Презентация на тему "художник шишкин". Презентация на тему "иван иванович шишкин" Скачать презентацию шишкин биография и картины

Эпиграф:

Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает...

Цели:

  • Знакомство учащихся с творчеством И.И.Шишкина;
  • Воспитание чувства любви к Родине, к родной природе, культуре своей страны через произведения выдающегося художника, посвятившего свое творчество, русской природе.

Задачи: погружение в мир удивительных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина.

Оформление: М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…», «Среди долины ровныя…» (песня), «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргский; репродукции картин: портреты И.И.Шишкина (Крамской), «Рожь», «Среди долины ровныя…», «Рубка леса», «В полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый бор», «На севере диком», «Разливы рек ее подобные морям…», « Лесные дали», «Бурелом» и т.д., презентация «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».

Возможные формы проведения: «выставочный зал» (репродукции картин), музыкально – художественная композиция с использованием презентации (классный час или урок истории, МХК).

Вступление:

Смена слайдов (слайд-шоу) с репродукциями картин Шишкина и музыкальное сопровождение – М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…». Слайд 2. (Презентация 2 )

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит удивительная встреча с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося художника второй половины XIX века.

Портрет И.И.Шишкина.
1880г.,
(Крамской)
Слайд 4
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Портрет И.И.Шишкина.
1873г.,
(Крамской)
Слайды 5,6
«В окрестностях Дюссельдорфа».
1865г.
Слайд 7
Родился Иван Иванович в 1832г. в городе Елабуга на Каме. Там провел детство и раннюю юность, туда возвращался не раз в пору зрелости и возмужания.
Учился Шишкин в Московском училище живописи и ваяния и в Петербургской Академии художеств.

В качестве пенсионера Академии, удостоенного Большой золотой медали, молодой художник был послан на три года в Германию и Швейцарию, где прославился своим мастерством рисовальщика.

«Рубка леса».
Слайд 8
Первой его крупной работой по возвращении на Родину стало полотно «Рубка леса»(1867г.). В нем ярко проявилось одно из главных свойств творческого метода Шишкина – интерес к деталям.
Ничто не ускользает от взгляда художника: ни особенности строения пня спиленного дерева, ни различные породы растущих у его подножия цветов и трав, ни вспугнутая лисичка…. Все, что определяет жизнь леса, привлекает внимание художника и удостаивается его тщательного изучения. Все это он воспроизводит в картине. Правда, композиционно она еще как бы распадается на отдельные куски, живущие вполне самостоятельной жизнью. Столь же условна и передача освещения, мало связанного с общим живописным строем полотна.
«В полдень в окрестностях Москвы».
Слайд 9
С картиной «В полдень в окрестностях Москвы»(1869г.) (мотив пейзажа был найден художником в селе Братцево, под Москвой) в творчество Шишкина вошла тема Родины. Широта полей и урожайных нив с островками деревень и сел, высокий шатер неба, взметнувшийся над бескрайним простором, вызывают чувство радостного приобщения к великому и вечному, что зовется Родной землей, Отчизной.
«Сосновый бор».
Слайд 10
Написанный через два года « Сосновый бор» явил собой силу возросшего мастерства живописца. Яркий образ могучего соснового леса выражен здесь в глубоко продуманной и четко построенной композиции. Подробная детализация уже не нарушает цельности изображения, и освещение выглядит естественным и натуральным: пространство кажется наполненным солнечным светом и воздухом.

«Рожь».
Слайд 11

70 -80-е годы – время наивысшей творческой активности Шишкина. Одна за другой создаются его лучшие работы. С ними приходят к художнику слава и всеобщее признание.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь
Все кругом светло.
(Иван Суриков)

Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой,
Дремлет медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.

Классическим произведением русского искусства стала картина «Рожь».
Кажется, не окинуть взглядом огромного поля, в котором и дорога теряется, словно заблудившись в его бесконечности, и едва заметны из высокой ржи крестьяне. Не постичь высоты голубого неба, которого не могут достать вершины богатырских сосен… Есть в этих образах нечто от народной сказки, извечных представлений о красоте Родной земли. «Рожь» работа опытного и умелого мастера. Композиция поражает цельностью и ясностью построения. Низкая линия горизонта, позволяет ощутить высоту неба. Двойной изгиб дороги и ритмическое расположение, словно шагающих, по полю сосен уводят глаз в бесконечные дали.
Изображение едва заметных из – за высокой ржи крестьян, идущих по дороге, служит дополнительной пространственной вехой, одновременно внося в картину оживление.

Тихо встала рожь на цыпочки,
Потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось
По полянам, по лесам…

Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.

(Янина Дягутите)

«Среди долины ровныя…».
Слайд 12
Эпические темы широты и раздолья, величия и могущества русской природы в творчестве Шишкина нередко вызывают у зрителей песенно-фольклорные аналогии.
К этим аналогиям художник стремится сознательно. Так, по мотивам известной народной песни «Среди долины ровныя…» в 1883 году им была написана картина того же названия. (Звучит песня «Среди долины ровныя …»)

(слова: А.Мерзлякова)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко, –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка, –
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки вкруг него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота:
Кому их подарить?
Есть много славы, почестей:
Но с кем их разделить?

Однако в картине нет настроения тоскующего одиночества, свойственного этой песне. Полотно, по-шишкински, мажорно и обогащено огромными познаниями и беспредельной любовью к родной природе.

«На севере диком»
1891г.
Слайд 13
Не только к народным песням, но и к классической русской поэзии обращался Шишкин. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна» породило картину «На севере диком» (1891г.)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

«Разливы рек ее подобные морям…»
1890
Слайд 14
Другое стихотворение Лермонтова «Родина», вызвало к жизни интересно и сложно разработанный графический лист «Разливы рек ее подобные морям…»

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

« Лесные дали»
1884 г
Слайд 15
Понятие « шишкинский пейзаж» давно уже стало нарицательным – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина богато и разнообразно: от небольших этюдных набросков или зарисовок, каких-то незначительных на первый взгляд частностей… до серьезных композиций, содержащих в себе большие идеи и глубокие образы.

Дремлет лес: ни звука, –
Лист не шелестит…

(Иван Суриков)

Второй составной частью понятия « шишкинский пейзаж» является присутствие примет природы, могучей и сильной.
Творческий метод Шишкина, основан на пристальном изучении природы во всех ее деталях и частностях. Художник тщательно прослеживает объемы ствола и ветвей, фиксируя все изгибы и изъяны, которые оставили на старом стволе время и непогода.
Рука художника тверда, штрих и линия безупречно лепят форму с точностью и легкостью, доступной только очень большому мастеру.
На протяжении всего своего творческого пути и особенно в зрелые годы, Шишкин – мастер эпического повествования – стремился овладеть тайной лирического постижения жизни природы.

«Бурелом»
1888г.
Слайд 16

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился.

(Алексей Васильевич Кольцов)

Темы гибели, увядания были абсолютно чужды творческому мироощущению художника. Лесная глушь поражала его не страхом тления, а силой жизни природы: мощностью стволов, пышность мохового ковра.

Во лесу, во лесочке
Росла трава – мурава.
До пояса доросла,
Березку обвила.

(Потешки)

«Дождь в дубовом лесу»
1891г.
Слайд 17
Очень редко на картинах художника встречаются изображения людей. В своих работах художник общается с природой.
Так в картине «Дождь в дубовом лесу(1891г.) образ по – шишкински могучей дубовой рощи обогащен настроением лирической задумчивости, недосказанности: серая пелена дождя смягчает краски, а фигурки идущих куда – то по лесу людей придают изображению интимность.
«Сосны, освещенные солнцем»
1886г.
Слайд 18
Много работая на натуре и непосредственно сталкиваясь с проблемой взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэр), Шишкин создал лучшие пленэровские этюды, например «Сосны, освещенные солнцем». Лесная опушка кажется действительно наполненной светом и воздухом, напоенной сухим запахом хвои. Словно воочию ощущаешь летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем лета.
«Зима».
1890г.
Слайд 19

Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

(А.С.Пушкин)

У Шишкина редко встречаются зимние пейзажи, лучший из них «Зима» очень точно передающий впечатление «звенящего» морозного воздуха, иллюзию свежевыпавшего снега.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

(Сергей Есенин)

Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

(Загадка)

Утро в сосновом лесу.
Слайд 20
«Шишкинский пейзаж» – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. С картиной Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» сложилась ситуация, похожая на историю картины «Осенний день. Сокольники» Левитана. Медведи на картине написаны другим художником. Это Константин Аполлонович Савицкий (Ошибка Шишкина?).
В 1951 г. известный деятель природоохраны, профессор Одесского университета И.И.Пузанов посвятил знаменитой шишкинской картине специальное стихотворение, которое так и назвал «Утро в лесу»:

Лес только что проснулся утром рано…
Еще лежит в низинах сизый пар,
Но солнце встало: утренний пожар
Заполыхал в вершинах рдяно.
Студеный воздух тих и дышит пряно
Смолой, грибами. Бор дремучий стар:
Завален буреломом ветхий яр,
Зарос малинником откос поляны.
Какая тишь! Лишь робкий дятла стук
В ветвях сосны высокой медвежонка
Насторожиться заставляет вдруг.
Но зря он слух свой напрягает тонкий,
Встав на дыбы, его спокойна мать;
И братьям любо на стволе играть.

(М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве реке»).

«Корабельная роща».
1898 г.
Слайд 21
Творчество Шишкина не зало периода усталости или упадка. И в последние годы своей жизни живописец работал с прежней неутомимостью, с прежним стремлением к совершенству.
Картина «Корабельная роща» («Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги») была написана незадолго до смерти художника и вобрала в себя все лучшие стороны его таланта.
Картина показывает потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета – на своем месте.
Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Картина прозвучала мощным заключительным аккордом торжественного гимна в честь русской природы.

Заключительное слово учителя:

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры. В каждой из его работ прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность. Не случайно современники называли Ивана Ивановича Шишкина – «лесной богатырь – художник».

1. Тестовое задание Слайд 22
2. Напишите синквейн по картине. Слайд 23

Используемая методическая литература:

  1. «Художественная галерея» Шишкин.№ 065, 2005.
  2. «Великие художники» Шишкин. М.: Директ-Медиа, 2009.
  3. «50 художников. Шедевры русской живописи» № 01.2010г.
  4. Студия Диафильм «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».
  5. gallerix.ru

1 слайд

Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса. ШИШКИН Иван Иванович (13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург), русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

2 слайд

Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», самая известная - «Утро в сосновом лесу». Полотна его отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы. Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной.

3 слайд

«Сосновый бор» Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, Шишкин-это «человек школа» .

4 слайд

«Дождь в дубовом лесу» В сюжете картины мы видим трех путников. Закрадывается мысль, что вдали, на втором плане, в глубину леса уходит сам художник. Шишкин в этой работе выступил как виртуозный исполнитель в станковой живописи. Истинную ценность этого произведения составляет прекрасно выраженное состояние природы: начавшийся мелкий, моросящий дождь; мокрые, скользкие тропинки; серо-водянистый воздух. Полотно передает влажность лесного воздуха, запах мхов и травы, пение птиц, тишину и покой.

5 слайд

«Утро в сосновом лесу». Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом лесу. Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

6 слайд

«Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Монументальная картина - последний торжественный образ леса, символизирующий богатырскую силу русской природы.

7 слайд

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла. Картина сразу покоряет национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью.

8 слайд

«Дубовая роща» 1887 г. Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных героям произведений бытового жанра. Мы рассматриваем их изогнутые ветви и кору, покрытую трещинами. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова; она естественно сливается с дальним планом, а впереди выписаны четко различимые травы и цветы.

9 слайд

«Зима» 1890 В сюжете полотна все сковано морозом и погружено в тень, лишь в глубине холста лучик солнца освещает небольшую поляну, слегка оттененную в нем розоватым цветом.От этих проблесков снег на земле и ветвях стройных сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой.

10 слайд

«Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Небо на картине огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. Оно наполнено серебристо-пепельными облаками, сквозь которые пробивается радостный солнечный свет. Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и крестьянских работ. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.

11 слайд

«Рожь» Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н. А. Некрасов Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли. "Рожь" – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих, природная благодать.

12 слайд

«Солнечный день. Мерикюль» 1894 Картина выполнена Шишкиным в очень интересной гамме светло-зеленых и желтых тонов. Она изображает ветхий домик-землянку на берегу ручья.

13 слайд

В картинах «Солнечный день. Береза»» 1894г., «Березовая роща» 1896 г., художник добился необычайно-декоративного эффекта, создав образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

14 слайд

«На севере диком…» 1883 Одиночество... На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть. С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли. Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

16 слайд

Б.Успенский: «Шишкин – великорусский талант по преимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не только чувствует, но и изучает. Вглядитесь в любое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травки, каждой морщины коры, изгиба ветвей... Но это не холодное изучение, в котором упрекают великорусов. Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания: наскучило и приелось бы. Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами». В.Манин: «Его изобразительное изъяснение – прямое и непосредственное – нельзя считать лишенным своей философии, своего волнения и восторга, своей подпочвы». В.В.Васнецов: «Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать»

Иван Иванович Шишкин

Великий русский художник, мастер пейзажа, «царь леса»

Биография

Фотогалерея


  • Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов
  • В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

  • Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.
  • «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», - так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г.) и профессор (1873г.) живописи Петербургской академии художеств, и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.

  • Родился будущий художник в Елабуге. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией, издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г.».
  • Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Родительский дом Шишкиных стоял на высоком берегу р. Тоймы, из окон было видно место, где она впадала в Каму, а вокруг - озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
  • Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой».

  • Отец дал сыну разностороннее образование и, помимо уездного училища, посылал его к разным учителям, выписывал серьезные научные книги и журналы.
  • В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Отец выписывал сыну книги по искусству. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи - значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Он решил учиться на художника.

  • В 1852 Шишкин поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу.
  • Ивану многие советовали бросить пейзаж, как низший и недоходный род живописи, но, один раз избрав себе дорогу, он уже никуда с нее не свернул.
  • Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Окончив Московское училище, с тяжелой душой Шишкин расстался с друзьями и любимым учителем А. Н. Мокрицким, решив продолжить обучение в Петербургской академии художеств.

  • В 1856 Шишкин поступает в петербургскую Академию художеств, учится в классе С. М. Воробьева Но ему не нравился академический и романтический стиль обучения пейзажу. Иван обратился к работам русских художников А. Матвеева и С. Щедрина, отказался от классического пейзажа и занялся живой натурой.
  • Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями, его влекла жажда художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.

  • Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.
  • О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.

«Дубки под Сестрорецком» (1857)


  • Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
  • Он получает большую серебряную медаль за рисунки пером и живописные этюды Валаама - "Сосна на Валааме", "Вид на острове Валааме". От них повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. Выставленные в Москве, они были сразу же проданы, и художник впервые получил большие деньги.

«Вид на острове Влааме»


  • Покоренный на всю жизнь видами Валаама, он часто приезжал на остров сам или с друзьями, проводил лето в монастыре, и казалось, что духовная сила земли стала созвучна мощи его кисти, и живописец, его личность растворялись в природной гармонии. Национальный пейзаж стал основой творчества Шишкина, но, как настоящий талант, он сомневался в верности выбранного пути.
  • И только в 1860г, окончив Академию художеств и получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Среди них - «Шалаш», «Мельница в поле»

«Мельница в поле»

«Шалаш»


  • В апреле 1862г Иван выезжает в пенсионерскую командировку в Германию. Живет в Берлине, Дрездене, Праге, Мюнхене. С марта 1863г- в Цюрихе. Обучается в мастерской Р. Коллера. В 1864г - Париж. Вместе с Л. Л. Каменевым и Е. Дюккером работает в Тевтобургском лесу на пленэре. В 1865г поселяется в Дюссельдорфе. Занимается литографией.
  • В Европе желание работать исчезает, не было натуры по душе: виды Германии, Чехии, Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа - что изменить своей церкви».
  • Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. В Тевтобургском лесу было написано этюдов намного больше, чем за все время пребывания за границей. Особенно удавались художнику рисунки пером.

  • Отсылая осенью 1864 г. на академическую выставку в Петербурге свои картины, Шишкин всей душой хотел отправиться вслед за ними. Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. Поселяется в Дюссельдорфе, где пишет картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа", за которую получает звание академика.
  • В июне 1865 г. И.И.Шишкин возвращается в Россию и живёт в Петербурге. В 1867 году картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" выставляется на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке в Петербурге. Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.

«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»



«Полдень. Окрестности Москвы. Братцево»

  • Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Иван Иванович всегда отображал в своих картинах природу родной земли, но как самобытный художник он начался с этюда «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» (1866 г.). Живые облака, легкий ветер, мокрая земля - все просто, естественно и достоверно.
  • В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На остров Шишкин поехал вместе с семнадцатилетним Федором Васильевым (1850-1873), с которым познакомился год назад, которого опекал и обучал живописи. Тогда и начал Шишкин писать русский лес и началось эта эпопея, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

«Рубка леса»


  • Летом 1868г, с семьей Ф. Васильева, Шишкин выезжает на отдых в село Константиновка под Петербургом. Вскоре едет на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника. В октябре 1868г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной. Она создавала в доме уют и скромный комфорт, которому всегда были рады многочисленные гости и друзья.
  • Тема русского леса после «Рубки леса» продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке, вернулся к теме этюда «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» (1866 г.).

«Полдень. В окрестности Москвы»


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

«Ручей в лесу»


  • В 1870г на конкурсе Общества поощрения художников получает первую премию за картину "Ручей в лесу". В 1971г На первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок участвует картиной "Вечер". В 1872г За картину "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии" получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. В 1873г присуждается звание профессора за картину "Лесная глушь".

«Лесная глушь»


  • Что бы ни изображал художник на холсте - лес, реку, поле, одинокую сосну, для него природа была самим совершенством, облагораживающе действующим на человека.
  • Представляя зрителю неторопливую и величественную жизнь русского бора, дебри лесной глуши, напоенные запахами смолы и преющих листьев, художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, и как обнажаются корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат валуны в чистых водах лесных ручьев, и как бликуют пятна солнечного света в кронах и на траве.

«Лесной ручей (Чернолесье)»


«Лес перед грозой»


  • По своему характеру он был не только великолепным педагогом, надежным другом, но и прекрасным семьянином. Для своих детей [дочь Лидия (1869), Владимир (1871-73), Константин (1873-75)] Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
  • Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г.), а через год смерть унесла младшего - Константина. Шишкин бросил работать, запил. Художники-неудачники быстро нашли дорогу в его дом и помогали залить горе вином. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.

«Зима в лесу (иней)»


  • Привычка к труду победила, его картины нашли такой отклик в журнале «Пчела»: «Если вы утомились среди этой житейской, человеческой обстановки, виденной вами на картинах, мимо которых вы прошли (на выставке), то можете освежиться впечатлением лесных пейзажей И. И. Шишкина».
  • А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г.). На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство». То же чувствует и зритель, глядя на это полотно.
  • Горе постепенно отпустило художника. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. «С виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами».

«Рожь»


  • Таким и увидела его Ольга Антоновна Лагода, начинающая художница, ставшая с 1880г. верной женой и другом Ивана Ивановича. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений в 1881 г. даже сам издал альбом ее рисунков).Их дом всегда был полон гостей. Родилась дочь Ксения.
  • Но счастье вновь отвернулось от художника. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Тоска и обида охватили Шишкина, но он выдержал, не запил, а обратился к работе и воспитанию дочерей. Заботу о девочках и доме разделила с Иваном Ивановичем сестра покойной жены Виктория Антоновна.Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой. В 1882г. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. Летом работает с натуры в Сиверской.

  • Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А. Ф. Мерзлякова, долгое время считавшаяся народной.
  • Такой же неожиданной стала картина «Перед грозой», передающая детское чувство тревоги от первых раскатов грома и низких туч, тенью бегущих по земле. Мастерство Шишкина общепризнанно, техника его настолько совершенна, что вызывает восхищение у зрителей и художников.

«Среди долины ровныя»»

«Перед грозой»


«Сосны, освещенные солнцем»

  • В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
  • А «Утро туманное» И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина».
  • Но не только в живописи он был мастер. Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования - так называемый рельефный штрих, или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Третий альбом его офортов (188б г.) назвали «поэмами в рисунках». Да и сами рисунки, представленные на выставке Академии художеств, удивляли, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи еще никто не показывал.

«Утро туманное»


  • «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. Нечего ждать пресловутого вдохновенья... Вдохновение - это сама работа», - говорил Иван Иванович своим ученикам, когда руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.
  • Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком...», иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа.

«Утро в сосновом лесу»

«Золотая осень»


  • Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт.) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Художника обвиняли в том, в чем он по молодости обвинял Айвазовского, - в тиражировании одной темы, ремесленничестве и бездуховности.
  • В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз». Художника огорчали нападки. Он словно чувствовал, что жить осталось недолго. Работал с какой-то жадностью и страстью.

«К осени»


«Кора на сухом стволе»


«Корабельная роща»


  • Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался:
  • « - Мой идеал счастья? Душевный мир. - Величайшее несчастье? Одиночество. - Как бы я хотел умереть? Безболезненно и спокойно. Моментально». Начав картину «Краснолесье», изображавшую «целое море соснового леса - лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником, истинно русским человеком... Он же будет продолжать жить, пока живы мы, ибо он в памяти нашей».

Памятник И. И. Шишкину в Елабуге















Художник Шишкин

Слайдов: 6 Слов: 258 Звуков: 0 Эффектов: 18

Выдающийся русский художник - пейзажист девятнадцатого века. Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. В эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. Родился Шишкин в купеческой семье. Отец художника был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества Шишкин учился в петербургской Академии художеств. - Шишкин.ppt

Картины Шишкина

Слайдов: 12 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 17

Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царем леса». Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной. «Сосновый бор». «Дождь в дубовом лесу». «Утро в сосновом лесу». Работа с репродукцией. Опушка соснового бора. Величавые стройные сосны. Прозрачный ручеек. Ласковое летнее солнце. Восхищение художника красотой природы. Подбор рабочих материалов. Написание сочинения. Рефлексия. - Иван Шишкин.ppt

Художник Шишкин

Слайдов: 12 Слов: 356 Звуков: 0 Эффектов: 0

Шишкин Иван Иванович. Биография. Преподаватели. Художник получил Большую серебряную медаль. Достигнутые успехи. Звание академика. Сосны, освещённые солнцем. Утро в сосновом лесу. Корабельная роща. Шишкин активно работал на открытом воздухе. Умер. - Художник Шишкин.pptx

Пейзажист Шишкин

Слайдов: 10 Слов: 538 Звуков: 1 Эффектов: 33

Иван Иванович Шишкин. 1832 - 1898. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Петербург. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. - Пейзажист Шишкин.ppt

Иван Иванович Шишкин

Слайдов: 15 Слов: 729 Звуков: 0 Эффектов: 0

Шишкин Иван Иванович. Биография. Место самого сильного художника. Реалистичность нередко вредила его пейзажам. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. "Утро в сосновом бору". Рубка леса. Рожь. "Папоротники в лесу. "Ручей в березовом лесу". "Дубовая роща". "Тевтобурский лес". "Швейцарский пейзаж". "Лес перед грозой". "Старые липы". - Иван Иванович Шишкин.ppt

Биография Шишкина

Слайдов: 20 Слов: 1369 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Иванович Шишкин. Выдающийся живописец. Уроки живописи. Художник. Лето и осень. Сосновый бор. Беспредельная ширь. Пленэрность. Громадность общего. Вид в окрестностях Петербурга. Тевтобургский лес. Полдень. Лесная глушь. Дубы. Утро в сосновом лесу. Рожь. Корабельная роща. Лесные дали. - Биография Шишкина.ppt

Творчество Шишкина

Слайдов: 34 Слов: 1517 Звуков: 2 Эффектов: 8

Иван Иванович Шишкин. Обучаясь в Академии художеств, Шишкин быстро выделился среди учеников. В окрестностях Петербурга. Дубки. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Стадо в лесу 1864. И. И. Шишкин в Дюссельдорфе. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Эпопея русского леса. Рубка леса. Лес вечером. Прогулка в лесу. Полдень в окрестностях Москвы. Лесной пейзаж с цаплями. Лесная глушь. Зима в лесу. В 1865 г. Шишкин обосновывается в Петербурге. Рожь. Пасека. Папоротники в лесу. Заросший пруд у опушки леса. Лесные дали. Дубовая роща. Утро в сосновом лесу. Пейзаж с включением в него жанровой сценки с резвящимися медведями. - Творчество Шишкина.ppt

Картины Шишкина

Слайдов: 20 Слов: 622 Звуков: 0 Эффектов: 1

Шишкин Иван Иванович. Краткая биография. Раннее творчество. Зрелость. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие. Галерея художника. Утро в сосновом лесу. Лесное кладбище. «На севере диком стоит одиноко…» по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва. Корабельная роща. Рожь. Дубы. Дубки. Зима. Лес вечером. Лесные дали. Дубы в старом Петергофе. Сосновый бор. Дубовая роща. - Картины Шишкина.ppt

Пейзажи Шишкина

Слайдов: 31 Слов: 826 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое пейзаж? Городской пейзаж. Федор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле». Сельский пейзаж. И. Левитан «Владимирка». Морской пейзаж. И. Айвазовский «Восход луны». С чего началось творчество И.И. Шишкина. В картине «Корабельная роща» сосны изображены очень натурально, живо. Что же любит изображать И. И. Шишкин? Картина «Лесные дали». В работе «Сныть – трава. Пейзаж «Полдень. В окрестностях Москвы» Как - будто наполнен воздухом. Задание. Сельский Архитектурный Индустриальный. Молодец!!! Ответ правильный! Сельский Городской Индустриальный. Вопросы. Где Родился И. И. Шишкин? - Пейзажи Шишкина.ppt

Шишкин лес

Слайдов: 36 Слов: 783 Звуков: 0 Эффектов: 47

Тема учебного проекта ЧАРОДЕЙ ЛЕСА. И.И.Шишкин- чародей или певец русского леса? Какова основная тема творчества художника И.И.Шишкина? Человек и природа. Почему русский художник И.И.Шишкин воспевает красоту леса? Какие картины великого мастера ты знаешь? Учебные предметы. История. Литература. Изо. Дидактические цели: Вызвать интерес к жизни и творчеству И.И.Шишкина. Совершенствовать межпредметные связи (ИЗО, история, литература). Развивать монологическую речь учащихся. Методические задачи. Формировать умение работать с большим объёмом информации. Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении литературы. -


Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (). Как пенсионер Академии жил в в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.


Раннее творчество Для ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства; "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и "Рожь" (1878; обе Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально- романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888)].


С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя…»(картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем»,1886; «Утро в сосновом лесу»,где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.