Оптимизация транспортных расходов в логистике. Оптимизация расходов при транспортной логистике

1. Транспортные тарифы и правила их применения.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляется с помощью транспортных тарифов. Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа.

Транспортные тарифы применяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде зарплаты водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг.

Тариф включает: - плату за перевозку грузов; - сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой (охрана, сопровождение, страхование). При определении размера тарифа необходимо знать правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта. Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателей транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортный тариф рассчитывается на среднюю дальность перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом . В расчетах учитываются разница в ценах на топливо и суточные расходы водителей по территориальным зонам. Тарифы рассчитываются на основе прейскурантов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности :

На железнодорожном транспорте используются:

Ø общие (это основной вид тарифов, с их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов);

Ø исключительные (для конкретных грузов, устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они могут быть повышенными или пониженными );

Ø льготные (для перевозок с определенной целью, а также для самих железных дорог);

Ø местные тарифы (в пределах данной дороги, устанавливают начальники отдельных дорог. В эти тарифы включают плату за перевозку грузов и ставки различных сборов).

Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующие операции: хранение, взвешивание или проверка веса груза, подача или уборка вагонов, их дезинфекция, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по ж/д : скорость перевозки (грузовая,большая, пассажирская); вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая); расстояние перевозки; тип вагона (универсальные, изотермические, специализированные, цисцерны, платформы); принадлежность вагона или контейнера; количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте используют: сдельные тарифы, тарифы на условных платных автотонно-часов, за повременное пользование грузовыми автомобилями, километровый расчет, за перегон подвижного состава, договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, время использования автомобиля, его тип, район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно . В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действии.

На морском транспорте плата за перевозку осуществляется по тарифу либо по фрахтовой ставке (когда перевозка не связана с постоянным районом плавания, с постоянным портом погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза. Она устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов).

2.Оптимизация транспортных расходов.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные – автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса.

В состав постоянных издержек входят: административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой - разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы.

Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.

Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.

Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.

Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек каждого вида транспорта.

Таблица № 2 «Структура издержек различных видов транспорта».

Вид транспорта Издержки
Постоянные Переменные
Железнодорожный Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр. Низкий уровень
Автомобильный Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов) Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный На среднем уровне (суда и оборудование) Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры) Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления) Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)

В снижение себестоимости перевозок огромную роль играет эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и применение прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.

Подходы к сокращению транспортных расходов зависят от отрасли и особенностей бизнеса. В одних компаниях проводят анализ текущих процессов и исключают риски - например, распределяют транспортные потоки на складе. В других перестраивают схему работы с логистическими операторами; это особенно актуально, когда у организации нет собственного автопарка. Есть и малобюджетные способы снижения расходов на содержание коммерческого авто. Какая стратегия окажется оптимальной для вашей компании?

Татьяна Бибикова ,

руководитель проекта, Sela

В этой статье вы прочитаете:

  • Как снизить затраты на транспортную логистику
  • Как анализировать бизнес-процессы и исключить риски

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Сокращаем затраты за счет снижения аварийности собственного автопарка

По данным опроса ГИБДД, наибольшие опасения у водителей автотранспорта вызывает поведение участников дорожного движения. При этом водители коммерческого автотранспорта вносят самый весомый вклад в увеличение количества аварий. Компании ежегодно тратят немалые средства на «воспитание» водителей, устанавливают продвинутые системы слежения, оборудуют автомобили замысловатыми гаджетами, но эффект либо незначительный, либо его совсем нет. Как без значительных вложений снизить аварийность и сократить расходы на ремонт автотранспорта?

В связи с ростом бизнеса и увеличением количества магазинов в компании Sela значительно усложнилась система логистики. Привлечение дополнительного автотранспорта обострило проблему аварийности на дорогах. Как следствие, затраты на транспорт и безопасность сотрудников возросли. В связи с этим было решено разработать меры по снижению аварийности. За идеями мы обратились к зарубежному опыту.

С 1999 года многие компании в мире используют систему под названием How am I driving? («Как я вожу?»). Она позволяет идентифицировать водителей, чье поведение на дороге находится в зоне риска, и своевременно его скорректировать. В результате удается избежать аварий и снизить издержки как компании — владельца транспортного средства, так и ее партнера по страхованию.

В 2014 году был создан специальный проект под названием «ДТП — нет!». Предлагаю подробнее рассмотреть опыт применения данной системы в российских условиях.

Опыт применения системы «Как я вожу?»

На транспортное средство наклеивается стикер с надписью: «Я — ответственный водитель! Нарушаю ПДД? Звони!» — и номером телефона, по которому следует сообщать о нарушении водителем правил. Колл-центр работает круглосуточно семь дней в неделю. Позвонившего просят подробно описать случившееся и указать, какое именно правило нарушил водитель (по классификатору ГИБДД). Кроме того, в центр можно отправить и видеозапись происшествия.

  • Логистика для интернет-магазинов: 5 основных проблем

Затем обратившегося просят оценить тяжесть нарушения по пятибалльной шкале; данные заносятся в специальную компьютерную программу. Специалисты нашей компании проверяют корректность фиксирования дорожных происшествий (фильтр эмоционального состояния участников ДТП) и отсеивают заведомо ложные.

По истечении отчетного периода (день, неделя, месяц и так далее) компании предоставляется отчетность о жалобах и их содержании по каждому водителю транспортного средства, входящего в систему.

Основы работы системы

На уровне водителя. Число ДТП снижается уже потому, что водители чувствуют контроль, понимают, что являются частью системы, и дважды подумают, прежде чем нарушить правила. В психологии такой эффект называется Хоторнским: участники эксперимента (в нашем случае — водители) осознают причастность к нему, поэтому более усердны и добросовестны, чем обычно.

На уровне организации. Руководитель в конце месяца получает отчет о жалобах на каждого водителя. Таким образом, он видит, кто из его сотрудников практикует агрессивный стиль вождения и находится в зоне риска. Поэтому он имеет возможность воздействовать превентивно — а значит, предотвратить ДТП, а не разбираться с его последствиями. Это относится не только к дорожным происшествиям, но и к многочисленным штрафам, которые получают компании как владельцы транспортных средств.

Использование системы прямо воздействует и на транспортные затраты логистики.

Эффективность системы: опыт иностранных компаний

Зарубежный опыт свидетельствует, что по истечении 12 месяцев работы общее число аварий снижается в среднем на 45%, а аварий с высокой степенью повреждений — на 60% по сравнению с предыдущими периодами при прочих равных условиях. По истечении 24 месяцев работы компании в среднем экономят 30% прямых затрат в год, связанных со страхованием, ремонтом и обслуживанием транспортных средств.

Проект функционирует в течение полутора месяцев, и об аналитических данных говорить пока рано. Однако мы надеемся, что к концу года получим результаты, сопоставимые с показателями иностранных компаний.

6 принципов оптимизации затрат транспортной логистики

Андрей Медведев,

генеральный директор, «Промышленные силовые машины»

Основная задача логистики в промышленной компании — бесперебойное обеспечение производства с минимальными затратами. Решение этой задачи зависит от двух факторов: плана продаж и загрузки производства. В идеале разница между плановыми и фактическими показателями закупок (поставок) не должна превышать 5%. Чтобы добиться этого, необходимо грамотно организовать процесс поставки комплектующих.

В нашей компании управление затратами в логистике организовано так: на планирование закупок влияет объем двух типов продукции — серийной и изготавливаемой по индивидуальным проектам. Мы производим более 300 серийных моделей, причем мелкосерийные могут изготавливаться и поставляться по две штуки в месяц, а крупносерийные — по 15-20. Количество определяется спросом и, разумеется, влияет на закупки комплектующих — двигателей, генераторов и прочего. Производство серийной продукции требует глубокой автоматизации процесса закупок, позволяющей заранее находить поставщиков, планировать способы доставки и хранения комплектующих.

Индивидуальные проекты создаются с учетом конкретных задач заказчика; кстати, в свое время это направление деятельности и легло в основу нашего бизнеса. Такие разработки требуют сложного конструирования и очень тщательного подхода к выбору поставщиков.

Экономия за счет привлечения сторонних компаний

Нашей компании выгоднее привлекать наемный транспорт: сейчас у нас не настолько крупный объем грузов, чтобы содержать автопарк. Однако к 2017 году планируем нарастить объем производства и не исключаем возможности приобретения собственного транспорта.

Для доставки комплектующих и собственной продукции мы пользуемся услугами транспортных компаний. Среди наших партнеров — как собственники грузового транспорта, работающие без посредников, так и компании-экспедиторы, организующие транспортировку с привлечением третьих лиц. К услугам последних мы прибегаем чаще, поскольку они располагают обширными базами проверенных перевозчиков и могут подобрать нужный вариант в сжатые сроки. Кроме того, существуют специализированные интернет-ресурсы, связанные с грузоперевозками, — например, «АвтоТрансИнфо». К ним мы тоже обращаемся довольно часто. Здесь можно разместить заявку и очень быстро найти подходящего перевозчика.

Целесообразнее использовать наемный автотранспорт и при доставке больших объемов грузов, поскольку требуется нанимать нескольких перевозчиков. Мы воспользовались услугами сторонней организации, когда отправляли одиннадцать крупногабаритных электростанций для компании «Новатэк» в Новый Уренгой на газоконденсатные месторождения.

За выбор перевозчиков отвечает отдел управления транспортной логистики. Он полностью организует доставку комплектующих от поставщиков (их более 3000) и готовой продукции заказчикам (более 2000).

Основные правила снижения затрат на транспортную логистику

Мы стараемся минимизировать число посредников при заказе услуг. Это удобно и с точки зрения экономии времени при перевозке, допустим, нестандартной крупногабаритной продукции. Когда услуги предлагают новые транспортные компании, мы проверяем по своей базе перевозчиков, с кем они работают.

Снижению затрат логистики способствует и оптимальная загрузка транспорта. Естественно, перевозка одного дизельного генератора обойдется дороже, чем нескольких единиц продукции. Поэтому наш отдел транспортной логистики согласовывает свою работу с департаментом продаж и департаментом материально-технического снабжения, чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта. Правда, иногда мы делаем исключения из этого правила, исходя из потребностей клиента, — например, когда при крупном заказе он просит поставить быстрее какую‑то часть продукции.

Третий способ управления затратами в логистике — это консолидация грузов. Как правило, мы планируем ее, когда определяется состав закупки. Например, при закупках импортных комплектующих перевозчик собирает грузы в разных странах и городах Европы и доставляет на один склад в Прибалтике, Польше или Германии, а оттуда объединенный заказ отправляется к нам на производство, в Ярославскую область. Это особенно удобно при доставке мелких товаров.

Следующий способ, который мы используем, — отсрочка платежа за доставку от одного до двух месяцев. На уступки в основном идут постоянные партнеры. Такой инструмент необходим в связи с тем, что мы и сами производим продукцию для заказчиков в основном на условиях постоплаты.

И последний способ — оптимизация маршрутов. В основном изменениям подвергаются маршруты, по которым доставляются импортные грузы, — чаще всего из‑за ситуации на таможне назначения и тарифной политики таможенных складов.

Сейчас у нас возникли трудности на Балтийской таможне с согласованием таможенной стоимости и, следовательно, налогов и пошлин. Поэтому ищем альтернативные маршруты и, возможно, уже в ближайшее время доставлять грузы морем будем либо в обход портов Санкт-Петербурга — через Котку, Клайпеду или Таллин, либо транзитом через Санкт-Петербург в Ярославль.

Мы уже перевели на Ярославскую таможню все свои автомобильные маршруты из Европы. В результате брокерские и складские расходы сократились в 1,4 раза. Основные преимущества: близость таможенного склада и нашего производства, приемлемые тарифы на брокерские и складские услуги и стоимость доставки, а также возможность непосредственного участия наших специалистов в процессе таможенного оформления.

Еще один аргумент в пользу изменения маршрутов — расценки на разные виды транспорта. В последнее время развивается дорожная инфраструктура Забайкалья, даже несмотря на прошлогоднее наводнение в Хабаровском крае. Все больше компаний предлагают автоперевозки на Дальний Восток по сходным ценам. Мы убедились, что такая доставка выгоднее железнодорожной: она быстрее и обходится на 20-30% дешевле.

Сокращаем затраты за счет грамотного выбора компании-партнера

Александр Ключенко , генеральный директор, «ВэдТрансСервис»

Прежде чем выбрать логистическую компанию, проанализируйте, из чего складывается стоимость ее услуг. Стартовая цена грузоперевозки может быть вполне привлекательной, но в порядке «компенсации» к ней прибавят оплату нескольких дней хранения, дополнительной услуги, не обозначенной ранее, еще одного досмотра на терминале и так далее. Такие компании не нацелены на большие объемы и ориентированы не на формирование положительной репутации, а на погоню за длинным рублем.

  • Стимулирование персонала: материальное и нематериальное

Можно обратиться в специализированную логистическую компанию с комплексом услуг, разработанным с учетом особенностей груза отдельного заказчика. У таких компаний стоимость транспортировки дороже, чем у универсального перевозчика, но заказчик будет спокоен, доверяя груз партнеру, имеющему опыт работы с грузами определенной категории. В случае же с универсальным перевозчиком, как правило, возникает множество сопутствующих и неучтенных расходов, о которых становится известно лишь по завершении перевозки.

Однако необходимо помнить: предложение качественной перевозки по очень низкой цене должно вызывать подозрение. В этом случае экспедитор может компенсировать затраты либо за счет увеличения объемов и привлечения низкоквалифицированного персонала (из‑за чего, естественно, снижается качество работ), либо путем осуществления незаконной деятельности.

Информация об авторах и компаниях

Татьяна Бибикова окончила НИУ ВШЭ по специальности «менеджмент». Восемь лет работала в сфере подбора персонала, прошла путь от стажера до директора департамента. Успешно занималась подбором топ-менеджеров и представителей редких специальностей. В 2014 году возглавила проект «ДТП — нет!».

Sela специализируется на производстве одежды. Компания основана в 1992 году. В России более 400 магазинов в 300 городах; представительства открыты в девяти странах. Штат — 1500 сотрудников. Официальный сайт — www.sela.ru

«ВэдТрансСервис» — транспортно-логистическая компания полного цикла. Предоставляет услуги по оформлению транспортной документации, страхованию грузов, таможенному оформлению. Официальный сайт —www.vedtransservis.com

Андрей Медведев окончил Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Работал в ТД «Автодизель» ведущим специалистом отдела продаж и заместителем начальника отдела маркетинга. Был одним из инициаторов создания инжиниринговой группы «Промышленные силовые машины».

ГК «Промышленные силовые машины» специализируется на инжиниринге и производстве специального оборудования на базе дизельных двигателей. Ведущий российский производитель дизельных электростанций и насосных установок. Основана в 2005 году. Штат — 300 сотрудников. Официальный сайт —www.powerunit.ru

Если оператор нефтяных скважин может еще и водить автомобиль, можно сократить фонд оплаты труда на 17% в год.

Если продать свои комбайны и снегоуборщики и брать в краткосрочную аренду, экономия доходит до 44%. Это примеры оптимизации расходов на транспорт, которые дали нам герои этой статьи.

Вместе с героями мы нашли 8 способов сократить расходы на транспорт. Эти методы будут полезны компаниям, которые владеют транспортом, но не специализируются на грузоперевозках. Транспортным компаниям пригодятся другие инструменты и механизмы.

Структура расходов на транспорт

Основные статьи расходов на транспорт - топливо, ремонт и техобслуживание, мойка, страховка, транспортный налог, штрафы. В случае с корпоративным транспортом прибавляется фонд оплаты труда для водителей и ремонтников и расходы на подрядчиков.

Следить за всеми расходами на транспорт можно с помощью автоматизированных систем, например «Единого мониторинга». Сервис позволяет наблюдать за маршрутами и контролировать расход ГСМ, пробег, нарушения ПДД. Это поможет собственнику увидеть возможности для оптимизации и снижения затрат.

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

ГСМ -

Горюче-смазочные материалы

Перевести транспорт на аутсорсинг

Перенести на подрядчика все проблемы со штрафами, ремонтом и налогами - первый совет, который приходит в голову. По словам Анатолия Малышева из «ТаксовичкоФ», их клиентам аутсорсинг помогает сэкономить 15% средств компании.

Иногда рациональнее отдать функции на подряд частично: например, арендовать стандартные легковые и грузовые автомобили, а комбайны или снегоуборщики приобрести, чтобы в горячий сезон не сражаться с другими предприятиями за возможность аренды.

Для аутсорсинга не обязательно нанимать новую компанию: возможно, помогут деловые партнеры. Об этом рассказал Роман Алехин. Раньше транспортная компания привозила товар на склад его компании «Орто-доктор», а дальше они доставляли товар до каждой точки продаж своими силами. На переговорах представители «Орто-доктор» договорились с транспортной компанией о бесплатной доставке до каждой точки. В результате затраты на перевозки снизились на 20%.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, сколько денег вы тратите на содержание транспорта и штата водителей. Разделите эту цифру на количество часов, в которые транспорт задействован в работе компании. Это стоимость одного часа использования собственного автопарка. Сравните с ценами транспортных компаний.

Средств компании может сэкономить аутсорсинг

В отчете можно увидеть, сколько часов за выбранный период автомобиль был в движении

Использовать газ вместо бензина

Газ в два раза дешевле бензина, и его невозможно слить. Поэтому если топливо расходуется слишком интенсивно, стоит задуматься о переоборудовании автомобилей на газ.

Надо учесть, что использование газа на спецтехнике - рискованное решение. Для легкового автомобиля существуют стандартные схемы установки и использования баллонов. Чтобы переоборудовать автокран, придется отдельно выяснять, как закрепить баллон, безопасно ли это и как скажется на работе.

Как проверить гипотезу. Сравните цены на переоборудование автомобилей на газ у нескольких подрядчиков. Убедитесь, что по маршрутам доступны АГЗС. Посчитайте, сколько вы тратите на бензин, сравните с ценой газа при той же интенсивности использования.

Нормы расхода топлива вы задаете сами

Сократить штат

Уменьшить штат сотрудников можно тремя способами: использовать аутстаффинг, переобучить водителей или передать обязанности сотрудникам, которые не связаны с транспортом. Варианты можно комбинировать.

Аутстаффинг - это работа с внештатным персоналом. Если вы арендуете автомобили вместе с водителями - это аутстаффинг. Если вы периодически берете водителя для спецтехники - это тоже способ аутстаффинга. Нанимать внештатных сотрудников полезно тем компаниям, которые используют транспорт редко или только в определенный сезон.

Переобучение персонала заключается в том, что сотрудники компании получают водительские права различных категорий. Например, в нефтегазовой компании сократили штат водителей, а оставшихся научили управлять несколькими видами транспорта. Теперь одни и те же сотрудники управляют легковыми, грузовыми автомобилями и спецтехникой.

Передать водительские обязанности другим сотрудникам - это решение, которым часто пользуются крупные торговые компании. От кандидатов на должности менеджеров по продажам или мерчендайзеров ожидают наличие водительских прав, а часто и собственного транспорта. Так компании экономят на оплате труда и содержании автомобилей.

О том, как внедряется этот метод в нефтегазовой компании, рассказал Кирилл Суетов. Чтобы осматривать и ремонтировать оборудование для скважин, сотрудники каждую неделю ездят по одним и тем же маршрутам. Раньше на осмотры ездили три оператора скважин и водитель. Теперь за рулем один из операторов. В автомобиле остаются два оператора скважин и оператор-водитель, который получает доплату за управление транспортным средством.

Как проверить гипотезу. Изучите штатное расписание водителей и посмотрите, какой водитель закреплен за каждой единицей транспорта. Затем вычислите, сколько часов в неделю, месяц или год это транспортное средство работает.

Штатное расписание: сравните с временем активного использования транспорта

Подобрать экономичный транспорт

В отношении легковых и грузовых автомобилей можно проверить, нет ли на рынке более экономичных вариантов транспорта. Например, в нефтегазовой компании поменяли внедорожники Suzuki, Toyota Highlander и Prado на компактные кроссоверы Renault Duster: они оказались экономичнее на 24%.

На 24%

Эту гипотезу в первую очередь стоит проверять для значительных объемов транспорта. Если у компании 2–3 автомобиля, расходы на продажу старых ТС, покупку новых, учет налогов, переустановку системы трекинга с большой вероятностью не окупятся.

Как проверить гипотезу. Посчитайте, во сколько обошлось содержание вашего автопарка в год за 2–4 последних года. Сравните с ценами на содержание других автомобилей с аналогичными характеристиками - эту информацию можно получить из открытых источников.

На 24%

Новые внедорожники оказались экономичнее

Контролировать работу СТО

Когда человек приезжает на СТО на собственном автомобиле, он дотошно расспрашивает о необходимости каждой процедуры и проверяет детали, чтобы не допустить лишних трат. Когда речь идет о корпоративном транспорте, сотрудник вряд ли станет защищать интересы компании перед автомехаником.

Как проверить гипотезу. Просите автомеханика сдавать замененные детали. Это дает гарантию, что ремонт провели, а не просто вписали в счет. Впоследствии детали можно сдать на металлолом.

Если вы заключили рамочный договор с СТО, пропишите гарантийные обязательства. Попросите бухгалтерию отслеживать гарантийные обязательства при последующих ремонтах.

Если в компании есть механик, он должен присутствовать на СТО во время ремонта. Если механика нет, можно привлечь независимого автоэксперта. Это дополнительные расходы, но эксперты говорят, что они чаще всего окупаются.

Попробуйте сами закупать запчасти и доставлять их на СТО. Если возможно, заключите договор на поставку с ценами ниже розничных.

Отказаться от каско

В нефтегазовой компании, где работает Кирилл Суетов, отказались от каско. Во-первых, автомобили в компании используют вдали от населенных пунктов, поэтому оперативно регистрировать страховые случаи сложно. Во-вторых, на местности нет встречного автомобильного потока и аварии маловероятны.

Как проверить гипотезу. Если вы уже оформили каско, посмотрите, как часто и для каких целей его использовали за последний год. Посчитайте рыночную стоимость аналогичных ремонтов. Сравните показатели. Возможно, получится безболезненно отказаться от страховки.

Если вы планируете оформить страховку, поговорите с 3–4 страховыми компаниями, поторгуйтесь и выберите лучшее предложение.

Купить заправочную станцию

«Это неожиданное решение, но оно позволило снизить цены на ГСМ и холостые пробеги даже в компании с 17 единицами транспорта», - рассказал Кирилл Суетов.

Модульную АЗС можно установить, если гараж расположен за городом. Цены на ГСМ снижаются примерно на 10% за счет оптовой закупки бензина. Кроме того, можно вернуть НДС на всю оптовую поставку.

На 10%

Дешевле покупать бензин оптом

Как проверить гипотезу. Сравните розничные и оптовые цены на бензин, найдите разницу в стоимости на 1–2 года. Посмотрите НДС на топливные расходы. Посчитайте, сколько стоит мобильная модульная АЗС, и определите срок окупаемости.

Оптимизация транспортных расходов предприятия на собственный и наемный автопарк имеет как общие методы, так и некоторые отличия. Одно из отличий – это возможность непосредственного влияния на стоимость доставки (тариф). Если компания использует собственный транспорт, то вопрос оптимизации транспортных расходов полностью в ее ведении и зависит от желания его оптимизировать. Если же компания использует наемный транспорт, то степень влияния на тариф гораздо ниже. В статье мы рассмотрим, как управлять данным процессом.

По нашему опыту 2 из 3 компаний, использующих наемный автопарк имеют завышенные тарифы. И это мало зависит от того, как формируется сам тариф: он может быть самым простым – 1 рабочий день машины составляет Х денег, или рассчитываться по невероятным формулам, которые имеют базовый вариант маршрута (он же минимальная стоимость в день) и массу надбавок по стоимости.

В каждой из этих компаний есть как минимум 15% (!) потенциал по оптимизации транспортных расходов на наемный транспорт, за счет смены модели тарификации.

Разберем пример:

При заключении договора стоимость привлечения авто в день зафиксировали: 35 $/маршрут для всех маршрутов до 120 км плюс по 0,1$ за каждый следующий км.

В таких условиях понятно, что за эталон брали средний.


35$-23.5$=11,5$

Итого мы за каждый такой маршрут переплачиваем
(35$+(180-120)*0,1) — 38$ = 3$

Другими словами, компания платит больше чем получает по-факту. Возникает вопрос: Почему некоторые компании идут на такие условия?

Чтобы проиллюстрировать это давайте представим: подписали договор на поставку топлива, в котором оплата пропорциональна количеству 200 литровых бочек – по 200$ за каждую:

Теперь все просто – 4 бочки х 200$ = 800$

Но согласна ли будет оплачивать эту поставку компания, если точно знает, что внутри

Логично, что нет.

В этом все и дело – компании идут на подобные договора из-за того, что у них нет надежного инструмента контроля.

Понимая это, они строят тарифы так, чтобы иметь простую и прозрачную систему контроля оказанных услуг (4 бочки х 200$ = 800$) и ничего, что переплатим.

Другие компании находят решение в применении автоматизированных инструментов контроля, позволяющих прозрачно и точно видеть все расходы.

Рассмотрим, как это работает с ABM Rinkai TMS:

  1. Для расчета затрат на маршрут закладываются те же показатели, которые реально имеет машина. В нашем примере это 20$/день + 0.1$/km
  2. Далее система строит оптимальный маршрут и автоматически подводит итоговую сумму транспортных затрат.
  3. При выполнении маршрута водитель использует мобильное приложение к ABM Rinkai TMS , получая и навигацию по маршруту и регистрируя фактический трек по данным GPS.
  4. Кроме того, этот процесс автоматически отслеживается, как сотрудником нанимающей компании, так и, при необходимости, сотрудником владельца авто.

В результате есть понятная тарификация и эффективный инструмент контроля, который предоставляет абсолютно одинаковую информацию по маршруту (план-факт, своевременность прибытия на точки доставки, продолжительность времени в пути и на точках и т.д.). Такой формат обмена информацией априори исключает 80% трений в отношениях заказчика и исполнителя. Более того сам исполнитель получает бесплатный инструмент контроля работы своих водителей на маршруте.

Выбор тарифной модели всегда остается за заказчиком. Мы только предлагаем инструмент, позволяющий преобразовать в деньги тот потенциал, который есть при фиксированных тарифах на наемный транспорт.