Детские образы в рассказе бежин луг. "Бежин луг": характеристика мальчиков

Иван Сергеевич Тургенев.
Образы крестьянских мальчиков в рассказе «Бежин луг»

Есть в русской литературе девятнадцатого века одно любопытное произведение. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг», который был опубликован в 1851 году в журнале «Современник», и вошел в сборник рассказов «Записки охотника».

Произведение было включено в школьные учебники словесности практически сразу после своего появления в печати.
Это значит, школьники читают «Бежин луг» уже около 160-ти лет.

Творение литературоведы относят к жанру очерка. Это такая разновидность малой формы эпического произведения, для которой характерно отсутствие конфликта, и в котором много описательных элементов.
Основного действующего лица в рассказе нет. Герой-рассказчик, от лица которого ведется повествование, ничего не сообщает о себе, он выступает в роли наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами, с которыми случайно столкнулся ночью в степи. Автор подробно описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории-былички, которые те рассказывают друг другу у костра, чтобы развлечься.

Композиция произведения необычна. В качестве экспозиции рассказа выступает дневной пейзаж теплого июльского дня. Затем происходит знакомство с автором и описание ночного пейзажа – это завязка произведения. Кульминацией эпического сюжета является встреча с мальчиками. Затем идет развитие действия – мальчики рассказывают свои истории. И вот тут каждый рассказ ребенка имеет свою собственную композицию – завязку, кульминацию, развязку. Далее развитие действия продолжается. Ночной пейзаж переходит в утренний, автор прощается с ребятами. В эпилоге очерка автор рассказывает о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Главное место, где происходит действие это сам луг, именем которого и назван рассказ, а центром действия являются огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, чуть дальше кони, и еще дальше – река, обрыв, холмы, лес.

Автор описывает окружающее пространство – луг, холмы, обрывы, а также «тёмное чистое небо», на котором, по выражению Вани, звездочки,
«что пчёлки роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:
«Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».
Тургенев, замечательный мастер-пейзажист, описывает жизнь природы в развитии. Так, под утро, перед рассветом «уже склонились к темному краю земли многие звезды, ещё недавно стоявшие на небе», и само небо «светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали».
Но не только прекрасные картины предстают нашему воображению. Благодаря таланту Тургенева мы, словно наяву, слышим звуки и запахи природы, живые голоса и интонации речи мальчиков.

Федя – стройный красивый мальчик с кудрявыми белокурыми волосами лет четырнадцати. Аккуратно и красиво одет. Автор заостряет внимание на обуви мальчика. В то время как другие ребята босые или в лаптях, на ногах Феди сапоги, причем сшиты они именно на него, не отцовские. Это говорит о достатке в его семье.

Второму мальчику, Павлуше, лет двенадцать. Красивой внешностью и ладной одеждой он похвастаться не может. «Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее». Но автор его выделяет среди остальных, отмечает его внутреннюю силу, духовную красоту.

Третьему, Ильюше, столько же лет, сколько и Павлу. Внешность его непримечательна, одет он чистенько, опрятно.

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, выглядит печально и задумчиво. Больше всего автора-рассказчика поражают его глаза, «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, на его языке по крайней мере, не было слов». Он маленького роста, одет очень бедно.

И, наконец, последний мальчик, Ваня, самый младший среди них, около семи лет. Автор пишет о нем немного: русый, кудрявый, неразговорчивый.

Чтобы не скучать у костра, мальчики рассказывают друг другу былички. Быличка это рассказ о чем-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.

Маленькие дети, сегодняшние и вчерашние, любят порассуждать о чём-то необычном, чудесном, страшном и опасном. Не являются исключением ребята из «Бежина луга». Из мальчишек больше всех историй рассказывает Ильюша.

Первая его история о домовом, которого он, якобы, видел собственными глазами, когда оставался ночевать с другими детьми на старой рольне бумажной фабрике.

Другая история Ильюши о встрече псаря Ермилы со странным барашком, который умеет говорить, как человек.

Ещё он рассказывает о покойном барине, который ищет разрыв-траву, чтобы выйти из могилы;
о гадании бабки Ульяны, которая видела на церковной паперти людей, кому предстоит умереть, и среди прочих она узнала себя.

Самая смешная история – о Тришке – удивительном человеке, который должен появиться перед концом света. За конец света необразованные крестьяне приняли солнечное затмение, а за Тришку – бочАра, который одел на голову новый жбан и прошелся так по улице.

Он знает и о лешем, который мешает путникам найти дорогу из лесу.

Рассказывает об Акулине-дурочке, которую свел с ума водяной. У этой истории есть объяснение, Акулина топилась сама, потому что ее обманул возлюбленный, но с водяным, конечно, интереснее.

Костя рассказывает со слов отца о том, как плотник Гаврила повстречал русалку. Ему удалось выйти с той встречи невредимым, наложив на себя святой крест, но с тех пор он ходит невеселым. Русалка в отместку наложила на него заклятие.
Ещё одна история Кости – о звуках из бучила – омута. Павлуша дает две версии, объясняющие происхождение странных звуков – жалобы души утопленника или крик маленьких лягушек. Но суеверных ребят больше устраивает версия о душе утопленника.

Третья история Кости о Феклисте и ее сыне Васе. Женщина была очень сильно привязана к своему ребенку и никуда от себя не отпускала, будто чуяла беду. Стоило ей однажды упустить его из виду, как того утащил на дно водяной, а сама Феклиста сошла с ума.

Павлуша, который из всех ребят был менее склонен к суевериям, идет набрать воды из реки и слышит голос Вани, который зовет его из воды. Для напуганных ребят это знак, они боятся, что Павлуша может утонуть.

В каждой быличке есть доля реальности и вымысла. Но если сегодня эти страшные рассказы кажутся полной фантастикой, вымыслом, то в девятнадцатом веке, когда не могли объяснить многие явления природы с научной точки зрения, большинство бедного населения было неграмотным, в них верили.
Лишь один из детей, Павлуша, пытается найти реальное объяснение этим историям, что говорит о его одаренности, богатом внутреннем мире.
К сожалению, ему не суждено вырасти и выучиться, случайное падение с лошади и внезапная смерть еще крепче убедят остальных в существовании необъяснимых потусторонних сил, ведь самым загадочным из всего, что существует в мире, являются тайны природы и человека.

С любовью и нежностью рисует Иван Сергеевич Тургенев крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.
Автор стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Дети - это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом - пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!

В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Содержимое:

Дети — это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом — пасут лошадей. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» — это вовсе не забава. Не раздумывая, бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки с голодным лесным хищником! Не струсил он и...
когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после страшных рассказов о нечистой силе!
В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Портреты ребят нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть «свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой удалью и твердой решимостью» лицо Павла.

Показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из .

Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.

Бежин луг образы крестьянских детей

Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.

Создавая образы детей изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.

Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.

В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков;

показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев;

развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

Воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Обучающие структуры (Educare) : Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход.

Тип урока : комбинированный

«Читая рассказ, словно наяву любуешься

Мальчишками- каждый из них – характер, в каждом

Неповторимая душа…»

И. Смольников « Середина столетия»

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель читает стихотворение И. З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.

Сингл Раунд Робин . Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.

4.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1 ), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой . (Федя).

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе ) и определитесь с героем.

5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему.

Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?

Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

Почему?

А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

6.Выступления (3 минуты)

7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

(Федя. По одёжде)

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

3) Сколько лет было детям ? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4)Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

Поблагодарим друг друга.

8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по лицу.) Обсуждение в группах.

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?

Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

  1. Подведём итоги урока.

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!