Иоганн гербарт биография. Педагогические взгляды И

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Родился недалеко от Бремена, в семье юриста. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем и поступил сразу в предпоследний класс местной гимназии, где проявил особый интерес и склонность к занятиям философией. В 1794—1797 гг. учился в Йенском университете, где, увлекшись трудами Канта, всерьез занялся философией.
В 1797—1880 гг. И.Ф. Гербарт работал в Швейцарии домашним учителем-воспитателем трех мальчиков в семье бернского аристократа фон Штейнера. Именно тогда начали формироваться его педагогические взгляды. Покидая Швейцарию в 1800 г., Гербарт посетил Бургдорф. Глубокое впечатление на него произвели личность Песталоцци и его педагогические идеи. Эти впечатления Гербарт отрази;] в работах «О новом сочинении Песталоцци "Как Гертруда учит детей"» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци» (1802).
Последующее десятилетие жизни Гербарта было связано с Геттингенским университетом, где в 1800—1801 гг. он завершил свое университетское образование, защитив докторскую диссертацию но философии, а и 1802 1809 гг. читал лекции но философии, педагогике и психологии сначала в должности приват-доцента, позже — в должности профессора. Из опубликованных в эти годы работ И.Ф. Гербарта заслуживает внимания «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806), которая представляет собой первый опыт научного построения педагогической теории.
Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя Гербарта приобрело широкую известность. В 1809 г. он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 г. возглавлял И. Кант. Его деятельность в университете на протяжении почти четверти века была необычайно разнообразной. Помимо чтения лекционных курсов но философии, педагогике и психологии, Гербарт добился открытия при университете педагогической семинарии с опытной школой, которыми он руководил, одновременно преподавая математику. В соответствии с его замыслом семинария должна была не только готовить учителей для школ, но и служить лабораторией для разработки общих вопросов педагогики.
В этот период Гербартом были написаны такие важные работы, как «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике» и др. В 1833 г. Гербарт вернулся в Геттингенский университет, в стенах которого начиналась его научно-педагогическая деятельность, и возглавил кафедру философии. Здесь прошли последние годы его жизни и были изданы «Очерки лекций по педагогике» (1835), которые приобрели широкую известность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Гербарт соглашался с гуманистическими идеями тех педагогов XVIII - первой половины XIX в., которые считали, что воспитание должно способствовать свободному и радостному развитию человека. Однако, в отличие от них, он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности и качеств во взаимодействии с обществом, в котором человек живет. Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи своей эпохи — французских мыслителей XVIII в., немецкой классической философии, филантропистов, И.Г. Песталоцци, - - что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции - философ, психолог и педагог, он лучше чем кто-либо в то время был подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, но его образному сравнению, в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.
Цели воспитания выводились Гербартом из философии, главным образом из этики, теории нравственности, по его терминологии, «практической философии», а средства, приемы и методы реализации цели воспитания — из психологии. Вопрос о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия Гербарт рассматривал как центральный вопрос педагогики.
Гербарт дифференцировал педагогические знания по их источнику и различал педагогику как науку и педагогику как искусство, смешивая, таким образом, науку и практическую деятельность. Педагогика как наука —это строго упорядоченная система знаний. Педагогика как искусство представляет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для достижения определенной цели. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания; для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласим с требованиями науки.
Именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем подвел итог длительному поиску педагогической мысли. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт говорил, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в направлении действительности с ее «недостатками и нуждами», Гербарт считал, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как развитие личности совершается изнутри. Этой установке были подчинены все его дидактические поиски. Связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой в теоретической разработке основ школьного воспитания и ческой разработке основ школьного воспитания и образования в конце XIX — начале XX в.
Один из центральных вопросов дидактики — вопрос о роли интереса в процессе обучения — Гербарт постарался раскрыть, исходя из его природы, а также выполняемых им дидактических функций. Он предложил классификацию интересов в их соотношении с характером познавательной деятельности и показал, что в интересе концентрируется деятельное начало, внутренняя активность, благодаря которым проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового. Воспитывающее обучение должно было, в понимании Гербарта, стимулировать стремление к наблюдению и размышлению (эмпирический и умозрительный интересы), развивать восприятие прекрасного (эстетический интерес), воспитывать симпатию к людям и общественности (симпатический и социальный интересы) и религиозное мировосприятие (религиозный интерес). Гербарт полагал, что при надлежащем взаимодействии между различными разновидностями интересов каждый из них может стать опорой для развития последующего.
В соответствии с положением о непрерывном развитии многостороннего интереса, Гербарт выдвинул идею о необходимой последовательности ступеней обучения: «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени должны строго следовать друг за другом.
Решая принципиально новую для педагогической теории и практики задачу — дисциилинирование воспитанника, Гербарт предлагал осуществлять ее средствами принудительного воздействия, такими как угроза, надзор, различные виды принуждения и т.п. Однако он подчеркивал, что дисциплинированна детей должно смягчаться любовью и снисходительностью к ним, работа с ними предполагает умение укрощать упрямство, не нарушая «детской беспечности». Во второй половине XIX в. односторонняя трактовка идей Гербарта об управлении детьми, их абсолютизация использовались сторонниками авторитарного воспитания, прежде всего правительственными чиновниками разных стран, в том числе и России, для обоснования системы мер дисциплинарного воздействия на учащихся.
Источник нравственности личности Гербарт усматривал в представлениях, поскольку их ассоциативное взаимодействие, ясность и сила служат главным началом психологической деятельности человека, включая мышление, волю и эмоции. Поэтому обучение и, как его следствие, умственное развитие, согласно И.Ф. Гербарту, есть главное средство формирования характера личности, ее воспитания вообще.
Гербарт разделял мысль И. Канта о нравственном воспитании как главной задаче педагогической деятельности, однако отвергал принцип категорического императива, т.е. безусловного правила поведения: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом всеобщего поведения. Он сформулировал пять исходных этических идей, которые, по его мнению, выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе. Это идеи внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права и справедливости. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
Таким образом, Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и способов воспитания, вследствие чего педагогика была представлена как систематически развитое и строго дифференцированное единое целое. Ему принадлежат и первые попытки привести обучение в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему сделать шаг в развитии дидактики.
Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием, оказали большое влияние на развитие мировой теории и практики воспитания.

Сочинения:

  • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)
  • Учебник психологии (1816)
  • Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике (1824-25)
  • Письма о приложении психологии к педагогике (1831)
  • Очерк лекций по педагогике (1835)

Иоганн Фридрих Гербарт (1746 - 1841) - философ, психолог, математик - один из выдающихся педагогов XIX века.

Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Педагогические сочинения Гербарта («Первые лекции по педагогике» (1835), капитальная «Общая педагогика» (1806), другие работы) отличаются рациональностью, сложностью восприятия.

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов и основоположений» и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как эмпирической, так и философской педагогики, представители которых исходили из фактов либо из философии. Соответственно он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т. н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Главный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.



Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и пр.

Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование… без обучения есть цель, лишенная средств» . Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса . Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у детей «собственных свободных душевных состояний».

Гербарт попытался разделить обучение на преподавание и учение. Он искал некую «естестественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре такие ступени: две - по углублению обучения, две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением - соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя.

Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Он предложил шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в. Ему последовал, например, ряд немецких ученых, в частности Г. Циллер (1817-1882), В. Рейн (1847-1929).

Я.А. Коменский

Сочинения:

  • Лабиринт света и рай сердца (1625)
  • Открытая дверь языков (1631)
  • Великая дидактика (1633-38)
  • Материнская школа (1650)
  • Пансофическая школа (1651)
  • Школа - игра» (1656)
  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни - «Orbis Sensualium Pictus» (1658)

Среди педагогов начала нового времени особое место занимает чех Ян Амос Коменский (1592 - 1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый занял видное место в борьбе против отживших и отживавших средневековых норм в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев» - прямых наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Коменский возвращается в Чехию, где занимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил. Через четыре года он переезжает в Фульпек, где также возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я. А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны римско-католической церкви и Габсбургской монархии, община «чешских братьев» вынуждена была покинуть родину. В 1628 г. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находится с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. В Польше Я. А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написан ряд школьных учебников, в которых ставилась задача дать детям целостную картину мира, закончено наиболее крупное педагогическое сочинение – «Великая дидактика».

В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. «Великая дидактика» - своеобразный сплав педагогических идей времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, он вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.

В «Великой дидактике» сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», - гласит надпись на фронтисписе «Великой дидактики». В трактате проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носительницей знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы «сообщать другим» образование и ученость.

В 1641 - 1642 гг. чешский педагог активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы совершенствования общества посредством реформ школы. В Швецию Коменский отправился в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги в подготовке учебников для шведских городских школ.

Не оставил своих педагогических замыслов Я.А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарошпатоке в 1650 - 1654 гг. Здесь он, однако, столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы обучения и преподавания. В Венгрии ученый издает ряд педагогических сочинений. В Шарошпатоке он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу. В Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти осуществить свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды «чешских братьев» на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания он потерял детей, жену, немало близких людей. В 1656 г. в Лешно сгорели его рукописи.

Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет «Великая дидактика» на латинском языке. За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству. «Всеобщий совет» - итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в «благополучии человеческого рода». Пафос «Всеобщего совета» состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, социальной справедливости и процветанию. В «Пампедии» (одна из частей «Всеобщего совета») Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в «Пампедии» осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Взгляды Я.А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма.

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи эпохи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам средневековья. Великий гуманист видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников, в первую очередь Ф. Рабле и М. Монтеня. У Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно связанных с глобальными изменениями природы. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное воплощение в работе «Выход из школьных лабиринтов». Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала громадным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было подчинение (безусловное) воспитанника, т.е. решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, формирующие личность по своим законам, независимым от потенциала, активности самого ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое несомненно принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности.

Считая, что детям присуща склонность к труду, чешский педагог усматривал цель воспитания в удовлетворении этого влечения. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения и навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (т. п. естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе «Выход из школьных лабиринтов» ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая - автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья - автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая - автолексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).

Формулируя правила учебного процесса, Коменский ставит цель обеспечить простое и основательное обучение, отвергает вербализм, предлагает идти в преподавании от реального.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я.А. Коменский особое внимание уделяет вопросам нравственного воспитания. Его труды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет», проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой выдающегося чешского педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», - читаем мы в первых строках «Великой дидактики».

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

В своей утопии «Лабиринт света и рай сердца» (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Продолжая размышлять о необходимости такого образования, Я.А. Коменский писал спустя четверть века в трактате «О развитии природных дарований»: «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду.

Я.А. Коменский отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний, подавления детей в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать «лабораторией» подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на «поприще труда». Школа виделась Коменскому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, борьбы за искоренение нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я.А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинальных новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

Жизнестойкость, современность педагогических идей Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолевать косность, догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

К.Д. Ушинский

Сочинения:

· О пользе педагогической литературы (1857)

· О народности в общественном воспитании (1857)

· Три элемента школы (1857)

· Труд в его психическом и воспитательном значении (1860)

· Детский мир (1861)

· Проект учительской семинарии (1861)

· Родное слово (1864)

· Человек как предмет воспитания (1867-69)

Крупнейшим представителем русской педагогики XIX века был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Выходец из религиозной помещичьей семьи, он получил гимназическое, а затем университетское образование. С блеском окончив юридический факультет Московского университета (1840-1844), будучи за отличные успехи удостоенным степени кандидата наук, в 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского юридического лицея - одного из старейших высших учебных заведений. Однако в 1849 году негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

Во второй половине 50-х годов он публикует ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. В 1859 году Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы, 2-летний педагогический класс. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность воспитанниц. Большое место отводилось самостоятельной работе. В 1860-1861 годах он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 года. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

Уйдя в отставку, вел интенсивные изыскания в области педагогики. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Первая предназначалась для первоначального обучения. Главное внимание здесь обращено на русский язык в связи с развитием мышления и расширением запаса знаний об окружающей жизни. «Детский мир» предназначен для учащихся 3-4 классов и содержит сведения об естествознании, географии. Кроме тщательно подобранных стихотворений, басен, сказок, Ушинский включил в учебники свои статьи о деревьях, животных, реках, городах и небольшие рассказы нравственного содержания.

Цитаты : 1. Нравственное воспитание должно выработать волю. 2. Мы по характеру узнаём человека, но должны бы узнавать по его нравственному характеру. 3. Философия — это обработка понятий. 4. Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все философии. 5. На сокровенный зародыш характера вредно действует все то, что мешает человеку ясно видеть и беспристрастно судить.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Иоганн Фридрих Гербарт — немецкий философ, психолог и педагог.
Основной вклад (чем известен): Гербарт был основоположником современной научной педагогики, основателем образовательной терапии и предшественником детской психиатрии. Кроме того, он считается одним из основателей эмпирической психологии.
Вклады: Гербарт считается одним из выдающихся философов, пионером в области эмпирической психологии и основателем педагогики как академической дисциплины
Философия. Он утверждал, что истинное бытие состоит из множества простых «реалов», сущностей которые построены по образцу монад Лейбница.
Он считал, что изменение является ничем иным, как изменением отношений между независимыми реальными простыми элементами. Гербарт заменяет термин «ощущение» на термин «представление», подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом и активностью. Душевную жизнь он представлял как проявление элементарных сенсорных единиц, идей или «представлений» (Vorstellungen). Их он рассматривал скорее как душевные силы, а не просто как «идеи», в смысле Локка. Изучение их взаимодействия приводит к статике и динамике разума, которые могут быть представлены в математических формулах.
Большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно.
Психология. Гербарт стремился к разработке математических и эмпирических, а также метафизических аспектов психологии. Однако он отрицал возможность психологического эксперимента.
Его философия духа представляла собой разновидность ассоцианистической психологии.
Гербарт считал, что разум представляет собой сумму всех идей-представлений, которые поступают в сознание. Посредством ассимиляции (или апперцепции) новые идеи попадают в сознание
связываясь с аналогичными, уже существующими идеями. При этом они группируются в образование, которое он назвал «апперцептивной массой» («apperceptive masses»), содержанием которой является индивидуальный опыт человека
Кроме этого он подчеркивал важность как физической, так и социальной среды в развитии психики. На этой основе Гербарт разработал теорию образования как отрасли прикладной психологии.
Понятие бессознательного. Гербарт задолго до Зигмунда Фрейда ввел в психологию понятие «бессознательного». Он считал, что идеи пересекают порог сознания и тем самым предположил существование границы между сознанием и бессознательным.
Сознание имеет три области: ясность сознания, сознание и бессознательное. При этом условием перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (апперцепция).
Гербарт дал психологии начала теории торможения или интерференции в процессе обучения, которая впоследствии проявилась во многих формах и теориях, начиная от «условного рефлекса» И. П. Павлова до «вытеснения» Фрейда.
Педагогика. Гербарт утверждал, что наука об образовании возможна и он настаивал на том, что педагогика должна стать предметом университетского образования.
Он подчеркивал необходимость нравственного воспитания на основе опыта и включил деятельность преподавания в область сознательного метода.
Согласно его теории апперцепции, новые идеи, которые должным образом представлены студентам, присоединяются к уже существующим представлениям и образуют систему связанных идей называемых апперцептивной массой.
Он разработал теорию образования, известную как Гербатионизм. В конце 19-го века она оказала огромное влияние на методы преподавания, особенно в Соединенных Штатах, где в 1895 году преподавателями было создано Национальное Гербартовское общество. В Германии, в Лейпциге и Йене также были открыты центры Гербатионизма. Метод обучения Гербарта был назван его учениками его учениками, как «Пять официальных шагов Усвоения», которые включали: подготовку, представление, ассоциацию, обобщение и применение.
По мнению Гербарта душа не имеет унаследованных природных талантов или врожденной силы. Он говорил, что индивидуальность ребенка проявляется все более и более вследствие усилий учителя. Он призывал сделать обучение более интересным и привлекательным, и говорил, что учитель должен демонстрировать ребенку его будущее.
Эстетика. Гербарт утверждал, что прекрасное, необходимо отличать от смежных понятий полезного и приятного, которые изменяются с течением времени, места и лица, тогда как красота утверждается абсолютно и непроизвольно всеми, кто обрел истинное видение.
Основные труды: Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802), Моральные или этические отношения мира: главная цель образования (1804), Всеобщая педагогика (Allgemeine Pädagogik, 1806), “Основные моменты метафизики и логики” (1807), “Общая практическая философия” (1808), «Система психологии (1814), “Психология” (1816), Психология как наука (1824-5), (Allgemeine Metaphysik (Общая Метафизика, в двух томах) (1828-29), Очерк лекций по педагогике (1835).

Жизнь:

Происхождение: Гербарт родился 4 мая 1776 года в Ольденбурге. Он был единственным сыном одаренной матери и отец, который занимался юридической практикой. Он был единственным ребенком в семье статского советника. Он рос, болезненным ребенком, из-за несчастного случая, связанного с падением в сосуд с кипятком. До 12 лет Гербарт не посещал школу и обучался своей матерью. Его мать одаренная и волевая женщина, оказала огромное влияние на его воспитание, передавая свой талант и умственные способности своему сыну.
Образование: Гербарт получил домашнее образование и до 12 лет обучался своей матерью. Затем он стал учеником гимназии в Ольденбурге (1788-1794) и студентом Университета Йены (1794-1799).
Оказали влияние: Парменид, Лейбниц, Кант, Фихте и Песталоцци.
Основные этапы профессиональной деятельности: С 1797 по 1800 Гербарт работал в качестве репетитора трех сыновей губернатора в Интерлакене, в Швейцарии, где он познакомился с Песталоцци.
В 1802 году он стал лиценциатом в Геттингенском университете, а в 1805 он был назначен экстраординарным профессором. В том же году он прочитал свои философские лекции. С 1805 по 1809 гг. Гербарт преподавал философию и педагогику в Геттингене.
Здесь он стал разрабатывать философские основания, на которых он намеревался построить свою теорию образования.
В конце 1808 он стал преемником Канта в качестве профессора в Кенигсберге, а с 1809 по 1833 возглавлял кафедру философии.
Позже недовольный общей политической обстановкой в Пруссии, Гербарт, в 1833 году вернулся в Геттинген.
Он оставался там в качестве профессора философии до самой смерти.
Основные этапы личной жизни: С 1788 по 1794 Гербарт учился в гимназии в Ольденбурге. После этого он обучался в Йенском университете (1794-1799), где ему преподавал Фихте и где он познакомился с Фридрихом Шиллером. Во время учебы на него особое влияние оказали работы Лейбница, Канта и Фихте.
Несмотря на полную загруженность работой, в 1811 г. Гербарт женился на 18 летней девушке Мери Джейн Дрейк, дочери английского купца.
С Мери они жили счастливой жизнью. Она поддерживала все занятия мужа и помогала ему в его работе в области педагогики и психологии.
Он скончался 11 августа 1841 и был похоронен на кладбище Albanifriedhof в Геттингене.
Изюминка : Гербарт был близким другом Песталоцци.

1. Жизнь и педагогический путь.

2. Воспитывающее образование.

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776- 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, посвяшенный знаменитому швейцарцу. Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был. воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил линарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: { Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник ологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» 11831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рацио-дальностью и довольно сложны для восприятия.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песта-эцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чув-гвенного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание эжет повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Пестолоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство - она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя опыт, развить знание, а расширяя социальное общение - развить чувства. Отсюда следовало два важных вывода:


1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, - воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики.

Цель воспитания он определяет так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им " опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о вселенной, как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», т.е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.

Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания - сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.

Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения.

Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь - от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому приходит Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, - это, а не что другое, есть образование характера»1. Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.

2. ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Гербарт заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является" "делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика.

Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется.

Непосредственное назначение образования - снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их; с доброжелательством или симпатией - все это приведет к нравственным поступкам. Образование, таким образом, есть средство формирования нравственного характера «Образование формирует круг мысли, Воспитание - характер», - считает Гербарт.

Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет.

Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса - это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений.

Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о 1) подборе подходящего содержания образования - предметов преподавания и социального общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка,

Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.

Образование, имеющее целью развить многосторонний интерес, «должно повсюду указывать, связывать, обучать, философствовать». Имеются такие стадии обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Ясность - восприятие предметов; ассоциация - восстановление в памяти старых представлений, что способствует подготовке к восприятию нового и сочетанию нового со старым; система - выделение из общего частных понятий и связь общего понятия с ранее приобретенным знанием; метод - нахождение приложения полученных представлений в деятельности. На основании выделения этих стадий определены три универсальные формы обучений: описательная, аналитическая и синтетическая. Все их необходимо применять в совокупности.

Управление - раздел педагогики Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это - надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.

Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение дикой резвости ребенка», которой он наделен. С целью управления детьми следует не оставлять им возможностей для того, «чтобы они творили глупости». Поэтому нужно занять свободное время ребенка каким-нибудь делом. Важна любовь воспитателя к ребенку, с этой целью воспитателю следует изучить своих учеников, находить в детской душе доброе и на него опираться.

В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал; она широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в.

Влияние Гербарта на развитие западной педагогики было заметно, у него оказались последователи, составившие целое направление - «гер-бартианство». Нашли поддержку его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении, о необходимости специальной подготовки педагогов. Учреждение

Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время

педагогических семинарий и опытных школ при них было одним из важнейших результатов деятельности Гербарта Через семинарии распространялись его педагогические идеи, что оказывало влияние и на школьную практику.

воспитания.

«Условное воспитание усиливает теперешние недостатки: воспитывать детей природы – значит, повторять, где только возможно, целый ряд уже преодоленных зол. Стремление ограничить поучения и предостережения лишь кругом наиболее близкого является собственной ограниченности…» с.334

«… из одного единственного опыта, так же как из разрозненных наблюдений ничему нельзя научиться…» с.335

И.Ф.Гербарт Первые лекции по педагогике.

«Педагогика как наука требует вывода с теорем из своих основ философского мышления».

И.Ф.Гербарт Общая педагогика…

«Первой, но вместе с тем далеко не полной наукой для воспитателя должна быть психология, в которой была бы намечена вся совокупность возможных человеческих побуждений…»

Педагог «… должен знать, чего хочешь, приступая к воспитанию».

«То, что важно для воспитателя, должно быть развернуто перед ним как географическая карта или по возможности как план хорошо построенного города, где сходные направления однообразно пересекают друг друга и где глаз самостоятельно ориентируется без всякой подготовки».

И.Ф. Гербарт, будучи одновременно философом и психологом, сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих 2-х наук. Из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновал пути достижения этих целей.

По своим философским взглядам он был идеалистом-метафизиком (изучал Канта, Фихте). Он считал, что мир состоит из бесконечного множества вечных элементов души – реалов, недоступных познанию человека. Реалы вступают между собой в разнообразные связи, создавая впечатление, что мир изменился. И представления людей об изменяемости мира иллюзорно.

Гербарт разработал метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях, которые составляют основу внеклассовой, всеобщей морали.

На основе идеалистических и метафизических взглядов Гербарт разрабатывает психологическую теорию. Следуя Песталоцци, который стремился находить в сложных явлениях элементы, Гербарт считал, что самым простым, первичным элементом психики являются представления (психические реалы). Психические процессы (мышление, воля, чувства, воображение) отражены в сознании как взаимодействия представлений. Гербарт подробно разработал «статику» и «динамику» взаимодействия представлений. Он исходил из того, что сознание имеет ограниченный объем, и множество представлений теснятся за его порогом, стремясь в него проникнуть. Родственные представления ассоциируются и усиливают друг друга, а противоположные – вытесняют друг друга из сознания. Новые впечатления могут проникнуть в сознание при условии, что они обладают не только достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Представления прошлого опыта составляют апперцептирующую массу, соединение которой с новыми впечатлениями (т.е. акт апперцепции – соединение новых впечатлений с родственными представлениями прошлого опыта), определяет отчетливость, правильность и прочность усвоения нового.



Итак, Гербарт сводил сложный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Это неверно. Но учение об ограниченности объема сознания, о его пороге сыграло положительную роль в формировании экспериментальной психологии и особенно психофизики. Учение Гербарта об апперцепции послужило основой ряда педагогических принципов (последовательности, систематичности обучения).

В соответствии со своей этической теорией Гербарт определяет цель воспитания - сформировать добродетельного человека, у которого гармонически сочетаются воля с этическими идеями, и которыми бы умел приспосабливаться к существующему правопорядку.

Основными путями достижения этой цели Гербарт считал управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

Управление – подавление «дикой резвости ребенка», которая ему присуща от рождения. Цель управления - обеспечить внешний порядок и стать предпосылкой воспитания. Само оно не воспитывает, а является временным, но обязательным условием воспитания.

Средства управления:

1. Угроза, которая дополняется надзором, весьма эффективным в ранние годы.

2. Приказания и запрещения – должны быть точными и конкретными. В классе, да и дома нужно завести штрафную книгу.

3. Наказания. Гербарт детально разработал систему наказаний, в т.ч. и телесных. Она широко применялось в немецких и русских гимназиях.

Итак, управление основано на дрессировке и муштре и оторвано от нравственного воспитания.

Воспитывающее обучение – трактуется односторонне. Поскольку психические процессы – это взаимодействие представлений, то обучая, т.е. формируя представления, мы автоматически воспитываем, ибо формируем сознание, волю и чувства.

Обучение должно основываться и способствовать развитию многообразных интересов. Гербарт выделял шесть видов интереса:

1. эмпирический – к окружающему миру;

2. спекулятивный, или умозрительный – к причинам вещей и явлений;

3. эстетический – к прекрасному;

4. симпатический – к близким;

5. сознательный – ко всем людям;

6. религиозный – к Богу.

Первые три развиваются при изучении предметов естественно-природного цикла, а остальные – гуманитарного.

Основой интереса Гербарт считал внимание. Он выделял:

1. непроизвольное внимание, которое подразделяется на 2 вида: а) примитивное, которое появляется благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука; б) апперцептивное внимание - обуславливается представлениями прошлого опыта, которые родственны новым.

2. произвольное внимание – зависит от намерений ученика. Его нужно развивать.

В процессе обучения интерес и внимание нужно возбуждать. Без этого невозможна апперцепция – усвоение новых представлений на основе уже имеющихся.

На этой основе дается ряд дидактических советов по развитию интереса и внимания:

1. на ранних стадиях обучения формировать такие представления, которые помогут усвоить последующий учебный материал.

2. переходя к изучению нового, учитель должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала,

3. использование наглядности,

4. излагать нужно последовательно, чтобы оно было связано с другим.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он считал, что обучение проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Углубление и осознание могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. Отсюда 4 ступени обучения:

1. ясность – углубление (четкость представления) в состоянии покоя. В психологическом отношении – это медитация, в дидактическом – введение нового материала.

2. ассоциация – углубление в состоянии движения. В психологическом отношении – ожидание, в дидактическом – установление связей нового материала с уже имеющимся.

3. система – осознание в состоянии покоя – осмысление. В психологическом отношении – искание, в дидактическом – обобщение, формулировка.

4. метод – осознание в состоянии движения. В психологическом отношении – действие, в дидактическом – использование полученных знаний – применение.

Нравственное воспитание по Гербарту должно строиться на 5 нравственных идеях, которые якобы охватывают всю этику:

1. идея внутренней свободы, которая делает человека цельным, не имеющим внутреннего разлада;

2. идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию;

3. идея благорасположения – согласование воли одного человека с волей других;

4. идея права, которая применяется в случае конфликта 2-х или нескольких воль;

5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждениях о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

Эти идеи незыблемы, неизменны, они основа всякой морали. Человек их должен осознать и он не будет покушаться на изменение существующего строя. Как видим, нравственное воспитание соответствовало интересам власти и не случайно, что во 2-й половине 19 века педагогическое учение Гербарта стало официальной немецкой педагогикой.

Система нравственного воспитания Гербарта отличается интеллектуализмом. Главное место в ней занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения моральных понятий.

Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Но не сумел убедительно показать их принципиальное отличие.

Воспитание не должно подавлять волю и сознание ребенка как управление, а, наоборот, находить опору в хороших чертах воли и сознания.

Средства нравственного воспитания:

1. удерживать воспитанника, для чего установить границы поведения для детей;

2. определять воспитанника – т.е. ставить в условия, при которых невозможно непослушание;

3. устанавливать четкие правила поведения;

4. поддерживать в душе спокойствие и ясность, т.е. исключать сомнения в истине;

5. волновать душу ребенка одобрением и порицанием;

6. увещевать воспитанника, указывать на его промахи.

Религия – смирение и зависимость от внешних сил.

Гербарт выделял 4 ступени в нравственном воспитании:

1. «память воли» - выработка твердого характера по отношению к внешним условиям,

2. «выбор» - осмысление положений и отрицание сторон того, к чему он стремится, учет условий,

3. «принцип» - связана с деятельностью интеллекта, выработка принципов, которые находятся в основе поведения,

4. «борьба» - складывается нравственное сознание, проявляется в осмысленном принятии решений.

Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ в.

1. Социально-исторические особенности периода.

2. Педагогика «гражданского воспитания» и трудовой школы» Георга Кершенштейнера.

3. Экспериментальная педагогика (Эрнст Мейман, Эдуард Торндайк, Вильгельм Август Лай).

4. Прагматическая педагогика.

5. Движение «нового воспитания» и «новых школ».

Литература:

1. Крупская Н.К. Народное образование и демократия. Пед. соч. т. 1.

2. Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии. М., 1963 г.

3. Д. Дьюн Школа и общество // Хрестоматия – С. 490 – 501.

4. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы // Там же. - С. 478 – 489.

5. Лай В.А. Школа действия // Там же. - С. 502 – 526.

6. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989., ч. II, гл. VIII.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов-на-Дону, 2000.


1. Социально-исторические особенности периода

В конце ХIХ века крупнейшие капиталистические страны вступили в империалистическую стадию развития. В результате этого со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям.

Буржуазия выражала недовольство состоянием школы. Для предприятий, оснащенных новой техникой, ей нужны были рабочие нового типа. Промышленный рабочий в конце ХIХ начале ХХ века должен был управлять сложными дорогостоящими машинами, которые невежественный человек мог очень быстро испортить, не справиться с новой техникой. Подготовка квалифицированных рабочих в это время стала возможной только на известной базе естественно-математического образования, пусть даже в элементарной форме. Средняя школа в европейских странах отдавала предпочтение гуманитарному образованию и также не могла удовлетворить потребности крупной буржуазии, которая крайне нуждалась в командных кадрах для промышленности в виде разносторонне образованных инженеров и механиков. В эпоху империализма резко обострились классовые противоречия. Поэтому перед школой стояла задача – противодействовать социалистическому влиянию на молодежь.