Шахматы для детей какие достижения. Развитие способности к обучению

Шахматы не зря издавна считались игрой королей. По всей видимости, правители могущественных королевств и империй прекрасно понимали, какой замечательной практикой для разработки тактики ведения боя и его прогнозирования служит игра в шахматы с правителями иных держав. С обретением в результате современных исследований глубоких познаний об особенности работы мозга можно совершенно уверенно утверждать, что эта древнейшая игра служит замечательным стимулятором для улучшения умственной деятельности. Вот несколько наиболее популярных аргументов, подтверждающих пользу шахмат.

Шахматы способствуют увеличению уровня IQ

Шахматы всегда считались игрой исключительно для самых умных личностей, обладающих высоким IQ. На самом же деле, это как в известном утверждении о том, что было сначала: яйцо или курица. Действительно ли, умные люди обладают склонностями к игре в шахматы или всё-таки сам процесс игры способствует повышению интеллектуальных способностей игроков? Одно из проведённых исследований подтвердило факт последнего утверждения. В эксперименте приняли участие 4 тысячи студентов из Венесуэлы, в ходе чего наблюдалось существенное повышение уровня IQ как у парней, так и у девушек, которые в течение 4-х месяцев играли в шахматы.

Шахматы уменьшают вероятность болезни Альцгеймера

Поскольку мозг функционирует, как и любая иная мышца, то ему, как и любому бицепсу, нужны тренировки, которые позволят избежать проблем со здоровьем. Современные исследования определили, что люди в возрасте от 75 лет, которые играют в шахматы, менее склонны к развитию болезни Альцгеймера, чем их неиграющие в эту интеллектуальную игру сверстники. Если не осуществлять регулярные тренировки, мышцы теряют свою упругость. Точно также отсутствие интеллектуальных тренировок для мозга приводит к утрате умственных способностей. Поэтому теперь существует больше причин для игры в шахматы ещё до того, как вам исполнится 75.

При игре в шахматы задействованы оба полушария мозга

Учёные из Германии провели эксперимент, в результате которого неожиданно обнаружили, что в процессе игры в шахматы в равной степени задействовано и левое, и правое полушарие мозга, которые одинаково реагируют на изменение позиций шахматных фигур.

Шахматы способствуют развитию творческого потенциала

Поскольку правое полушарие мозга отвечает за творческую деятельность, то его активация в процессе игры в шахматы должна способствовать развитию творческих способностей у игроков. На протяжении 32-х недель принимавшие участие в эксперименте одни студенты играли в шахматы в то время как их товарищи занимались иными видами деятельности, стимулирующими развитие творческого мышления. В результате те, кто играл в шахматы, в итоге проявляли большую креативность при выполнении разных задач.

Игра в шахматы улучшает память

Каждый шахматист знает, что игра в шахматы способствует развитию и улучшению памяти, ведь в процессе игры нужно не только запоминать все предыдущие ходы своего соперника, но и свои ходы, которые ранее приводили к победе. Проводимый в 1985 г. эксперимент лишь подтвердил это утверждение. Постоянно играющие в шахматы студенты смогли повысить свою успеваемость по всем предметам, а их преподаватели отмечали улучшение памяти и проявление отличных организаторских способностей у своих подопечных. Аналогичные результаты были получены и в результате эксперимента, проведённого исследователями Пенсильвании, в котором приняли участие шестиклассники. Ученики, которые ранее не играли в шахматы, смогли улучшить свои способности запоминания информации после того, как начали играть в эту интеллектуальную игру.

День добрый, дорогой друг!

Умный дальновидный человек решения принимает взвешенно. И прежде чем занять своего ребенка шахматами, он непременно спросит себя: Что дают шахматы детям и взрослому человеку?

Как они будут влиять на развитие маленького человека и что могут принести ему в будущем, когда он вырастет?

Полагаю, вряд ли кто-то будет оспаривать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта. В этом вопросе как правило сходятся во мнении все. И родители и специалисты, и даже далекие от шахмат люди.

Менее заметным, на непосвященный взгляд, является влияние шахмат на развитие личных качеств ребенка. Мы обсуждали это в . Влияние есть и немалое.

Когда начинать?

Ответ такой:

Если вы в 20 лет не умеете играть или играете плохо, — войти в шахматную элиту не получится.

В истории был только один подобный случай. Ефим Боголюбов познакомился с шахматами в 18 лет.


Однако тогда было другое время. Сегодня это невозможно. Увы, поезд ушел. Надеюсь, не слишком вас огорчил.

С точки зрения вероятности достижения спортивных успехов, принцип такой: чем раньше, тем лучше. 4-5 лет – вполне оптимальный возраст для знакомства с шахматами. Через полгода -год можно переходить к занятиям, желательно под руководством специалистов .

В сегодняшней статье хотел бы обратить внимание еще на один важный аспект увлечения шахматами: Кроме интеллектуального и личностного развития, они могут оказаться своеобразным трамплином в построении карьеры в других областях.

Свои

Ничто так не сближает людей, как общее увлечение.

Мои друзья детства – шахматисты остались лучшими друзьями на всю жизнь. Почти никто из них не стал шахматным профессионалом и мы частенько пересекались по работе. Но мы всегда знали и знаем – мы «свои». И поддержим друг друга несмотря не на что.

Даже в беседе с незнакомым доселе человеком, если вдруг выясняется, что мы оба шахматисты, разговор сразу становится теплее.

Лет 15 назад ваш покорный слуга пришел на собеседование в одну солидную фирму на должность начальника отдела. Разговор с руководителем вакансии был деловит и суховат ровно до того момента, пока случайно не выяснилось, что мы оба шахматисты. Я мастер, он любитель.

Беседа сразу пошла на волне взаимопонимания. В разговоре, в отношениях важна «химия». Взаимные позитивные эмоции. Химия возникает на базе чего-то общего, что затрагивает струны души. В данном случае это общее – шахматы.

К моему удивлению, руководитель сделал предложение о работе прямо на собеседовании, что обычно является редкостью.


Еще один пример:

Будучи студентом политеха, ваш покорный слуга частенько приезжал в родной город. И «отдыхал» в шахматном клубе, «стуча в блиц» с любителями и разрядниками навылет. Как-то после редкого «вылета», сидя «на банке» (в очереди на игру) разговорился с одним из своих соперников.

Он оказался начальником цеха на Северстали. Известный человек, специалист. По фамилии Икконен. Арнольд Константинович пригласил меня в свой цех, присмотреться, познакомиться с производством. Через год я заканчивал ВУЗ. У него был и сопутствующий интерес – я мог значительно усилить цеховую шахматную команду.

Договорились, что делали обсудим ближе у моему окончанию политеха. К сожалению, планам не суждено было сбыться. Арнольд Константинович безвременно ушел из жизни.

Было и еще пара подобных случаев в моей трудовой профессиональной карьере. К чему эти истории?

Я точно знаю, что в моей сети деловых контактов, шахматисты — особая сеть, это «свои» люди. Мы говорим на одном языке . Нет теперь уже не на языке шахмат, но это не так важно. Важно то, что мы «свои».

У верблюда два горба…. ,

Потому, что жизнь — борьба)

С этим нехитрым изречение можно соглашаться или не соглашаться. Однако реальность нашей жизни такова, что бойцовские качества совсем не помешают.


Общепризнанно, что шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

Шахматная теория содержит в себе все признаки научной дисциплины. Эстетически ценности, создаваемые высококлассной, творческой игрой, оказывают сильное воздействие на духовную сферу человека.

И все же. Большинство любителей шахмат видят в игре прежде всего борьбу.

Важен результат. Без этого шахматы теряют свою привлекательность . Исключить элементы состязательности, азарта, борьбы – означает попросту убить шахматы.

Эммануил Ласкер говорил:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Серьезные шахматы – это жесткая, а порой и жестокая борьба, мобилизующая весь спектр духовных и нервных сил человека.

Что бы не говорили альтруисты, цель игры – достижение победы. Невозможно выиграть, чтобы другая сторона не проиграла. И этот факт может привести к непростым нравственным проблемам. Связанным с желанием «устранить» соперника.

И иногда шахматист «перегибает палку» в выборе средств.


Еще один «перегиб» — чрезмерные амбиции, не подкрепленные должной работой над шахматами и над собой. Вернее не сами амбиции, а «побочные эффекты» в поведении, возникающие из-за несбывшихся ожиданий.

И это тоже «перегиб».

Завышенная самооценка, подозрительность, зависть, высокомерие – эти свойства характера могут появиться в любой деятельности. В том случае, если молодой человек брошен на произвол судьбы в бурные воды противоборства. В том числе и в шахматах.

Как избежать «перегибов»?

Мы с вами знаем, что обучение восточным единоборствам начинается с философии. Ребенку разъясняют, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. Это важно как раз для того, чтобы увлечение не входило в противоречие с окружающим миром и людьми.

И делает это наставник, тренер.

То же и в шахматах. Важно, чтобы ребенок был «под присмотром» специалиста .

Важно также, чтобы ребенок был в сообществе «себе подобных». Для этого и существуют шахматные кружки, секции. Наша школа «Шахматы с Жориком » имеет и дополнительное преимущество – возможность обучения онлайн.

В заключение повторю основную мысль статьи :

Шахматы многогранны по своему влиянию на человека и его жизненный путь. Они могут предоставить дополнительные возможности даже тогда, когда не особенно ждешь .


Шахматные неформальные сообщества, построенные на общем увлечении, могут оказаться очень прочными и приносить пользу в различных областях жизни.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Этой игрой, которая сегодня считается видом спорта, увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Но особую пользу, конечно же, шахматы приносят детям, давая возможность через игру учиться вести себя как взрослые люди.

  1. Способ отвлечься от компьютера (телевизора)

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня много свободного времени у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Многие родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются ограничивать время, проводимое чадом за компьютером. Для этого они пытаются увлечь его занятиями в спортивных секциях различными музыкальными или художественными школами. Ещё один отличный способ избежать компьютерной зависимости - это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

  1. Развитие логики и пространственного воображения.

Прежде всего, шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

  1. Тренировка памяти и концентрации внимания

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и кратковременную память. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом

  1. Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба. Так, например, один из сильнейших шахматистов 18 века Франсуа Филидор является основоположником французской комический оперы. А шестой чемпион мира Михаил Ботвинник, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники СССР, известен своими работами в области кибернетики, руководил разработкой первой в СССР компьютерной шахматной программы. Помимо этого, шахматами увлекались Пушкин, Толстой, Ломоносов, Менделеев.

  1. Творческое самовыражение.

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

  1. Формирование характера.

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга , причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии - победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение - все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично - наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты - как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, - вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент - пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют - муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка - ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач. Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.