Важность образования в XXI веке. Значимость образования
Библиографическое описание:
Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт
В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.
Понятие образования
Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.
В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.
В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона , Аристотеля и Сократа . Подходы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности
Подход к образованию и обучению |
||
---|---|---|
Гераклит |
Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать . |
|
Сократ |
Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными . |
|
Платон |
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой . |
|
Петроний |
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя . |
|
Аристотель |
Корни образования горькие, но плоды сладкие . |
Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.
Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт :
- Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
- Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей .
Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:
Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта .
В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.
Функции образования
Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.
Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых делят функции образования на две большие группы:
- Социальные
- Личностные
Также в науке существует классификация , которая включает в себя следующие функции:
- Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
- Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
- Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
- Функция укрепления национальной безопасности.
- Функция укрепление демократического общества.
Ступени образования в России
Строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .
В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования . Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации
Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.
В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.
Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.
Рисунок 3. Принципы образования
Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.
В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.
После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.
С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.
Литература
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
- Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
- Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
- Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
- История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
- Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
- Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Лекция 19. Образование
Рассмотрим одну из существенных проблем нашего времени – проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.
Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.
ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир – личностный . Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование – одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование – это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации – развития и саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов отметил: «Экономика, основанная на наукоемких технологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи». Одновременно это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия – как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следовательно, социальный статус и достоинство человека, удовлетворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основательных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на государственном бюджете.
Второй ориентир – социальный , образование в интересах общества и государства, – органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества – это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопасности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует решению экологических проблем . Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых условиях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего комсостава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются людьми, имеющими достаточный образовательный уровень. Однако другие части испытывают трудности из-за того, что образованность людей, пополняющих армию по призыву, подчас не отвечает требованиям военной службы. Преодоление этой трудности также требует повышения качества знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
> Роль обучения сотрудников в развитии организации
Роль обучения сотрудников в развитии организации
«Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество», – Роберт Кийосаки (американский бизнесмен)
Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные сотрудники способны значительно повысить уровень рентабельности организации, а в современных условиях ведения бизнеса выжить смогут только организации с высоким доходом. Поэтому каждый менеджер по управлению персоналом стремится к тому, чтобы в его команде работали только профессионалы.
Сегодня руководство прекрасно понимает, какую роль играет обучение сотрудников в развитии организации. Некомпетентность сотрудников и их нежелание работать, в конечном счете, обязательно отразится на качестве коллективной работы над проектами и прибыли. Для того, чтобы добиться от сотрудников полной отдачи, необходимо хорошо их обучить. Обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы, ценности специалистов, а также их профессионального уровня. В процессе обучения сотрудники смогут развить навыки эффективной коммуникации, необходимые для установления хороших взаимоотношений с партнерами и клиентами.
Обучение необходимо даже в том случае, если менеджер вполне удовлетворен эффективностью и качеством коллективной работы в организации. Ведь для того, чтобы добиться успеха, нужно постоянно идти вперед, искать новые возможности для развития организации и уметь быстро адаптироваться к изменению условий ведения бизнеса. Инвестиции в обучение персонала помогают менеджеру гибко реагировать на требования бизнеса и эффективно управлять организацией .
Однако для того, чтобы обучение сотрудников было действительно эффективным, они должны сами осознать, что это им необходимо. Сотрудники должны иметь мощные стимулы, чтобы учиться с полной отдачей. Поэтому менеджер по управлению персоналом должен помочь сотрудникам осознать важность обучения, объяснить, какую пользу оно им принесет. Опытные и инициативные сотрудники, которые занимаются построением карьеры, готовы к постоянной работе над собой, для того чтобы достичь более высоких результатов. А вот других сотрудников необходимо стимулировать. Используя разнообразные методы мотивации персонала для поощрения инициативных сотрудников, которые хотят получить новые знания, менеджер покажет им, что обучение не только полезно, но еще и выгодно.
В организации, сотрудники которой находится в процессе постоянного обучения, менеджеры расходуют большую часть своего времени на достижение согласованности действий в коллективной работе над проектами. Поскольку в процессе обучения у каждого сотрудника формируются другая система мышления, вырабатываются новые подходы к работе. В этом случае не стоит забывать, что даже высококлассному профессионалу вести весь проект целиком в одиночку не по плечам. В связи с этим у менеджера в процессе управления персоналом возникает задача командообразования.
Система управления проектами «Простой бизнес» предоставит менеджеру инструменты для постановки задач по проекту, планирования работ, бизнес-коммуникаций, контроля промежуточных и конечных результатов, которые помогут ему объединить сотрудников с различным мышлением в одну команду для коллективной работы над проектом. При этом у менеджера появляется возможность использования различных взглядов на задачу.
В ходе коллективной работы над проектом сотрудники смогут приобрести новые знания и выработать полезные практические навыки в профессиональной области. Обучение в процессе коллективной работы позволит им эффективно достигать поставленных целей в различных бизнес ситуациях.
Предоставьте своим сотрудникам возможности для обучения, и они покажут пределы своих возможностей. Только обучение и опыт смогут сделать человека богатым и успешным.
Как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям
В Законе РФ «Об образовании» характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на - одним из фундаментальных прав личности
Образование вооружает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни.
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.
Второй ориентир - социальный, в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов, это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (хотя в реальной жизни это не всегда соблюдается). Только является основой полноценного функционирования всех сфер общественной жизни, а значит, и социальной стабильности.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике. Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны.
Образование способствует экологической безопасности. Только о бразованные люди подняли голос в защиту природы, организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Кроме того, способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Алферов отметил: «Экономика, основанная на наукоемких технологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следовательно, социальный статус и достоинство человека, удовлетворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основательных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на государственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых условиях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направление развития», «склонность», «стремление».
Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются теоретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к производственным и общественным инновациям, которыми, несомненно, будет отмечено насту пившее столетие.
В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека.
Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информации, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частичное устаревание, общественное развитие, открывающее новые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающихся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.
В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тен-
Денциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.
Второй принцип - научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конкурентоспособности выпускника образовательных учреждений.
Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профессиональная компетентность - круг связанных с профессией проблем, в которых индивид обладает познаниями, жизненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.
В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значительна тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкурентоспособности работника, организатора производства. Заметим, что главной причиной многочисленных производственных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.
Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В международных и национальных документах по образованию больше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм социального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического общества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция проявляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-
Лерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).
Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.
Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования.
Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.
Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.
В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной практики, направленная на освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.
Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, ключевое значение. Это связано с научно-технической революцией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосударственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расширения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять задачи не только профессионального совершенствования работников, но и повышения их общекультурного уровня.
Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования достаточно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного образования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,
Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
Развитие непрерывного образования способствует распространению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду целостную картину мира, включая основы культуры, понимания места и роли личности в этом мире, в культуре.
Общеобразовательные проблемы стали занимать подобающее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образованию способствует посещение музеев, выставок, туризм.
Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные технологии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро превратится в устойчивую тенденцию.
Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).
Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.