Произведение страшный рассказ. План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Е

Страшный рассказ

Евгений Чарушин
Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!…

Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
- И тигров не боимся, - говорит Шура.
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, - говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком.

Смотрят - да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

В этой рубрике ручным отбором собраны самые страшные истории, опубликованные на нашем сайте. В основном это страшные истории из жизни, рассказанные людьми в социальных сетях. Эта рубрика отличается от рубрики «лучшее» тем, что здесь собраны именно страшные истории из жизни, а не просто интересные, захватывающие или познавательные. Мы желаем вам приятного и захватывающего чтения.

Совсем недавно я писал историю на сайт и уточнил, что это единственная загадочная история, которая со мной приключилась. Но постепенно в памяти всплывали все новые и новые случаи, которые происходили если не со мной, то с людьми рядом со мной, которым, конечно, можно поголовно не верить. Но если не верить всем, кто рядом с тобой, то так можно не верить...

18.03.2016

Дело было в начале 50-х годов. Брат моей бабушки, электрик по образованию, вернувшись с войны, был просто нарасхват - людей не хватало, страну отстраивали из руин. Так что, поселившись в одном селе, он фактически работал за трех - благо, находились населенные пункты близко друг от друга, ходить-то в основном приходилось пешком… Торопясь, идя из одного села в другое, он часто...

15.03.2016

Историю эту услышал я в поезде от соседки по купе. События абсолютно реальны. Ну по крайней мере, то что она мне её рассказывала. Ехать нужно было пять часов. Со мной в купе ехала молодая девушка с маленькой девочкой пяти лет и женщина лет шестидесяти. Девочка была такой непоседой, постоянно бегала по поезду, шумела, а молодая мать гонялась за ней и...

08.03.2016

Случилась эта странная история летом 2005 года. На то время я закончил первый курс киевского политеха и приехал домой к родителям на летние каникулы отдохнуть и помочь с ремонтом в доме. Городок на Черниговщине, в котором я родился, совсем маленький, население не более 3 тысяч, нет в нем ни высотных зданий, ни широких проспектов – в общем, с виду обычное...

27.02.2016

Эта история происходила на моих глазах в течение нескольких лет с человеком, которого я тогда мог назвать другом. Хотя мы редко виделись и почти не общались по интернету. Тяжело общаться с человеком, которого старательно обходит стороной простое человеческое счастье – неприятности на работе, депрессия, постоянная нехватка денег, отсутствие отношений с противоположным полом, жизнь с опостылевшими мамой и братом, которых даже...

19.02.2016

История эта не моя, даже не помню точно, чья. То ли прочитала где, то ли рассказал кто… Жила женщина одна, в коммуналке, одинокая. Лет ей было уже много, и жизнь у неё была тяжёлая. Мужа и дочь схоронила, осталась в той квартире одна. И лишь старые соседки, подружки, с которыми они порой собирались, за чашкой чая, скрашивали её одиночество. Правда, ...

15.02.2016

Тоже расскажу свою историю. Единственная загадочная история, которая произошла со мной в жизни. Ее правда можно списать на сон, но для меня все было очень реально и я помню все как сейчас, в отличие от любого другого страшного сна. Немного предыстории. Я вижу очень много снов и как любой другой человек, который видит много снов, я умею не только часто...

05.02.2016

Одна молодая пара себе искала квартиру. Главное, они говорили, чтобы недорогая была, но и чтобы в хорошем состоянии. Вот наконец-то они нашли долгожданную квартирку: и недорогая, и хозяйка была миленькая бабулька. Но напоследок бабка сказала: «Будьте тише… стены-то живые, стены-то все слышат»… Ребята удивились и с улыбкой на лице спросили: «А почему вы так дешево продаете квартиру? Это же вам...

05.02.2016

Я недолюбливаю детей. Этих маленьких хныкающих личинок человека. Думаю, многие относятся к ним со смесью брезгливости и равнодушия, как я. Это чувство усугубляется тем, что буквально под окнами моего дома расположился старый детский садик, круглый год наполненный сотней орущих, беснующихся коротышек. Каждый божий день приходится проходить через их загон. Лето в этом году было очень жарким для нашего региона и...

02.02.2016

Эта история произошла со мной года 2 назад, но когда я её вспоминаю становится очень жутко. Сейчас хочу рассказать её вам. Я купила новую квартиру, так как прошлая квартира меня не очень устраивала. Уже всё обустроила, но меня смутил один шкаф, который стоял в спальне и занимал большую часть комнаты. Я просила бывших хозяев убрать его, но они сказали, что...

17.12.2015

Это случилось в Питере, на Новодевичьем кладбище в 2003. Тогда среди наших увлечений был оккультизм и так называемые черные ритуалы. Мы уже вызывали духов и я был уверен что готов ко всему. К сожалению, произошедшие в ту ночь явления заставили меня пересмотреть свои взгляды на жизнь, сейчас я попробую пересказать все, что помню. Линда встретила меня на Московском проспекте. Я...

15.12.2015

В нашей семье была традиция: каждым летом ездить в Вологодскую область отдыхать к родне. А края там болотистые, леса непроходимые — в общем, мрачноватая местность. Родня жила в деревеньке на опушке леса (по сути, это был дачный поселок). Мне на тот момент было 7 лет. Приехали днем, пасмурно, дождик шел. Пока я раскладывала вещи, взрослые уже вовсю разжигали мангал под...

  • Познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • Развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  • Оборудование:

    • учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
    • выставка книг Е.И. Чарушина;
    • эпиграф урока;
    • плакат с мимическим изображением человечка.

    Ход урока

    Организационный этап.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

    У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

    “Остановись! Присядь! Нагнись!
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)

    У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

    У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.

    Этап активного усвоения новых знаний.

    “Биография писателя”

    У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.

    В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

    Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

    “Вступительная беседа”

    У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.

    У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

    “Первичное восприятие текста”

    У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.

    “Обмен впечатлениями”

    “Словарная работа”

    У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?

    Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

    У: А что такое “чулан”?

    Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

    “Работа над текстом”

    Чтение “по - цепочке”

    У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат )

    У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные )

    Чтение “по ролям”

    Диалог – это чтение “по ролям”.

    У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)

    У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.

    Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)

    Анализ II части

    У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)

    У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?

    Индивидуальное чтение

    У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)

    У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)

    У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?

    Прием “Эмпатии”

    У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

    Беспокойство

    У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

    “Тихое” чтение

    У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.

    Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)

    Чтение “Эстафета”

    “Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)

    У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)

    У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?

    Выразительное чтение

    (на доске)

    У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек.

    С какой интонацией прочитали? Почему?

    С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?

    А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)

    А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)

    Чтение “про себя”

    У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)

    Составление рассказа

    У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

    Озаглавливание рассказа

    У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)

    Этап закрепления и применения знаний

    “Беседа”

    У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

    “Пересказ рассказа”

    У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)

    У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)

    У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)

    У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.

    “Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”

    У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.

    Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)

    У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

    Этап обобщения

    У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)

    Действие «Страшного рассказа» разворачивается в доме, который находился у леса. Там жила дружная семья из отца, матери и их сыновей Пети и Шуры.

    Однажды летним вечером родители ушли. Когда стало темно, братья сами вымылись, переоделись и улеглись в постели. Заснуть им не удалось, потому что кто-то шуршал на полу. Тут Шура сказал, что он никого не боится. Петя ему поддакнул, что и ему не страшно. Шура заметил, что воров бояться нечего. Петя подтвердил, что и людоеды не смогут напугать храбрых братьев. Мальчики долго бы так переговаривались, если бы не услышали, что кто-то тихонько топает в доме. Испуганный Петя залез в постель к брату. Мальчики закрылись полностью одеялом. Но хождение по дому всё равно продолжалось. На радость мальчикам, пришли мать и отец. Петя и Шура всё объяснили взрослым.

    Родители стали проверять все углы, но никого не нашли. Тут все увидели, что пробежал ежик и превратился в колючий шарик в углу комнаты. Он, наверно, забрался на дачу из ближнего леса. Родители взяли ежа шапкой и унести в чулан. Зверька покормили мясом и молочком, и он успокоился. Лишь тогда все заснули. Ежик прожил всё лето вместе с людьми на даче.

    Евгений Иванович Чарушин ещё раз учит, что страшное может оказаться чем-то безобидным и добрым. Только боязнь самого человека может превратить крошку-ежа в чудовище.

    Картинка или рисунок Страшный рассказ

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова

      В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.

    • Краткое содержание Гадкий утенок Андерсена

      Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.

    • Краткое содержание Мальчик с пальчик братья Гримм

      Сказка начинается с того, что семья очень бедных крестьян, муж и жена, сидели у очага и мечтали о том, чтобы в их семье появился, хотя бы один маленький ребенок. Прошло время, и в этой семье родился маленький мальчик

    • Краткое содержание Пантелеев Главный инженер

      Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку

    • Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин

      В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

    Ход урока:

    Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? (Писатель).

    Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. (Прикрепляю табличку «Писатель»)

    Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) – В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)

    Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)

    Записываю на доске предположения

    О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)

    Записываю предположения на доске

    I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация) :

    Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ.

    Предположите, о чём будет это произведение.

    Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?

    Высказывания детей записываются на доске.

    «Стратегия ключевых слов» Фразы на доске.

    • Шура и Петя остались одни;
    • у самого леса;
    • ни папы, ни мамы;
    • темно;
    • не страшно, не боялся;
    • кто-то топает;
    • закрылись с головой;
    • прижались друг к другу;
    • пришли (родители);
    • зажгли;
    • ёжик

    Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

    Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?

    Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.

    Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

    II этап: Работа с текстом во время чтения :

    Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

    Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

    «Чтение вслух с остановками ».

    После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

    Почему мальчики остались одни?

    - Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)

    Кто по стене может ползать?

    Как вы думаете, дети сразу уснули?

    Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)

    Прочитайте разговор мальчиков.

    О чём говорили дети?

    На самом деле им было страшно?

    Словарная работа (по ходу чтения):

    Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)

    - Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

    Как повели себя мальчики? Прочитайте.

    Почему мальчики спрятались?

    Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)

    И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? (Кто напугал мальчиков?)

    Кто испугал ребят? (Ёжик)

    Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

    Что вы знаете о ежах?

    Чем полезны ежи?

    Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

    Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

    Да это ёжик!

    Выберите варианты:

    Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

    Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

    (Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)

    Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)

    Физкультминутка:

    - Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

    Как бы вы поступили с ежом?

    Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

    Какие непонятные слова встретились?

    Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

    Чтение теста вслух с остановками до конца

    …, прочитай текст до конца.

    Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

    Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)

    Как поступили с ежом мальчики?

    Почему его уже потом никто не боялся?

    Почему ёж остался жить с ребятами на даче?

    Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?

    III Работа с текстом после прочтения:

    Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)

    Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).

    Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:

    ТОН – спокойный или взволнованный

    ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

    ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

    Чтение диалога по ролям.

    (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?

    Смелость – это способность перебороть страх.

    Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?

    Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.

    Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

    Рассказ учителя о Е. Чарушине:

    Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.

    Рассказывают, что будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.

    Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С. Маршака «Детки в клетке». В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии.

    (Показываю книги с рисунками Е. Чарушина, вывешиваю иллюстрации на доску)

    Это только часть книг, которые иллюстрировал Чарушин.

    А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу.

    Художник, который рисует животных, называется анималист. (Вывешиваю табличку)

    Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. Например, в своих книгах Е. Чарушин написал об удивительном котёнке Тюпе. Он жил у него дома, и его прозвали Тюпой за то, что он смешно тюпал губами, как-будто разговаривал. Как точно художник изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, ушки торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде!

    Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)

    А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?

    Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)

    Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».

    Игра « Завершите фразу»

    Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете:

    • Будущий писатель полюбил природу, потому что …
    • Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
    • Из его книг можно узнать о …
    • Художник, который рисует животных, называется…
    • Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали...

    Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

    Соответствует ли название рассказа его содержанию?

    Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137

    Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)

    - Ёж - страшный зверёк? Почему дети его испугались?

    Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.

    Проверка и оценивание ЗУН:

    Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.

    После проверки теста:

    - Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)

    Рефлексия деятельности на уроке.

    Составление коллективного синквейна «Ёжик»

    Ёжик

    Круглый, колючий.

    Пыхтит, шуршит, топает.

    Ёжик охотится по ночам.

    Хищник.

    Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.

    Слова – помощники на доске:

    • работал на уроке активно;
    • давал полные и правильные ответы на вопросы;
    • не допускал ошибок при чтении;
    • помогал товарищу;
    • был внимателен и сосредоточен;
    • использовал для ответа знания, полученные на других уроках;

    За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.

    Домашнее задание:

    домашнее задание и задание по желанию.

    – Подготовить краткий пересказ.

    – Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

    – Подобрать к прочитанному тексту пословицы,

    загадки.

    – Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.