Метамеризм, или как свет меняет цвет. Влияние света на оттенки цвета Цвет от освещения естественные цвета

Наверняка, каждый из вас сталкивался с легкой грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, все дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть еще и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже легкой грусти за счет снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.

Часто обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьезная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!

Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:

1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня”

Точно так же, если мы рисуем при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зеленого. Также и в пламени костра или свечи, которые дают теплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки. Однако, при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.


Ван Гог “натюрморт чертежная доска, трубка, лук и сургуч” .Ван Гог “Звёздная ночь над Роной”

Разобраться с температурой света нам помогут следующие таблицы

2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

Это простое означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

А предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.

Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».


Ван Гог “Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами”. П. Кончаловский “Апельсины”

Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Вот и все. Приятного вам рисования!

19.01.2015 19:01

Без цвета не мыслим видимый нами мир. На человека постоянно влияет цветовая среда, в которой он обитает, воздействует на его физиологические процессы и на психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Если внимательно посмотреть вокруг себя можно увидеть разнообразную гамму цветов, окружающих нас дома. Однако цвет не только определяет художественные качества помещений, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения.

Положительное или отрицательное ощущение от нахождения в помещении называется визуальным климатом пространства и к его созданию следует отнестись серьезно и творчески.

Визуальный климат жилища.

Что влияет на выбор правильного цветового решения совр квартиры?

Правильное цветовое решение помещений в современной квартире имеет чрезвычайно важное значение, так как придает законченный вид ее интерьеру.

Под влиянием неудачной цветовой композиции даже хорошо обставленная во всех отношениях квартира может выглядеть неприветливой, в то время как умелый подбор и сочетание цветов скрадывают некоторые недостатки жилища, создают уют, улучшают настроение.

Важность выбора цвета в отделке и декоре современной квартиры можно объяснить тем, что, помимо художественно-декоративных качеств, цвет обладает также рядом свойств сугубо практического значения.

Под воздействием того или иного цвета у нас может возникать чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться работоспособность и т. д.

Цвет также может изменять наше впечатление о величине и пропорции помещения.

Цветовое решение квартиры зависит от следующих взаимосвязанных факторов:

Ориентации по сторонам света и освещенности комнат,

Размеров и пропорций помещений,

Освещения (естественное или искусственным светом),

Эмоционального воздействия цвета на человека,

Назначения помещений.

Важно определить, какой из этих факторов должен быть прежде всего учтен для создания наиболее комфортных условий в интерьере.

Ориентация по сторонам света, освещенность комнат и цвет.

Цветовыми средствами можно компенсировать недостаток теплоты в помещениях.

Цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: желтый, оранжевый, красный и их оттенки, а также кремовый, абрикосовый, кофейный, розово-желтый, зеленый (в которых преобладают желтые, но не синие оттенки). Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых не выходят на солнечную сторону, кажутся более светлыми.

Холодные цвета: синий, голубой, сиреневый, фиолетовый, с преобладанием синих оттенков, светло-серый, серебристый. Они подходят для сильно освещенных и нагреваемых солнцем комнат.

Известно, какое благоприятное действие оказывает на человека солнце, длительная недостаточность солнечного света угнетает. Подбирая цвет интерьера, нужно учитывать освещенность комнат, потому что даже при южной ориентации они могут быть темными из-за малых окон либо из-за того, что окна закрыты соседним домом или деревьями, стоящими очень близко от них. В таких случаях чем темнее комната, тем светлее должны быть стены.

Как при помощи цвета можно визуально изменить пространство?

Размеры и пропорции помещений и цвет.

Знание свойств цветов и правильное их использование позволяет существенным образом улучшить впечатление от неудобных помещений — «поднять» или «опустить» потолок, «раздвинуть» или «сузить» стены. Достигается это изменением цветового тона, рисунка, фактуры, способов применения отделочных материалов и искусственного освещения, так называемой оптической иллюзией.

Оптическая иллюзия - явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

НАПРИМЕР:

Гладкокрашеная однотонная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции.

Вертикальные цветовые полосы делают комнату выше.

Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения.

Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату.

Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше.

Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

Но не нужно забывать и о цветовой гармонии в интерьере:

Принципы создания цветовой гармонии

1.Выбор доминирующего цвета

2.Цвет стен в первую очередь определяет, какой будет казаться комната: желтой или холодной, возбуждающей или успокаивающей. Стены теплых, глубоких цветов кажутся приближенными, а холодных, светлых - зрительно удаленными.

3.Цветовую гамму пола следует подбирать в соответствии с размером комнаты и окружающих цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают ощущение неуверенности, они вполне подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

4.Цветовое решение потолка зависит от высоты помещения и прочих цветовых элементов в нем. Светлые (например, светло-голубые или зеленовато-голубые) потолки зрительно увеличивают высоту помещения, если цвет стен более темный и теплый. А для очень высоких потолков, разумеется, можно использовать более интенсивные цвета.

5.Каждый цвет должен встречаться в помещении несколько раз. Благодаря этому увеличивается яркость дополнительных цветов.

6.Цветовая гармония достигается, если в помещении используется не более трех цветов

7. Снижение насыщенности цвета должно соответствовать природному восприятию. Восприятие - это не только улучшение видимости, но и ощущение окружающего пространства. Например, согласно нашему естественному восприятию пространства пол должен быть темным, а потолок светлым.

8.Следует отказываться от большого количества узоров.

Как освещение комнат влияет на восприятие цвета?

Освещение и цвет.

При светлой окраске стен, потолка и пола значительно увеличивается количество отраженного света, а следовательно, и общая освещенность помещения. Кроме того, большая или меньшая равномерная освещенность достигается при матовой поверхности, так как последняя отражает свет во все стороны, а глянцевая преимущественно в одном направлении.

При недостаточной освещенности помещений резко снижается насыщенность цветов, причем голубые, синие и фиолетовые тона меньше изменяются, чем красный, оранжевый и желтый. Поэтому в слабо освещенных помещениях (например, прихожих, коридорах) стены лучше окрашивать в холодные тона. Днем такие помещения, несмотря на недостаточную освещенность, не будут казаться серыми и скучными и будут сохранять свое цветовое значение. Плохо освещенные помещения нельзя окрашивать в белый цвет, потому что белые поверхности в таких условиях кажутся тусклыми и серыми.

Выбирая цвет окраски комнаты, надо помнить, что цвет, выбранный при дневном свете, при электрическом освещении меняется, так как с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта.

Влияние соседних цветов.

Окраска меняется в зависимости от близости находящихся цветов.(Например, синий вблизи желтого приобретает фиолетовый оттенок, рядом с красным — зеленоватый. Серовато-белый вблизи оранжевого становится белее, приобретая синеватый оттенок, рядом с зеленоватым — розоватый, возле фиолетового — лимонно-желтый. Серо-коричневый вблизи красного приобретает зеленоватый оттенок, рядом со светло-желтым — сероватый, а рядом с зеленым — красноватый. Вблизи розового очень ярким становится нежный зеленый тон.)

Темные или светлые цвета (например, светлые стенытемная мебель) могут сделать помещение с гладкими стенами рельефным, пластичным. Окрасив под цвет мебели и стены, ее можно визуально замаскировать, что очень удобно в небольших комнатах с узкими стенами.

Как психологически цвет воздействует на человека?

Цвет и эмоции.

Каждый человек постоянно ощущает влияние цветов: положительное, если цвета подобраны рационально, или отрицательное.

Психологами установлено, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека. Определенные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию.

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, позволили определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

- Красный цвет оказывает возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного характера. При этом дыхание и пульс изменяются, как при всяком возбуждении. При кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается; более длительное воздействие цвета приводит к утомлению и снижению работоспособности.

- Оранжевый цвет вызывает веселое и радостное настроение, ощущение тепла, стремление к движению, активизирует, при условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность.

- Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции.

- Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения. Бодрит, способствует созданию хорошего настроения. При непостоянном воздействии повышает работоспособность.

- Зеленый цвет — нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное действие цвета не утомляет и вызывает хотя и не сильный, но устойчивый подъем работоспособности.

- Голубой цвет относится к пассивным цветам, способствует нежности и мечтательности, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады.

- Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается, регулируются дыхание и пульс. Работоспособность уменьшается. При воздействии этого цвета возникает склонность к созерцательности и размышлению.

- Сине-зеленый цвет сдерживает, успокаивает.

- Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства, как бы скрытого возбуждения, отталкивает. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность.

- Коричневый цвет — спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения.

- Черный цвет — мрачный, тяжелый. Ассоциируется с ночью, темнотой. Угнетает, резко снижает настроение и работоспособность.

- Серый цвет — унылый, вызывает апатию, скуку. Темно-серый цвет угнетает.

- Белый цвет — холодный, спокойный, создает впечатление праздничности и торжественности и в то же время скромности и простоты. Некоторые специалисты в области интерьера отдают предпочтение белому цвету. Возразить им трудно. Действительно, белые стены — это прекрасный фон для мебели любого цвета, для ковров, картин, текстиля и других декоративных элементов. Помещения с белыми стенами — светлые, уютные и вместе с тем достаточно парадные, но человек любит разнообразие и, учитывая многие факторы влияния на выбор цветового решения интерьера, принимает самые различные цветовые сочетания.

Как выбор цвета зависит от психотипа человека?

Также нельзя без внимания оставлять и влияние психотипа человека.

МЕЛАНХОЛИК - это рассудительный человек, скрытен, ему необходима четкая организация жизни, чтобы была возможность частого кратковременного отдыха. Цвет родственный ему по сути - голубой (действует успокаивающе, даёт гармонию, удовлетворённость, расслабление).

ФЛЕГМАТИК - любит покой и устойчивость. Музыка удовлетворяет его потребность в гармонии и целостности. Обладает уравновешенным темпераментом, интраверт, часто пассивен. Цвет родственный ему - зелёный . Действует успокаивающе, стабилизирующе, придаёт равновесие.

САНГВИНИК - это весёлый и открытый человек. Настроен оптимистически. Цвет родственный ему по сути - жёлтый. Действует на сангвиника солнечно, воздушно, весело. Компенсирующий - фиолетовый, также неяркие тёмные тона могут несколько приглушить фантанирующий темперамент сангвиника.

ХОЛЕРИК - общительный, часто очень темпераментный. Отлично уживается с красным цветом, даже в самых интенсивных формах. Цвет чувствует динамично, активно, темпераментно, броско. Компенсирующие цвета - голубой и зелёный. Они уравновешивают темперамент холерика.

Как назначение помещений влияет на выбор цвета?

Назначение помещений и цвет.

Общая комната, или гостиная

Гостиная в квартире, заселенной семьей из четырех-шести человек, является местом преимущественно дневного пребывания членов семьи с целью отдыха и домашних занятий. Поэтому цветовое решение этой комнаты должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению и работе. В зависимости от ориентации по сторонам света и освещенности здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности.

В малонаселенных просторных квартирах и усадебных домах гостиная, или общая комната, используется относительно мало — главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому ее стены могут решаться в насыщенных тонах, способствующих праздничному настроению, — вишневом, синем, фиолетовом и др. Такие цвета будут хорошим фоном для светлой мебели, картин в позолоченных рамах, декоративной скульптуры, хрусталя и пр.

Гостиная будет нарядней и аккуратней, если цветовое сочетание стен, потолка и пола выбрано в соответствии с цветом мебели, ковров, занавесей и другого убранства.

Спальня

В спальне желательна атмосфера полного спокойствия.. Важно правильно выбрать цветовое решение спальной комнаты. Всевозможные тона и их сочетания не одинаково влияют на психику и настроение человека. В свою очередь, люди с различными темпераментом и наклонностями предпочитают те или иные оттенки. Но в целом ей отвечают спокойные, достаточно разбеленные цвета.

Детская комната. Цветовое же решение детской комнаты влияет на ребёнка гораздо сильнее, чем на взрослого человека. От выбранной цветовой гаммы зависит самочувствие ребёнка, его настроение, его творческие способности. В детской комнате должны быть созданы условия для учебы, сна и отдыха. Особенностью цветового оформления ее является то обстоятельство, что должен учитываться возраст и пол детей.

Предпочтение следует отдавать - ясно-оранжевому, солнечно-желтому, голубому, серо-зеленый, розовому. Использовать яркие цвета рекомендуется только в в зоне занятий.

Если же комната для детей дошкольного возраста то в цветовую композицию следует включать яркие, оживляющие интерьер цветовые пятна. (коврики на полу, обивка мебели, дверцы шкафа)

Комната для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонахэ, без резких контрастов. Люди преклонного возраста находятся в своих комнатах длительное время, к тому же не любят резких цветовых контрастов. Поэтому колорит комнат для пожилых людей должен способствовать спокойствию и уюту. Этого можно достичь, окрашивая стены в мягкие, неяркие тона.

В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.

Кухня. В современной квартире кухня перестала быть только рабочим помещением для приготовления пищи. Поэтому при отделке следует стремиться сделать кухню красивой и уютной, такой, чтобы в ней было приятно работать.

Для отделки стен кухни всегда следует выбирать светлые, чистые цвета. Это будет способствовать тому, что небольшое по площади помещение кухни зрительно будет выглядеть большим, чем оно есть. Например, для отделки хорошо применить светло-голубые, светло-зеленые, серебристо-серые цвета или светло-кремовые, светло-розовые, лимонно-желтые, светло-оранжевые и другие оттенки теплых тонов в зависимости от ориентации кухни.

Приступая к оформлению интерьера, отнеситесь очень серьезно и творчески к выбору цветового решения. Продумайте все до мелочей. Ведь удачное цветовое решение вашего интерьера может изменить жизнь к лучшему.


Krill Light, а теперь настала пора поговорить об их практическом применении.

Давным давно, во времена 2-ой Мировой Войны, традиционным цветом ночного освещения был красный. Он не засвечивал сетчатку во время ночных операций и не «убивал» зрение, в отличии от обычных ламп белого света. При красной подсветке бойцам требовалось меньшее время на адаптацию в темноте, т. к. их глаза были меньше «нагружены».

Наиболее часто лампы красного света использовались в двух случаях:

  • авиацией (пилотами ночных рейсов, истребителями ночных вылетов),
  • на режимных объектах (особенно тех, которые охранялись патрулем, во время маршрута обхода, попадающего то в тень, то на освещенное место).

В последние годы, с появлением более совершенных технологий в сфере освещения, для ночных операций стали использовать зеленые, либо сине-зеленые источники света. В основном это связано с удобством их применения совместно с прибором ночного видения (пнв), отображающего мир «в зеленых тонах».

Но что лучше для сетчатки и что менее нагружает глаза ночью: красное или же зеленое освещение? У обоих цветов есть свои плюсы и минусы, которые стоит рассмотреть поподробнее.

Самым важным фактором, влияющем на «засветку» ночного зрения является общая яркость светового потока, по-другому называемая «уровнем освещенности». Чем ярче источник света - тем сильнее он «бьет» по глазам, «убивая» темновую адаптацию (световую чувствительность глаз в темноте). Выбор цвета здесь абсолютно неважен - что красный, что зеленый свет при высокой яркости может больше навредить, чем помочь.

Тем не менее, человеческий глаз устроен таким образом, что к зеленому свету он восприимчив в разы больше, нежели к красному. Именно поэтому, используя подсветку зеленого цвета при низких уровнях освещенности, человек способен разглядеть больше, нежели при источниках освещения другого цвета. Иными словами, в случае зеленой подсветки мы получаем лучшую остроту зрения.

Более того - зеленый свет также позволяет провести дифференциацию между цветами. Это значит, что при зеленой подсветке можно различать цветовую гамму объектов, разделяя их по отдельным цветам. Это если, конечно, человек не дальтоник. В том случае, если подсветка красного цвета, сетчатка не всегда способна к различению цветов: все предметы окрашиваются примерно в один тон, различаясь лишь по контрастности и темноте. Самым ярким примером этого служат авиационные летные карты, в которых особые метки сделаны пурпурными буквами (пурпурным цветом).

При зеленом освещении они прекрасно читаются и ясно видимы на поверхности карты, в то время как при красной подсветки эти надписи почти не видны, либо плохо видны в части случаев.

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что современные пилоты предпочитают иметь подсветку зеленого цвета вместо красного. С ней легче видеть в темной кабине, а также намного легче читать записи и изучать карты.
Тем не менее, самой главной проблемой остается общий уровень яркости (мощность светового потока). Чем ярче источник подсветки - тем больший негативный эффект он оказывает на глаз, отключая ночное зрение и увеличивая время на адаптацию в темноте .

Таким образом, единственным правильным решением будет использование источника света с уровнем яркости, отвечающим ситуации. Мощность светового потока не должна превышать ваши нужды. Неважно, будет это подсветка красного, зеленого или сине-зеленого цвета - важно, чтобы она была НЕдостаточно яркой и не засвечивала глаза. Для освещения помещения или местности - слабые и маломощные светилки, излучающие легкий и приглушенный свет. Для подсветки конкретной области или предмета - более яркие источники света узкого (направленного) освещения.
Однако, в том случае, если вам все же нужен источник ЯРКОГО света, следует учитывать, что зеленая подсветка влияет на глаза более негативно, нежели красная. При одинаковой яркости (выше предела, позволяющего не засвечивать сетчатку), красный свет менее «травматичен» сетчатке. Иными словами, яркий зеленый свет более «вредоносен» и будет «бить» по глазам сильнее, нежели красный, и выводить бойца из строя на бОльшее время.

Причиной этого служит то, что наша сетчатка примерно в 100 раз более чувствительная к зеленой и сине-зеленой цветовой гамме, нежели к другим цветам. Это означает, что источник света зеленого цвета даже средней или средне-умеренной яркости может «натворить дел» и оказать сильный негативный эффект на глаза, пагубно влияя на способность видеть во тьме.

Резюмируя вкратце :
При низком уровне яркости зеленый источник дает больше преимуществ, чем красный :

  • - Ночное зрение сохраняет остроту, предметы и объекты видно четче, а их контуры острее
  • - Можно читать текст или карты с большей эффективностью, легко различая цифры и буквы
  • - Возможно различение цветов (т.е. можно более легко отличить один цвет от другого)

При высоком уровне яркости красный источник дает больше преимуществ, нежели зеленый :

  • - Не так сильно повышает темновую дезадаптацию глаз (т.е. снижение их чувствительности к свету)
  • - Больше сохраняет ночное зрение, уменьшая время темновой адаптации
  • - Не так пагубно воздействует на способность глаза воспринимать свет в целом

В качестве заключения можно сказать, что оба цвета хороши - главное выбрать нужный для своих целей. Несмотря на то, что все люди разные и в силу индивидуальных особенностей и физиологии могут видеть в темноте по-разному, факт остается фактом. И красный, и зеленый свет будут адекватно служить вашим нуждам - главное выбрать между сохранением ночного зрения, либо более высоким уровнем освещенности.

Дополнительно о ночном зрении можно прочитать тут :

  • Александр КАРАЯНИ, кандидат психологических наук. «НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ ИЛИ КАК ВИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ» - информационная статья, краткая выжимка по ночному зрению
  • - информационная статья от Сурв24

Разложение солнечного света в спектр

В современной колористике принята трехцветная теория цветового зрения. Начало этой теории положил Михайло Ломоносов. Подробно трехцветная теория была разработана в XIX в. в трудах Гельмгольца. По этой теории световые волны, длина которых соответствует красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому красный, синий, зеленый - основные, первичные цвета. При наложении попарно трех цветовых потоков первичных цветов образуются вторичные: голубой, пурпурный, желтый. Желтый цвет получается наложением красного и зеленого; первичный синий в формировании желтого не участвует, поэтому синий и желтый являются взаимодополняющими, комплиментарными цветами. При освещении одуванчика синяя составляющая света поглощается цветком, а красная и зеленая отражаются, поэтому мы воспринимаем одуванчик желтым. При смешивании всех первичных составляющих (красной, синей и зеленой) длины волн суммируются и образуется белый цвет.

Указанная трехцветная модель - не единственная. Возможно формирование цветов на основе, например, красного, желтого и синего. Возможны также другие варианты.

Одним из основоположников колористики был великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. В 1810 г. он издал трактат "Учение о цвете", в котором описал колориметрический круг, названный им «кругом естественных цветов».

По физическому состоянию цвет - составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов: спектрального излучения или «испускания» (сло­варный термин) света, а точнее, прохождения его сквозь приз­му или прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопре­деляют образование двух основных видов цветов. Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, «невещественные» (по Иттену), и отражаемые, «вещественные» (там же) или красочные цвета. Первые харак­терны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые - для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии.

Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет (табл. 3, п. 1). Их физиче­ские свойства подробно разобраны в специальной литературе, посвященной световой колориметрии, в частности исследова­ниям вопросов цветовой коррекции в компьютерных програм­мах (19). Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета: желтый, красный и синий. В гармоническом постро­ении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр (табл. 3, п. 2). Мы подробнее остановимся на композиционно-художественных свойствах именно этих цветов.



Объект воспринимается окрашенным в определенный цвет за счет отражения падающего на него света. Белый отражает свет всех цветов (чем больше отражает предмет, тем он кажется белее), черный - поглощает (чем больше поглощает, тем кажется чернее). В природе не существует материала, отражающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально черного цвета. Самый черный цвет у черного бархата, он поглощает 99,8% падающего на него света. Самый белый - спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий около 94% света. Серый цвет отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного. Бесконечно разнообразный серый тон предоставляет большие возможности для его использования. Окраска - это способность предмета отражать излучения с теми или иными длинами волн, а цвет - это результат реализации этой способности в определенных условиях освещения. Окраска делится на три вида. Первый - краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй - красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий - красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями. Так, к примеру, окраска снега - белая, но в зависимости от освещения он может иметь голубоватый, синеватый или желтоватый цвет.


Окраска поверхности или степень ее светлоты характеризуется относительными величинами, которые зависят от того, как поверхность отражает или пропускает свет (рис. 16).

Для количественного описания вводится оптическая плотность - мера почернения изображения. Оптическая плотность характеризует степень черноты. Чем плотность больше, тем чернее рассматриваемый участок изображения. Численно плотность равна десятичному логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания или отражения. Отраженный свет возникает, когда некоторая поверхность отражает световые волны, падающие на нее от источника света. Идеально белая поверхность отражает все падающие лучи, ничего не поглощая (рис. 17, а). Серая поверхность равномерно поглощает световые волны разной длины. Отраженный от нее свет не меняет свой спектральный состав, изменяется только интенсивность излучения (рис. 17, б). Черные поверхности, существующие в природе, практически полностью поглощают

падающий на них свет (рис. 17, в). Идеальная черная

поверхность не отражает свет вообще.

Рис. 17.Типы отражающих поверхностей

Объект, как правило, освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветовые фильтры, что существенно влияет на восприятие. Запомните:

· чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет;

· предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций - в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом - очень темными, почти черными;

· белый всегда "вбирает" в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом - зеленоватыми и т.д.;

· свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом;

· при удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы не- сколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект;

· при искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие - темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (см. табл. 2);

· темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20 - 40% - в зависимости от варианта освещения (рис. 5): прямое - до 20%, равномерное рассеянное - до 30%, отраженное - до 40%;

· слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, т. к. при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми;

· отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов;

· освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних.

Таблица 2.

Прежде всего, отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом. Они разделяются на ахроматические и хроматические.

К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее - черный, а серые оттенки (среднесерые, светлые и темные) располагаются в промежутке между ними. При таком построении четко определяются отношения между основными и дополнительными или смеж­ными ахроматическими цветами. Более тонкая градация черно-белых цветов позволяет построить полный ахромати­ческий круг, в котором оттенки черного и белого цвета плавно переходят друг в друга (табл. 3, п. 4). Четко видеть этот переход - важнейшее требование, предъявляемое к дизайнеру, строящему ахроматическую композицию. Оно успешно выполняется, когда дизайнер сознательно подходит к подбору тональных отношений элементов композиции в связи с решением тех или иных композиционных задач. Например, задачи целостной организации цветового графического поля с использованием одних светлых или одних темных черно-белых оттенков.

К хроматическим цветам относятся чистые цвета спек­тра, получаемые при разложении дневного света, проходя­щего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в поряд­ке, соответствующем их физическому расположению в спек­тральном ряде (как, например, в радуге). В целях более четкого композиционно-графического представления этого ЭЕ круга в ряд спектральных цветов нами введен промежуточный цвет, занимающий место между зеленым и желтым цветами, который образуется от их смешения. Это желто-зеленый цветовой тон. При его введении основные цвета - желтый, красный, синий и зеленый занимают противоположные места на диаметрах круга - табл. 3, п. 5 (в точном компьютерном построении желтый, пурпурный и голубой цвета располагаются в круге под углом в 120 градусов). Между ними располагаются смежные оттенки - оранжевый, фиолетовый и тот же желто-зеленый цвета. При таком расположении четко образуются пары противоположных, так называемых дополнительных цветов, которые при сопоста­влении дополняют, усиливают звучание друг друга.

При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом поряд­ке образуют так называемый полный цветовой круг (табл. 3, п. 6). В его построении сохраняется принцип противополож­ного расположения основных и смежных цветов. Объективные закономерности построения этого круга важно учитывать при построении графических композиций, наполненных разнооб­разными хроматическими оттенками.

Второе важное композиционное свойство хроматического, как и ахроматического, цвета - светлота. Она означает сте­пень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного света хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния - собственно белый и черный цвета.

Третье основное свойство цвета - насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрально­го) цвета к серому цвету. Чем «чище», заметнее хроматиче­ский цвет на фоне серого, тем он насыщеннее. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщен­ности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая, сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по свет­лоте и насыщенности выражается понятием цветовой кон­трастности.

Яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенно­стью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхно­сти, освещенной лучами от сильного источника света.

Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции определяется как тональность, или цветовая гамма. Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит).

Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов. Теоретически она решается путем гармонического построения, так называемого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах - кубе, цилиндре, двухвершинном конусе («юле») или шаре. Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности. На концах его вертикального диаметра располагаются основные ахроматические цвета: белый вверху и черный внизу. Центр занимает серый цвет. По «экватору» располагаются насыщенные цвета спектра. При приближении к «полюсам» они высветляются или утемняются, а при приближении к центру теряют насыщенность. Цветовой шар дает возможность легкого прочтения взаимоотношений и свободного подбора в графических композициях самых разных цветов.

2.1.3. Цветовая гармония и цветовые контрасты

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии "гармоничными", обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного- непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

В области объективных закономерностей гармония - это равновесие, симметрия сил. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его "обратку" - зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом .


Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат накладывается серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 18). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок.

Симультанным контрастом , является способность чистых цветов окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет.

Симультанное действие будет тем сильнее, чем дольше мы будем смотреть на основной цвет и чем ярче его тон. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устает.

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны. Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный тон.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: "Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средне-серый цвет создает в глазах состояние равновесия". Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат и на оборот. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Можно получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: красный - зеленый = красный - (желтый и синий); синий - оранжевый = синий - (желтый и красный); желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой. Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов.

Специфичны родственные отношения цветов (табл. 3, 4), образующих полные ахроматический и хроматический круги. В целом они сводятся к сочетаниям близких и далеких цветов. Их характер определяется расположением оттенков в разных частях полного цветового круга. По родственным отношениям в этом круге можно выделить следующие цветовые гармонии:

Ахроматическая - построена на сочетании ахроматических оттенков;

Монохроматическая - сочетание оттенков одного хроматического

Дихроматические - сочетание оттенков дополнительных цветов

(цветовой контраст);

Бихроматическая - сочетание оттенков рядом расположенных цветов;

Мезохроматическая – сочетание оттенков сближенных хроматических

Посткилохромия – многоцветная гармония все хроматические цвета

которой, подчинены оттенку одного хроматического цвета;

Полярная - сочетание не менее двух хроматических цветов и их

градация (растяжка) до белого (хроматического) цвета и/или черного(хроматического) цвета;

Полихроматические - отмеченные сочетанием оттенков разных цветов.

Табл. 3. Цвета разных родственных отношений. Левый вертикальный ряд - близкие (нюансные) цвета. Правый вертикальный ряд - далекие (контрастные) цвета.


Табл. 4. Основные виды цветов, различающиеся композиционно-художе­ственными свойствами. Цвета представлены по полному цветовому кругу.

В зависимости от освещения различные цвета воспринимаются человеком по-разному: кажутся более теплыми или холодными. Будет ли оттенок «играть» или покажется грязным и невзрачным? Все зависит от правильно подобранного света.

  • 1 из 1

На фото:

Аккуратнее с цветом!

Аккуратнее с цветом! Его влияние на наше самочувствие и настроение нельзя недооценивать. То, что подходит меланхоликам, может навредить холерикам. Для выбора цветовой гаммы интерьера имеет значение качество естественного освещения пространства. Например, в южных солнечных комнатах при оформлении стен и выборе мебели лучше использовать холодные оттенки, а в северных - теплые.

Естественное освещение

По мере движения солнца по небосклону освещение в комнате постоянно меняется. На восходе, днем, в сумерках — свет совершенно разный. При этом окна наших квартир часто выходят только на одну сторону: на северной солнца мало, на восточной и западной больше, наиболее благоприятной считается юго-восточная. Соответственно, сделать комнату более светлой помогут теплые и светлые тона, а холодные сине-зеленые оттенки хорошо подходят для богатых солнечным светом помещений.

Искуственное освещение

Спектральные характеристики источников света необходимо учитывать при формировании светового климата в комнате.

Один и тот же интерьер, но разные лампы светильников - посмотрите, как сильно меняется восприятие пространства.

Искусственный свет ярче всего подчеркивает те тона в интерьере, которые соответствуют его цветности. Сегодня в квартирах и загородных домах чаще всего используются лампы накаливания (в том числе галогенные) и люминесцентные.

Лампы накаливания заставят «заиграть» красно-коричневые оттенки деревянной мебели, желтый в отделке помещения. А зеленовато-синие (холодные) предметы под таким освещением «потеряют» цвет, станут невыразительно серыми. Все потому, что лампы накаливания сами излучают теплое желтоватое свечение, которое усиливает насыщенность теплых тонов и снижает интенсивность холодных.


  • 1 из 7

На фото:

Люминесцентные лампы дают холодный белый свет.

Обманчивый свет. Обои и краски нужно проверять при дневном свете. Лампы «дневного света» в магазине искажают восприятие цвета. Так, синий может показаться зеленоватым, красный - желтоватым, и т.д. Обязательно вынесите образец на солнышко, а лучше - возьмите образец домой. Приложите к стенам: сравните, как он выглядит при искусственном и естественном освещении.

На фото: модель Azzurro 746-07 от фабрики Elitis.

Цвет в свете ламп

Учимся различать оттенки. Цвета группы «А» Цвета группы «Б»

Учимся различать оттенки. Все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Это выбор людей со здоровой, неутомленной нервной системой. Рекомендованы подросткам, молодежи, людям кипучего темперамента и физического труда. Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Эти цвета вызывают сложные, неоднозначные эмоции. Их рекомендуют для людей с тонко организованной нервной системой, людей умственного труда.

Обратите внимание, что степень блеска краски влияет на интенсивность и глубину цвета при естественном и искусственном освещении. Чем выше степень блеска, тем сильнее отражение света и тем ярче кажется цвет.

Осторожнее с белым: только при ярком субтропическом солнце он выглядит ослепительным и чистым. В российском климате он приобретает неприятный мышиный оттенок. Используйте белый с теплым оттенком. Помните, что этот цвет магическим образом отражает свет, дает ощущение хорошей освещенности.

Светильники с функцией изменения света влияют на оттенок белых поверхностей интерьера.

В белом интерьере вам не потребуются электрические лампочки столь же высокой мощности, как в комнате с темными, «поглощающими свет» поверхностями. Иными словами, светлые стены, в каком-то смысле, помогают экономить электроэнергию.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вопрос освещения был недостаточно хорошо продуман на этапе ремонта и дополнительные электрические выводы сделать невозможно, решить проблему помогут функциональные «мобильные» светильники.

В чем принципиальное отличие между декоративными светильниками для дома и офиса? В каком направлении будет развиваться отрасль светотехнических решений? Рассказывает светодизайнер Кира Федотова.

Насколько светильник подчинен основной стилистике интерьера? Как влияет выбор светильника на облик интерьера в целом? Почему светодизайн так важен?

Скульптурные светильники Terzani выглядят настолько легкими, что кажется, они парят в воздухе. Какие тенденции дизайна, материалы и технологии выбирает итальянский производитель?

Важность света в нашей жизни сложно переоценить. Но на что именно он влияет? И все ли возможности света мы используем сегодня? Рассказывает куратор спецпроекта «ПРОЕКТ СВЕТ» Элина Лобацкая.