Божий мир и божественное откровение. О сверхъестественном Божественном Откровении

Мы знаем о Боге , в Которого веруем, прежде всего по тому, что Он Сам открывает Себя людям . Это знание называется Откровением , и записано оно в Библии . Воспринято Откровение может быть только умом, согретым живой верой.

Необходимость Откровения возникла после грехопадения прародителей. Человек отпал от Бога, лишился того непосредственного общения «лицом к лицу» со своим Творцом, которое было в раю. Отдаленный от Источника жизни, имея поврежденную грехом природу, человек не может правильно оценивать прошлое, не может собственными силами постичь настоящее, не ведает будущего. Человек знает только то, что открывает ему Господь: Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего (Втор 29, 29).

Бог пребывает в неприступной Своей славе. Он — всемогущий Дух, а человек — существо земное, конечное. Однажды блаженный Августин, пытаясь постигнуть тайну Пресвятой Троицы, утомился и вышел на берег Средиземного моря. Он увидел мальчика, который выкопал лунку и ладонями носил воду в нее. Блаженный Августин спросил, что он делает. «Хочу перелить море в эту ямку», — ответил мальчик. Святой удивился и сказал, что это невозможно. Пройдя немного, он оглянулся. На берегу никого не было. Тогда блаженный Августин понял, что Бог послал Ангела, чтобы показать тщетность его усилий.

Для чего Бог дал людям Откровение? Главная причина библейских откровений — любовь Бога к Своему творению. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2, 4).

Чтобы дать человечеству Откровение, Господь избрал из всех народов один — еврейский: именно евреи в лице Авраама сохранили истинное почитание , когда по всей земле распространились языческие заблуждения. Этому народу спустя века и было, как писал апостол Павел, вверено слово Божие (Рим 3, 2). С приходом на землю Спасителя мира Иисуса Христа Откровение Библии проповедуется всему человечеству.

Другим источником нашего познания Бога является совершенство, красота и целесообразность созданного Творцом мира . Это — естественное откровение . Оно доступно всем, но особенно восприимчивы к нему люди, посвятившие жизнь изучению окружающего мира, — ученые, философы, художники.

Видимая природа как открытая книга свидетельствует о премудрости и всемогуществе Бога. Весь окружающий человека мир показывает чудные дела Божии: всюду упорядоченность, мера, закономерная повторяемость и целесообразность. Язычник, не просвещенный богооткровенной истиной, скорее это чувствовал, чем понимал. Ветхозаветный человек и чувствовал, и понимал, что весь природный мир, в котором он живет, является безмолвным гимном Творцу: По слову Господа явились дела Его: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней (Сир 42, 16).

Под термином «откровение» в богословии принято понимать те действия, посредством которых Бог открывает людям Себя Самого и Свою волю. При этом откровения могут ниспосылаться как самим Господом, так и исходить от каких-либо посредников или через священные тексты. Большинство людей в современном мире исповедует три основные религии - христианство, ислам и иудаизм, в основе которых лежит Божественное Откровение.

Что такое сверхъестественное откровение?

Во всех основных мировых религиях принято разделять такие понятия, как сверхъестественное откровение и естественное богопознание, которое также нередко называют откровением. Под сверхъестественной формой понимается широкий спектр Божественных действий, направленных на передачу людям знаний, необходимых для их спасения. В связи с этим среди теологов (богословов) бытуют два различных понятия - общее и индивидуальное Откровение.

Что такое общая его форма, понятно из самого названия - это Божественное послание, адресованное значительному числу людей, может быть, даже отдельному народу или человечеству в целом. Таким общим Откровением являются Священное Писание и Священное Придание Нового Завета, а также высказывания пророков и апостолов, явившиеся результатом воздействия на них Святого Духа.

В них даруются Откровения людям, созданным по образу и подобию Божьему, но в результате первородного греха утратившим единение со своим Творцом, и, как следствие, обречённым на вечную смерть. Именно для спасения всего человечества, явился в наш мир Иисус Христос, принеся с Собой величайшее учение равного которому не знала прежде история. К этой же категории относятся Откровения ангелов и прочих бесплотных сил, например, благовестие Архангела Гавриила Деве Марии.

Евангельское Откровение

В общем Откровении, явленном через святых евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а также в людям были преподаны основы нового вероучения, в которых открылась истина о Божественной Троице, о Боговоплощении Иисуса Христа, о Его распятии, и последующем воскресении. Там же сообщалось о втором, грядущем пришествии Спасителя, о всеобщем воскресении и Страшном Суде. Это были уже не ветхозаветные заповеди, а Откровения людям Нового Завета.

Пророчества и их исполнения

О сверхъестественной природе христианских Откровений неоспоримо свидетельствуют исполнения содержащихся в них пророчеств, которые по своей сути не могли быть сделаны на основе каких-либо расчётов или исторического анализа. Они простираются вдаль на многие века и даже тысячелетия.

Достаточно вспомнить евангельские слова Иисуса Христа о том, что со временем Евангелие будет проповедано всем народам и по всей вселенной. Произнёс Он их узкому кругу Своих последователей, а между тем, пройдя через все гонения, христианство сегодня вошло в число основных религий мира.

Невероятными могли показаться и слова Девы Марии о том, что прославлять (ублажать) Её будут все роды, а между тем вот уже почти 2 тыс. лет весь христианский мир воздаёт ей почести. А как можно естественным образом объяснить сбывшееся через сорок лет предсказание Иисуса о разрушении Иерусалима? Таким образом, вся последующая история неоспоримо доказала, что евангельские пророчества - не что иное, как Откровения нового века, наступившего на земле с пришествием Сына Божьего. Они не могли стать плодом деятельности никакого, даже самого мощного человеческого разума.

Индивидуальное Откровение

Что такое Откровения, дарованные отдельным лицам (чаще всего святым), можно уяснить, читая святоотеческую литературу - книги, написанные отцами церкви, канонизированными после завершения ими земного пути. В них, как правило, не сообщаются новые, неизвестные ранее истины, а лишь создаются предпосылки для более глубокого познания того, что было открыто в общих Откровениях.

Характерная особенность индивидуальных откровений заключается в том, что, по свидетельству апостола Павла, изложенному в его Втором послании к коринфянам, дословно их «нельзя пересказать» другим людям. Поэтому из святоотеческих писаний и житийной литературы (жития святых) можно узнать лишь внешнюю сторону происшедшего чуда. В них, как правило, говорится о состоянии людей в момент дарованного им Откровения, их переживаниях и чувствах.

Опасность самовольного вторжения в духовный мир

Касаясь вопроса об индивидуальных Откровениях, Христианская церковь обращает внимание своих последователей на недопустимость попыток самовольного проникновения в духовный мир. В данном случае, любопытство, соединённое с легкомыслием и мечтательностью, может привести к самым губительным последствиям.

Именно поэтому православие крайне негативно относится к спиритизму. Известно немало случаев, когда попытки общения с духами умерших людей заканчивались тяжёлыми психическими расстройствами и даже самоубийствами. Отцы церкви объясняют причину этого тем, что в большинстве случаев на контакт со спиритами выходят не те, к кому они обращаются, а демоны - мрачные духи преисподней, несущие с собой безумие и смерть.

Фальсификации Божественных Откровений

Самовольное проникновение в духовный мир не только опасно, но и чревато порождением ложных откровений. Ярким тому примером может послужить деятельность таких глубоко чуждых истинному православию организаций, как «Богородичный центр» и «Белые братья». Крайний произвол, допускаемый ими в интерпретации христианского учения, часто приводит людей, подпавших под их влияние, к тяжёлым душевным и физическим травмам. Особое внимание следует обратить на тот факт, что свои измышления они пытаются выдавать за Божественное Откровение.

Что такое естественное богопознание?

Кроме вышеназванных форм богопознания, в традиции христианской церкви существует также понятие естественного, или повсеместного Откровения. В данном случае, имеется в виду та возможность познания Бога, которую Он дарует людям через сотворённый им мир, природу и самого человека. Характерная особенность естественного Откровения заключается в том, что оно обходится без вмешательства сверхъестественных сил, и для его постижения необходимы лишь разум человека и голос его совести.

С тех давних пор, когда человек осознал себя частью окружающего его мира, он не перестаёт воспевать его красоту и гармонию. Бесконечное множество примеров этому можно найти в религиозной и в светской литературе, в древнейших памятниках ушедших цивилизаций, и в современном искусстве.

Поскольку на вопрос о том, кто является творцом этого мира, верующие люди дают однозначный ответ - Бог, то и заслугу в создании всего окружающего их великолепия они приписывают именно Ему. Далее несложно провести параллель между тем, как, созерцая произведение художника, мы получаем ясное представление о глубине и особенностях его таланта, и тем, как при виде разнообразия, величия и гармонии, форм мира мы делаем заключение о премудрости, благости и всемогуществе его Творца.

Евангелие, запечатленное в мире

Видимая природа является своего рода книгой, в которой языком, доступным для всех людей мира красноречиво повествуется о деяниях Божьих. Об этом многократно свидетельствовали не только служители церкви, но и люди науки. Хорошо известно, например, высказывание Михаила Васильевича Ломоносова, в котором он именует природу Евангелием, неумолчно благовествующим о творческой силе Бога. Учёный добавляет при этом, что видимый мир является истинным проповедником премудрости, всемогущества и величия Творца.

Однако при всём этом следует учитывать, что естественное Откровение, как и любое другое, не может дать представления обо всей полноте Божественного бытия, и человеческий разум бессилен в его постижении. Именно по этой причине, раскрывая Себя, Бог Сам нисходит к человеку. Святые отцы учат, что невозможно познать Творца без Его воли, проявляемой в разного рода Откровениях, даруемых людям.

Современные свидетельства Божьего волеизъявления

Неисчислимое множество посланий, адресованных людям из Горнего мира, говорит о том, что часто встречающееся в литературе понятие "последнее откровение" можно воспринимать лишь в его порядковом значении, но не как завершающее процесс общения Бога с человеком, начавшийся с сотворения мира. Начиная со времён, когда устами ветхозаветных пророков Господь говорил с избранным Им народом, и в течение всех последующих веков, неизменно появлялись свидетельства Его волеизъявлений.

Поэтому и в наши дни, ожидая обетованного второго пришествия Господня, христиане внимательно следят за всем, в чём так или иначе может содержаться Откровение Божье. В данном случае речь идёт главным образом о старинных текстах, получивших в устах современных богословов новые толкования, и новое осмысление.

Кроме того, следует упомянуть о крайне редких, но имеющих место и в наши дни случаях, когда Господь в той или иной форме изъявляет Свою волю через служителей церкви, избранных Им для этой высокой миссии. В связи с этим можно упомянуть так называемые Откровения людям Нового года, то есть проявления Божественного волеизъявления на рубеже, когда старый год уступает место новому.

Откровенный разговор

В завершение отметим, что само слово «откровение», кроме сугубо религиозного значения, в котором оно рассматривалось выше, имеет и своё светское толкование. В большинстве словарей, оно определяется, как объяснение чего-то, скрытого тайной, и недоступного широкому кругу лиц. Обычно это бывают признания каких-либо фактов, ранее не подлежавших огласке.

Божественное Откровение – проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; самораскрытие Бога человеку. Различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное, когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.

Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя. Творение человека Богом предполагает деятельный поиск Бога со стороны человека. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26, 28). Стремясь к Богу, человек не может познать Бога своими усилиями, но само стремление человека имеет цену перед Богом, Который открывается человеку в ответ на его свободный поиск.

Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым предметом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств как часть этого мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «...никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Божественное откровение

Творец Вселенной и наш Создатель явил Себя человечеству в Священном Писании, Библии.

Бог написал человеку три книги: книгу природы, книгу нашей совести и книгу Откровения, Слово Писаное, подтвердив достоверность всего этого Словом Живым, Воплощенным Сыном Божиим. "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины"… (Иоан. 1-я глава).

Если говорить о наличии ОТКРОВЕНИЯ Божественной Истины, то надо сказать, что откровение это можно усмотреть только в Библии и нигде в другом месте. Ни одна книга в мире, кроме Библии, ни по своей общей согласованности идей, законов и принципов, ни по своим историческим основам, не может претендовать на обладание полнотой Божественного Откровения.

Возьмем, для примера, одни только повествования Библии и вникнем в то их чудодейственное влияние, которое эти повествования оказали на жизнь всех тех людей, которые близко соприкоснулись с ними. Содержание Библии заключает в себе такую внутренне ясную, неопровержимую и неотразимую вероятность, что мы просто не можем уйти от такого умиротворяющего душу озарения, которое посещает нас в минуты благоговейного чтения. В такие блаженные моменты, кто из нас не говорил самому себе: "Да! подобные слова могут быть словами, исходящими только из уст Божиих; они не могут быть продуктом человеческого гения или измышлением человеческого ума"…

Библия поражает каждого вдумчивого читателя двумя вещами: своим удивительным разнообразием и своим исключительным единством. Ее разнообразие в языках, на которых она была написана, разнообразие тех мест, где она была написана, разнообразие авторов, которыми она была написана, разнообразие литературных тем и форм и т. п. И при всем этом поразительном разнообразии, Библия свидетельствует о величайшей ее связи, гармонии и единстве: единство в ее строении, единство историческое, единство пророческое, единство доктральное, единство духовное… Библия была написана, или вернее продиктована писавшим, Духом Божиим и только в этом же Духе может быть познана и истолкована.

Библия изумляет нас своей единой целью. Содержа в себе многоразличные произведения, написанные 40 писателями, на протяжении 1500 лет, Библия является последовательным изложением прогрессивного Божьего Плана Спасения падшего человечества, плана несравненно более величественного и точного, чем все имеющиеся в мире произведения эпоса и драмы.

Манускрипты Библии были до сих пор самыми полными и самыми близкими к тем историческим событиям, которые в них описаны. Ни один автор древнегреческой литературы не может похвалиться этим. Манускрипты Библии всегда рассматривались учеными, и доныне остаются в их глазах, документальным уникумом, граничащим с явным чудом.

В мире нет иного Бога, кроме Бога Истинного, Единого, Живого. Нет в мире и другой Истины, кроме той, о которой сказано: "Я есмь Истина!" И, наконец, нет в мире другого Божественного Откровения, кроме Библии.

Библия единственная книга в мире, о которой можно сказать, что она Богодухновенна. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". (2 Тим. 3:16). Поэтому, "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым". (2 Пет. 1-я глава). Сама Библия служит самым лучшим доказательством своей Богодухновенности. В наше время, Всеобщая История является историей исполнившихся пророчеств Библии.

Пророчества Библии относятся не только к Израильскому народу, но ко всем древним народам и главенствовавшим империям, к воплощению, служению, страданию, смерти и воскресению Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, к основанию Церкви, повсеместной проповеди Евангелия, к последним векам, завершению земной истории человечества, к нашей эпохе и ко Второму пришествию Христа.

Лучшие политики мира, игнорирующие Библейские пророчества, бродят во тьме, на ощупь, не зная, "что день грядущий им готовит", тогда как люди верующие, "будучи сынами света," "имеют вернейшее пророческое слово", которое "как светильник сияет, в темном месте" и дает им нужную мудрость для того, чтобы разбираться в значении и назначении современных событий.

Бог открывался людям, пользуясь не только пророчествами, но и чудесами. Да и как иначе Бог мог открываться ограниченному существу, будучи Сам существом сверхъестественным во всех отношениях. Поэтому, все что связано с Богом, логически должно быть связано и с чудом.

Библия содержит в себе научные истины, которые Бог открыл Своим рабам за. многие тысячелетия до того, как они стали известны современным ученым. Библия Богодухновенна и нет никакого основания бояться за то, что какие-то новые научные открытия могут опровергнуть научные утверждения Библии.

Геологи говорят, что внутри земного шара находится раскаленная лава. Иов знал об этом раньше всех ученых. Иов говорит: "Земля, на которой выростает хлеб, внутри изрыта, как бы огнем"… (28-я глава).

В отдаленные эпохи Иова и Моисея были разные "научные теории" по вопросу: на чем стоит и держится Земля? Можете ли представить себе, что стало бы с Библией, если бы Иов написал в своей книге, что Земля стоит на громадной черепахе или на четырех белых слонах? Но, Иов этого не сделал; ибо он получил от Бога особое по этому вопросу откровение, которое и выразил одной фразой: "Бог повесил Землю ни на чем". (26-я глава). Откуда Иов знал закон тяготения, который был открыт учеными только в прошлом столетии?

О том, что земля круглая ученые узнали только в начале 16-го столетия. Магеллан и Колумб подтвердили эту научную истину, открыв новые океаны, проливы и материки. Откуда же узнал эту истину пророк Исаия, который за 700 лет до Р. X. сказал: "Бог есть Тот, Который восседает над кругом Земли" (над земным шаром, – сказано в оригинале). (Ис. 40-я глава).

Ученые открыли, что Земля вращается вокруг своей оси, но об этом сказано еще в первой главе Библии: "И был вечер и было утро день первый"… На одной стороне Земли вечер, а на другой утро. Если бы не было вращения Земли, мы не имели бы дня и ночи. Эту же истину Христос имел в виду, когда сказал о моменте восхищения Вселенской Церкви: "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: один возьмется, а другой оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится"… (Лук. 17-я глава). Из этих слов Христа видно, что когда Он явится за Своею Церковью, на одной части Земли люди будут спать, а другая сторона будет занята своим дневным трудом.

Ученые астрономы говорят, что звезды в своем движении производят вибрацию эфира и таким образом издают свой определенный звук, который не уловим нашим человеческим слухом. Библия упоминает об этих разнообразных звездных звуках, как об их музыкальном восторге, говоря: Господь утверждал основания Земли "при общем ликовании утренних звезд"… (38-я глава Иова).

Обладая мощными современными телескопами, астрономы обнаружили, что вся Вселенная усеяна звездами с меньшим или большим их скоплением в разных местах и, что только север является исключением из общего правила. В этом отношении север был, как бы, пустым местом. Ученые были крайне заинтригованы этим фактом, но ни чем не могли объяснить этого феномена. За полторы тысячи лет до Р. X., когда о телескопах люди не имели никакого понятия, а невооруженный человеческий глаз не мог видеть множества планет и туманностей, Иов, по вдохновению Божию, записал: "Бог распростер север над пустотою". (Иов 25-я глава). Кстати, некоторые богословы связывают этот факт пустоты над севером с грехопадением сатаны, который "говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, НА КРАЮ СЕВЕРА; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"… (Ис. 14-я глава).

Библия говорит о том, что Бог создал не один только мир, который мы видим, как многие думали, но и другие миры, которые недоступны нашему зрению; ибо сказано: Бог "говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и Веки (миры) сотворил"… "Верою познаем, что Веки (миры) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое"… (Евр. 1-я и 11-я главы).

Библия содержит в себе некоторые непонятные для нас места, но это не значит, что все то, чего мы не понимаем, неверно. Часто вещи непонятные для одного поколения, понятны другому.

Еще не так давно ученые безбожники издевались над тем, что Моисей "взял тельца золотого, которого сыны Израилевы сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым". (Исх. 32-я глава). Позже, ученые установили, что превращение золота в порошок практиковалось в Египте. Моисей "наученный всей мудрости египетской", обладал этим искусством, которое достигло и до наших дней. Превращение золота в порошок производится при высокой температуре нагревания, толчения и растирания этого металла. Золотая пыль высыпанная в воду, придает воде цвет алой розы.

Почему Моисей "дал пить" этот напиток "сынам Израилевым?" Это случилось во время ропота израильтян и их решения возвратиться обратно в Египет, где золотой напиток применялся, как средство наказания. Смесь золотого порошка с водою вызывает у выпивших его самое тошнотворное действие. Эта же смесь применяется в нужных дозах и в современной медицине.

Приведенный случай не исключительный и не единственный. Не было, кажется, такого времени, когда бы Библия не подвергалась нападкам и насмешкам людей, называвших себя "учеными" и претендовавших на то, что они "обнаружили" в Библии тот или иной факт, не соответствующий данным науки; то или иное событие – не историческим. Но, последующие исследования и раскопки только подтверждали подлинность Библейских записей.

Пусть люди "больно умные" продолжают спорить о достоверности Библейских истин и событий, Всемирная история давно уже решила этот вопрос. История неоднократно подтвердила, что не может быть "сказкой" то, что ниспровергало идольские капища и заставляло народы земли падать ниц пред Богом и Голгофской жертвой Христа. Не может быть "басней" то, что всегда сеяло и все еще продолжает сеять среди всех народов земли Истину, Свободу, Правосудие и Любовь. Не может быть "поповскими выдумками" то, что разрушает "дела тьмы" и приносит людям "слова жизни и света". Не может быть "опиумом" то, что даровало бесчисленному множеству погибших грешников, избавление от жутких пороков, приносило их душе мир, радость и вечное спасение; опечаленным – утешение; отчаявшимся – новую надежду; умирающим – мужество и упование. Не может быть "одурманиванием трудящихся" то, что без всякой гражданской власти, военной мощи, внешних угроз и насилия царствовало и всегда будет царствовать в людских сердцах. Светская и церковная истории, целые народы и отдельные лица, семья и общество, молодые и старые все единодушно свидетельствуют о том, что Библия все еще имеет оздоровляющую и возрождающую силу и обладает бесчисленными духовными благами и благословениями для тех, кто решил идти путем Христовым.

Библия – это духовный водопад, никогда не иссекаемый, который утолял духовную жажду миллионов душ, живших до нас и не перестанет удовлетворять нужды человечества до конца веков.

Библия – книга всемирная, единственная какую читают народы, расы, племена… Она перешагнула все границы: национальные, классовые, церковные… Библию читают принцы и нищие, рабочие и фабриканты. Ее читают люди всех культурных уровней развития: профессора и ученики, ученые и простолюдины.

В мире, в котором мы "живем, движемся и существуем", нет ничего непоколебимого, прочного, устойчивого: все меняется, рушится, проходит, а о Библии сказано: "небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут". Библию никто и никогда не может уничтожить. "На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; Истина Твоя в род и род"… (Пс. 118-й).

В Библии мы видим Перст Божий, ярко проявленный Им в судьбах отдельных народов и всего человечества. Исполнение многочисленных пророчеств подтверждает факт неоднократного Божьего вмешательства в деле спасения или наказания народов. Пророчества о Вавилоне, Акроне, Эскалоне, Тире, Сидоне, Египте, Израиле и о других, в точности исполнялись. "Ибо Я – Бог, и нет иного Бога подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: мой совет состоится, и все, что Мне угодно сделаю"… (Ис. 46-я глава). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле" (Пс. 134-й). "Для чего тебе состязаться с Богом? Он не дает отчета ни в каких делах Своих"… (Иов. 33-я глава).

Библия – книга Истины, не только символ Истины, но ее сокровищница, "столп и утверждение"… Полагая руку свою на Библию свидетели на суде обещают говорить "истину и только истину"; цари и президенты, правители и разные другие представители власти кладут свою руку на Библию и дают присягу на верность государству при выполнении их высоких обязанностей.

Библия – книга исключительная, особая, единственная во всех отношениях. Ни одно произведение мировой литературы не изображает Творца Вселенной таким святым и, вместе с тем, доступным, таким справедливым и любвеобильным. Нигде в другой книге, кроме Библии, человек не представлен нам с такими правдивыми характерными для него чертами былого величия и актуального ничтожества, его силы и бессилия, его мудрости и безумия.

От начала создания мира и до настоящего дня, Библия никогда не меняла своего взгляда на Бога и человека, на грех и святость, на жизнь земную и на. жизнь загробную. Истины, выраженные в Библии, – неизменны и непреложны. За всю многовековую историю человечества взгляды Библии по вопросам происхождения Вселенной, света, жизни, энергии, движения, пространства, земли и человека не изменились ни на одну йоту, тогда как истины, которые были объявлены наукой, как вполне ею доказанные, позже изменялись, отрицались и отменялись. С каждым новым таким "открытием" науки, учебники естествознания, геологии, археологии и др. должны были заменяться другими, Библия же всегда принимала новые открытия, как подтверждение ее правоты.

Ни одна книга никогда не проникала в тайники человеческой души, как Библия. Ни одна книга не может так обеспокоить грешника и вновь утешить его, как Библия. Библия умиляет сердца наши до слез, смиряет и уничижает нас до праха. Человека равнодушного к духовным вопросам, она зажигает священным энтузиазмом, наполняет его сердце готовностью повиноваться во всем воле Божией, располагает сердце его к святости, к чистоте мыслей, слов, поступков и всего характера. Она просвещает мрак души человеческой, окрыляет ее надеждой. Она взвешивает наши чувства и наши суждения, отдает приказания нашему сердцу, выносит безапелляционный приговор, который решает вечную судьбу нашей души.

Вот почему безбожники и нечестивцы не любят читать Библию. Они знают, что читая Библию, они подвергают себя серьезному риску. Библия может начать читать их сердца, может пробудить их уснувшую порочную совесть и посадить их на скамью подсудимых пред Всемогущим и Справедливым Судией.

Без Библии наша душа не была бы способна испытать ни глубины духовной скорби, ни вершин духовного восторга, ни трепетного благоговения, ни блаженного умиления, ни мощных взлетов дерзновенной веры, ни изумительной Божьей любви и ласки к нам, чему, к сожалению, нельзя посвятить здесь должной речи.

Разве не поразительно то, что самое сложное и тонкое построение человеческой мысли и самое глубокое проникновение людской мудрости никогда еще не были способны проникнуть за те грани Божественного Откровения, которые так просто, доступно и ясно открыты нам Библией.

Да и какая другая книга в мире, кроме Библии, предлагает человечеству единственно верные решения всех недоуменных вопросов и открывает единственный, вернейший, в веках испытанный Путь Спасения?

Несмотря на глумления невежд и насмешки глупцов, невзирая на сомнения скептиков и открытое неверие безбожников, Священное Писание пребывает истинным и верным, чистым и святым, глубоким и чудотворным.

Всякий, кто хоть сколько-нибудь испытал на себе благотворное влияние Библии, без запинки и с глубоким доверием принимает все то, что Бог говорит о загробной жизни, "на обветшалых страницах" этой чудеснейшей книги.

Библия признает два начала: материальное и духовное, видимое и невидимое: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух"…

Библия говорит, что Сам "Бог есть дух" и "Отец духов," для Которого "нет мертвых" людей, – "для Него все живы"… Если все люди, когда-либо жившие на земле, все еще духовно живы, – значит есть загробная жизнь.

Из Библии мы узнаем, что вера в загробную жизнь была светлой надеждой самых лучших людей, живших во все века человеческой истории. Некто правильно заметил, что идея бессмертия и загробной жизни – основная идея человечества, из нее все другие идеи вытекают.

Патриарх Авраам "верил, что Бог силен и из мертвых воскресить" сына его Исаака. (Евр. 11-я глава).

Многострадальный Иов так свидетельствует о своей вере в загробную жизнь: "О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его" (Иова 19-я глава).

Продолжать перечень мужей и жен Божиих, живших верою в загробную жизнь, означало бы переписывать Библию в эту книгу, – настолько они многочисленны.

Мы видим, что на вопрос: "Существует ли загробная жизнь?" Священное Писание дает исчерпывающий ответ Божий. За каждым текстом Писания, стоит Сам Бог. Перед каждой фразой Писания, утверждающей истинность загробной жизни можно поставить: "Истинно, истинно говорю вам!", а в конце ее: "Так говорит Господь!"

К сожалению, для ученых материалистов, и вообще безбожников, вовсе неважно, что сказал Бог. Для них важнее то, что думают и говорят они.

Большой знаток русской души, Ф. М. Достоевский писал: "Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в НОВУЮ веру, никак того не замечая, что уверовали в НУЛЬ"…

К счастью, нельзя сказать этого о людях уверовавших в Божественное откровение, в Слово Божие, Библию.

Библия отвечает на каждый вопрос души. Она – источник, воды которого всегда чисты и обильны. Она – солнце, которое никогда не заходит и светит для всех. Она согревает сердца, застывшие в людском эгоизме. Она пробуждает совесть, спящих во грехе. Она возвышает и облагораживает послушных ее истинам. Юность ли обращается к ней – она руководит. Старость ли нуждается в посохе – она поддерживает. Голодная ли душа ищет пищи – она насыщает. Немощь ли взывает к ней – она облекает в силу. Библия приводит ко Христу и возрождает к вечной жизни. Века уходят, поколения меняются – она остается неизменной. Империи… династии восстают и падают – она пребывает. Агностики и глупцы цинично высмеивают ее – она неуязвима. Невежество и ложная наука отрекаются от нее – она незаменима. С веками, ценность ее не уменьшается, а увеличивается. Она является откровением Божиим для всех народов. Она содержит в себе сокровища вечной мудрости, Она стоит выше всех людских наслоений. Она снимает маску с самого ловкого лицемера. Она направляет взор самого грешного человека к небу. Читай Библию и будешь мудр! Исполняй ее заповеди и будешь свят! Доверься ее свидетельству и будешь спасен!

"И что это за книга, Библия! – величественная и обширная как мир, укоренившаяся в глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину, – это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство" – сказал Генрих Гейне.

"Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она – основа всякого образования и всякого развития!" – сказал И. Ф. Гете.

Мы подошли к определению, что есть Церковь, и рассмотрели некоторые тексты Св. Писания, Символ веры и Катехизическое определение Церкви. Мы также коснулись того, что не есть Церковь, хотя прочно существует в церковном бытовом сознании, как якобы неотъемлемо принадлежащее Церкви.

Такое положение вещей не должно никого смущать. Церковь не есть нечто параграфированное, точно определенное инструкциями; Церковь - мистическая реальность, коренящаяся в беспредельном и лишь отчасти познаваемом Боге. В силу этого всегда остается в рассуждении о Церкви некоторый элемент неопределенности, недоказуемости и даже некоторой произвольности, - когда люди понимают под Церковью то, что им хочется, но не то, что есть Церковь на деле. В Евангелии об этом говорится в притче о пшенице и плевелах - что на поле Церкви среди доброго семени существуют и растут (т. е. развиваются) посеянные врагом сорняки; и такое положение будет до конца земной истории Церкви. Апостол же Павел пишет в послании к Тимофею, что есть здравое учение Церкви, а есть бабьи басни; и мы должны, различив, разумеется, одно от другого, первого держаться, а от второго отвращаться.

Это требует от нас, православных христиан, - как мы уже говорили вначале наших бесед, - отнюдь не бездумного существования «по инерции», не лубочно–благодушного пребывания в рамках русской православной действительности начала XXI века со всеми ее соприкосновенностями, но трезвой и творческой, подлинно церковной православной христианской жизни, как внешней, так и, в первую очередь, внутренней, духовной. Начинается же эта жизнь с правильного строя мыслей, с выстраивания иерархии христианских ценностей. Это подчеркивал особенно Свт. Игнатий, говоря о том, что одна неверная мысль о духовной жизни, принятая человеком, может извратить весь внутренний строй его. Чтобы с нами этого не случилось, мы и должны тщательно разобраться и уяснить себе, что именно содержит Церковь в качестве главного, неотъемлемого, а что в Церкви - второстепенное, обусловленное историей и социально–культурными формами ее, чтобы не путать одно с другим.

Для того чтобы приобрести правильный строй мыслей, недостаточно только собственных усилий. Человек - существо падшее; его разум утратил в падении силу и чистоту, необходимые для точного уяснения Божественных истин. Для человека, предоставленного самому себе, максимально возможное уяснение - это дойти до идеи Бога: что есть Бог, что Он управляет миром, что Он - его Творец. Но каков наш Бог? Каков путь спасения, какова судьба и всего мира, и каждого из нас, - это человек падший сам собою не может узнать. Для этого нужно действие Божие, открывающее человеку эти истины. И Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины (1 Тим. 2:4), не оставил человека в неведении относительно столь важных вещей, но открыл их человеку. Это и есть Откровение Божие , - т. е. действие Божие, научающее человека истине .

Откровение можно понимать в широком и в собственном смысле. В широком смысле - это, во–первых, откровение Бога о Самом себе в воплощении Бога, - Господа нашего Иисуса Христа; а Он, Второе Лицо Святой Троицы, именуется еще Словом Божиим и, следовательно, Бог Сам Себя являет в Слове Своем воплотившимся; Сам Он, и вся Его жизнь, учение и действия являются для нас высшим, совершенным и полным откровением Бога о Себе, Своих делах, об отношении Бога к людям, о пути спасения, и о всех истинах нашей веры. Во–вторых, Христос, воплотившийся Бог, есть, как мы говорили уже, центр, смысл, начало и конец всей жизни человеческой, ибо Он - Бог вочеловечившийся. Он же есть и Глава Церкви, которая для нас Духом Святым, если можно так выразиться, «содержит» Христа. Следовательно Церковь в себе носит всю полноту откровения Божия, и вне Церкви мы не можем обрести его, т. к. высшее и единственное Откровение Божие - это Христос, а Он благоволил пребывать со Отцем и Духом Святым в Церкви, почему она и есть столп и утверждение Истины.

В Церкви же понимаемое в широком смысле Откровение Божие, т. е. действие Божие на человека, научающее его истине и влагающее в него истинные основы разумения и деятельности, осуществляется трояким образом:

1) непосредственно, - т. е. когда Дух Святый воздействует на душу человека, в таинствах Церкви прежде всего, затем в молитве, во всех чинах церковной жизни, или по особому Божию промышлению иным способом;

2) дано нам Богом неким специальным образом, в Священном Писании, - т. е. откровение Божие в собственном смысле слова, о чем и будет у нас речь впереди; и

3) в Священном Предании Церкви.

Очень важно отметить, что в своей полноте Откровение подается нам, как мы сказали уже, именно и только в Церкви, и только через гармоничное сочетание названных трех способов, и не может быть нами получено, если мы произвольно остановимся исключительно на одном чем–либо. Так, если мы будем принимать Таинства Церкви и, как говорят, вообще «ходить в Церковь», но не будем при этом изучать Св. Писание и Св. Предание - изучать с целью не только познавательной, но практической прежде всего, - то мы оставим принятые Таинства без плода, не сумеем ими распорядиться как должно, - ибо они требуют определенного строя внутренней жизни и определенной деятельности; а узнаем мы об этом именно из Св. Писания и Предания; а без них, из одних Таинств самих в себе, мы ничего не узнаем и не поймем. Если мы остановимся только на Св. Писании, как протестанты, которые считают его единственным источником духовной христианской жизни, то мы совершим ошибку, подмену, ибо источник духовной жизни - Сам Бог, и, ближе, Св. Таинства Церкви, а Писание - не источник жизни как таковой, а критерий правильности этой духовной жизни, указатель пути жизни, обоснование знания о Боге и спасении, - но не само спасение, не сама жизнь, не само Богообщение. Принимая только Писание, мы план жизни, описание ее принимаем за самое жизнь, и вместо плода духовного получаем лишь словесное указание на него, описание его; таким образом, мы лишаемся реальности жизни, обрекаем себя на мечтательность, фантазирование, ложь.

Также, для уяснения Писания как должно нам необходим опыт содержащей Писание Церкви, т. е. Предание, ибо Писание сложно, требует толкования и уяснения, а все таковое имеет Св. Предание, без него толкователи Писания придут ко многим разногласиям, что и видим в протестантизме.

Наконец, если мы кладем в основу христианской жизни (как правило, с целью подчеркнуть свое православие) исключительно Св. Предание (а оно очень разнообразно и богато), без обоснования его Св. Писанием, без «выравнивания», так сказать, и соотнесения его с целями Церкви и с непосредственной ее жизнью в Таинствах и основах ее устроения, - то мы получаем то, о чем говорили выше: смещение акцентов, нарушение иерархии христианских ценностей, покривление строя духовной жизни, уродливое кликушество, мракобесие, фанатизм, обскурантизм и нелепейшее псевдоцерковное политиканство.

Итак, только в стройном сочетании трех названных сторон содержимого Церковью Откровения мы обретаем истину - и истину мыслей, и истину жизни. Отсюда же видна и иерархия ценностей в Церкви, - именно, 1–е - это Таинства, 2–е - Священное Писание, и 3–е - Священное Предание Церкви, в их неразрывности и гармоничности.

Мы будем говорить о Священном Писании, или об Откровении Божием в собственном смысле этого слова. Священное Писание имеет в Церкви высший вероучительный и нравственно–учительный авторитет. Св. Писание есть особое действие Божие, направленное на то, чтобы открыть человеку истины о Боге и спасении. Это особое действие осуществлено Богом через пророков и Апостолов. Церковь свидетельствует об этом в Символе Веры, исповедуя то, что Дух Святой говорил в Пророках, а также называя Церковь Апостольской, т. е. как мы уже говорили, возводя все устроение Церкви к Апостолам. Св. Писание состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет и есть собрание пророческих писаний, Новый Завет - апостольских .

Главная тема Св. Писания есть Христос; Сам Он сказал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39); и мы уже сказали с вами, что Писание не есть собственно духовная жизнь, а - описание ее, информация о ней, но информация, не людьми выдуманная, а именно открытая Богом, данная человеку для того, чтобы он пришел ко Христу и в Нем содевал свое спасение, имея Св. Писание как безошибочный критерий правильности своей жизни и строя мыслей. Так же, как и Церковь, которая занимается только и исключительно спасением людей во Христе, хотя со многим соприкасается, - и Св. Писание имеет своим главным предметом - Христа и спасение, хотя о многом пишет. И как Христос, Бог Слово, есть откровение Божие высшее, единственное, исключительное, - так и пророчествующее о Нем и говорящее о Нем записанное слово приобретает значение истинного и непогрешительного Откровения.

Ветхий Завет пророчествует о пришествии Христа, показывает становление в истории подготовительных условий для Него, приготовляет избранный народ, как среду, из которой должен воссиять Спаситель, возводит людей на все более высокий нравственный уровень. Новый Завет говорит об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Его делах, о пути спасения, о Церкви, о проповеди Апостольской, о нравственной норме жизни христианина; о последних судьбах мира и человечества. Мы будем с вами разбирать, каким именно образом содержит Св. Писание эти истины; но сначала скажем о самом том действовании Божием, которым Господь их нам открывает.

Прежде всего нужно отметить, что это именно действие Божие; Св. Писание не есть какая–то теория, не просто книга исторического и нравственного содержания. В нем заключена некая духовная сила. «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные », говорит Ап. Павел (Евр. 4:12). Эта духовная сила Св. Писания коренится в источнике его - действии Св. Духа, непосредственном и особом влиянии Божием на Священных писателей. Это влияние, это действие называется богодухновенностью .

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек (2 Тим. 3:16–17), пишет Ап. Павел, а ап. Петр об этом же говорит так: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1,20–21).

Что же такое богодухновенность? Это есть «сверхприродное действие, посредством которого Дух Святый побуждал и подвизал священных писателей и содействовал им во время писания таким образом, что они: осознавали, стремились точно передать и выражали с безошибочною верностью всето. и только то. что Бог повелевал им писать ». Здесь необходимо уточнить объем этого богословского термина, поскольку что такое богодухновенность часто понимают неправильно. Богодухновенность относится к содержанию Св. Писания, но не к каждой букве его. Писание не есть некое спиритическое письмо, а богодухновенность не есть то, что священные писатели представляли собою безвольный инструмент. Господь не написал Библию собственноручно; Он не диктовал ее авторам библейских книг так, что они находились, как медиумы, в состоянии транса.

Священные писатели становились орудиями Св. Духа, но при этом не утрачивали ни своей личности, ни свободы, ни рассудка, ни воли, ни характера, ни манеры излагать мысли, ни даже своих, присущих каждому человеку, немощей и человеческих особенностей. Здесь произошло как бы некое таинство: оставляя неприкосновенной личность и свободу, Бог так воздействовал на св. писателя, так просвещал его душу и разум, что написанному им тексту, сохраняющему его индивидуальные и литературные особенности, сообщалось Духом Святым в содержании, смысле его, Божественное непогрешительное значение Откровения Божия.

Существует ошибочная точка зрения на богодухновенность Писания, что она доходит до того, что будто каждая буква или сочетание слов, или вообще всякая внешняя форма Писания свята и непогрешима. Это опровергается тем, что есть в Писании некие мелкие внешние противоречия, например в Евангелии от Матфея, Луки и Иоанна, в рассказе о предательстве Петра повествуется, что петух запел один раз, а в Евангелии от Марка - два раза. В 1 книге Царств Давид играет Саулу на псалтири, а в следующей главе они только знакомятся. В Евангелии от Матфея - два гадаринских бесноватых, а у Марка и Луки - один; и т. д.

Если понимать богодухновенность именно таким радикальным образом, то как моryт быть в Писании эти противоречия? Здесь дело в том, что, как мы уже сказали, цель откровения Божия - исключительно спасение человека. Св. Писание - не учебник физики, биологии, не протокол исторических событий, хотя это не значит, что Библия содержит неверные мнения по этим вопросам. Нет, и то, что есть в Библии, относящиеся до этих сфер знания - истина ; но это не научное, не полное и не пунктуально–точное знание, а основы этих знаний.

Господь, если можно так сказать, исходил из того, чтобы дать человеку точное и полное познание о Христе и о пути ко спасению; и в этом вопросе Дух Святой вдохновлял св. писателей так, что они не могли допустить ни малейшей неточности. Что же касается до не относящихся ко спасению вопросов, частностей, как–то: точная историческая канва или взгляды св. писателей на тот или иной житейский вопрос, не относящийся к религиозной сфере жизни, и т. п. - то тут не было нужды со стороны Бога выверять, так сказать, каждую мелочь, - именно потому, что богодухновенность относится к религиозному смыслу, к содержанию Писания, но не вяжет свободу и волю и память св. писателя.

Поэтому мелкие внешние неточности никак не противоречат богодухновенности и не должны смущать, как иногда бывает, если мы понимаем ее неверно. Это не значит, что богодухновенность на что–то простирается, а чего–то не касается; нет, Ап. Павел сказал: Все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16) ; а значит это, что богодухновенность не есть что–то формально–насильственное, но - творческое.

Здесь мы видим в действии один из основных принципов влияния Бога на человека, он называется синергией , т. е. со–творчеством, со–действием. Он проявляется в любой сфере религиозной жизни. Это значит, что Бог никогда не действует насильственно, автоматически, формально; Бог всегда уважает свободу человека и ждет от него сознательных и совершенно свободных религиозных движений сердца и действий. Хотя Господь всегда, в любом случае помогает человеку в его движении к добру, но далеко не всегда Он делает это явно. Всегда Он промыслительно располагает события тем или иным образом; но насильно никогда не действует, не вяжет человека. И только тогда, когда человек сам, свободно, отдает сердце Богу, тогда Он действует уже очевидно, помогая человеку открыто, и творя - с его согласия - в нем волю Свою.

И в данном случае мы видим, что священные писатели подвигами своей жизни приуготовили себя к действию Божию в себе; они очистили свое сердце, воспылали любовью к Богу, и Господь, видя это, видя, что человек способен к восприятию действия Духа, уже только тогда действовал Сам явно, просвещая ум и душу библейских авторов к тому, чтобы они точно изложили Откровение Божие. Но при этом мы должны помнить, что хоть принцип синэргии - всеобщий в Церкви, все же богодухновенность есть особое действие Божие, не повседневное в Церкви. Поэтому она - основное, что определяет высший авторитет Св. Писания как Откровения, исшедшего - хоть и при живом и неформальном участии св. писателей, - непосредственно от Бога.

Итак, перед нами эта книга - Библия, Слово Божие, Откровение Божие, основа нашей веры и жизни. Она писалась на протяжении более тысячи лет; ее авторы - цари, пророки, пастухи, судьи, священники, рыбаки, юноши, старцы, ученые, простецы. Здесь и летопись, и история, и родословные списки, и законы, и пословицы, и поэмы, и видения, и Евангелия, и письма Апостолов разным первохристианским общинам. Книга сложная, требующая правильного понимая и толкования. Мы видим, что все отколовшиеся от Церкви конфессии и деноминации, вплоть до самых изуверских сект, имеют одну и ту же книгу, и все опираются на нее, как в доказывании истины, так и в обоснование своих заблуждений. На что нам опереться, чтобы правильно понять и усвоить себе откровение Божие? Здесь нужно соблюсти следующие вещи, некие условия, предпосылки к изучению Св. Писания: 1) воспринимать Св. Писание в контексте Церкви, как книгу Церкви; 2) знать иерархию знания, открываемого Писанием, принцип подачи знания; 3) воспринимать Св. Писание не оторвано ото всего, а в историческом контексте, как книгу Истории, книгу реальности, факта, - и учитывать обстоятельства этой реальности; 4) учитывать особенности библейского языка и 5) воспринимать Св. Писание в целости, не выдергивать из него частности, при замалчивании остального.

Теперь кратко разберем эти пункты.

1. Священное Писание - это книга Церкви. Вне Церкви его ни понять, ни усвоить невозможно. Его нельзя выдрать из контекста Церкви и рассматривать и изучать отдельно. Это все равно, что делать попытки понять, как мыслит человек, отрубив ему голову и рассматривая ее одну. Церковь - первичная реальность по отношению к Св. Писанию. Мы, например, видим, что Церковь существовала со дня Пятидесятницы во всей своей полноте и целостности, а новозаветных Св. Писаний еще не было, и только через 20 лет было написано первое Евангелие.

Из этого следует, что для толкования Писаний, написанных через св. писателей Св. Духом, нам обязательно нужно обращаться к сосуду, жилищу и хранительнице того же Самого Св. Духа - к Церкви. Один и Тот же Св. Дух дал - в Церкви, не вне ее - Откровение, и Он в Церкви же дает толкование его.

Мы видим, что забота о толковании Св. Писания всегда присуща Церкви, с самых первых ее дней. Ветхозаветные писания толковали Апостолы, ив Новом Завете мы видим их толкования; Новым Заветом преимущественно живет и его осуществляет Церковь, и только она может дать истинное его толкование.

Кроме того, первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви. Церковь не выводится из Св. Писания, как это пытаются сделать протестанты, а усматривается из него как уже существующая данность. Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя. Это важно для решения вопросов соотношения того, что содержит Церковь и того, что говорит об этом Св. Писание.

Следовательно, всегда Церковь является высшим и главным авторитетом в хранении и толковании Св. Писания. Это доказывается в первую очередь тем, что именно Церковь определяет канон Св. Писания - какие именно книги являются богодухновенными, а какие - нет, т. е. состав книг Св. Писания определен не из него самого, а именно Церковью. Итак, Слово Божие есть прежде всего Книга Церкви, и только в ее контексте эта Книга может быть правильно понята.

2. Существует иерархия истин, открываемых Писанием. Так, а) яснее всего, с максимальной полнотой раскрыты истины, относящиеся, как мы сказали уже, ко спасению человека, а именно: создание человека по образу и подобию Божию, его бессмертие; грехопадение, его последствия; домостроительство спасения, т. е. приуготовление Боговоплощения, само оно, крест, Воскресение, основание Церкви; путь ко спасению, т. е. освящение таинствами, поучение в Законе Господнем и хождение в заповедях Божиих; наконец, посмертная участь человека, обусловленная его земной жизнью. Все это содержится в Писании с не допускающей кривотолков (хотя они есть, о причинах - ниже) точностью и полнотой.

б) С меньшей полнотой, - хотя и максимально возможной для человека, - дается нам знание о Боге, о Его свойствах, о Промысле Его. Дело в том, что путь спасения человек способен понять по природе, т. ск. до конца, ибо он относится целиком к человеку; а Бога и Его свойства человек до конца и полностью познать не может, а может их только обозначить. Человек принципиально не может, во всяком случае, здесь, на земле, познать Бога, как Он есть. - Так, мы знаем из Писания, что Бог Един по существу, но Троичен в Лицах; а как это - мы не знаем. Мы знаем, что Бог благ и промышляет о мире - но знаем только «вектор» этого промысла - к Царству Небесному; но всех путей Божиих мы не знаем. И часто человек спотыкается на этом: как согласить благость и промысл Божий со страданиями на земле? «Как небо отстоит от земли, так пути Мои от путей ваших, и мысли Мои от мыслей ваших » (Ис. 55:8–9), - отвечает нам Господь.

Так что в Откровении даны нам указания на Бога, каков Он, что Он хочет от нас; но существо этого знания о Боге - вера . «Мы ходим верою, а не видением » (2 Кор. 5:7), «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно » (1 Кор. 13:12), но имеем надежду, что в будущей жизни «лицем к лицу» (там же) «увидим Бога, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

в) Наконец, третий род информации, доносимый до нас Словом Божиим, есть знание о мире, устройстве природы и проч. Здесь, как мы уже сказали, даются нам основы знаний, а не конкретное, точное научное знание. Так, мы узнаем, что мир сотворен Богом из ничего и будет иметь конец; что данные Богом законы природы могут Им же приостанавливаться… ну, пожалуй, и всё. Извлекать из Св. Писания теорию Большого Взрыва, или, скажем, эволюцию, - грубая ошибка и абсурд. Бог даёт нам знание о внешнем мире как принцип, но не как конкретику. Почему? Свт. Феофан пишет, что устройство мира мы никогда не поймем до конца, хотя будем пользоваться плодами познания его. Бог не дал нам способности понять этого - как бы человек не старался. Для спасения души нам не нужно знать в точности, как устроен мир сей преходящий. Он - дело рук Божиих, плод Премудрости Его; для нас достаточно этого знания.

3. Мы должны учитывать исторический и духовный контекст той или иной книги Св. Писания. Писание - Книга Истории; оно не есть абстрактный теологический трактат. Св. Писание открывает нам, как Бог действует в людях, в событиях, в ситуациях; оно - книга жизненная, книга трезвой и правдивой реальности, книга факта. Поэтому необходимо знать исторический контекст написания книг Библии, историческую среду, в которой происходило то или иной событие. И толкование Писания прежде всего должно начинаться с выяснения этого исторического контекста буквально, фактически, а потом уже можно искать духовно–аллегорический смысл, имея в виду то, что никакое аллегорическое толкование не должно затемнять или перетолковывать фактическую реальность описываемого. Иначе Писание превратится в оторванную от жизни мутно–туманную фантазию. А уяснение исторического и органически соединенного с ним духовного контекста только и может дать правильное и точное понимание Писания.

Например, в Ветхом Завете гуманитарно–настроенных и абстрактно–мыслящих людей часто отталкивают кровавые жертвоприношения, жестокости и проч. Да, с современной точки зрения все это ужасно; но тогда уровень народа был таков, что со стороны Бога нужны были очень грубые, зримые и жесткие, порой до крайности, педагогические меры, чтобы отвлечь Израиля от язычества, чтобы повысить нравственный уровень его. То есть нужно исходить в оценке не из сегодняшнего уровня развития человечества, а из тогдашнего - очень низкого (хотя сегодня мы усиленно возвращаемся на тот уровень).

Новый Завет, и сам по себе всегда действующий на людей, при уяснении исторического контекста становится гораздо понятнее и глубже. Мнимые противоречия, которые некоторые усматривают в смысле Писания, устраняются именно уяснением контекста.

Яркий пример ошибки не–учтения исторически–духовного контекста - Лютеровское зацикливание на оправдании «только верою». В подтверждение своей теории Лютер приводил слова Ап. Павла, что от дел закона не оправдывается никто, а только верою во Христа; но не учел Лютер, что Апостол имеет в виду лишь ветхозаветный закон, и эти места из его посланий - конкретно–историческая полемика против иудействующих христиан; не приняв во внимание этот контекст, Лютер распространил узкий смысл апостольских слов на дела веры вообще, и вверг в ересь пол–Европы. Итак, без знания контекста Св. Писание для нас становится в некоторой степени абстрактным, нереальным, и мы не всегда понимаем именно то, о чем хочет нам сказать та или иная библейская книга.

4. Необходимо учитывать особенности библейского языка. Это относится, во–первых, к описанию Бога: Он ходит, смотрит, гневается, раскаивается проч. Конечно, это нельзя понимать буквально, но лишь описательно, применительно к ограниченному человеческому восприятию. Далее, в Св. Писании часто бывает несколько пластов смысла, напр., описываются события, а под ними лежит уяснение действия Божия в подобных ситуациях. Потом, есть особенности пророческого языка, когда пророк предсказывает сразу несколько событий - историческое и мессианское одновременно. Пример такого языка мы видим в Мф. 24, когда Господь одновременно предсказывает разрушение Иерусалимского храма и конец мира сего. Если не учитывать пророческий язык, способ выражения, то, воспринимая текст линейно, мы придем к выводу, что Господь обещал конец света уже при жизни апостолов: не прейдет род сей, как всё это будет (Мф.24:34), что неверно. И много других мест Писания, где необходимо учитывать особенность формы изложения.

5. Наконец, еще один момент, очень важный - восприятие Св. Писания в целости. Вот мы сказали с вами, что Св. Писание содержит все истины спасения в такой полноте, что невозможны кривотолки. Но кривотолки всё же существуют, и их много. А все потому, что Писание - не реестр, не параграфированная инструкция, где все перечислено схематично, как мы с вами перечисляем. Особенность Писания - то, что эти истины обретаются нами не в одном месте собранными, но в разных местах, на всем пространстве Писания.

Например, Нагорная проповедь дает нам идеал христианской нравственности. Многие, как Толстой, ею одной и ограничиваются, крича: в этом христианство! остальное - лишнее! Но в другом месте Господь говорит: если не будете есть Тело Мое и пить Кровь Мою, не будете иметь в себе жизни (Ин. 6) - то есть учит о необходимости причащения Св. Тайн. Еще в другом месте: кто Церковь не послушает - будет тебе как язычник и мытарь (Мф. 18) - т. е. надо слушать Церковь. Ап. Иоанн говорит: если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши (2 Тн.) - вот и исповедание грехов. Непрестанно молитесь (1 Сол.), блюдите, да не отягчаются сердца ваши объедением и пьянством и заботами житейскими (Мф.) - вот и аскетическая жизнь. Ап. Павел говорит: назидайте себя псалмами, пением, песньми духовными - вот и Богослужение.

Всё в Писании есть, мы видим - только не в одном месте, а в разных. И поэтому мы должны воспринимать Писание именно в целости. И если мы хотим узнать о том или ином вопросе - например, о молитве, нужно собрать все места Писания, а не только «Отче наш»: и «бдите и молитесь», и «постом и молитвою», и «непрестанно молитесь» - все : и тогда узнаем Богооткровенное учение, как оно есть. А то выберут текст об «Отче наш» - и всё. Нарушение этого правила приводит к ересям («ерео» - выбираю (греч.)) - т. е. когда из Писания выхватывается что–то одно, особое, отдельное, и на нем основывается система взглядов, без учета целости Писания - т. е. что говорится о том же во всем Писании в других его местах, - без учета также и всего того, о чем мы сказали - контекста, языка и проч.

Вот пять пунктов, которые необходимо иметь в виду, изучая Св. Писание. Мы сказали о них кратко; а вообще, это тема неисчерпаемая, если ею заниматься подробно.

Теперь несколько слов нужно сказать о месте Св. Писания в жизни Церкви. Оно исключительно велико. В Церкви всё возводится к Св. Писанию. Любое действие Церкви, любое таинство, любой чин, всякая богословская мысль, все стороны церковной жизни, особенно - Богослужение - центр жизни православного христианина, - опираются на Св. Писание и в нем имеют свое основание. Всякое церковное соборное решение обязательно опирается и ссылается на Св. Писание. Так что коль скоро что–то в Церкви (не в самой Церкви, а в наличной церковной действительности) не соответствует, противоречит Св. Писанию, то не может считаться церковным. Это налагает на нас непременно обязанность - изучать Св. Писание, поучаться в законе Господнем день и ночь, как говорится в псалме 118. Свт. Феофан пишет: «Божественные стихии, Церковь Божию питающие, суть: Слово Божие и Св. Таинства» (Свт. Феофан. Дополнительные письма, стр. 221), и сколь обязательно для спасения участие в Таинствах, столь же необходимо изучение Св. Писания и жизнь по нему.

Преп. Антоний Великий говорил, что на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Св. Писания (Достопамятные сказания… М.,1999, с. 17), а для этого оно, особенно и преимущественно Новый Завет, должно быть постоянным предметом нашего внимания. Преп. Серафим Саровский сам еженедельно прочитывая Новый Завет, советовал так изучить его, навыкнуть ему, чтобы ум как бы «плавал» в словах Писания. Свт. Тихон Задонский знал наизусть Псалтирь и Новый Завет. Преп. Пахомий Великий, основатель общежительного монашества, вменял в обязанность монахам знать Новый Завет наизусть. Святые Отцы, без исключения, основывали как свою жизнь, таки богословие на Св. Писании. Все богослужение пронизано Св. Писанием, и, обще говоря, Писание (наряду с Таинствами) - фундамент жизни Церкви; и мы не можем быть настоящими членами Церкви, не зная хорошо Св. Писания Нового Завета.

Но, к сожалению, в православной среде Св. Писание не занимает того места, которое оно должно иметь в Церкви. Евангелие износится каждое воскресенье в храмах для лобызания, оно благоукрашается роскошными окладами; многие воцерковленные люди имеют в своем молитвенном правиле главу Евангелия и главу Апостола. На этом у многих православных обязанности по отношению к Св. Писанию заканчиваются. Читать и изучать многие христиане предпочитают разные многочисленные брошюры, жития старцев и стариц, описание чудес, православные «страшилки», книги апокалиптического содержания, антиглобалистскую национально–патриотическую литературу и проч. Но Св. Писания люди не знают, и даже не сознают своей непременной обязанности знать его.

Я очень часто сталкиваюсь с таким, например, явлением: на беседе перед крестинами люди, в ответ на рекомендацию прочитать Евангелие в качестве подготовки к Таинству удивляются, возмущаются и говорят: «что–то у вас порядки какие–то странные, на большинстве приходов не требуют этого» (!). Другой пример. К одному священнику пришла прихожанка и жалуется на соседку, что она, прочитав литературу, данную ей, говорит: не пойду в вашу церковь. Батюшка спросил: а что Вы ей дали? Ответ: брошюрки разные, о грехах, о мытарствах, о Страшном Суде и проч. Батюшка: почему же Вы не дали ей сначала Евангелие? На это ответа не последовало. Ревнительнице воцерковления своей подруги не пришло в голову, что начинать его надо с Христа, Откровения о Нем. Можно привести также всю недавнюю дискуссию об ИНН, - когда незнание Писания приводит к хуле на благодать Божию.

Без знания Писаний в нашей церковной среде расцветает язычество, обскурантизм, шовинизм, нелепейшее обрядоверие и невежество. Некоторые даже считают, что Писание читать вредно - «умом тронешься», или возгордишься. Достаточно–де, в Церковь «ходить», и всё. Это всё, безусловно, дьявольские ухищрения, отрывающие человека от источника знаний о Христе, препятствующие человеку спастись и прийти в познание истины. «Недоверие» к Св. Писанию имеет давнюю традицию и некоторую даже укорененность в православном бытовом сознании; для многих Православие определяется вовсе не Писанием, а совсем другим - огромным количеством разных явлений, исторически напластовавшихся на Церковь: явлений, которых - начни их сверять со Св. Писанием - немного останется. Иллюстрацией этого могут служить пятидесятилетние усилия Свт. Филарета Московского по переводу Св. Писания на русский язык. Сколько препятствий пришлось преодолеть ему! Сколь сильное восстание было против того, чтобы христиане могли дома у себя читать Слово Божие на родном языке! И до сих пор библейская наука в Православии очень слаба, гораздо успешнее она развивается у латинян и протестантов - но там она не ограждена православными принципами толкования Писания.

И, наконец, самое важное. Св. Писание дано нам Богом, чтобы мы не просто извлекали из него информацию, - а чтобы по нему жили . Многие вещи, непонятные нам в Писании при поверхностном чтении, уясняются опытом христианской жизни. Писание открывает нам свой смысл, если мы понуждаем себя жить по Евангелию, по заповедям Христовым. И здесь, к сожалению, и наличествует главный «зазор» между Церковью - содержательницею Писания и духовного опыта жизни, из него вытекающего, - и наличной церковной действительностью, т. е. нами - православными христианами. Увы! Не Св. Писанием многие из нас руководствуются в повседневной жизни…

Закончим мы поэтому рассуждение о Св. Писании призывом - не только любить его, изучать его, читать его как можно чаще, и не как «правило», а как необходимейшую духовную пищу, - но и приложить усилие к тому, чтобы Новый Завет сделался нашей жизнью, руководством для всей нашей, и внешней, и внутренней, деятельности, и критерием, определяющим как наше мировоззрение, так и все наши поступки.