Метод шести шляп мышления в психологии (Эдвард Де Боно). Правила использования метода "шесть шляп" на уроках

Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  • Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  • Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  • Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д.

Это даст возможность участвующим раскрыть весь свой потенциал.

Применение этого метода гарантирует наилучшие решения ваших задач – оптимально, креативно, гениально)

Заключается в том, что:

обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод Эдварда де Боно

«Шесть шляп мышления».

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1) стадия-восприятие;

2) стадия- «обработка информации».

Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно расширять точки зрения.

Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования « шляп».

  1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
  1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

На курсах повышения квалификации впервые услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его использование на практике. Убеждена в действенности этого метода: повышается активность обучаемых на уроке, познавательная деятельность, интерес к учебе, стремление к самостоятельности.

При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа . Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа . Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа . Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Метод шести шляп мышления был разработан английским психологом и экспертом в области креативного мышления Эдвардом Де Боно. Эдвард Де Боно является автором одноименной книги, которая называется «Шесть шляп мышления». Британский психолог известен в мире как консультант в сфере творческого мышления.

Что такое метод шести шляп?

Метод шести шляп – это способ структурировать мышление, который подходит как для упорядочивания мыслей в своей голове, так и для организации коллективного обсуждения. Может использоваться как дополнение к .

Метод шести шляп мышления помогает структурировать мыслительный процесс, что помогает эффективно выявлять самые интересные идеи не смотря на весь хаос, который происходит в голове каждого человека. Обычно, про метод шести шляп мышления знают только психологи, но согласно википедии, метод шести шляп помогал решать реальные творческие задачи, требующие интеллектуального подхода. Метод шести шляп позволяет оценить креативные и нестандартные идеи с различных точек зрения.

Суть метода шести шляп мышления

Коротко суть метода шести шляп заключается в том, что идея или инновационная задача рассматривается в шести разных плоскостях по отдельности. Рассмотрение проблемы последовательно с шести разных точек зрения позволяет избежать путаницы и помогает более детально обдумать пути решения. Каждый режим или плоскость рассмотрения задачи условно обозначают шляпой соответствующего цвета.

  1. Белая шляпа мышления условно обозначается как режим «Ученого». Тут рассматривается вся доступная информация по проекту. Какая у нас есть информация и знания о задаче? Статистика, факты, исследования, достоверные данные? Какой информации не хватает для полноты картины? Наподобие того, как это принято в научных статьях, при рассмотрения проблемы в режиме белой шляпы нужно сохранять беспристрастность и достоверность при рассмотрении обсуждаемого вопроса. Тут важно отключить эмоции и опираться только на подтвержденные цифры и факты. Желательно, с обобщением большого количества источников и умного анализа статистики. Фокусируемся на фактической информации и полностью абстрагируемся от эмоционального аспекта.
  2. Красная шляпа мышления – напротив рассматривает вопрос с точки зрения эмоционального подхода, . В «эмоциональном» режиме предлагается обозначать все свои мысли и ощущения, что ты чувствуешь на подсознательном уровне. В том числе приветствуется, когда на мозговом штурме участники обсуждения будут говорить, что они чувствуют. Почему им нравится или не нравится новый проект и так далее. Что мы переживаем по этому поводу? Какие у нас есть догадки и что подсказывает интуиция? Какие у нас есть ощущения и смутные предположения? Акцент делается именно на интуицию и чувства без необходимости их рационально обосновывать.
  3. Желтая шляпа мышления делает акцент на положительных сторонах. Когда включается этот «позитивный режим», мы должны думать исключительно о плюсах нового проекта. Яркие перспективы и возможности, которые может принести новая идея. Рассмотрение любого вопроса или проблемы с положительной точки зрения помогают выработать , который является важным фактором успеха. Даже если ты не видишь радужных перспектив в том вопросе, о котором идет речь, ты все равно должен хотя бы на то время пока находишься в желтой шляпе мышления. Какие у этого проекта имеются положительные стороны? Какие преимущества, достоинства и сильные моменты? Акцент на радужных перспективах. Почему это все-таки стоит сделать? Фокусируемся на всех плюсах.
  4. Черная шляпа мышления – как можно догадаться является полной противоположенностью желтой шляпе мышления. Здесь при рассмотрении любого вопроса акцент нужно делать на негативных сторонах. Что может пойти не так? Почему это не стоит делать? Все опасения и самые пессимистичные сценарии. Возможные подводные камни и возможные неблагоприятные варианты развития события. Черная шляпы мышления пробуждает нашего и призывает к критическому мышлению. Оценка возможных рисков, принятие мер предосторожности – все это крайне полезно на этапе запуска любого стартапа или проекта.
  5. Зеленая шляпа мышления отвечает за креативность. Здесь приветствуется высказывание самых смелых, творческих и необычных идей. Новые идеи, видоизмененные старые идеи, изучение опыта конкурентов. В данном случае приветствуются самые нестандартные подходы. Ищите альтернативы, связанные идеи. Как эту задумку еще никто не делал? Поиск в том числе и безумных идей. Как можно сломать стереотипы в данном проекте? В данном случае акценты нужно фокусировать на самых нестандартных решениях в том числе и на провокационных.
  6. Синяя шляпа мышления – нужна для того, чтобы управлять обсуждением. обсуждения и подводить итоги. Синяя шляпа мышления нужна, чтобы управлять процессом мозгового штурма. В самом начале определяется, что именно нужно сделать. Цель этой шляпы мышления – скоординировать работу обсуждения, зафиксировать и проанализировать результаты. В самом конце обсуждения ставятся конкретные задачи на будущее.

Зачем нужны шесть шляп мышления?

На практике шесть шляп мышления могут применяться как для решения как личностных целей, так и для обсуждения корпоративных проектов. По сути, шесть шляп мышления можно назвать структурированным мозговым штурмом.

Метод шести шляп мышления широко применяется в крупных транснациональных корпорациях вроде IBM или Pepsi Cola. — пишет Википедия и другие крупные сайты по саморазвитию.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления.

Несомненное достоинство метода шести шляп заключается в том, что оно позволяет рассмотреть новый проект с разных точек зрения и структурирует хаотичное мышление всех участников данного обсуждения. В итоге, бизнес-партнеры обсуждая новый проект будут рассматривать идею стартапа не только с оптимистичной стороны, но уделят внимание также возможным рискам и снимут розовые очки. Теперь обсуждение будет не таким однобоким, каким бы могло стать без метода шести шляп. Кроме того, процесс обсуждения становится управляемым.

Метод шести шляп позволяет рассмотреть практически любую проблему более спокойно без излишних эмоций. Кроме того, метод помогает начать мозговой штурм с конкретных шагов. При этом не возникает характерной путаницы при мозговом штурме. Людям проще какой-то масштабный вопрос рассмотреть по частям. Метод хорошо помогает, чтобы разговорить не самых общительных участников команды, а также он способствует тому, чтобы расширить мышление. Метод помогает находить интересные идеи, а противоборствующие точки зрения мирно расходятся благодаря тому, что плюсы и минусы, а также неординарные идеи, факты и угрозы рассматриваются по-отдельности.

К минусам метода шести шляп Эдварда де Боно можно считать некоторую избыточную сложность. И, на мой взгляд, такой подход к мозговому штурму может быть чрезмерно скучным. И большинство российских компаний, вероятно, не готовы даже попробовать столь сложные методы проведения мозгового штурма. В штыки такой подход может быть воспринят как непосредственно сотрудниками фирмы, так и руководством. Во многом, эффективность метода шести шляп будет зависеть от ведущего мозговой штурм.

Основные правила метода шести шляп мышления

  • В случаи использования метода в коллективе, обязательно должен быть модератор, который будет вести обсуждение. Это нужно, чтобы избежать хаоса. Ведущий должен фиксировать результаты и обобщать их. Для этого может понадобиться маркерная доска для наглядности или хотя бы лист бумаги. Как вариант можно использовать
  • Во время обсуждения все коллеги одевают шляпу одного и того же цвета и по очереди рассматривают ситуацию в соответствии с цветом шляпы. Порядок, в котором одеваются шляпы разного цвета может быть произвольным.
  • Предлагается такой порядок: белая (факты), черная (негативные сценарии), желтая шляпа (позитивные аспекты). И уже далее можно рассмотреть творческие сценарии (зеленая шляпа). Периодически одевая красную шляпу, вы дадите участникам возможность высказать свои ощущения и эмоции. Красную шляпу одевают редко и ненадолго, чтобы не превратить корпоративное обсуждение в истеричный коллективный психоз. В конце обсуждения модератор подводит итоги.
  • Можно использовать разные программы последовательностей надевания шляп, которые подходят под разные типы обсуждений. В целом, последовательность стоит подбирать в соответствии со здравым смыслом, т.к. цели обсуждения всегда уникальны.

Метод шести шляп был придуман для того, чтобы избежать стереотипного мышления, нарушить привычный ход мыслей, который есть у каждого из нас. Метод шести шляп – интересная психологическая игра и способ по-новому взглянуть на привычные проблемы с непривычной для человека стороны. При классических совещаниях часто принимается решение, которое лучше всего отстаивается, а не то, что будет лучше всего подходить для решения проблемы в интересах фирмы. Метод шести шляп предлагает нам использовать параллельное мышление, которое не сталкивает идеи друг с другом «в лоб», а позволяет всесторонне взглянуть на проблему, чтобы выбрать наиболее рациональное решение.

Метод шести шляп мышления может помочь найти оптимальное решение проблемы, выйти из творческого тупика, направить свои мысли для достижения целей, структурировать мыслительный процесс и помочь в решении интеллектуальных задач.

Сегодня я расскажу вам, как увеличить продуктивность соей мыслительной деятельности, развить гибкость ума и научиться принимать наиболее верные решения при помощи методики, которая получила название Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно . Вы узнаете, что представляет собой метод 6 шляп, в чем он может помочь, и как его можно применять для повышения личной эффективности и . Обо всем этом далее по порядку.

Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно.

Метод 6 шляп был разработан и описан в книге “Шесть думающих шляп” английским автором – психологом, специализирующимся на исследовании процессов творческого мышления, Эдвардом де Боно ближе к концу прошлого века. Впоследствии книга стала очень популярной, была переведена на разные языки и разошлась большими тиражами по всему миру.

Метод шести шляп мышления интересен тем, что он:

– Способствует развитию умственных способностей, креативности, творческого мышления;

– Помогает выйти из творческого кризиса;

– Помогает найти лучшее решение проблемы;

– Помогает точно направлять свои мысли для достижения ;

– Активизирует мыслительный процесс в целом.

Метод шести шляп может применяться как для единоличного обдумывания какого-либо вопроса, так и для коллективного обсуждения методом мозгового штурма. Его можно использовать как для решения каких-то конкретных задач, так и просто для общего развития своих умственных способностей и мыслительной деятельности.

К слову сказать, метод 6 шляп преподается студентам многих ведущих ВУЗов мира, и используется на практике ведущими мировыми корпорациями IBM, PepsiCo и др.

В контексте тематики сайта Финансовый гений метод 6 шляп будет особенно полезен при разработке и анализе бизнес-идей, принятии инвестиционных и финансовых решений, постановке финансовых целей и следовании к их достижению.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет наиболее объективно рассмотреть любую ситуацию со всех сторон, с разных точек зрения, сопоставить все положительные и отрицательные аспекты для выработки лучшего решения.

Суть метода 6 шляп.

Всем, наверное, известно выражение “В споре рождается истина”. Это действительно так: только анализируя разные, даже диаметрально противоположные мнения, принципы и подходы, рассматривая проблему с разных точек зрения, дискутируя и полемизируя, можно прийти к принятию оптимального решения. Однако, здесь есть и существенный недостаток: зачастую в споре человек принимает не то решение, которое действительно было бы оптимальным, а то, которое наиболее грамотно успешно продвигалось в дискуссии.

Метод шести шляп мышления Эдварда же Бого исключает этот недостаток. Он основан на концепции параллельного мышления, при которой разные идеи, мнения и взгляды не противопоставляются друг-другу, а сосуществуют параллельно, что является более конструктивным.

Использование метода шести шляп на практике помогает побороть трех главных врагов человека при принятии решения:

1. Эмоции и чувства. Очень часто люди принимают решения, руководствуясь эмоциями, а не здравым смыслом, что совершенно недопустимо.

2. Неуверенность и сомнения. Когда человек сталкивается с решением сложной или новой для него задачи, он всегда испытывает неуверенность и сомнения, которые мешают ему принять верное решение.

3. Путаница в голове. Анализируя огромный поток информации, рассматривая проблему с разных сторон, человек путается в своих мыслях, в результате не может быть конструктивным.

Суть метода 6 шляп заключается в том, что он позволяет разделить сложный мыслительный процесс на 6 разноплановых простых режимов. Эдвард де Боно представил эти режимы в виде шляп разных цветов. Примеряя на себя эти шляпы, человек как бы входит в разные роли, рассматривая проблему с точки зрения разных людей:

– Ученого;

– Художника;

– Оптимиста;

– Критика;

– Креативщика;

– Руководителя.

Примеряя эти “шесть думающих шляп”, тем самым, входя в роль разных по образу мышления людей, можно сосредотачивать свои мысли по очереди на каждом из аспектов, чтобы в результате добиться максимальной конструктивности и оптимального решения.

Шесть думающих шляп.

Итак, рассмотрим все 6 думающих шляп Эдварда де Боно по очереди.

1. Белая шляпа (Ученый). Надевая шляпу ученого, вы должны сфокусировать свои мысли на проблеме исключительно с научной точки зрения. То есть, анализировать только имеющиеся факты и цифры, а также искать информацию, которой вам не хватает для полного научного анализа. Будучи в шляпе ученого, ответьте себе на следующие вопросы:

– Что вам известно об этом вопросе?

– На какую информацию (цифры, исследования, статистика и т.д.) опирается ваше мнение?

– Какой информации вам не хватает для полноты анализа? Где ее можно раздобыть?

Оценка ситуации с позиции ученого должна быть абсолютно беспристрастной, основанной только на точных фактах! Никаких предположений или эмоций!

2. Красная шляпа (Художник). Надевая шляпу художника, вы должны дать полную волю своим чувствам, ощущениям и эмоциям. То есть, проанализировать именно то, что вы ощущаете, без какого-либо фактического подтверждения. Ответьте себе на вопросы:

– Какие переживания вы испытываете?

– Какие догадки строите?

– Что подсказывает ваша интуиция?

– Какие сомнения вас терзают?

Примеряя красную шляпу, будьте максимально честными с самим собой и с окружающими (если это коллективное обсуждение). И не пытайтесь как-то обосновать свои эмоции: принимайте во внимание только то, что чувствуете, безо всяких обоснований.

3. Желтая шляпа (Оптимист). Шляпа оптимиста в методе шести шляп Эдварда де Боно означает анализ только положительных сторон проблемы. Поразмышляйте над выгодами и перспективами, которые вам может принести обсуждаемый вопрос:

– Какие здесь есть положительные стороны?

– В чем заключаются преимущества и достоинства обсуждаемой проблемы?

– Каков наиболее благоприятный исход событий?

– Почему стоит это сделать?

Примеряя шляпу оптимиста, акцентируйте свое внимание только на плюсах обсуждаемого вопроса. Даже если их там, на первый взгляд, нет – обязательно попытайтесь их найти! Никакого негатива, только позитив!

4. Черная шляпа (Критик). В методе 6 шляп черная шляпа представляет собой полную противоположность желтой. Надевая ее, попробуйте оценить проблему с позиции критика, выявить в ней все недостатки и отрицательные моменты. Ответьте себе на вопросы:

– Что здесь может пойти не так?

– Почему не стоит это делать?

– Какие подводные камни здесь подстерегают?

– Каков самый неблагоприятный исход событий?

Надевая черную шляпу критика, постарайтесь максимально раскритиковать идею, выявить в ней весь негатив, который она в себе несет, который может случиться в будущем при ее реализации. Будьте крайним пессимистом!

5. Зеленая шляпа (Креативщик). Среди шести думающих шляп эта представляет наибольший интерес. Примеряя ее, попробуйте взглянуть на проблему как-то нестандартно, рассмотреть альтернативные варианты ее решения, сгенерировать новые идеи, даже самые сумасшедшие и провокационные. Ответьте себе на вопросы:

– Какие есть альтернативные пути решения проблемы?

– Как можно связать этот вопрос с инновационными идеями?

– Как эту проблему не решал еще никто?

– Какой метод решения проблемы вам кажется наиболее безумным?

Будучи креативщиком, старайтесь разрушить стереотипы, мыслить нестандартно, искать новые, нетрадиционные и провокационные методы решения вопроса.

6. Синяя шляпа (Руководитель). И, наконец, последняя и очень важная шляпа в методе 6 шляп мышления Эдварда де Боно – шляпа руководителя. Она отличается от всех предыдущих тем, что используется не для обсуждения вопроса, а для руководства этим обсуждением, для управления всем процессом. Эту шляпу целесообразно надевать дважды: сначала самой первой, чтобы сформулировать перед остальными “участниками” цели и задачи, а затем самой последней, чтобы подвести итоги и принять решение. Надевая, шляпу руководителя:

– Возьмите на себя управление всем мыслительным процессом и остальными “шляпами”;

– Поставьте перед ними задачу: что нужно делать?

– Контролируйте их работу, ее качество, собирайте и анализируйте результаты;

– В конце обдумайте отчеты других “участников” и примите решение.

Именно от действий руководителя будет зависеть весь процесс и его конечный результат. Поэтому будьте мудрым руководителем и примите верное решение.

Теперь вы знаете, что представляет собой метод шести шляп мышления Эдварда де Боно. Попробуйте применить его при обдумывании какого-то ближайшего решения – вот увидите, будет интересно! Я надеюсь, что метод 6 шляп поможет вам принять правильное решение и во всех начинаниях!

Оставайтесь на – здесь вы найдете множество другой интересной и полезной информации. До новых встреч!

Методика «Шести шляп». Привила ролевой игры.

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

Какая информация имеется;

Какая информация необходима;

Как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

Отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

Оценить уместность и точность информации;

Отделить факты от предположений;

Определить действия, необходимые для устранения пробелов;

Узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе - нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков. Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

Что я сейчас чувствую;

Что мне подсказывает моя интуиция;

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

Каковы возможные проблемы;

Каковы вероятные сложности;

На что нужно обратить внимание;

В чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

Помогает в принятии правильного решения;

Указывает на сложности;

Исследует слабые моменты;

Может совпадать с белой шляпой;

Исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Желтая шляпа - требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

Каковы преимущества;

Каковы положительные стороны;

В чем ценность;

Привлекательна ли концепция данного предложения;

Можно ли это воплотить в жизнь.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

Какие творческие идеи имеются;

Каковы возможные альтернативы;

Как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)

Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:

С чего начать;

Что на повестке дня;

Каковы цели;

Какие шляпы использовать;

Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:

Фокусирует и перенаправляет внимание;

Фиксирует требования к мыслительному процессу;

Запрашивает резюме;

Принимает или запрашивает решения.

Правила использования метода шести шляп

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.