Бакст произведения. Лев Бакст и Dolce & Gabbana (IV зал)

Лев Розенберг появился на свет в г. Гродно в 1866 г. Однако он провёл почти все свои детские годы в Петербурге, где проживал его дедушка, который любил называть себя не иначе как «парижанин Второй империи». Он, действительно, всегда предпочитал роскошь во всем, что его окружало. В 1891 г. 25-летний Лев решил взять звучную фамилию «парижанина» и стал Бакстом.

Бакст (Розенберг) Лев Самойлович

С детства Лёва любил играть в театр и ставить перед зрителями, которыми были его сестрёнки, небольшие импровизированные пьески. 12-летним подростком он победил в гимназии на конкурсе портрета Василия Жуковского. Родители не принимали всерьёз его увлечений, и Лёвушка часто занимался рисованием украдкой, когда никого не было рядом или ночью. Чтобы его не заметили, он не зажигал света, а рисовал около окна при свете луны.

Чтобы окончательно определиться есть ли у мальчика талант, родители отослали его «произведения», как они в шутку называли рисунки сына, в Париж знакомому скульптору М. Антокольскому. Ответ пришёл быстро – Антокольский порекомендовал продолжать обучение живописи. В 1883 г. Лев поступает вольным слушателем в Академию художеств Петербурга в класс Чистякова. Его преподавателями также были Вениг и Аскназий. Позже, в объявленном конкурсе юноше не повезло и он ушёл из Академии.

Спустя короткое время Бакст знакомится с А. Бенуа и под его влиянием увлечённо рисует акварелью. Его другом также становится Валентин Серов.

В 1892 г. появляются уникальные портреты, написанные акварелью, работы Бакста. В 1893 г. художник уезжает в столицу Франции на три года. Он посещает одну из лучших художественных студий Парижа, а затем берёт частные уроки у живописца Эдельфельта. В этот время он просто влюбляется в произведения романтиков и импрессионистов и пытается им подражать..

Бакст решает повторить пусть своего идеала – Делакруа и едет в Алжир. После этой поездки, в его творчестве явственно проступают черты декоративизма. Он усердно работает и жалуется на «неизвестность». Однако, эти слова не были истиной. Игорь Грабарь в одной из своих статей пишет, что Бакст «отлично рисует и в будущем несомненно будет замечательным колористом...».

В 1889 г. в столице создается кружок, который впоследствии станет центром «Мира искусства». Руководитель кружка А. Бенуа. Бакст старше всех и только он имел за плечами Академию и художественные курсы. Но это не вызывало у него даже тени самодовольства. Он посещает организованные А. Нуроком «Музыкальные вечера», увлеченно читает произведения современных писателей.

Как известно, «модернистам» России была близка немецкая и финская школы живописи. И в Петербурге они организовали Выставку этих живописцев. В её организации приняли участие многие известные художники из Москвы и Петербурга. Чуть позже модернисты занялись основанием своего художественного журнала «Мир искусства». Руководителем был Сергей Дягилев, а художественный отдел возглавил Лев Бакст, который и предложил эмблему журнала – Орёл. В графике Бакст часто использовал – вазы Древней Греции, различные гирлянды, фавнов... Все его рисунки легкие и очень изящные. Они великолепным образом сочетаются с текстом.

Бакст хотел сделать журнал исключительным во всех смыслах. У журнала должен быть неповторимый образ, – считал он. Он много пишет литографий и получает прозвище несравненный «дерзкий график».

В начале девятнадцатого столетия журнал проводит выставку картин, которая имела оглушительный успех у публики. В газетах и журналах появляется множество хвалебных рецензий. Здесь были представлены и произведения Бакста. В работе «В кафе» художник создает удивительный образ женщины – колдовской, загадочной. Он использует лишь несколько расплывчатых цветов. В 1903 г. он пишет светлый и даже какой-то тёплый портрет Л. П. Гриценко-Бакст.

Бакст часто занимался оформлением выставочных залов, легко мог создать утончённый и изысканный интерьер будуара. Сочетание его любимых зеленоватых и лазурных полутонов всегда выглядело свежо и восхитительно.

Его приглашали поработать и в сатирические журналы, где он зарекомендовал себя превосходным, остроумным карикатуристом. Долгое время Бакст работал над оформлением знаменитых на весь мир дягилевских «балетов». В Петербурге он считался одним из модных портретистов. Заказать у него парадный портрет считалось высшим шиком, символом престижности и благосостояния.

Когда в Петербурге Е. Званцева открыла свою школу живописи, в ней некоторое время преподавал Бакст. Он учил вырабатывать собственный стиль, не подражая никому из знаменитостей. Бакст одним из первых оценил удивительный талант Шагала.

В 1910 г. Бакст работал в Париже, создавая декорации для целой дюжины спектаклей и костюмы к ним. Подлинным открытием балета на музыку Дебюсси в стиле экспрессионизма стала работа Бакста и непревзойдённого В. Нижинского.

Бакста приглашали для сотрудничества руководство фирмы Пакен и модные дома известных дизайнеров. Художник долгое время проводил во Франции, и в США, оформляя спектакли для «Гранд-опера», труппы Иды Рубинштейн. Писал замечательные либретто.

Льва Бакста не стало в декабре 1924 г. Ему было только пятьдесят восемь лет. Такая короткая жизнь, но как много он успел сделать, как много оставил после себя великолепных творений в различных жанрах искусства.

Начало ХХ века прошло в Европе под знаком “Русских сезонов” Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза “Русский балет С. Дягилева”. Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до “Русских сезонов” парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

Над декорациями к “Русским сезонам” работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!

Бакст Л.С. Портрет С.П.Дягилева с няней. Фото: ru.wikipedia.org

Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль “декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.

Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.

Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.

Автопортрет. Фото: ru.wikipedia.org

Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.

Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя - Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно - 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) - художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст - производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал .

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.

Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) - советский историк Альберт Захарович Манфред.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Автопортрет

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя - Лейб-Хаим Израилевич , или Лев Самойлович Розенберг ; 1866-1924) - российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства » и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева .

Биография Бакста

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа , К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым , Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства " (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.

Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии . С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров.). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях"Русских сезонов" Дягилева . "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета , а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. 27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словамМаксимилиана Волошин а, "Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни ".

У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи , виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов : Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана, Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова, Андрея Белого, г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры , иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа , они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble"ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.

Декорации к балету "Шехерезада" 1910

Жар-птица ". 1910. 25 x 18 см. Акварель.

К балету "Садко"

Декорации к балету "Дафнис и Хлоя" 1902

Балет "Шехерезада"

Костюм к балету "Шехерезада"

Костюм к балету "Шехерезада"

Эскиз к балету "Елена Спартанская"

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Декорации "Дафнис и Хлоя"

Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос"

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)

9 мая 1866 года в городе Гродно (Беларусь) родился Лейб-Хаим Израилевич Розенберг – будущий русский художник, сценографист. Имя, под которым его знает весь мир – Лев Самойлович Бакст – он взял себе от деда только в двадцатипятилетнем возрасте.

Интерес к рисованию появился у мальчика в раннем возрасте и проявлялся в создании декораций к собственным пьесам. Отец увлечение сына не одобрял, поэтому Бакст всячески скрывал от него свое пристрастие к живописи, рисуя по ночам.

Жизнь художника была полна творчества – он рисовал портреты, сотрудничал с журналами, рисовал декорации к спектаклям и преподавал.

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Чистякова, Венига и Аскназия. Проиграв в конкурсе на серебряную медаль, Бакст покинул Академию и через некоторое время, подружившись с Альбертом Бенуа, увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств.

В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1893 вновь приехал в Париж, где работал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Повторяя путь своего кумира - Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. Бакст много работал и, по его словам, «изнемогал от неизвестности». Хотя его ценили. Игорь Грабарь, например, отмечал, что Бакст «свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста...».

По заказу великого князя Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95; М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896-97).

В 1892 году появилось несколько акварельных портретов Бакста - «Кармен», «Испанец», «Боярыня», «Украинка».

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы» (1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902-05). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов.

Мир искусства. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".

В 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который позже стал ядром художественного объединения «Мир искусства». Во главе его стоял Александр Бенуа, а среди членов были Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов и другие. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Однако он всегда чувствовал себя среди молодых «мирискусников» очень свободно, ходил на организованные Альфредом Нуроком «Вечера современной музыки», увлекался творчеством Обри Бердслея, Теофиля Стейлейна, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Представителям русского «модерна» особенно близка была немецкая и североевропейская школы. Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, в которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие.

Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала «Мир искусства». Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом - Дмитрий Философов, музыкальным - Вальтер Нувель. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Именно Бакст придумал марку журнала «Мир искусства», на которой был изображен орел. Сам художник так объяснял эту аллегорию: «Мир искусства выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой». Среди мотивов, которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике,- античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Необыкновенно легки, изящны контурные рисунки Бакста, которые точно и гармонично сочетались с текстом. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Лучшими из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И.Левитана, «Женский портрет» и «Голова старухи». Современники, исходя из того, как Бакст умел свободно владеть контуром,сопоставлять разные способы рисунка, называли его «дерзким графиком».

На обложке первого номера «Мира искусства» за 1902 год мы видим даму в затейливой шляпке и господина в цилиндре, стоящих друг против друга и прислонившихся к стенам комнаты, интерьер которой пугает своей причудливостью. А в заставке к стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942), опубликованному в журнале в 1901 году, Бакст изображает обнаженного, но явно бесполого ангелочка, опирающегося на цилиндрическую тумбу.

Помимо иллюстрирования журнала художник создавал и печатал в них и свои работы. Следует отметить, что художественный подчерк Бакста настолько тонок, что контуры его рисунков нисколько не выделялись из текста, а наоборот, гармонично дополняли его.

Работа в журнале «Мир искусства» заключалась не только в иллюстрировании самого журнала, но и в художественном оформлении залов, где редакцией журнала устраивались выставки. Здесь Лев Бакст проявлял себя не только как художник, но и как отличный дизайнер, способный создать утонченный интерьер.

Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

«Портрет С.П. Дягилева с няней» (1906, ГРМ), подобно ранним портретам Бенуа и Розанова, продолжает галерею изображений людей, близких Баксту. В этом портрете контрастно сопоставлены два возраста, две фигуры, два состояния – спокойная, уютная старушка, нежно любимая всеми друзьями Дягилева и бывшая для них своей Ариной Родионовной, и сильная, энергичная фигура Дягилева, вскинувшего голову с эффектной седой прядью. Скрытое движение, сила чувствуются в Дягилеве, и своеобразная кадровость композиции подчеркивает это. Текст скрыт

Бакст Лев - белорус по происхождению, русский по духу, проживший много лет во Франции, в истории известный как выдающийся российский художник, театральный график, сценограф. Его творчество предвосхищает многие тенденции 20 века в искусстве, оно сочетает черты импрессионизма, модернизма и символизма. Бакст - один из самых стильных и утонченных художников России рубежа веков, оказавший мощное влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

Семья и детство

Бакст Лев Самойлович родился в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье, в белорусском городе Гродно. Семья была большой, с патриархальными устоями. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, поэтому сын часто гостил у деда в Петербурге. Тот был достаточно богат, он был модным портным, любил роскошь и светскую жизнь, вел парижский образ жизни, который очень нравился внуку. Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Именно в честь деда юноша берет фамилию Бакст, немного сократив ее, вместо своей настоящей - Розенберг, которая казалась ему совсем не поэтичной. Еще в детстве будущий художник любил разыгрывать перед сестрами сценки собственного сочинения, у мальчика были буйная фантазия и явные склонности к рисованию.

Призвание и учеба

В 12 лет он выиграл конкурс на лучший портрет А. Жуковского в гимназии. Бакст Лев мечтал учиться живописи, но отец не признавал такого несерьезного занятия в жизни, как рисование, и долгое время мальчику приходилось предаваться любимому занятию тайно, по ночам. В качестве последнего аргумента отец решил спросить совета у скульптора Марка Антокольского, ему в Париж были посланы рисунки будущего живописца. И когда был получен ответ, что в работах явно виден талант автора, отец сдался.

В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Лев Бакст, биография которого теперь навсегда связана с искусством, учился у таких преподавателей, как Чистяков, Аскназия, Венига, показывал хорошие результаты в течение четырех лет. Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. Его работа была вычеркнута из списка участников из-за того, что все персонажи на картине на библейскую тематику имели еврейские черты. Этого художник стерпеть не смог. Навыки полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Поиски пути в искусстве

Оставив учебу, Бакст Лев вынужден искать заработок, его отец умер, и ему нужно было помогать семье, которую в основном содержал дед. Ему помогло то, что еще во время учебы он завел связи в издательстве, где стал оформлять недорогие книги. Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. В 1890 году он сближается с братьями Бенуа, они вводят Бакста в кружок прогрессивной творческой молодежи. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. В 1891 году Лев впервые едет за границу, он объехал Германию, Италию, Бельгию и Францию, осматривая музеи. С 1893 по 1896 год он занимается в студии в Париже. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист.

Бакст-портретист

Художник Лев Бакст был вынужден постоянно выполнять заказы, которые не доставляли ему удовольствия. Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. В них проявилась художника, его мастерство рисовальщика и умение проникнуть в психологию персонажа. Начав писать портреты в 1896 году, он периодически обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Среди его лучших работ называют портреты И. Левитана, зрелые работы начала 20 века, портреты З. Гиппиус, И. Рубинштейн, С. Дягилева с няней, Ж. Кокто, В. Цукини. Большую часть творческого наследия художника составляют рисунки, он делал зарисовки привлекших его внимание лиц, набрасывал портреты знакомых и друзей.

Бакст-живописец

Лев Бакст, картины которого поражают разнообразием, много экспериментировал с живописной техникой. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки. Он мало работал в жанре пейзажа, но имеющиеся работы показывают импрессионистское видение художника. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора. Лев Бакст, выставка которого сегодня могла бы собрать большое количество поклонников его творчества в любом городе мира, не испытывал в себе уверенности как в живописце. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма. Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас».

Бакст и театр

Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах. Он очень любил этот вид искусства. Лев Бакст, выставка театральных декораций и костюмов которого неизменно сопровождается аншлагом, много и с большим удовольствием работает для театра С. Дягилева. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром Именно в сотрудничестве с ним Бакст совершает настоящую революцию в сценографии и театральном оформлении.

Разнообразный талант

Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером. Он нередко придумывал костюмы, и не только для сцены. Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Он создавал дизайн интерьеров для изысканных дамских будуаров, для помещения дягилевской антрепризы. Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Работая над театральными обнаружил в себе талант стилиста, он рисовал эскизы дамских нарядов и стал настоящим законодателем моды в стиле модерн. Также он оказался хорошим педагогом. Елизавета Званцева пригласила в 1900 году Бакста в свою художественную школу, где он старался помочь юным дарованиям найти свой стиль в живописи. Именно он первым увидел талант в своем ученике - Марке Шагале.

Личная жизнь

Лев Бакст, картины которого пользовались таким успехом и принесли ему большую известность, был совсем неудачлив в личной жизни. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой. Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. В Петербурге он влюбляется в дочь П. Третьякова, которая к тому времени была вдовой с ребенком на руках. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника - Андрей. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. Но он продолжал дружить с бывшей женой и падчерицей, в 1921 году они по его приглашению смогли покинуть Советский Союз и поселиться в Париже.

В последние годы жизни Бакст очень много работал в Париже, Америке, Англии, это подорвало его здоровье, и 28 декабря 1924 года он скоропостижно скончался.