Поурочный план по биологии. Биология

Такырыбы: Доли головного мозга. Л.р. № 3

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон полушарий.

Развивающая: формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека.

Воспитательная: воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
– формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

Оборудование: Разборные модели головного мозга; таблица «Головной мозг человека», «Спинной мозг человека»; портреты отечественных ученых И.П.Павлова и И.М. Сеченова; видеоматериал по теме; презентация; видеопроектор; раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. (дифференциация)

а) (Работа в рабочей тетради №34)

1-продолговатый мозг

3-средний мозг

4-промежуточный мозг

5-мозжечок

6-полушария большого мозга

(по таблице)

б) Индивидуальные карточки с тестами

    Спинной мозг – это часть:

б) периферической Н.С;

2. От спинного мозга отходят корешки спинномозговых нервов, образующие:

а) 31 нерв;

б) 31 пара нервов;

3. Рефлекс – это:

а) ответная реакция организма;

б) ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния, с участием нервной системы;

в) ответная реакция организма на воздействие внешней среды;

4. Из чего состоит белое вещество мозга:

а) из отростков нервных клеток;

б) из тел нервных клеток и их отростков;

5. Головной мозг человека состоит из:

а) ствола и полушарий большого мозга;

б) мозжечка и полушарий большого мозга;

в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

самопроверка

в) Карточки с заданиями из УМК.

Самопроверка

г) Фронтальная беседа.

1. Каково значение нервной системы?

(Осуществляет согласованную работу всех частей организма; обеспечивает связь организма с внешней средой; составляет материальную основу психической деятельности человека(мышления, речи и сложных форм социального поведения).

2. Как можно разделить н.с. по топографическому признаку?

(ЦНС и периферическую н.с.

ЦНС = г.м. + с.м.

периферическая = нервы + нервные узлы + нервные окончания)

3.Как разделить н.с. по функциональному признаку?

(Соматическую и вегетативную)

4. Каково строение нейрона?

(Тело + отростки – аксон и дендрит)

5. Чем представлено серое и белое в - во н.с.?

(серое = скопление тел нейронов, белое = отростки нейронов)

6. Как классифицируются нейроны согласно выполняемым им функциям?

(чувствительные, вставочные, двигательные)

7. Рефлекс – это?

8. Какие бывают рефлексы?

9. Где расположен головной мозг?

(в полости черепа)

10. Из каких отделов состоит головной мозг?

(Г.М = ствол + мозжечок + полушария большого мозга)

11. Какие части входят в состав ствола головного мозга?

(Ствол = продолговатый мозг + мост + промежуточный мозг)

12. Каковы функции продолговатого мозга?

(Через ядра проходят рефлекторные дуги: рефлекс кашля, чихания, слезоотделения и т.д.)

13. Как устроен мозжечок?

(Состоит из полушарий и соединяющего их червя, поверхность имеет борозды и извилины – это кора мозжечка)

14. Какие функции выполняет мозжечок?

(принимает участие в координации движения, обеспечивает равновесие тела)

15. Каковы функции моста?

(проводит импульс в кору г.м., к мозжечку, продолговатому, с.м.)

16. Назовите функции среднего мозга.

(обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света)

17.Какие функции выполняет промежуточный мозг?

(Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств, отвечает за чувство жажды и голода, постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной н.с.)

5-8мин

Изучение нового материала.

Показ слайдов «Полушария большого мозга»

Полушария большого мозга – самый крупный молодой в эволюционном отношении отдел г.м., у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из белого и серого вещества. Серое вещество образует кору полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.(рис стр. 66-67 в учебнике)

Кора г.м. имеет толщину 3-4 мм, площадь - 220000мм 2 , состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).

Крупные борозды делят полушария на доли - их 4:

лобная, височная, теменная, затылочная.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны

В 1836 году Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 году Поль Брока, знаменитый француский антрополог и патологоанатом, представил описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а так же понимать все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий у двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока. Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией. При вскрытии двух больных, страдавших расстройством речи, Брока обнаружил поражение одной и той же области левого полушария – заднелобной. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока в статье, опубликованной в шестом томе. «Бюллетеня Антропологического общества» за 1865 г., заявил: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Клодт (Карл) Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении верхнее – заднего участка левой височной доле, названной зоной Вернике.

Среди учеников нашей школы много правшей и левшей.

В семье, детском саду, школе следует не запрещать, а, наоборот, поощрять желание ребенка что-то делать левой рукой. Детям разрешается писать как им удобно, не обращая внимания на наклон и каллиграфию. Лишь бы без ошибок, лишь бы не отставали от своих одноклассников. (Министерство здравоохранения, 23 июня 1985г).

Правши

95% - говорят левым полушарием

5% - правым

Левши

По данным российских ученых:

65% - говорят правым полушарие, 35% - левым

По данным ученых США:

70% - говорят левым, 15% - обоими, 15% - правым полушарием

Предположительно причины леворукости связаны с изменениями (не нарушениями!) в генетическом коде, вызванными:

Чрезмерными волнениями во время беременности;

Простудными заболеваниями;

Отравлением недоброкачественной пищей (А. П. Чуприков).

Великие левши:

Микеланджело, Чарли Чаплин, Владимир Даль, Иван Павлов.

В нашей стране левшей около 6 – 8 миллионов. Леворукость гораздо чаще встречается у мужчин (причина леворукости: в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации).

Название полушарий

Их функции

Левое полушарие

    устная и письменная речь;

    анализ информации;

    обобщение, принятие решений

Правое полушарие

    образное мышление;

    музыкальное и художественное творчество;

    восприятие музыки;

Левша: тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, активно им пользуется, ему присущи высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правша: тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, склонен к созерцательности и воспоминаниями. 8-10 мин

Зрение и ассиметрия

Опыт с яблоком. Демонстрируется яблоко и предлагается детям описать его различными прилагательными.

Учащиеся называют прилагательные и распределяют их в группы

Левополушарные Правополушарные

круглое яркое

объемное красное

аппетитное

вкусное и т.д.

Слух и ассиметрия

Видеоролик – 4мин

Вопрос: За что ответственна правая и левая половина мозга? Что происходит при нарушениях работы правого или левого полушария?

(правая половина мозга ответственна за понимание предметных шумов - звон битого стекла, бульканье воды, аплодисменты, чихание, храп и т.д. При неработающем полушарии эти звуки не вызовут ни каких картин, не обозначат ровным счетом ничего, нет возможности назвать песню и вспомнить слова).

(левая половина мозга ответственна за узнавание музыки. С заблокированным правым полушарием нет возможности узнать даже очень знакомую мелодию)

Проведение теста на выяснение право-и левополушарности учащихся

(Киселев А.М., Бакушев А.Б. Узнай свой характер)

Тест основан на четырех признаках, которые появляются у человека с момента рождения и не меняются в течение всей жизни.

    Ведущая рука. Переплести пальцы рук. Если сверху оказывается большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Поза Наполеона . Переплести руки на груди. Если наверху левая рука – вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

    Ведущий глаз . Правый ведущий глаз говорит о настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком и уступчивом.

    Аплодирование. Если удобнеехлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАнИЙ

Желающим подготовить сообщение «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М.Сеченова».

Эйнштейн и Ломоносов – кто был правополушарным, а кто левополушарным?

Несмотря на то, что Альберт Эйнштейн был великим физиком, всем известна его увлеченность скрипкой, а известный физик, химик, математик Михайло Ломоносов был и поэтом.

Поэтому полную картину мира нам могут дать только оба полушария в непрерывной связи друг с другом.

М.М.Сперанский пишет в книге «Правила высшего красноречия» 1795г: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает и уничтожает».

Показатель объема внимания

Оценка показателя

Высокий показатель

Средний показатель

Низкий показатель

Лабораторная работа №3

Подведение итогов, оценивание.

4.Закрепление. Вопрос-ответ

ХОД УРОКА

Организационный.

III. Изучение н/м1.Зоология - наука о животных

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" - жизнь, «логос» - наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан

Маева Альбина Мирасовна, 02.03.2017

737 84

Содержимое разработки

Тема урока № 1: Введение. Зоология - наука о Царстве Животные.

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.

Цели: дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации, останавливаться на вопросах ЕНТ;

Воспитательные: сформированные чувства бережного и ответственного отношения к животным.

Оборудование: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный.

Психолого-педагогический настрой на урок.

II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу биологии «Животные»

III. Изучение н/м1.Зоология – наука о животных

Вспомните, как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос" – жизнь, «логос» – наука) - наука о живой природе (слайд 2).

Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3).

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение") (запись в тетрадь).

2. Современная зоология – система наук о животных.

Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология – их клеточное строение

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Систематика – классификацию животных

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук

генетики, объясняющей закономерности наследственности,

зоогеографии – распространение животных,

этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных

млекопитающих и др.

Работа в парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

3. Сходство и различия животных и растений

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинствоиз них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

4. Отличие животных от растений

Чем отличаются животные от растений?

Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

Воспринимают раздражения и реагируют на них.

Большинство активно передвигаются.

Освоили все среды жизни.

5). Многообразие животных

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

6. Значение животных.

Работа в группах

1 группа - Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группа - Отрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа - Промысловые животные;

Охрана животных

Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Для чего она создана? Какие животные находятся под охраной в Казахстане?

Сколько заповедников в РК?

IV. Закрепление: .Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

V. Подведение итогов:

Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу планету.

VI. Д/З: Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.

VI. Рефлексия Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценк

До встречи

«ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ К УМК И.Н. Пономаревой и др. (М.: Вентана-Граф) 5 класс МОСКВА «ВАКО» 2015 УДК 372.857 ББК 71.262.8 К65 Константинова И.Ю. Поурочные разработки по...»

И. Ю. КОНСТАНТИНОВА

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ПО БИОЛОГИИ

К УМК И.Н. Пономаревой и др.

(М.: Вентана-Граф)

МОСКВА «ВАКО» 2015

Константинова И.Ю.

Поурочные разработки по биологии. 5 класс. –

М.: ВАКО, 2015. – 128 с. – (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-02207-6



В пособии представлены поурочные разработки по курсу

«Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений к УМК И.Н. Пономаревой и др., соответствующие требованиям ФГОС.

В книге учитель найдет все необходимые для подготовки к уроку и его проведения материалы: тематическое планирование, подробные поурочные разработки, дополнительные материалы, игры, конкурсы, творческие задания, физкультминутки, методические советы и рекомендации. В приложении дано тематическое планирование к учебникам биологии для 5 класса, входящим в Федеральный перечень.

Издание адресовано учителям, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей.

УДК 372.857 ББК 71.262.8 ISBN 978-5-408-02207-6 © ООО «ВАКО», 2015 От автора Уважаемые учителя!

Предлагаемое вашему вниманию методическое пособие содержит поурочные разработки по биологии для 5 класса и ориентировано на использование учебного комплекта И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой (М.: Вентана-Граф).

Материал и структура методического пособия полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения, а требования к результатам обучения сформулированы в нем в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. В настоящем пособии планируемые результаты представлены в развернутом виде, отражающем логику формирования учебных действий.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Они даны в пособии в контексте содержания учебного предмета «Биология». Конспекты уроков ориентированы на развитие общеучебных умений ребенка, таких, как способности анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., а также специальных умений – устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.

Поурочные разработки построены по плану: тип урока, используемые технологии, формируемые УУД, планируемые результаты, используемое оборудование, предварительная подготовка к уроку.

4 Тематическое планирование учебного материала В данной книге учитель сможет найти все, что необходимо ему для подготовки к урокам и их проведения: тематическое планирование, подробные поурочные разработки, методические советы и рекомендации. Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков полностью или частично, встраивая их в собственный план урока.Надеемся, что эта книга окажет действенную помощь в вашей педагогической деятельности.

Тематическое планирование учебного материала (35 ч) № Тема урока урока Биология – наука о живом мире (9 ч) 1 Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей 2 Признаки живых организмов 3 Методы изучения живых организмов 4 Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

5 Клеточное строение организмов. Многообразие клеток 6 Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

7 Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме 8 Свойства живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение 9 Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире»

Многообразие живых организмов (12 ч) 10 Разнообразие организмов. Принципы классификации организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы 11 Бактерии. Многообразие бактерий 12 Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека 13 Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека 14 Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения»

Тематическое планирование учебного материала

№ Тема урока урока 15 Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека 16 Методы изучения живых организмов. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

17 Грибы. Многообразие грибов 18 Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека.

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами 19 Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека 20 Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека 21 Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) 22 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 23 Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы 24 Взаимосвязи организмов и окружающей среды 25 Природные сообщества 26 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Природные зоны России 27 Жизнь на разных материках. Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды 28 Жизнь в морях и океанах 29 Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные зоны Земли»

Человек на планете Земля (6 ч) 30 Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление 31 Роль человека в биосфере. Экологические проблемы 32 Последствия деятельности человека в экосистемах 33 Роль человека в биосфере. Способы решения экологических проблем 34 Методы изучения живых организмов. Наблюдение, измерение, эксперимент 35 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»

БИОЛОГИЯ –

НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

У р о к 1. Биология как наука Роль биологии в практической деятельности людей Тип урока: урок открытия нового знания.

Формируемые УУД: коммуникативные (к.) – слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; познавательные (п.) – выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации; личностные (л.) – формировать знание основных принципов отношения к живой природе; формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы.

Планируемые результаты: понимать значение природы в жизни человека; знать определения науки биология, биологических наук; научиться составлять сравнительный рассказ о древних и современных людях; называть задачи, стоящие перед ученымибиологами; называть основные принципы и правила отношения к живой природе.

Оборудование: учебник (Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. М.: Вентана-Граф), полоска бумаги с написанными разным цветом частями слова «биология», магнитная или интерактивная доска.

Ход урока I. Организационный момент (Знакомство. Учитель представляется ученикам и для создания дружеской атмосферы может рассказать о своих увлечениях.

Урок 1. Биология как наука Затем учитель просит представиться всех учеников, называя свои увлечения короткими предложениями.

) II. Работа по теме урока

1. Слово учителя (Учитель рассказывает о кабинете для занятий: о растениях, наглядных пособиях, правилах поведения на уроке и перемене.) Друзья, посмотрите, как много растений в кабинете. У каждого их них своя история. Вот это растение кабинету подарили выпускники школы, когда были такими же пятиклассниками, как вы. Оно вместе с ними росло и становилось умнее. Если бы оно могло говорить, вероятно, рассказало бы нам много интересного.

А это растение мы подобрали на улице поздней осенью. Оно почти замерзло. Мы ухаживали за ним, лечили, и теперь оно радует нас своими цветами.

(Обязательно нужно сказать о режиме проветривания и уборки кабинета.) Для нашего здоровья очень важно регулярно убирать и проветривать кабинет. При проветривании воздух в кабинете обогащается кислородом, температура воздуха немного понижается, влажная уборка очищает и увлажняет поверхности и воздух, а это положительно отражается на работе человеческого организма.

(После этого учитель перечисляет то, что ученики должны иметь на уроках: учебник, рабочую тетрадь, карандаши, дневник. Тетрадь и учебник необходимо обернуть обложкой. Затем проводится небольшая физкультминутка, в ходе которой можно проверить готовность учеников к уроку.)

– Встаньте, возьмите в руки учебник и поднимите его высоко над головой, вытяните шею и посмотрите на учебник. Положите его на стол.

– Возьмите в руки тетрадь, держите ее на вытянутых руках перед собой и присядьте пять раз. Положите тетрадь на парту.

– Крепко обнимите дневник и немного попрыгайте.

– А теперь возьмите ручки и карандаши в разные руки, вытянутые в разные стороны, и двигайте их, скрещивая перед собой. Такое движение выполните пять раз.

– Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до семи.

2. Беседа, работа по учебнику Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на людей современных. Внешний вид, поведение, ежедневные занятия – все отличало его от нас с вами. В суровых условиях жили те люди: холод или жара, часто голод, ядовитые растения, нападение 8 Биология – наука о живом мире страшных животных, болезни, темнота, неизвестность. Природа устрашала человека, но в то же время кормила его и одевала, закаляла и давала новые полезные знания.

– Откройте учебник на с. 5, рассмотрите рис. 1 и сравните людей, изображенных на двух рисунках, между собой и с человеком современным.

(Ученики поднимают руки и высказываются, а учитель, в случае необходимости, наводящими вопросами обращает внимание детей на строение головы и тела, одежду, занятия, оружие и орудия. Ученики составляют короткие сравнительные рассказы.)

– Итак, мы видим, что древние люди отличаются от нас с вами. А можем ли мы определить, кто ближе к природе:

древние или современные люди? Почему вы так считаете?

(Ответы детей.)

3. Игра (Учитель называет признаки и действия. Если он говорит о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних людях – мальчики.)

Одеваются в шкуры животных (древние люди).

Ездят на поезде (современные люди).

Охотятся при помощи копья (древние люди).

Сушат варежки на теплых печках (современные люди).

Собирают ягоды (древние люди и современные люди).

Жгут костры и мусорят (современные люди).

Живут в пещерах (древние люди).

Приручили собаку и лошадь (древние люди).

Сажают сады и леса (современные люди).

Ловят рыбу (древние люди и современные люди).

Внешне похожи на обезьян (древние люди).

Молодцы! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи как древним, так и современным людям. Это нас сближает. Древние люди – наши далекие предки. Обнаруживая разные находки и совершая открытия, человек всегда учился, приспосабливался, копил знания. Постепенно все знания превращались в науки. Науки помогают нам жить комфортнее, проще, но мы все равно остаемся частью природы. А чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить. На уроках биологии мы с вами и будем изучать природу.

4. Составление схемы

– Вслушайтесь в слово «биология». Оно произошло от греческих слов биос – «жизнь» и логос – «учение». Значит, биология – это… (наука о природе).

Урок 2. Признаки живых организмов

(Для наглядности во время беседы можно прикрепить на магнитную доску полоску бумаги с написанными разным цветом частями слова «биология» или вывести это слово на интерактивной доске.)

– Запишите слово «биология» в тетрадях.

Но биология имеет целую «семью» биологических наук. Давайте с ними немного познакомимся.

(Учитель записывает названия биологических наук, обращает внимание учеников на грамматику написания и рассказывает о том, что изучает каждая наука. На доске и в тетрадях появляется схема.)

БИОЛОГИЯ

Зоология Ботаника Микология Микробиология Экология

зоология – рыбка, ботаника – растение, микология – гриб и т. д.) III. Рефлексивно-оценочный этап (Учитель вместе с учениками подводит итоги урока.)

Человек – часть природы.

Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.

Человек создал науки.

Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.

Наука о живой природе – биология.

Биология имеет целую семью биологических наук.

2. По рисункам параграфа составить рассказ на тему «Природа и человек».

У р о к 2. Признаки живых организмов Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к. – добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. – 10 Биология – наука о живом мире сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. – анализировать, классифицировать, сравнивать факты и явления; л. – формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формировать навыки, способствующие применению биологических знаний в современном мире.

Планируемые результаты: научиться сравнивать проявление свойств живого и неживого; называть свойства живых организмов; рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы и их функции.

Оборудование: учебник, плакат с ячейками, магниты.

Ход урока I. Организационный момент (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.) II. Проверка домашнего задания (Проводится в формате игры «Радиопередача». Такая форма поможет ученикам развивать артистизм и коммуникативные навыки. Отвечающие – журналисты, остальные ученики – радиослушатели, учитель – ведущий.) Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами замечательные гости. Они совершили путешествия на машине времени на тысячи лет назад, в глубокую древность. Первый наш гость побывал у первобытных охотников. Он расскажет нам о том, как они выглядят, чем занимаются, какое значение играет природа в их жизни.

(Рассказ первого ученика. Учитель может задавать вопросы, комментировать, помогая выстраивать ответ ученика и поддерживая формат игры.) Следующий наш гость забрался на машине времени еще дальше и наблюдал жизнь древних собирателей. Давайте послушаем его рассказ. Может быть, нам удастся узнать, чем угощали нашего друга, и где ему пришлось ночевать.

(Рассказ второго ученика.) Все рассказчики сообщали нам о значении природы в жизни древнего человека, а теперь прошу вас рассказать о взаимоотношении современного человека и природы.

(Рассказ третьего ученика. Учитель при необходимости задает вопросы. Важно, чтобы все опорные понятия были раскрыты (биология, семья биологических наук). Затем учитель благодарит за участие в игре, за хорошую работу, выставляет оценки за от- веты.)

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Бауэр Н.В. ДИЗАЙН МАЛОГО САДА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 35.03.10 Ландшафтная архитектура, профиль Садово-парковое и ландшафтное строительство очной формы обучения Тюменский государственный...»

«А. Эргашев, Т. Эргашев Основы экологии Ташкент 2008 Спонсор Ташкентский областной комитет по охране природы. Авторы выражают свою сердечную благодарность руководству Таш­ кентского областного комитета по охране природы за оказанную помощь в публикации данного учебного пособия путем спонсирования и желают ему огромных успехов в области охраны природы. Э ргаш ев А., Эргашев Т. Основы экологии. А. Эргашев, Т. Эргашев. 2008. 304 стр. В данном учебное пособие последовательно излагается история...»

«Рабочая программа элективного курса «Микробиология» на 2015-2016 год Разработчик: учитель Воронкова Галина Николаевна 2. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Микробиология» составлена на основе авторской программы Г. Н. Паниной, Я. С. Шапиро (Панина Г. Н., Шапиро Я. С. Микробиология: 10-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 64 с.(Библиотека элективных курсов)).Используемый учебник:. Шапиро Я. С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для...»

«ФГОС ВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ По ботанике с основами практической биологии Направление: 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень образования: Бакалавриат Профильная направленность: Биология. Безопасность жизнедеятельности. Челябинск, 201 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ По ботанике с основами практической биологии Направление: 050100 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Уровень образования:...»

«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Биологический факультет) Кафедра Биохимии и биофизики Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Биофизика Специальность 020201.65 – биология (код по ОКСО) Квалификация выпускника биолог Форма обучения Очная Согласовано: Рекомендовано кафедрой биохимии и биофизики Учебно-методическое управление Протокол № «_» _ 2012г. «»...»

«1. Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А....»

«БИОЛОГИЯ I. Школьный куррикулум – основной документ для проектирования и организации учебного процесса по биологии В 2015-2016 году учебный процесс по биологии будет организован в соответствии с модернизированным куррикулумом для гимназического образования, утвержденного приказом министра просвещения № 245 от 27.04.2010 года и для лицейского образования, утвержденного приказом министра просвещения № 244 от 27.04.2010 года, а также с учебными планами для начального, гимназического и лицейского...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по научной работе _ /А.В. Толстиков/ _ 2014 г. ИХТИОФАУНА КОНТИНЕНТАЛЬНЫХ И МОРСКИХ ВОДОЕМОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (Ихтиология) (уровень подготовки кадров высшей...»

«СОДЕРЖАНИЕ стр. 1 Общие положения 1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки магистров 44.04.01 – Педагогическое 4 образование магистерская программа «Биологическое образование»1.2 Нормативные документы для разработки ОПОП ВО по направлению 4 подготовки магистров 44.04.01 – Педагогическое образование 1.3 Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 4 1.4...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

В пособии представлены технологические карты уроков биологии для 8 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО, планируемыми результатами основного общего образования по биологии и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированные на работу по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина (М.: Дрофа, 2014).
Учебные занятия спроектированы с позиции деятельности учителя в переходный период изменения школьной инфраструктуры обучения, нацелены на опережающее развитие учащихся и обеспечивают их успешную социализацию. Для каждого урока определены планируемые результаты (предметные умения, метапредметные УУД - регулятивные, личностные, познавательные), педагогические средства, формы организации взаимодействия учащихся с учителем и сверстниками, продуманы разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающей направленности задания (творческие, проблемно-поисковые, исследовательские).
Предназначено руководителям методических объединений, учителям биологии общеобразовательных организаций.