Стихотворение А. Фета «Еще весны душистой нега» и Ф

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов . Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской пейзажной лирики , к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: элегии . Творческие работы такого стиля отличает лёгкая грусть, которой проникнуты авторские строки. Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создаёт ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена теме природы , как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу.

Произведение состоит из трёх строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега» , «лишь в полдень солнце греет» . Третья же строфа создана при помощи приёма противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролётных журавлях» , «возрожденья весть» .

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них ещё лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намёка на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «ещё». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придёт. На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек – «красавица степная» - уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удаётся показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырёхстопным и пятистопным ямбом , стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные эпитеты («красавица степная» , «замороженном пути» , «весны душистой» ), метафора («возрожденья весть живая» ), антитеза (третья строфа на фоне первых двух), олицетворения («солнце греет», «краснеет липа», «березник желтеет» ), синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора («еще» ). Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом. В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Еще весны душистой нега…» Афанасий Фет

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Анализ стихотворения Фета «Еще весны душистой нега…»

Со времен студенчества и вплоть до самой смерти для Фета существовали три безусловных ценности: любовь, природа и поэзия. Именно эти темы он считал возможным раскрывать в лирике. На все остальные мотивы накладывалось негласное табу. Описания природы Афанасия Афанасиевича — это изображение момента через призму личностного восприятия. Для Фета было крайне важно зафиксировать мимолетное изменение. В его стихотворениях читателю предлагаются не просто осенние, летние, весенние, зимние пейзажи. Поэт стремился рассказать о более коротких отрезках сезонов, переходных состояниях природы. Это видно и по произведению «Ещё весны душистой нега…», впервые опубликованному в 1854 году в журнале «Современник». В нем запечатлен момент, когда весна еще полностью не вступила в свои права, но ощущением ее скорейшего прихода уже проникнуто все вокруг. Причем в природе пока нет существенных изменений: замерзшие дороги, нерастаявший снег, непокрытые листвой деревья. Тем не менее, на интуитивном уровне человек чувствует предстоящее наступление весны, радуется ей, в душе его царит светлое настроение.

По сути, Фет описывает позднюю зиму. При этом он добавляет в пейзаж ярких весенних красок: березник желтеет, липа краснеет. Соловей, поющий в смородинном кусте, солнце, пока греющее лишь в полдень, — первые признаки приближения теплых деньков, грядущего обновления природы. Образ весны появляется из отрицания ее прихода и обобщается в заключительном пятистишии, начинающемся словами: «Но возрожденья весть живая уж есть…». В пейзажной лирике Фета предметом искусства становятся вещи, не слишком-то поэтические. Например, сизый румянец на щеках степной красавицы и упомянутый уже выше куст смородины. При помощи этих точных деталей Афанасий Афанасиевич дает понять читателям, что перед ними — не какая-то абстрактная весна, а весна в России.

Для пейзажной лирики Фета важен образ зари. Она символизирует огонь, порожденный солнцем. На старте дня краски природы отличаются ясностью и чистотой, лучи светила одаривают землю нежностью. В отблесках зари — загадочный мир, помогающий появиться вдохновению. Неразрывна связь ее с весной. Это время года для земли, как заря для наступающего дня. Что касается людей творческих, то им весна дает возможность сердцем прикоснуться к красоте, испытать восторг от повсеместного обновления и перерождения.

Написанное Афанасием Фетом стихотворение “Еще весны душистой нега” ярко демонстрирует, каким мастером слова он являлся. Краткий анализ “Еще весны душистой нега” по плану может быть использован на уроке литературы в 6 классе, чтобы помочь учащимся лучше понять его смысл.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .

Метафоры “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

История создания

Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета – это одна из основных тем его лирики. Он считал крайне важным фиксировать даже мимолетные изменения в ней – и одно из таких изменений описывается в стихотворении “Еще весны душистой нега”.

К моменту написания этого стихотворения поэт был близок с литературным кружном “Современника”. В этом журнале его и напечатали в 1854 году, спустя всего несколько месяцев после того, как оно было написано.

Тема

Стихотворение посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной. Холод еще не отпустил землю, но какие-то небольшие признаки подсказывают наблюдательным людям, что скоро настанут теплые дни.

Лирический герой, наблюдающий за природой, находит в ней одухотворенность, которая и выражается в стихотворении.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще” , показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Жанр

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица” .
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть” .
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет “.

К ним добавляется лексический повтор “еще” , который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают?

Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции?

Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа - пейзажная зарисовка, вторая - философское развитие темы, поэтическое обобщение;

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части (на что указывает и союз «но» в третьей строфе), но поэт не сопоставляет и, тем более, не противопоставляет человека и природу, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.

То есть, у Тютчева главное - человек, у Фета - природа.

3.Какая нарисована картина и с помощью каких средств в одном и другом стихотворении? В чем видите разницу в создании образа приведенной природы у Тютчева и Фета? Какова роль детали в осмыслении природы у Тютчева и Фета?

В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»). Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм.

У Тютчева одна - единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.

4.Что вы можете сказать о лирических героях стихотворений?

Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное - это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира.

5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу?

На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета - простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов

6.Проанализируйте ритмику стихотворений, сделайте выводы. (Задание усложненного типа).

Размер стихотворений одинаков: четырехстопный ямб со сложной рифмовкой. Но стихотворения звучат по-разному благодаря разной строфике стихотворений и использованию пиррихиев. У Фета темп стихотворения более легкий, живой, энергичный, многочисленные пиррихии убыстряют темп, а использование пятистишия со сложным расположением рифмующихся строк останавливают внимание читателя на отдельных деталях. У Тютчева темп стихотворения замедляется во второй части из-за почти полного отсутствия пиррихиев и переноса ударения (правда, ослабленного) на первый слог в первой стопе в последних строчках стихотворения. Используемое восьмистишие с перекрестной и кольцевой рифмовкой также способствуют ритму размышления.

7.Каков итог лирического высказывания у Тютчева и Фета? В чем вы видите общность и разницу поэтической идеи в стихотворении?

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна - возрождение природы, весна - пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов - философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа - живое существо, а человек - часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, - то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -