Почему листья осенью приобретают разную расцветку. Как объяснить ребенку, почему листья на деревьях меняют цвет Причины изменения осенней окраски листьев

Цель проекта:

  • выяснить, что влияет на изменение цвета листьев

Задачи проекта: Что я должна сделать:

  • изучить специальную литературу,
  • узнать какие изменения происходят с деревом в течение года,
  • обосновать, что все эти изменения происходят под влиянием природы,
  • провести опыт на нахождение в листьях хлорофилла,
  • провести анкетирование среди одноклассников и сделать качественный анализ результатов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Почему листья меняют цвет?»

Демяненко София Денисовна,

Ученица 3 «В» класса,

МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП»

Руководитель:

Юркина Светлана Владимировна,

Учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП»

г. Нижневартовск, 2017 год

Введение.

Основная часть

2.1.

Теоретическая часть

2.2.

Практическая часть

Заключение.

Информационный источник

  1. Введение.

Мир растительности, который нас окружает, очень красивый и разнообразный. Вокруг, особенно летом, людей окружает зеленый цвет – это обилие свежей травы, красивые пышные деревья и кусты. Многие знают, что растительность обеспечивает нас кислородом, но почему листья зеленые, может быть известно не всем.

Своей прелестью осень обязана сбалансированным природным процессам. Ни один листик не падает с дерева просто так. Это единый бесконечный цикл, в котором каждый элемент подчиняется законам Природы. Деревья разнообразны, поэтому и вещества, которые содержатся в их листьях, различны. В зависимости от наличия тех или иных веществ, листья окрашиваются осенью в разные цвета.

Растительный мир разнообразен и красив. Когда мы думаем или говорим о природе, на ум сразу приходит обилие сочной зеленой травы и пышущие кислородом деревья, покрытые зеленой листвой. А почему же листья зеленые? Тема моего проекта вызвана желанием объяснить чудесные превращения в природе.

Моя гипотеза:

  • Если понаблюдать за природой, то можно узнать закономерность изменения окраски листьев.

Теоретическая значимость работы в том,

  • что в ней я делаю попытку понять, почему листья меняют цвет.

Практическая значимость работы в том,

  • что собранная информация будет использована на уроках окружающий мир

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершении и в долгосрочной перспективе:

  • Проинформировать ребят

Объект исследования:

  • листья деревьев

Предмет исследования:

  • изменение окраски листьев.

Методы, которые применялись в исследовании:

Цель проекта:

  • выяснить, что влияет на изменение цвета листьев

Задачи проекта: Что я должна сделать:

  • изучить специальную литературу,
  • узнать какие изменения происходят с деревом в течение года,
  • обосновать, что все эти изменения происходят под влиянием природы,
  • провести опыт на нахождение в листьях хлорофилла,
  • провести анкетирование среди одноклассников и сделать качественный анализ результатов.

Методика проведения исследования:

  • Поиск информации в Интернете;
  • Проведение практического исследования (анкетирование, опрос, диалог, опыты).
  • Проведение опыта на наличие в листьях хлорофилла.

2. Основная часть.

2.1. Теоретическая часть.

С вой яркий внешний вид живая растительность приобретает весной и сохраняет на протяжении всего лета. Узнать, почему листья у растений зеленые, помогают знания из биологии.

Из чего состоит лист? Листья наравне с корнем и стеблем являются главными вегетативными органами растений. Однако от всех остальных органов листья отличаются особой сложностью в своем строении. Ботаники различают внешнее (форма, цвет) и внутреннее (ткани) строение листа растения. Хочется отметить, что от строения листа напрямую зависит процесс фотосинтеза, который так необходим всем живим существам, включая и человека. Любое повреждение структуры листа приведет к тому, что фотосинтез происходить не будет.

Внешнее строение листа растения. Все растения разные, соответственно, их листья тоже имеют разнообразные формы. Практически у всех растений лист состоит из черешка и листовой пластинки. Последняя выполняет все основные функции листа, так как состоит из всех основных составляющих. Черешок – это сильно суженная часть листа, с помощью которой он крепится к стеблю. Благодаря тому, что черешок имеет достаточно хорошую упругость, листовая пластинка способна выдерживать большие для нее нагрузки, например, удары капель дождя. Некоторые растения имеют у черешка специальные прилистники, которые защищают молодые листья. Каждый листочек располагается на стебле таким образом, чтобы избежать затмения друг друга. Это является своеобразной адаптацией растения для выживания.

Внутреннее строение листа растения. Внутри листовая пластинка покрыта прозрачной кожицей, так называемым эпидермисом растения. Эта кожица состоит из целостного слоя живых клеток, переплетенных друг с другом. Главная функция такой системы – защитная. Далее в строении листа растения выделяют столбчатую ткань. Эта ткань цилиндрической формы и берет участие в фотосинтезе. Так как столбчатая ткань необходима для фотосинтеза, она располагается в верхней стороне листа. Также в листе существует губчатая ткань округлой формы, которая также служит для процесса фотосинтеза, а также участвует в газообмене и в испарении воды из листа. Большинство структуры листа занимает проводящая ткань. Она состоит из специфических жилок, которые разделяются на луб и древесину. По этим жилкам передается сахар (образованная глюкоза в процессе фотосинтеза) из листьев во все остальные органы растения. То есть они выполняют транспортную функцию глюкозы по растению. В состав жилок входят волокна. Это толстостенные клетки, которые защищают жилки листа от повреждений. Во внутреннем строении листа растения нельзя не упомянуть хлоропласты. Пластиды зеленого цвета, с помощью которых происходит образование органических веществ в молодой листве – главная составляющая любого растения.

Я узнала, что осенью листья на деревьях меняют свой привычный зеленый окрас и падают. Мы говорим: природа умирает. Говоря научным языком, этим процессом руководит хлорофилл, вещество, содержащееся в листве дерева. Дело всё в том, что цвет листа зависит от содержания в нем этого самого вещества. Он окрашивает листву в зеленый цвет. С наступлением холодов выработка хлорофилла прекращается и наступает его разложение. В этот момент начинают проявляться другие пигменты, которые всегда присутствовали в листве, но заглушались хлорофиллом.

Растительная клетка состоит из хлоропластов (если вы посмотрите на лист растения под микроскопом, то сразу же увидите их), а хлоропласты, в свою очередь, содержат хлорофиллы – пигменты зеленого цвета. Они участвуют в важнейшем процессе фотосинтеза, который обеспечивает дыхание, рост и питание растения (если вы подзабыли явление фотосинтеза, можно прочитать о нем в статье Что такое фотосинтез). Когда луч солнца падает на лист, хлорофилл отражает зеленый цвет, а остальные цвета солнечного спектра поглощает. Стоит отметить, что цвет на листке может быть разной насыщенности. Яркие цвета свидетельствуют о большом скоплении хлорофилла, тусклые – о незначительном. В листе также есть другие пигменты. С наступлением осени солнечного света становится всё меньше, поэтому хлорофилл, так сказать, теряет свою прежнюю силу, и лист меняет цвет, так как в нем превалируют другие пигменты. Вот почему мы можем любоваться приятным зеленым цветом весной и летом, а осенью наблюдать за резкой переменой оттенков на яркий желтый и горячий красный.

2.2. Практическое исследование

Я задала своим одноклассникам несколько вопросов на тему моего исследования, для того чтобы узнать, что они думают: «почему листья меняют цвет?»

  • Кто красит листья в зеленый цвет?
  • Почему летом они именно зеленые?
  • Почему осенью они меняют цвет?
  • Почему хвойные деревья зеленые круглый год?
  • Почему летом они только зеленые, а осенью окрашены разными цветами?

Вывод: Опрос показал, что многие не знают причину смены окраса листьев. Большинство учеников считает, что виновником окраски листьев является смена времен года или само дерево. Несколько ребят (4 человека) мыслили в правильном направлении - на их смену цвета листьев влияние оказывает солнце.

Опыт: Доказательство наличия пигмента хлорофилла в листе.

Для того чтобы самой убедиться, что в листьях есть хлорофилл, я с учителем биологии Ольгой Романовной провела опыт. Ольга Романовна сделал тонкий надрез на листе. Положила срез между стеклышками. И через микроскоп я увидела хлоропласты, в которых и находится хлорофилл.

  1. Заключение.

Работа над проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания – узнала,

  • что такое хлорофилл и для чего он нужен,
  • что цвет листьев зависит от содержащихся в нем пигментов;
  • что весной все листья одинаково окрашены из-за наличия в них пигмента хлорофилла, который поглощает все цвета, кроме зеленого;
  • что после разрушения хлорофилла листья меняют цвет и в листьях хвойных деревьев хлорофилл не разрушается, поэтому они всегда остаются зелеными.

Вывод: деревья разнообразны, поэтому и вещества, которые содержатся в их листьях, различны. В зависимости от наличия тех или иных веществ, листья окрашиваются осенью в разные цвета.

  1. Информационный

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «№ 18»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Индивидуальный проект на тему:

«Почему листья

меняют осенью окраску?»

Ворфоломеева Дарья

обучающаяся 1 а класса

руководитель проекта

Етеревская Людмила

Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 18» ЭМР

Саратовской области

Саратов, 2015

    Описание проекта…………………………………………………………………. с. 3 - 5

    Введение……………………………………………………………………… с. 3

    Этапы проекта и ожидаемые результаты…………………………………... с. 4 - 5

1 этап: выбор метода исследования, ход исследования……………… …… с. 4

2 этап: изучение литературы по данной тематике, ожидаемые результаты…с. 4

3 этап: обобщение и систематизация информации……………………………с. 4-5

4 этап: выбор продукта проектной деятельности…………………………… с. 5

    Выводы (значение проекта для использования на практике)…………… … с. 5

    Рефлексия проектной деятельности…………………………………………….с. 5

    Информационно – методическое обеспечение…………………………………… с. 6

    Приложения:………………………………………………………………………. с. 7 - 9

Почему листья меняют осенью окраску

Описание проекта

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

В.Д. Берестов

Введение

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я вместе с мамой люблю гулять по осеннему парку или лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Однажды осенью, я собирала красивые листья для уроков технологии. Рассматривая их, я задалась вопросом: почему листья изменили цвет? Почему окраска с зелёного изменилась на жёлтую и красную? Зачем вообще нужны листья дереву?

Я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания.

Чтобы ответить на эти вопросы, проведу исследование.

Цель: найти научные доказательства причин изменения окраски листьев.

Задачи:

    изучить специальную литературу;

    выяснить какое значение играет лист для дерева;

    изучить причину изменения цвета листьев;

    ответить на вопрос: почему одни листья краснеют, а другие желтеют;

    разработка и оформление информационного буклета на тему проекта

Вид проекта:

по комплектности: межпредметный

по количеству участников: индивидуальный

Этапы проекта и ожидаемые результаты

1 этап - организационный . Основной метод данного этапа - наблюдение изменений в природе. Систематическое наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях позволило сделать вывод о том, что цвет листьев меняется у разных деревьев по – разному.

Результаты наблюдения в приложении 1.

Также я использовала метод опроса одноклассников. Я выясняла – знают ли они, почему осенью листья меняют цвет? Результаты в приложении 2.

2 этап – теоретический . Основной метод – изучение литературы и поиск информации в интернете.

Изучив статью в энциклопедии для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений» Т. Д. Нуждиной, и, прочитав статьи вместе с мамой в интернете, я поняла:

    какую роль играет лист в жизни дерева;

    узнала части листа;

    открыла причину смены окраски листьев осенью;

    нашла много интересной дополнительной информации по данной теме.

3 этап – практический . Основной метод – работа с информацией.

Интерес к данной теме появился во время прогулок по осеннему лесу. В результате наблюдений и изучения литературы я узнала новые понятия и факты:

    Листья всё лето работают: кормят дерево, добывают ему питание из воздуха с помощью солнечного света, защищают от солнечных ожогов ветки и ствол. Не пропадут даром листья, которые упали осенью и остались лежать под деревьями. Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза. Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево.

В ходе исследования я нашла интересные факты про изменение окраски листьев; подобрала народные приметы, пословицы, нашла авторскую сказку о листьях, сделала фотографии осенних деревьев, сделала поделки из опавших листьев для уроков технологи.

Полученные мной сведения легли в основу выступления, презентации и информационного буклета для одноклассников.

4 этап – итоговый . Основной метод – анализ результатов проведенной работы.

Вначале проекта, я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания. Мои предположения не подтвердились.

Я выяснила, что осенью, по мере угасания деятельности листа в нем замедляется, а затем, совсем прекращается образование хлорофилла; разрушение же хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые - красные пигменты проявляются.

Я нашла научные доказательства причин изменения окраски листьев, то есть поставленная мною цель достигнута.

Выводы

Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания – узнала, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировала свою наблюдательность, училась работать самостоятельно, попробовала свои силы в работе на компьютере и творческой работе с сухими листьями. Полученные знания я применила на уроках окружающего мира и технологии. Я выступила перед одноклассниками и представила результаты своей работы.

Рефлексия

В ходе работы над проектом я научилась работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и учителем, делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.

Считаю, что поставленной цели я достигла.

Информационно – методическое обеспечение:

    Т.Д. Нуждина Э нциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль Академия Холдинг 2003

Приложение 1

Результаты наблюдения за изменением цвета листвы

Приложение 2

Результаты опроса одноклассников

Приложение 3

Сказка

Почему листья меняют осенью цвет?

Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.

Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:

Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели. Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?

Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.

Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.

Но как же так? ! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.

Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре. -

Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

А я-то думала, что листья ветер обрывает.

Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

Георгий Рудольфович Граубин

Почему осенью - листопад?

Как-то весной мне пришлось заночевать с товарищем на берегу сибирской реки Онон. Заснуть нам так и не удалось: наши зубы стучали от холода, хотя поверх спальных мешков мы прикрылись телогрейками и плащами.

Но каково же было наше удивление, когда утром мы увидели лужицы, которые не покрылись за ночь даже тоненькой коркой льда! А ведь поздней осенью, выезжая на охоту, мы спали в этих же самых мешках в такие ночи, когда лужи промерзали до дна, а берег быстрой таежной речки сковывал крепкий лед!

Оказывается, осенью наш организм готовится к зиме и наступление холодов ему не страшно. А весной закалка теряется - поэтому даже небольшой холод так сильно ощутим.

Не только человек, но и все живое потихоньку, исподволь готовится к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. Накапливают его летучие мыши, комары. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины... Все как по часам.

И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.

Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества.

В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.

Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.

Что произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит.

Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой.

Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи". Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.

Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

Конспект ННОД по экологии в подготовительной к школе группе «Почему желтеют и опадают листья?»

Шило Светлана Петровна – воспитатель МКДОУ д/с № 5 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.

Конспект на тему «Почему желтеют и опадают листья» полезен воспитателям детского сада для детей подготовительной группы. Данный материал можно использовать на занятиях по экологии и экспериментальной деятельности, при наблюдениях на экскурсии и на прогулке. Дети учатся исследовать такое природное явления как листопад, самостоятельно делать выводы. Знакомятся со строением листьев их разнообразием. Узнают, почему листья нельзя сжигать. Занятие интересное и поучительное.
Задачи: Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Упражнять в умении делать аппликацию из листьев. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей). Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад.
Оборудование: Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, кусочки белой ткани, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти.
Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают. Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес. Что такое лес? (ответы детей)
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин

Правильно мы попали в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!

Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер) Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев) Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад?
Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
-Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г. Граубина:
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД?
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины...
Все как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи".
Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.
Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.
Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки.
Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья?
(ответы детей)
Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.
Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)
А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение.
Опыт:№1: «Строение листьев»
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт №2: «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Опыт №3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Опыт№4: «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Одинаковые ли листья на деревьях?
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Любое путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. О чем мы говорили, что запомнилось?
(ответы детей)
Чтобы лучше запомнилось наше занятие, мы с вами украсим осенними листочками рамки для фотографий. Дети выполняют аппликацию.

Необычную гипотезу, объясняющую, отчего осенью листья европейских деревьев в основном жёлтого цвета, а Америки и Азии — красного, выдвинули биологи Симша Лев-Ядун (Simcha Lev-Yadun) из израильского университета Хайфы-Ораним (University of Haifa-Oranim) и Ярмо Холопайнен (Jarmo Holopainen) из финского университета Куопио (Kuopion yliopisto). Они считают, что во всём «виноваты» горы, существовавшие на этих территориях несколько миллионов лет назад.

Учёные заметили, что в Северной Америке и Восточной Азии преобладающим цветом осенних листьев является красный, в то время как Европа облачается в жёлтые тона. Поразмыслив над имеющимися данными, биологи пришли к выводу, что цвет листьев определила история.

Но прежде чем рассказать об их теории, вспомним, отчего вообще происходит смена окраски листьев. Каждому школьнику известно, что их зелёный цвет определяется хлорофиллом. Пигмент, участвующий в процессе фотосинтеза, вырабатывается в течение всего лета.

Когда начинаются первые холода, производство важного вещества останавливается. За неимением зелёного красителя на листьях проявляются жёлтый и оранжевый пигменты (каротиноиды, те же соединения, что придают яркий цвет моркови). Они присутствуют в листве всегда, но летом «заглушаются» хлорофиллом.

А вот с красным цветом дела обстоят несколько сложнее. Дерево тратит много сил на производство соответствующих пигментов (антоцианов). Причём их выработка начинается лишь осенью. Но зачем? Ведь листья в скором времени всё равно умрут.

Считается, что красные пигменты защищают листья от вредного солнечного излучения и оберегают клетки листьев от замораживания. Некоторые исследователи также предполагают, что красный цвет отпугивает вредителей, которые с аппетитом накидываются на жёлтые листочки. К этой версии склоняются и Лев-Ядун и Холопайнен.

Они считают, что начиная с 35 миллионов лет назад вечнозелёные леса и джунгли, покрывавшие большую часть надводной территории Земли, пережили множество ледниковых периодов и засух. В результате деревья научились сбрасывать листву на время зимовки. Тогда же мог появиться и защитный механизм выработки красных пигментов, отпугивающих насекомых.

Но откуда же появилось отличие в доминирующем цвете? И тут исследователи обращаются к географии. В Северной Америке и Восточной Азии горные цепи в основном протягиваются с севера на юг. Когда климат изменялся, происходила миграция растений, животных и сопутствующих им вредителей, горы же во многом определяли направление этих перемещений.

То же самое происходило и в Европе, но там Альпы и их «отростки» протянулись с востока на запад. А значит, «сбегать» от холода им было куда сложнее (то ли дело, когда тепло). В результате многие виды деревьев вымерли, а с ними и зависящие от них вредители. Необходимость в активной выработке красных пигментов отпала.