Присадка мебельных петель. Разметка окружностей, центров и отверстий в слесарном деле Как сделать разметку под отверстие

В данной статье изложено детальное описание процесса разметки отверстий на плоской поверхности детали. В описанном ниже методе мы используем в качестве инструмента для разметки шило. Но также достаточно популярным и более безопасным инструментом для этих целей является обычный простой карандаш. Мы рекомендуем вам также воспользоваться для разметки отверстий именно карандашом. Сам принцип осуществления разметки остаётся одинаковым как для карандаша, так и для шила. В общем, выбирайте, что вам удобнее, и приступайте к работе.

Шаг 1

Итак. Берем угольник и кладем его на деталь, так, чтобы один конец плотно прилегал к торцу детали, а другой лежал на ее поверхности.

Шаг 2

Теперь отмеряем необходимое нам расстояние от края детали до точки, в которой нам нужно будет сделать отверстие. Берем шило, ставим его в эту точку и плотно прижимаем. Заметьте, прижимаем, а не размечаем. Не нужно ударять шилом в этой точке, так как нам нужно еще отмерить отрезок с другой стороны детали и наша нынешняя разметка которую мы сделали по горизонтали, может сместиться вверх или вниз по вертикали.


Шаг 3

Переходим к разметке с другой стороны детали. Как и в первом случае, плотно прижимаем широкую часть угольника к торцу детали и отмеряем необходимый отрезок. Но так как вы уже отмеряли один отрезок с одной стороны и удерживаете шило на этой оси, то теперь просто прикладывайте часть угольника со шкалой к шилу и отмеряйте необходимый отрезок.


Шаг 4

Теперь смещайте шило к нужной точке и легким ударом сверху отмечайте место на детали под сверление отверстия.


Шаг 5

Многие угольники ограничены по длине разметки и если вам не хватает его длины для разметки отверстия, можете воспользоваться рулеткой. Отмеряете, нужное расстояние рулеткой, прижимаете шило в этой точке, убираете рулетку и с другой стороны прикладываете угольник и размечаете отверстие под сверление.


Шаг 6

То же самое можно сделать при помощи гибкой линейки.


Нюансы:

  • Вообще то, можно обойтись без помощи угольника. То есть, можно разметить точку на детали при помощи одной рулетки или линейки. Но угольник очень удобен и с ним вы гораздо быстрее разметите необходимые отверстия.
  • Если с одной и с другой стороны детали к нужной точке слишком большое расстояние, приходится использовать рулетку или линейку. Но в таком случае, чем больше расстояние до места разметки, тем больше вы можете сместиться вправо или влево. Угольник всегда прилегает к детали под углом в 90 градусов, поэтому часть угольника со шкалой всегда будет располагаться ровно на детали. Поэтому размечая отверстия на больших расстояниях при помощи рулетки или линейки, через каждые 10-15 сантиметров ставьте метки карандашом, и с противоположной стороны детали сверяйтесь, не сместились ли вы вправо или влево.

Основным крепежным элементом в сборке мебели является конфирмат. Ввинчивается он с предварительным сверлением отверстия. Именно сверление сборочных отверстий в ДСП под конфирматы мы и рассмотрим в данной статье.

Для сборки деталей ДСП нам понадобится:

  • Шуруповерт
  • Бита под конфирматы
  • Линейка или рулетка
  • Карандаш и шило

Глубина и ширина отверстия

При обычно используют конфирмат размером 6,4*50. Т.к. диаметр резьбы 6,4 мм, а диаметр тела конфирмата 4,4 мм, то для качественного крепления деталей диаметр отверстия должен быть в пределах 4,5-5 мм и глубиной не менее 50 мм.

Если толщина отверстия будет больше указанной – конфирмат будет плохо держать детали, если меньше – он своей толщиной может разорвать ДСП.

Для сверления используют конфирматное сверло, диаметром 4,5 мм, которое оснащено дополнительной головкой для сверления увеличенного отверстия под шейку конфирмата, которая так же делает зенковку под его шляпку.

Конечно, можно использовать и обычное сверло диаметром 5 мм, но для качественного крепления в отверстии дополнительно нужно будет делать место под шейку конфирмата и его шляпку.

Чтобы идеально скрепить две детали, необходимо максимально точно разметить места их креплений.

На детали, которая будет накладываться на торец (та, на которой будет сквозное отверстие), нужно сделать два замера – по длине (обычно 5-10 см) и от края – ровно 8 мм (это если толщина плиты 16 мм).

На детали, которая ложится перпендикулярно, точку сверления отмечаем на торце. Здесь нужно выдержать такое же расстояние по длине (5-10 см от начала), а по ширине – строго по центру (8 мм от края).

Разметку делать нужно максимально точно, особенно по длине, т.к. при неправильной разметке ваши детали при стыковании могут иметь лишние зазоры или выступы.

Лучше сделать сквозное отверстие в первой детали, приложить ее ко второй — и сразу же сверлом наметить место сверления в торце второй детали. А далее, отдельно уже, спокойно досверлить отверстие.

Делаем отверстие на расстоянии в 8 мм от края.

Дрель ВСЕГДА нужно держать строго перпендикулярно к поверхности

Перед тем, как сделать сквозное отверстие, подложите под деталь кусок ненужного ДСП. Так вы предотвратите появления сколов на обратной стороне.

Когда сквозное отверстие будет сделано, для сверления отверстий под шейку и шляпку конфирмата деталь можно будет сверлить на весу.

Главное правило – при сверлении в торце сверло должно находится строго перпендикулярно по отношению к торцу детали. Если вы не удержите дрель ровно, сверло может уйти в сторону и выйти наружу, тем самым испортив деталь.

При сверлении нужно несколько раз вытягивать сверло, чтобы в отверстии не забивалась стружка.

Такой вариант считается самым точным и, к тому же, самым быстрым. Но для того, чтобы сделать отверстие в двух деталях одновременно, перед сверлением вам нужно будет их зафиксировать. Для этого могут понадобиться специальные зажимы, струбцины и другие приспособления.

Приспособления для сверления отверстий

Чтобы каждый раз не размечать 8 мм от края как в пласт, так и по торцу, можно использовать специальное приспособление, которое, кстати, легко сделать самому.

Оно представляет собой некий деревянный шаблон с металлической втулкой для сверла внутри.

Выглядит вот так, смотрите фото:

А это уже более профессиональная штука:

Смотрите короткое видео по точному сверлению отверстий в ДСП под конфирматы и сборке мебельных деталей:

Сверление под шканты

Отверстие под шканты делается сверлом 8 мм. Также, чтобы не просверлить деталь насквозь, его желательно оснастить ограничителем глубины.

В торце сверлим тем же сверлом на глубину до 20 мм. Не забываем, что при любых работах дрель должна быть строго перпендикулярна плоскости детали.

Конечно, если вы впервые в жизни взяли дрель в руки, у вас получится не очень. Но данному занятию довольно быстро можно научиться.

Способы сверления

Различают следующие способы сверления: по разметке, по шаблону, по кондуктору. В зависимости от сложности детали отверстия в ней сверлят непосредственно на станке или в специальных приспособлениях, предварительно закрепив деталь фиксаторами или прижимами.

Разметка отверстий

Для того чтобы определить местоположение отверстий в детали, производят разметку, руководствуясь чертежом. Приступая к разметке, прежде выбирают на детали такие точки или поверхности, положение которых достаточно определено и при дальнейшей обработке не будет изменено. От этих точек или поверхностей отсчитывают размеры при разметке. Различают следующие виды разметок:
1. Разметка при помощи разметочного инструмента , т. е.
а) при помощи линейки и циркуля;
б) при помощи рейсмуса.
В этом случае для разметки отверстий пользуются стальной линейкой, простым карандашом и чертежной чертилкой (фиг. 48).

2. Разметка по шаблону применяется главным образом при сверловке большого количества однородных деталей.
Шаблон для разметки должен иметь обводы, точно соответствующие детали, а расположенные в нем отверстия должны указывать центры просверливаемых отверстий.
Шаблоны изготовляют из листового металла толщиной 1,5 - 2,5 мм или из фанеры толщиной 3 - 5 мм . Шаблон в производстве заменяет чертеж и вместе с тем служит приспособлением.
Применяемые в самолетостроении шаблоны для сверления называются «ШОК» (шаблоны обрезки и кондуктор) и служат для разметки контура детали и для непосредственного сверления отверстий в детали (фиг. 49).


На шаблоне наносят указание об установке шаблона на детали. Для того чтобы продлить срок службы шаблона, необходимо над отверстиями ставить металлические шайбы (фиг. 50).
При отсутствии шайбы на шаблоне необходимо на сверлильном станке устанавливать кондукторную втулку (фиг. 51). В этом случае режущие грани сверла не будут портить поверхности отверстий в шаблонах.


Отверстия под кондукторные втулки на всех шаблонах делаются одного размера. Внутренний диаметр кондукторной втулки различный, в зависимости от размеров сверла.

Приемы разметки

1) Размечай отверстия при помощи линейки и карандаша, пользуясь следующими приемами:
а) внимательно разбери чертеж и просмотри обработанную заготовку, проверь чистоту и правильность обработки кромок, от которых нужно откладывать размер;
б) при помощи рейсмуса отложи от края детали размер до оси отверстий (фиг. 52);
в) прочерти при помощи стальной линейки и карандаша прямую линию (фиг. 53);


г) на этой линии наметь оси отверстий, пользуясь циркулем, угольником и карандашам (фиг. 54);
д) очерти из полученных центров окружности необходимого диаметра (фиг. 55).


2. Размечай отверстия при помощи шаблона в следующем порядке:
а) наложи шаблон на деталь, совместив контуры детали и шаблона;
б) разметь деталь по отверстиям в шаблоне (фиг. 56), пользуясь чертилкой.

1. Установить очертку на краю заготовки и закрепить ее на расстоянии, равном расстоянию до загиба или обреза.

2. Прочертить линию от края листа (очертку вести параллельно плоскости листа) (рис. 24).

Разметка и накернивание центров перед сверлением отверстий

1. Разметать центры отверстий верхнего шва в шахматном порядке согласно чертежу 1 (рис. 25).

2. Накернить точки пересечения (рис. 26).

Центры отверстий накернивают перед сверлением листов, деталей и узлов.

Разметка при помощи рейсмуса

1. Разметить квадрат на торце и на боковой поверхности круглой стальной заготовки (рис. 27).

2. Положить стальной валик на призму.

3. Разметить оси:

1) установить произвольно чертилку рейсмуса, закрепить ее в прочертить на торце валика короткую линию (рис. 28);

2) повернуть валик на 180° и, не сдвигая чертилки, прочертить та торце валика короткую линию, параллельную первой

3) разделить пополам расстояние между двумя параллельными линиями, установить чертилку рейсмуса по отмеченной середине и прочертить через середину осевую линию (рис. 30);

4) повернуть валик на 90°, выверить угольником вертикальное положение и, не сдвигая чертилки рейсмуса после проведения первой осевой линии, прочертить вторую осевую линию

рис. 30. (рис. 31 и 32);

5) накернить центр и очертить окружность диаметром 11 мм (рис. 33).

1. Разметить стороны квадрата на торце и на боковой поверхностях (рис. 34 и 35).

4. Разметить длину квадрата (рис. 36).

д) Разметка при сборке узлов и установке их на самолет

Разметку делают не только при изготовлении деталей, нанося на материал очертания (контуры) деталей, отмечая места отверстий и т. п., но и при установке на место деталей и узлов при их сборке.

Чтобы определить месторасположение деталей и узлов на машине, приходится промерять и размечать эти детали и узлы на самой машине в соответствии с размерами, указанными в чертеже.

А. Разметка положения хомутика на лонжероне

Требуется установить хомутик А на лонжерон Б. Согласно чертежу середина хомутика должна находиться на расстоянии

175 мм от оси вертикальной стойки в фюзеляжа; длина хомутика — 36 мм, диаметр трубы В равен 20 мм (рис. 37).

1. Определить расстояние от торца хомутика, расположенного ближе к трубе В, до ближайшей точки на этой трубе. Это расстояние должно быть меньше 175 мм на половину длины хомутика и половину диаметра трубы, т. е. меньше на

36/2 + 20/2 = 56/2 = 28 мм.

Тогда расстояние от торца хомутика до трубы В будет 175 — 28 = 147 мм.

2. Приложить метр к лонжерону так, чтобы начало его упиралось в трубу В.

3. Сделать отметку карандашом на лонжероне против деления 147 мм.

4. Надеть на лонжерон хомутик так, чтобы его торец, направленный в сторону трубы В, совпал с отметкой.

При этом середина хомутика А должна находиться на расстоянии 175 мм от оси трубы В.

Б, Разметка положения хомутика на лонжероне при помощи специального шаблона

1. Приложить вырез линейки шаблона А к стойке и прижать скобу шаблона Б к лонжерону (рис. 38).

2. Прочертить риску по кромке скобы для определения места хомутика на лонжероне.

В. Разметка оси фюзеляжа на его обшивке

Начертить продольную ось фюзеляжа на его обшивке. Согласно чертежу верхняя сторона лонжерона на участке от первой до третьей рамы параллельна оси фюзеляжа и находится от нее на расстоянии 490 мм (рис. 39).

а) Наложить пятку угольника с длинной полкой на верхнюю сторону лонжерона так, чтобы полка угольника легла по наружной стороне фанерной обшивки, ближе к первой раме.

б) Прочертить карандашом линию вдоль толки.

в) Прочертить точно так же линию у третьей рамы.

г) Отмерить по прочерченным линиям от верхней стороны верхнего лонжерона по 490 мм и сделать отметки.

д) Прочертить через эти отметки линию, которая будет осью фюзеляжа (фюзеляж сужается к хвосту по кривой и поэтому

Осевую линию можно прочертить только три помощи гибкой металлической линейки или гибкой деревянной линейки).

Первый рабочий прикладывает один конец линейки к отметке у первой рамы, второй рабочий, находящийся у хвоста, плотно прижимает линейку к фюзеляжу, а третий рабочий следит за

тем, чтобы линейка совпала со второй отметкой и дает указания второму рабочему, поднимать или опускать конец линейки. Поддерживая левой рукой линейку,третий рабочий карандашом прочерчивает ось.

е) Разметить отверстия или необходимые точки по угольникам; угольники имеют на полке отверстия или вырезы для отметки необходимых точек.

Основные правила разметки

1. Размечая при сборке детали и узлы, помни, что разметку всегда ведут от таких точек и поверхностей, положение которых цд самолете достаточно определенно. Основной базой для разметки на самолете является продольная ось фюзеляжа или точки и линии, связанные с ней определенными размерами.

2. Приступая к разметке, составь себе план, т. е. установи, в какой последовательности вести разметку и каким инструментом.

3. При прочерчивании линий карандаш или чертилку держи немного наклонно, чтобы линия вплотную примыкала к линейке или угольнику, которые нужно твердо поддерживать левой рукой.

4. Для разметки пользуйся простым, а не химическим карандашом. При нанесении рисок чертилкой можно поцарапать материал, что ухудшит качество изделия. Так, например, царапины на дуралюмине, нарушающие целость наружного слоя металла, понижают его прочность и сопротивляемость коррозии. Химический карандаш портит дуралюмин, вызывая коррозию.

5. Помни, что размечать значительно проще и быстрее, если пользоваться шаблонами.

6. Для ускорения разметки длинных линий, когда не требуется большой точности, вместо прочерчивания их, возьми намеленный тонкий шнур и отбивай им линии.

Как разметить соосность стального дымохода при проходе через потолок и крышу?

Чтобы ответить исчерпывающе, желательно знать, на какой стадии вы находитесь:

  • место для теплогенератора подготовлено, и вам нужно только провести/смонтировать дымоход,
  • строите дом и подбираете точное место для печи, с обходом балок и стропил.

В любом случае правильным инструментом для подобных работ будет простой строительный отвес. Даже самые качественные реечные уровни и правила не позволяют сделать точной вертикальной разметки на больших расстояниях. Кроме того, их «пузырьки» работают только в одной плоскости, а нам нужна во всех направлениях вертикальная ось.

Если разметка ведётся снизу-вверх «от печи», то нужно сделать следующее:

Ставим крест на обрешётке или на самом кровельном материале (зависит от того, куда попала разметка). Теперь можно создать контур прохода и заниматься резкой

Так можно найти ось, даже если в перекрытии уже смонтирован узел прохода. Обратите внимание, что отвесом переносят точку оси и в обратном направлении: от кровли — до перекрытия (и потом до печи).

Отличный инструмент для определения вертикальных осей — это лазерный построитель с функцией отвеса. Такие устройства в автоматическом режиме выравниваются и дают исключительно чёткую ось выше и ниже себя (зенит и надир). Построитель можно установить на печи, а луч, например, пустить сквозь отверстие до самой крыши. А можно расположить его на перекрытии и пустить соосные лучи вверх и вниз.

Даже бытовые модели прекрасно справятся с поставленной задачей. Помощник для разметки не понадобится

И есть ещё один способ разметки, но он даст не ось, а контур. Зная место прохода трубы через перекрытие, а также имея возможность временно собрать дымоход, можно подвести его к кровле с использованием для ориентирования в пространстве любых уровней. Затем верхнюю часть трубы оборачивают листом картона. Эту обёртку (со скольжением по трубе) поднимают к скату кровли и делают на картоне косой срез, соответствующий углу наклона крыши в данном месте. Затем снова подводят картонную имитацию трубы к скату и обводят примыкание маркером.

Так получают очень точное отверстие (его форма, кстати, будет напоминать эллипс), но не забывайте, что при проходах строительных конструкций необходимо создавать технологические зазоры.