Чтение 4 кл проект они защищали родину. а) начало наступления немецких войск

Готовое домашнее задание по литературе за 4 класс, программа Школа России, умк Климанова, Горецкий. Вместо ФИО нужно подставить фамилию, имя и отчество своего прапрадеда и прадеда. Проект представлен для ознакомления, не стоит его полностью копировать, измените его по своему желанию, все же не одни вы списываете ГДЗ с 7гуру, другие ваши одноклассники тоже могут отсюда списать, и тогда придется вам объяснять, что вы готовили этот проект вместе. Можно приложить к проекту какие-то фотографии из семейного архива, сканы документов военных лет: письма, благодарности.

Они защищали Родину

I. Введение.
II. Основная часть
1. Что значит для меня Родина
2. Они защищали Родину
3. Поэты и писатели о войне
4. Герои войны
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Вспомним всех поименно,
горем
вспомним
своим...
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!

Роберт Рождественский

Наше поколение не видело войны, но мы все слышали о том, какое это страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий Великой Отечественной войны на свои плечи. Они защитили Родину! И пусть вечно будет жива память о защитниках Отечества, отстоявших мир и свободу, о героях, переживших эту жестокую войну!

Актуальность проекта

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы…

Е. Винокуров

Прошло больше половины века со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, а это значит, что все меньше очевидцев трагических событий остается в живых. В войне участвовали наши прадедушки и прабабушки, и поэтому уже некому рассказать о тех ужасах войны, которые они видели воочию, которые они пережили, как они отстояли победу. Великая Отечественная война - это подвиг наших прадедов и прабабушек, без которого немыслима Россия, без которого она не была бы Великой державой.

Гипотеза :

Если каждый человек будет знать и помнить о войне, о героях, грудью вставших на защиту Родины, и будет рассказывать это своим потомкам, память о героях Великой Отечественной войны будет вечна.

Цель проекта : определить роль прозы и поэзии о Родине и войне, влияние литературы на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

  • ответить на вопрос «что такое Родина ипатриотизм?»
  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;
  • рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;
  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;
  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна, в которой ты родился, живешь со своими родными и друзьями.
Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина. Мы гордимся своей Родиной и своим народом. Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.
Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.
Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом, в котором я родилась, Родина - это школа, где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.
Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину. Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.
Никто не может забыть свою Родину, она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

Родина

З. Александрова

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

2. Они защищали Родину

В 1941 году на нашу страну напали фашистские захватчики во главе с Гитлером. Весь народ поднялся на защиту своей Родины!
Они сражались самоотверженно, проливая кровь за наше с вами будущее! Нельзя забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь. Вспомним подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота. Вспомним подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков. Велики подвиги миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и дошедших до самого Берлина. Их ежедневный военный труд достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!
Не только на фронте защищали свою родную землю, но и в тылу. Женщины и подростки трудились в тылу день и ночь на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках. Они все ковали Победу! Именно поэтому работники тыла приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
Огромную помощь в боях оказывали военные врачи и медсестры. Они не только ухаживали за больными и лечили их, но и выносили раненых под свист пуль и грохот минометов с поля боя. Их вклад в дело освобождения Родины неописуем.
Дело освобождения Родины было всенародным, поэтому, когда мы говорим: «Они защищали Родину» , мы имеем в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, принимавших участие в боях и тружеников тыла. Вечная память и вечная им слава!
А наша задача заключается в том, чтобы хранить с почтением нашу память о войне и о тех, кто защитил страну от захватчиков, передать ее нашим потомкам. Подвиг людей, защитивших нас, никогда не будет забыт!

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.
Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.
Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.
Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу.
Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.
Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них: Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Константин Симонов

Атака (1942г.)

Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало - надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться -
Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!

Слава (1942г.)

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Михаил Исаковский

Враги сожгли родную хату

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя - мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,-
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил - солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

Отцы

У возвратившихся с фронта отцов,
Мешки и подсумки облазив,
Ребята не просят
Цветных леденцов,
А просят военных рассказов.
И вот,
Уступив настояньям ребят,
Отцы им, пока не стемнело,
Как взрослым, о жизни своей говорят
И гладят их неумело.
А дети задремлют,
Наград боевых
Касаясь во сне головою.
Отцы осторожно баюкают их
Песенкой
Строевою.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни : здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог :
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

М. Исаковский

Война коснулась каждой семьи, у многих унеся отцов, матерей и детей. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину.
Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война. Прабабушки и прадедушки многих моих друзей воевали за нашу Родину, прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие - сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!
Я хочу рассказать о своём прапрадедушке ________________Ф.И.О______________________ и о прадедушке ________________Ф.И.О___________________.

Прапрадедушка родился в 1902 году в деревне Лаптево. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом семерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 28 октября 1983 года.

Прадедушка родился 1925 году в деревне Лаптево. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в сентябре 1944 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет. - Горький, 1962.
  2. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература, 2015.
  3. История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.
  4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература, 1985.
  5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. (слайд 2)

Цели урока:

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • подвести итоги войны;
  • воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)

Задачи урока:

  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения
  • анализировать художественные произведения;
  • повторить и систематизировать знания по теме;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Оборудование :

  • карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
  • портреты полководцев и героев ВОВ;
  • выставка художественной литературы по теме;
  • компьютерная презентация.

Тип урока: обобщающий урок-семинар.

Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп по темам:

А) « Женщина на войне».

Б) « Командиры и офицеры».

В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».

Г)« Дорогами войны ».(слайд 4)

3. Обсуждение тем.

4. Итог урока

5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.

2. Выступление групп по темам

Ответы на слайдах презентации.

Они защищали Родину!

Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)

Н.Г.Чернышевский.

  1. С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
  2. Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
  3. Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
  4. Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
  5. «Шла она неслышно
    От школьного порога
    Уходила девочка
    В бессмертную дорогу…»
    (М.Румянцева)

Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

А что знаете вы о подвиге этой девушки?

Обязательно : Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.

! В помощь

Они защищали Родину!

ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)

« Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
  2. Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они (репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх(А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
  3. Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами(облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
  5. Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?

Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой…
    И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ.
  2. Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
  3. «Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем « Россия»,
    Не могла сыскать»
    Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

  4. На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.

Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.

! В помощь : для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Примерный план выступления лекторской группы.

1418 дней шла Великая Отечественная война.

1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

  1. Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости . В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
  2. Город- герой Смоленск . Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
  3. С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
  4. Враг силой не мог нас осилить,
    Нас голодом хочет он взять,
    Отнять Ленинград у России,
    В полон ленинградцев забрать.
    Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу.
  5. На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
    И врагу никогда не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!
  6. После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
  7. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы .
    И пробил час. Удар обрушен первый-
    От Сталинграда пятится злодей.
    И ахнул мир, узнав, что значит верность,
    Что значит ярость верящих людей.
  8. К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
  9. Красная армия освободила Орёл и Белгород . В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.(12 залпов из 124 орудий).
  10. Освобождение Европы . Взятие Берлина .

Обязательно : Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

3. Обсуждение по темам.

4. Итог урока

Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)

5. Домашнее задание

Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»

Использованная литература:

  1. Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.

Проект по литературному чтению выполнил ученик 4"В" класса МБОУ "СОШ с УИОП №13" города Воронежа Молодых Никита. Из перечня тем Никита выбрал "Они защищали Родину". Мальчик рассказал одноклассникам о своём понимании патриотизма, верности Родине, поведал о своём прадедушке Хохлове Иване Антроповиче, прошедшим всю войну до Берлина. Бессмертный полк продолжает своё шествие по миру и Иван Антропович навечно в этом строю.

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературному чтению "Они защищали Родину"»

Проект по литературному чтению

«Они защищали Родину»


«Патриот – это человек, служащий Родине.»

Н.Г. Чернышевский


Что такое Родина?

Для меня, Родина – это то место, где я родился и вырос, где получу образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.


Верность Родине

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…


Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, –

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М. Исаковский


МЫ ГОРДИМСЯ ИМИ!

Своей жестокою рукой война

коснулась

каждой семьи. И мы, оставшиеся

на своей земле, политой кровью

миллионов, обращаем свою

к тем нашим родным, кто

отстоял нашу Родину.

Нашу семью тоже коснулась Великая Отечественная Война…

Практически все мои прадедушки и прабушки воевали за нашу Родину.

Прабабушки пусть и не воевали на фронте, но помогали

нашим солдатам и разведчикам в тылу. Прадедушки учасвовали

в сражениях и имеют много медалей.

Их уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда.


Хохлов Иван Антропович 1919 – 2000 Это мой прадедушка с маминой стороны. Он в 1937 году поступил в ряды Красной Армии и прослужил 3 года. В 1941 ушел на фронт рядовым пехоты. В 1945-ом дошел до Берлина. После ВЕЛИКОГО ДНЯ ПОБЕДЫ и окончания войны мой прадедушка ещё 2 года служил Родине в Германии. Иван Антропович имеет 8 медалей и Орден Красной Звезды за боевые заслуги в военное время. К сожалению мой дедушка никогда не рассказывал моей маме о войне. Не любил он и смотреть фильмы про войну. На вопрос моей мамы: – Дедушка, а как было на войне? Он отвечал: – Тебе это не надо знать. Живи!

«Они защищали Родину» Проект ученика 4 б класса Ахмедов Эльвин.

В последнее время всё чаще мы слышим такие слова, как «патриотизм», «патриот». А кто же такой патриот?

Для меня, Родина - это то место, где я родился и вырос, где получу в дальнейшем образование и встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны сберечь, защитить и сохранить.

Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, - Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг. Каждый народ ценит в человеке верность Родине, мужество и отвагу героев. Каждый человек должен помнить героев своей земли русской.

В 1942 году окончил техникум субтропического растениеводства в Ленкоране, и в том же году его забрали на фронт. Воевал в составе 105-го полка 77-й дивизии. Сражался на Моздокском и Краснодарском направлениях. С начала 1944 года в составе 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии сражался на 1-м Украинском фронте, участвовал в боях на территории Польши и Германии. В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции в бою за село Рожнюв, будучи наводчиком станкового пулемета, младший сержант Агададаш Самедов уничтожил 10 вражеских огневых точек и 13 немецких солдат и офицеров. В это же время был награждён медалью «За отвагу». Позже он был повышен в должности до командира стрелкового отделения 2-го стрелкового батальона 388-го стрелкового полка.

14 Января 1945года в бою за овладение опорным пунктом немецкой обороны в селе Боркув, в 15 км юго-восточнее Кельце, командир стрелкового отделения младший сержант Агададаш Самедов, будучи ранен, не покинул строй, и после перевязки продолжил продвижение вперед. Агададаш Самедов был награждён орденом Славы 3-й степени, был повышен в звании и должности до сержанта, командира стрелкового взвода. 19 Апреля 1945 в бою у населенного пункта Грабенберг на плацдарме на реке Шпрее между городами Котбус и Шпремберг, сержант Самедов показал образцы мужества и отваги. Первым поднялся в атаку, воодушевляя бойцов взвода своим примером, ворвавшись на вражеские позиции уничтожил со своим взводом до 15 гитлеровцев. В этот день Агададаш Самедов лично забросал гранатами вражеский ДЗОТ, уничтожив шесть немецких автоматчиков, засевших там. Кроме того, Самедов уничтожил из фаустпатрона немецкий бронетранспортер. За личную смелость и отвагу в бою сержант Агададаш Самедов бы награждён орденом Славы 2-й степени.

После войны мой прадедушка Агададаш Самедов демобилизовался из рядов РККА и вернулся в родной Азербайджан. Окончил Сельскохозяйственный техникум в Лянкяранском районе, получил специальность агронома. Затем в родном селе Вильван, который именовался тогда совхозом «Коммунизм», он работал сначала инженером-агрономом, потом бригадиром, а уже затем, и до выхода на пенсию, был заместителем директора совхоза по качеству выпускаемой сельскохозяйственной продукции. С 1980 года - пенсионер республиканского значения. В 1985году в связи с 40-летним юбилеем Победы награждался также орденом Отечественной войны 1-й степени.

Тем не менее, ордена Славы 3-й и 2-й степеней ждали своего хозяина ещё более полувека. Только в июле 2008года, по время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку, в присутствии президента Азербайджана Ильхама Алиева, других высших должностных лиц и представителей общественности двух государств, ветеран Великой Отечественной войны Агададаш Абдулгасым оглы Самедов смог получить эти награды из рук главы России.

ПОМНИТЕ! ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА – ПОМНИТЕ! О ТЕХ, КТО УЖЕ НЕ ПРИДЕТ НИКОГДА, – ПОМНИТЕ! КАКОЮ ЦЕНОЮ ЗАВОЕВАНО СЧАСТЬЕ, – ЗАКЛИНАЮ, – ПОМНИТЕ! (Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ)

ПРОЕКТ по литературному чтению «Они защищали Родину»Выполнила:
Солодовникова Анастасия
ученица 4 класса
МКОУ «Лофицкая ООШ»
Руководитель: Цыплухин С.М.

Цель проекта:

Узнать кто защищал нашу Родину и зачем?
Задачи:
Ответить на вопросы «Что такое Родина и
патриотизм?»
Изучить стихи русских писателей о родине.
Сделать выставку книг о подвигах и героях войны.
Выяснить как защищали родину мои родственники в
годы войны и в мирное время.

Патриот - это человек,
служащий Родине.»
Н.Г.Чернышевский.

Что такое Родина?

Для меня, Родина - это то
место, где я родилась и
выросла,
где
получу
в
дальнейшем образование и
встану на ноги. Это тот
уголок, который мы должны
сберечь,
защитить
и
сохранить.
Не даром говорят:
"Где родился, там и сгодился».

Верность Родине

На протяжении всей многовековой истории нашей
Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству,
мужество и отвагу героев, борющихся за торжество
добра и справедливости…
Куда б ни шёл
, ни ехал ты,
Но здесь остан
овись,
Могиле этой д
орогой
Всем сердцем
поклонись.
Кто б ни был т
ы - рыбак, ш
ахтёр,
Учёный иль па
стух, -
Навек запомн
и: здесь лежит
Твой самый лу
чший друг.
И для тебя, и д
ля меня
Он сделал все,
что мог:
Себя в бою не
пожалел,
А Родину сбер
ёг.
М. Исаковский

Мы гордимся ими!
Своей жестокой рукой война
коснулась каждой семьи. И
сегодня мы, оставшиеся на своей
земле, политой кровью
миллионов, обращаем свою
память к тем нашим родным, кто
отстоял нашу Родину.
Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная
Война… Практически у всех ребят нашего класса
прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину,
прославляя семьи подвигами. Одни из них были
солдатами, другие- сестрами или братьями
милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них
уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Ковалёв Тимофей
Васильевич
Мой прадедушка, Ковалёв Тимофей Васильевич,
родился 15 декабря 1919 г. в нашем родном селе
Лофицкое. 18-летним пареньком, он как и все
юноши в его возрасте, проходил службу в рядах
Советской Армии.
Будучи солдатом, зимой в 1937 году, прадедушка отморозил себе обе руки.
Целый месяц он лечился в госпитале. Было принято решение ампутировать
сразу обе руки. Но, тогда ещё юный Тимофей, надеясь на чудо, отказался от
операции. Его комиссовали домой.
Когда, в 1942 году немцы напали на Богучарщину, моему прадедушке было
22 года. Воевать на фронте прадедушка не мог по состоянию здоровья. Но
много пользы в годы войны он принес, помогая односельчанам в родном
колхозе. Работал пастухом, на лошадях возил в поля воду.
Был женат на моей прабабушке Евдокии Дмитриевне. Вырастил сына и
трех дочерей. Умер прадедушка 5 марта 1999 года (пережив свою жену
только на 2 месяца).

Солодовников
Сергей Николаевич
Мой папа тоже был солдатом,
но уже в мирное время. Он
служил с 1996 по 1998 гг. в
Московском 154-ом отдельном
комендантском
Преображенском полку в
автомобильной роте.

В ходе работы:

1. Изучены высказывания известных людей о патриотизме.
2. Сформировано понятие «РОДИНА».
3. Изучена литература о подвигах и героях войны.
4. Прочитано 10 стихотворений о войне и подвигах.
5. Проведено интервью с бабушкой и мамой о родственниках,
защищавших нашу родину.