам церковного пения. Городно и Новгородок служили оплотом Кривской земли со стороны дикого занеманского племени ятвягов .


Первое известное нам упоминание о Двинских камнях встречается в XVI веке у Стрыйковского в его хронике. Он рассказывает следующее. Случилось ему однажды ехать в числе других жолнеров на стругах из Витебска в Динаминде. Тут он услыхал от одного дисненского купца, что в семи милях от Полоцка ниже на Двине между городами Дриссою и Дисною есть большой камень, на котором высечен крест "русским способом" и славянская надпись: "Вспомози Господи раба своего Бориса, сына Гинвиловаго". Когда струг пристал на ночь близ того места, то Стрыйковский сам ездил в челноке смотреть его. Он объясняет, что эта надпись была сделана по приказу Бориса Гинвиловича в память благополучной доставки из Лифляндии Двиною на стругах кирпича, алебастра и других материалов для построения храма в Полоцке (Kronika. I. 241 стр. Варшав. издания). Другой историк Литовского края Коялович в своей Historia Litvaniae со слов Стрыйковского повторил буквально его известие о той же надписи, переводя ее по-латыни; Miserere, Domine, mancipio tuo Boryso Ginvilonis filio. Но известие Стрыйковского оказывается неверно, и едва ли он сам хорошо рассмотрел надпись во время своей вечерней поездки в челноке. Сементовский, секретарь Витебского статистического комитета, в сочинении своем "Памятники старины Витебской губернии" (СПб. 1867) представил рисунки пяти Двинских камней; из них на трех еще теперь можно читать имя Бориса; на том, о котором говорит Стрыйковский, надпись очень хорошо сохранилась; но слов "сына Гинвилова" ни на одном камне нет и следов. Они оказались прибавкою Стрыйковского. Далее сведения об этих Двинских камнях и Рогволодовом см. в сообщениях Кеппена (Учен. Зап. Ак. Н. по 1 и 3 отд. Т. III, вып. I. СПб. 1855). Платера (Сборник Rubon. Wilno. 1842), Нарбута (Витеб. губерн. Вед. 1846. № 14). Шпилевского ("Путешествие по Белоруссии". СПб. 1858), в газете "Виленский вестник", под редакцией Киркора (1864. № 56), гр. К.Тышкевича "О древних камнях и памятниках Зап. Руси и Подляхии" (Археологич. Вестник, издан, под редакцией А.Котляревского. М. 1867), Кусцинского и Шмидта (Труды первого Археол. съезда LXX – LXXVI) и наконец гр. Уварова (Древности Москов. Археол. Общества. Т. VI, вып. 3). Сапунова "Двинские, или Борисовы, камни" (Витебск 1890).

Главным источником для Полоцкой истории служит Рус. летопись, преимущественно по Ипатьевскому списку. Стрыйковский, ссылаясь на какого-то старого летописца, в своей Хронике говорит, что прямое поколение Всеславичей прекратилось во второй половине XII века; что полочане ввели у себя республиканское правление с вечем и тридцатью судными старцами во главе; что тогда Полоцком завладел литовский князь Мингайло, а сын его Гинвил вступил в брак с Тверскою княжною и принял христианство; что Гинвилу наследовал сын его Борис, тот самый, который построил Св. Софию с некоторыми другими храмами и оставил о себе память на Двинских камнях. Борису наследовал Рогволод-Василий, воротивший полочанам их вечевые обычаи, отнятые Мингайлом; а Рогволоду наследовал сын его Глеб, со смертию которого прекратился род Миигайловичей в Полоцке (Kronika. 239 – 242). То же самое в Pomniki do dziejow Litewskich. Изд. Нарбута. Wilno. 1846. (Так наз. Летопись Быховца.) Некоторые писатели, касавшиеся истории Западной России, продолжали повторять эти известия до позднейшего времени без критического к ним отношения. (В том числе и Август Шлецер – Allgemeine Nordische Geschichte. II. 37.) А между тем уже Карамзин указал на их невероятность и полную несообразность с хронологией (к т. IV, прим. 103). Двинские камни, как мы видели, окончательно изобличили Стрыйковского в прибавке слов "сына Гинвилова". Если принять его свидетельство, то выходило бы, что Борис строил в XIII веке полоцкие храмы, тогда как сын его Рогволод-Василий княжил еще в XII; ибо камень последнего ясно обозначен 1171 годом, и т.п. Погодин и Соловьев также отвергли существование полоцких Мингайловичей, равным образом Беляев ("Очерк Истории Великого княжества Литовского". Киев. 1878). В доказательство того, что в первой половине XIII века в Полоцке еще княжила Русская династия, а не Литовская, прибавлю следующие указания. Во-первых, Генрих Латыш сообщает о полоцком князе Владимире, при котором совершилось водворение немцев в Ливонии. Во-вторых, помянутый торговый договор Смоленска с Ригою и Готландом в 1229 г.; в договор включена Полоцкая и Витебская волость без всякого намека на какую-либо перемену в их князьях. В-третьих, прямое известие Русской летописи (по Воскресен. и Никонов, списку) о том, что Александр Невский в 1239 г. женился на дочери полоцкого князя Брячислава. Относительно помянутого князя Владимира существует некоторое недоумение. Известия о нем Генриха Латыша обнимают целые тридцать лет (1186 – 1216); а между тем русские летописи его совсем не знают. Отсюда явилось предположение, что этот Владимир есть не кто другой, как Владимир Рюрикович, впоследствии князь Смоленский и великий князь Киевский, см. Лыжина "Два памфлета времен Анны Иоанновны" (Изв. Акад. Н. Т. VII. 49). Предположение это, однако, слишком смело; Владимир Рюрикович только родился в 1187 г. Впрочем, также мало вероятности, чтобы в Полоцке княжил один и тот же Владимир и в 1186, и в 1216 гг. У Татищева под 1217 г. (т. III, 403) есть рассказ о полоцком князе Борисе Давидовиче и его второй супруге Святохне, княжне Поморянской. Святохна, чтобы доставить княжение своему сыну Владимиру Войцеху, оклеветала перед князем двух своих пасынков Василька и Вячка. История эта кончается возмущением против нее полочан и избиением ее сообщников поморян. По словам Татищева, рассказ заимствован им из Летописи Еропкина. В помянутом выше своем рассуждении Лыжин считает весь этот романтический рассказ памфлетом, который был направлен против немецкого правительства Анны Иоанновны и сочинен самим Еропкиным. Мнение это пока остается вопросом. По этому вопросу см. г. Сапунова "Достоверность отрывка из полоцких летописей, помещенного в истории Татищева под 1217 г." (Чт. О. И. от 1898. III. Смесь). Он доказывает существование полоцких летописей, откуда этот рассказ заимствовал Еропкин. Из новых трудов по истории края главное место занимают профессоров Довнара Запольского "Очерк Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия". Киев. 1891 г. и Данилевича "Очерк истории Полоцкой земли до XIV ст.". 1897 г.

Для археологии и этнографии Северо-Западного края укажем след. труды: Сапунова "Витебская старина". Т. V. Витебск 1888. Его же "Полоцкий Софийский собор". Вит. 1888. Его же "Инфлянты". Вит. 1886. Сементовского "Белорусские древности". Вып. I. СПб. 1890. Романова "Белорусский Сборник". 4 выпуска. 1886 – 1891. (Сказки, песни и т.д.). Издан Батюшковым "Белоруссия и Литва". СПб. 1890. (С 99 гравюрами и картой.) "Древности Северо-Запад, края". Издан. Археол. Комиссией. СПб. 1890. Павлинова "Древние храмы Витебска и Плоцка" (Труды IX Археол. Съезда. М. 1895). Еременка и Спицына "Радимические курганы" и "Предполагаемые литовские курганы" (Зап. Археол. Об. VIII. 1896).

"Житие Евфросинии" в Степенной книге. I. 269. Стебельского Dwa swiata na horyzoncie Polockim czyli zywot ss. Evfrozynii i Parackewii. Wilno. 1781. "Жизнь преподобной княжны Полоцкой Евфросинии" – Говорского (Вест. Юго-Запад. и Запад. России. 1863. №№ XI и XII). "Памятники старины Витеб. губ." – Сементовского с изображением креста Евфросинии. Надпись на нем заключает заклятие, чтобы никто не дерзал взять этот крест из монастыря Св. Спаса. Та же надпись свидетельствует, что для украшения его употреблено серебра, золота, дорогих камней и жемчугу на 140 гривен и что мастер, его делавший, назывался Лазарь Богша. О Евфросинии и Параскеве у Сапунова Витеб. Старина. Т. V. "Минская Губерния" – подполк. Зеленского. СПб. 1864, и "Гродненская Губерния" – подполк. Бобровского. СПб. 1863. (Матер, для геогр. и стат. России – офицерами генерал, штаба.) "Гродненская Коложанская церковь" (Вестник Запад. России. 1866. кн. 6). Памятная книжка Виленского генерал-губернаторства на 1868 г. под редакцией Сементовского. СПб. 1868 (с некоторыми историческими и этнографическими заметками). Starozytna Polska Балинского и Липинского. Том. III. Warsch. 1846.