Нестандартные формы уроков. Нестандартные уроки в начальной школе

Нестандартные формы урока являются исходными интерактивного обучения, которое по своей сути выражает новизну и нестандартность. В зависимости от целей и задач урока литературы, форм организации учебной деятельности, нестандартный урок может охватывать разные типы технологий обучения. Их может быть множество, все зависит от умений и фантазии учителя и учащихся.

Нестандартный урок – это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся.

Отличительные особенности нестандартных уроков:

Связь с творческой деятельностью,

Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы.

Необычные условия работы,

Активное воспроизведение полученных ранее знаний.

Нестандартные уроки характеризуют:

Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении;

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

Не развлекательность, а занимательность и у4влечение как основа эмоционального тона урока;

Поддержка множественности мнений;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.

В педагогической и методической литературе предлагаются различные классификации нестандартных уроков. Например, НН. Вингливскт предлагает такую классификацию: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

И.В. Оцабрик в основу классификации кладет интерактивные технологии обучения. Он выделяет:

Интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.;

Интерактивные технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.;

Интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.

В.И. Шуляр выделяет такие методы:

Литературоведческий анализ художественного текста,

Сократовская беседа,

Литературоведческая имитационная игра,

Дискуссия,

Творческая работа,

Ситуативное моделирование,

Тренинг-практикум и др.

Американский профессор Венди Кропид предлагает приемы проведения нестандартных уроков:

Прием джигсов (Класс делится на группы по 5 человек. В каждой группе выбирается ученик, который готовит материал заранее, а потом излагает его всем членам группы. После этого ученики выполняют определенные упражнения с целью контроля усвоения материала, и ведется дискуссия. В группе выбирается докладчик, который выступает перед учащимися класса);

- «три ступеньки интервью» (Ученики делятся на пары. На первой ступени один ученик опрашивает другого, на второй ступени партнеры меняются местами, на третьей – выступают перед командой);

- «мозговая атака» (Ученики спонтанно отвечают на заданный вопрос, а учитель фиксирует ответы на доске. Потом все идеи обосновываются, развиваются);

- «пронумерованные головы» (Учитель дает вопрос каждой команде, которая состоит из 4 человек. Ответ обсуждается в группе. Во время опроса учитель называет номер, например, 3. И все ученики под номером «3» отвечают на вопрос);

- «партнеры» (Класс делится на малые группы. Половине каждой группы дается задание, которое они вместе выполняют, потом объясняют материал другой половине. Так же поступает и другая часть группы. Через определенное время все собираются вместе и обсуждают информацию).

В методической литературе нестандартными считаются

- уроки в форме соревнованияи игр: конкурс, турнир, Эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина, кроссворд и т.п.;

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, панорама, телемост, устный журнал и т.д.;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, ученый совет;

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок, урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.;

Интегрированный урок, бинарный урок;

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, концерт, инсценировка, спектакль, клуб знатоков и пр.;

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра и т.п.

Нестандартными являются приемы: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.

Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков .

Первый период – подготовительный . в нем активное участие принимают не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)

Второй период – собственно урок , который имеет три тапа:

1) постановка проблемы, нахождение путей ее решения, мотивация деятельности;

2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся;

3) формирование умений и навыков школьников.

Третий период урока - его анализ, где оцениваются не только итоги обучения, развития и воспитания, но и характер общения учащихся.

Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки

Делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

Способствую глубокому усвоению материала;

Благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

Развивают логическое мышление, любознательность, интерес к предмету;

Организуют связь урока литературы с другими видами искусства.

Учителю, планирующему проведение нестандартного урока, следует помнить, что

Слишком частое обращение к нестандартным формам урока нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения,

Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка,

При выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности и специальные особенности класса и каждого ученика в отдельности,

Целесообразно использовать нестандартные уроки как итоговые при обобщении и закреплении знания, умений и навыков учащихся

Например, в старших классах учащиеся с удовольствием принимают

участие в дискуссии на уроке литературы. Поскольку дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения, то основные цели ее:

Выяснение разных точек зрения на тот или иной аспект изучаемого

произведения (что способствует формированию читательских компетенций),

Воспитание у учащихся коммуникативных компетенций.

Дискуссия позволяет организовать живое общение, вовлечь большинство

учащихся в обсуждение проблемного вопроса, она предполагает напряжение мысли, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений, способствует формированию личности школьника.

Нестандартные формы уроков

(современные методы и формы работы на уроке музыки)

Ориентация современного образования на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются компетенции. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь ребенка: вызвать интерес к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности (фантастические ситуации, инсценировки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Использование Интернета на уроках.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые представляет всемирная сеть.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать профессионализм и мастерство.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс, позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Используемая литература:

1. Максимова В.Н., Зверев И.Д., «Межпредметные связи в учебно – воспитательном процессе в современной школе» /М. Просвещение, 1987г./.

2. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:

Подготовку и проведение урока;

Структуру урока;

Взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

Подбор и критерии оценки учебных материалов;

Методику оценки деятельности учащихся;

Анализ урока.

Возможности нетрадиционной формы урока

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

Определение временных рамок;

Определение темы урока;

Определение типа урока;

Выбор класса;

Выбор нетрадиционной формы урока;

Выбор форм учебной работы.

Определение временных рамок.

На этом этапе следует определить:

Время проведения нетрадиционного урока;

Время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

Выбранной формы;

Целей урока;

Умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок - консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

Определение темы урока.

Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Определение типа урока.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер начинает действовать» и т. д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок - сюрприз и т. д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар и т. д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

^ Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок - творческий отчет и т. д.

^ Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок - общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т. д.

^ Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

^ Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефист, урок - исторический обзор, урок - портрет и т. д.

^ Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок - аукцион и т. д.

^ Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д.

^ Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т. д.

Выбор класса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор формы урока.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

Специфика предмета и класса,

Характеристика темы (материала),

Возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

Особенности и возможности выбранной формы урока;

Характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялись в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация.

Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

*распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

*написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

*подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

*разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Распределение обязанностей.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

· Учитель (группа учителей)

Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

· Учитель и группа учащихся.

Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

· Учитель и класс.

В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе.

А что же учитель? Он выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

· Учащиеся.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Разработка сценария урока.

Придумывание сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

Учитель (группа учителей);

Учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на плечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

Подробный план урока (с указанием целей урока);

Инструкции по проведению каждого этапа урока;

Список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

Подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

Критерии оценки деятельности учащихся;

Вопросы для анализа урока.

Подбор заданий.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

1. Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д.

2. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

3. Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

4. Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

5. При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

6. Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, задачи на разрезание и перегибание фигур, упражнения с куском бумаги, со спичками, задачи, решаемые «от конца к началу» и другие. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий:

Все учащиеся получают одинаковые задание;

Однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Другие варианты.

Групповая работа.

Группам можно предлагать:

Одинаковые задание (если группа одноуровневая);

Задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);

Задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

Другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Методика оценки на уроке.

1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

3. критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.

4. Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

6. Выставляют оценку:

Учитель;

Учитель и капитан (при групповой работе);

Сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы).

7. Когда выставлять оценку? Возможны варианты:

По ходу урока (например, после доклада учащегося);

В конце урока (если оценивается устная работа);

После урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

8. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Скажем, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Таблица 4. Оценивания содержания учебной деятельности

Вид деятельности

Критерии оценки

Решение задач

Верное (неверное)

Рациональное (нерациональное)

Полное (неполное), доведенные до конца верные рассуждения, но ошибка в вычислениях

Верное решение, но есть недочеты

Новый способ решения

Несколько способов решения

Грамотное и аккуратное оформление

Выступление у доски

Формулировка проблемы

выделение главного, четкость выводов

логика изложения

убедительность,

доказательность

отклонение от темы,

лаконичность полного ответа

оформление записей на доске

Использование наглядных средств

Эмоциональность выступления, уместность мимики и жеста

Правильность речи (ударение, произношение)

Вопросы и ответы

Характер вопросов:

конструктивный

уточняющий

корректный

требующий однозначного,

четкого ответа

оригинальный, новый

Характер ответов

правильный (неправильный)

точный (неточный)

лаконичный

полный (неполный)

Дискуссия

Возражения предложения по способу решения, пожелания оформлению и др. замечания о качестве выступления (общая оценка выступления)

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

1. Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

2. Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

3. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

урок нестандартный право систематизация

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они позволяют обеспечить развитие личности ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подластым - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру» Подласый И. П. Педагогика. М., 2000. С. 351.. В педагогической науке также имеет место определение «нетрадиционный», наряду с термином «нестандартный». Нетрадиционные уроки - это «занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С. 1 ..

Необходимо разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями для того, чтобы успешнее развивалась мыслительная деятельность учащихся, раскрывались их творческие способности, росла мотивация к учению. Следует отметить, что нетрадиционная форма открытых уроков также является весьма выигрышной, т.к. в неё можно продемонстрировать игровые моменты, оригинальную подачу материала, а также активность учащихся и их занятость в различных видах работы, как коллективной, так и индивидуальной.

Опираясь на диссертацию Н. Г. Прашкович Прашкович Н. Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе. Дис. канд. пед. наук. Арзамас, 2005. С. 131 - 146., можно выделить существенные черты нестандартного урока, такие как:

1. перестановка, сокращение или совмещение структурных компонентов основной дидактической структуры урока (оргмомент, опрос, изложение, объяснение, задание на дом);

2. отступление от традиционного организационного построения урока в аспектах группировки обучаемых, их взаимодействия друг с другом (учебного сотрудничества), взаимодействия учителя с учащимися (учебного руководства);

3. интеграция учебного материала;

4. придание учебно-познавательной деятельности формы досуговых, общественно-полезных, художественно-творческих, профессиональных и других социально-значимых видов деятельности.

Особенность нестандартного урока заключается в особой роли учителя, не только в роли предметника, но по большей части в качестве организатора учебной деятельности ученического коллектива. В его компетенции оказывается постановка проблемы урока, создание учебных групп, формирование у учеников навыков работы с различными источниками информации и её дальнейшая обработка.

Весьма разносторонне характеризуют нетрадиционное занятие его признаки, благодаря которым четче видны существенные отличия подобного вида уроков от стандартных, а также причины необходимости их использования наряду с традиционной формой занятий.

1. нетрадиционный урок имеет характер новизны;

2. использование программного и внепрограммного материала;

3. организация коллективной и индивидуальной деятельности в совокупности;

4. проведение уроков в нетрадиционных для этого местах или в оригинально оформленных учебных помещениях;

5. использование музыкальных и кинематографических составляющих, мультимедийного оборудования и информационных компьютерных технологий;

6. раскрытие творческого потенциала учеников;

7. серьезная и тщательная предварительная подготовка урока.

Для более глубокого ознакомления с творческими признаками нетрадиционного урока, которые в целом задают общее направление педагогическому творчеству и ориентируют на конкретную деятельность обучения, следует обратиться к статье Т. С. Широбоковой Широбокова Т. С. Указ. соч. С. 2 .:

1. отказ от шаблонности и формализма при организации урока;

2. максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

3. занимательность и увлеченность как основа эмоционального тона урока;

4. поддержка множественности мнений учеников, помощь в доказывании точек зрения;

5. развитие отношения взаимопонимания с учениками;

6. уважительное отношение к знанию и незнанию учеников, помощь в устранении пробелов

7. использование оценки как результирующий и формирующий инструмент.

Нестандартные уроки, выполняют ряд различных педагогических функций: развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их способности и возможности; позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся; развивают творческие способности учащихся; способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала; являются хорошим средством от информационной перегрузки Бобырев А. В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 274..

Форм нетрадиционных уроков крайне много, но наряду с этим существует проблема отсутствия единства мнения об их типологии. Обращаясь к статье Л. Н. Соколовой Соколова Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2008. №11. С. 111 - 112., мы можем ознакомиться с двумя классификациями форм нетрадиционных занятий. Рассмотрим типологию, предложенную Т. А. Стефановской, в основе которой лежит форма проведения урока.

1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, деловая или ролевая игра);

2. В форме публичного общения (пресс-конференция, аукцион, дебаты);

3. имитирующие общественно-культурные мероприятия (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная);

4. опирающиеся на фантазию (урок-сказка);

5. комбинированные уроки с другими организационными структурами (урок-консультация, урок-семинар);

6. перенесение на урок традиционных форм внеклассной работы (КВН, спектакль, «клуб знатоков») и т.п. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб.пособие для студ., преп., асп. М., 1998. С. 318.

Теперь можно обратиться непосредственно к классификации Л. Н. Соколовой, представляющей собой унифицированную типологию нестандартных уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки изучения нового материала: урок-лекция, киноурок, урок-путешествие, урок-заочная экскурсия, урок-диалог, урок-беседа и др.

2. Уроки совершенствования знаний и умений: урок-практикум, урок-исследование, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-консультация, урок-соревнование, урок-диспут, урок-митинг, урок-интеллектуальные игры и др.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний: урок-творческий отчет, урок-конференция, урок-суд, урок-аукцион, урок-заседание ученого совета, урок-концерт, урок-портрет и др.

4. Контрольные уроки: урок-зачет, урок-семинар и др. Соколова Л. Н. Указ. соч. С. 112.

Из предложенных типологий можно выделить непрерывную связь традиционной и нетрадиционной форм уроков. В современной педагогической практике имеют место обе эти формы, дополняя друг друга и предоставляя учителю и ученикам возможность не зацикливаться на одном, а постоянно варьировать, расширяя познавательные возможности и укрепляя воспитательные аспекты обучения.

Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • · использование коллективных форм работы;
  • · привитие интереса к предмету;
  • · развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • · активизацию деятельности учащихся;
  • · использование средств слуховой и зрительной наглядности;
  • · адаптация материала к возрастным особенностям учащихся;
  • · при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • · более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • · активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
  • · становление новых отношений между учителем и учениками.

Классификация нетрадиционных форм урока

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

Семинар - это:

  • - вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
  • - форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».

Семинар - исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:

  • 1 этап. Подготовительная работа:
    • - постановка задачи;
    • - формулирование исходной проблемы;
    • - планирование семинара;
  • 2 этап. Обсуждение темы семинара:
    • - реализация функций семинара (познавательно-исследовательская, воспитательная, практическая, методическая).
  • 3 этап. Заключительный - ориентирующий:
    • - оценка семинара и участников;
    • - определение степени завершённости изучение темы;
    • - вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

Семинар - исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

  • - «на равных правах, условиях»;
  • - формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
  • - «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

Термин позволяет вычислить три его составляющих:

  • 1) неразрешённый вопрос;
  • 2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • 3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.

«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».

«Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.

Довольно часто учителя проводят уроки-конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.

Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

  • 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
  • 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
  • 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.

Экскурсии бывают:

  • - краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
  • - комплексные экскурсии.

Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.

Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

  • - при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
  • - при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
  • - при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
  • - при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
  • - при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.