Акустические системы. Музыкальная акустика: определение, роль, основные задачи Музыкальная акустика

Акустика - это наука о звуке, название которой происходит от греческого слова (акуо) - «слышу». Задачей акустики является изучение физической природы звука и проблем, связанных с его возникновением, распространением и восприятием.

Звук имеет двойственную природу:

С одной стороны, это объективный процесс передачи энергии механических колебаний частиц в упругой среде (воздухе, жидкости, твердом теле);

С другой стороны, это только те виды механических колебаний среды, которые воспринимаются слуховой системой.

Звук - это особый вид механических колебаний упругой среды, способный вызывать

слуховые ощущения.

- возникновение звука , что требует изучения физической природы звука, а также методов и средств его создания. Этими вопросами занимается акустика музыкальных инструментов, аку-

стика речи, электроакустика и др; определяется колебаниями струн, пластин, мембран, столбов воздуха и других элементов музыкальных инструментов, а также диафрагм громкоговорителей и прочих упругих тел;

- передача звука от источника к слушателю - это задачи архитектурной акустики, электроакустики и др.; - зависит от механических колебаний частиц среды (воздуха, воды, дерева, металла и др.);

- восприятие звука слуховой системой и связь слуховых ощущений с объективными параметрами звука - это задачи психоакустики. Начинается с механических колебаний барабанной перепонки в слуховом аппарате, и только после этого происходит сложный процесс обработки информации в различных отделах слуховой системы.

Примерно 25% информации об окружающем мире человек получает от слуховых анализаторов, 60% - от зрительных и 15% - от остальных.

Слуховая система человека воспринимает только ограниченный класс механических колебаний среды, находящихся в определенных пределах по уровню громкости (звуковое давление от 2 x 10 -5 Па до 20 Па болевой порог, изменение уровня звукового давления от 0 дБ до 120 дБ) и по высоте (изменение частоты от 20 Гц до 20000 Гц). Больше 20 000 Гц – ультразвук. Ниже 20 Гц – инфразвук.

Все окружающие звуки можно условно разделить по различным признакам, например:

- по способу создания - на натуральные и искусственные (природный шум, речь, музыка, биосигналы, электронные звуки);

- по информационному признаку - на звуки для передачи семантической (смысловой) и эмоциональной информации (речь, пение и музыка); для передачи информации об окружающей среде (шум, сигнальные звуки и др.);

- по физическим параметрам , таким как: частотный диапазон (инфразвук, ультразвук, гиперзвук и др.); степень предсказуемости (случайные сигналы, например белый шум; детерминированные сигналы; квазислучайные сигналы, в т. ч. музыка и речь); временная структура (периодические, непериодические, импульсные и др.) и т. д.

Общая (физическая) акустика - теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.

Архитектурная акустика - законы распространения звука в закрытых (полузакрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля в помещении и т. д.

Строительная акустика - защита от шума зданий, промышленных предприятий и др. (расчет конструкций и сооружений, выбор материалов и т. д.).

Психоакустика - основные законы слухового восприятия, определение связи объективных и субъективных параметров звука, определение законов расшифровки «звукового образа».

Музыкальная акустика - проблемы создания, распространения и восприятия музыкальных звуков, точнее - звуков, используемых в музыке.

Биоакустика - теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др.

Электроакустика - теория и практика конструирования излучателей и приемников, преобразующих электрическую энергию в акустическую и наоборот, а также всех элементов современных звуковых трактов записи, передачи и воспроизведения звука.

Аэроакустика (авиационная акустика) - излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях; методы звукоизоляции и звукопоглощения, теория распространения ударных звуковых волн и т. д.

Гидроакустика - распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др.

Акустика транспорта - анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолеты, поезда, автомобили и др.).

Медицинская акустика - разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы-анализаторы шумов сердца, легких и др.).

Ультразвуковая акустика - теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в т. ч. ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др.

Квантовая акустика (акустоэлектроника) - теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустических волнах и т. д.

Акустика речи - теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д.

Цифровая акустика - активно развивается в последние годы, постепенно выделяется в самостоятельное направление в связи с созданием нового поколения микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.

(от греч. axoystixos - слуховой) - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. А. м. исследует такие явления, как высота, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением муз. слуха, исследованием муз. инструментов и человеч. голосов. Одна из центральных проблем А. м. - выяснение того, как физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого иск-ва и воздействуют на их эволюцию. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиологич. акустикой). А. м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения, оркестровки и т.д.
Как раздел муз. теории А. м. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Так, напр., математич. основы муз. систем, интервалов и строев были известны в Др. Греции (пифагорейская школа), в Ср. Азии (Ибн Сина), Китае (Люй Бу-вэй) и др. странах. Развитие А. м. связано с именами Дж. Царлино (Италия), М. Мерсенна, Ж. Совёра, Ж. Рамо (Франция), Л. Эйлера (Россия), Э. Хладни, Г. Ома (Германия) и мн. др. музыкантов и учёных. В течение долгого времени осн. объектом муз. акустики были численные соотношения между частотами звуков в муз. интервалах, строях и системах. Др. разделы появились значительно позднее и были подготовлены практикой изготовления муз. инструментов, педагогич. изысканиями. Так, закономерности построения муз. инструментов эмпирически отыскивались мастерами, акустикой певческого голоса интересовались певцы-исполнители и педагоги.
Значит. этап в развитии А. м. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога Г. Гельмгольца. В книге "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik", 1863) Гельмгольц изложил результаты своих наблюдений и экспериментов над муз. звуками и их восприятием. В этом исследовании была дана первая законченная концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Она объясняет восприятие высоты звука как результат резонансного возбуждения настроенных на разл. частоты волокон кортиева органа. Явления диссонанса и консонанса Гельмгольц объяснял биениями. Акустич. теория Гельмгольца сохранила ценность, хотя нек-рые её положения не соответствуют совр. представлениям о механизме слуха.
Большой вклад в развитие психофизиологии и акустики слуха внесли в конце 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия). Исследования этих учёных расширили А. м. как науч. дисциплину; в неё вошло учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) разл. объективных сторон звуковых колебаний.
В 20 в.развитие А. м. характеризуется дальнейшим расширением сферы исследований, включением разделов, связанных с объективными характеристиками разл. муз. инструментов. Это было вызвано ростом муз. пром-сти, стремлением разработать для производства муз. инструментов прочную теоретич. основу. В 20 в.развивается метод анализа муз. звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относит. интенсивности. Методика эксперимент. исследований, опирающаяся на способы электроакустич. измерений, приобрела большое значение в акустике муз. инструментов.
Развитие радио и техники звукозаписи также способствовало расширению исследований по А. м. В центре внимания в этой области - проблемы акустики радиостудий и студий звукозаписи, воспроизведения записанной музыки, реставрации старых фонографич. записей. Большой интерес представляют работы, связанные с развитием стереофонич. звукозаписи и стереофонич. передачи музыки по радио.
Важный этап в развитии совр. А. м. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова. В его работах наметилось и в значит. мере оформилось новое понимание самого предмета А. м. как раздела совр. теории музыки. Гарбузов разработал стройную теорию слухового восприятия, в к-рой центр. место занимает зонная концепция муз. слуха (см. Зона). Развитие зонной концепции привело к разработке методов расшифровки и анализа исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме. При исследовании муз. творчества и восприятия, при изучении муз. произв. появилась возможность опираться на объективные данные, характеризующие муз. звучание, художеств. исполнение. Эта возможность существенна для разрешения многих музыковедческих проблем современности, напр. для выяснения соотношений интонации и лада в реально звучащем муз. произв., взаимосвязей исполнительского и композиторского компонентов художеств. целого, каким является звучащее, исполняемое, произв.
Если ранее А. м. сводилась гл. обр. к математич. объяснениям возникающих в муз. практике систем организации - ладов, интервалов, строев, то в дальнейшем акцент переместился на исследование объективными способами закономерностей исполнительского творчества и муз. восприятия.
Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса. Существуют две теории, объясняющие механизм управления частотой колебаний голосовых связок - классич. миоэластич. теория и нейрохронаксич. теория, выдвинутая франц. учёным Р. Юссоном.
Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Опираясь на метод синтеза звуковых спектров, Володин разработал теорию звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется его сложным гармонич. спектром, а не одной лишь частотой колебаний осн. тона. Эта теория представляет собой одно из крупнейших достижений советских учёных в области А. м. Развитие электромузыкальных инструментов вновь усилило интерес исследователей-акустиков к вопросам строя, темперации, возможностей управления свободной интонацией.
Являясь разделом теории музыки, А. м. не может рассматриваться как дисциплина, способная дать полное объяснение таких муз. явлений, как лад, строй, гармония, консонанс, диссонанс и др. Однако методы акустики и данные, получаемые с их помощью, позволяют музыковедам более объективно решать тот или иной науч. вопрос. Акустич. закономерности музыки в течение многовекового развития муз. культуры постоянно использовались для построения общественно значимой системы муз. языка, обладающей специфич. закономерностями, подчинёнными художеств.-эстетич. принципам.
Сов. специалисты по А. м. преодолели односторонность взглядов на природу музыки, характерную для учёных прошлого, к-рые преувеличивали значение физич. особенностей звука. Образцами применения данных А. м. в муз. теории являются работы сов. музыковедов Ю. Н. Тюлина ("Учение о гармонии"), Л. А. Мазеля ("О мелодии" и др.), С. С. Скребкова ("Как трактовать тональность?"). Концепция зонной природы слуха получила отражение в разл. музыковедч. работах и, в частности, в спец. исследованиях, посв. исполнительской интонации (работы О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Н. К. Переверзева и др.).
В числе задач, к-рые призвана решить совр. А. м., - объективное обоснование новых явлений лада и интонации в творчестве совр. композиторов, выяснение роли объективных акустич. факторов в процессе формирования муз. языка (звуковысотных, тембровых, динамич., пространственных и др.), дальнейшая разработка теории слуха, голоса, муз. восприятия, а также совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использование электроакустич. аппаратуры и техники звукозаписи.
Литература : Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Музыкальная акустика, сб. ст. под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1948,М., 1954; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; rимский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. Акад. наук СССР". Серия физическая, 1949, т. XIII, No 6; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; rагс Ю. Н., Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами, в сб.: Труды кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960, с. 338-355; Сахалтуева О. Е., О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом, там же, с. 356-378; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Применение акустич. методов исследования в музыкознании, сб. ст., М., 1964; Лаборатория музыкальной акустики, сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского, М., 1966; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; его же, Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия, "Вопросы психологии", 1971, No 6; его же, О восприятии переходных процессов музыкальных звуков, там же, 1972, No 4; Назайкинский С. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968, в рус. пер. - Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Riemann H., Die Akustik, Lpz., 1891; в рус. пер., M.,1898; Helmholtz H. von, Vorlesungen ьber die mathematischen Prinzipien der Akustik, в кн.: Vorlesungen ьber theoretische Physik, Bd 3, Lpz., 1879; в рус. пер. - СПБ, 1896; Kцhler W., Akustische Untersuchungen, Bd 1-3, "Zeitschrift fьr Psychologie", LIV, 1909, LVIII, 1910, LXIV, 1913; Riemann H., Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft), Lpz., 1891, 1921; Schumann A., Die Akustik, Breslau, (1925); Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-(а. о.), 1958; Wood A., Acoustics, L., 1947; его же, The physics of music, L., 1962; Bartholomew W. T., Acoustics of music, N. Y., 1951; Lоbachowski S., Drobner M., Akustyka muzyczna, Krakуw, 1953; Culver Сh., Musical acoustics, N. Y., 1956; Acoustique musicale, composйe de F. Canac, в кн.: Colloques internationaux de Centre National de la Recherche scientifique..., LXXXIV, P., 1959; Drobner M., Instrumentoznawstwo i akustyka. Podrecznik dla srednich szkуL muzycznych, Kr., 1963; Reinecke H. P., Experimentelle Beitrдge zur Psychologie des musikalischen Hцrens, Schriftenreihe des Musikwissenschaftlichen Instituts der Universitцt Hamburg, Hamb., 1964; Taylor S., Sound and music: a non-mathematical treatise on the physical constitution of musical sounds and harmony, including the chief acoustical discoveries of professor Helmholtz, L., 1873, reprint, N. Y.-L., 1967; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., (1969). E. В. Назайкинский.

  • - , область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких частот, их вз-ствия с в-вом и разнообразные применения...

    Физическая энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких до самых высоких частот; в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретич...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - в антич. времена учение о восприятии звука. Др. вопросы, к-рые ныне относятся к совр. А., рассматр. в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключ., что гармонии, выраж. отношением натурал...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , в античные времена - учение о восприятии звука. Другие вопросы, которые ныне относятся к совр. А., рассматривались в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключению, что гармонии, выраж...

    Словарь античности

  • - 1) раздел физики, в котором изучаются звуковые явления 2) звуковые условия помещения 1) авто слышимость музыки в авто 2) вообще вся аппаратура для...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - в узком смысле слова-учение о звуке, т. е. упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...

    Словарь военных терминов

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низкихчастот до самых высоких, в узком смысле - учение о звуке. Один из существенных элементов научных основ фоноскопической экспертизы...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - наука о звуке, преимущественно о свойствах звуковых волн. Архитекторы учитывают требования акустики при проектировании общественных зданий, таких как концертные и лекционные залы, чтобы обеспечить более...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - учение об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкости и твердых телах, их взаимодействии с веществами и применении для решения практических задач. В узком смысле - учение о звуке...

    Морской словарь

  • - взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку его звуковых волн, производимых вибрацией упругих тел...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в узком смысле слова - учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...
  • - см. Музыкальная акустика...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких; в узком смысле - учение о звуке...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен., греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска, или для наголоса...

    Толковый словарь Даля

"Акустика музыкальная" в книгах

Акустика

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец

автора Дягилева Яна Станиславовна

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец из статьи: ЧЕРЕПОВЕЦ: ТРИУМФ, УСПЕХ, ПРОВАЛ? …Так называемые рок-барды разнообразием не радовали. Тем более ярко выглядели на их фоне те трое, что заслужили овации - Янка, Андрей Цыбин и Алексей «Полковник» Хрынов. Последний был одарен

АКУСТИКА-90

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

АКУСТИКА-90 Вместе со всей страной передовое рок-н-ролльное движение с арьергардным попсом переходит от коллективных свершений к свершениям индивидуальным. Еще три года назад и позже провернуть какую-нибудь крупномасштабную акцию типа фестиваля было под силу лишь

Акустика. Apex Ltd. (CD)

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Акустика. Apex Ltd. (CD) Трижды удостоенный отзывчатой дубиной по граненой башке, Продолжал настойчиво стучаться в ворота, пока не задохнулся От собственной дерзости… Запись сделана в феврале 1989 года и получила возможность увидеть свет благодаря Олегу Ковриге - счастливому

ЯНКА. Акустика

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

ЯНКА. Акустика Когда Янка Дягилева давала свои главные концерты и делала самые известные записи, перестройка была не то что в разгаре - стропила прямо-таки пылали и чадили, крыша ехала, а во всю ивановскую летели щепки и искры. И многие из тех, кто строгал перестройку в

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

Акустика

Из книги Nautilus Pompilius автора Кушнир Александр

Акустика Скорее всего, отсчет событий, произошедших с “Наутилусом” в 1996 году, логичнее начать с презентационного концерта “Крыльев” в Санкт-Петербурге, состоявшегося в начале февраля. Если не учитывать последующих концертов в Красноярске, Вологде, Иваново и

15. Акустика

Из книги Медицинская физика автора Подколзина Вера Александровна

15. Акустика Акустика – область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких (1012–1013 Гц). Современная акустика охватывает широкий круг вопросов, в ней выделяют ряд разделов: физическая акустика, которая изучает особенности

Акустика

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Акустика Акустика – взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха, при ударе о барабанную перепонку его, звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха), производимых вибрацией упругих

Архитектурная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Акустика

БСЭ

Акустика музыкальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Атмосферная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АТ) автора БСЭ

Музыкальная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Акустические системы

Сегодня невозможно найти человека, затрудняющегося ответить на вопрос ‒ какова функция ящиков и ящичков на авансценах концертных залов, ресторанов, молодежных клубов, кинотеатров или в комнатах меломанов? Это акустические системы , превращающие электрический сигнал в звук необходимой громкости.

В нашем интернет-магазине имеется огромный выбор специализированных акустических систем. Одни из них предназначены для домашнего прослушивания музыки, другие - для индивидуального и ансамблевого музицирования, третьи - для зрелищно-концертных мероприятий. Часть этой аппаратуры снабжена дополнительными устройствами (например, микшеры , эквалайзеры , микрофоны ) и аксессуарами (стойки , подставки , крепеж ). Здесь каждый найдет то, что ему нужно.

Любая акустическая система - это плод сложных расчетов и творческого озарения инженеров-звукотехников. Не станем вдаваться в детали конструкций и электрических схем. Но что же нужно знать, чтобы выбор в океане ассортимента был осмысленным?

Вначале обратим внимание на корпус (или, как говорят специалисты, - на акустическое оформление ). Это не банальная подставка для закрепления излучателей, а полноценная резонирующая дека. Поэтому имеет значение материал, из которого корпус изготовлен:

фанера (как у EUROSOUND FOCUS-1100A-USB ) или спрессованные древесные волокна (как у JBL JRX225 ) насыщают звук благородством обертонов нижнего и среднего спектра;

металл (как у изделий типа мегафон PROAUDIO PMD-25 ) или пластик (у AudioVoice AP212D ) высвечивают высокочастотный спектр.

Во-вторых, все многообразие акустических систем может быть сведено к двум основным типам:

а) пассивные акустические системы трансформируют в звук электрический сигнал, полученный от внешнего усилителя. Они могут составить кабинет из нескольких акустических систем, когда в условиях больших залов или открытых пространств нужно достичь мощного усиления звука (например, MARTIN AUDIO F15+ , EUROSOUND PORT-8 или JBL JRX225 ). Используя их, Вы избегаете забот с подключением к электропитанию, с заземлением каждой отдельной системы и, соответственно, ‒ с мешающими всем жгутами проводов. Но полезно знать, что согласование усилителя и акустической системы - непростая инженерная задача. Поэтому купить усилитель и акустические системы различных фирм ‒ значит вступить в зону риска: результат может Вас разочаровать;

б) активные акустические системы снабжены встроенной в общий корпус и согласованной с излучателями электроникой. В случаях, когда акустические системы устанавливаются компактно и не возникает особых проблем с их подключением к электросети и заземлением, эти устройства имеют явные преимущества (EUROSOUND ESM-8Bi , TOPP PRO X 10A , BEHRINGER B215D и др.).

В-третьих, даже далекому от акустики человеку понятно, что спектр звуковых частот не может быть качественно воспроизведен одним источником звука. Акустические системы обычно снабжены несколькими излучателями, каждый из которых отвечает за свою полосу (диапазон) звуковых частот. В продаже имеются двухполосные (например, American DJ ELS GO 8BT ) и трехполосные акустические системы (Biema FP153AII ).

Однако низкочастотный спектр часто поручается отдельным устройствам, называемым субвуферы , которые также могут быть пассивного (JBL STX828S ) и активного (Behringer VQ1800D ) типов.

Как Вы, конечно, поняли, с выбором акустических систем важно «не промахнуться». Обратитесь к нашим консультантам, они помогут Вам подобрать такие устройства, которые будут соответствовать Вашим требованиям, особенностям помещения и условиям эксплуатации.

Акустика музыкальная – наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, а также музыкальные системы и строи. Своей основой она имеет физическую акустику (законы колебания упругих тел, законы резонанса, интерференции звуков и т.д.) и психофизиологию слуха (свойства органа слуха, слуховых ощущений, восприятий и представлений). В свою очередь, музыкальная акустика служит основой для понимания ряда явлений, рассматриваемых в учении о гармонии (консонанс и диссонанс, построение и соединение созвучий, зависимость их звучания от регистра, образование ладов и т.д.), в инструментоведении (звуковые качества музыкальных инструментов, а также певческих голосов, музыкальный строй и настройка музыкальных инструментов), в оркестровке (сочетания тембров музыкальных инструментов, искажения созвучий тонами совпадения и комбинационными тонами, маскировка звуков звуками).

Основной объект изучения музыкальной акустики – музыкальный звук. В музыке употребляются главным образом звуки, обладающие определенной высотой, тембром и громкостью (собственно музыкальные звуки). Звуки, обладающие двумя свойствами – тембром и громкостью (музыкальные шумы), могут также найти место в музыкальном произведении, но лишь при определенных условиях и в ограниченных масштабах. Наш слух воспринимает звуки приблизительно в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду, частотный же диапазон звуков, применяемых в музыке, находится в пределах от 16 до 4 500 герц (приблизительно). Звуки с частотой свыше 4 500 герц бедны обертонами и поэтому маловыразительны. Громкостный диапазон звуков, применяемых в музыке, также значительно уже диапазона звуков, воспринимаемых нашим слухом. Звуки, близкие к слуховому порогу (очень тихие) и звуки, близкие к болевому порогу (очень громкие), как правило, не применяются в музыке, т.к. первые требуют от нас напряженного внимания, вторые вызывают в нашем органе слуха неприятное давление и болевые ощущения.

Злоупотребление шумами и звуками, находящимися за пределами обычных норм художественного восприятия, является одной из характерных черт современной рок-музыки.

Музыкальная практика чаще всего пользуется созвучиями, в основе которых лежит терцовое соотношение звуков. Этот факт объясняется тем, что терции обладают сравнительно с другими интервалами особой характерностью: большая терция звучит мажорно, малая – минорно. Связь между звуками, образующими созвучие, обусловленная общими обертонами, может быть сильной и слабой. В зависимости от характера связей между звуками созвучие может звучать мягко (консонанс) и жестко (диссонанс). Связями между звуками объясняется также последовательность созвучий, наиболее часто встречающаяся в музыкальной практике. Организация звуков по высоте образует звуковую (музыкальную) систему. Звуковые системы возникли путем слухового отбора звуков, зависящего от различных социально обусловленных эстетических принципов.

Всякая звуковая система характеризуется: диапазоном (расстоянием между ее крайними по высоте звуками) и звуковым заполнением (количеством звуков в пределах диапазона и их интервальными соотношениями). Расположение звуков в последовательном порядке по возрастающей или убывающей высоте дает звукоряд. Для определения диапазона системы пользуются звукорядом, сведенным в гамму, т.е. сжатым до границ, не превышающих одну октаву. Например, звукоряд можно изложить в виде гаммы. Различают трехзвуковые системы (например, в диапазоне кварты), пятизвуковые (в диапазоне сексты или септимы), семизвуковые (в пределах септимы) и т.п. Звуковые системы возникают в практике музыкального искусства – народного и профессионального. Стремление определить и зафиксировать при помощи математических формул частотные (высотные) отношения между звуками музыкальных систем приводит к созданию математических строев. Эти строи служат основой для настройки музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (например, 12-звуковой равномерно темперированный строй, принятый в музыке) и носят чисто теоретический (математический) характер. В пении, вообще не опирающемся на фиксированный звукоряд, а также при исполнении на инструментах с частично фиксированной высотой звуков (например, скрипка с ее четырьмя настроенными струнами) и на духовых инструментах реальное звучание лишь приблизительно соответствует математическим расчетам, характеризующим тот или иной строй. Но даже у инструментов с полностью фиксированным звукорядом (фортепиано) настройка в каждом отдельном случае производится с большим или меньшим приближением к математически точной высоте («приближённый строй») и с течением времени (в частности, в связи с употреблением инструмента) подвергается изменениям, не улавливаемым в определенной звуковой зоне нашим слухом.

Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955) – советский музыковед, исследователь в области музыкальной акустики и психологии, доктор искусствоведческих наук. Окончил в 1906 г. Горный институт в Петербурге и в 1916 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классам А.Н.Корещенко (композиция) и А.Д.Кастальского (полифония). Научная и музыкально-педагогическая деятельность Гарбузова началась в советские годы. В 1921-31 гг. он был директором Государственного института музыкальной науки (ГИМН). С 1923 – профессор музыкальной акустики и руководитель (с 1937) акустической лаборатории Московской консерватории. Гарбузов – автор научных трудов по музыкальной акустике, теории музыки, русскому народному многоголосию, музыкальной психологии. Его работы посвящены изучению акустических явлений в их применении к практике композиции и исполнительства. Разработанная Гарбузовым в 20-30 гг. теория многоосновности ладов и созвучий ставила задачей вывести из законов акустики ладово-гармоническое строение музыкальной речи, но при этом переоценивала роль акустических отношений в установлении музыкальных закономерностей. Наибольшее значение имеют исследования Гарбузова в области зонной природы слуховых восприятий. Гарбузов устанавливает, что нашим представлениям о высоте звуков соответствуют не частоты колебаний, но полосы частот, или зоны, и дает новое объяснение многим явлениям музыкальной психологии, теории музыки и музыкально-исполнительской практики.

Зона (в музыке) – область, в пределах которой данный звук или интервал может иметь различные количественные выражения, сохраняя при этом свое качество и название. Например, качество и название интервала остаются постоянными в определенных границах при различных частотных отношениях между звуками этого интервала (зона большой секунды, малой терции и т.п.); звук ля 1-й октавы воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 и т.д., отклоняясь до ¼ тона (+- 1/8). На зонной природе слуха основано так называемое свободное интонирование музыки исполнителями на инструментах с частично фиксированным строем (скрипке и др.) и певцами. Зоны наблюдаются также в области темпа и ритма (временные зоны).

Литература:

  1. Музыкальная акустика. Ред. Н.А. Гарбузова. – М.-Л., 1940.
  2. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.-Л., 1948.
  3. Гарбузов Н.А. Сочинения: Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1-2. – М., 1928-1932.
  4. Гарбузов Н.А. О многоголосии русской народной песни. – М.-Л., 1939.
  5. Гарбузов Н.А. Древнерусское народное многоголосие. – М.-Л., 1948.
  6. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. – М.-Л., 1951.