Чем занимается логист в транспортной компании и как получить такую работу. Базовые направления деятельности логистических служб

Вам необходимо организовать логистический отдел на предприятии. С чего начать? Служба логистики будет эффективна лишь в том случае, если с самого начала мыслить стратегически. В этой статье рассмотрим применение методологии Ицхака Адизеса.

Рассмотрим вариант, как может действовать менеджмент при создании логистического подразделения на предприятии. Думаю, что можно даже предложить некий алгоритм действий, возможно, кому-то все это поможет посмотреть на свою логистику с другой точки зрения. В основу данного подхода положена одна из методологий в теории управления. Эта методология предполагает дать менеджерам правильные ответы на следующие вопросы (с этого и начинается построение логистики).

1. Этап: для чего создаем службу логистики?

Важно понимать, что если собственники и менеджмент предприятий в этом ответе увидят управление материальными потоками, сокращение затрат, повышение качества сервиса и т. д., но не увидят как за счет логистической деятельности увеличится рентабельность (прибыльность), то ответ будет неполноценным, соответственно логистика будет заведомо такой же. Определяясь на первом этапе, с учетом основных условий и требований, фактически предприятие определяется с наиболее приемлемой логистической технологией. В подавляющем большинстве компаний, где существует логистическая служба, с трудом прослеживается какая-либо логистическая технология.

2. Этап: что для этого следует делать?

Здесь важно понимать, чтобы достичь вышеперечисленное необходимо как минимум определить основные задачи: «что», т.к. 1 этап фактически формулирует цели. Задачи будут определены настолько верно, насколько правильно определен 1 этап. Для правильного решения по второму этапу не мешало бы знать: как это делают другие (конкуренты, например), какова окружающая среда бизнеса, какова суть бизнеса, и каково место логистики в этом бизнесе, что хотят клиенты, каковы ваши возможности для удовлетворения потребностей клиентов? Последующие «что» во многом будут зависеть от основных «что», поэтому здесь важна не лишенная здравого смысла последовательность. Правильное определение 1 и 2 этапов фактически предопределят эффективность и продуктивность «как».

3. Этап: как все это делать?

На данном этапе фактически сложится перечень мероприятий, необходимых для построения эффективной логистики. В результате определения 3 этапа должны быть исключены возможные противоречия и угрозы, а самое главное, должен быть найден компромисс между заинтересованными лицами в предстоящем проекте построения (реинжиниринга) логистики на предприятии. В результате ошибок, допущенных на этом этапе, могут быть заложены основы неправильных коммуникаций и будущих конфликтов, которые могут завести благое дело в тупик.

4. Этап: когда нужно делать?

Ответы «когда» фактически сформируют план работы. Здесь важно не поставить телегу впереди лошади. Например, создается некая инфраструктура, а затем в нее загоняется логистическая система, меняются в ходе проекта подходы «типа» увеличить пропускную способность складского комплекса без дополнительных инвестиций и т.п., что может привести к длительному хаосу в логистической деятельности. Правильно выстроенная последовательность приоритетов – позволит с минимальными издержками исправить ошибки, допущенные на более ранних этапах. Эти ошибки неизбежны, т.к. часть плановых работ будет основываться на прогнозах, а 100% точности в прогнозировании достичь невозможно.

5. Этап: кто это будет делать?

Важность данного этапа очевидна. Здесь важно, чтобы менеджеры среднего звена были готовы выполнить эти задачи с точки зрения профессиональной компетенции. Менеджеры и ведущие специалисты наиболее точно могут идентифицировать проблемы и помочь в принятии правильных решений. Но они могут саботировать принятые решения. Таким образом, здесь необходимо консолидировать полномочия, власть и влияние. Не решив эту проблему даже самый «продвинутый» план мероприятий обречен на провал.

Выводы:

    Предложенный подход не игнорирует другие подходы, позволяет посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, помогает лучше оценить качество принятых решений и спрогнозировать возможность их реализации.

    Технология применима для принятия решений по любым вопросам и не только в коммерческой деятельности.

    Определяясь в принятии решения на каждом этапе, важна уверенность в том, что менеджмент способен качественно и самостоятельно принимать правильные решения. Если такой уверенности нет, желательно иметь независимого консультанта, который бы сотрудничал с предприятием на долгосрочной основе и всегда был под рукой в случае острой необходимости.

Логистика – это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю. Правильная организация этого процесса позволит минимизировать затраты.

Цели и задачи логистики

Главная стратегическая цель функционировании логистической службы на предприятии - повышение эффективности деятельности предприятия путем сокращения расходов, повышения конкурентоспособности, увеличения ликвидности и стоимости основных средств, обеспечения быстрой приспособляемости к изменяющемуся рынку, повышения добавочной ценности продукции, снижения бизнес-рисков в рамках корпоративной стратегии.

Достижение этой цели реализуется за счет решения следующих задач:

  • оптимизация процессов производства, складирования, транспортировки, снабжения;
  • грамотное осуществления руководства материальными запасами;
  • алгоритмизация движения товаров;
  • минимализация времени достижения товаром конечного потребителя;
  • рационализация различных потоков - денежного, информационного, материального и пр.;
  • снижение затрат на общую логистику;
  • повышение стандартов потребительского сервиса;
  • работа с упаковкой и тарой.

Составляющие логистической структуры

Логистика включает в себя такие элементы, как:

  • Минимизация издержек.
  • Увеличение прибыльности от каждой поставки.
  • Заключение договоров.
  • Управление запасами.
  • Создание эффективной схемы доставки товара.
  • Налаживание связи с таможенными органами.
  • Мониторинг текущего спроса на рынке.
  • Транспортировка продукции до конечного потребителя.
  • Контроль над запасами на складах.
  • Хранение и упаковка.

Для целей оптимизации используются различные модели. Они могут быть маркетинговыми, то есть направленными на извлечение прибыли, транспортными.

Организационная логистическая схема

Логистическая служба предполагает наличие ряда управленческих уровней. Она включает эти структурные звенья:

  • Исполнительный директор, входящий в состав совета компании.
  • Менеджеры различных отделов и их подчиненные.
  • Группы воплощения конкретных логистических проектов: организация центров распределения товаров, расширение соответствующих платформ, работа над дизайном систем логистики.
  • Руководители, отвечающие за оперативную работу, транспортировку сырья и комплектующих.

Организация групп воплощения проектов – это особенно сложная задача. Существуют методы их формирования:

  • Встраивание групп в состав логистической службы. К примеру, это может быть контроль над исполнением проекта, инжиниринг в различных хозяйствах.
  • Создание отдельных подразделений. В них будут задействованы свои сотрудники. Перед подразделениями ставятся конкретные задачи. К примеру, это может быть организация доставки ресурсов.
  • Группы создаются с участием сотрудников, которые уже работают в компании.

Выбор конкретного метода зависит от особенностей функционирования компании.

Базовые направления деятельности логистических служб

Логистическая служба обычно подразделяется на 5 групп. Каждая из них отвечает за следующие аспекты деятельности:

  • Транспортировку. Включает в себя внутренние и внешние перевозки, подбор вида ТС, заботу об обслуживании транспортных средств.
  • Структуру основных средств. Предполагает управление складами, оборудованием, распределение активов.
  • Запасы. Включает в себя снабжение сырьем, создание различных типов запасов, обработка возвращенных запасов.
  • Маневрирование ресурсами. Это сортировка, обработка и упаковка товара.
  • Коммуникация. Включает в себя обработку поступающих заказов, составление прогнозов относительно спроса, планирование производственных процессов, обновление базы данных.

Ранее часть рассмотренных функций выполнялась отделом снабжения материальными ресурсами.

Компания должна ориентироваться на практическую эффективность логистической структуры. Для этого нужно исполнять следующие условия:

  • Правильное формулирование функций подразделения и конкретных сотрудников. Функции должны быть оговорены предельно точно. Необходимо сформулировать наименование должности, подотчетность, ответственность, обязанности и права.
  • Определение точного количества сотрудников, которое необходимо для решения задачи. Руководитель фирмы должен определять стратегию логистики, составлять прогнозы.
  • Прием на работу профессионального менеджера. Специалист должен разбираться именно в логистике. Он должен соответствовать должности, иметь все соответствующие знания и навыки.

Это три «кита», на которых держится эффективная логистика: точно определенные задачи, профессионализм и наличие прогнозов.

Два логистических рынка

Организация логистики на любом предприятии должна принимать во внимание оптимизацию логистических процессов на 2 полярных рынках - предпринимательском и потребительском.

Рынок поставщиков включает в себя:

  • сырье;
  • оборудование;
  • комплектующие, запчасти;
  • расходные материалы;
  • товары, которые предназначены к перепродаже;

К рынку потребителей относятся:

  • конечные пункты потребления;
  • сеть розничной торговли;
  • оптовики;
  • дистрибьюторы;
  • дилеры;
  • торговые дома.

По каждому пункту рынка поставщиков и клиентского рынка следует продумать и организовать соответствующую логистическую структуру.

Три уровня логистической структуры

Как правило, логистическая служба включает в себя три уровня:

  1. Общее управление и планирование. Ответственность за это возлагается на вице-президента компании. Его должностные обязанности: контроль над состоянием системы, изменение планов в зависимости от текущей ситуации, оценка деятельности подразделений, координация политики с прочими филиалами, определение затрат. Специалист должен собрать всю необходимую информацию о подразделении. Сведения понадобятся для дальнейших исследований и анализов. Конечная цель – составление прогнозов и принятие обоснованных решений.
  2. Программное управление. Менеджер должен осуществлять контроль над конкретными подсистемами. Этот специалист несет ответственность за складское хозяйство, действия с материалами, обработку заказов, за устранение ошибок. Менеджер на основании полученной информации подводит итоги и составляет отчет. Последний отправляется руководству. Если менеджер не справляется со своими обязанностями, он может привлекать к работе своих подчиненных.
  3. Оперативное управление. На этом уровне осуществляется работа с поставщиками, фиксируются ошибки, производится управление временем и затратами. Главными функциями являются оперативные действия, заключение контрактов. На этом уровне эффективность измеряется в объемах отгруженных партий продукции. Также учитываются траты на отгрузку, убытки от порчи товара.

Инструментом проверки эффективности логистики считается аудит. Он относится ко второму уровню структуры.

Информационный уровень

Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:

  • Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
  • Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
  • Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
  • Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.

Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.

Основные логистические проблемы

Рассмотрим основные логистические проблемы и причины их возникновения:

  • Служба логистики и прочие подразделения компании не связаны между собой. Проблема часто возникает тогда, когда функциями логистики ранее были наделены прочие подразделения, однако позже был сформирован обособленный отдел.
  • Отсутствует эффективная логистическая структура. Проблема возникает вследствие расхождения направлений производственной деятельности.
  • Нет оптимальной организационной структуры. Мотивацией сотрудников является их неуверенность в своем положении.

Введение нового логистического подразделения – это очень сложная задача. Доверить ее можно только профессиональному менеджеру. Он должен уметь выявлять проблемы, осуществлять поиск их причин. Для предупреждения сложностей нужно наметить точный план организации логистики. На каждом из его этапов требуется осуществлять сбор сведений. Оперативный сбор информации позволит обнаружить «слабые» места, быстро решить наметившиеся проблемы. На основе сведений могут приниматься различные решения.

Мимо меня проходит много людей начинающих себя в логистике. Большинство из них даже и не подозревают, приходя на работу, чем они на самом деле будут заниматься и как их взгляды со временем изменятся коренным образом. Действительно, стартап в логистике очень тяжёлая штука. Сложность заключается не только в собственном языке общения, специализированных программах и уникальной логике. Самое сложное для новичка в логистике - выдержать тот ритм и график работы, к которому привыкли уже закоренелые трудяги этого фронта. Кроме бешеного ритма, на новичка ещё и падают нештатные ситуации, которыми просто наводнена вся цепочка поставок. Это многих пугает, многие опускают руки и уходят в места поспокойнее.

Он как и все, с чего-то начинал.
Краснел, пыхтел и много не того читал.
Потеря времени, издержки и простой,
Клиенты и коллеги плакались порой.
Прошли года и всё пошло на лад,
В логистике никто ещё не шёл назад.

Те же кто остаётся, читают мой пост до конца. А я поспешу всё таки поздороваться и пожелать вам хорошего настроения.

Так собственно вопрос в следующем: где начинать работать в логистике без опыта?

Общался со многими специалистами в области логистического консалтинга и с операционными специалистами и уяснил для себя, что лучшие практики получаются с низов. Т.е. я имею в виду тех людей, которые прошли весь путь, начиная с операционного отдела и заканчивая менеджерами высшего звена. А лучшие из лучших получаются из людей с высшим техническим образованием. Говоря высшее образование я не имею в виду конторы а ля «гиппер современный институт нано менеджеров рязанского вязального техникума». Так вот, логисты, которые по крупинкам собирали свой опыт «на передовой» могут быть очень полезны своей компании.

Опять же, есть лжелогисты , которых, кстати говоря, ещё больше. Обычно это «костюмированные» дяденьки от 30 до 50 лет, которые поимели нужную сумму на высшее образование в какой-нибудь МБО, знают иностранный язык и рвутся в бой директорами по логистике. За спиной у них работа в какой-то конторе по сертификации или ещё лучше, поработал в западной компании футерменеджером. В любом случае, рано или поздно этот человек «распознаётся в деле» в одной компании, и он уходит с чистой совестью в другую. В этой «другой» компании он, размахивая руками на собеседовании, рассказывает о том что он сделал на предыдущей работе и как ему мешали что-либо сделать ещё более качественно.

Самым надёжным способом во время поиска сотрудников не налететь на такого псевдологиста - позвонить на предыдущие места его работы и поговорить с несколькими сотрудниками. Я повторюсь - с несколькими! Если в виде характеристики вы услышите, что-то вроде: «ну он нормальный специалист, …да, работал нормально, в логистике вроде разбирается..» и т.п., можете слать его на цукер и не тратить на него время.

Ещё я заметил, что такие начальники очень сильно гнобят своих подчинённых, которые действительно являются хорошими специалистами своего дела. И скорее всего этот «субъективный чел» сможет выжить из компании все «светлые головы» и понабрать вместо них, подобных самому. Ну и следствием таких «руководяк» обычно становится падение эффективности компании или полное её банкротство.

Ещё бОльшие риски несут компании в которых только образуются новые отделы. Тут уж точно нужно обратить пристальное внимание в подходе к выбору руководителя со стороны. Ибо может получиться, что отдел придётся закрыть, так и не дав ему потратить оставшиеся последние ваши деньги.

А теперь перечислю, кем начинали работать знакомые мне директора и владельцы в логистике:

— Оператор ПК на складе ответственного хранения. Поработав 1 год оператором, он стал администратором WMS, параллельно заинтересовался SQL и Java. Через 2 года стал начальником отдела внедрения и сопровождения WMS. А через 3 года стал генеральным директором своей компании по «изготовлению и продаже» собственной WMS системы.

— Кладовщик на складе промтоваров. Проработав 4 года на одном месте стал начальником склада (там эта должность подходит скорее для старшего кладовщика, но в трудовой уже была запись «начальник склада»). Ещё через 2 года он устроился действительно начальником склада на склад дистрибьютора морепродуктов. Через 3 года он организовал собственную компанию, арендовал склад 500 кв. метров и занялся ответственным хранением. Сейчас у него 120 тысяч арендуемых квадратов по стране.

-Водитель охранник в крупном логистическом холдинге (этот холдинг развалился в начале 2-х тысячных годов). Уникальный человек, который на волне краха компании сумел подхватить ещё «тёпленьких» клиентов и организовать им операционные услуги. Сейчас у него таможни, транспортные компании и склады ответственного хранения. И он постоянно увлечён становлением новых направлений в бизнесе. Вот тут уж точно «без опыта»))) Молодец!

Наверняка и вы знаете много подобных ситуаций и можете бесконечно их продолжать.

Вот вам и золотое правило логистики - не нужно тормозить в нужное время и в нужном месте.

До встречи!

Ничего не бойтесь, пробуйте, стремитесь и у вас в логистике всё получится.

  • Каковы функциональные области логистических систем.
  • Какие задачи выполняет логистическая система.
  • По каким принципам строится логистики на предприятии.
  • Что обуславливает успешную систему логистики в фирме.
  • Какая структура у логистической системы.
  • Как информация влияет на работу логистики предприятия.
  • Какие службы входят в состав логистической системы.

Система логистики на предприятии – неотъемлемый элемент компании, заинтересованной в уменьшении издержек на производство, транспортировку и реализацию товаров. А задача руководителя – правильно организовать этот процесс. Эта статья подробно расскажет о том, как устроена логистика, как ее внедрить в деятельность вашей компании.

Полезные для вас статьи ☆

Обзор полезных инструментов транспортировки и складирования.

Совет для генерального директора.

О том, как правильно организовать транспортировку, управление запасами и работу склада.

Опыт группы компаний Asia Import Group.

Функции системы логистики на предприятии

Понятие логистики объединяет в себе управление транспортом, информацией и закупками , распределение материальных ресурсов и другие задачи предприятия. Чтобы эти задачи было легче воспринимать, логистика разделяется на 5 функциональных областей:

  • Производственная . В рамках функциональной области рассматриваются вопросы о предоставлении услуг либо изготовлении товаров для дальнейшего потребления. В процессе создания товаров и услуг изготовители опираются на решения, принимаемые отделом управления предприятием.
  • Закупочная . Данная область занимается решением вопросов, связанных с поставками сырья для поддержания производственного процесса. Сюда же входит взаимодействие с поставщиками и со службой снабжения предприятия, а еще заключение договоров поставок и контроль их соблюдения.
  • Транспортная . Главная задача этой области – обеспечение доставки готовых товаров и услуг до их конечных потребителей .
  • Распределительная . Рассматриваемая область отвечает за оперирование готовыми товарами. Оно может осуществляться как самим производителем, так и фирмами, которые выполняют функцию посредника. В результате выполняется главная задача – доведение продукции до конечных потребителей.
  • Информационная . Использование современных технологий, компьютерного оборудования и систем положительным образом влияет на скорость и качество движения материальных потоков. Особенность этой области заключается в том, что она тесно взаимодействует с остальными сферами.

Система логистики на предприятии может называться эффективной, если в ее составе есть все 5 перечисленных функциональных областей. Между ними должно быть налажено тесное взаимодействие.

Применение логистики на предприятии, ее задачи

На отдел логистики предприятия возлагаются ответственные задачи. От их выполнения во многом зависит конкурентоспособность компании, прибыль и устойчивость бизнеса.

Если товары будут доставляться до потребителей слишком долго, испортится их срок годности, из-за чего предприятие потерпит убыток . И это только один из примеров того, что может быть, когда не выполняются главные задачи логистики.

Базовые задачи

Специалисты в логистической сфере считают, что у логистики есть всего 3 базовые задачи:

  • снабжение;
  • производство;
  • сбыт.

Из них выходят такие задачи, как управление закупками, перевозки, ценообразование и многие другие. Базовый функционал логистики встречается на каждом предприятии независимо от направления работы, масштабов и иных свойств.

Ключевые задачи

Под ключевыми задачами логистики понимаются действия, вытекающие из базовых задач, от которых напрямую зависит работа предприятия:

  • управление резервами и закупками;
  • управление заказами и производством;
  • распределение готовой продукции;
  • улучшение стандартов обслуживания;
  • перевозка сырья, материалов и товаров;
  • формирование стоимости продукции.

Поддержание высокого уровня обслуживания клиентов , как и улучшение свойств реализуемой продукции – это одни из главных задач логистического отдела на любом предприятии. Сюда же относится и послепродажный сервис, который увеличивает лояльность потребителей к производителю. Важность перечисленных задач только подкрепляется тем фактом, что сегодня широко используются стандарты сертификации продукции ISO 9000.

Управление материальными закупками – не менее важная сфера логистического комплекса в компании. В эту область входит грамотный подбор поставщиков и налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества. Если поставки будут происходить нестабильно и с отставанием от запланированного графика, это плохо повлияет на размер издержек. То же самое будет происходить при сотрудничестве с недобросовестными поставщиками .

Поддерживающие задачи

  • Обработка грузов . Этот процесс тесно связан с процедурой складирования. Сюда входит перемещение грузов, их погрузка и разгрузка, сортировка, консолидация, а также ряд иных логистических процедур.
  • Складирование товаров . Под складированием понимается пространственное расположение резервов предприятия на складских помещениях. Это важно для фабрик с большим ассортиментом продукции.
  • Изготовление упаковки . Защитная упаковка продлевает срок службы изготовленных товаров, а также снижает риск повреждения продукции на пути к конечному потребителю. Это повышает лояльность.
  • Возврат продукции . Возможность обменять неподходящий товар на тот, что нужен, положительным образом сказывается на отношении потребителей к компании. Поэтому это значимая опция логистики.

В список поддерживающих логистических действий входит сбор возвратных отходов, информационная поддержка и сервисное обслуживание . Компании, которые интегрируют перечисленные операции в работу предприятия, занимают более высокие позиции по сравнению с конкурентами.

Принципы организации логистики

Организация логистики на предприятии должна осуществляться таким образом, чтобы выполнялись главные принципы построения логистической системы. Существует 4 принципа, которые должны выполняться:

  • Целостность и делимость . С одной стороны комплекс логистики представляет собой объединенные в единую систему элементы, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, сохраняется возможность разбить комплекс на отдельные элементы на макро или микроуровне. Например, на такие составляющие, как сбыт, закупка, производственное управление, транспортировка.
  • Связанность . Отдельные компоненты логистического комплекса располагают тесной взаимосвязью друг с другом. Во внешней логистической сфере эти связи формируются договорами между компанией и поставщиками материалов или сырья. Во внутренней логистической сфере взаимосвязи представлены внутрипроизводственными отношениями, которые сформированы между подразделениями и цехами.
  • Организованность . Перечисленные во втором пункте связи между элементами логистического комплекса должны не просто существовать, а еще и быть организованными, упорядоченными должным образом.
  • Интегративность . Логистический комплекс характеризуется свойством интегративности в то время, как ни один из отдельных элементов, входящих в комплекс логистики, не обладает таким свойством.

Только одновременное соблюдение перечисленных принципов дает приобретать материалы и сырье, пропускать их через производственный комплекс, получать на выходе готовую продукцию и реализовывать ее конечному потребителю. Применение логистики на предприятии – ключ к достижению целей.

3 условия достижения успеха компанией

Существует 3 условия, которые должны выполняться в логистической системе предприятия. Только в этом случае можно уверенно говорить о том, что в компании работает действительно продуктивная логистика:

  • Условие первое . Для каждого сотрудника логистического отдела на предприятии должен быть создан подробный список должностных обязанностей, инструкций и выполняемых функций. Расписываются не только права и обязанности каждого работника, но и устанавливаются четкие границы ответственности.
  • Условие второе . Руководство компании должно обладать сведениями о том, какое количество людей и с какой квалификацией потребуется для формирования логистического отдела на предприятии. Также должен быть план по персоналу на ближайшее будущее, чтобы работа логистики не останавливалась.
  • Условие третье . Не должность должна подбираться для сотрудника, а сотрудник под должность. Только направленный выбор квалифицированных кадров приведет к ситуации, когда работники справляются с вверенными обязанностями на должном уровне.

3 уровня структуры системы логистики на предприятии

Среди современных российских и зарубежных предприятий популярностью пользуется система логистики, построенная из 3 уровней. Эти уровни находятся в тесном взаимодействии друг с другом, чем и обуславливается результативность работы логистического отдела.

Уровень №1 – главное управление

Это фундаментальный уровень, на котором осуществляется общее управление логистическим комплексом. Этим процессом управляет лично руководитель компании. На уровне выполняются такие задачи:

  • Формирование и редактирование логистических планов.
  • Регулярное проведение оценки функционирования логистики.
  • Координация работы отдела логистики с прочими отделами.
  • Формирование стандартов, затрат, цен и других условий.

Первый уровень работает просто – на вход поступают сведения о работе логистического отдела и иных отделов компании, информация о проблемах и вопросах, требующих безотлагательного решения. На выходе получаются сами решения проблем, сведения о корректировки логистической политики и работы подсистем.

Уровень №2 – программное управление

На рассматриваемом уровне работают менеджеры логистического отдела, к каждому из которых приписаны конкретные подсистемы. Их задача – управление материалами, заказами и хозяйственным имуществом фирмы. Регулярно по работе подсистем подводятся итоги, сведения о которых отсылаются вышестоящему начальству. В управлении подсистемами менеджеры опираются на решения, принятые на первом уровне системы логистики.

Уровень №3 – оперативное управление

На этом уровне решаются конкретные проблемы, связанные с работой предприятия: взаимодействие с поставщиками, информирование второго уровня об обнаруженных проблемах, транспортировка продукции и другие конкретные действия. Для решения проблем на этом уровне используются заранее разработанные и утвержденные алгоритмы, поэтому оперативное управление заключается в контроле над работой .

Роль информации в системе логистики предприятия

Информационные системы занимают особую позицию в трехуровневой структуре логистического комплекса предприятия. Они имеют свою иерархию, согласно которой разбиты на 4 уровня, каждый из которых отвечает за конкретные функции:

  • Оперативный . На этом информационном уровне логистического комплекса реализуются оперативные действия как ответная реакция на появление справочной, аналитической либо другой информации.
  • Контролирующий . Здесь информация применяется в рамках как краткосрочного, так и долгосрочного планирования работы логистической службы фирмы. Тут же ведется контроль за исполнением решений.
  • Средний . На этом уровне наблюдается не такой широкий информационный поток, как на описанных выше двух. Но здесь информация уже обработана, используется для принятия управленческих решений.
  • Высший . Сведения, которые находятся на высшем информационном уровне, идут в ход при создании и корректировки стратегии развития компании. Здесь же принимаются глобальные решения для бизнеса.

На каждом из уровней управления работой логистики предприятия именно информация выступает в качестве основы. Поэтому информационные системы играют важную роль в логистике компании.

Какие службы входят в состав логистики предприятия

Логистика на современном предприятии представлена большим количеством служб, каждая из которых несет ответственность за исполнение тех или иных производственных процессов. Чтобы организовать эффективную логистическую систему в компании, следует позаботиться о создании перечисленных ниже служб:

  • Логистическая . Главная служба, на которой лежит разработка и осуществление процесса приемки, а также организация транспортных перевозок, постановка задач для других служб, снабжение.
  • Хранения . Служба хранения занимается размещением, оприходованием и учетом материалов, сырья и готовой продукции на складских помещениях предприятия. Она же осуществляет и отбор товаров.
  • Контроля . Сотрудники службы контроля проверяют, правильное ли количество товара было отобрано работниками службы хранения. Они же дают разрешение на комплектацию и упаковку продукции.
  • Упаковки . Задачи – разработка требований к упаковке, подбор тары, обеспечение полной сохранности и безопасности продукции на всем протяжении транспортировки и доставки конечному потребителю.
  • Экспедиторская . Эта служба играет роль посредника между складом и конкретными перевозчиками товаров. Сотрудники службы формируют графики движения грузов, проверяют упаковку и маркировку.
  • Грузовая . Эта служба ответственна за разработку технологии погрузки и разгрузки, проведение инструктажа для перевозчиков, формирование состава бригад по разгрузке и погрузке товаров.
  • Диспетчерская . Подразделение занимается планированием и диспетчеризацией работ, связанных с отправкой грузов, их движением от поставщиков на предприятие, а также с предприятия к потребителям.
  • Технологическая . Главная задача этого отдела – формирование, тестирование и внедрение технологии работы с документацией и продукцией. Также эта служба выявляет нарушения в ходе работы с товарами.
  • Претензионная . Занимается решением проблем с браком, недостачей, разбирает претензии по качеству и количеству продукции. Наличие этой службы косвенно повышает лояльность клиентов к компании.

Для обеспечения согласованного взаимодействия всех служб требуется грамотное руководство и правильный подбор исполнителей на ключевые должности.

Вывод

Организация логистической системы на предприятии – ответственный шаг, который приближает компанию к достижению поставленных корпоративных целей. Если у руководства отсутствует опыт в сфере логистики, настоятельно рекомендуется обратиться за консультациями к специалистам в этой области.

Транспортный бизнес – весьма выгодное вложение для вашего капитала. Сегодня грузоперевозки востребованы как никогда: спрос потребителей на самые разнообразные товары неустанно растёт, вследствие чего растёт и предложение. Крупные производители организуют, в основном, оптовые поставки. А вот мелкооптовая, розничная торговля и многочисленные онлайн-маркеты – постоянные клиенты транспортных компаний. Но, разумеется, чтобы организовать конкурентоспособный бизнес, следует хорошенько изучить сферу, в которой вы планируете работать.

На начальных этапах всю основную организаторскую деятельность вам придётся возложить на свои плечи. Разумеется, если у вас изначально нет «под рукой» толкового помощника с хорошей репутацией и опытом работы на руководящих должностях в экспедиторских и логистических фирмах. Такой партнёр вам необходим, как воздух. Если вам не удастся найти опытного в этой сфере консультанта, лучше отложите свою затею на время – велика вероятность всё «завалить» в самом начале. Но, если вы твердо решили создать логистический бизнес, то рассмотрим, как открыть свою транспортную компанию пошагово.

Особенности транспортного бизнеса

Суть логистики – в разработке оптимальных маршрутов перевозок, включая время на отдых водителя, заправку и любые «тормозящие» процесс обстоятельства, которые могут возникнуть в пути. Экспедиторский отдел постоянно курирует процесс, контролируя местонахождение каждой машины, собирая информацию и следя за тем, чтобы клиенты были полностью довольны оказываемой им услугой. Несомненными плюсами в транспортном бизнесе являются:

  • отсутствие необходимости получения лицензии;
  • «старт» и начальные этапы развития бизнеса не потребуют слишком больших финансовых вложений;
  • «плавучесть» и «крепость»;
  • согласно статистическим данным, среди транспортных компаний процент банкротства один из самых меньших, поскольку после первой и второй волн кризиса представители этого сегмента рынка восстановились весьма быстро.

Открытие транспортной компании с нуля — что говорят владельцы подобного бизнеса? В видео ниже представлен ответ.

Регистрация фирмы

Большинство транспортных фирм зарегистрированы как ЗАО (закрытые акционерные общества), ООО, ОАО, а также ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица). Каждая из этих организационно-правовых форм наделена своими недостатками и преимуществами. При ПБОЮЛ имеет место налог на добавочную стоимость.

Акционерные общества – отличная форма при создании бизнеса с перспективой серьёзного расширения, но для того чтобы открыть ОАО (а тем более, ЗАО), следует пройти множество очень сложных процедур, сопряжённых утомительной бумажной волокитой и получением тонн справок. Поэтому, оптимальной формой на сегодняшний день считается ООО, которому отдают предпочтение многие предприниматели, владеющие самыми различными фирмами.

Кстати, вы можете приобрести и готовую компанию, но в этом случае следует хорошенько ознакомиться с объектом покупки, выявить «подводные камни», возможные скрытые причины, по которым продаётся данный бизнес.

Регистрацию можно пройти значительно проще, если обратиться за помощью к надёжной фирме, оказывающей услуги юридического сопровождения. Так вы избежите нежелательных ошибок, суеты, конфликтных ситуаций, выстаивания очередей. Перед выбором такой фирмы-помощника удостоверьтесь в её порядочности, опытности и компетентности. Кроме всего прочего, от вас потребуется внесение стартового капитала и открытие счёта предприятия в банке.

Выбор помещений

Офисное помещение будет не только юридическим адресом предприятия (в связи с чем между собственником площади и новообразованной фирмой потребуется заключить договор аренды), но также будет и «лицом» вашей компании, о чём не следует забывать. Не обязательно, даже не желательно, чтобы офис «утопал в роскоши», но выглядеть он должен прилично: простенький евроремонт и новая оргтехника, а также внушительная плазма или проектор в комнате для презентаций – это необходимый минимум.

Складские помещения должны быть просторными и соответствующими всем нормам безопасности: пожарной, санитарной, охраны труда и т.д. То есть, полы должны быть не скользкими, идеально ровными (без трещин и ям), рампы удобными и соответствующими высоте транспорта. Неплохо бы оборудовать склады электроподъёмными рампами.

Вы должны учитывать, что работа склада – это 70% успеха транспортной компании. Это означает, что условия для рабочих должны быть максимально комфортными – столовая с микроволновкой и чайником, наличие холодной воды, душ с холодной и горячей водой – многие предприниматели об этом «забывают», не желая учитывать, что времена феодалов давно закончились и зарабатывание капиталов на здоровье и унижении простых работяг рано или поздно приводят к коллапсу.

Оборудование

Лучше всего покупать новое. Так, вы будете уверены, что в случае каких-либо неполадок в период гарантии вам всё исправят или же пришлют новое. Как сказал в своё время Уинстон Черчилль: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». С этим не поспоришь – экономить, конечно, нужно, но приоритет, всё-таки, следует ставить на качестве. В среднем, новая рокла (гидравлическая тележка) обойдётся вам в 7500 – 9000 рублей. Таких приспособлений у вас должно быть в идеале по 1 шт на каждого складского рабочего.

Кроме того, вне зависимости от размера склада, вам понадобится наличие вилочного погрузчика, приспособленного для работы с поддонами (паллетами). Новый стоит около 500 000 рублей. Здесь смотрите сами – если дорого, можно приобрести и б/у в отличном состоянии. Но тогда при покупке возьмите с собой специалиста, который как следует проинспектирует машину.

Погрузчик не обязательно покупать сразу, но крайне желательно. Дело в том, что кому-нибудь из ваших потенциальных клиентов может потребоваться перевозка чего-либо слишком тяжёлого. Выгрузить такое вручную – невозможно, с помощью роклы – крайне сложно и грозит ей поломкой, а также повреждением самого груза. Поэтому, машина-погрузчик в значительной степени упростит и ускорит работу.

Следите за тем, чтобы на складе всегда было достаточное количество расходного материала – стретч-ленты и скотча, экономить на них – нецелесообразно, но ведите строгий учёт, во избежание хищений. Что касается автомобилей, обычно транспортные компании заключают договоры с владельцами грузовых авто, часто являющимися по совместительству и водителями. Таким образом, перевозка щедро оплачивается, но ответственность за возможные повреждения транспорта и груза в дороге возлагаются на владельца транспорта.

Персонал и продвижение

Первое время можно ограничиться минимальным персоналом, совмещая сразу по несколько функций для каждого из работников. В целях экономии и получения бесценного опыта и сам владелец фирмы может в начале возложить на себя несколько важных функций. Но учтите, если ваши работники будут перегружены разнопрофильной работой это значительно снизит эффективность их труда.

Желательно отдавать предпочтение специалистам с опытом работы, пусть даже в смежных сферах и не на руководящих должностях. Ведение бухгалтерии – слишком ответственный момент, поэтому нельзя поручать это дилетанту. Неплохо воспользоваться услугами аудиторской компании, но значительно лучше – самостоятельно найти толкового специалиста.

В зависимости от ваших творческих способностей, связей и финансовых возможностей, вы можете полностью возложить функцию продвижения вашего бизнеса на авторитетное рекламное агентство, либо попытаться заняться этим лично, ограничившись заказом профессиональным рекламщикам разработки «лица» и стиля вашего бренда.


Агентство, с учётом ваших пожеланий, придумает логотип для предприятия, фирменную цветовую гамму, слоган, возможно, рекламный аудиоролик для радио или постер на бигборд; брендбук, фирменные канцтовары. С тем, где, в каком количестве и каким образом размещать рекламную продукцию, вы определитесь сами. Разумеется, полностью положиться на агентство – удобно, но не всегда по карману.

Возможные проблемы

Начинающие транспортные компании часто сталкиваются с такими препятствиями:

Хищения . Вы должны быть уверены в своём «костяке» — сотрудниках, с которыми начинаете бизнес. К тому же, следует предусмотреть систему контроля – камеры видеонаблюдения, охрана, личные проверки бухгалтерии, регулярное ведение отчётной документации.

Сервис . Клиенты могут быть недовольны качеством услуг. Особенно на этапе развития, нередко что-то может пойти не так. Задержки груза, нанесение ущерба клиенту. Этот процесс необходимо контролировать, нельзя допускать хамства со стороны персонала, каждый клиент должен быть доволен – от этого напрямую зависит репутация предприятия.

Контроль перевозчика. Желательно, чтобы машины были оборудованы системами GPS.

Качество перевозок. Груз должен быть компактно и надёжно уложен. Для этого у рабочих склада всегда должно быть достаточное количество расходных материалов и надлежащее оборудование. Следует установить уровень допустимого «боя» груза и разницу изымать из заработных плат сотрудников, чтобы стимулировать их к качественному труду.

Также установите средний месячный процент боя – в случае хороших показателей, сотрудники должны быть премированы. При этом, следует учитывать: если вы вводите систему штрафов, она не должна быть чрезмерно жёсткой, к тому же и зарплаты должны быть достаточно высокими – в противном случае даже вполовину эффективной и качественной работы вы не добьётесь никогда