Почему погиб Древний Рим: причины, вопросы и версии. Падение римской империи

Падение Римской империи зачастую связывают с эпохой Великого переселения народов. Давайте разберемся, является ли этот процесс первопричиной крушения крупнейшей на тот момент империи мира? В каком году произошло падение Римской империи или это событие не имеет точной даты?

Причины гибели Римской империи

С ростом подконтрольных Риму земель увеличивалось и его дробление на провинции. После земельных реформ братьев Гракхов в Риме стало развиваться натуральное хозяйство, что повлекло за собой сокращение доли перерабатывающей отрасли, выросли цены на транспортировку товаров. Торговля стала переживать крайнюю степень упадка, что повлекло за собой прекращение отношений между некоторыми провинциями.

Рост налогов отразился на платежеспособности населения. Мелкие землевладельцы стали просить защиты у крупных владельцев, что окончательно разорило их и создало прослойку крупных феодалов.

Упадок экономики вызвал волну негодования в стране. В империи случился демографический кризис - вырос уровень смертности и снизилась рождаемость. Поправить ситуацию в стране позволила политика разрешения варварам селиться на приграничных территориях империи при условии, что они принесут клятву защищать новую родину.

Рис. 1. Римская империя в период своего могущества.

С пополнением населения империи варварами растет и их число на военной службе. Коренные римляне больше не питали интереса к армейской службе, куда шли ради получения земли и богатства - это все уже было у них. Руководящие посты сначала в армии, а потом и в политике стали занимать варвары. Среди коренных римлян все больше наблюдалась социальная апатия. В обществе наметилось разрушение духовности и патриотизма.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В поздней истории империи во главе власти не наблюдалось сильной политической фигуры вроде Цезаря или Помпея. Частая смена императоров снизила авторитет самого императорского титула.

Ну и, конечно, разложившееся общество и ослабевшая армия уже не могла конкурировать с наступающими на границах империи варварами. Нужен был более эффективный метод управления государством, чтобы противостоять внешней угрозе.

Реформы Диоклетиана и Константина

Дабы не допустить дальнейшего ослабления империи, требовалась более эффективная система управления ей. Император Диоклетиан (285-305) провел реформу, разделив империю на 4 части между двумя цезарями, которые взяли себе в помощники двух августов. Так было положено начало разделов империи. Диоклетиан лишил Рим статуса столицы, окончательно отнял у сената его последние функции, объединил императорскую казну с государственной и упразднил деление провинций на сенатские и императорские.

Взошедший на престол после него, Константин Великий (306-337) продолжил его дело. Он стал самостоятельно назначать чиновников в провинции, а также официально признал христианство религией в империи.

Рис. 2. Константин Великий 306-337.

Падение империи

В 378 году на Балканах произошло первое крупное столкновение бежавших от гуннского нашествия готов. Выбирая войну против римлян или гуннов, они предпочли первых и победили в сражении у Адрианополя.

В этой битве римская армия была уничтожена, а император убит. С тех пор армия империи была полностью наемной, а на службу шли в основном варвары.

После этой битвы постоянно учащающиеся атаки варваров уже невозможно было остановить. Междоусобные войны и борьба за трон ослабляли страну еще больше. В западной ее части люди разговаривали на латыни и в обращении ходил динарий, в то время как в восточной ее части использовался греческий язык и из денег выбирали драхму.

Рис. 3. Раздел Римской империи.

Все это вынудило умирающего императора Феодосия в 395 году навсегда разделить империю на Западную Римскую и Восточную Римскую, передав бразды правления сыновьям Гонорию и Аркадию соответственно. На этом история единой Римской империи заканчивается. Судьбы двух сестер-империй будут разными и Западная Римская империя падет как логичное завершение падения единой империи. Восточная половина в статусе Византии просуществует более десяти веков.

5 215

В древности на Земле процветала таинственная высокоразвитая цивилизация, которая затем по непонятным причинам исчезла. Но при этом мы забываем, что, как минимум, об одной такой цивилизации мы знаем с детства. Это Римская империя.

Величие римлян

Римский орел простер свои крылья над обширнейшими территориями — от туманной Британии до жарких пустынь Африки. За тысячи лет до Европейского.союза он уже существовал, причем не на карте, а на самом деле — все было подчинено Риму. Единая финансовая система, со скрипом введенная в ЕС, имеет под собой отлично работающий древнеримский прототип. Для международного общения существовала латынь, которая послужила основой практически для всех европейских языков. До сих пор этот мертвый язык канувшей в Лету цивилизации используется в научных фугах для создания единого смыслового поля.

Местное самоуправление и делопроизводство, равно как и ведение юридической и торговой документации, было стандартизировано, а значит, наиболее эффективно. Вся современная гражданская юриспруденция имеет в своей основе именно римское право!

Римская армия, ставшая решающим фактором в становлении могущества своего государства, на тысячи лет вперед предопределила тактическое формирование войск — вплоть до появления ракетных войск все армии мира строились по манипулярному принципу римлян (с основной тактической единицей в виде батальона). Умели римляне и строить. Один из самых впечатляющих памятников погибшей империи — мост через реку Гар, построенный древнеримскими инженерами двадцать веков назад. Трехъярусная конструкция высотой с 16-этажный дом соединяла два берега реки, но не по прямой линии, а с некоторым изгибом. Сделано это было с тем расчетом, чтобы сезонные паводки не разрушили сооружение.

Поразительно, но до последнего времени по мосту, сработанному еще рабами Рима, сохранялось автомобильное движение!

Впрочем, это будет не так удивительно, если вспомнить, что некоторые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Невозможно даже представить, что современную дорогу можно будет использовать без ремонта не две тысячи, а хотя бы 20 лет.

Дороги, дороги…

Империя не могла существовать без дорог, поэтому, образно говоря, римляне, строя дороги, строили империю. За строительство отвечало специальное ведомство во главе с прокуратором — Quattuorviri viarum curandarum. Общая протяженность дорог в Римской империи составляла от 250 000 до 300 000 километров. В Российской империи 1913 года дорог (в подавляющем большинстве фунтовых) в общей сложности было 50 000 километров, тогда как у римлян только 90 000 километров были с твердым покрытием. Причем в самой Италии протяженность магистралей равнялась всего 14000-весь остальной километраж приходился на провинции.

Римские дорожные строители практически ничем не отличались от современных коллег, разве что у них не было бульдозеров, самосвалов и экскаваторов; поэтому все делать приходилось вручную. Технология постройки дорожного полотна сейчас практически копирует древнеримскую: вначале, как и сейчас, вырывалась траншея примерно метровой глубины. Если фунт был неплотным, в дно канавы вбивали деревянные сваи, а стенки укрепляли каменными плитами. Затем клали

то, что сегодня называется дорожной подушкой — слой крупного камня, потом камня помельче, песка, опять камня, извести, черепичного порошка и, наконец, каменные плиты. Располагались они, кстати, с небольшим склоном к обочинам, чтобы дождевая вода стекала в боковые дренажные канавы.

Рельеф местности древнеримские строители старались не повторять — для чего дорогам великой империи вилять, как маркитанской лодке? Если впереди была впадина, через нее перекидывали мост, если скала — в ней прорубался тоннель. О характере римлян можно судить, взглянув на тоннель неподалеку от Неаполя — в длину он достигает 1300 метров.

Города

Практически все крупные современные города Европы были основаны римлянами: Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн… В Римской империи насчитывалось около 1800 городов, тогда как в Российской империи начала XX века, при гораздо большей территории, — около 700.

Не меньше потрясают воображение достижения по градостроительству древних римлян. Население Рима на пике могущества империи составляло миллион человек. В европейских городах на такой уровень урбанизации человечество вышло только к началу XX века.

Чтобы обеспечивать жизнедеятельность такого количества горожан, нужна была вода. Имперские акведуки были настоящим технологическим чудом даже по современным стандартам — например, для того чтобы обеспечить водой Рим, была построена система каналов длиной 90 километров. Подобного водопровода Европа не увидит еще тысячи лет.

Канализация (знаменитая клоака Максима), без которой немыслим ни один современный город, также впервые была построена в Риме еще в VII-VI веках до нашей эры.

В римских городах также была реализована система стока дождевой воды, причем она настолько эффективна, что в настоящее время проходит испытания в Нидерландах для внедрения в современных городах.

Падение титана

Но почему же такая мощная империя пала от рук неграмотных варваров? Гипотез на эту тему уже было высказано предостаточно, поэтому остановимся лишь на самых популярных.

Одна из самых забавных -«свинцовая». Дескать, свинцовые трубы, по которым разводилась вода в Риме, а также свинцовая посуда, из которой ели римляне, постепенно отравили горожан. Здесь нужно только упомянуть, что кальций, содержащийся в горной воде, постепенно покрыл стены труб наростом, который предотвратил бы гипотетическое отравление свинцом.

Аналогичная версия от «зеленых» — «асбестовая». Мол, асбестовые скатерти, которыми пользовались горожане, постепенно отравили их. Правда, неясно, каким образом асбест мог отравить бедняков, которые эти скатерти даже не видели.

И, наконец, одна из самых правдоподобных версий: после окончания завоевательных войн иссяк поток рабов в метрополию, что вызвало спад в сельском хозяйстве и, как следствие, упадок всего государства. Но, впрочем, пусть каждый из вас сам выберет ту версию, которая покажется наиболее верной.

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

V. Падение Западной Римской империи

362. Причины падения Римской империи

В V в. произошло падение Западной Римской империи, которая окончательно отделилась от Восточной в конце IV века (395). Германские варвары, постоянно напиравшие из-за Рейна и Дуная, требовали энергичного отпора, что вызывало необходимость большого войска и громадных денежных издержек. Между тем население империи оказывалось все менее и менее способным оказывать сопротивление варварам и выносить бремя налогов. С конца III в. императоры вынуждены были для борьбы с одними племенами германцев селить другие их племена в пограничных областях империи с обязанностью защищать её границы. Вместе с этим для правильного поступления налогов они сочли себя вынужденными прикрепить земледельческое население к земле, а землевладельцев к их городам. Внутренние смуты и злоупотребления чиновников довершали бедствия населения многих провинций. Областные восстания были часто лишь результатом недовольства их населения гнетом империи. К непосильным для народа требованиям государства присоединялись еще поборы землевладельцев. В Галлии , например, народная масса была в крепостном состоянии еще до римского завоевания, которое не только не изменило этого отношения, но даже прямо содействовало развитию крупных поместий. Недовольные галльские колоны в союзе с рабами, поденщиками и бродягами стали в конце III в. составлять мятежные шайки, или багауды, которые подняли целое восстание. Их вожди (Элиан и Аманд) провозгласили себя императорами, построили укрепленный лагерь недалеко от впадения Марны в Сену и оттуда делали опустошительные набеги на страну. Багаудское волнение продолжалось много времени. Недовольство закрепощенного населения выражалось и в том, что многие прямо бежали к варварам, вместе с которыми и нападали на области империи.

Еще в I в. Плиний говорил, что «латифундии погубили Италию и провинции», и действительно с III в. экономический упадок все сильнее и сильнее давал себя чувствовать, особенно на Западе, ведя с собою и вообще падение культурного уровня жизни. Общество Римской империи распалось на земельную аристократию и закрепощенный народ. Обремененные тяжелыми повинностями, обнищалые, невежественные и приниженные колоны не могли вести хорошо хозяйство на своих участках и не имели особого интереса поддерживать империю. Разоренные куриалы тоже теряют силу нести повинности и утрачивают интерес к общественной жизни. Остались только сильными и свободными от общего государственного закрепощения представители земельной знати. Пользуясь некоторыми привилегиями по закону (вроде свободы от несения муниципальных тягостей), члены имперского сенаторского сословия начали уклоняться от платежа налогов и от несения военной службы и отказывать в повиновении судам, хлопоча лишь о том, чтобы каждая латифундия была особым, замкнутым и самодовлеющим мирком. Эти «господа земли», имевшие в своих владениях все, что им было нужно, обособляли свои поместья и в хозяйственном, и в государственном отношении, как бы совсем более не ощущая потребности в сохранении единства империи. Римская знать в своем равнодушии к политической жизни дошла до того, что её члены стали отказываться от самых важных должностей в государстве, чтобы сохранять свое положение независимых господ земли. Угнетая массу и доводя ее до полного равнодушия к судьбам государства, магнаты IV и особенно V вв. таким образом подкапывали единство империи и утрачивали римский патриотизм. Если колоны бежали к варварам, то и магнаты не оказывали сопротивления варварам, особенно когда чувствовали, что при новых правителях провинции им не будет хуже. На Востоке с его более развитою экономическою жизнью и более древнею культурою внутренние отношения империи были лучшими, и она с большим успехом отстаивала себя в борьбе с варварами. Недаром у императоров IV в. было решительное предпочтение к Востоку.

« — Сила лишённая разума, гибнет сама собой.» (с)

Середина прошлого века была настоящей Золотой Эрой Голливуда. Именно тогда кинематограф приобрёл все присущие даже современному кино черты: зрелищность и размах, технические составляющие любого блокбастера — широкий формат, цветная плёнка, поражающие воображение спецэффекты и наличие звёзд в главных ролях. Всё это широко используется в кинематографе и поныне, даже такое направление как «пеплум» вновь вернулось на большие экраны. Так в старину называли историко — приключенческие картины, действие которых разворачивалось во времена Древнего Рима, Греции или Египта. А на экране демонстрировался невиданный размах, роскошь исторических костюмов и величие гигантских декораций, тысячные массовки, конные парады войск, панорамные сцены сражений или морские баталии на старинных, парусных судах… Но, создание подобных картин было невероятно затратно, поэтому не все киностудии могли себе такие дорогие фильмы позволить. Да и то, после череды коммерческих провалов таких эпических блокбастеров, Голливуд на долгое время потерял интерес к античной истории. Рассматриваемый в этой рецензии фильм — как раз один из них. Это последний, один из самых дорогих и размашистых трёхчасовых полотен, бюджет которого составил огромные 19 миллионов $ (для тех лет — гигантская сумма). По затратам этот блокбастер превзошёл даже такой эпик как «Бен — Гур» (однако, всё же уступив пальму первенства по стоимости чудовищно дорогущей «Клеопатре» с Элизабет Тэйлор — вышедшей годом ранее)! Однако, в мировом прокате так и не смогший окупить себя, ибо кассовые сборы составили все 4 миллиона. Следовательно, высоких оценок критиков и признание зрителей фильм Энтони Манна не получил (довольствуясь Золотым Глобусом за саундтрек). Напротив — был в год своего появления на экранах, достаточно холодно принят массовым зрителем, преимущественно проигнорирован критиками и со временем канул в небытие. А рассказанная в ленте история, опиравшаяся на действительно имевшие место исторические события, сегодня всем известна по другому «пеплуму» — «Гладиатору» Ридли Скотта. Который, собственно говоря и возродил в своё время интерес широкого зрителя к вышедшим из моды историческим боевикам…

Прежде всего, думаю следует начать с того, что фильм с таким пафосным названием как — «Падение Римской Империи», оказывается не слишком эпическим. Не подумайте превратно: массовка из сотен римских легионеров, обряженные в лохмотья обыватели и одетые в роскошные наряды и туники — благородные патриции — всё это присутствует. Ровно как и отмеченные выше конные парады и сражения на мечах. Причём, в фильме таких баталий даже несколько. Однако, действие первой половины фильма, отчего то происходит в заснеженных землях Германии. Где римские войска подавляют мятеж местных варварских племён. Не смотря на то, что в кадре зима — в сцене сражения почему то видно совершенно отчётливо, что леса покрыты зеленью. Впрочем этот досадный ляпсус вполне простителен, и если не придираться к подобным мелочам — картинка ленты вас порадует. Особенно удачными вышли сцены, в которых по сюжету идёт крупный снег, как на похоронах умершего в военном походе цезаря. Римское воинство стоит у огромного погребального костра с горящими факелами, а с мрачного неба большими хлопьями валит белый при белый снег (уж не знаю — настоящий ли или искусственный)… Но, не считая этого эпизода и сцены сражения с варварами, первые полтора часа — скука смертная. Тем более, все эти дворцовые интриги и заговоры римской знати происходят в каком то каменном, совершенно не свойственном римскому стилю замке. Понятное дело, что они на чужой земле и «расквартированы» в местном форт — посте (или как это тогда называлось?), однако в том же фильме Ридли Скотта — римляне жили в гарнизоне палаточного городка, раскинув на поле сотни шатров. И это было более естественно, чем наблюдать за их пребыванием в каком то европейском замке. Складывается впечатление, что римляне по ошибке переместились в средневековье и в кадре вот — вот покажутся крестоносцы.

Да и сценарий написанный аж тремя соавторами, среди которых: Бен Барзмен, Басилио Франкина и Филиа Йордан — слишком много «воды». Персонажи часто говорят на отвлечённые, не имеющие отношения к их истории и развитию сюжета вещи. Заговор с целью убийства Марка Аврелия (любопытно, что это происходит без ведома его сына Коммода, которого накануне цезарь лишает наследования престола) происходит лишь ближе к концу первой серии. Картина, кстати снята в модном тогда формате эпического спектакля: с увертюрой предваряющей просмотр, пока зрители рассаживаются по местам, и с перерывом на антракт в середине постановки. Который, как бы делит картину на две половины. Вот вторая — будет подинамичнее. Во — первых, действие переносится в Рим, что даёт возможность насладиться роскошными, панорамными видами древнего города со всеми его акведуками, зданиями с колоннами и монументальными скульптурами. Опять же — многотысячные массовки на улицах — что на широком экране смотрится очень здорово. Оператор картины Роберт Краскер — потрудился при создании фильма, дабы его полотно отличалось от прочих, снятых на эту же тему. Да художники по костюмам поработали на совесть. Понравился и гнетущий, но вместе с тем и величественный, как и положено подобному фильму — саундтрек, написанный композитором Дмитрием Тёмкиным — ранее сочинявшим музыку для лент Альфреда Хичкока.

Из занятых в картине актёров, самый большой гонорар получила, сыгравшая роль Люциллы — молодая итальянская красавица Софи Лорен. Правда, нечего особенного, кроме своей эффектной внешности она не демонстрирует. Даже эротических или любовных сцен с нею тут не будет, и если кто вдруг решит смотреть фильм с целью увидеть нечто подобное — заранее проходите мимо, что бы после избежать разочарования. Второй звездой картины является красавиц Стивен Бойд, которого тут несколько погрузнел и перекрасился в блондина. Если в своё время из него вышел прекрасный негодяй Мессала, то здесь — какой то проходной и неприметный герой — центурион Ливиус. Отрицательный образ — царевича Коммода, достался английскому актёру Кристоферу Пламмеру. И он так же проигрывает по зрительским симпатиям, более харизматичному и цельному в своём омерзении Хоакину Фениксу, сыгравшему этого героя в ленте Скотта. Омар Шариф совершенно не запоминается в третьестепенном образе армейского принца Сохамиса. А вот классик Алекс Гиннес — был не чуть не худшим цезарем, чем в версии Ричарда Харриса. Завершающая фильм фраза о том, что империя может устоять перед угрозами внешнего врага, и даже может после поражения вновь окрепнуть, но гибнет империя только тогда, когда сами её граждане больше в неё не верят — верная истина. Вопрос в том, стоит ли ради неё тратить три часа на просмотр всего фильма — сочтём иторическим…

Окончательный раздел империи был предопределен особенностями исторического развития двух регионов Средиземноморья – романизованного Запада и эллинистического Востока. В западных провинциях некогда единой державы ускоренными темпами развивались протофеодальные отношения, из-за непосильного фискального гнета приходили в упадок города, а с ними товарное производство, ремесло и торговля, прогрессировала натурализация хозяйства, наблюдались общий экономический спад и разорение податного населения, слабела центральная часть и усиливалось влияние магнатов, нарастала варваризация населения, которая вела у деградации военной машины и упадку культуры. Напротив, на Востоке существовала сильная императорская власть, восточные провинции были менее разорены, чем западные, развитие протофеодальных отношений не достигло здесь такой глубины, как на Западе, да и городской строй (в социально-экономическом и культурном плане) сохранился в гораздо большей степени. Эти объективные обстоятельства обусловили разные исторические судьбы двух частей бывшей Римской империи.

В 395 – 396 гг. восставшие вестготские федераты под предводительством конунга Алариха подвергли страшному разгрому Македонию и Грецию. Выступивший против вестготов полководец и опекун императора Гонория вандал Стилихон разгромил полчища Алариха на юге Греции. Тем не менее правительство Восточной империи поспешило заключить с Аларихом договор, признав его правителем и верховным военачальником иллирийских провинций (397 г.). Под знамена Алариха со всех концов Восточной империи стекались отряды варваров, беглые рабы и колоны. К началу 5 в. он располагал уже внушительным войском.

В 401 г. Аларих во главе своих полчищ двинулся на Италию. В следующем году ценой крайнего напряжения сил (в частности, для защиты Италии были вызваны войска из провинций, в легионы записывали освобожденных рабов и колонов) Стилихону удалось дважды нанести поражение вестготам и вытеснить их из Италии. По случаю побед Стилихона над полчищами Алариха в Риме в последний раз был отпразднован триумф. Тем не менее правительство Гонория вынуждено согласиться на поселение вестготов в Иллирии. В 405 г. Италия подверглась нашествию союза германских племен под предводительством конунга Радагайса. В кровопролитной битве близ Флоренции Стилихон разгромил варварское войско (сам Радагайс погиб). Тем временем оставшиеся без защиты западные провинции были легко захвачены германскими племенами. Стилихон попытался склонить Алариха к союзу с Гонорием, однако в 408 г. был оклеветан перед императором и при попустительстве ничтожного Гонория предательски убит. В его лице Италия потеряла единственного защитника.

Узнав о гибели Стилихона, Аларих двинулся на Рим и осадил Вечный город. Получив в качестве выкупа 5 тыс. фунтов золота и 30 тыс. фунтов серебра, он ушел из Италии. В следующем году Аларих вновь осадил Рим, но стены города были неприступны, поэтому предводитель вестготов вместе узурпатором Атталом (409 – 410 гг.) отправился в поход на Равенну, где укрылся Гонорий. Равенну варварам тоже взять не удалось, и Аларих в третий раз осадил Рим, брошенный императором на произвол судьбы. В отрезанной от снабжения столице империи стали свирепствовать голод и болезни. В августе 410 г. обреченный город пал (рабы ночью открыли городские ворота) и был разграблен варварами. Падение Рима произвело сильнейшее впечатление на современников. Аларих двинулся на юг Италии, но в пути заболел и умер на 40-м году жизни. Спустя несколько лет вестготы осели в Аквитании, где создали свое королевство.

Бездарного императора Гонория, умершего от водянки, сменил узурпатор Иоанн (423 – 425 гг.), после которого престол перешел к племяннику Гонория, сыну его соправителя Констанция III и сестры Галлы Плацидии, Валентиану III (425 – 455 гг.). Тем временем Западная Римская империя разваливалась на глазах. В 407 г. римские войска узурпатора Константина III покинули Британию, и остров обрел независимость. В юго-восточной Галлии (формально на положении федератов) обосновались бургунды, в северо-западной части Испании осели свевы, в Африке возникло королевство вандалов со столицей в Карфагене (439 г.).

Большую опасность для погибающей империи представляли гунны, расселившиеся в Паннонии. В 451 г. они под предводительством Аттилы вторглись в Галлию. В "битве народов" на Каталаунских полях полководец Валентиана III Флавий Аэций, под знаменами которого сражались вестготы, франки и бургундцы, нанес поражение полчищам Аттилы. В следующем году гунны вторглись в Северную Италию и опустошили ее. В 453 г. Аттила внезапно умер, и кочевой союз гуннов распался. В следующем году Аэций пал жертвой придворных интриг. Несколько месяцев спустя был убит и Валентиан III. В июне 455 г. под предлогом мщений за убийство императора конунг вандалов Гейзерих захватил Рим. Преемник Валентиана III Петроний Максим погиб в уличной схватке, а вандалы в течение двух недель грабили и опустошали Вечный город, в связи с чем позднее возник термин "вандализм", означающий бессмысленное уничтожение культурных ценностей.

Вскоре после ухода вандалов фактическая власть над Римом и Италией перешла в руки полководца Флавия Рицимера. Всесильный временщик по своей воле назначал и смещал императоров: так, один за другим на престоле сменились галл Авит (455 – 456), Юлий Майориан (457 – 461), Либий Север (461 – 465) и грек Прокопий Антемий (467 – 472). Все они были убиты. В 472 г. сначала Рицимер, а затем император Олибрий умерли от чумы. Племянник Рицимера Гундебальд в марте 473 г. провозгласил императором Глицерия (473 – 475), которого вынудил отречься от власти далматинец Юлий Непот, возложивший на себя императорскую диадему (474 – 475). Его низложил иллириец Орест, сделавший императором своего сына-подростка Ромула Августа (475 – 476), который по иронии судьбы носил имена основателя Вечного города и создателя системы принципата. Малолетнего императора римлян насмешливо прозвали "августенком".

В августе 476 г. предводитель скифов Одоакр захватил власть в Риме и стал властителем Италии. Орест был убит, а Ромул Августул низложен (23 августа) и отправлен в ссылку на виллу близ Неаполя, где и умер в том же году. Одоакр добился официального постановления о ликвидации титула императора Западной Римской империи и отослал императорские регалии в Константинополь (формально речь шла о восстановлении единства Римской империи под скипетром императора Востока). Этим незаметным событием завершилась история античного Рима.