Там где с землею обгорелой анализ. «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. И мне безумие дано За этим явственным пределом, И я взрастил его зерно В моем уме осиротелом! На небо ль хмурое смотрю — Я прозреваю блеск заемный, Восторгов девственных зарю...
  2. Прохожий обернулся и качнулся Над ухом слышит он далекий шум дубрав И моря плеск и рокот струнной славы Вдыхает запах слив и трав. «Почудилось, наверное, почудилось! Асфальт размяк, нагрело солнце...
  3. Душа молчит. В холодном небе Все те же звезды ей горят. Кругом о злате иль о хлебе Народы шумные кричат… Она молчит, — и внемлет крикам, И зрит далекие миры,...
  4. И если б мне пришлось прожить еще года До сгорблой старости, венчанной сединою, С восторгом юноши я вспомню и тогда Те дни, где разом все явилось предо мною, О чем...
  5. Я, двух корабликов хозяин с юных дней, Стал снаряжать их в путь: один кораблик мой Ушел в прошедшее, на поиски людей, Прославленных молвой, Другой — заветные мечты мои помчал В...
  6. Кто знает? Никто здесь не знает. Кто слышит? Никто там не слышит. Ничего не бывает Все забывают Сладко зевают Медленно дышат Тихо, как рак задом во мрак, Пятится счастье в...
  7. Я лежу на земле И гляжу на закат Сквозь зеленые ливни трав, И мне чудится; Падает наземь солдат, От последнего взвода отстав. Он, подкошенный пулей. Под сердце подмял Поседевшие ковыли....
  8. Спит залив. Эллада дремлет. Под портик уходит мать Сок гранаты выжимать… Зоя! нам никто не внемлет! Зоя, дай себя обнять! Зоя, утренней порою Я уйду отсюда прочь; Ты смягчись, покуда...
  9. Привет, Россия — родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое… Как будто ветер гнал меня по ней, По...
  10. Хоть мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но хорошо бы отдохнуть от этих дел – да ну их к богу! Уйти от суеты, как Фет. Скитаться в поисках покоя, а...
  11. Всю ночь гремел овраг соседний, Ручей, бурля, бежал к ручью, Воскресших вод напор последний Победу разглашал свою. Ты спал. Окно я растворила, В степи кричали журавли, И сила думы уносила...
  12. Зима разгулялась над городом южным, По улице ветер летит ледяной. Промозгло и мутно, туманно и вьюжно… А горы сверкают своей белизной. Весной исчезают метели и стужа, Ложится на город немыслимый...
Вы сейчас читаете стих Безумие, поэта Тютчев Федор Иванович

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!

Анализ стихотворения «Безумие» Тютчева

«Безумие» — пример барочно-романтической поэзии Федора Ивановича Тютчева.

Стихотворение написано в 1830 году. Автору его исполнилось в эту пору 27 лет, он женат и служит России на дипломатическом поприще в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Закрытых и открытых рифм поровну. Лирический герой довольно экзотичен. Это одушевленное безумие, а впрочем, просто безумный человек, возомнивший, что он в состоянии открыть все тайны бытия. В 1 строфе описывается то ли линия горизонта, то ли вселенская катастрофа: «с Землею обгорелой» сливается небо. Именно там, между небом и землей, проживает Безумье. Оно там не тужит, напротив, веселится, не зная забот, избегая всякой серьезности и земных теней. Собственно, поэтому оно и «жалкое». На что надеется человек, если ведет себя подобно страусу, согласно известному выражению, зарывающему голову в песок?.. Во 2 четверостишии сей безумец, сильно напоминающий всякого человека, занимающегося искусствами, лежит на горячем песке, уставясь «стеклянными очами» (от жары и усталости) в облака. «Чего-то ищет»: точнее, выдумывает, сочиняет. В 3 строфе, не обращая ни на что вниманья, повинуясь лишь внутреннему голосу, он уже жадно внимает звукам земли, припав к ней «чутким ухом». Ему кажется, что он первооткрыватель, победитель, вождь, дарующий другим живую воду. В заключительном же четверостишии «мнит» можно истолковать двояко. И как «воображает» — а значит, поэт жестоко утверждает, что герой обманывает и себя, и других, и как «почти слышит» реально существующие, но скрытые источники Вод. Жажда не только физическая, а душевная, и, как знать, и духовная томит героя. Он ждет обновления, преображения, возрождения надежды. Исследователи склонны сближать это стихотворение с системой более позднего экзистенциализма, ужаса жизни, и полемику с пушкинским «Пророком» (Ф. Тютчев, выходит, не склонен преувеличивать возможности искусства в миропостижении, тем более, сравнивать их с пророческим служением), и скептицизм в отношении воззрений натурфилософов, выведших из лозоходства (поиска воды наитием людьми с особыми способностями) мысль о могуществе человека и его «сотрудничестве» с природой. Рефрен-анафора «там». Сравнение: как дым. Многоточия в конце каждой строфы. Эпитеты: колыбельное, шумный.

В философской лирике Ф. Тютчева нередки ноты отчаяния и сомнения, возвышения человека и его уничижения.

Федор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество стихотворений. Одним из самых интересных и весьма загадочных является произведение, получившее название «Безумие». Вплоть до сегодняшнего дня существуют споры о толковании данного стихотворения. Литературоведы не могут прийти к общему мнению даже обсуждая сюжет.

Некоторые критики считают, что в произведении «Безумие» речь идет об определенных искателях воды. Другие литературоведы полагают, что данное произведение является своеобразным самокритичным высказыванием, созданным против натуральной философии Шеллинга и его покровителей. Существует и версия о том, что строки стихотворения указывают на присутствующие в душе поэта сомнения, он неуверен в своем личностном пророческом даре.

Как и во многих общеизвестных данных, истинная мысль скрывается где-то посередине. Крупицы основной мысли черпаются со всех направлений, они разбросаны по различным тематикам и вариантом толкований. Именно поэтому отрицать тот или иной предложенный критиками вариант будет неправильно.

Основная мысль стиха «Безумие»

Главная тематика произведения скрывается в самом названии – именно безумие даст ответ на этот вопрос. Первая треть девятнадцатого века отличается наличием данного направления у многих поэтов того времени. Раскрывалась данная тема совершенно по-разному и имела две основные кардинальные точки зрения.

Такая тема некоторыми читателями воспринималась как истинное проявление мудрости, которое позволяет изучить скрытые тайны настоящего бытия. Обычно за ними скрывались различные недуги, страшные трагедии, которые постигали постоянно мыслящего человека. Такое направление использовал в своих произведениях и Баратынский, написавший стихи под названием «Последняя смерть», «В безумье есть раздумье». Не исключил из своих произведений такую тематику и Александр Сергеевич Пушкин. Его знаменитый на весь мир шедевр, получивший название «Не дайте мне бог сойти сума…», отражает именно психологическую неустойчивость в момент написания, а также безысходность.

Ф. И. Тютчев раскрывает вышеописанную тематику по-своему, с совершенно новой стороны. В произведении понятие безумие ассоциируется с определенной беззаботностью, переполненной постоянным весельем. Радостные моменты совмещаются с определенным даром предвидения. Особенно интересен эпитет, указывающий на жалость, а также разнообразные противоречивые характеристики, образующие своеобразное единство мысли.

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым небесный свод, -
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.
То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.
И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!..

Анализ произведения «Безумие»

Федор Иванович Тютчев создал сюжет стихотворения весьма уникальным образом. Он дает читателю ответы на многие вопросы. К примеру: «Что же на самом деле такое, это безумие?», «Что же лучше – болезнь или счастье?», «Что приводит людей к безумию?» и многое другое. Такие вопросы обязательно будут различимы читателем после прочтения первых строк шедевра.

Популярная тематика XIX века не позволила пройти мимо ни одному поэту того времени. Федор Тютчев создал поистине уникальные строки, которые существенно отличались от мыслей его современников. Автор отмечает, что одних людей наличие безумия пугает, а для других людей, лишение рассудка вследствие определенных причин. Это начало чего-то нового, которое обязательно приведет к полному счастью и удовлетворению.

Если более углубленно рассмотреть стихотворение, у читателя сразу же возникает необъяснимое ощущение недосказанности. Читателю совершенно непонятно, почему же человек, который только перешагнул тридцатилетний рубеж или только к нему приблизился, пишет произведения на такую разрушающую тематику. Следует отметить, что на момент написания, а именно в 1830 году, Федору Ивановичу Тютчеву было всего-навсего 27 лет. Тематика безумия относилась к определенному направлению, указывающему на состояние духа поэта, поэтому имела широкое распространение.

Направление в форме безумия преподносилась читателю в виде своеобразной поэтической мысли, основанной на определенных мистических качествах и интуиции, не похожей на естественную. Весьма странным считается тот факт, что Тютчев почему-то приписал сюда эпитет «жалкое». После прочтения строк у читателя формируется ощущение, будто описанный лирический герой в недавнем времени пережил своеобразный Апокалипсис. Особенно на это указывает само начало произведения, где описываются обгорелая земля и небо в дыму.

Именно такой подход, используемый Федором Ивановичем, дает читателю четко представить, что происходит с личностью, которая своими глазами увидит. Как рушится под его ногами земля. Человеку просто-напросто ничего не остается, как воспринять вселенную именно такой, какая она есть на самом деле. С первого взгляда читателю кажется, что лирический герой счастлив и не испытывает каких-либо забот, но на самом же деле все обстоит совершенно по-иному. Безумец, представленный Тютчевым, словно переносит определенное наказание, которое он получил осознанно. Этот факт подтверждается строками, указывающими на то, что герой расположен под раскаленными лучами, закрываясь в пламенных песках.

Весьма интересна фраза, используемая автором произведения, «стеклянными очами». Здесь сразу же возникает вопрос: «К чему ведет использование данное метафоры?». Выражение, указывающее на остекленевший взгляд, показывает, что лирический герой сфокусирован, замер на определенном объекте или ситуации. Такая реакция у человека возникает после осознания какого-то потрясения и отрешение от существующей действительности. Лирический герой погружен в себя и находится в раздумьях над существующей жизненной проблемой.

Привлекает внимание и слово «мнит». Таким образом, автор старается выразить свое отношение к безумцу, напитанное иронией. По мнению поэта, лирический герой имеет мнимое ощущение, якобы он способен что-либо предвидеть в будущем. О таком направлении говорят многие строки, к примеру, «довольство тайное на челе», указывающее на посвящение в определенные тайны бытия, а также на невменяемость человеческой личности.

Особенности творчества Ф. И. Тютчева

Стихотворение под названием «Безумие» как в XIX веке, так и в настоящее время считается самым загадочным произведением девятнадцатого века. Многие критики бьются над его разгадкой и понастоящее время. До сих пор толком не известно, какова именно настоящая мысль, используемая автором. Еще больше усугубляют разгадку слова Федора Ивановича Тютчева, описывающие, что изреченная мысль и является на самом деле ложью. Ключей к разгадке много и каждый желает их найти.

Следует отметить, что спустя шесть лет после написания стихотворения «Безумец», Федор Иванович Тютчев пишет произведение, получившее название «Цицерон». Строки данного шедевра навевают о воспоминаниях, связанных с нашумевшим произведением о сумасшедшем лирическом герое.

Нужно понимать историю и значение слова юродивый. Именно на Руси юродивыми называли тех людей, которые имели наклонности к сумасшествию. Только такой человек способен по-настоящему ощутить счастье от обыденных вещей, не осознавая бренность простого земного бытия.

В произведении «Безумее» в качестве блаженного и сумасшедшего человека описывается личность, которая является вершителем судеб. Человек, который оказался в качестве свидетеля определенных высоких зрелищ и, опробовав бессмертие, получит определенную возможность обладать специфическим пророческим даром, а также летописцем великих мировых событий.

Следует обязательно отметить, что такое специфическое бремя также является тяжелой ношей. Не каждому дано в определенную эпоху постоянных перемен творить истинную историю, которую вряд ли можно сравнить с безмятежным весельем и беззаботностью. Именно в таком состоянии и находится главный лирический герой стихотворения, который расплачивается за свои поступки безумием, описанным в шедевре в роли определенной жалости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Федор Иванович Тютчев не видел особенного смысла в описываемом поэтическом безумии. Автор указывает на тот факт, что в настоящее время безумцев встречается огромное множество – они могут быть в числе как простых людей, так и личностью, творящей и регулирующей судьбы окружающих. И такое безумие непросто жалко или опасно, он страшно.

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума...», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным . Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое» .

Вообще, создается ощущение, что перед нами человек, переживший Апокалипсис, по крайней мере, начало стихотворения вызывает именно такую ассоциацию:

Там, где с Землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод...

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой» . Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках» ), «чего-то ищет в облаках» , причем «стеклянными очами» . Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод,
И шумный из земли исход!

Правда, словом "мнит " автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возомни вшему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе» , говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь» . И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон» , строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий. Это тоже тяжелое бремя - в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, - тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.

Кроме анализа «Безумия» есть другие сочинения:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
Федор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество стихотворений. Одним из самых интересных и весьма загадочных является произведение, получившее название «Безумие». Вплоть до сегодняшнего дня существуют споры о толковании данного стихотворения . Литературоведы не могут прийти к общему мнению даже обсуждая сюжет.

Некоторые критики считают, что в произведении «Безумие» речь идет об определенных искателях воды. Другие литературоведы полагают, что данное произведение является своеобразным самокритичным высказыванием , созданным против натуральной философии Шеллинга и его покровителей. Существует и версия о том, что строки стихотворения указывают на присутствующие в душе поэта сомнения, он неуверен в своем личностном пророческом даре.

Как и во многих общеизвестных данных, истинная мысль скрывается где-то посередине. Крупицы основной мысли черпаются со всех направлений, они разбросаны по различным тематикам и вариантом толкований. Именно поэтому отрицать тот или иной предложенный критиками вариант будет неправильно.

Основная мысль стиха «Безумие»

Главная тематика произведения скрывается в самом названии – именно безумие даст ответ на этот вопрос. Первая треть девятнадцатого века отличается наличием данного направления у многих поэтов того времени. Раскрывалась данная тема совершенно по-разному и имела две основные кардинальные точки зрения.

Такая тема некоторыми читателями воспринималась как истинное проявление мудрости, которое позволяет изучить скрытые тайны настоящего бытия. Обычно за ними скрывались различные недуги, страшные трагедии, которые постигали постоянно мыслящего человека . Такое направление использовал в своих произведениях и Баратынский, написавший стихи под названием «Последняя смерть », «В безумье есть раздумье». Не исключил из своих произведений такую тематику и Александр Сергеевич Пушкин. Его знаменитый на весь мир шедевр, получивший название «Не дайте мне бог сойти сума…», отражает именно психологическую неустойчивость в момент написания, а также безысходность.

Ф. И. Тютчев раскрывает вышеописанную тематику по-своему, с совершенно новой стороны . В произведении понятие безумие ассоциируется с определенной беззаботностью, переполненной постоянным весельем. Радостные моменты совмещаются с определенным даром предвидения. Особенно интересен эпитет, указывающий на жалость, а также разнообразные противоречивые характеристики, образующие своеобразное единство мысли.

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым небесный свод, -
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.
Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

Что слышит ток подземных вод ,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!..

Анализ произведения «Безумие»

Федор Иванович Тютчев создал сюжет стихотворения весьма уникальным образом. Он дает читателю ответы на многие вопросы. К примеру: «Что же на самом деле такое, это безумие?», «Что же лучше – болезнь или счастье?», «Что приводит людей к безумию?» и многое другое. Такие вопросы обязательно будут различимы читателем после прочтения первых строк шедевра.

Популярная тематика XIX века не позволила пройти мимо ни одному поэту того времени. Федор Тютчев создал поистине уникальные строки, которые существенно отличались от мыслей его современников. Автор отмечает, что одних людей наличие безумия пугает, а для других людей, лишение рассудка вследствие определенных причин. Это начало чего-то нового, которое обязательно приведет к полному счастью и удовлетворению.

Если более углубленно рассмотреть стихотворение, у читателя сразу же возникает необъяснимое ощущение недосказанности. Читателю совершенно непонятно, почему же человек, который только перешагнул тридцатилетний рубеж или только к нему приблизился, пишет произведения на такую разрушающую тематику. Следует отметить, что на момент написания, а именно в 1830 году, Федору Ивановичу Тютчеву было всего-навсего 27 лет. Тематика безумия относилась к определенному направлению, указывающему на состояние духа поэта, поэтому имела широкое распространение.

Направление в форме безумия преподносилась читателю в виде своеобразной поэтической мысли, основанной на определенных мистических качествах и интуиции, не похожей на естественную. Весьма странным считается тот факт, что Тютчев почему-то приписал сюда эпитет «жалкое». После прочтения строк у читателя формируется ощущение, будто описанный лирический герой в недавнем времени пережил своеобразный Апокалипсис. Особенно на это указывает само начало произведения, где описываются обгорелая земля и небо в дыму.


Именно такой подход, используемый Федором Ивановичем, дает читателю четко представить, что происходит с личностью, которая своими глазами увидит. Как рушится под его ногами земля. Человеку просто-напросто ничего не остается, как воспринять вселенную именно такой, какая она есть на самом деле. С первого взгляда читателю кажется, что лирический герой счастлив и не испытывает каких-либо забот, но на самом же деле все обстоит совершенно по-иному. Безумец, представленный Тютчевым, словно переносит определенное наказание, которое он получил осознанно. Этот факт подтверждается строками, указывающими на то, что герой расположен под раскаленными лучами, закрываясь в пламенных песках.

Весьма интересна фраза, используемая автором произведения, «стеклянными очами». Здесь сразу же возникает вопрос: «К чему ведет использование данное метафоры?». Выражение, указывающее на остекленевший взгляд, показывает, что лирический герой сфокусирован, замер на определенном объекте или ситуации. Такая реакция у человека возникает после осознания какого-то потрясения и отрешение от существующей действительности. Лирический герой погружен в себя и находится в раздумьях над существующей жизненной проблемой.

Привлекает внимание и слово «мнит». Таким образом, автор старается выразить свое отношение к безумцу, напитанное иронией. По мнению поэта, лирический герой имеет мнимое ощущение, якобы он способен что-либо предвидеть в будущем. О таком направлении говорят многие строки, к примеру, «довольство тайное на челе», указывающее на посвящение в определенные тайны бытия, а также на невменяемость человеческой личности.

Особенности творчества Ф. И. Тютчева

Стихотворение под названием «Безумие» как в XIX веке, так и в настоящее время считается самым загадочным произведением девятнадцатого века. Многие критики бьются над его разгадкой и понастоящее время . До сих пор толком не известно, какова именно настоящая мысль, используемая автором. Еще больше усугубляют разгадку слова Федора Ивановича Тютчева, описывающие, что изреченная мысль и является на самом деле ложью. Ключей к разгадке много и каждый желает их найти.

Следует отметить, что спустя шесть лет после написания стихотворения «Безумец», Федор Иванович Тютчев пишет произведение, получившее название «Цицерон». Строки данного шедевра навевают о воспоминаниях, связанных с нашумевшим произведением о сумасшедшем лирическом герое.


Нужно понимать историю и значение слова юродивый. Именно на Руси юродивыми называли тех людей, которые имели наклонности к сумасшествию. Только такой человек способен по-настоящему ощутить счастье от обыденных вещей, не осознавая бренность простого земного бытия.

В произведении «Безумее» в качестве блаженного и сумасшедшего человека описывается личность, которая является вершителем судеб. Человек, который оказался в качестве свидетеля определенных высоких зрелищ и, опробовав бессмертие, получит определенную возможность обладать специфическим пророческим даром, а также летописцем великих мировых событий.

Следует обязательно отметить, что такое специфическое бремя также является тяжелой ношей. Не каждому дано в определенную эпоху постоянных перемен творить истинную историю , которую вряд ли можно сравнить с безмятежным весельем и беззаботностью. Именно в таком состоянии и находится главный лирический герой стихотворения, который расплачивается за свои поступки безумием, описанным в шедевре в роли определенной жалости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Федор Иванович Тютчев не видел особенного смысла в описываемом поэтическом безумии. Автор указывает на тот факт, что в настоящее время безумцев встречается огромное множество – они могут быть в числе как простых людей , так и личностью, творящей и регулирующей судьбы окружающих. И такое безумие непросто жалко или опасно, он страшно.

«Безумие» Фёдор Тютчев

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!

Ключевая тема стихотворения заявлена в его заглавии – безумие. В первой трети девятнадцатого столетия поэты часто обращались к ней. Раскрывалась она с двух кардинально разных точек зрения. Безумие воспринималось либо в качестве настоящего проявления мудрости, позволяющего постичь сокровенные тайны бытия, либо как тяжелейший недуг, страшная трагедия для мыслящего человека. Первая трактовка встречается в стихотворении Баратынского «Последняя смерть»: «…С безумием граничит разуменье». Второй точки зрения придерживался Пушкин, что нашло отражение в знаменитом произведении «Не дай мне бог сойти с ума…». У Тютчева тема раскрыта по-новому. Безумие у него ассоциируется с веселой беззаботностью и даром предвидения. Кроме того, поэт наделяет его эпитетом «жалкое». С одной стороны – перечислены противоречивые характеристики, с другой – они все-таки образуют единство.

К одному из ключевых мотивов стихотворения – мотиву пророческого дара, свойственного поэту, Тютчев вернулся в позднем лирическом высказывании – «Иным достался от природы…» (1862). Небольшое произведение , состоящее всего из восьми строк, посвящено Фету.

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума...», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным. Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

Там, где с Землею обгорелой
..


И шумный из земли исход!

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий . Это тоже тяжелое бремя - в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, - тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.

Стихотворение «Безумие»

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод, -
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!.

Толстогузов П.Н.
Стихотворение Тютчева «Безумие»: опыт расширенного анализа

Толстогузов П.Н. Стихотворение Тютчева «Безумие»: опыт расширенного анализа // Русская речь. - 1998. - № 5. - С. 3-15.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Безумие», датируемое предположительно 1830 годом (опубликовано в 1834), является, по мнению В.В.Кожинова, «загадочным» и пока не нашедшим «убедительного толкования» (см. Тютчев Ф.И. М. Стихотворения. М. 1976. С. 302). К.В.Пигарев предполагал, что в этом стихотворении речь идет об искателях воды, Н.Я. Берковский писал, что у Тютчева содержится выпад в адрес натурфилософии Шеллинга. «Водоискатели и рудознатцы - люди особого значения в глазах Шеллинга и его приверженцев. Водоискатели - посвященные, доверенные лица самой природы. Тютчев мог слышать в Мюнхене о прославленном водоискателе Кампетти, в 1807 году призванном в этот город. Кампетти был любимцем мюнхенских шелленгистов - Риттера, Баадера и, наконец, самого Шеллинга. О водоискателях Шеллинг писал в своих «Разысканиях о человеческой свободе» (1809), хорошо известных Тютче-

ву. Таким образом, последняя строфа «Безумия» - по сюжету своему «строфа Кампетти» - точно указывает, с каким миропониманием ведёт свой спор Тютчев» (Берковский Н.Я. О русской литературе. Л. 1985. С. 175). К.В.Пигарев указал на связь «Безумия» с позднейшим посланием А.А.Фету («Иным достался от природы. », 1862). Это наблюдение позволило В.В.Кожинову сделать вывод о том, что первая строфа послания, непосредственно соотносящаяся с «Безумием», содержит тютчевскую автохарактеристику и что «Безумие» - «резкое самокритическое стихотворение, в котором поэт выразил мучительные сомнения в своем провидческом даре» (Кожинов В.В. там же). Б.Я.Бухштаб отнес «Безумие» к тем тютчевским текстам, которые содержат «образы с налетом романтического мистицизма» и в то же время «окрашены скепсисом» (Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л. 1970. С. 35).

Не оспаривая ни одно из приведенных соображений на это и в самом деле загадочное стихотворение, попробуем уточнить границы его истолкования, имея в виду, что для русской поэзии первой трети XIX века «узнавание тематических комплексов является вторичным моментом по отношению к узнаванию словаря» (Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л. 1982. С. 203). Поэты тютчевской эпохи использовали в пределах освоенной ими художественной сферы устойчивые формулы, «слова-сигналы» (выражение В.А.Гофмана). Наблюдения над использованием таких формул, эпигонским или экспериментальным, позволяют существенно расширить область комментирования. При работе с тютчевскими текстами это тем более важно, ведь еще Ю.Н.Тынянов обратил внимание на такую особенность поэзии Тютчева, как литературность . «стихи Тютчева связаны с рядом литературных ассоциаций , и в большой мере его поэзия - поэзия о поэзии» (Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М. 1969. С. 190).

Там, где с землею обгорелой

(Стихотворение «Безумие цит. по: Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л. 1987.)

Разграничение «земли» и «неба», столь характерное для романтического мировосприятия и романтической поэзии, здесь заменено апокалиптическим образом «слившихся» первоначал. Нечто подобное можно обнаружить в шевыревском переводе стихотворения Шиллера «Die Grösse der Welt» («Беспредельность», 1825), где «умолкание стихийной брани» первоначал есть знак «пределов вселенной», или в «Искании Бога» Ф.Н.Глинки (ок. 1826 - 1830): «Я ви-

дел: смерклись небеса. И грозно небеса дымились. Всё стало пылом, всё огнём». Характерены образный космизм, апокалиптичность дымного и мглистого ландшафта у Тютчева и пространства в тексте Ф.Н.Глинки и в переводе С.П.Шевырева: «И небо за мною / Оделося мглою. ». Здесь «Богом творенью поставлена грань» (Шевырев, «Беспредельность»). Однако Тютчев предельно лаконичен: он опускает космологические и теологические детали и объяснения равно как визионерскую («я видел») интродукцию.

Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Тема безумия - одна из принципиальных для литературы первой трети XIX века. Она содержит смысловой контрапункт: безумие как высокое поэтическое состояние духа, форма проявления поэтической, мистической интуиции (здесь «с безумием граничит разуменье» - Е.А.Баратынский, «Последняя смерть», 1827) и безумие - тяжкое повреждение духа, его онемение, когда человек превращается в «хладного истукана», в котором «небесный огнь ума приметно догорает» (В.Н.Щастный. «Безумный», 1827). Ср. вопрос, выражающий внутреннюю противоречивость этой темы в повести Н.А.Полевого «Блаженство безумия» (1833): «Неужели. только безумие есть истинное проявление мудрости и откровение тайн бытия?».

«Беззаботность» и «веселье» в поэтической традиции начала XIX века - синонимы анакреонтической «беспечности», являющейся отличительным признаком поэта и поэтико-философского времяпровождения («беспечный Поэт» в послании «К друзьям» К.Н.Батюшкова, 1815; у Пушкина: «Блажен, кто веселится/В покое, без забот. » - «Городок», 1815).

У Тютчева «весёлая беззаботность» почти оксюморонным образом сопряжена с «жалким Безумием», и такой поворот темы напоминает о распространённом лирическом сюжете: поэт отказывается от «беспечности», чтобы говорить «языком Истины свободной», но разочаровывается, поскольку «для толпы ничтожной и глухой / Смешон глас сердца благородный» (Пушкин, «В.Ф.Раевскому», 1822; та же тема в «Разговоре книгопродавца с поэтом», 1824: ранее «беспечный» и общительный поэт удаляется в «глушь», а его исповедь должна казаться для непосвященных «безумца диким лепетаньем»). О внимании Тютчева к теме высокого поэтического безумия свидетельствует переведенный им в конце 1820-х годов отрывок из «Сна в летнюю ночь » Шекспира: «Любовники, безумцы и поэты/Из одного воображенья слиты».

В «Безумии» тема приобретает новое звучание: беззаботное веселье, провидческий дар и жалкое положение безумца обра-

зуют внутренне противоречивую и вместе с тем единую характеристику.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках.

Образ пустынного ландшафта в поэзии тютчевской эпохи столь же многозначен. Пустыня - это место поэтического и философского уединения, прибежище отшельников и пророков. В «Фаусте» мы встречаем ряд значений, связанных с пустынным ландшафтом: отшельничество, пустота, философское «ничто» (Öde und Einsamkeit, Wildernis, Leere, Nichts; см. первый акт второй части, сцена «Тёмная галерея»). Такая метафизическая обстановка характеризуется отсутствием пространства и времени в их земном смысле («kein Ort, noch weniger eine Zeit», по словам Мефистофеля). Наконец, пустыня - это место последнего суда, место, где совершаются космические судьбы человека (обстановка «Анчара» и «Пророка» у Пушкина, у него же «аравийский ураган» в «Пире во время чумы» как образ одной из гибельных, но вместе с тем отвечающих глубинному запросу человеческой природы стихий; ср. также у Ф.Н.Глинки в стихотворении «Вдруг что-то чёрное мелькнуло. », между 1826 - 1834, где ареной апокалипсического действия становятся «пустынь концы»). Кроме того, пустыня - метафора жизни как юдоли, мучительно бесцветного существования в застылых жизненных формах (ср. например, у Брентано в «Ich bin durch die Wüste gezogen», 1816, или у Е.А.Баратынского - «пустыня бытия» в «О счастии с младенчества тоскуя. », 1823).

Некоторый оттенок ориентальности, который часто сопровождает этот мотив в поэзии 20-30 годов, вряд ли сохраняется здесь у Тютчева, и не может иметь самостоятельного значения в «Безумии». Как «почва, зноем раскаленная», в пушкинском «Анчаре», как метафизическая пустыня в «Фаусте», так и «пламенные пески» в «Безумии» имеют предельно обобщённый колорит места, где разыгрывается пятый акт человеческой истории , «день гнева». (В тютчевской «Урании» - не позднее 1820 - пустыня предстает символом бренности исторических «Вавилонов»: «Где Вавилоны здесь, где Фивы? - где мой град. Их нет! - Лучи его теряются в степях, / Где скорбно встретит их ловец или оратай, / Бесплодно роющий во пламенных песках».)

Если же вернуться к размышлению о семантической двупланности тютчевского текста, то оно и здесь обнаруживает необходимые аргументы: «обгорелая земля» с её «пламенными песками» оказывается как местом суда, так и приютом, убежищем для «жалкого Безумия» (трудно представить, чтобы «на почве, зноем раскалённой», в пушкинском «Анчаре», кто-то мог жить: суть именно в том, что

только ядовитое древо может существовать в этих местах. Как и пушкинский раб, Фауст с величайшим трудом преодолевает враждебные человеку пространства пустыни). Сводятся воедино ранее не сочетавшиеся в традиции смыслы (не сочетавшиеся и у самого Тютчева. Так в «Послании Горация. », 1819, идиллия «священной рощицы» как места уединений, эмблематический образ «тернистой пустыни» жизни и космический образ грозной стихии - «Уже небесный лев тяжёлою стопою в пределах зноя стал - и пламенной стезею течет. » - вполне самостоятельны и не перекрывают друг друга).

Отдельное замечание - об эпитетах «раскалённый» и «пламенный». Они - в первую очередь «пламенный» (и его заместители - «пылкий», «огненный») - весьма характерны для раннего Тютчева (по нашим наблюдениям эпитет «пламенный» в самых различных значениях встречается примерно в каждом четвертом стихотворении поэта 20-х - нач. 30-х годов) и для поэтической традиции: «пламенная любовь», «пламенное сердце», «пламенная грудь», «пламя страстей», «святое пламя вдохновенья» и т.п. Причём более обычным было метафорическое значение этого слова, хотя у самого Тютчева есть примеры использования смысла, близкого к предметному («пламенная стезя» солнца в «Послании Горация. », «пламенные пески» в «Урании», 1820, «пламенное небо» в стихотворении «С чужой стороны» - вольный перевод из Гейне, «солнца раскалённый шар» в «Летнем вечере » и т.д.) Разумеется, «пламенные пески» - это почти явная предметность (пески горячие, как пламя), но вряд ли только она. Аллюзивность тютчевских текстов не позволяет нам расслабиться ни на минуту - эпитет и здесь продолжает удерживать некую семантическую «взвесь», постороннюю предметному смыслу.

Дело в том, что «пламя» в поэзии начала XIX века не используется как образ без того, чтобы не иметь - напрямую или в подтексте - семантической оппозиции, некоего, условно говоря, «хлада». В «пламени страстей» не только горят, но и сгорают (Е.А.Баратынский: «Как страшно ты перегорела!» - «Как много ты в немного дней. », 1825), жизнь «охлаждает» человека (он же, «Взгляни на лик холодный сей. », 1825), люди сопоставляются как выразители «пламени» и «льда» (Онегин и Ленский в «Евгении Онегине»). Эта оппозиция может образовать сюжет, как в стихотворении «С чужой стороны» (вольный перевод Тютчева из Гейне), может выразить натурфилософское и богословское содержание: в «Искании Бога» Ф.Н.Глинки, например, «пыл» и «огонь», в которых лирический герой «не видит» Бога, контрастно сменяются «тишиной» откровения о потустороннем, «неземном». В тютчевском «Летнем вечере» это метафора «горячих ног» природы, прикоснувшимся к подземным ключам (тема, которая затем получит развитие в знаменитых стихотворениях «День и ночь» и «Святая ночь на небосклон взошла. »).

В «Безумии» такой контраст очевиден - «пламенные пески» образуют оппозицию «подземным водам» (в последней строфе), но если «пламя» и «хлад» в традиции метафорически оформляли идею борьбы человеческих или вселенских начал, то здесь они, скорее, дополняют друг друга: «пламенные пески» - естественная (и единственно возможная, о чём говорит начальное «там, где») сфера существования для «Безумья жалкого» и столь же естественная сфера его поисков. Семантическая оппозиция теряет устойчивость: здесь нечему «сгореть» и нечему «охладиться». «Ток подземных вод» не может изменить лицо сгоревшей земли, потому что его медиум - Безумие. Огонь здесь лишается своего очистительного и судебного смысла, а вода перестаёт быть подательницей жизни.

Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

«Стеклянные очи» Безумия напоминают «неподвижный» взгляд, часто фигурировавший как обязательная деталь романтического портрета (где «неподвижность» могла означать высшую степень созерцательной сосредоточенности; см. у С.П. Шевырёва: «недвижным оком созерцал» - «Мудрость», 1828; вообще такая «неподвижность» могла быть мистическим, роковым знаком: «неподвижны» глаза ростовщика в гоголевском «Портрете», редакция «Арабесок», 1835), к которой нередко прибегал сам Тютчев в этот период (например, в стихотворении «Лебедь» «недвижные очи» орла, которыми он, между прочим, «впивает солнца свет», то есть направление взгляда остаётся тем же, что и в «Безумии»). Но перед нами не просто образное соответствие, а снижение мотива: «стеклянные очи» выражают смысл идиотической прострации, созерцание приобретает характер простого отражения. Оксюморонность здесь рождается из сочетания поиска («чего-то ищет») и его заведомой бесплодности (взгляд незрячего). Ещё один план реминисценций, на которые, возможно, рассчитывал поэт, вновь связан с библейской топикой. В Апокалипсисе есть хорошо известный, очень выразительный образ, в котором стекло и огонь являются основными характеристиками: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15, 2). Другой знаменитый пример из Писания ещё более красноречив, ибо в нем связаны зрение и стекло: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Оба примера имеют прямое отношение к эсхатологической проблематике. В сущности, и в апостольском послании, и в упоминавшихся уже стихотворениях любомудров речь идёт о слепоте человека («солнце взоры ослепило», «неясно созерцает взор» у С.П. Шевырева), слепоте перед явлением сверхразумных начал.

Автор относится к нему отрицательно, называя его «жалким безумием», что уже разительно отличает его от тех поэтов, которые поклонялись безумию. Читатель должен заметить, что безумие в этом случае олицетворяет не душевную болезнь, а состояние поэтического духа.

Все стихотворения Тютчева являются настоящей загадкой и уже несколько столетий литераторы всего мира бьются в попытках разгадать ее. Так же и со стихотворением «Безумие» мы не можем точно сказать, как поэт относиться к своему литературному герою. Он передает нам его отрешенность от этого мира.

По его «стеклянным» глазам можно понять, что он видел что-то ужасное, волнующее и от это его сильно поразило. В самом начале стихотворения Тютчев пишет:»Там, где с землею обгорелой». Возможно именно этот Армагеддон пережил литературный герой стихотворения. Это вынудило его отречься от мира и глубоко зарыться в себе.

Безумец как бы предвидит печальное будущие земли, автор наделяет его этим качеством руководствуясь иронией. Его смешит то, что человек мог возомнить себя провидящим, на деле же являясь обычным безумцем.

«Безумие» Ф.Тютчев

«Безумие» Фёдор Тютчев

Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод,-
Там в беззаботности веселой
Безумье жалкое живет.

Под раскаленными лучами,
Зарывшись в пламенных песках,
Оно стеклянными очами
Чего-то ищет в облаках.

То вспрянет вдруг и, чутким ухом
Припав к растреснутой земле,
Чему-то внемлет жадным слухом
С довольством тайным на челе.

И мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод,
И колыбельное их пенье,
И шумный из земли исход!

Анализ стихотворения Тютчева «Безумие»

«Безумие» считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством которого Тютчев облек в слова сомнения в собственном пророческом даре. Вероятно, как это нередко бывает, истина находится где-то посередине и ее крупицы разбросаны по всем наиболее известным вариантам толкования, поэтому не стоит полностью отрицать ни один из них.

Ключевая тема стихотворения заявлена в его заглавии – безумие. В первой трети девятнадцатого столетия поэты часто обращались к ней. Раскрывалась она с двух кардинально разных точек зрения. Безумие воспринималось либо в качестве настоящего проявления мудрости, позволяющего постичь сокровенные тайны бытия, либо как тяжелейший недуг, страшная трагедия для мыслящего человека. Первая трактовка встречается в стихотворении Баратынского «Последняя смерть»: «…С безумием граничит разуменье». Второй точки зрения придерживался Пушкин, что нашло отражение в знаменитом произведении «Не дай мне бог сойти с ума…». У Тютчева тема раскрыта по-новому. Безумие у него ассоциируется с веселой беззаботностью и даром предвидения. Кроме того, поэт наделяет его эпитетом «жалкое». С одной стороны – перечислены противоречивые характеристики, с другой – они все-таки образуют единство.

Действие стихотворения «Безумие» разворачивается в пустыне. Образ этот в лирике тютчевской эпохи имел несколько главных трактовок. Пустыня рассматривалась как место философского уединения, прибежище отшельников и пророков. Также она выступала в роли пространства, где вершился последний суд. Нередко ее воспринимали в качестве метафоры жизни как юдоли. В анализируемом тексте пустыня – одновременно и место финального суда (недаром в первых строках есть намеки на случившийся апокалипсис), и приют, обретенный безумием.

К одному из ключевых мотивов стихотворения – мотиву пророческого дара, свойственного поэту, Тютчев вернулся в позднем лирическом высказывании – «Иным достался от природы…» (1862). Небольшое произведение, состоящее всего из восьми строк, посвящено Фету.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое» .

Там, где с Землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод.

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой» . Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках» ), «чего-то ищет в облаках» . причем «стеклянными очами» . Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод,
И шумный из земли исход!

Правда, словом " мнит " автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возо мни вшему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе» . говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь» . И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон». строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

Кроме анализа «Безумия» есть другие сочинения:

«Безумие», анализ стихотворения Тютчева

Что такое безумие? Болезнь или счастье? Почему люди становятся безумцами? Отчего теряют рассудок? Эти вопросы могут появиться у любого, кто прочитает название стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Безумие». Вообще, эта тема была не просто популярна в XIX веке: едва ли не каждый начинающий поэт обязательно затрагивал ее в своем творчестве. Как не вспомнить знаменитое стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума. », написанное Александром Сергеевичем Пушкиным. Кого-то безумие пугало, кто-то считал, что, только лишившись рассудка, можно стать по-настоящему счастливым.

В любом случае, когда молодой человек, не перешагнувший еще порог тридцатилетия (а Тютчеву на момент написания этого стихотворения в 1830 году только исполнилось 27 лет), пишет о безумии, возникает закономерный вопрос: что побудило его обратиться к этой теме? Надо отметить, что тема безумия как некого высокого поэтического состояния духа была распространена в первой трети XIX века. При этом безумие проявлялось как форма поэтической и где-то даже мистической интуиции. Странно только, почему Тютчев наделяет безумие эпитетом «жалкое».

Вообще, создается ощущение, что перед нами человек, переживший Апокалипсис, по крайней мере, начало стихотворения вызывает именно такую ассоциацию:

Там, где с Землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод.

Можно представить, что мог испытать человек, своими глазами видевший, как рушится земная твердь, и теперь ему ничего не остается, как пребывать в «беззаботности веселой». Да, казалось бы, безумец счастлив и беззаботен. Но нет! Тютчевский безумец, словно перенося некое наказание («под раскаленными лучами, зарывшись в пламенных песках»), «чего-то ищет в облаках», причем «стеклянными очами». Почему возникает такая метафора? Широко распространено выражение «остекленевший взгляд», т. е. замерший, сфокусировавшийся на чем-то. Обычно такая реакция возникает вследствие огромного потрясения или потому, что человек на какое-то время отрешился от действительности. Можно предположить, что и здесь герой до такой степени погружен в себя,

Что слышит ток подземных вод,
И шумный из земли исход!

Правда, словом "мнит" автор выражает, скорее, ироничное отношение к безумцу, возомнившему себя способным якобы что-то предвидеть. Об этом говорит и «довольство тайное на челе», говорящее как о посвященности в некие тайны бытия, так и о невменяемости безумца.

Стихотворение Тютчева было и остается одним из самых таинственных произведений XIX века. Многие критики уже второе столетие бьются над его разгадкой. Конечно, мы не сможем сказать определенно, какую именно идею хотел выразить автор. Ведь, по словам самого Тютчева, «мысль изреченная есть ложь». И все-таки ключи к разгадке можно попробовать найти.

В 1836 году (через 6 лет после «Безумца») Тютчев написал стихотворение «Цицерон», строчки из которого стали довольно известны и популярны:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!

На Руси блаженными часто называли юродивых, по сути, тех же сумасшедших. Ведь именно они могут быть по-настоящему счастливыми, так как не осознают бренности земного бытия. Но в стихотворении «Цицерон» «блаженного» «призвали всеблагие», т. е. вершители судеб. Став свидетелем «высоких зрелищ» и испив «из чаши их бессмертье», герой получает возможность стать если не пророком, то участником и летописцем великих исторических событий. Это тоже тяжелое бремя - в эпоху перемен творить историю, и вряд ли такое можно сравнить с «беззаботностью веселой», в которой пребывает герой «Безумца» и расплачивается этим самым безумием, причем «жалким». Можно предположить, что Тютчев не видел смысла в высоком поэтическом безумии. Ведь безумцев в нашей истории было немало, причем безумцев, что называется, высшего ранга, - тех, кто вел за собой толпы последователей, кто правил народом и вершил судьбы. Такое безумие уже не жалкое, оно страшное.