Советские линкоры в великой отечественной войне. Линкор 'Парижская коммуна' Крейсер парижская коммуна

«Севастополь» - линейный корабль военно-морского флота России, головной корабль одноименного класса кораблей. Назван в честь города Севастополь, расположенного на Черноморском побережье. Корабль участвовал в Первой и Второй Мировой Войне. После Кронштадтского мятежа 31 марта 1921 г линкор был переименован в «Парижская Коммуна» .

Проектирование

После Русско-Японской войны, в которой Россия потеряла почти все свои балтийские и тихоокеанские линкоры, встала задача возрождения линейного флота. В связи с этим в 1906 г. Главный морской штаб разработал задание для проектирования нового линкора для Балтийского моря. Для этого подготовили девять пред-эскизных проектов кораблей водоизмещением до 20 000 т., со скоростью до 22 узлов и вооружением из восьми - девяти 305-мм орудий главного калибра. Дальнейшего развития проекты 1906 г. не получили, из-за неясности задач Балтийского флота и неясности с финансированием будущей судостроительной программы. По мере решения данных задач, Главный морской штаб приступил к разработке уточненных требований. Так после “цусимского” опыта, кардинально изменились взгляды на концепцию бронирования. Во время войны Японцы использовали фугасные, а не бронебойные снаряды, особенно эффективные при стрельбе по слабо бронированным и не бронированным целям. Отсюда возникла необходимость в сплошном бронировании надводной части борта.

В декабре 1907 г. утвердили окончательные требования к кораблю, количество 305-мм орудий достигло 12, 120-мм - 16. В конце 1907 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект линкора для Российского флота. Первое место заняла работа Балтийского завода.

В конце октября по требованию Главного морского штаба в проект внесли изменения. Увеличили наибольшую скорость хода до 23 узлов, усилили бронирование нижнего и верхнего пояса. Для обеспечения экономического хода, в составе энергетической установки появились дизели, хотя от них в дальнейшем отказались.

9 апреля 1909 г. в техническом бюро Балтийского завода подготовили технический проект, а в мае было принято решение о начале строительства линкоров, головному кораблю присвоили имя «Севастополь». Всего было построено четыре корабля данного класса: «Севастополь» , « » , « » и « » .

Конструкция

Линкоры класса «Севастополь» имели корпус “мониторной” формы с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Количество надстроек было минимизировано. Отличительной особенностью данного проекта было почти полное бронирование надводного борта. Орудия главного калибра размещались в четырех трех-орудийных башнях главного калибра размещенных в линейной плоскости. В отличие от итальянских линкоров класса « », они не были линейно возвышены.

Длина корабля по ватерлинии составляла 180,1 м, а общая - 181,2 м. Ширина корпуса составляла 26,9 м, а осадка - 9,1 м. Стандартное водоизмещение составляло 23 300 т, а полное - 26 400 т. Экипаж корабля состоял из 1 125 офицеров и матросов.

Двигатели

Энергетическая установка линкоров состояла из десяти паровых турбин системы «Parsons» суммарной мощностью 32 000 л.с. Турбины приводили во вращение четыре гребных вала и располагались в трех машинных отделениях. Два отделения были бортовыми и в них, размещалось по две турбины работающих на один вал. Третье отделение было среднее, смещенное в корму от башни главного калибра №3, в нем размешались шесть турбин работающих на два вала.

Пар для турбин вырабатывали двадцать пять паровых котла системы «Yarrow», размещенные в четырех котельных отделениях. Шестнадцать из них работали на смешенном отоплении, а девять - нефтяном отоплении. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т нефти, а максимальный - 1500 т. угля и 700 т нефти. Дальность плавания составляла 3 500 миль при 13 уз. Максимальная скорость хода составляла 21,75 уз.

Вооружение

Вооружение главного калибра линкоров класса «Севастополь» состояло из двенадцати 305-мм орудий 52 калибра размещенных в четырех трех-орудийных башнях. Башни были расположены в линейной плоскости по одной в носу и корме и две в средней части корпуса. Углы возвышения составляли от -5 до 25 градусов. Скорость стрельбы орудий составляла 1,5- 2 выстрела в минуту. Данные орудия могли вести огонь 470,9-кг бронебойными и фугасными снарядами, а так же 331,7-кг шрапнельными снарядами. В 1928 г на вооружение поступили облегченные 314-кг фугасные снаряды. Максимальная дальность стрельбы при ведении огня 470,9-кг снарядами составляла 24 400 м, а при использовании 314-кг фугасного снаряда - 34 400 м. Однако при ведении огня шрапнельным снарядом максимальная дальность стрельбы составляла 22 200 м.

Боекомплект составлял 100 снарядов к каждому орудию. Снаряды располагались в погребах под башнями главного калибра. При этом погреба носовых и кормовых орудий не вмещали весь боекомплект, поэтому часть снарядов размещалось в запасных погребах. Из-за чего снижалась скорость стрельбы носовых и кормовых орудий.

Вооружение противоминного калибра состояло из шестнадцати 120-мм орудий 50 калибра. Они размещались в казематах на средней палубе. Углы возвышения составляли от -10 до 20 градусов (в других источниках встречаются данные, что угол возвышения составлял от -10 до 25 градусов). Данные орудия могли вести огонь фугасными, шрапнельными и осветительными снарядами. Фугасных снарядов на вооружении линкора было три: 29,48-кг образца 1907 г, 28,97-кг образца 1911 г и 26,3-кг образца 1928 г. В зависимости от снаряда варьировалась максимальная дальность стрельбы 10 400 м, 13 900 м и 17 000 м соответственно. Шрапнельные снаряды были только 20,7-кг и имели максимальную дальность стрельбы 10 600 м. Дальность стрельбы приведена при угле возвышения в 20 градусов. Скорострельность орудий составляло семь выстрелов в минуту. Боезапас составлял 300 снарядов к каждому орудию.

Ситуация с зенитным вооружением линкоров не однозначна. Согласно информации приведенной в журнале “Первые линкоры красного флота”, по проекту зенитное вооружение линкоров должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах башен главного калибра №1 и №4. Однако из-за нехватки данных орудий, на момент вступления в строй на линкорах « » и « » было установлено два 63,5-мм орудия и одно 47-мм орудие, а на линкорах «Севастополь» и « » - два 75-мм орудия и одно 47-мм орудие. Однако судя по сохранившимся фотографиям линкоров периода 1914 - 1916 гг, на концевых башнях главного калибра не было зенитного вооружения.

Так же линкоры были вооружены четырьмя подводными траверзными 450-мм торпедными аппаратами. Торпедные аппараты предназначались для самообороны линкора при выходе из строя артиллерии.

Бронирование

Главный броне пояс имел высоту 5,06 м, во время проектирования предполагалось, что над водой он должен был возвышаться на 3,06 м, но из-за перегрузки корабля броневой пояс уходил под воду на лишний метр, что стало причиной снижения его эффективности. В районе цитадели на участке между концевыми башнями его толщина составляла 225-мм. На этом участке броне пояс заканчивался траверзами. Носовой траверз имел толщину 50-мм, а кормовой - 125-мм. От траверзов в оконечностях, доходивших до самого носа и почти до кормы, толщина уменьшалась до 125-мм.

Выше проходил верхний броне пояс высотой 2,26 м и простирался от траверза башни главного калибра №4 до носа корабля. На участке между носовыми и кормовыми траверзами его толщина составляла 125-мм. В носовой оконечности толщина пояса уменьшалась до 75-мм, в районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал.

Кроме этого вертикальная защита линкоров включала в себя продольные броневые переборки, проходившие по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 м от борта и предназначавшиеся для защиты внутренних помещений от осколков снаряд пробивших главный или верхний броне пояс. Между нижней и средней палубами переборки имели толщину 50-мм, а между средней и верхней палубами - 37,5-мм.

Горизонтальное бронирование линкоров состояло из трех броне палуб. Верхняя броне палуба в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 37,5-мм, а в кормовой оконечности - 6-мм. Ниже шла средняя броне палуба, которая в районе цитадели и носовой оконечности имела толщину 25-мм, а в пространстве между бортами и продольными переборками ее толщина составляла 19-мм. В кормовой оконечности толщина средней палубы составляла 37,5-мм, за исключением участка над румпельным отделением, где толщина уменьшалась до 19-мм. Последней шла нижняя броне палуба, которая в районе цитадели имела толщину 12-мм, а в межбортовом пространстве переходила в 50-мм скосы. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса с толщиной 25-мм.

Толщина лобовых и боковых плит башен главного калибра составляла 203-мм, а задней стенки выполнявшей роль противовеса - 305-мм. Крыша башни имела бронирование толщиной 76-мм. Барбеты башен имели разное бронирование, так часть над верхней палубой имела толщину 150-мм, а нижняя часть, доходившая до средней палубы, имела толщину 75-мм. Исключение составляли концевые башни, у которых барбеты служили частью броневых траверзов. Нижняя часть барбетов башен главного калибра №1 и №4 имели толщину 125-мм, вместо 75-мм.

Бронирование стен основной и вспомогательной боевой рубки составляло 254-мм, крыши - 100-мм. Так же 70-мм кожухами защищались приводы управления. Дымовые трубы в основании защищались 75-мм бронированием, а в остальной части - 22-мм бронированием. Румпельное бронирование заключалось в броневой кожух толщиной от 30 до 125-мм.

Специальной противоминной защиты линкоры не имели, ее роль частично восполнялось двойным дном и бортом, доходивших до кромки главного броне пояса и продольными 9-мм переборками из стали повышенного сопротивления.

Модернизации

Как мы уже писали выше, точной информации о наличии зенитного вооружения линкоров нет. Согласно одним источникам на момент входа линкоров в строй на них уже были размешены зенитные орудия на крышах концевых башен главного калибра. Однако сохранившиеся фотографии периода 1914-1916 гг не подтверждают ее, так как на них зенитное вооружение в указанных местах отсутствует. Согласно журналу “Все линкоры Второй Мировой” известно, что во время кардинальной модернизации на линкорах зенитное вооружение состояло из шести 76,2-мм зенитных орудий Лендера расположенных по три на крышах концевых башен, но данных когда их установили, нет. Самые ранние фотографии, на которых видно зенитное вооружение в указанных местах, датированы мартом 1917 г и исходя из этого, мы сделали вывод, что зенитное вооружение было установлено во время Первой Мировой Войны. Однако точно сказать, какие орудия были установлены нельзя из-за противоречивой информации.

В середине 1920-х г встал вопрос о коренной модернизации линкоров класса «Севастополь» в связи с их устареванием. 10 марта 1927 г состоялось “Особое совещание”, на котором были обоснованы основные причины устаревания линкоров и раскрыты перспективные направления их модернизации. В конце этого года конструкторское бюро Балтийского завода разработало техническую документацию по модернизации линкоров.

В связи с передислокацией линкора «Севастополь» на Черное море, корабль подвергся внеплановой частичной модернизации. Она проходила с октября 1928 г по май 1929 г. В результате работ на линкоре были изменены обводы носовой части корпуса, для повышения мореходных качеств корабля в штормовых условиях. Носовая дымовая труба получила незначительный отгиб в корму, что бы уменьшить задымление носовой надстройки. Каждая башня главного калибра была оборудована автономным дальномерным постом. В ходе эксплуатации корабля в суровых условиях перехода с Балтийского на Черное море, выявила непригодность реализованного проекта по повышению мореходных качеств.

В 1930 г на линкоре «Севастополь» установили пневматическую катапульту для запуска самолетов на башне главного калибра №3.

С ноября 1933 г по январь 1938 г линкор проходил коренную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В ходе работ старые котлы были заменены двенадцатью новыми паровыми котлами с нефтяным отоплением, предназначавшихся для линейных крейсеров класса «Измаил» . Теперь котлы по два размещались в шести котельных отделениях. Турбины крейсерского хода из среднего машинного отделения были демонтированы. Мощность энергетической установки возросла до 57 500 л.с. Запас топлива составлял 2 115 т нефти, дальность плавания составляла 2 500 миль при скорости хода 14,2 уз.

Средняя палуба получила усиление в районе цитадели, толщину увеличили до 75-мм. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили до 40 градусов, что увеличило максимальную дальность стрельбы 29 800 м. Толщину брони крыш башен довели до 152-мм. Так же была увеличена скорострельность орудий главного калибра, примерно на 25%.

Линкор получил новые дальномеры. Старые 76,2-мм зенитные орудия Лендера демонтировали, заменив новыми 76-мм орудиями 34-К расположенными по три на площадках над боевыми рубками. Зенитное вооружение усилили установкой шести 45-мм полуавтоматов 21-К размещенных по три на крышах концевых башен главного калибра. Так же установили двенадцать 12,7-мм пулеметов ДШК расположенных по шесть на площадках мачт. Торпедное вооружение демонтировали. Катапульту, установленную в 1930 г, сняли, в дальнейшем ее установили на крейсер «Красный Кавказ» .

Для сохранения остойчивости корабля, было принято решение в ходе второго этапа модернизации оснастить корпус бортовыми булями, которые так же должны были улучшить противоторпедную защиту.

С ноября 1939 г по февраль 1941 г линкор проходил второй этап модернизации. Во время модернизации установили бортовые були, что увеличило ширину линкора до 32,5 м. Стенки буля составляли 50-мм и поднимались до уровня верхней палубы, повышая суммарную толщину брони до 275 - 175-мм. Глубина противоторпедной защиты увеличилась до 6,1 м. По расчетам противоторпедная защита должна была противостоять взрыву торпеды с боевой частью 170 кг ТНТ. В результате модернизации стандартное водоизмещение возросло до 27 060 т, а полное - 30 395 т.

В апреле 1941 г 45-мм полуавтоматы 21-К демонтировали, вместо них установили двенадцать 37-мм автоматов 70-К установленных по три на крышах башен главного калибра.

В период с апреля по июль 1942 г линкор проходил ремонт в Поти, в ходе которого были установлены четыре 37-мм автомата. В августе 1944 г на линкор «Севастополь» установили английскую радиолокационную систему.

Служба

В декабре 1914 г линкор «Севастополь» вступил в строй и входил в состав 1-й бригады линейных кораблей, находился на внутреннем рейде Гельсингфорса. Линкор в составе 1-й бригады должен был не допустить прорыва германских кораблей в Финский залив. Однако германский флот таких попыток не предпринял. Поэтому в октябре 1914 г 1-я бригада получила приказ, готовится к встречному бою. Однако новым линкорам запрещалось действовать дальше Финского залива.

Весной 1915 г. линкоры: «Севастополь» , « » , « » и « » приступили к интенсивной боевой подготовке. Согласно плану боя силы флота делились на шесть маневренных групп. Линкоры «Севастополь» и « » входили во 2-ю маневренную группу усиленную крейсером «Россия» . Линкоры должны были вести огонь орудиями главного калибра по главным силам неприятеля, а противоминным калибром - по тральщикам.

В августе 1915 г германские силы предприняли две попытки прорваться в Рижский залив, хотя вторая попытка была успешной, немцам все равно пришлось покинуть залив. В результате бои показали слабость русских сил в Рижском заливе, командование разрешило использовать линкоры класса «Севастополь» в Балтийском море.

В апреле линкор выходил в открытое море для прикрытия эсминцев восстанавливающих минное заграждение Ирбенского пролива. По возвращении на базу, во время сильного шторма, линкор трижды ударился о грунт, получив значительные повреждения. В результате корабль встал в сухой док, на полтора месяца, в Кронштадт.

17 октября во время погрузки боезапаса металлический футляр с 305-мм полу-зарядом упал на палубу погреба и воспламенился. Пожар быстро ликвидировали, но из-за инцидента погиб один человек и четыре получило ранения.

Весь 1916-1917 г корабли бездействовали и стояли на рейде Гельсингфорса. В конце февраля 1917 г на линкорах класса «Севастополь» были подняты красные флаги. Во время захвата Германией Моонзундских островов линкоры 1-й бригады находились в состоянии боевой готовности, но в море не выходили. Война для их экипажей уже закончилась.

По условиям Брестского мира Советское правительство обязалось вывести свои корабли из портов Финляндии. Первый отряд в составе 1-й бригады вышел 12 марта 1918 г. В составе бригады находились линкоры: «Севастополь», « », « », « », крейсеры: «Рюрик», «Адмирал Макаров» и «Богатырь» . Под проводкой ледоколов «Ермак» и «Волынец» . В Кронштадт бригада прибыла 17 марта. Впоследствии весь 1918 год линкор бездействовал.

Осенью 1919 г линкор был включен в состав Действующего отряда Морских Сил Балтийского моря. При отражении наступления белых на Петроград, линкор «Севастополь» находился на огневой позиции в районе Гутуевского острова, а 20 октября 1919 г обстреливал орудиями главного калибра части белогвардейцев на линии Красное Село - Детское Село - Павловск. При поддержке корабельной артиллерии красные войска начали 21 октября успешное наступление.

В дальнейшем линкор находился в Кронштадте, не привлекая к себе внимания до конца февраля 1921 г. 28 февраля на линкоре начался Кронштадтский мятеж. В ходе подавления мятежа с 7 по 17 марта, линкоры «Севастополь» и « » обстреливались орудиями фортов «Краснофлотский» и «Передовой», а так же полевой артиллерией. Отвечая на огонь, «Севастополь» израсходовал 375 305-мм снарядов и 875 120-мм снарядов. После штурма города, 17 марта экипажи линкоров капитулировали, а к полудню следующего дня мятеж был подавлен.31 марта 1921 г линкор «Севастополь» был переименован в «Парижская Коммуна» .

После подавления мятежа линкор получил ряд повреждений, которые были начаты устраняться силами команды весной 1921 г, а уже в 1922 г был включен в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря. В 1923 г уже участвовал в маневрах. 17 сентября 1924 г после ремонта судовыми средствами встал в строй. 5 ноября корабль был переведен в Ленинград для ремонта и по его окончанию 4 апреля 1925 г вернулся в Кронштадт и был зачислен в состав полубригады линейных кораблей.

С 20 по 27 июня 1925 г линкоры « » (линкор « » ) и «Парижская Коммуна» совместно с шестью эсминцами совершили Большой поход до Кильской бухты. А 20 сентября принимали участие в маневрах Морских сил Балтийского моря в Финском заливе и у Моонзундских островов.

Во второй половине 1920-х г в летний период линкор занимался интенсивной боевой подготовкой, а в зимнее время на корабле проводились ремонтные работы, совмещенные с ограниченной модернизацией. С октября 1928 г по май 1929 г линкор проходил частичную модернизацию перед передислокацией на Черное море.

22 ноября 1929 г линкор «Парижская Коммуна» вместе с крейсером «Профинтерн» покинул Кронштадт. Во время перехода отряд попал в сильный шторм, из-за которого корабли получили повреждения. Установленная на линкор наделка была почти полностью разрушена, были выведены из строя башни главного калибра №1 и №2, почти вся противоминная артиллерия и один из котлов. Были затоплены часть помещений и погреба 76-мм артиллерии. Из-за полученных повреждений отряд был вынужден 10 декабря вернуться в Брест. Часть повреждений были критическими, без устранения которых отряд не мог выйти в море. За ремонтные работы Французскому правительству было уплачено 5 800 долларов.

После устранения неисправностей, отряд вышел в моря 26 ноября 1929 г и направился в Средиземное море. 1 января 1930 г отряд встал на якорь у острова Сардиния, затем корабли посетили Неаполь и 18 января прибыли в Севастополь, после чего встали в сухой док для ремонта.

Как мы уже писали выше, в этом же году корабль оснастили пневматической катапультой Heinkel, для приема на борт двух гидросамолетов-разведчиков «КР-1».

В ноябре 1933 г линкор «Парижская коммуна» встал на кардинальную модернизацию в сухой док Севастопольского морского завода. Работы продлились до января 1938 г. Во время летних компаний 1938-1939-х г линкор проводил активную боевую подготовку, а 3 ноября 1939 г корабль снова встал в сухой док для проведения второй фазы работ по модернизации.

3 июля 1941 г линкор вышел из сухого дока, однако проток по его приемке был подписан только 3 февраля 1941 г. В результате работ по установке булей на корабль, скорость хода уменьшилась в среднем на 0,48 уз. Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его экипажа, численность которого в 1941 г составила 1 730 человек.

Несмотря на проведенную модернизацию линкоры класса «Севастополь» по-прежнему оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для ведения морского боя с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны или германскими линкорами класса «Deutschland» на Балтике, а на Черном море - с турецким линейным крейсером «Yavuz» .

Начало Второй Мировой Войны линкор «Парижская коммуна» встретил в Севастополе, где 14 июля 1941 г провел свою первую боевую стрельбу по самолету Ju-88, израсходовав 12 76-мм снарядов. С июля по сентябрь линкор еще четыре раза открывал огонь по самолетам противника, израсходовав при этом 40 76-мм снарядов. В октябре 1941 г. стоявший линкор в главной базе Черноморского флота, был накрыт маскировочной сетью изготовленной экипажем корабля. После чего, линкор с высоты стал походить на выступ береговой черты.

В ночь с 30 на 31 октября линкор вместе с крейсером «Молотов» , лидером «Ташкент» и эсминцем «Сообразительный» покинули главную базу и отправились в Поти. Спустя 12 часов после ухода соединения авиация противника нанесла массированный авианалет на Севастополь. После пополнения боезапасов и приняв на борт 400 бойцов, 9 ноября линкор направился в Новороссийск. Где 11 ноября отразил налет авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик He-111. Во время воздушного боя израсходовал 189 76-мм и 320 37-мм снарядов. В ночь на 13 ноября, из-за высокой активности авиации противника над Новороссийском покинул его. Днем этого же дня авиация противника нанесла массированный удар по району портов, где стоял линкор.

28 ноября 1941 г линкор «Парижская коммуна» совместно с эсминцем «Смышлёный» прибыл в район мыса Фиолент и обстрелял из орудий главного калибра скопления сил противника в селении Байдары, Павловка и Тыловое. Кроме этого нанес артиллерийский удар орудиями противоминного калибра по целям приморского фланга фронта. Во время перехода из-за сильной вибрации треснул лист наружной обшивки, что привело к затоплению двух дифферентных отсеков. 29 ноября линкор отдал якорь на внутреннем рейде Поти.

27 декабря 1941 г линкор в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый» вышел из Поти для оказания артиллерийской поддержки защитникам Севастополя. 29 декабря прибыл в Южную бухту и в течении 14 часов вел огонь по позициям противника в Бельбекской долине. За время обстрела подавил артиллерийскую батарею противника, открывшую огонь по кораблю. Линкор повреждений не получил и приняв на борт более тысячи раненых ушел в Новороссийск вместе с крейсером «Молотов» . Куда корабли прибыли 30 декабря. Находясь на рейде в Новороссийске, 4 и 5 января 1942 г трижды открывал огонь по авиации противника.

5 января 1942 г линкор совместно с эсминцем «Бойкий» прибыли в район Керченского полуострова для оказания артиллерийской поддержки. 6 января линкор нанес артиллерийский удар по скоплениям техники и живой силы противника в районе Старого Крыма. За 27 минут линкор выпустил 165 305-мм снарядов. Вернувшись в Новороссийск, 6 и 7 января отразил две атаки германской авиации, после чего ушел в Поти.

В периоды с 10 по 13 января и с 15 по 17 января открывал огонь по позициям противника в районе Старого Крыма. А в период, с 17 января по 25 февраля находясь в Поти и в Новороссийске, семь раз открывал огонь по авиации противника, сбив при этом один бомбардировщик Ju-88.

26 февраля линкор «Парижская коммуна» в охранении эсминцев «Бойкий» и «Бдительный» , оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта. Снова орудия главного калибра линкора обрушили всю свою мощь по району Старого Крыма и причалам Феодосийского порта, выпустив по 50 305-мм снарядов. 28 февраля отряд кораблей отправился в Новороссийск. Находясь в порту 18 марта, линкор отразил групповую атаку авиации, сбив один и повредив другой немецкий самолет.

20 марта 1942 г линкор «Парижская коммуна» в сопровождении лидера «Ташкент» , эсминцев: «Бойкий» , «Безупречный» и «Бдительный» прибыла к берегам Крыма для нанесения артиллерийского удара по немецким позициям в районе Владиславовка - Ново-Михайловка. Несмотря на сильное обледенение, линкор выпустил около 300 305-мм снарядов по позициям противника и 23 марта вернулся в Поти.

После возвращения в Поти, линкор нуждался в срочном ремонте. На шести орудиях главного калибра треснули стволы у дульных срезов, ресурс лейнеров оказался полностью израсходован. На их замену по нормам мирного времени отводилось шесть-восемь месяцев, а в 1942 г на эту операцию дали 30 суток, а закончили ее за 16 суток. После замены стволов, линкор встал на ремонт, его деятельность сводилась к отражению воздушных атак. Так за период с 30 апреля 1942 г по 29 марта 1943 г было отражено десять атак авиации противника, при этом был сбит один самолет Ju-88.

После окончания ремонта с линкора перевели 540 человек в морскую пехоту. 31 мая 1943 линкору «Парижская коммуна» возвратили прежнее имя «Севастополь» . 9 августа, накануне решающих боев за Новороссийск с корабля сняли 120-мм орудия, которые образовали 120-мм батарею, выпустившую во время штурма города 1700 снарядов. После чего орудия были возвращены на линкор. В августе 1944 г на корабле установили новую радиолокационную станцию английского образца. 5 ноября 1944 г линкор «Севастополь» вместе с другими кораблями вернулся на Главную базу Черноморского флота. 8 июля 1945 г линкор был награжден орденом Красного Знамени.

Уже летом 1945 г линкор начал проводить интенсивную боевую подготовку. В 1948 г линкор «Севастополь» внесли в списки кораблей, не подлежащих капитальному ремонту. В основном на кораблях проводили регулярные ремонты. В ходе, которых в основном обновлялись радиолокационные станции и зенитное вооружение. 15 мая 1954 г линкор был включен в состав 46-й дивизии учебных кораблей Черноморского флота, а 24 июля переквалифицирован в учебный корабль.


Приветствую Уважаемых Коллег!
Позвольте представить Вам ещё одну модель «Севастопольской» серии: модель линейного корабля «Парижская коммуна».
Да, Вы совершенно правы: это тот же самый «Севастополь», но только уже прошедший модернизацию, и с марта 1921 года сменивший имя на «Парижскую коммуну».
Историю создания этой серии линейных кораблей я уже рассказывал.
А вот дальше судьбы кораблей сложилась совершенно по разному, поэтому остановлюсь только на судьбе корабля, который послужил прототипом для постройки моей модели.
В марте 1921 го­да (после Кронштадского мятежа), в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого собы­тия, а также в честь известного революционера вре­мен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», приказом командующего Балтий­ским флотом И.К.Кожанова поспешно получают но­вые имена: «Севастополь» становится «Парижской коммуной»; «Петропавловск» - «Маратом». Именно с этих переименований фактически и на­чался новый, советский период воссоздания и раз­вития отечественного военно-морского флота.
А потом их начали модернизировать…..
Модернизация на­ших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов меж­ду тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производ­ственных возможностей. Так, 5 августа 1927 года Реввоенсовет СССР постановил: ремонт и модернизацию линкоров начать с восстановления линкора «Фрунзе», однако уже 17 декабря 1928 года СТО это решение отменил. Первым модернизацию проходил «Марат», потом «Октябрьская револю­ция», за ней - «Парижская коммуна».
Разработку технической документации по мо­дернизации линкоров вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первую модернизацию «Парижской коммуны» делали зимой 1928 г. - установили полубак с "черпаком" и отогнули назад верх носовой трубы.

А в 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Командиром отряда был назначен Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.
22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.
10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Но местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу. Был демонтирован «черпак» и устроена плоская палуба полубака, которая просуществовала до 1933 года.
26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Корабли взяли курс на Гибралтар.
Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
8 января корабли покинули Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.
Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы.
“Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море.
Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход продолжался 57 суток, корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.

Модернизация линейного корабля «Парижская коммуна»
В 1930 году на крыше третьей башни ГК установили пневматическую катапульту, которую закупили в Германии.
5 ноября 1933 года линкор был передан Сева­стопольскому морскому заводу для проведения ка­питального ремонта и модернизации.
Работы, выполненные на корабле по механичес­кой (замена 25 котлов на 12 с нефтяным отоплением), корпусной и электротехнической частям, соответство­вали таковым на линкоре «Октябрьская револю­ция». Наиболее важной дополнительной работой явилась замена 25-мм настила средней палубы (по длине - между 27 и 125 шп, то есть от 1-й до 4-й ба­шни, а по ширине - между 37-мм броневыми про­дольными переборками) листами 75-мм цементи­рованной брони (изготовленными в 1914-1916 го­дах для оставшихся недостроенными крейсеров типа «Адмирал Нахимов»). Теперь корабль мог вы­держивать попадания 500-кг фугасных авиабомб, сбрасываемых пикирующими бомбардировщиками с высоты до 1000 м. Кроме того, для устранения вибрации подкрепили отдельные корпусные конструк­ции. Были установлены электрические лиф­ты в теле фок-мачты и для обслуживания командно­го санитарного пункта, а также новые 20-ти тонные кра­ны.
Была произведена и модернизация башен ГК. В результа­те ее проведения увеличились предельные углы вертикального наведения до +40° и, примерно, на 25% повысилась скорострельность. Предельная дальность стрельбы штатным снарядом возрастала до 161 кб, специальным дальнобой­ным - до 241 кб, а отрабатывавшимся для бое­комплекта нового 305-мм орудия Б-50 (разрабаты­валось для тяжелых крейсеров проекта 69 типа «Кронштадт») - до 195 кб. Толщину брони крыш башен увеличили с 76 до 152 мм.
На носовой и кор­мовой надстройках установили по два КДП2-6 (Б-22 с 6-м дальномером ДМ-6 и стереотрубой СТ-5).
Такими же дальномерами были оснащены все четыре башни главного калибра.
Схемы ПУС артиллерии противоминного калиб­ра правого и левого бортов получили по два КДП2-4 (Б-12 с дальномером ДМ-4, стереотрубой СТ-3). Вместо прежних 76,2-мм зенитных орудий Лендера над носовой и кормовой боевыми рубками установили по три новых 76,2-мм орудия 34-К, на носовой и кормовой башнях - по три 45-мм полуавтомата 21-К, а на площадках обеих мачт - по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК. Для управления зенитным огнем установили два 3-м дальномера. Торпедное вооружение демонтирова­ли. Были обновлены средства радиосвязи и кораб­левождения, прожекторное устройство, установле­ны средства звукоподводной связи и дымовая ап­паратура. Катапульту сняли с корабля еще до начала модернизации и передали на достраивав­шийся крейсер «Красный Кавказ», другие элементы авиационного вооружения сохранялись до 1940 года. Приемный акт был подписан 9 января 1938 года, и 18 февраля на линкоре вновь подняли Военно-морской флаг.
Для повышения остойчивости и усиления подводной конструктивной защиты линкора еще 28 ав­густа 1936 года В.М.Орлов получил у К.Е.Вороши­лова санкцию на оснащение «Парижской коммуны» булями (блистерами). Однако из-за технической неготовности к реализации этого мероприятия и не­допустимости длительного нахождения корабля вне строя установка блистеров была отложена.
В летние кампании 1938 и 1939 годов линкор проводил активную боевую подготовку. При этом в 1939 году за 396 ходовых часов он прошел 4203 мили, а в мае- августе участвовал в съемках ки­нофильма «Моряки».
3 ноября 1939 года «Парижскую коммуну» по­ставили в сухой док, а в феврале 1940 года на него навесили первую секцию блистеров.
Блистер принятой конструкции представлял со­бой наделку длиной 144 м, простирающуюся от 12,5 до 132 шп., нижняя его часть состояла из камеры расширения и пространства между внутренней пе­реборкой и бортом корабля, заполняемого топли­вом или водой.
К кон­цу июня 1940 года установка заранее изготовленных Севморзаводом секций блистеров была закон­чена, и 9 июля линкор «Парижская коммуна» вы­вели из сухого дока.
В апреле 1941 года 45-мм полуавтоматы 21-К заменили на 12 одноствольных 37-мм автоматов 70-К (по три на крыше каждой из 305-мм башен).
Как и все другие наши линкоры, «Парижская коммуна» был оснащен четырьмя боевыми прожек­торами с диаметром рефлектора 90 см, восемью параванами типа К-1, а также паронефтяной ап­паратурой для постановки дымовых завес и морскими дымовыми шашками.
Совершенствование боевых и технических средств линкора сопровождалось ростом его эки­пажа, штатная численность которого в 1941 году до­стигла 1730 человек (вместо 1430 человек по первоначальному проекту модернизации). В сочетании с увеличением количества боевых постов это при­вело к ухудшению условий обитаемости (в некото­рых кубриках на человека приходилось по 0,87 м 2 площади, причем при наличии 3- и даже 4-ярус­ных коек).

Это интересно.
6 стволов орудий ГК "Севастополя" до 2002г. в прекрасном состоянии лежали на мыске перед входом в Стрелецкую бухту. А вот в Северной бухте под горой где Инкерманский маяк (створные знаки) и сейчас в прекрасном состоянии на "козлах" лежат 4 ствола с того же "Севастополя". Ещё и покрашенные...

Модель.
Модель строилась с нуля. За основу были взяты сканы бумажной модели линкора «Парижская коммуна» в 200-м масштабе имеющиеся в свободном доступе в Интернете и переведённые в мой любимый 350-й масштаб.
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- «Главный калибр линкоров», Л. Амирханов, С. Титушкин, изд. «Гангут»;
- «Дредноуты Балтики», И. Цветков, Д. Бажанов, изд. «ИСТФЛОТ»;
- «Stalins Dickschiffe», Marine-Arsenal Sp 04, Siegfried Breyer;
- журнал «Моделист конструктор», №11 за 1987 год;
- «Rosyjskie pancerniki typu Sewastopol», Maciej S. Sobanski;
- журналы «Гангут» №№ 28, 30 и 33;
- …. и много другой литературы, кто заинтересуется, сможет сам отыскать необходимые для работы материалы.
Очень помогло при строительстве довольно большое количество фотографий линкора в разные годы его службы.
К польским же чертежам, необходимо относиться с большой осторожностью. Там имеется очень много неточностей.

Как и при постройке предыдущих моделей под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
В связи с тем, что башни ГК на «Парижской коммуне» после их модернизации сильно отличались от башен на других линкорах, и требовали капитальной переделки, мною были использованы башни из пластикового набора от «Севастополя». В результате были увеличены амбразуры, и на боковые стенки башен и на крыши было навешено много дополнительного оборудования и вооружения.

Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!

Поскольку, первым в работу был заложен корпус именно этой модели, то пошёл я путём изготовления картонных моделей: ДП из толстого пластика, набор шпангоутов также из пластика, и потом начал обшивать шпангоуты пластиком 0,25мм.
О чём очень быстро пожалел.
Для пластика методика картонщиков не подходит.
И если в начале строительства модели планировалось сделать её на более ранний временной период, то низкое качество корпуса после оклейки его пластиком, навело на мысль прикрыть получившееся безобразие булями, которые появились на линкоре в 1940 году.
Вроде бы это мне удалось.
На сегодняшний день, из всех построенных моделей, эта далась мне наиболее тяжело.
Именно поэтому на других моделях я отказался от такой технологии изготовления корпуса.
Про устройство палубы я уже рассказывал в описательной части предыдущих моделей.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:
http://сайт/forum/forum190/topic9352/

В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.

С Уважением, Алексей Лежнев.

1941 год ознаменовался ожесточенной борьбой на Южно-Украинском фронте. Битва шла за Севастополь, где базировался Черноморский флот.

Составляют 30 заливов, никогда не покрывающихся льдом. Здесь могут останавливаться суда любого водоизмещения и осадки. Стратегическое значение Севастополя было очевидно. Кавказ оставался недостижимым для вермахта до тех пор, пока Севастопольскую бухту защищал флот Черного моря.

Попытка молниеносного захвата города и бухты провалилась осенью 1941 года. Зимой немцы предприняли очередное наступление. К концу декабря немецким силам оставалось всего 2 км до Севастопольской бухты, и они усиленно готовились к атаке.

В разгар битвы со стороны моря в сторону противника посыпался град снарядов гигантской разрушительной силы. Силы противника были сметены артиллерией линкора «Парижская коммуна». Штурм Севастополя силами немецкой армии потерпел крах.

Линкор, или представляет собой очень сложное и мощное сооружение. Размер такого корабля может быть с два футбольных поля, а высота - с Линкор вооружен крупнокалиберной дальнобойной двуствольной артиллерией, а также защищен броней. Все это делает корабль настоящей плавучей крепостью. Ни один плавучий объект не способен противостоять напору линкора. К 1941 году СССР имел три линкора: «Парижская коммуна» (Черное море), «Марат» (Балтийское море) и «Октябрьская революция» (Балтийское море). Построили линкоры еще в дореволюционные времена по одному проекту. Несколько инновационных решений выгодно выделяло эти корабли. Прежде всего, роль выполняла не паровая машина, а 4 Башни главного калибра оснащались не двумя, а тремя орудиями. Башни были расположены в линию, что делало возможным одновременный выпуск орудий из 12 стволов.

Линкор «Парижская коммуна» ранее назывался «Севастополь». Водоизмещение судна составляло 23 300 тонн. Вооружение составляли три башни с 12 орудиями и 16 орудий в бортовых казематах. На создание этого гиганта из императорской казны было выделено 40 миллионов рублей, или 30 тонн золота. 1220 человек - столько требовалось людей, чтобы обслуживать, содержать и управлять таким кораблем. Это были солдаты и офицеры «Парижской коммуны». Это был самый точный и дальнобойный линкор в мире.

Революция перевела «Севастополь» в Красный флот. Корабль получил название «Парижская коммуна». До 1930 года база линкора была на Балтийском море, а затем его направили на Черное море, где была произведена его полная модернизация. В результате было увеличено водоизмещение корабля и численность экипажа. Но несмотря на тяжелые условия службы, солдаты и офицеры «Парижской коммуны» гордились своим кораблем.

Черноморский флот был призван обеспечить Советскому Союзу полное господство на Черном море и уничтожать любого противника. И это казалось совершенно реальным, ведь в состав флота входил корабль «Парижская коммуна», 47 подводных лодок, 19 миноносцев и 5 крейсеров. По условиям международных договоров, Германия не имела права водить корабли по Черному морю. Турция располагала только одним мощным кораблем. Только Италия выглядела серьезным противником. Её флот располагал 4 линкорами, 59 эсминцами, 22 крейсерами и 110 подводными лодками.

Легендарный корабль встретил на рейде, а в полночь был приведен в боевую готовность. Уже в 3 часа ночи линкор отбил первый налет фашистской авиации.

Позже немцы отправили на уничтожение «Парижской коммуны» свои лучшие силы. Корабль не раз спасал советских солдат на суше, когда немцы были на подступах к Севастополю. Благодаря команде корабля и его великолепному вооружению удавалось отбивать атаку за атакой. Через некоторое время корабль перестал участвовать в военных операциях, так как угроза со стороны авиации была слишком велика. Но его команда сошла на берег и вступила в ряды сражающихся на суше.

Линкор спустил флаг лишь в 1957 году, чем и закончил большую эпоху артиллерийских кораблей.

В конце 1941 года на южно-украинском фронте развернулась ожесточенная битва за главную базу Черноморского флота, Севастополь, которая расположена на юго-западе Крымского полуострова и представляет собой уникальную гавань.

Севастопольская бухта состоит из 30 глубоководных незамерзающих заливов, которые могут принимать корабли любого водоизмещения и любой осадки. Верховное командование вермахта хорошо понимало стратегическое значение Севастополя. Через Крым - самый короткий путь на Кавказ, но до тех пор, пока здесь находился советский военно-морской флот, самый сильный на Черном море, немцы не могли захватить нефтяные месторождения Грозного и Баку.

Осенью воинские части Вермахта вторглись в Крым, но попытка захватить Севастополь с ходу провалилась. В декабре подтянув резервы с группы армии «Юг» немцы снова пошли в наступление. Главный удар наносился в северном секторе по направлению Севастопольской бухты. Здесь находились стоянки кораблей Черноморского флота. Сюда морем доставлялось подкрепление, боевая техника и боеприпасы для защитников города.

Утром 29 декабря 1941 года передовые подразделения 22-й немецкой пехотной дивизии готовились к атаке. До Севастопольской бухты оставалось всего 2 км. Последний бросок штурмовых батальонов и цель наступления достигнута - Черноморский флот лишится базы и крепость падет.

По переднему краю двигался дивизион самоходных орудий, разворачивались артиллерийские батареи. Внезапно со стороны Севастопольской бухты донесся низкий гудящий звук. Это была корабельная сирена ревун. Спустя мгновение немецкие позиции накрыл уничтожающий шквал снарядов огромной разрушительной силы. Пехотинцев засыпала волна песка и камней, штурмовые орудия взлетали вверх и переворачивались как игрушки. Этот сокрушительный удар нанесла артиллерия линкора «Парижская Коммуна ». Орудия главного калибра буквально в упор с дистанции 30 км расстреляли немецкие части. Обстрел велся прямо из центра города от здания «холодильника» в Южной бухте. Декабрьский генеральный штурм города закончился крахом.

судьба линкора «Парижская Коммуна»

Самый крупный и самый мощный среди надводных кораблей. Сложнейшее техническое сооружение размером в два футбольных поля и высотой с многоэтажный дом. Главное оружие линкора крупнокалиберная дальнобойная двуствольная артиллерия, а броневая защита делает линкор плавучей крепостью. В бою такой корабль способен уничтожить любой плавучий объект противника, при этом самому остаться неуязвим. Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз имел три линкора «Марат », «Октябрьская Революция » несшие службу на Балтике, и линкор «Парижская Коммуна » - на Черном море. Все они были построены еще до революции по единому проекту. В основе проекта корабля лежало несколько революционных решений. Например, в качестве силовой установки вместо паровой машины была выбрана более легкая и более экономные четыре паровые турбины, общей мощностью 61000 л.с. Впервые в мире башни главного калибра были оснащены тремя, а не двумя орудиями и располагались в линию. Это позволяло вести огонь сразу из 12 стволов любого борта. Головной корабль серии, будущий линкор «Парижская Коммуна » назывался «Севастополь ». Линкор водоизмещением 23300 тонн нес на своем борту 12 орудий 305 мм в трех башнях и 16 орудий 120 мм в бортовых казематах. Дальность плавания составляла 3000 миль при экономичном ходу 24 узла. Служило на военном корабле 1220 матросов и офицеров. Строительство этого гиганта обошлось императорской казне в 40 миллионов рублей (по ценам 1914 года 30 тонн золотом). Большие пушки этого линкора стреляли дальше и точнее всех в мире. Рациональная компоновка башен главного калибра позволяла артиллеристам линкора производить по два залпа в минуту. 105 мм орудие стреляло на 24 км снарядами весом 470 кг. Для работы с такими тяжелыми боеприпасами мускульной силы было недостаточно, поэтому в механизмах подачи и заряжания использовались электрические и гидравлические приводы. Казематные 120 мм пушки линкора также были лучшими в мире. Они позволяли стрелять 32 кг снарядами на 14 км. После революции линкор «Севастополь» вошел в состав Рабоче-крестьянского Красного флота. В 1921 году вспыхнул Кронштадтский мятеж. Экипажи линкоров «Петропавловский» и «Севастополь» выступили против большевиков под лозунгом «Власть советам». На борьбу с мятежниками были направлены части Красной армии под командованием Михаила Тухачевского. В результате восстание было подавлено. Экипажи линкоров заменили, а корабли получили новые наименования «Петропавловск » назвали «Маратом », «Севастополь » - «Парижская Коммуна ». До 1930 года линкор «Парижская Коммуна» служил на Балтике, но затем был направлен на Черное море. В конце 1930 годов корабль прошел полную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В первую очередь было заменено электропитание силовой установки. Прежде паровые котлы корабля работали на «черносливе», так моряки шутливо называли каменный уголь. Перед каждым выходом в море экипаж корабля вручную загружал его в угольные ямы - 2000 тонн, а затем с помощью тряпок, воды и мыла матросы убирали липкую угольную пыль. Этой тяжелой работой на протяжении суток занимался весь личный состав. Также линкор имел так называемое авиационное вооружение. На третьей башне была размещена катапульта, с которой взлетал самолет разведчик. Но позже от нее отказались, так как в условиях реального боя она только мешала стрельбе из орудий главного калибра. Водоизмещение модернизированного линкора увеличилось до 31000 тонн, а экипаж до 1730 человек. Это привело к ухудшению бытовых условий на линкоре. В некоторых кубриках на одного матроса приходились меньше 1 кв. метра жилого пространства. Но, несмотря на бытовые трудности, моряки гордились службой на линейном корабле, который называли «парижанкой».

линкор «Парижская Коммуна» фото

Южный театр военных действий занимал важное место в предвоенных планах советского командования. Военно-морской флот должен был уничтожить любого противника и обеспечить господство на Черном море. На первый взгляд эта задача выглядела вполне реальной, ведь в состав Советского Черноморского флота входили кроме линкора «Парижская Коммуна » еще 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок. Потенциальный противник Германия по международным договоренностям и экономическим условиям не могла ввести корабли в Черное море. Турция имела в составе своего флота лишь один мощный корабль. Действительно серьезным противником являлась другая союзная Гитлеру страна - Италия. На вооружении флота Муссолини имелось 4 современных линкора, 22 крейсера, 59 эсминцев и 110 подводных лодок. В случае военного конфликта был возможен прорыв крупной итальянско-германской эскадры через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море. Здесь противников встречал передовой отряд советского Черноморского флота во главе с линкором «Парижская Коммуна ». Исход противостояния решался в артиллерийском сражении между эскадрами. Именно таким видели сценарий будущей войны в Черном море советские военные моряки.

22 июня 1941 года линкор «Парижская Коммуна » встретил на рейде Севастополя. В полночь начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Елисеев получил приказ наркома Кузнецова перевести линкор в боевую готовность №1, который разрешал открывать огонь по нарушителям воздушного пространства.

В 03:00 ночи смотрящие услышали шум авиационных моторов. Со стороны моря на небольшой высоте к Севастополю приближалась группа немецких бомбардировщиков. Зенитная артиллерия корабля отбила налет вражеской авиации. Так для линкора «Парижская Коммуна » началась война.

Советский флот в первые дни Великой Отечественной войны не потерял ни одного боевого корабля. Это произошло благодаря четко отработанной системе оперативных готовностей и своевременно отданному приказу адмирала Кузнецова. Однако в дальнейшем все складывалось, не так как ожидали в штабе Черноморского флота. Турция сохраняла нейтралитет. Румынские и болгарские боевые корабли стояли в своих базах. Германия и Италия крупные надводные корабли в Черное море не направляли.

На сухопутных фронтах Красная армия отступала. Вместо дальних морских походов кораблям Черноморского флота приходилось эвакуировать базу за базой и отходить все дальше в тыл. Главным противником советских моряков стали не линкоры и крейсеры, а самолеты.

В ходе модернизации линкор «Парижская Коммуна » получил более серьезное вооружение. Для борьбы с высотными целями, были смонтированы 6 зенитных орудий калибром 76 мм, по три над кормовой и носовой боевыми рубками. По низколетящим целям работали 12 зенитных автоматов калибра 37 мм по три на крышах всех четырех башен главного калибра. Их дополняли 12 крупнокалиберных пулеметов ДШК по шесть в носовой и кормовой частях корабля. Одним словом линкор «Парижская Коммуна » самый мощный артиллерийский корабль на Черном море представлял серьезную военную силу. Неудивительно немцы бросили на его уничтожение лучшие авиационные части. Судьба корабля теперь зависели от мужества, отваги и выучки зенитчиков корабля. С первого до последнего дня войны ни днем, ни ночью они не покидали своих батарей. Из 1730 человек личного состава погибли только 16, почти все они были зенитчиками.

Отступление Красной армии на восток летом и осенью 1941 года поставило Черноморский флот в тяжелое положение. Линкору «Парижская Коммуна » пришлось не только помогать войскам в прибрежных районах, но и защищать от нападения со стороны суши военно-морские базы. В ноябре немецкие войска прорвались в Крым. Возникла угроза потери главной базы ЧФ. 28 ноября 1941 года линкор «Парижская Коммуна » впервые открыл огонь главным калибром по немецким позициям на подступах к Севастополю, а это более 500 снарядов. 29 декабря в критический момент обороны Севастополя орудия линкора «заговорили» вновь. Корабль направился на огневую позицию в Южную бухту. При входе рядом с бортом взметнулись водные столбы. Это стреляла немецкая дальнобойная артиллерия, но корабль благополучно ошвартовался и открыл огонь по скоплению вражеских войск в Бельбекской долине. Обстрел фашистских позиций продолжался 14 часов. Линкор выпустил более 400 снарядов общим весом 100 тонн. Тогда гитлеровская армия не имела таких мобильных орудий как на «парижанке», поэтому все их попытки захватить город провалились.

Эффективность такого огня для поддержки сухопутных войск была очень высокой. Удары снарядов главного калибра намного сильнее любых других видов огневого воздействия, включая бомбардировку с воздуха. Дело в том, что скорость падающей авиабомбы составляет 150-200 м/с, а снаряд, выпущенный с корабельного 12-дюймового орудия, за 1 секунду преодолевает 1000 метров, а эта скорость придает снаряду огромную разрушительную силу.

Такие огневые возможности боевого корабля сделали линкор «Парижская Коммуна » «главным калибром Черноморского флота». В январе 1942 года линкор трижды открывал огонь по немецким укреплениям в Крыму. Огневые налеты были такими сокрушительными и внезапными, что противник не мог организовать никакого противодействия. Немецкие и румынские войска понесли тяжелые потери и были спешно отброшены в тыл для переформирования.

В конце февраля линкор «Парижская Коммуна » обстрелял причалы порта Феодосия, где по данным разведки стали базироваться немецкие торпедные катера. Вместе с линкором обстрел укреплений противника вели эсминцы «Безупречный » и «Бойкий ». В результате Феодосийский порт надолго вышел из строя. В ночь с 21 на 22 марта, зайдя в Керченский пролив, линкор произвел два огневых налета. Во время стрельбы от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Ресурс, который составлял 250 боевых выстрелов, был исчерпан. У шести орудий главного калибра стволы треснули в районе дульных срезов, у трех вообще были оторваны. Линкор ушел в порт Поти и встал на ремонт, где замену выполнили в рекордный срок - 16 суток, но участие в боевых походах корабль больше не принимал. И основания были весомыми, к тому времени весь мир знал, какую угрозу для крупных надводных кораблей представляла авиация. Политические последствия потери линкора «Парижская Коммуна » в условиях господства на море Германская авиация оказались бы слишком тяжелыми. Но, даже находясь в базе, линкор продолжал воевать. Более 500 членов экипажа сошли на берег, чтобы сражаться в частях морской пехоты. После войны линкор прожил долгую жизнь. Несколько поколений молодых моряков прошли подготовку на его палубах и боевых постах. Последний советский линкор спустил флаг 30 января 1957 года, с его уходом закончилась целая эпоха советского флота - эпоха больших артиллерийских кораблей.

О необходимости строительства больших хорошо вооруженных надводных кораблей в России впервые задумались несколько столетий тому назад, но осуществить мечту в расширенном масштабе возможным стало только в конце XIX века, именно тогда император приказал выделить, ни больше и не меньше, как 30 тонн чистого золота, и приказал построить линкор, который мог бы стать лучшим среди всех, имеющихся в мире кораблей данного класса. Естественно, что приказа императора никто ослушаться не посмел.

Строительство было выполнено в короткие сроки и полностью соответствовало всем ожиданиям императора, получившийся громадный корабль имел водоизмещение свыше 23 тысяч тонн, на его вооружении стояли 12-ть орудий 305-миллиметрового калибра и 16 орудий 120-миллиметрового калибра. Вместо применяемых в то время паровых котлов, инженеры предложили установить на линкоре, названном «Севастополь» четыре паровые турбины, существенно повлиявшие на скорость и вес корабля. Экономя топливо, линкор был способен пройти более 3 тысяч морских миль, имея на борту свыше 1000 человек команды.

Благодаря тому, что башни главного калибра были спроектированы особым способом, артиллеристы получили возможность производить по два выстрела в минуту, успевать перезаряжать и производить еще два выстрела, и так, пока не закончатся снаряды. Дальность выстрела каждого орудия превышала 24 километра, потому вес снаряда равнялся 450 килограммам. Поднять такой снаряд ни один человек был не в силах, потому подача снаряда осуществлялась с помощью технических устройств – лебедок и иного рода приспособлений.

Башня линкора «Парижская коммуна»

К началу Революции линкор «Севастополь» был полностью укомплектован боеприпасами и командой, прошел учения и был готов к боевым действиям, базируясь в Кронштадте. Большинство моряков восприняли изменение политической власти в стране с большим энтузиазмом, но в 1921 году именно команда «Севастополя» стала основными участниками событий, позже получивших известность, как Кронштадтское восстание, жестоко подавленное большевиками.

Отряды Красной Армии под командованием Тухачевского подавили восстание, большая часть экипажа линкора была арестована, некоторые из них позже были расстреляны, а сам корабль в целях полного забвения самой возможности восстания переименовали в «Парижскую Коммуну».

Линкор с новым названием и экипажем вплоть до конца 30-х годов базировался в Балтийском море, но перед самой войной был переброшен для охраны Черноморских проливов, на которые покушалась не только Турция, но и набирающая силу Италия. В это же время линкор прошел полную модернизацию, на нем было заменено все устаревшее оборудование, а команда прошла необходимые в этом случае учения, максимально приближенные к боевым.

Двигатели корабля получили совершено новое для него топливо – каменный уголь, загрузка которого требовала титанических усилий, был заменен обычной электрической силовой установкой. Для того чтобы линкор мог пройти заданное ему расстояние требовалось не менее 2 тысяч тонн угля, уголь грузился вручную всем личным составом корабля, погрузка занимала целые сутки, а после нее приходилось еще сутки драить палубы, люки и личные вещи матросов, испачкавшиеся в саже и копоти.

Кроме того, после модернизации, «Парижская Коммуна» лишилась авиационного вооружения, представленного небольшой катапультой на одной из башен корабля, а также самолета разведчика. В условиях боя катапульта мешала точному наведению прицела, а в мирное время от самолета было мало толку, потому от этих устройств было решено отказаться.

Модернизированный линкор «Парижская Коммуна»

Переоборудованный линкор не только стал лучше, но и больше, его водоизмещение увеличилось на 8 тонн, достигнув 31 тысячи тонн. Возросла также и численность экипажа линкора, она превысила 1700 человек. Единственным минусом нового оснащения, отмеченным несколько позже, стало уменьшение свободного пространства внутри линкора, предназначенного для отдыха и сна команды, некоторые каюты были настолько малы, что на одного матроса в них приходилось менее 1 квадратного метра. К счастью теснота волновала матросов менее всего, экипаж без устали восхищался новым оборудованием и с гордостью называл линкор «парижанкой» .

Обновленная «парижанка» вошла в состав Черноморского флота вполне своевременно, мощный линкор возглавил огромный и сильный Черноморский флот, состоявший из 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок, как раз накануне нападения Гитлеровской Германии на Советский Союз. Необходимо отметить, что советское правительство видело будущую войну совсем в ином свете, поскольку опасалось более Турции, Румынии, Болгарии и Италии, нежели собственного союзника – Германии. Планировалось, что возможное нападение произойдет с моря, и на море же будут происходить основные бои. Ставка делалась на то, что итальянская армия, на вооружении которой имелось к тому времени 4 линкора, 22 крейсера, полсотни эсминцев и подводных лодок, все же слабее русского Черноморского флота.

К сожалению, ожидания правительства не оправдались, в 12 часов ночи 22 июня 1941 года капитан «Парижской Коммуны» получил секретное распоряжение от командующего флотом Кузнецова – привести корабль в состояние повышенной боевой готовности. Приказ означал, что батареям корабля разрешалось открывать огонь по любым воздушным целям, которые попытаются пересечь границу СССР без должного на то разрешения и опознавательных знаков.

Линкор «Парижская Коммнуна» на защите

В 3 часа ночи над Севастополем и Крымом появись первые немецкие бомбардировщики, атака которых, благодаря своевременной подготовке была отбита без получения повреждений. Для «Парижской Коммуны» да и для всего советского флота настали тяжелые времена, несмотря на то, что все корабли оказались в достаточной мере подготовленными и отлично справлялись с поставленными боевыми задачами, им приходилось достаточно сложно – артиллерия многих кораблей, в том числе и линкора, оказалась неприспособленной для отражения многочисленных авиационных атак, хотя с обстрелами с моря и суши справлялась без труда. Несмотря на то, что опасность быть атакованными с воздуха была велика, «Парижская Коммуна» одними своими силами сдерживала наступающего на Севастополь и Крым, врага вплоть до марта 1943 года, после чего встала на экстренный ремонт – ее пушки не выдержали большого числа выстрелов, одни из них лопнули, другие просто разорвались на части.

Ремонт был осуществлен в кратчайшие сроки, заняв всего 16 дней, но линкор более к боевой службе не возвращался, так как господство на в небе в это время целиком и полностью уже принадлежало немецкой авиации , обороняться от налетов которой советский линкор уже не был способен. Потеря же столь большого и прославленного линкора означала бы для Советского Союза также и падение его престижа в глазах союзников, чего допустить нельзя было ни в коем случае.

После войны «Парижская Коммуна» была исключена из состава боевого флота и превратилась в учебный корабль, прослужив в этой роли до конца января 1957 года, после чего была списана на слом. Эпоха громадных боевых кораблей была завершена.