Религиозный праздник 28. История празднования Успения Богородицы

Ежегодно 28 июля отмечается сразу несколько памятных дат, связанных с русским православием и историей христианства. Мы хотим рассказать вам о традициях этого дня и событиях, которые запечатлели эту дату в церковном календаре. Один из последних дней июля – очень важная дата для всех православных людей.

Список церковных праздников 28 июля

Традиционно этот день у большинства верующих связывается с важнейшим событием, повернувшим вектор истории, – днем Крещения Руси . Невозможно не оценить влияние этой даты на развитие православного мира и русского государства.

Впервые праздник стал государственной памятной датой только в 2010-ом году, хотя торжественные празднества совершались в России еще с 1888-ого года.

Чтут 28 июля память человека, принесшего православие в русские земли. Равноапостольный князь Владимир не был первым правителем, принявшим крещение (это сделала его бабушка, Ольга), но именно с его подачи началась широкая христианизация русских племен и княжеств.

В этот день на церковном календаре есть и другая дата, знакомая истинно верующим. Традиционно сегодня воздают почесть святым мученикам Кирику и Иулитте . Пострадали они от гонителей христианства, при этом погибли в страшных мучениях. Несмотря на это, мать и ее сын не отреклись от христианства до самой смерти, за что и были канонизированы.

Как мы уже упоминали ранее, бабушкой Владимира была княгиня Ольга, первая русская правительница, принявшая православную веру, отказавшись от язычества. В историю эта женщина вошла благодаря несгибаемому характеру. Сильной рукой она правила Русью, ничуть не уступая мужам. С детских лет нам известно о походе Ольги против древлян. За вероломное убийство своего мужа Игоря отомстила она древлянам. Вернулась в Киев не одна, а с пленниками (детьми древлянского князя Мала). Дочь Мала, Малуша, была при Ольге ключницей, при этом вместе с правительницей своей приняла христианство.

Святослав Игоревич, сын Ольги, хотел сделать Малушу своей женой. Ольга против такого брака протестовала, ведь пленница и дочь врага не была ровней молодому князю. Святослав ослушался воли матери и взял Малушу в жены. За это Ольга отослала девушку в родные земли древлян. Именно там и родился будущий великий князь. Владимиру еще по имени было предназначено в грядущем стать великим властителем особого мира.

Ему пришлось преодолеть большой путь, прежде чем он стал великим крестителем Руси. Изначально княжил он в Новгороде. После смерти Святослава начались между его детьми междоусобицы. Пока Ярополк и Олег сражались за киевский престол, Владимир поступил умнее. Отправился он на родину деда своего, Игоря, в варяжские земли. По преданиям, там собрал он войско, а затем двинулся на Новгород, где княжил ставленник Ярополка. Сначала Владимир Красное Солнышко захватил родное княжество, затем – Полоцк. Киевский престол покорился великому князю в 978 году, и началась памятная эпоха в истории русского мира.

Примечательно, что изначально путь свой Владимир начал с поклонения языческой ереси. Летописцы свидетельствуют, что был князь обуян блудом и грехами. Реформировал Владимир языческую веру в противовес действиям брата своего, Ярополка, который симпатизировал католицизму, при этом хотел привнести его на землю русскую. Языческое многобожие не было на руку Владимиру, который стремился объединить все княжества в единое государство, покоренное единому правителю. Посланники многих вер приходили к Владимиру, но только истинное православие выбрал он как путь для Руси.

Крещение Руси и распространение христианства


Владимир был князем, делом заслужившим уважение и почтение со стороны народа. Он заботился о процветании Руси, о безопасности своих земель, при этом делал все, чтобы русский мир развивался и культурно, и духовно.

В христианстве по греческому обряду видел Владимир большие перспективы, тогда как посланников Папы Римского отправил обратно.

Были у Крещения Руси и внешние обстоятельства (политические). Императоры Византийские Василий и Константин обратились к князю с мольбой о помощи. Мятежные полководцы не давали Константинополю покоя, претендуя на великий престол. Византийские правители долгие годы и поколения применяли с вражескими государствами тактику христианизации. Чтобы расположить врагов на свою сторону, призывали они их к христианству. Первые попытки подобного совершались еще в девятом веке, т. е. за сотню лет до княжения Владимира. Так вышло, что и со стороны византийцев выгоден был этот союз, и со стороны русского князя.

Но у Владимира были свои условия: он был согласен помочь братьям-императорам в обмен на брак с их сестрой. Чтобы взять Анну в жены перед Богом, Владимир принял крещение и отправил свои войска на подмогу грекам. Но Константин и Василий обманули его. Они не захотели отдавать сестру. Тогда Владимир был вынужден захватить греческий порт на Черном море (Корсунь), что нанесло ужасный урон экономике и торговле империи, и без того истощенной войной. Только после этого императоры уступили великому князю, отпустив сестру. Кроме жены и новой веры, Владимир в 988 году обрел царский титул и символы императорской власти: царскую корону и увенчанный крестом скипетр.

От Крыма до Киева двинулся великий князь с новоиспеченной женой, а их процессия сопровождалась крестным ходом и молебнами. Достигнув княжьего города, Владимир объявил всем киевлянам: кто не придет на утро к Днепру для Крещения, тот будет врагом ему. Никто не осмелился перечить князю.


Так один из дней на исходе июля стал для Руси переломным, означая духовное рождение нового народа. Языческие верования не исчезли с русской земли в один момент, но вектор истории повернулся в совсем ином направлении (на путь духовной победы христианства).

За почти семь веков до того, как Владимир принес на русскую землю христианство, отдали свою жизнь за веру Иулитта и ее сын Кирик. Святая жила в Ликаонии. Она была вдовой с малолетним сыном. Согласно легенде, происходила она из знатной семьи, принявшей христианскую веру. Но 3-4 века были тяжелыми для христиан Малой Азии. Они подвергались преследованиям, их убивали за веру.


Рано овдовев, Иулитта отказалась во второй раз выходить замуж. Ее целью было воспитывать сына Кирика в благочестии. Если бы не гонения, она бы и жила так, как запланировала. Немыслимо для Иулитты было отказаться от веры во Христа, поэтому бежала она из родных мест с младенцем, притворившись нищенкой.

В то время посланник императора Диоклетиана Александр наводил страх и трепет на жителей Малой Азии, преследуя христиан и убивая их мучительными пытками. Этот бесчестный человек настиг Иулитту в Тарсе, велев стражникам доставить женщину на суд и допрос. Первым же вопросом спросил Александр святую о ее титуле, на что та ответила просто: что она христианка. Не было у нее страха. С Божьей помощью выдержала она битье палками. Во время пыток не отступилась Иулитта от веры, чем еще сильнее разгневала правителя.

Пытался Александр склонить на сторону бесовской веры младенца Кирика. Но мальчик, видя, как истязают его мать, а та стойко выдерживает все пытки, ударил тирана. Попытался он убежать к матери, крича, что он такой же христианин, как и она. Но Александр поймал его и в гневе разбил ребенку голову о мраморные ступени своего помоста.


Даже смерть младенца не поколебала веру Иулитты. Она воздала молитву Богу, что Он одарил ее сына мученическим венцом. Уверена была святая, что все страдания, на которые обрекал ее Александр, – лишь препятствия на пути к обретению Царства Небесного и воссоединению с сыном. После долгих пыток святая Иулитта была обезглавлена, а последним словом ее было «Аминь».

По традиции в день памяти святых мучеников Кирика и Иулитты возносят молитвы за семейное счастье и благочестие. Обращаются к иконам и мощам этих святых родители, чьи дети болеют тяжелыми недугами, моля о выздоровлении.

Традиции 28 июля

В день Крещения Руси было принято православным людям совершать крестный ход к ближайшему водоему задолго до официальных государственных празднований этой даты. Этим повторяли они утро крещения киевлян, прославляя Святую Троицу.

Как в другие дни великих праздников, сегодня совершается Божественная литургия во славу Крещения Руси и равноапостольного святого Владимира. Верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы отслужить молебен. На церковных подворьях совершаются празднества. Их цель – просветительская, ведь в непростые времена все больше людей приходят к православию, при этом хотят узнать о традициях и истории нашей веры.

Проводятся в этот день и государственные культурные мероприятия. Таким образом, день Крещения Руси – ключевой праздник православного мира.

7 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 7 ноября

Мучеников Маркиана и Мартирия

День памяти чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия, служивших в Константинопольском соборе. Были приговорены к смерти еретиками-арианами.

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву:

«Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых (†около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобных Мартирия, диакона, и Мартирия затворника, Печерских

Считается днем памяти двух Мартириев. Первый, диакон Печерский, обладал даром изгнания бесов и исцеления от болезней. Второй подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Останки святых почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7-й песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.

Праведной Тавифы Иоппийской

Церковь чествует святую Тавифу, принадлежавшую к христианской общине в Иоппии. Была воскрешена из мертвых апостолом Петром.

Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…
Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания.

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример.

«Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец.

Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя:

«Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!

28 августа православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы. Это важный праздник для последователей христиан большей части конфессий, однако католики отмечают его 15 августа по григорианскому календарю. Этот праздник является одним из важнейших в православии.

«Успение» - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Успение Богородицы входит в список 12 самых главных православных праздников. Этим днем завершается двухнедельный Успенский пост, посвященный Божьей Матери. С праздником 28 августа связано множество народных традиций, примет и церковных правил, о которых должен знать каждый верующий человек.

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Что можно делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы

У предков этот праздник совпадал с жатвой, поэтому последний сноп наряжали в платье и носили с песнями по деревням. Этот сноп назывался дожинкой. После таких шествий сноп нужно было поставить под икону. А потом устраивали очень большой пир, на котором пели, водили хороводы, готовили пиво и медовуху. На следующий день будет Ореховый Спас, поэтому принято на Пречистую собирать орехи и готовить различные зимние заготовки.

Так как этот праздник заодно и окончание Успенского поста, то есть можно почти что угодно. Но жирное и мясное лучше все таки ограничить. Если Успение выпадало на среду или пятницу, то разговение переносили на следующий день.

Можно работать дома и в огороде, делать закатки, заквашивать капусту, заниматься хозяйством. Некоторые деревенские жители считают, что нужно в этот день оставить немножко колосков, так как это поможет повысить урожай в следующем году.


Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола Иоанна Богослова - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы — Видео

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди

28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: “Радуйтесь! Я с вами – во все дни”.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Успение Богородицы – иконы


Молитвы на праздник Успения Богородицы

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Ефимия, Птичья костка (Великомученицы Евфимии Всехвальной) - Память святой Евфимии, пострадавшей за веру в Христа при императоре Диоклитиане в г. Халкидоне примерно в 304 году.

Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца - Праздник в честь митрополита Киевского и всея Руси Киприана, серба по происхождению. Подвизался на Афоне. Занимался научной работой, переводом богослужебной литературы.

Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с инсультом. Также на него приходится Всемирный день псориаза. В свою очередь народный календарь повествует о следующем празднике: Лонгин Сотник.

Какой сегодня праздник, 29.10.2018: Всемирный день борьбы с инсультом

Впервые этот день отмечался в 2004 году, когда Всемирная организация здравоохранения объявила инсульт глобальной эпидемией. Эта инициатива ВОЗ и партнеров посвящена распространению информации о таком распространенном и опасном заболевании, как инсульт. Этот недуг и по сей день остается одной из главных причин смерти и инвалидности как в мире, так и в России. На сосудистые заболевания приходится более половины смертей, причем около пятой части из них настигает людей в трудоспособном возрасте.

В России смертность от инсульта - одна из самых высоких в мире, ежегодно погибает порядка 200 000 человек, ещё столько же - остаются инвалидами. По данным Национального регистра инсульта, 31 процент людей, перенесших эту болезнь, нуждаются в посторонней помощи, 20 процентов не могут самостоятельно ходить и лишь восемь процентов выживших больных могут вернуться к прежней работе.

Очень часто ни сами больные, ни люди, которые их окружают, даже не подозревают, что у них - инсульт. А ведь от правильного и быстрого «распознавания» болезни и оказания первой помощи зависит дальнейшая жизнь и здоровье человека.

В России по инициативе группы родственников больных и Национальной ассоциации по борьбе с инсультом (НАБИ) в 2006 году был создан межрегиональный фонд помощи родственникам больных инсультом «ОРБИ». Эта общественная организация обучает родственников больных основам ухода, предоставляет им информацию о лечебных и реабилитационных центрах, проводит просветительские акции для широких слоев населения.

Праздник сегодня, 29 октября: Всемирный день псориаза

Всемирный день псориаза проводится по инициативе Международной Федерации Ассоциаций Больных Псориазом ежегодно 29 октября, начиная с 2004 года. Этот День посвящен людям, больным псориазом или псориатическим артритом.

«Всемирный день псориаза» уже стал, по истине, глобальным событием, которое дает голос миллионам человек, больных псориазом по всему миру. Псориаз представляет собой одно из наиболее частых кожных заболевании, которым в среднем страдают от 2% до 7% жителей всей планеты. Наиболее раннее начало псориаза было зафиксировано на Фарерских островах Дании, регионе с холодным и влажным климатом, где у мужчин он начинался в среднем возрасте 13 лет, а у женщин 12 лет, причем независимо от наличия этого заболевания в семье. Напомним, псориаз является хроническим неинфекционным заболеванием, это своеобразный дерматоз, поражающий в основном кожу и может вызывать воспалительное поражение суставов.

Успение, завершающее годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово "успение" означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.

По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой - в воспоминание этого ее поста и установлен (с 450 года) в церкви Успенский пост — и, как поется в этот день в церковном песнопении, "во успении мира не оставила еси".Об этом празднике митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота… На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви…

Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери… Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение — не пустое слово, что воскресение - не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего".

В Иерусалиме крестоносцы устроили на месте, где, по преданию, распространившемуся в V веке, скончалась Богородица, подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами во имя ее святых родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры — жертвенник, в каменном киоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда, по традиции, перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы — тем же путем, каким, по преданию, апостолы несли на погребение ее тело.

На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и, наконец, в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Праздник Успения подводил итог — меньше чем через месяц, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси до Петровских реформ праздновали Новый год. Русская православная церковь и сегодня хранит эту традицию, отмечая в этот день начало церковного года, вновь открывающего круг великих двунадесятых праздников чествованием Пресвятой Богородицы — в день ее Рождества 21 сентября.