Девиантные расстройства. Девиантное поведение: что это такое, основные проявления и методы лечения

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как . Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Здравствуйте, нуждаюсь в вашем совете. Сыну 16 лет. Начиная с 13 лет был агрессивным ребенком. Не складывалось отношения с одноклассниками, не было друзей. Думали, что агрессия пройдет сама, но к 16 годам стало все хуже. Со временем, кроме агрессии изредка наблюдается пропажа сна, аппетита, а когда ребенок все таки может уснуть, то ему снятся сны включающие насилие по отношению к людям и т.п
Подскажите, пожалуйста, можно ли помочь ребенку избавиться от агрессии в таком позднем возрасте и как я могу ему помочь?

  • Здравствуйте, Богдан. Предложите сыну вместе с Вами посетить практического психолога. Если сын откажется — посетите сами. Следует понять, что на пустом месте агрессия просто так не возникает. Поэтому, вначале следует найти причину.
    Большинство специалистов считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подростки, к сожалению, не всегда понимают, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как взрослые ведут себя дома.
    Агрессия для подростков – это один из способов привлечения внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, ребенок чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.
    Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у ребенка. Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я.
    Разговаривайте с сыном спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет Вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.
    Если он пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи остановится, можете приступать к беседе. Ребенок тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и Вы.
    Следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств и приобрести друзей. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Сыну 15 лет у него ЗПР учится в школе-интернате коррекционной, тайком ворует у меня нижнее белье и прячет потом. Нахожу в бане и др. местах.Я думаю он его использует для интимного удовлетворения. С ним беседовала я и муж, но он молчит. В семье сейчас один, взаимоотношения у нас хорошие. Продолжается это уже 2 года, мы живем в поселке и не знаю кто нам поможет.

Здравствуйте!
Возникли сложности общения с дочерью в последние три года. В школу ходить не хочет и поэтому прогуливает занятия. Сейчас ей 14 лет, живёт с бывшей женой, братом ему 17 (моим сыном) и отчимом за городом (25 км. от МКАД). Тестирования показывают, что ребёнку не хватает общения. Компенсирует общение через социальные сети. Часто уходит погулять и её приходится искать. На телефон не отвечает. На вопросы почему отвечает: «Не слышала звонок или мне нечего сказать». Теперь стала ездить в Москву. Мотивирует это тем, что с местными сверстниками уже не интересно. Если что-нибудь задумает- то доведёт дело до конца, но такая настойчивость ориентирована на негатив, например нежелание идти в школу на занятия или уехать в Москву без уведомления. На позитив мотивации нет. Когда-то ходила на танцы — бросила. Теперь говорит и делает вид, что интересуется дизайном, но ничего для этого не делает. Пресекает попытки сделать что-то вместе: » Я уже не маленькая и могу всё сама». На предложения пойти на курсы по развитию личности интереса не проявляет. Развелись 10 лет назад тихо-мирно. Отношения с бывшей женой дружеские, никаких противостояний и материальных претензий. Бывшая жена и я постоянно разговариваем с ней. Отчим участия не принимает и дочь открыто показывает негативное отношение к нему. Стараемся применять методы, изложенные в книге Ю.Б. Гипенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» Например «Я сообщения». Постоянно даём понять, что любим и нас огорчает только её поведение, а не она сама и т.д. Поначалу это действовало и было видны изменения в поведении к лучшему. А сейчас резкие перепады настроения стали чаще. Часто сссорится с близкими. Ссоры с мамой (бывшей женой) удавалось примирить после проведенного времени вместе. Дочь и сын всегда проводили время со мной по выходным и на каникулах, а теперь не хотят приезжать. Говорят, что хотят побыть с друзьями. Дочь иногда всё-таки приезжает, но без брата. Положение усугубилось, когда сын 2 года назад поступил в колледж и стал жить у родственников (дяди и тёти) бывшей жены. Сын бывает дома по выходным и тоже разговаривает со своей сестрой. Раньше это помогало, а теперь срабатывает лишь иногда. Сын учится очень хорошо и со стороны виден очень резкий контраст между детьми.
Школьный психолог тоже уже не справляется. Скорее всего нежелание ходить в школу связано с натянутыми отношениями с школьными преподавателями, дочь часто им грубит.
Сейчас мы пытаемся найти дополнительные пути выхода из сложившейся ситуации. Спецшколу рассматриваем в последнюю очередь как крайнюю меру. Возможно у вас есть какие-нибудь подсказки, как еще можно увлечь ребёнка, например йогой, танцами или курсами по развитию личности и т.д.
Заранее спасибо.
С уважением, Дмитрий.

  • Здравствуйте, Дмитрий. Чтобы помочь Вам и дочери следует учитывать, что в 14-летнем возрасте происходит формирование главных личностных установок – моральных и социальных. Подростки испытывают сомнения, не уверены в своих действиях и взрослых. Основным интересом в этом возрасте является общение со сверстниками, связи со взрослыми сводятся к возможному минимуму. Подростки в этом возрасте резко реагируют на несоответствие слов и поведение взрослых. Их раздражает, что взрослые направляют их по пути, который выбрали сами, не узнав мнения и не приняв интересов ребенка. Таким образом, появляется ощущение собственного бессилия, которое выражается в протесте: скандалах, побегах из дома и прочее.
    Необходимо переждать этот сложный период и стать прежде всего для ребенка другом. Интересоваться, чем Вы можете помочь дочери, например, в школе. Вы можете предложить дочери уладить конфликт с учителями, нанять репетиторов по сложным предметам. Но все это необходимо делать, учитывая ее мнение. Ваша задача сейчас состоит помочь ребенку с профессиональным самоопределением и донести, что придет время, когда придется самостоятельно о себе заботиться и обеспечивать. Если нет желания продолжать учебу в школе, можно нацелить дочь на поступление в колледж по приемлемой для нее специальности.
    «Часто уходит погулять и её приходится искать. На телефон не отвечает.» — Объясните дочери, что Вы не против прогулок, но за нее и ее поступки Вы несете ответственность, поэтому в праве знать, с кем и где она проводит время.
    Увлечь ребёнка йогой, танцами или курсами по развитию личности можно, если познакомить непосредственно с людьми (тренером, инструктором, хореографом) причастными к этим областям или своим личным примером, раскрыв при этом возможности, которые открываются, занимаясь этими видами деятельности.

    Сложность ситуации в том, что ребёнок чувствует рано или позже одиночество и часто присуще ощущение отсутствия понимания со стороны родителей и в общем те поиски здорового на его усмотрение общения это не патология, а скорее автоматически запущенные инструменты к самосохранению, самоосознанию, так как депрессивное состояние в таком случае неизбежно (каждый создаёт это давление изнутри большее или меньшее но оно у всех из-за ошибок и промахов по жизни). Нельзя исключать тот факт, что те поиски общения и есть ответом к становлению здоровой, полноценной, опытной личности, так как социум не дает готовых ответов на те множество вопросов и внутренних запросов личности, каждый в лучшем случае должен найти свои пути как компенсировать недостачу информации по отношению той внутренней борьбы, чтобы не просто выжить в этом обществе, а ещё достичь благоприятного положения, так званого успеха, сначала среди сверстников так и в лице родителей и взрослых в целом. Каждый ребёнок желает подсознательно здорового окружения, одобрения, похвалы (каждый интерпретирует здоровость индивидуально сопоставляя себя с другими), любая ситуация сложившаяся или в нормальной полноценной, или в разделённой тем более, где распад семьи и тут же, или со временем создание новой, конечно влияет на чувства внутреннего комфорта ребёнка, так как поиск зоны комфорта неизбежен, тут и ответы …
    Поэтому попытки воссоздать или создать доверительные отношения с родителями которые в себе не могут разобраться по мнению взгляда даже ребёнка, который видя всю ситуацию изнутри, могут быть тщетны, если искажают правду и не признают свои ошибки, при том показывая пример. С детства все дети прибегают к так званому приёму шантажа: «если сильно хотят остановить какой-то беспредел, его пытаются возглавить». Всё это попытки привлечь внимание разными способами, а со временем его избежать. Так как не допустимо сказать, что в семье отношения не могут быть причиной — так как это глупо. То потеря кого-то из родных из-под общей крыши, это серьезный стресс как и появление нового, так званого родителя. Даже если прошли года и ситуация как бы наладилась, «семья нормальная» — это всё равно понятие сейчас аномальное, так как нормы далеко ушли от своего источника, и нормальность у каждого своя а это и есть демократия (по отношению его мировоззрения на данный текущий момент). Те нормы которые и были созданы и прописанные самим создателем по отношению семьи, (что есть теократическими) сейчас искажены до неузнаваемости. Так как поменять ситуацию не в силе ребёнку, он мотается из угла в угол пытаясь помочь как-то сам себе. Подсознательно вернуться в потерянный рай. Ощутить себя в комфортной зоне, придумать свой мир, переиграть по своему, повлиять, привлечь внимание, чтобы выговорить ту боль внутреннюю или радость, которую описать даже понятий и слов ещё не хватает на такой стадии развития. В конце концов вернуть навсегда потерянный наивысший когда-либо статус ребёнка, статус которого уже у него никогда не будет! Как помочь? Ответ: изучать каждому лично, обо всём, и про всё! Чтобы не заниматься или эмоциональной, или психологической, или духовной, в том числе физиологической мастурбацией…
    Кто он, зачем ему дана жизнь, почему всё именно так не только со мной, но и в частности с каждым, куда катится этот мир, каким должно быть общество, кто его придумал, ведь каждый дом кто-то построил, а кто тот кто построил этот мир, какой его был задум по отношению ко мне? Нельзя игнорировать самые главные личностного характера вопросы в жизни которые каждый слушает изнутри, и при том думать, что он может услышать других и ответить на их вопросы, также как нельзя настолько заблуждаться, думая, что мы сами нормальные, и что можно помочь кому-либо не помогая самому себе в поисках ответов. Общество деградирует со времён его создания. Деградации тысячелетия. А деградация начинается с семьи и с каждого лично. Ролевые семейные игры приобрели такое множество деформаций, что как оно должно быть на самом деле это лишь пустые догадки так званых псих..олухов в подаче низкокачественных массмедиа, телерадиошоу, фильмов и т.д. Кто за этим всем стоит, кто искажает нормы морали, духовные, физические, материальные? Откуда можно узнать степень искажения? Какой критерий норм, кто их придумал? Что такое демократия, партократия, теократия? Как можно помочь человеку, если он сам не научен помогать себе? Кто учил наших родителей, а наших бабушек и дедушек, или кто одобрял систему по которой учат всех в школах, институтах? Почему называют высшее образование? Кто выше всех? Какое образование можно по праву действительно назвать высшим? Почему самые успешные люди почти не учились в школе общепринятой, а учились самостоятельно, прилагая самолично усилия, и свой глубокий интерес, и не останавливаются в познании, и приобретении новых навыков?
    Начни сегодня думать и искать ответы!!!, молись в конце концов, учись молиться правильно. Недаром прописано тысячелетиями, что каждый кто полагается на человека проклят, а тот кто на Бога счастлив. Кто твой Бог, ему можно доверять? Найди его и доверься.

    Дмитрий, добрый день!
    Во-первых, хочу Вам сказать огромное спасибо за письмо. То, как Вы описываете ситуацию, вселяет надежду, что все у Ваших детей будет не просто хорошо, а замечательно.
    Во-вторых, хочу сказать, что наткнулась на Ваше сообщение, когда искала материал «девиантное поведение подростков». Много специальной литературы прочла, много примеров из жизни узнала и пришла к выводу: если у твоего ребенка все тихо-спокойно, ровно-чинно-благородно — стоит бить тревогу!
    И самое главное: если бы не взрослый параллельный мир с его двойной моралью, враньем, лицемерием, наши дети — подростки, юноши и девушки были бы идеально счастливы. Нам же нужно куда-то применять свои профессии психологов, инспекторов по делам несовершенно летних, следователей, училок (не Учителей, а именно училок). Вы классный отец, просто замечательный и настоящий. Думаю, что надо отстраниться и подстраховывая наблюдать со стороны. Надо немного потерпеть и вскоре вы обязательно поведете свою красавицу под венец, а потом на выходные Вам постоянно будут подкидывать внуков. В любом случае, на всю жизнь у Вас есть два верных и надежных друга — сын и дочь.

Здравствуйте, моему ребенку 11 лет. Учится в 6 классе обычной школы. Выделяется среди сверстников плохим поведением на уроках, прогуливанием отдельных уроков, задирает младше себя, ворует как дома, так и в магазинах, бьёт девочек, дома бывает агрессивное поведение, большое внимание уделяет внешности. К директору ходит как на работу. Соц.педагог и психолог не могут ума дать. Отчим проводил воспитательную работу, за что получил административное наказание в виде общественных работ на 2 месяца. После этого сын находился в спец.учреждении для трудно-воспитуемых детей 2 месяца. Изменений нет. Проводили все исследования головного мозга, различные тестирования, заключения-здоров. Кому еще посоветуете обратиться?

  • Здравствуйте, Елена. Учитывая, что у Вас растет сын, ему необходим мужской авторитет. Если ребенок большое внимание уделяет внешности, то отличная физическая форма его также заинтересует. Рекомендуем сына увлечь каким-нибудь восточным единоборством. Восточные единоборства — это основа эффективной системы воспитания. Для ребенка важно найти достойного учителя, способного вдохновить и стать примером для подражания, обладающего опытом и непререкаемым авторитетом.

У меня двое мальчиков одному 12, другому 13. Они подходят под это описание. Вопрос: куда обращаться за лечением? Может есть адреса закрытых школ или учреждений? Я не справляюсь, я вдова. Помогите я уже два года живу в страхе, что будет в следующий раз, в школу практически не ходят, могут уйти из дома, я их всю ночь ищу, окружающие называют их уже тварями. Что мне делать? ПОМОГИТЕ, я не хочу потерять своих детей.

  • Здравствуйте, Алла. Необходимо начинать свои действия со школы. В школе должна работать социально-психологическая служба, состоящая из педагога-психолога и социального педагога. Обратитесь к ним за помощью.

Девиантным называют такое поведение личности, которое отклоняется от общепринятых, устоявшихся норм. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Во втором случае индивид рискует столкнуться с формальными и неформальными санкциями со стороны общества. Как социальное явление девиантность исследуется социологами, а вопросами индивидуальной девиации занимаются психологи. Сегодня мы с вами познакомимся с основными аспектами и типами девиантного поведения.

Историческая справка

Девиантное поведение является одним из центральных вопросов социологии еще со времен ее возникновения. Одним из основоположников девиантологии считается французский ученый Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году издал классическую работу под названием «Самоубийство». Он ввел понятие аномии, означающее социальную запутанность и дезориентацию в обществе, возникающую во время радикальных социальных перемен и кризисов. Дюркгейм подтверждал свои слова статистическими данными, свидетельствующими о повышении количества самоубийств во время резких экономических спадов или же подъемов. Последователем ученого стал американец Роберт Кинг Мертон, который создал теорию структурного функционализма и одним из первых классифицировал поведенческие реакции человека с точки зрения социологии.

Общая характеристика

Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.

Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором - как наличие «здоровых» симптомов.

С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу. Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.

Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.

С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.

Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.

На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность - это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.

Типология

Типы и формы девиантного поведения столь обширны, что девиация часто переплетается с целым рядом других терминов: асоциальное, делинквентное, антисоциальное, дезадаптивное, неадекватное, акцентуированное, саморазрушающее и психопатическое поведение. Она также может быть синонимичной с таким понятием, как поведенческая патология.

Существует немало подходов к классификации девиации, которые отличаются друг от друга как по содержанию, так и по сложности. Различия в типологии вызваны тем, что разные науки (психология, социология, криминология, педагогика и другие) и научные школы определяют девиантное поведение и отличают девиацию от нормы по-своему. Мы с вами познакомимся с наиболее известными классификациями.

Типы девиантного поведения по Мертону

В рамках теории структурного функционализма Р. К. Мертон одним из первых социологов классифицировал поведенческие реакции человека (1938 г.). В своей модели он представил 5 способов адаптации индивида к условиям, созданным обществом. Каждый из способов характеризует одобрение человеком целей общества и средств, с помощью которых оно планирует этих целей достичь, или же неодобрение. Часть из описанных реакций, по сути, является типами девиантного поведения:

  1. Подчинение. Принятие целей общества и средств их достижения.
  2. Инновация. Принятие целей, но не средств их достижения.
  3. Ритуализм. Цель признается недостижимой, но следование традициям продолжается.
  4. Ретретизм. Уход из общества, полное неприятие его целей и средств.
  5. Мятеж. Попытка изменить социальный порядок, внедрить свои цели и средства.

Классификация Ковалева

В. В. Ковалев выделил в своей классификации (1981 г.) три типа девиантного поведения:

  1. Социально-психологический (асоциальное, антидисциплинарное, противоправное и аутоагрессивное поведение).
  2. Клинико-психологический (патологическое и непатологическое поведение). Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания, называют патохарактерологическим типом девиантного поведения.
  3. Личностно-динамический («реакции», «развития» и «состояния»).

Типология Патаки

Ф. Патаки в своей классификации 1987 года выделяет:

  1. Ядро девиации (стойкие формы): алкоголизм, преступность, наркомания, самоубийство.
  2. «Преддевиантный синдром» - набор симптомов, которые приводят человека к стойким формам девиации (семейные конфликты, аффективный тип поведения, агрессивный тип поведения, ранние асоциальные формы поведения, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе).

Классификация Короленко и Донских

В 1990 году Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили следующие типы и виды девиантного поведения:

  1. Нестандартное поведение. К нему относятся действия, которые не вписываются в рамки социальных стереотипов поведения, но играют позитивную роль в процессе развития общества.
  2. Деструктивное поведение. Делится на внешнедеструктивное (предполагает нарушение социальных норм); аддиктивное (аддиктивный тип девиантного поведения предполагает использование специфической активности или каких-либо веществ с целью получения желаемых эмоций и ухода от реальности); антисоциальное (сопровождается нарушение законов и прав других людей); внутридеструктивное (направлено на дезинтеграцию самой личности).

Классификация Иванова

В 1995 году В. Н. Иванов, с точки зрения опасности для общества и самого человека, выделил такие типы девиантного поведения:

  1. Докриминогенное - мелкие проступки, нарушение правил и норм морали, употребление алкоголя и наркотиков и прочие формы поведения, которые не представляют для общества серьезной угрозы.
  2. Криминогенное - преступные, уголовно наказуемые действия.

Типология Клейберга

Ю. А. Клейберг в 2001 году выделил три основных типа девиантного поведения:

  1. Негативное (к примеру, употребление наркотических веществ).
  2. Позитивное (к примеру, социальное творчество).
  3. Социально-нейтральное (к примеру, попрошайничество).

Обобщение Е. В. Змановской

В 2009 году Е.В. Змановская, обобщая различные типологии поведенческих девиаций, определила в качестве основного критерия классификации вид нарушенной нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В своей личной классификации она выбрала три девиации:

  1. Антисоциальную (делинквентную). Делинквентный тип девиантного поведения подразумевает действия, которые угрожают социальному порядку и благополучию окружающих.
  2. Асоциальную (аморальную). Предполагает уклонение от морально-нравственных норм, которое ставит под угрозу благополучие межличностных отношений.
  3. Аутодеструктивную (саморазрушительную). К этому типу относятся суицидальное, аутическое, фанатическое, виктимное и рискованное поведение, пищевая и химическая зависимости и прочее.

Признаки отклонения

Основными признаками каких-либо поведенческих отклонений являются: регулярное нарушение норм социума и отрицательная оценка со стороны общества, которая обычно сопровождается стигматизацией (клеймением, навешиванием социальных ярлыков).

Отклонение от социальных стандартов - это действие, которое не соответствует признанным в социуме правилам, законам и установкам. При этом стоит учитывать, что социальные нормы со временем меняются. Показательным примером является постоянно меняющееся отношение общества к представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Порицание со стороны общества и выраженная стигматизация всегда сопровождают тех, кто проявляет поведенческие отклонения. Здесь на вооружении критиков стоят всем известные ярлыки: «алкоголик», «проститутка», «бандит», «зэк» и прочие.

Тем не менее для быстрой диагностики и грамотной коррекции поведенческих отклонений недостаточно двух характеристик. Для распознания некоторых типов и форм девиантного поведения нужно вспомнить ряд второстепенных признаков:

  1. Деструктивность. Характеризуется возможностью наносить ощутимый урон окружающим или себе самому. Отклоняющееся поведение во всех случаях имеет разрушительный характер. В зависимости от формы, оно действует деструктивно или аутодеструктивно.
  2. Многократно повторяющиеся действия. Человек может, сам того не желая, совершить один проступок под действием каких-либо внешних факторов. Но если этот проступок повторится, то имеет место девиация. Так, регулярное воровство ребенком денег из кармана родителей является девиантным поведением, в то время как попытка суицида - нет. Одним из важных признаков девиации является ее постепенное формирование, когда мелкие деструктивные действия переходят в более разрушительные.
  3. Медицинские нормы. Девиации всегда рассматривают с точки зрения клинических норм. При расстройствах психики речь идет о патологических поведенческих реакциях человека, а не о девиантных. Тем не менее нередко отклоняющееся поведение перерастает в патологию. Так, к примеру, бытовое пьянство может перерасти в алкоголизм.
  4. Дезадаптация в социуме. Поведение человека, которое отклоняется от нормы, всегда вызывает либо же усугубляет состояние социальной дезадаптации. И наоборот - чем больше одобрения со стороны общества человек получает, тем лучше он себя чувствует в социуме.
  5. Выраженное половое и возрастное разнообразие. Разные типы и виды девиантного поведения по-своему проявляются у людей разного пола и возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальная девиация бывает как негативной, так и позитивной. Во втором случае она помогает развитию личности и социальному прогрессу. Примерами позитивной девиации являются одаренность, социальная активность, направленная на усовершенствование социума, и многое другое. Негативная девиация вносит негативный вклад в существование и развитие социума (бродяжничество, суицид, девиантное поведение подростков и прочее).

В целом, девиантное поведение может находить проявление в широчайшем диапазоне социальных явлений, поэтому критерии его негативности или позитивности, как правило, имеют субъективный характер. Один и тот же тип девиации может получать как позитивные, так и негативные оценки со стороны людей с разной системой ценностей.

Причины возникновения отклонений

Известно множество концепций девиантности, начиная от биогенетических и заканчивая культурно-историческими. Одной из главных причин социальной девиации является несоответствие социальных норм требованиям, которые выдвигает жизнь. Вторая распространенная причина - несоответствие самой жизни представлениям и интересам конкретной личности. Кроме этого, девиантное поведение может быть вызвано такими факторами, как семейные проблемы, ошибки воспитания, наследственность, деформация характера, психические заболевания, негативное влияние СМИ и многое другое.

Девиантность и делинквентность

В зависимости от того, какой наукой рассматривается понятие девиантности, оно может обретать разные окраски. Патологические варианты девиантного поведения включают в себя преступления, суициды, всяческие формы наркотизации и сексуальной девиации, расстройства психики и прочее. Иногда асоциальное действие трактуют как нарушение социальных норм, отклонение от стандартов и следование своим целям незаконным путем. Нередко в такое понятие, как «девиантное поведение», закладывают проявления разных нарушений социальной регуляции поведения и дефектность саморегуляции. Именно поэтому девиантное поведение часто приравнивают к делинквентному.

Девиантным поведением называют поступки или систему поступков, которые совершенно не соответствуют моральным и правовым нормам социума. Тем временем делинквентное поведение - это психологическая склонность к правонарушениям. Поэтому его также называют криминальным.

Как бы сильно типы девиантного поведения и их характеристики ни отличались, они всегда взаимосвязаны. Многие преступления являются следствием менее значимых аморальных действий. Таким образом, вовлеченность индивида в тот или иной тип девиации увеличивает вероятность делинквентных действий с его стороны. Делинквентное поведение отличается от девиантного тем, что оно не так тесно связано с нарушением психических норм. Для социума делинквенты, конечно же, гораздо более опасны, нежели девианты.

Профилактические и терапевтические меры

Так как поведенческая девиация является одним из самых стойких феноменов, ее профилактика актуальна всегда. Она представляет собой целый комплекс всяческих мероприятий.

Выделяют такие типы профилактики девиантности:

  1. Первичная профилактика. Предполагает устранение негативных факторов и повышение устойчивости индивида к их влиянию. Первичная профилактика нацелена главных образом на предупреждение разных типов девиантного поведения детей и подростков.
  2. Вторичная профилактика. Предполагает выявление и коррекцию негативных условий и факторов, которые могут вызвать девиантное поведение. Такая профилактика используется в основном в работе с группами подростков и детей, которые живут в сложных условиях.
  3. Поздняя профилактика. Нацелена на решение узкоспециальных задач, предупреждение рецидивов и нивелирование вредных последствий уже сформированной девиации. Предполагает активное воздействие на узкий круг лиц, имеющих устойчивые поведенческие девиации.

В целом, план профилактических мероприятий состоит из таких составляющих:

  1. Работа в поликлиниках и больницах.
  2. Профилактика в школах и вузах.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Профилактика посредством всяческих СМИ.
  5. Организация групп активной молодежи.
  6. Работа с беспризорными детьми.
  7. Подготовка квалифицированных кадров для качественной профилактики.

Психопрофилактические меры эффективны на начальных стадиях формирования девиации. Они нацелены главным образом на борьбу с различными типами девиантного поведения подростков и молодежи, так как именно эти периоды становления личности подразумевают активную социализацию.

Терапия и коррекция запущенной девиации проводится врачами-психиатрами и психотерапевтами амбулаторно или стационарно. Для детей и подростков с выраженной девиацией работают учреждения открытого и закрытого типа. Девиантное поведение на начальных стадиях искореняется путем профилактики в открытых учреждениях. В них детям и подросткам предоставляют все необходимые виды медицинской, психологической и педагогической помощи. Дети и подростки с запущенной девиацией, требующие более тщательного подхода, попадают в учреждения закрытого типа. Девиантное поведение взрослых преследуется законом.

Заключение

Познакомившись с понятием и типами девиантного поведения, можно сделать вывод, что данное явление хорошо знакомо не только психиатрам, но правоведам, психологам, педагогам, криминалистам и медикам. Оно включает в себя самые разнообразные формы не одобряемых обществом действий, начиная от курения и заканчивая бродяжничеством. В большинстве случаев такое поведение является не болезнью, а способом внешнего проявления индивидуальных особенностей личности. Типами девиантного поведения являются не только негативные, но и положительные изменения в поведении, которые приводят к развитию. Доказательством этого является тот факт, что образ жизни большинства великих ученых был неприемлем для широких масс.

Каждое социальное общество имеет собственные нормы или правила, по которым оно и живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение же этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют девиацией. Это понятие можно рассматривать с разных сторон. Прежде всего, отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы права и стандарты, сложившиеся в обществе. Но помимо этого, его считают социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности людей и не соответствует при этом негласно установленным правилам поведения.

Где изучается отклоняющееся поведение и его типы? Обществознание - тот предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением данного

Основное понятие

К сожалению, не бывает такого общества, все члены которого придерживались бы общих нормативных требований. Существующее отклоняющееся поведение и его типы могут принимать разные формы. Так, к людям с относят преступников и отшельников, аскетов и гениев, святых и т. д.

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не имеющий одобрения в обществе. Во все времена шла борьба по устранению нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом применялись различные средства и методы, которые соответствовали имеющимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию, а также интересам правящей верхушки.

Отклоняющееся поведение и его типы всегда привлекали интерес исследователей.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же - поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Виды девиантного поведения

Порой индивид нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение относят к первичной девиации. Второй вид данного понятия - вторичный. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним обращаются не так, как с другими людьми.

Отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы и при этом может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Первый вид девиации нередко трансформируется во второй. Чаще всего это случается при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть относятся к группе риска.

Типы отклоняющихся поведений

Выделяют:

Делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

Аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

Патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

Психопатологические поступки, являющиеся следствием ;

Поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение и его типы могут иметь и несколько иную классификацию. По отношению к ним общества девиантные поступки бывают:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются в таком поведении индивида, которое носит позитивный характер и направлено на устранение устаревших стандартов. Как правило, этот тип девианта связан с социальным творчеством и способствует качественным изменениям всей общественной системы. Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности.

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, не вызывающий никаких опасений общества и не способствующий его изменению. К таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения и формой одежды.

3. Социально неодобряемыми. Такое поведение нарушает и дезорганизует общественную систему.

Оно несет в себе черты негативности и дисфункциональности. Подобные девиантные поступки наносят вред обществу. К ним относят различные отклонения, приносящие вред людям и самой личности. Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д. Так, к социально неодобряемым относят следующие типы отклоняющегося поведения: аддиктивное, делинквентное.

Типология Р. Мертона

Понятие девиантного поведения относительно. Например, преступники полагают, что вымогательство - это нормальный вид заработка. Однако для большей части населения подобное поведение является девиантным. Это же относится и к некоторым видам социальных поступков. Одни из них считаются девиантными, а другие - нет.

В современной социологии наиболее признанными считаются виды, типы отклоняющегося поведения, классифицированные Р. Мертоном. Свою группировку понятий он составил в русле представлений этого процесса как разрушающего базовые элементы культуры, в том числе и этические нормы. На основании этого Мертон выделил четыре типа девиации, в число которых входит:

1. Инновация. Этот тип поведения предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание принятых способов их достижения. К инноваторам относят проституток и шантажистов, великих ученых и создателей финансовых пирамид.

2. Ритуализм. Такое поведение связано с отрицанием основных целей общества и абсурдным исполнением способов их достижения. Примером тому может служить бюрократ. Этот чиновник требует тщательного заполнения любого документа, его неоднократной проверки, составления в четырех экземплярах и т. д. При этом из вида упускается главное - цель.

3. Ретретизм. Это не что иное, как бегство от существующей действительности. Этот тип девиации выражается в отказе не только от социально значимых целей, но и от тех способов, которыми обычные люди их достигают. Такой тип поведения характерен для наркоманов, алкоголиков, бомжей и т. д.

4. Бунт. Данное поведение отрицает имеющиеся в обществе цели и способы. Бунтарь стремится к замене их на новые. Яркий пример тому - революционеры.

При составлении своей классификации Мертон подчеркивал тот факт, что отклоняющееся поведение и его типы не являются продуктом, который демонстрирует абсолютно негативное отношение к общепринятым нормам. Ведь вор вовсе не отвергает такую цель общества, как материальное благополучие. А действия бюрократа не вступают в противоречие с общепринятыми правилами работы. В этом случае наблюдается лишь буквальное исполнение, доходящее до абсурда. Но при этом и бюрократ, и вор являются девиантами.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

В социологии есть несколько направлений, согласно которым и объясняются причины девиантного поведения. Одно из них заключается в наличии такого состояния общества, при котором старые ценности и нормы уже пришли в противоречие с существующими отношениями, а новых пока нет. При этом причина девиантного поведения заключается в несогласованности целей, которые выдвигаются обществом, и тех средств, которые предлагаются для их достижения.

Маргинализация

Это одна из причин девиации, характеризующаяся разрывом социальных связей. Самым распространенным вариантом является первоначальный разрыв экономических отношений. После этого утрачиваются социальные связи, а на следующем этапе - духовные.

Характерной чертой маргиналов служит снижение планки социальных потребностей и ожиданий. При этом происходит примитивизация их производственной, бытовой и духовной жизни.

Социальные патологии

Попрошайничество и бродяжничество

Такое поведение является особым образом жизни. Его основной причиной служит отказ от участия в труде на благо общества и стремление к получению нетрудовых доходов.

Стоит отметить, что попрошайничество и бродяжничество в последнее время получили довольно широкое распространение. Однако общество пытается вести борьбу с этим социально опасным явлением. Ведь нередко такие личности выступают в роли посредников при сбыте наркотиков, а также совершают кражи и прочие преступления.

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Особенности негативного поведения

В нашем современном обществе девиантные поступки все больше и больше становятся рациональными и рискованными. Основное отличие такой личности от авантюриста заключается в опоре на профессионализм, а не в вере в случай или судьбу. Это осознанный выбор личности, благодаря которому возможна ее самореализация, самоутверждение и самоактуализация.

Отклоняющееся поведение подростков

В современном обществе актуальна проблема детской безнадзорности, наркомании и преступности. В связи с этим наблюдается и рост числа подростков с девиантным поведением. Такое отклонение в поведении детей является результатом политической, социальной, экономической и экологической нестабильности, роста влияния псевдокультур, изменения в существующих ценностных ориентациях молодежи, неблагополучия в семейной и бытовой сфере, отсутствия контроля, что становится следствием постоянной занятости родителей, эпидемии разводов и недостатков в работе учреждений образования.

Основные типы отклоняющегося поведения подростков, как правило, находят свое выражение в таких формах, как аддиктивная, аутоагрессивная (суицидальная), а также гетероагрессивная.

Каковы наиболее часто встречающиеся причины негативного поведения молодежи? В их перечне находятся следующие:

1. Неправильно организованное воспитание. Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром. Порой такое неблагополучие довольно глубоко скрыто. И обнаруживается оно только после того, как подросток начинает выделяться своим негативным поведением.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность, которая снижает активность защитных механизмов и ограничивает приспособительные функции человека. Этот фактор способен проявляться в умственной недостаточности, наследовании аномальных черт в характере, а также такого негативного явления, как алкоголизм. Помимо этого, у подростков с девиантным поведением выявляется неполноценность клеток мозга, ставшая следствием некоторых тяжелых заболеваний, которые были перенесены ими в раннем возрасте. К факторам биологического типа относят и особенность подросткового периода. Именно в этом возрасте у человека происходит бурный рост организма, начинается и подходит к завершению половое созревание, а также совершенствуются функции многих систем и органов, в том числе ЦНС.

3. Психические факторы. В подростковом возрасте завершается и формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы. Среди них следующие: активный протест (непослушание и грубость); пассивный протест (уход из дома); активное уклонение от контактов с людьми; имитация или подражание поведению окружающих; повышенное стремление к самоутверждению на основе отрицания опыта старших; гиперкомпенсация (безрассудные поступки) как защитная реакция, маскирующая слабые стороны личности.

Итак, мы рассмотрели отклоняющееся поведение и причины, его вызывающие.


Девиантное поведение

    Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения

    Понятие и виды девиантного поведения

    Причины возникновения девиантного поведения

    Заключение

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права . К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Девиант - индивид , отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных. Девиант может быть как отрицательным - в худшую сторону - так и положительным.

Девиантное поведение - это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам.

Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.