Ребенок и школа: как привить желание учиться. Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе

Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе? ...

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками — дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках — Боже мой! — нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным — это и вовсе отдельная печальная история! «Весна… — вздыхаем мы — витаминов мало, организм растёт, перестраивается — гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает — откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?» Это точно, песня про первый класс, который «вроде института», перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном. Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть — и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному «авитаминозу» подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает «пороха в пороховницах» добраться до летних каникул. И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе. И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее — годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии. Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит «напролом», оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей. Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и — что тоже немаловажно! — желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: «если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней». Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором. Совет первый: «Я — воздушный шарик». Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи — легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: «школа — это только ЧАСТЬ жизни!» Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование — безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала «ножку маленькой, душу большой», а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни — мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается — напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается — раздражается и унывает ребёнок, мама досадует — а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор — это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем. Совет второй: «Мы с тобой из одного футбольного клуба!» А раз мы — одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент — мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы «болеем» за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих «занудных» правил (но ведь в них есть смысл — простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого. Совет третий: «Постоим на голове!» Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: «от этой картинки не жди ничего хорошего». Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску. Совет четвёртый: «Отдохнём!» А лучший отдых, как известно — это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка — это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки — на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку — радость от помощи маме плюс перерыв. Совет пятый: «Человек — существо творящее». Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения — не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание — милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы — это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные «конфетки» дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить — значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён — то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь — закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то — отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям. И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: «Ночь, улица, фонарь, аптека». В нашем случае: «прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины». Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного «воина» тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах. Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной «депрессией». Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!...

Краткое содержание: Ребенок не хочет учиться. Потеря интереса к учебе. Причины потери мотивации к обучению у школьников. Основные рекомедации по стимулированию познавательных интересов.

Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.

В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты).

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.

Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

См. также раздел нашего сайта "Занимательные опыты для детей" . Здесь вы найдете много интересных, познавательных экспериментов для детей.

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие.

Другие публикации по теме данной статьи:

Здравствуйте. Меня зовут Асет, мне 22. Я студент ВУЗа. Моя проблема именно в учебе. Я совсем потерял интерес к учебе, но как начинаю себя заставлять учиться через два-три месяца впадаю в депрессию , т.е наступает апатия , ни с кем не общаюсь, некоторые люди раздражают, бездельничаю в полном смысле этого слова, думаю о разных вещах, и в основном смотрю фильмы. Я также понимаю, что это признаки депрессии , но это мне очень мешает жить, так как это у меня повторяется уже 3-ий год и примерно на третий месяц учебы (ноябрь-декабрь). Я человек, который привык справляться со своими проблемами сам, но эта проблему я не смог решить. Результаты: раньше учился на отлично, сейчас по трем предметам недопуск к экзаменам. И через два дня у меня экзамен, но я совсем не беспокоюсь об этом, какое- то безразличие. Почему? Сам не понимаю. Знаю что надо сдать эти экзамены,чтобы хоть как- то закончить и взять диплом. Но я уже боюсь делать уроки, но учиться очень хочу. Думал, что это лень, но это не вариант, так как когда чего- то хочу ничто мне не мешает и лень не помеха. Помогите пожалуйста, я уже не могу так жить. Очень трудно.

Здравствуйте, Асет! Нравится ли Вам специальность, на которой Вы учитесь? Ведь когда Вы чего-то хотите, Вы это делаете. То есть или Вам не нравится специальность и тогда учиться действительно трудно или же здесь более глубокие причины. Знаете ли Вы, чего хотите? Каким специалистом себя видите? Если причина в специальности, то для того, чтобы взять диплом, есть множество способов. Например, можно перевестись на заочное или вечернее отделение того же вуза и подрабатывать в свободное от учебы время. Если же проблема в другом, то попробуйте отследить чувства, в которых Вы пребываете большую часть времени. Или когда Вы не хотите учить уроки, что это за чувство? Так Вы лучше себя поймете. Для того, чтобы человек мог полноценно жить, ему нужно удовлетворять свои потребности - делать то, что он хочет, если это не разрушает ни его, ни других. Самое лучшее - это заниматься любимым делом, которое приносило бы радость, любая созидающая деятельность. Я думаю, что у Вас обязательно найдется такая деятельность и тогда Ваша жизнь окрасится совсем другими красками. Если Вам сложно самому справляться, обратитесь к психологу очно. Удачи Вам!

Хороший ответ 6 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Асет. Это, конечно, не лень. Такое довольно часто случается у студентов в наше время. Приходите на бесплатную консультацию в молодежный центр в студенческой поликлинике, думаю, смогу Вам помочь.

С уважением, Лариса.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Асет!

Лень, которая вдруг иногда нами овладевает, вовсе не грозный зверь, живущий где-то в природе, а наш собственный продукт. Мы сами эту лень у себя формируем. А вот как, почему и зачем, надо исследовать, ибо это очень индивидуально, и никаких общих правил тут нет. Возможно, Вам не нравится Ваша профессия и сама учёба, возможно, проблема в отношениях в институте, возможно, проблема вообще лежит не там, а в области личных отношений вне учёбы, возможно, что-то ещё. Гадать можно, как Вы понимаете, бесконечно, но дать точный ответ на Ваш вопрос может только детальное, серьезное исследование Вашего состояния совместно с психологом . А понимание, как это состояние устроено и откуда оно появилось, даст направление, как его менять. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Перегрузки у подростков

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками
  2. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием)
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  5. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Если ребенок потерял интерес к учебе

Нередко родителям подростков приходится слышать от своих повзрослевших детей: «Не хочу учиться!». Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки.

Что делать в такой непростой ситуации? Рассказывать, что без образования для человека закрыты многие пути в жизни? Сидеть с ребенком вечерами над учебниками или нанимать дорогостоящих репетиторов? Ругать или взывать к совести? Кажется, еще вчера ваш малыш с радостью бежал в школу и получал одни пятерки, а сегодня, когда он стал старше, учеба перестала его интересовать. Причины, по которым у подростка пропадает интерес к учебе, могут быть самыми разными, но все-таки чаще всего психологи объясняют это происходящими в его организме бурными изменениями.

Вступающий на путь взросления ребенок нередко теряет интерес к тому, чем еще вчера с увлечением занимался. Вспомните свое детство, как от раскрасок вы постепенно переходили к куклам, затем начинали интересоваться школьными дискотеками, ну а потом уже и мальчики вам воспринимались не только как объект для игр.

Кроме того, ваш ребенок стремится ощущать себя взрослым, а школа в его сознании ассоциируется с опекой. Поэтому, прежде чем заводить с подростком разговор о его успеваемости, родители должны осознать, что перед ними уже не тот послушный и почти совсем соглашающийся мальчик, для которого их мнение было едва ли не истиной.

Сегодня, когда он переживает сложный этап становления личности и почти все подвергает сомнению, на него не подействуют те же методы воспитания, что и раньше. Следовательно, монологи с позиции «Я старше тебя и поэтому знаю, как надо поступать и что делать» не только не дадут желаемого результата, но могут даже отдалить подростка от вас.

Главная задача в этот период - установить с ребенком контакт на основе доверия. Какое-то время постарайтесь не заострять внимания на его успеваемости. Больше интересуйтесь, с кем он дружит, чем заполняет досуг, какие у него отношения с одноклассниками?

Другими словами, попытайтесь раскрыть для себя его внутренний мир. Только после того, как между вами установятся доверительные отношения и вы станете для подростка авторитетом, можно заняться и школьными оценками. Итак, вы добились основного - стали другом своему ребенку. Он не только прислушивается, но и считается с вашим мнением. Но это вовсе не означает, что он только ради вас станет послушным учеником. Ваш следующий шаг - ненавязчиво и без давления формировать мотивацию к учебе.

Это значит - определить цель, ради которой ему следует учиться. Попытайтесь, например, выяснить у своего ребенка, кем бы он хотел стать, и, отталкиваясь от этого, расскажите подростку, каким объемом знаний он должен обладать, чтобы добиться желаемого. Полезно в этой связи покупать дополнительную литературу по интересующим его вопросам и как можно больше говорить с ребенком на темы, входящие в круг его увлечений. При этом постарайтесь показать подростку, что, чем больше он знает, тем более интересным собеседником становится.

Побольше проводите время со своим ребенком за беседами на всевозможные темы, тем самым развивая у него логические способности и пробуждая интерес к знаниям.

Подобная тактика не только укрепит ваши с ним отношения, но и поможет ребенку почувствовать вкус к знаниям. Но в то же время будьте терпеливы, не ожидайте немедленных успехов. Если заметите, что подросток «топчется» на месте, говорите ему, что у него все получится.

Как бороться c прогулами вашего ребенка? Запрещать - бесполезно, потому что проконтролировать ребенка сложно. Почему бы не предложить ему следующее: он ходит в школу, не пропускает занятия, а уж если совсем невмоготу идти, пусть денек посидит дома, а вы напишете ему записку. Но договоритесь с ним сразу, чтобы он не злоупотреблял вашим доверием. Если у ребенка будет возможность остаться дома с вашего согласия, то у него пропадет желание прогуливать. А вы старайтесь не ослаблять контроль.

Почему подростки становятся «трудными»?

Как часто родители обращаются с такой проблемой – подросший сын или дочка абсолютно не хотят учиться. «Что хотите со мной делаете – не буду учиться» - заявляет очередной «трудный» подросток. Что же делать? Прежде всего, необходимо понять причину снижения интереса к учебе. За разнообразием причин есть одна фундаментальная. И объясняется она самой природой подросткового возраста.

В начальной школе мотивация учебы - «быть хорошим». Для мамы, для учительницы. Взрослая мотивация - «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом...» появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал. Именно в этот период познавательный интерес подростка перенаправляется с учебы на познание себя, как личности и осваивание способов жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. В этом возрасте подросток постигает две чрезвычайно важные науки: он учится понимать себя и понимать других. И это главная задача подросткового периода.

Как ни парадоксально звучит – но тревогу надо бить как раз в случае, если этого не происходит. И сын или дочка, вместо того, чтобы бежать гулять с я – просиживает все вечера перед компьютером или книгой.

Конечно, есть ситуации, когда интерес к учебе настолько падает – что это грозит дальнейшему обучению. В этой ситуации возможно, к выше названной причине добавляются еще «отягчающие» обстоятельства. Например, разочарование в учителях. К этому возрасту, ребенок уже снимает розовые детские очки и видит взрослых во всей красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Или - сложные отношения внутри семьи. Трудно представить, что в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учился бы нормально. Когда нет дружбы, понимания, доверия - в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками дочери или сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Сильная перегрузка тоже может быть одним из «отягчающих» обстоятельств. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям.

А может быть – это и конфликты с одноклассниками или учителями. Вряд ли Вы продолжали бы ходить на свою работу, если бы Вас там ругали, оскорбляли и даже били.

В любом случае, если оценки ребенка «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. И тут закон прост: если у нас есть ресурсы на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него найдутся ресурсы разобраться в наших интересах (в том, что нужно нам).

Подростки - это уже не маленькие дети, а взрослеющие личности. Поэтому мы и решили создать отдельный раздел для того, чтобы и родители могли задавать вопросы о своих детях-подростках, и сами подростки имели возможность разобраться в сложных на данный период для них ситуациях.

Так что при возникновении потребности получить краткий ответ на свой вопрос, относящийся к теме «Подростки», пожалуйста, удовлетворяйте её здесь, на нашем блоге в форме комментариев и не забудьте подписаться на обновления по e-mail, поставив галочку ниже. Как только ответ на Ваш вопрос будет опубликован, мы отправим Вам письмо с уведомлением и ссылкой на соответствующую страницу блога.

В случае необходимости более подробной консультации, обратитесь, пожалуйста, к нам за индивидуальной консультацией. Выход из любой сложной ситуации всегда есть и эффективное решение реально найти! Вместе мы сможем Вам помочь!

Психологическая служба Центра «Диалог»

Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

Мотивация к обучению: научный подход

Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Мотивация к обучению: психологический аспект

Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Как сформировать у школьника желание учиться?

Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

Центр развития Гармония.

Мы работаем для детей и взрослых.