Саблин михаил павлович. А.С

Михаи́л Па́влович Са́блин (17 июля (18690717 ) - 17 октября ) - вице-адмирал (1916), командующий Черноморским флотом .

Биография

Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890).

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя» , участвовал в Цусимском морском бою ; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул », подводная лодка «Тюлень » и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведённые ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III » («Генерал Алексеев») и современные эсминцы.

Награды

  • Орден святого Георгия 4 степени
  • Золотое георгиевское оружие

Напишите отзыв о статье "Саблин, Михаил Павлович"

Примечания

Литература

  • Гутан Н. Р. От Севастополя до Новороссийска. Очерк о положении Черноморского флота (осень 1917 - первая половина 1918) : январь 1919; по матер. ЦГАВМФ , . - В: От Севастополя до Новороссийска / подгот. публ. Л. А. Кузнецова, археограф. обр. и комм. А. Е. Иоффе // Гангут [журн.]. - СПб. : «Типография им. Ивана Федорова», 1992. - № 4. - С. 98-111 ; 1993 ; № 5. - С. 80-88 ; № 6. - С. 127-143.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Саблин, Михаил Павлович

Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.
«Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова.

В декабре 1914 года награждён Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен ».

Начальник (командующий) минной обороны Чёрного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау » и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком .

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Чёрного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы .

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом , 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул », подводная лодка «Тюлень » и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведённые ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «

Образование получил в Морском корпусе и Минных классах (1890).

Участник Китайского похода и русско-японской войны 1904-1905 годов: офицер на броненосце «Ослябя», участвовал в Цусимском морском бою; получил ранение. Спасен русскими моряками с других кораблей.

В 1905-1906 годах старший офицер учебного судна «Хабаровск». В 1906-1907 годах командир миноносца «Завидный», затем - канонерской лодки «Донец». Начальник 5-го (разведывательного) дивизиона миноносцев в 1907-1909 годах.

В 1909-1911 годах начальник 5-го резервного дивизиона миноносцев Черного моря, в 1911-1912 годах - начальник 3-го дивизиона Черноморской минной дивизии. 6 декабря 1912 года назначен командиром линейного корабля «Ростислав», а в 1914 году зачислен в состав Черноморского флотского экипажа.

Первая мировая война

В декабре 1914 года награжден Георгиевским оружием - за участие в боях с немецким линейным крейсером «Гёбен».

Начальник (командующий) минной обороны Черного моря в 1915-1916 годах. Сдал Минную бригаду в 1916 году после неудачной погони за крейсером «Бреслау» и обнаружившихся при разборе этого боя разногласий с новым командующим А. В. Колчаком.

С 21 июля 1916 года начальник 2-й бригады линейных крейсеров и и. д. начальника дивизии линейных крейсеров Черного моря.

31 октября 1916 года назначен состоять по Морскому министерству с зачислением во 2-й Балтийский экипаж. В 1916 году произведён в вице-адмиралы.

После Октябрьской революции поступил на службу к большевикам.

Начальник штаба Черноморского флота в 1917-1918 годах. Командующий Черноморским флотом, 02-05.1918 (по другим данным 12(25).12.1917-4(17).6.1918).

В связи с приближением Германской армии к Севастополю, после Брест-Литовского мира, 31 мая - 2 июня увел лучшую часть Черноморского флота (2 новейших линейных корабля и 14 эсминцев) в Новороссийск. В июне 1918 года получил приказ затопить эскадру. Чтобы спасти корабли, отправился в Москву, где был арестован.

С помощью моряков бежал в Великобританию, откуда прибыл на Юг России.

С начала 1919 года главный командир судов и портов Черного моря. Начальник Военно-морской базы Севастополя. 25.3-20.8.1919 командующий Черноморским флотом ВСЮР.

В апреле 1919 года, в связи с уходом французской эскадры из Севастополя, добился от союзников передачи ряда кораблей Черноморского флота Главнокомандующему ВСЮР (крейсер «Кагул», подводная лодка «Тюлень» и др.) и привел их в Новороссийск. Только позже, по его настоянию, союзники согласились передать уведенные ими в Константинополь лучшие корабли Черноморского флота, в том числе линейный корабль «Александр III» («Генерал Алексеев») и современные эсминцы.

После увольнения адмирала Ненюкова (8 февраля 1920 года) был вновь назначен командующим Черноморским флотом, но уже 17 февраля сдал командование адмиралу Герасимову.

19 апреля 1920 года генерал Врангель вновь назначил его командующим Черноморским флотом и начальником Морского управления Русской армии.

В середине 1920 тяжело заболел раком печени и был 12 октября 1920 года заменен адмиралом М. А. Кедровым.

М.П. Саблин

«Ему не везло… по крайней мере на службе, хотя он был, кажется, лучший офицер в выпуске», - писал адмирал В. К. Пилкин о Михаиле Павловиче Саблине. И действительно, судьба как будто не благоволила Саблину, нередко ставя его в ситуации сложные, безвыходные, трагические, и фактически на протяжении всей его жизни предоставляя мало возможностей для совершения громких деяний, по которым в основном и оценивают значимость исторического вклада и величие флотоводца. И все же деятельность Михаила Павловича в 1919–1920 годах, когда он стоял во главе возрождавшегося русского Флота, вполне заслуживает столь высокой оценки; и еще более соответствует ей некое внутреннее величие духа, сопутствующее этому человеку в самых тяжелых жизненных обстоятельствах и побуждающее его упорно идти вперед, несмотря ни на что, и продолжать дело своей жизни - служение России и Флоту. И не может быть простой случайностью, что и посмертную свою судьбу, оказавшуюся столь же трагической, он разделил с теми Великими Адмиралами, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Великой России - черноморскими героями М. П. Лазаревым, В. А. Корни-
ловым, В. И. Истоминым, П. С. Нахимовым…

Михаил Павлович Саблин родился 17 июня 1869 года в Севастополе, в дворянской военной семье (его отец был морским офицером, дослужившимся впоследствии до адмиральских чинов, мать - дочерью генерала). По окончании Морского Училища в 1890 году он был произведен в мичманы и служил на Черном море; М. П. Саблин и воспринимается, пожалуй, прежде всего как «черномор», хотя плавал он и участвовал в боевых действиях на всех морских театрах, где в начале XX века развевался Андреевский флаг.

И получить боевое крещение Саблину довелось вдалеке от родных мест. С 1898 года, окончив к тому времени Минный Офицерский Класс (1893), он служил на Тихоокеанской эскадре, в составе которой «был в походах и делах в Китае в 1900 и 1901 гг.», как на крейсере «Дмитрий Донской», так и на суше, «уничтожая фугасы и минные заграждения» китайских укреплений «на Печелинском побережьи». С 1902 года Саблин на Балтике, откуда во время Русско-Японской войны в составе эскадры адмирала З. П. Рожественского выступил в поход к дальневосточным берегам и… к Цусиме. В Цусимском сражении он тонул вместе с эскадренным броненосцем «Ослябя», но был спасен и поднят из воды на эсминец «Бравый». «И он признавался мне, - рассказывает адмирал Пилкин, - что долго, долго спустя, когда входил на палубу корабля… чувствовал, что ноги у него отнимаются». Наверное, было бы излишней суровостью упрекнуть любого офицера, после такого смертельного риска и таких переживаний «потерявшего сердце» и утратившего способность к строевой службе… и потому было бы несправедливостью пренебречь цитированным свидетельством, которое, в сущности, говорит о силе воли и духа Михаила Павловича, переборовшего слабость и не раз еще сознательно подвергавшего себя превратностям войны на море.

Первое в своей жизни командование кораблем - миноносцем «Завидный» - он принимает на Балтике в 1906 году, а с 1908-го снова служит на Черном море, почти сразу же получив назначение начальником дивизиона миноносцев, в 1912–1914 годах командуя линейным кораблем «Ростислав» и в первые недели Мировой войны приняв должность начальника Минной бригады. С ней и будут связаны главные его боевые дела Великой войны (как называли ее тогда) и на этой должности капитан 1-го ранга Саблин будет удостоен награждения Георгиевским Оружием «за смелые действия на путях сообщения неприятеля с явною для себя опасностью». Награждение состоится уже в декабре 1914 года, а через два месяца Саблин будет назначен в «Думу из лиц, имеющих Георгиевское Оружие», то есть признан достойным оценивать подвиги других с точки зрения их соответствия положениям Георгиевского Статута.

О Саблине рассказывали, что во время одной из операций, попав с тремя миноносцами под огонь неприятельских тяжелых орудий и из-за дальности расстояния не имея возможности даже нанести ответный удар, он поднял сигнал: «В случае выбытия из строя одного [миноносца], с двумя другими иду в атаку», - в атаку, которую сам же, скорее всего, считал самоубийственной, но от которой не мог отказаться, поскольку не мог бросить никого из своих соратников. «Погибнем все или никто», - прочитали сигнал на кораблях, и это суровое решение во многих вдохнуло тогда силы и укрепило.

Но кроме доблести, Саблин, в апреле 1915 года ставший контр-адмиралом, славился еще и «крутым и прямолинейным нравом», вызвавшим конфликт с адмиралом А. В. Колчаком, который летом 1916 года принял командование над Черноморским Флотом. «По соображениям принципиальным» Михаил Павлович, к тому времени три месяца исполнявший обязанности начальника дивизии линейных кораблей, ушел с Черного моря: 31 октября 1916 года он был назначен «состоять при Морском Министре» с переводом на Балтику. Лишь 21 июля, уже в условиях революционной разрухи, вернется Саблин в Черноморский Флот, причем сразу на должность Начальника Штаба Командующего Флотом, адмирала А. В. Немитца. Немитц и представил контр-адмирала Саблина к производству в чин вице-адмирала, однако сделано это было уже после Октябрьского переворота, за несколько дней до разгрома большевиками Ставки Верховного Главнокомандующего, так что производство можно было признать состоявшимся с очень большою натяжкой, - и тем показательнее, что через год, уже в Белом Флоте, чин Саблина как будто не подвергнут сомнению.

В глазах тех, кто возглавлял Белую борьбу на Юге России, не станет препятствием для занятия Михаилом Павловичем ответственных постов и роль, которую ему довелось играть в 1918 году. Перед лицом развивавшегося австро-германского наступления в Новороссии и Малороссии, весной 1918-го в буйных головах черноморских матросов началось некоторое протрезвление, и 9/22 марта «Центрофлот» в заседании с участием представителей корабельных команд избирает Командующим Флотом «товарища Саблина» (из протокола: «Оратор, совершенно случайный , говорит о справедливости т[оварища] Саблина при старом строе»), и адмирал принимает тяжелый крест. «Будучи коренным черноморцем и любя Черноморский флот, я не считаю себя вправе в такую трудную минуту отойти в сторону и нахожу своим долгом служить флоту, пока на это хватит моих сил», - пишет он в приказе, очевидно понимая служение как необходимость спасти русские корабли с русскими командами, даже если придется платить за это дорогую цену. Существует зыбкая надежда, что оккупанты не покусятся на «украинские» суда, и Флот поднимает было желто-голубые флаги Центральной Рады, но быстро становится ясным безразличие немцев к флагам - им нужны современные корабли независимо от «самоопределения» последних - и лучшая часть Черноморского Флота вырывается из Севастополя, взяв курс на Новороссийск. Ее ведет адмирал Саблин, и ведет под Андреевским флагом .

Существовала ли тогда возможность для советского Черноморского Флота стать русским Черноморским Флотом? Скорее всего, если и существовала, то была невелика, и окончательно пошла она ко дну вместе с кораблями, затопленными в Новороссийске по тайному распоряжению Совнаркома. Трагический выбор, который пришлось делать остававшимся еще на кораблях офицерам - топить их или уводить обратно в Севастополь сдаваться немцам, выдвинувшим об этом ультимативное требование, - состоялся уже без Саблина, который, получив приказ из Москвы, устремился туда в тщетной надежде спасти корабли. Флот частично был затоплен, частично - уведен в Севастополь (после поражения Германии в Великой войне эта его часть в несколько этапов вступила в строй под Андреевским флагом), а в биографии адмирала наступили самые темные и, должно быть, тяжелые месяцы, завершившиеся нелегальным переходом границы РСФСР. Бегство, безусловно, спасло жизнь Михаилу Павловичу, не сломавшемуся и не опустившему рук и после всех мытарств, перенесенных на советской службе.

Свобода, впрочем, встретила его тоже неласково: после приезда в Лондон Саблин столкнулся с жесткой позицией ставшего к тому времени Верховным Правителем России адмирала Колчака, который, как рассказывал позднее Михаил Павлович, «прислал на имя нашего поверенного в делах в Англии Набокова телеграмму с запрещением мне въезда в Россию, и кроме того просил его принять меры, чтобы Англичане не дали мне возможности командовать Черноморским флотом». Полученное затем разрешение «проживать в России только как частное лицо» вряд ли могло утешить столь энергичную натуру, как адмирал Саблин, но он, кажется, был уже готов подчиниться, когда после приезда на родину и представления Главнокомандующему Вооруженными Силами Юга России генералу
А. И. Деникину неожиданно для себя получил предложение… занять должность Главного Командира Севастопольского порта. Саблин доложил о запрете Колчака занимать ответственные посты во Флоте, но… «вопрос о том, принимать ли мне эту должность или нет, был поставлен так, что это мой долг и отказываться от исполнения своего долга я не могу».

Новый пост оказывался тем более ответственным, что служба на нем отнюдь не должна была исчерпываться заботами о хозяйстве и жизни порта. Прежнее командование во главе с адмиралом В. А. Каниным (Командующим Черноморским Флотом) за срок с ноября 1918 по март 1919 года доказало свою несостоятельность, погрузившись в проекты полномасштабного возрождения Флота и пренебрегая насущными потребностями борьбы, - и теперь на Саблина предполагали возложить оперативное и строевое руководство теми немногими кораблями, которые составляли тогда Белый Флот на Черном море.

Тяжелое наследство адмирала Канина дополнилось по существу предательской позицией французского адмирала Амета, который, оказавшись старшим начальником на Севастопольском рейде, после переговоров с представителями приближавшихся большевиков 2/15 апреля ультимативно потребовал эвакуации Севастополя русскими войсками (крайне малочисленными, основные силы находились на фронте) и Флотом. Саблин не позволил себе уклониться от ответственности, а может быть и одиума, который наверняка лег бы на плечи руководителя поспешной и плохо подготовленной эвакуации. Выведя все, что было возможным, в море, сам адмирал на крейсере «Кагул» (который Канин незадолго до этого хотел вообще передать частному предпринимателю для производства работ по подъему затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария», причем предполагалось поднять на крейсере коммерческий флаг!) несколько дней «крейсировал между Севастополем и Новороссийском, наблюдая за движением наших судов для оказания в случае надобности им помощи».

С потерей Севастополя должность Михаила Павловича, казалось бы, превращалась в фикцию, но в действительности его ожидало повышение до уровня «Главного Командира портов и судов Черного и Азовского морей» (впрочем, немного было этих портов и судов!), а летом в переписке наименование должности даже стало формулироваться как «Главный Командир флота и портов…» - и это было вполне по заслугам: разношерстный, слабый качественно и количественно, укомплектованный зачастую необученными и мало пригодными для морской службы добровольцами «флот» становился в руках адмирала Саблина подлинным Флотом, соответствовавшим уровню возникавших перед ним оперативных задач и являвшимся надежным помощником сухопутных сил. Поддержка защитников Ак-Манайских позиций, разведки и десанты при освобождении Крыма летом 1919 года, борьба с Очаковскими батареями, прорыв в Днепровско-Бугский лиман, содействие пехоте при взятии Херсона и Николаева, десант в Одессу, - эти славные боевые дела стали наглядным результатом трудов Командования Флотом (как бы оно формально ни называлось), а Михаил Павлович Саблин тем самым заслужил в истории характеристику человека, возродившего русский Черноморский Флот из чудовищной разрухи, из состояния, которое, с учетом изменившихся масштабов, вполне может быть сравнимо с состоянием Флота после Цусимы или Крымской войны.

Но тогда же, летом 1919-го, вновь возобновился старый конфликт, в котором стороны занимали явно неравное положение: из Сибири через Париж доходили требования Верховного Правителя устранить адмирала Саблина от командования. Сам адмирал, да, кажется, и Главнокомандующий генерал Деникин, склонны были считать эти требования следствием интриг тех, о ком Михаил Павлович с гневом писал:

«Были и здесь адмиралы, было еще много орлов с заячьими душами, которые прятались в тяжелые минуты за границей, интригуя там и набивая себе карманы. У них были пароходы, которыми они торговали вместо того, чтобы на них придти в Новороссийск и предоставить себя в распоряжение Добровольческой Армии.

Теперь, когда положение Добровольческой Армии (Вооруженных Сил Юга России. - А. К. ) окрепло, когда на флоте водворился порядок, они являются в большом числе, они уже говорят и будут говорить: “Саблин большевик, он служил с большевиками, - а вот мы такие хорошие, такие чистенькие, даже близко к большевикам не подходили, мы только одни имеем право спасать родину и достойно служить на флоте”…»

Самолюбие Саблина, безусловно, было жестоко уязвлено (хотя кто, как не он, имел «право» на самолюбие!), но все же лейтмотив своей позиции он выразил, думается, вполне честно: «Я полагаю, что благо Родины зиждется не на том, уйду ли я или не уйду из флота, а зиждется, кроме всего прочего, на справедливости, на уважении к суду и на признании заслуг тех лиц, которые работали и работают для спасения России». Ссылка на «суд» не была голословной - деникинское Морское Управление запрашивало Колчака, известно ли в Омске, что Саблин «прошел через следственную комиссию»; в результате было принято компромиссное решение - Михаил Павлович остался на своем посту (теперь - «Главным Командиром портов»), но, с восстановлением в августе должности Командующего Флотом, которым стал адмирал Д. В. Ненюков, прерогативы Саблина, конечно, заметно сократились.

Однако 8/21 февраля 1920 года генерал Деникин уволил Ненюкова от службы, заподозрив его в интригах и подрыве власти Главнокомандующего (в отношении самого адмирала подозрения вряд ли были оправданы, но своих подчиненных он как будто действительно распустил), и в командование Флотом почти на два месяца снова вступает Саблин. Тяжелый период, когда при катастрофической нехватке угля, в условиях небывало холодной зимы, сковывавшей льдом прибрежные воды, корабли Черноморского Флота оказывали действенную помощь геройски сражавшимся на перешейках Войскам Таврии и Крыма генерала Я. А. Слащова, также должен быть во многом поставлен в заслугу Михаилу Павловичу. Впрочем, вскоре он проявил и свой «крутой нрав», вступив в конфликт с предназначавшимся на его место адмиралом А. М. Герасимовым, в результате чего временно отошел от дел.

Но после вступления в Главное Командование генерала барона П. Н. Врангеля (22 марта / 4 апреля 1920 года) новому Главнокомандующему «пришлось заменить […] командующего флотом адмирала Герасимова, прекрасного человека, но мягкого и недостаточно решительного»: 19 апреля / 1 мая Командующим Флотом и Начальником Морского Управления (фактически - Морским Министром) был назначен Саблин, очевидно, в глазах Врангеля не обладавший указанными недостатками. И Главнокомандующему не пришлось пожалеть о своем выборе: ряд новых боевых операций подтвердил, что Михаил Павлович по-прежнему остается волевым и талантливым флотоводцем.

Один из гражданских сотрудников Врангеля, Н. В. Савич, писал в своих воспоминаниях, что Саблин в это время «был совсем больным человеком. Страшный недуг, от которого он умер месяца три спустя, подтачивал его организм, лишал сил и энергии», - но продолжение цитаты как будто противоречит этому утверждению: «Притом он одновременно командовал боевым флотом, операции которого занимали все его время и внимание». И действительно, Михаила Павловича, больного раком печени, но до последней возможности державшегося и окончательно слегшего лишь в сентябре, незадолго до этого видят в боевых условиях, и этот человек, по Савичу едва ли не умирающий, запомнится подчиненным проходящим по заливаемой водою палубе и личным примером подбадривающим непривычных к морю, малоопытных добровольцев.

Михаил Павлович Саблин скончался в Севастополе 17/30 октября 1920 года и был похоронен в нижнем храме Владимирского собора. Ему не пришлось покидать родину с Русской Армией генерала Врангеля, но беспрецедентная Крымская эвакуация во многом была подготовлена трудами Саблина (в частности, им были заблаговременно созданы неприкосновенные запасы угля и масла на случай эвакуации), вновь «подтянувшего» Флот после тяжелой зимы 1919/1920 года. И спасение десятков тысяч чинов Армии и гражданских беженцев от большевицкой расправы стало еще одной, теперь уже посмертной заслугой адмирала.

«В 1927 г. собор был “освобожден от предметов, оскорбляющих революционные чувства трудящихся масс”, в том числе и от останков покоившихся там адмиралов», - пишет современный историк. Гражданская война настигала русских флотоводцев и за гробом, и горьким утешением остается лишь сознание, что даже этим актом большевицкого вандализма Михаил Павлович Саблин был сопричтен к тем Великим Адмиралам, чьи имена никогда не изгладятся со скрижалей Истории.

вице-адмирал
Саблин Михаил Павлович
Саблин Михаил Павлович
Период жизни
1869 - 17 октября 1920
Род войск
Командовал

Черноморским флотом

Место смерти

Севастополь

Место захоронения

Усыпальница адмиралов

Саблин Михаил Павлович (1869-1920)- вице-адмирал, командующий Черноморским флотом .

Биография

Родился в семье морского офицера П.Ф. Саблина, служившего в Черноморском флоте .

В 1884 г. поступил в Морское училище, которое окончил с отличием (по 1 -му разряду). В 1890 г. получил назначение на пароход Добровольного флота «Орел».

В мае 1896 г. был произведен в лейтенанты и поступил в минный офицерский класс. В 1897 г., завершив обучение, стал минным офицером 1-го разряда, служил на судах эскадры Тихого океана, в 1900-1901 гг. участвовал в подавлении восстания «боксеров» в Китае.

В мае 1902 г. переведен в Балтийский флот, где служил на эскадренном броненосце «Ослябя». 14.05.1905 г. во время Цусимского сражения «Ослябя» затонул вместе с половиной экипажа. Михаил Павлович был подобран из воды контрминоносцем «Бравый». В октябре 1905 г. назначен старшим офицером учебного судна «Хабаровск» Балтийского флота.

Черноморский флот

После производства в капитаны 2-го ранга в ноябре 1906 г. стал командиром эскадренного миноносца Черноморского флота «Завидный», затем получил в командование канонерскую лодку «Донец», 5-й и 3-й резервные дивизионы миноносцев. В сентябре 1912г. назначен командиром линейного корабля «Ростислав», а получив чин капитана 1-го ранга, утвержден в этой должности.

В начале 1-й Мировой войны Михаил Павлович командовал минной бригадой, в апреле 1915 г. за отличие был произведен в контр-адмиралы. Находившийся в это время в Севастополе император Николай II лично вручил ему эполеты. Суда бригады, которой командовал Саблин, занимались минными постановками в районе Босфора , обстреливали Анатолийское побережье Турции, прикрывали десантные операции флота. За умелое руководство соединением в боевых действиях контр-адмирал Саблин весной 1916 г. был удостоен Георгиевского оружия с надписью «За храбрость».

В июле 1916 г. новый командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак произвел смену многих командиров соединений, в т.ч. и Саблина, выведя его в резерв флота. С декабря 1916 г. Михаил Павлович служил на Балтике начальником Або-Аландской шхерной позиции, после февраля 1917г. состоял в резерве морского министра.

2.07.1916г. контр-адмирал Саблин возвратился в Черноморский флот и вступил в должность начальника штаба к новому командующему контр-адмиралу А.В. Немитцу . Флот в этот момент уже не вел активных боевых действий. Катастрофически падала дисциплина, так как все вопросы командование было вынуждено решать только с Севастопольским Советом военных и рабочих депутатов, а затем и созданным Центральным Комитетом Черноморского флота (Центрофлотом). После октября 1917 г. в сложнейшей политической обстановке Саблин оставался начальником штаба флота, 14.01.1918 г. был назначен оперативным членом Центрофлота, принимал участие в планировании операций по установлению Советской власти на Черноморском побережье.

22.03.1918 г. Центрофлот ввел должность командующего флотом, подконтрольную ему, и назначил на нее Саблина. Делегатское собрание флота утвердило это решение. В приказе о вступлении в командование Черноморским флотом Саблин писал: «Будучи коренным черноморцем и любя Черноморский флот, я считаю себя не в праве в такую трудную минуту отойти в сторону и нахожу своим долгом служить флоту, пока на это хватит моих сил...».

Войска Германии и Украинской Народной Республики (УHP) продвигались с боями на юг к Крыму. В этой ситуации Высший Военный Совет РСФСР 25 марта принял решение о немедленном вывозе материальных запасов из Севастополя в Новороссийск с последующим перебазированием туда судов флота.

23.04.1918 г. Саблин получил чрезвычайные полномочия для организации обороны Севастополя и эвакуации флота. Но было уже поздно, и в посланной в Москву телеграмме 25 апреля он заявил, что при современной организации флота и сложившейся в Крыму военной и политической обстановке чрезвычайные полномочия являются пустым звуком. Во второй телеграмме, посланной в тот же день, адмирал сообщал: «Далее командовать флотом не могу и передаю окончательное командование Центрофлоту».

29 апреля в обстановке полной неразберихи в городе Михаил Павлович принял командование флотом при условии единоначалия. В тот же день он отдал приказ поднять на судах флаги Центральной Рады, чтобы «убедить немцев, что флот украинизирован и... нет больше никаких причин для продвижения их войск к Севастополю». Германскому командованию и Раде Саблин дал радиограммы о вступлении в командование Украинским Черноморским флотом. Прибывший в Севастополь представитель Центральной Рады заявил, что «Украинский флот из Севастополя не уйдет и не даст возможности уйти врагам украинского народа». В ночь на 30 апреля Михаил Петрович под огнем немецких полевых орудий вывел 19 судов из Севастополя и под Андреевским флагом ушел в Новороссийск. Германское командование в ультимативной форме потребовало вернуть корабли в Севастополь . 24 мая Советское правительство приняло решение о затоплении судов. Саблин согласился с этим решением, но отказался лично его исполнить, ссылаясь на 30-летнюю службу во флоте, расстроенное здоровье и на свой скорый отъезд в Москву для доклада.

4 июня по вызову Совнаркома он выехал в Москву. Там вскоре уволился под предлогом болезни, а в сентябре-октябре эмигрировал за границу.

В ноябре 1918 г. М.П. Саблин появился в Лондоне. Дальнейшие события он описывает так:

«В 1918 г., в ноябре месяце, я после бегства из России прибыл в Лондон. Узнав это, адмирал Колчак прислал... телеграмму с запрещением мне въезда в Россию и просил принять меры, чтобы англичане не давали мне возможности командовать Черноморским флотом. На телеграмму Колчаку... был получен ответ, что Колчак действовал на основании сообщений приезжих к нему офицеров, а что теперь он не препятствует Саблину ехать в Россию как частному лицу...

В феврале 1919 г. я прибыл в Севастополь, куда был доставлен по распоряжению английского правительства, причем в пути мне было оказано исключительное внимание со стороны английских властей, как морских так равно и военных. По прибытии в Севастополь я начал искать частного места, но узнав, что была послана в Лондон телеграмма о моем назначении в Париж консультантом от флота, я поехал в Екатеринодар, чтобы явиться и доложить о запрещении мне адмиралом Колчаком занимать какие-либо должности. В это время в Севастополе во флоте определенно царило убеждение, в особенности в штабе флота, что дело Добровольческой армии погибло, что не сегодня завтра она перестанет существовать».

М.П. Саблину предложили занять должность Главного командира Севастопольского порта. После долгих колебаний он согласился, но просил о расследовании своей деятельности в 1918 г. в особой следственной комиссии. Комиссия вынесла постановление, что Саблин может быть назначен в состав Вооруженных Сил Юга России. Постановление комиссии утвердил А.И.Деникин и произвел Михаила Павловича в вице-адмиралы. По пути в Новороссийск его догнал курьер с письмом о том, что Севастополь будет сдан дней через 10, поэтому его надо эвакуировать срочно. В апреле 1919 г. приказом Деникина Саблин назначен Главным командиром судов и портов Черного и Азовского морей. Во второй половине апреля адмирал сумел вывести из Севастополя в Новороссийск и Константинополь несколько судов. Остававшиеся в Севастополе суда французы и англичане, по соглашению с частями Красной Армии, вывели из строя и затопили. В Новороссийске адмирал Саблин заново создал штаб флота и флотскую инфраструктуру. По состоянию на 14.08.1919 г. в состав Черноморского флота белых входило: 1 крейсер, 1 вспомогательный крейсер, 2 канонерские лодки, 3 эскадренных миноносца, 3 подводные лодки, 6 тральщиков, 13 транспортов, отряд судов особого назначения, 4 дивизиона катеров и т.д. Флот начал вести активные боевые действия против Красной Армии в северо-западной части Черного моря. 20 августа генерал Деникин сместил Саблина с должности командующего флотом и назначил Главным командиром Севастопольского порта с подчинением ему военных портов Черного и Азовского морей.

Похороны вице-адмирала Саблина

20 октября тело адмирала было перевезено в Севастополь для захоронения - по решению Крымского правительства и Верховного Главнокомандующего войсками Юга России барона Врангеля - в нижнем храме собора святого Владимира.

Торжественная траурная церемония встречи тела адмирала Саблина в Севастополе подробно описана в газете «Юг России» (1920 г., № 162, 20 окт. (2 нояб.): «20 октября на крейсере «Алмаз» состоялось перевезение тела скончавшегося в Ялте адмирала Саблина. В 10 часов утра под траурный салют наших и союзных кораблей бросил якорь на рейде крейсер «Алмаз». В 11 часов траурная баржа с телом покойного подошла к Графской пристани, где к этому времени собрались: командующий флотом контр-адмирал Кедров , контр-адмирал Машуков, контр-адмирал Николя и другие высшие чины морского и военного ведомств. На площади для отдания воинских почестей покойному адмиралу расположились юнкера-сергеевцы, части русских судовых команд, команды с английского броненосца «Центурион» и французских миноносцев. Под звуки похоронного марша гроб, покрытый Андреевским флагом и адмиральской фуражкой, был вынесен на руках адмиралами во главе с командующим флотом. На всех судах, русских и иностранных, флаги приспущены.

К моменту выноса тела на пристань прибыл глава правительства А.В. Кривошеин. Траурный кортеж под салют с линейного корабля «Генерал Алексеев» двинулся по Екатерининской улице к Владимирскому собору. Впереди процессии выступали попарно офицеры-ассистенты, несшие флаги контр-адмиральский, вице-адмиральский и флаг командующего флотом.

За гробом следовали родные покойного адмирала, члены правительства во главе с А.В. Кривошеиным, чины военного и морского ведомств, командир и офицеры английского броненосца «Центурион», офицеры французских миноносцев и много публики. Шествие замыкали команды русских и иностранных судов. После краткой литии у Никольского собора процессия проследовала дальше. Во Владимирском соборе отпевание совершал епископ Вениамин...».

Источники и литература

  • ГАГС, ф. 79, оп. 1, д. 114; ф. 353, оп. 2, дд. 31, 98, 165;
  • Фонды МГООС // К-997; А.-1131;
  • Крестьянников В.В. Материалы к биографии вице-адмирала М.П.Саблина// Известия Крымского республиканского краеведческого музея. - 1994. - № 6;
  • Макареев М., Рыжонок Г. Черноморский флот в биографиях командующих. 1783-2000. - Т. 2. -Севастополь, 2000;
  • Морской сборник. - 1899. -№ 1; 1903. - № I; 1905. - № 11; 1906. - № 11; 1920. - № 8-9; 1924. - № 7.