Выбираем монитор для фотографа. Какой монитор выбрать фотографу и дизайнеру, чтобы не ослепнуть

Сегодня речь пойдет о выборе жидко-кристаллических мониторов для обработки фотографий. Из прошлой , мы узнали, что:

  • не надо судить о фотографии на неоткалиброванных мониторах;
  • кто занимается обработкой фотографий калибровать монитор надо в обязательном порядке!

Но и сам монитор должен быть качественным и способным передавать натуральные цвета. В чем же их отличия?

- Размер. Самый очевидный и заметный параметр монитора. На своем 13″ мониторе я мучаюсь с обработкой, т.к. при ретуши постоянно приходится приближать/удалять, перетягивать, чтобы работать с оригинальным размером, да и просто очень мелко! Сложно оценить фотографию в полном размере на маленьком мониторе, не понятно — хорошая детализация или нет, приходится опять же приближать, при этом теряется целостность восприятия картинки.Отбор кадров с крупных съемок на маленьких диагоналях превращается в мучение и тратится уйма времени на масштабирование. Вывод: для обработки фотографий выбирайте монитор с большой диагональю! Если это ноутбук, то не меньше 17″ , но и то это как «походный» вариант, для домашней обработки нужна диагональ гораздо больше. Я буду выбирать себе монитор с диагональю от 24″ и больше.

- Тип матрицы — самый главный параметр, который нужно учитывать при выборе монитора. Все современные ЖК-мониторы изготавливаются по технологии TFT. TFT-матрицы также изготавливаются по различным технологиям, со своими плюсами и минусами. Большинство современных мониторов изготовлены по технологии TFT-TN.

  • TFT-TN — это самая старая и дешевая технология, подходящая для работы с текстом и игр. У этих мониторов не самая лучшая цветопередача, низкая контрастность, невозможность получить чистый черный цвет и ограниченные углы обзора. Последнее очень сильно напрягает, стоит немного изменить положение головы — картинка начинает «играть» — то в темных областях появляются детали, то наоборот все проваливается в темноту. Эти мониторы не пригодны для профессиональной обработки фотографий!

Для работы с цветом надо выбирать матрицы сделанные по технологиям TFT: S-IPS , H-IPS, UH-IPS , E-IPS, P-IPS. Такие мониторы не зависят от угла зрения и у них реалистичная цветопередача. Мониторов с технологиями S-IPS и UH-IPS очень мало, поэтому мы их рассматривать не будем.

  • TFT H-IPS - обновленная версия S-IPS в 2007 году. Изображение на этих мониторах стали немного контрастнее и более однородная поверхность экрана.
  • TFT E -IPS — к плюсам относится уменьшенное время отклика и энергопотребления.
  • TFT P -IPS (или Professional IPS) — название говорит сомо за себя — по этой технологии производят профессиональные мониторы с великолепной цветопередачей (более 1 млрд цветов). Но и цена соответствующая, от 30 — 200 тыс. руб.

Вот, два основных параметра по которым можно выбрать достойный монитор. Нет, есть конечно еще и такие параметры как: наличие LED-подсветки, размер точки, соотношение сторон и т.д. но это не главное.

- Изготовитель(бренд). Профессиональные мониторы выпускают не все привычные нам компании электроники. Рассмотрим только самые качественные, нацеленные на узкую аудиторию требовательных потребителей.

Проверка монитора на IPS-матрице перед покупкой

  • На битые пиксели проверяют однотонной заливкой белым, красным, зеленым или синим цветом, битые пиксели будут выглядеть как черные точки .
  • Проверка на равномерность подсветки : делаем заливку черным, выкручиваем яркость на максимум — завалов света в середине и по краям изображения быть не должно, допускается неравномерность ближе к краям горизонтальной плоскости. В центре не допускается никаких неравномерностей, т.к. цветовая гамма будет искаженной.
  • На уровень шума. Если Вы находитесь в тихом помещении и ваш монитор имеет CCFL(ламповую) подсветку, поднесите ухо к задней стенке монитора и плавно меняйте яркость монитора. Встречаются экземпляры, которые довольно громко гудят при определённой яркости.

Подведем итоги

Итак, монитор для фотографа или человека, требовательного к цвету, должен быть.

Монитор это инструмент в арсенале фотографа, за которым он проводит большую часть своего рабочего времени. От того какой монитор выбрал себе фотограф, будет зависеть качество сделанных им фотографий и его здоровье. Чем лучше монитор, тем комфортнее с ним работать.

Сразу нужно оговориться о том, что основное назначение монитора для фотографа это работа с фотографиями. Это в том случаи, если большую часть времени отводится именно ей. При этом другие виды работ могут быть менее эффективными как, например работа с видео.

Основные требования, предъявляемые к монитору фотографа, состоят в том, чтобы максимально точно отображать оттенки всех цветов, а также градации яркости на серой шкале. От этого напрямую зависит схожесть изображения на мониторе, бумаге и на экране других устройств.

При выборе монитора для фотографа в первую очередь нужно обратить внимание на такие характеристики как размер экрана и тип матрицы. От них во многом зависят и все остальные характеристики монитора, такие как яркость, контрастность, угол обзора и другие.

Размер экрана монитора – это один из основных параметров, с которого начинается выбор монитора для фотографа. От этого параметра зависит удобство в работе с фотографиями, и что немало важно, цена монитора. Размер экрана монитора определяется соотношением сторон, размером его диагонали и разрешением в пикселях.

Соотношение сторон монитора фотографа

Соотношение сторон монитора для фотографа необходимо выбирать из расчета удобного просмотра готовой фотографии. При этом она должна занимать максимальную площадь экрана монитора, как по горизонтали, так и по вертикали. При этом желательно чтобы сверху и снизу, а так же и с боков было как можно меньше пустого пространства (рис.1).

Рис.1 На мониторе фотографа фотография должна занимать
максимальную площадь.

Выбрать монитор для фотографа можно среди трех основных форматов, которые в основном представлены на рынке: 4:3, 16:9, 16:10. Мониторы формата 4:3 постепенно прекращают свое существование и при выборе это нужно учитывать обязательно. К тому же и интерфейс графических программ постепенно адаптируется под широкоформатные мониторы.

Классический формат фотографии – 3:2. Выбрать наиболее подходящий формат монитора для фотографа удобно путем сравнения перевернутых дробей 2\3, 3\4, 9\16, 10\16. Приведя их к общему знаменателю, получим следующие дроби: 32\48, 36\48, 27\48, 30\48. Ближе всего к формату 3:2 подходит формат 16:10, так как их дроби почти равны 32\48 и 30\48.

Размер диагонали монитора фотографа

Размер диагонали экрана монитора для фотографа должен определяться двумя важными требованиями. В первую очередь это здоровье глаз, а во вторую наличие достаточного места для удобной работы в графических программах. Эти два требования не совместимы между собой, а поэтому важно найти компромисс между ними.

Глаза - это самый важный инструмент фотографа, а монитор их главный враг. Для того чтобы глаза уставали как можно меньше, угол охвата для них должен укладываться в ширину монитора, чтобы зрачки оставались неподвижными. Если монитор шире угла охвата, глаза будут двигаться, а значит уставать (рис.2).

Рис.2 Размер монитора фотографа должен соответствовать
углу зрительного охвата.

Зрительный угол охвата для экрана монитора определяется его шириной и расстоянием до него. Оптимальным размером диагонали монитора для домашнего рабочего места считается 17 – 19 дюймов. Но этого маловато для удобной работы в графических программах как, например Photoshop или Lightroom. Для них нужно 21 – 24 дюйма. Монитор для фотографа в домашних условиях следует выбирать от 19 до 22 дюймов.

Разрешение монитора фотографа

Важным параметром в размере экрана монитора для фотографа является его разрешение. Чем оно выше, тем больше информации можно вывести на экран монитора. В работе фотографа это имеет большое значение при графической обработке фотографий. При выборе монитора нужно иметь в виду разрешение, рекомендованное производителем (рис.3).

Рис.3 Монитор фотографа должно иметь разрешение
рекомендованное производителем.

Выбор разрешения для экрана монитора будет зависеть от его размеров, которые нужно определить заранее. Выбрав формат и размер диагонали монитора, нужно искать все доступные модели с такими параметрами, а среди них те, у которых самое большое разрешение. Найденные модели подходят для выбора следующих важных характеристик монитора.

Разрешение экрана монитора измеряется в пикселях на дюйм каждой из его сторон. Чем выше разрешение монитора для фотографа, тем меньше размер одного пикселя, а значит четче изображение. При выборе экрана монитор можно также ориентироваться по размеру одного пикселя. Его размер не должен превышать 0,27 мм.

Матрица монитора фотографа

Основой всех жидкокристаллических мониторов является матрица. Этот компонент формирует и отображает изображение, которое мы видим на мониторе. Матрицы мониторов бывают четырех типов: TN, PVA, MVA, IPS. Для монитора фотографа нужно выбирать матрицу IPS. Она лучше других подходит для работы с фотографиями (рис.4).

Рис.4 В мониторе фотографа должна стоять матрица IPS.

Матрицы IPS имеют полную глубину передачи цвета RGB – по 8 бит на канал. Другие типы матриц передают только 6 бит на канал. Кроме того они имеют самую лучшую цветопередачу и самые большие углы обзора как по вертикали, так и по горизонтали, без видимых искажений цвета и яркости. Для монитора фотографа это единственно возможное решение.

Другие характеристики, которые в мониторе фотографа имеют значение для работы с фотографиями, напрямую зависят от типа матрицы. Самые лучшие показатели у матриц IPS: глубина черного цвета, контрастность, яркость, цветовой охват, возможность калибровки и многие другие. Для коррекции фотографий альтернативы нет.

Цена монитора фотографа

После того как будет сделан выбор размера экрана и матрицы монитора для фотографа, можно сравнивать модели разных производителей. Надо выбрать среди них тот монитор, который имеет лучшие параметры при минимальной цене, если такой есть. Если нет, нужно искать компромисс между ценой и качеством.

О цене монитора для фотографа однозначно можно сказать следующее. Если нет бюджета на покупку монитора с характеристиками, о которых говорилось выше, нет смысла говорить о каком-то выборе монитора для фотографа. Соответственно и о правильной обработке фотографий тоже говорить нет смысла. Фотография всегда была дорогим увлечением!

О других необходимых инструментах для фотографа можно прочитать в следующих главах этой статьи:

На протяжении длительного времени огромное количество фотографов делают много снимков местности, природы и людей. Как правило, кроме самих фото, люди еще и делают их обработку на ПК. Стоит сказать, что компьютер фотографа обязан иметь определенные технические параметры.

Очень многое фотографы делают для того, дабы получить качественную картинку того или другого объекта, местности и тому подобное. В общем, окончательная работа с фотографиями должна быть успешной. Тут же влияют некоторые аспекты на все это.

Что влияет на качество созданного фото при обработке

Стоит обратить внимание в первую очередь на то, что качество фото после обработки будет зависеть напрямую от работы процессора в ПК, который использует человек. Для фотографа отлично подойдут процессоры, что готовы справиться с 3D. Второй аспект, что оказывает влияние – оперативная память гаджета. Она нуждается в довольно большом объеме. Однако, самым важным и нужным параметром в девайсе, является сам экран.

Покупать монитор лучше с диагональю в 26 дюймов. Фотограф на большом мониторе может запросто рассмотреть любые мелкие детали. Что касается цветов, то они должны быть яркими, насыщенными и в тоже время натуральными. Обратите внимание и на разрешение монитора. Как правило, оно не может быть ниже 1920 на 1080 точек.

NEC MultiSync EA231WMi

Как уже известно, монитор для фотографа имеет огромное значение. Ведь именно благодаря ему пользователь проводит обработку. В наше время среди самых крупных производителей экранов считается компания NEC. Только цены у фирмы довольно высокие. Зато за свою стоимость вы получаете замечательную цветопередачу и стабильную работу.

Если говорить конкретно о цене экранов, то они могут быть от 700 до 1500 долларов. Тут же все зависит от размеров диагонали. Самой доступной моделью в наше время считается именно NEC MultiSync EA231WMi. Ее диагональ равна 23 дюйма. Разрешение составляет 1920 на 1080 точек. Монитор готов стать незаменимым при работе. К тому же, его можно использовать и для остальных целей.

Apple Thunderbolt Display A1407

Яблочная компания не так давно смогла сделать большой шаг в использовании определённых матриц IPS. Среди всех экранов, что компания предлагает, можно выделить модель Apple Thunderbolt Display A1407. Ее диагональ вышла в 27 дюймов. Данный размер замечательно подойдет для работы с фотографиями. Да и разрешение монитора довольно высокое.

Надо еще обратить внимание на то, что именно наша модель готова производить отображение 16 миллионов цветов. Также надо сказать, что вертикальный и горизонтальный угол обзора экрана равен 178 градусов. Мониторы от Эппл в последнее время пользуются большой популярностью среди огромного количества покупателей.

Dell U2212HM

А вот если ваш бюджет ограниченный, то тогда придется свой выбор остановить на более бюджетной модели монитора. И непосредственное отношение тут имеет Dell U2212HM. Дисплей может замечательно сочетать в себе приличное качество и невысокую стоимость. Фирма во время его создания использовала матрицу E-IPS. Этот монитор сегодня пользователь может купить за 400 долларов.

Экран же имеет диагональ в 21.5 дюйма. Не забывайте о том, что цветопередача в нашем экране немного хуже, чем в выше описанных моделях. Большое количество фотографов в наше время использует для обработки и другую модель от LG. Стоит она 300 долларов. Только тут есть один небольшой минус. Он заключается в низком качестве отображения темных оттенков.

Тип матрицы и другие параметры

Матрица играет здесь большую роль. К самым распространённым матрицам надо отнести TN, PVA, MVA, IPS. Для работы с цветом лучше брать последнюю. Именно этот тип экрана готов подарить наилучшую цветопередачу, замечательные углы обзора и многое другое. А вот первый вариант может подойти только для просмотра фильмов, он же стоит намного дешевле.

Во время обработки фото еще важна и сама однородность подсветки. Тут же не должно быть засветов по краям монитора. Лучше всего увидеть черный и глубокий цвет. В данном плане наилучшим вариантом будут устройства с LED-подсветкой. Не забывайте про цветовой охват. Данный параметр характеризует количество отображаемых красок. И чем больше – тем лучше. Помните, что еще надо уделить внимание калибровке экрана и наличию нескольких предустановок для разных задач.

Если говорить о поверхности дисплея, то тут все зависит от предпочтений пользователя. Глянцевая поверхность готова подарить более контрастное изображение, однако, она же выдает и блики. А вот экран с матовой поверхностью подарит большее удобство в работе, хоть и не готов передавать все тонкости красок. В конце стоит добавить, что при покупке монитора для фотографа, покупатели должны отдавать предпочтение моделям с цифровыми разъемами подключения DVI или HDMI. Ведь от интерфейса также зависит качественное фото.

Видео: лучший монитор для фотографа 2017

Устоявшееся мнение среди любителей, что модели мониторов с высокой яркостью и контрастностью пригодны для профессиональной работы с фотографиями заведомо ошибочно. Конечно же, основным свойством, которым следует руководствоваться, является корректная цветопередача. Ведь для профессионала важно, чтобы фотография выглядела также естественно, как при фотосъемке, так и при последующей печати. Из удобств для фоторедактора, профессиональный монитор для цветокоррекции должен обладать поворачивающимся механизмом для работы над фотографией как в альбомном, так и в портретном режиме, хотя многие цветокорректоры и ретушеры данную возможность игнорируют.

Цветокоррекция и редактирование фото на ЖК мониторах

Многие старожилы работы с цветом до сих пор игнорируют жидкокристаллические мониторы, как профессиональный инструмент для работы с фотографией. Несколько лет назад это мнение было оправдано, да и сейчас мониторы низшего ценового сегмента не отличаются высокими показателями яркости, контрастности и цветопередачи. До сих пор профессиональные фотографы говорят о том, что TN матрицы выдают недостаточно глубокий черный цвет, с чем нельзя не согласиться. Единственное, что я подвергаю критике, так это пользователей, сидящих за мониторами на основе электронно лучевой трубки (ЭЛТ) с душащей жабой на шее и нежеланием потратиться на недорогую ЖК-модель монитора с IPS-матрицей, которая отличается не только высокой контрастностью, но и естественной цветопередачей. Да, и нельзя игнорировать достоинства жидкокристаллических мониторов :

  • небольшое энергопотребление
  • компактные размеры и маленький вес
  • поддержка современных интерфейсов

Разрешение и габариты монитора для работы с фотографией

Использование мониторов с небольшой диагональю и малым разрешением для обработки фото весьма затруднительно. Общепринятым современным минимумом профессиональных мониторов для работы с цветом считается 21, 5-дюймовые широкоформатные мониторы с разрешением 1920 х 1080 точек. О моделях с соотношением сторон 4:3 следует попросту забыть.
В поисках оптимального варианта для обработки изображений, остановитесь на мониторах с диагональю от 24 до 27 дюймов и разрешением 1920×1200 точек, в итоге вы получите существенный выигрыш по высоте изображения в сравнении с обычными FullHD моделями. Стоит учитывать плотность точек на дюйм, она должна быть не слишком низкой, иначе чрезмерная зернистость будет мешать фотообработке.

Также стоит обратить внимание на поверхность экрана, она должна быть матовой, дабы исключить блики и отражение на дисплее при работе в светлом помещении. Если вы привыкли работать при тусклом свете, то глянцевая поверхность не станет помехой.

Выбираем матрицу монитора для цветокоррекции

Из рассмотрения сразу отбрасываем решения на основе ТN-матриц и перейдем к жидкокристаллическим панелям с PVA, MVA, PLS и IPS, так как корректная цветопередача таким матрицам вполне по силам.
Матрицы PVA (Patterned Vertical Alignment) и MVA (Multi-domain Vertical Alignment) используются преимущественно в недорогих профессиональных мониторах по причине ряда недостатков. Несмотря на хорошую цветопередачу, большие углы обзора и низкую яркость черного цвета, данные типы матриц «грешат» PVA/MVA — колоршифтом (Colorshift — сдвиг цвета), который заключается в сдвиге цветовой гаммы при взгляде под углом, отличным от 90° и снижении детализации темных оттенков при взгляде под прямым углом к экрану. Исходя из этого, на PVA/MVA мониторах практически невозможно увидеть изображение в достоверных цветах.

Жидкокристаллические панели с PLS матрицами пока чаще используются в планшетах, чем в мониторах, но вы сможете найти в продаже несколько моделей на их основе. К недостаткам PLS-технологии можно отнести неравномерную подcветку и недостаточную контрастность.

Самым лучшим вариантом в качестве профессионального монитора будет дисплей на основе матрицы IPS (In-Рlаnе Switching). Жидкокристаллические панели данного типа обладают не только высокой контрастностью, но и углами обзора до 178′, что позволило им избавиться от недостатков, свойственных технологиям PVA и MVA. А если говорить о минусах, то у IPS он всего один — большее время отклика по сравнению с ТN -матрицами. Плюс ко всему, налицо тенденция снижения стоимости таких мониторов.

Мониторы с дешевыми IPS матрицами

При выборе профессионального монитора для работы с цветом многих ставит в тупик большая разница в цене при одинаковой диагонали и разрешении, а вызвано это использованием в их производстве различных типов IРS-матриц. Например, 2 1 , 5-дюймовый монитор на основе упрощенной e-IPS-матрицы стоит около 6 тыс. руб. Его нельзя использовать для профессиональной работы с цветом, но он имеет ощутимые преимущества перед TN-матрицами, являясь достойным вариантом для любителя или работы над домашним архивом фотографий.

Мониторы с матрицами S-IPS (Super-IPS) и H-IPS (Horizontal IPS) гораздо дороже аппаратов на основе технологии e-IPS, потому что в таких мониторах используется поляризатор A-TW, нейтрализующий свечение ЖК-панели при взгляде на нее под углом (глоу-эффект), что сказывается на стоимости и используется в дорогих моделях мониторов.

Особенно важно для цветокорректора, чтобы будущий монитор поддерживал калибровку экрана, которая упрощает подготовку монитора для работы с цветом . Такой возможностью обладают как топовые модели, так и относительно недорогие варианты.

Недостатки e-IPS матрицы

  • пониженная глубина цвета
  • искажение цвета в плавных переходах

Даже несмотря на недостатки e-IPS матрицы, встречаются очень достойные варианты для работы с фотографией. Для тех, кто занимается фотосъемкой в частном порядке и хотел бы получить отличный результат при обработке фотографии с небольшими вложениями в монитор, e-IPS — превосходный вариант.

Цветовой охват

Расширенный цветовой охват — очень полезное свойство монитора, но доступно оно только в дорогих моделях. Они могут поддерживать цветовое представление до 10 бит на канал (либо 8 бит с эмуляцией AFRC). Вы спросите, зачем мне 10-битный цвет? Это необходимо для того, чтобы получить более натуральную картинку, нежели с 8-битной составляющей. Правда, если мультимедиа изображение не предназначено для мониторов с расширенным цветовым охватом, переходы между цветами будут более грубыми, а сами цвета перенасыщенными. Данная проблема была решена эмуляцией стандартного цветового охвата (sRGB — цветовое пространство), но не всегда успешно. Помимо эмуляции, ситуация разрешима благодаря , так как некоторые приложения способны автоматически перекодировать цвет в соответствии с ICC-профилем.

Используя дешевый монитор для обработки фото вы рискуете упустить сложные оттенки, вы попросту их можете не увидеть (например определенный оттенок зеленого). Если ваш монитор не может показать 10% цветовых оттенков цветового пространства, значит монитор покрывает 90% пространства sRGB. По этой характеристике (покрытие пространства sRGB) вы можете судить о корректности передачи цвета вашим монитором. Большинство мониторов передают 90-95% цветового пространства и это хороший показатель. Что касается мониторов на матрице TN, то зачастую точность их цветопередачи всего 50-60%.

Мониторы для работы с цветом и редактирования фотографий

Рассказывая о мониторах для цветокоррекции и обработки фото, нельзя не сказать об EIZO ведущей японской компании по производству высококачественных профессиональных мониторов для работы с цветом . Благодаря высочайшему качеству изображения и инновационным технологиям производства, профессиональные мониторы EIZO выбирают многие дизайнерские студии во всем мире. Серия профессиональных мониторов ColorEdge разработана с целью удовлетворить потребности профессионалов в области графического дизайна, печати, цифровой фотографии и других областей, требующих бескомпромиссного управления цветом. В настоящее время в России доступны модели Eizo ColorEdge CG275W и Eizo ColorEdge CG276W.

  • 10-битная глубина цвета
  • внутренняя таблица коррекции цветов (Look Up Таble)
  • регулируемая высота, козырек

Apple всегда славилась как компания отстаивающая в компьютерной технике интересы дизайнеров, фотографов и людей требовательных к цветопередаче. Довольно много фотографов пользуются именно «маками»; рекомендую для пользователей не стесненных в бюджете, ведь покупая iMac, вы приобретаете не только монитор, но и компьютер.

Экран 27 дюймов со светодиодной подсветкой (соотношение сторон - 16:9, разрешение - 2560х1440). Высококачественная IPS матрица с точной цветопередачей.

  • отличная яркость
  • соотношение сторон 16:10
  • альбомный и портретный режим
  • полный набор интерфейсов
  • соотношение сторон 16:10
  • регулировка высоты
  • низкая стоимость c хорошими показателями
  • удобная регулировка положения дисплея
  • USB-порты для подключения переферии

Как выбрать монитор для работы с цветом и фотографией. Модели мониторов.

Монитор для фотографа, ЖК или ЭЛТ, тип матрицы, поверхность матрицы, аппаратная калибровка,

Выбор монитора для фотографа.

Итак, вы купили фотоаппарат, необходимые принадлежности к нему, сделали много фотографий,слили, все в компьютер и теперь настало время для творчества, а именно, выбросить большую часть как брак, отсортировать, провести корекцию, поработать в графических редакторах. Для правильной цветопередачи и коректного отображения ваших шедевров Вам необходим монитор, который сумеет правильно, без искажений отображать цвета, на котором Вам будет удобно работать и у которого не будут, плавать, цвета.

Обзоров и советов в нете много, но на мой взгляд эта статья и сайт ответит беспристрастно на этот очень важный вопрос и на многие другие вопросы касающиеся монитора для фотографа.

Ну а затем нужно напечать (что теперь в эпоху цифры встречается все реже) фотографии именно в таком цвете как Вы задумали. С той тональностью и отенком серого, какой вы видели на своем мониторе, вот здесь еще одина проблема Вас ожидает. Но это уже другая тема. Итак:

При выборе любого сложного устройства очень полезным источником сведений является Интернет - особенно форумы. Чем популярней выбираемое устройство, тем больше информации можно получить от его нынешних и прошлых владельцев. А вот при выборе профессиональной (редкой/дорогой) техники отзывов очень немного. Приходится полагаться на мнение продавцов, а какой из продавца советчик? Один из примеров - мониторы для фотографов и полиграфистов, основное требование к которым - качественное воспроизведение цвета. Я постараюсь рассказать об основных критериях, которые будут полезны при выборе такого монитора.

Критерий № 0 (бесполезный): ЖК или ЭЛТ?

Этот раздел можно было бы опустить, но мне до сих пор (2009 г.) задают вопрос: "Можно ли для работы с цветом использовать ЖК мониторы?"

Самая существенная часть ответа очевидна. Независимо от возможностей ЖК-мониторов их придётся использовать. Ибо выпуск ЭЛТ-мониторов прекращён несколько лет назад, складские запасы распроданы, а покупка подержаного ЭЛТ монитора больше похожа на лоторею (если вообще возможна). Впрочем, не стоит расстраиваться. Среди современных ЖК-мониторов есть немало моделей, неплохо воспроизводящих цвет. А если к этому добавить всем известные преимущества ЖК-мониторов над своими ЭЛТ-предшественниками, то картина становится довольно оптимистичной.

Критерий № 1 (очевидный): размеры и разрешение

Выбор размера монитора - дело вкуса и бюджета. Наиболее распространённое мнение: чем больше, тем лучше. Но дороже. Мнение автора: максимально-удобная диагональ - 26". Тридцатидюймовые модели, на мой взгляд, великоваты - при обычном расстоянии до экрана приходится слишком часто поворачивать голову. Ещё одно замечание для тех, кто выбирает в "небольших" диагоналях: 22-дюймовый широкоэкранный монитор имеет практически такую же высоту, как обычный 19-дюймовый. Всё увеличение диагонали у него ушло в ширину.

Критерий № 2 (обязательный): тип матрицы

Основа современного монитора - ЖК-матрица. Современные матрицы бывают четырех видов: TN, PVA, MVA и IPS. Лучше всего для работы с цветом подходят матрицы IPS (они же являются самыми дорогими). Совершенно неподходят самые дешёвые (и потому самые популярные) TN-матрицы. Промежуточное положение (по цене и качеству) занимают матрицы PVA и MVA. Среди мониторов на таких матрицах встречаются вполне приличные, особенно если приходится экономить.

Критерий № 3 (важный): поверхность матрицы

В последнее время становятся всё большее распространение получают ЖК-мониторы с глянцевой поверхностью. Понять причины этого трудно. Возможно, производители рассчитывают на более эффектный внешний вид монитора на полке магазина. Но для настоящей работы с изображениями мониторы с глянцевой поверхностью противопоказаны: вы будете видеть своё отражение, а не обрабатываемую фотографию. Единственное, что хорошо делают такие мониторы - показывают кино в полумраке.

Критерий № 4 (всего лишь полезный): аппаратная калибровка

В некоторых, наиболее дорогих, мониторах (напр. NEC, Lacie, Eizo) встречается т.н. "аппаратная" или "внутренняя" калибровка. Опыт показывает, что эта возможность действительно улучшает качество изображения и повышает точность калибровки. Но это улучшение не является принципиальным, и без него вполне можно обойтись - если бюджет не позволяет приобрести монитор с внутренней калибровкой.

Критерий № 5 (неожиданный): увеличенный цветовой охват.

Одно из направлений развития современных профессиональных мониторов - расширение диапазона цветов, которые способен воспроизвести монитор (т.е увеличение цветового охвата). Мониторы с увеличенным цветовым охватом способны отображать более насыщенные цвета, чем обычные модели.

Эта безусловно (на первый взгляд) полезная возможность кроет в себе потенциальную проблему. Практически все изображения, предназначенные для распространения (в т.ч. через Интернет) подготовлены на среднем мониторе и в расчёте на характеристики среднего монитора. Такие изображения (если мы работаем в программе без встроенной системы управления цветом) на мониторе с увеличенным цветовым охватом будут выглядеть более насыщенным, что особенно критично для портретов. Возможна и обратная ситуация - фотография, хорошо выглядящая в веб-браузере на мониторе с большим цветовым охватом, станет бледной и вялой на обычном мониторе.

В целом увеличенный цветовой охват безусловно полезен, пока мы работаем внутри программ, имеющих встроенную систему управления цветом (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и т.д.). Если мы обмениваемся изображениями с окружающим миром, эта "фишка" может доставить небольшие неприятности. В любом случае калибровка такого монитора аппаратная с помощью измерительного прибора обязательна.

Модели

В заключение - перечень производителей, мониторы которых больше или меньше подходят для работы с цветом. Единственный критерий при отборе мониторов в этом обзоре - тип матрицы. Поэтому присутсвие какой либо модели здесь не означает, что я однозначно рекомендую её для работы с цветом. Выбор нужно делать исходя из множества параметров.

Acer

Среди множества недорогих мониторов компании Acer когда то можно было найти несколько моделей, используюших MVA-матрицы и способных стать приемлимым выбором в условиях ограниченного бюджета. Сейчас все мониторы Acer используют TN матрицы и не подходят для работы с изображениями.

AL1952 19" PVA
AL2616Wsd 26" PVA
AL2623W 26" PVA
AL2623Wtd 26" PVA
FP241W 24" MVA
2408WFP 24" S-PVA
2709W 27" S-PVA
UltraSharp U2410 24" IPS
3008WFP
FlexScan S1961H 19" S-PVA
FlexScan S2232WSE 22" S-PVA
FlexScan SX2461WK 24" S-PVA
FlexScan SX2761WK 27" S-PVA
FlexScan SX3031WK 30" S-PVA
ColorEdge CG211 21" S-IPS
FlexScan L761T 19" S-IPS
FlexScan MX190K 19" S-PVA
FlexScan MX210K 21" S-PVA
Eizo FORIS FS2331 19 PVA
Eizo ColorEdge CG211
Eizo ColorEdge CG223W
Eizo ColorEdge CG232W Reference
Eizo ColorEdge CG243W
Eizo ColorEdge CG245W
ColorEdge CG303W
Eizo FlexScan SX2462WH
Eizo FlexScan SX2761WK
Eizo FlexScan SX2762W
Eizo FlexScan SX3031WK
Eizo FORIS FX2431W

Fujitsu-Siemens

P20-2S 20" S-IPS
P26W-5 26" S-IPS
Fujitsu P22W-5 ECO IPS
Fujitsu P23T-6 IPS
Fujitsu P24W-5 ECO IPS
Fujitsu P24W-6 IPS
Fujitsu P27T-6 IPS

HP

LP2480zx 24" H-IPS
LP2275w 22" PVA
LP2475w 24" S-IPS
HP LP2475w
19" S-IPS
20" S-IPS
24" S-PVA
26" H-IPS
24" S-PVA
30" S-PVA

LG

Flatron L2000C 20" S-IPS
MultiSync LCD2490WUXi 24" S-IPS
MultiSync 1990SX 19" PVA
MultiSync EA191M 19" PVA
MultiSync LCD1990FX 19" S-IPS
MultiSync LCD1990FXp 19" PVA
MultiSync LCD2090UXi 20" S-IPS
MultiSync LCD2170NX 21" PVA
MultiSync LCD2190UXp 21" S-PVA
MultiSync LCD2470WNX 24" S-PVA
MultiSync LCD24WMGX3 24" MVA
MultiSync LCD2690WUXi 26" H-IPS
MultiSync LCD3090WQXi 30" H-IPS
MultiSync P221W 22" S-PVA
SpectraView 1990 19" S-IPS
SpectraView 2090 20" S-IPS
SpectraView 2190 21" S-IPS
SpectraView 3090 30" H-IPS
MultiSync LCD2190UXi 21" S-IPS
NEC MultiSync EA231WMi
NEC MultiSync EA232WMi
NEC MultiSync LCD1990SXi
NEC MultiSync LCD2180UX
NEC MultiSync LCD2190UXp
NEC MultiSync LCD2490WUXi2
NEC MultiSync LCD2690WUXi2
NEC MultiSync PA231W
NEC MultiSync PA241W
NEC MultiSync PA271W
NEC MultiSync PA301W
NEC SpectraView 231
NEC SpectraView 3090
NEC SpectraView Reference 241

Калибровка монитора.

Зачем нужна калибровка монитора?
Калибровать монитор нужно, что бы добиться естественной передачи цветов.

………………………………………………………………………………………………………………….

Абсолютного соответствия картинки на мониторе и на отпечатке вы НИКОГДА не добьётесь по двум причинам:

Первая причина: бумага не светится как монитор, она отражает свет (а он бывает разный). В зависимости от света, при котором вы рассматриваете отпечатки, оттенок на них будет меняться. Попробуйте посмотреть фотографию при свете ламп, а потом подойдя к окну. Обратите внимание, как изменились оттенки.

Вторая причина: в пролабе зарядили новый рулон бумаги, и цвет чуть ушёл. И если вы верите, что в пролабе каждый день калибруют печатную машину, то вы святой человек!

Если вы понятия не имеете, на какой матрице сделан ваш монитор, но покупали его исходя из требований «что бы был не дорогой» то, скорее всего у вас монитор на TN матрице. Калибровать монитор на TN матрице бессмысленно, но владельцы дешевых мониторов тоже верят в чудо, и не будем разрушать их иллюзии. Правильный монитор - дорогой монитор с IPS или чуть более дешевый с PVA(MVA) матрицей.

Термины необходимые для понимания процесса калибровки монитора.

Цветовая температура.
Если говорить простым языком, то цветовая температура это «цвет света». Физики придумали «абсолютно черное тело» и стали нагревать его, измеряя температуру в «кельвинах».
Нас же интересует вопрос, какую цветовую температуру монитора ставить. Основных стандартов всего два: 5000к (кельвинов) и 6500к.

5000к обозначается в программах калибровки еще как D50. Дает тепловатый оттенок изображению на мониторе.
6500к обозначается часто, как D65 даёт холодный оттенок изображению на мониторе.

Какой стандарт выбирать решайте сами. Если вы рассматриваете отпечатанные фото при свете ламп, то лучше D50 — будет более точная цветопередача на отпечатке.Если вы смотрите на фото исключительно в дневном свете, то ставьте D65. Наш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплый или холодный оттенки не будут заметны, до тех пор, пока вы не начнёте сравнивать изображения.

Гамма.
Бывает 1.8 или 2.2 последнее считается стандартом, но по секрету, гамма влияет на элементы интерфейса программ и операционной системы. Изображения будут выглядеть одинаково при разной гамме.

Яркость и контрастность.
Существует два способа настройки яркости и контрастности. На глазок и с помощью калибратора.

Оnline тесты для мониторов:

и другие.

С помощью замеров калибратором яркости белой точки.
Процедура довольно простая, цепляете на присоску калибратор, крутите, яркость и следите за показаниями калибратора. Он будет показывать яркость в канделах на метр квадратный — cd/m2 Я рекомендую ставить яркость не менее 80 cd/m2, но не более чем 120cd/m2 . Чем меньше яркость, тем меньше устают ваши глаза и тем дольше проработает ваш монитор. Если сделать изображение слишком ярким на мониторе, то при печати оно будет тёмным.

Упаси боже вас настраивать яркость контраст с помощью утилиты Adobe Gamma, она безнадёжно устарела, предназначалась для CRT мониторов и 5 лет назад её убрали из программы Adobe Photoshop.
О калибраторах.

Перекалибровка (повторная калибровка).

Настройки откалиброванного монитора не должны изменяться! Если вы изменили яркость, контрастность, температуру, необходимо установить прежнее значение либо заново перекалибровать монитор. У мониторов Apple есть одна неприятная особенность, в настройках яркости нет цифровых значений, и изменение яркости автоматически приводит к необходимости повторной калибровки. Перекалибровать монитор следует при замене видеокарты. Также рекомендуется перекалибровывать монитор с периодичностью раз в две недели или реже. В этом есть уловка производителей калибраторов, характеристики ЖК монитора могут поменяться со временем (за счёт изменения цветовой температуры ламп подсветки), сколько пройдет времени, месяц, полгода или год неизвестно. И напоследок. Отключайте на мониторе любые режимы авто яркости! Они придуманы для тех, кто сидит в офисе играет в Lines и экономит электричество.

Рабочее место фотографа.

К световым условиям рабочего места предъявляются очень жесткие требования, но ими можно до какой-то степени пренебречь, если вы не занимаетесь критичными к цвету работами. Просто старайтесь избегать прямого света, смешанного света (окно-лампа) и уберите с десктопа изображения красоток в ярких купальниках или экзотические виды.

Если серьезно подходить к освещению рабочего места, то цветовая температура на рабочем месте должна быть постоянна, иначе цветовые ощущения будут меняться. Естественный свет из окна меняет свою цветовую температуру в течение дня, также происходит непредсказуемое смешение света ламп и света из окна, поэтому в идеале комната должна быть свето-изолированной.
Применение козырька-бленды на монитор спасает от яркой засветки и не делает цветовую температуру более стабильной. Любителям перфекционизма посоветую выкрасить стены в нейтрально серый цвет, убрать все цветные объекты из помещения и использовать верхнее рассеянное освещение с лампами с постоянной цветовой температурой.