Оценка неврологического статуса в условиях скорой помощи. Коррекция стертой дизартрии в условиях логопедического пункта

Эксперт:

Анна Смитиенко, врач-терапевт многопрофильной клиники «МедикСити» , кандидат медицинских наук

Язык - это орган, при помощи которого можно не только сотрясать воздух, признаваться в любви, наслаждаться вкусом еды и напитков, это еще и индикатор состояния твоего организма. Посмотри на свой язык - и ты сразу же поймешь, работает ли твое тело без сбоев.

1. Твой язык покрыт налетом

Болезни желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря

На твоем языке отчетливо заметен налет белого, беловато-серого или желто-коричневого оттенка? А также тебя беспокоит кислый, металлический или горький привкус во рту? Возможно, что-то не так с твоим желудком, кишечником, печенью или желчным пузырем. Тебе было бы неплохо обратиться к гастроэнтерологу.

2. На твоем языке творожистый «осадок»

Возможные неполадки в организме: кандидоз ротоглотки

Это заболевание может возникать у людей с ослабленной иммунной системой, чаще всего - после приема антибиотиков или тяжелых инфекций. При этом язык, внутренняя поверхность щек, небные дужки покрываются белым творожистым налетом, который легко снимается, пораженные участки чередуются с нормальными. Обнаружил у себя похожие признаки? Проконсультируйся с терапевтом.

3. Твой язык яркого малинового цвета

Возможные неполадки в организме: анемия

Цвет твоего языка чрезмерно яркий, с малиновым оттенком? При подробном рассмотрении заметно следующее: некоторые сосочки атрофировались (попросту пропали), что вместе с сохранными сосочками формирует своеобразную неровность поверхности языка - так называемый «географический язык»? Это косвенные признаки анемии. Не исключено, что твоему организму не хватает жизненно важного витамина B12 или, например, фолиевой кислоты, которая налаживает кровоток в твоем теле и заметно снижает риск возникновения инфаркта. Проконсультируйся с терапевтом или гематологом.

4. Твой язык ассиметричен

Возможные неполадки в организме: инсульт

При ряде острых нарушений мозгового кровообращения высунутый язык отклоняется в какую-либо сторону от срединной линии. Как правило, это сопровождается смазанностью речи или другими ее нарушениями, а также потерей или ограничением подвижности в руке и/или ноге. Важно помнить, что небольшое отклонение языка от средней линии (девиация) встречается и у некоторых абсолютно здоровых людей - это их особенность с рождения. Однако если с тобой или с твоими близкими раньше ничего подобного не случалось, незамедлительно вызывай скорую.

5. Твой язык увеличился в размерах

Возможные неполадки в организме: амилоидоз

При этом редком заболевании язык становится настолько большим, что даже может затруднять жевание или глотание. По краям языка в таком случае нередко заметны отпечатки зубов. Впрочем, поражение языка при амилоидозе - болезни, обусловленной избыточным отложением в органах патологического белка амилоида, - имеет второстепенное значение. Гораздо страшнее то, что амилоидоз поражает внутренние органы - почки, кишечник, печень или сердце. Заметил нечто подобное - незамедлительно проконсультируйся со специалистом.

Подъязычный нерв - двигательный, первые нейроны его расположены в нижних отделах передней центральной извилины. Отсюда волокна проходят путь, общий с кортиконуклеарным, и оканчиваются в ядре подъязычного нерва противоположной стороны (nucl. n. hypoglossi). Ядро n. hypoglossi расположено на дне ромбовидной ямки, дорсально, в глубине trygonum п. hypoglossi. Волокна, выходящие из ядра, идут в центральном направлении в sulcus lateralis anterior продолговатого мозга между оливой и пирамидой, откуда нерв выходит 10-15 корешками, покидает полость черепа через канал подъязычного нерва (canalis hypoglossi). При входе в канал нерв окружается венозным сплетением. После выхода из канала подъязычный нерв вначале располагается медиально и сзади блуждающего нерва и внутренней яремной вены, затем огибает их, образуя дугу (arcus hypoglossi), и оканчивается в мышцах языка.

Термины, характеризующие патологию подъязычного нерва :
Гемиглоссоплегия - паралич половины языка.
Глоссоплегия - паралич языка.
Дизартрия - нарушение членораздельной речи.Больной объясняет это нарушение ощущением чего-то постороннего во рту («каша во рту»).
Анартрия - невозможность членораздельной речи.

Жалобы больного : на затруднение при произношении слов, продвижении пищевого комка в полости рта.
При осмотре языка в полости рта и при высовывании обращается внимание на наличие отклонения языка, атрофии и фибриллярных подергиваний. Надо иметь в виду, что ряд больных при высовывании произвольно отклоняют язык в сторону осматривающего врача. В таких случаях для того, чтобы решить вопрос, истинное это отклонение или нет, больного просят кончиком языка достать верхнюю губу, контролируют положение языка во рту. При отсутствии патологии язык и кончик языка занимают среднее положение.

Нельзя забывать также о том, что атрофия языка может быть вызвана местным процессом в языке. Нам, например, пришлось наблюдать больного, у которого атрофия языка была вызвана большой раковой язвой, которая располагалась у корня языка. Этот пример демонстрирует необходимость тщательного осмотра языка при наличии в нем трофических нарушений.

Различают центральную и периферическую нейропатию подъязычного нерва. При центральной нейропатии имеет место поражение кортиконуклеарных путей подъязычного нерва (от коры до ядра XII п. ЧН). При поражении этого пути наблюдается отклонение языка при высовывании и в полости рта в сторону паретичных конечностей. Центральная нейропатия XII п. ЧН как правило совпадает с центральной нейропатией VII п. ЧН.

Периферический паралич подъязычного нерва развивается при поражении его ядра, внутримозговой части корешка, самого нерва. Обычно он односторонний, но у ряда больных, особенно при патологии ядер, возможно двустороннее поражение мышц языка. При любом из рассматриваемых уровней у больных имеет место разной степени выраженности атрофия 1/2 или языка в целом. Язык (1/2 языка) становится дряблым, складчатым. В тяжелых случаях движения его ограничены или невозможны.

При одностороннем поражении язык в полости рта отклоняется в здоровую сторону, при высовывании - в больную. При ядерном поражении наряду с атрофиями имеют место фибриллярные подергивания. Их не надо путать с подергиванием мышц языка, которые появляются и у здоровых лиц при напряжении языка, например, при высовывании или когда больной напрягает мышцы в полости рта. В подобных случаях больного просят расслабить язык - подергивания при отсутствии органики исчезают. В сомнительных случаях с целью проведения дифференциальной диагностики приходится прибегать к электромиографическому исследованию.

Ядерное поражение XII пары сопровождается атрофией круговой мышцы рта, поэтому больному трудно сложить губы в «трубочку», свистнуть, «задуть свечу». Эта симптоматика находит объяснение в том, что круговая мышца рта частично получает иннервацию из ядра подъязычного нерва (не только из ядра VII пары ЧН). При экстракраниальных патологических процессах по ходу петли подъязычного нерва (травматических повреждениях шеи, опухолях, расслоениях сонных артерий на шее с формированием аневризмы и др.) возникает периферический паралич мышц языка в сочетании с синдромом Горнера (синдром Колле-Мартильи-Гофмана).

Процессы на уровне ствола головного мозга , подвергающие разрушению ядро или интрамедуллярную часть корешка XII пары, могут сопровождаться альтернирующими синдромами (см. синдром Тапиа).

Девиация языка - это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи.

Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт - нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят на протяжении нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой степени. А часть людей, перенесших инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам требуется заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно.

Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и помимо девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходит корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо.

Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда с одной стороны гораздо более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сам язык при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его высунуть. Увидев отклонение, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. К примеру, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная.

Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитостью мимических мышц лица с одной стороны.

Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции.

Если подобные меры не помогают, тогда больного следует попросить надавить языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны . Он силу надавливания проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают его мышцы, и понять, есть ли девиация языка вправо.


Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием , это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечения недуга, вызвавшего его. В случае если причина - инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.


Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица - явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной подобного симптома является дизартрия либо стертая дизартрия.

Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может отразиться как на мышцах лица ребенка, так и на языке.

Сталкиваются с подобным явлением не многие дети. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и лишь врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.


Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций с помощью мимики. Губы пациента часто поджаты, уголки опущены вниз, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно.

В тяжелых случаях из-за заболевания ребенок не может закрыть рот и удержать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша высунуть орган речи, то можно будет заметить, что удерживать его на средней линии ребенку сложно. Язык слегка трясется и отклоняется в сторону.


Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, требующим использования мелкой моторики рук.

Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии - это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык достаточно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что язык трясется и отклоняется в сторону. Проявление подобных симптомов в медицине называется стертой дизартрией.

Объединяет оба заболевания Ребенок может шепелявить, проглатывать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.


Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, страдающие стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые перемены настроения, бросания из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, излишне ранимым, постоянно плакать из-за пустяков, с другой стороны, может становиться агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательны и не вникают в суть обучения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет лишь походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировку правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Добиться результата с помощью каких-либо медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса.

Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от данной проблемы без комплексных мер. Зачастую врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировку. Данные меры позволят как можно быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку.

Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются - выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-либо слова (потеря речи).

Очень большой или очень толстый язык у ребенка называется макроглоссией. Эта патология обусловлена структурными нарушениями на поверхности или внутри органа. Чаще всего такая патология появляется у детей. Диагноз макроглоссия ставится доктором тогда, когда полностью увеличенный язык у ребенка либо опухают его отдельные участки. Это заболевание бывает врожденным или приобретенным.

Почему появляется заболевание

Врожденная макроглоссия развивается во время пренатального развития плода. Различные факторы могут повлиять на развитие патологии. Самостоятельно она может развиваться на фоне таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • неправильный прикус;
  • туберкулез;
  • дисфункции в гормональном фоне;
  • сифилис;
  • инфекционные процессы в организме;
  • нарушение микроциркуляции кровяной жидкости, кровоизлияния в полости рта;
  • абсцесс органа;
  • глоссит;
  • ушибы, травмы, новообразования различного характера;
  • лимфаденит;
  • развитие гнойного очага;
  • аномальная структура мышц языка;
  • акромегалия (заболевание, связанное с избыточной продукцией гормона роста);
  • микседема («слизистый отёк » из-за недостатка гормонов щитовидной железы);
  • острая аллергическая реакция;
  • актиномикозное поражение.

Перечисленные заболевания могут сопровождаться таким симптомом. Поэтому важно своевременно обратиться к доктору, чтобы определить причину макроглоссита и назначить адекватную терапию.

Как обнаружить патологию

Доктора выделяют ложный и истинный макроглоссит. Первый обусловлен аномальным строением челюстного аппарата. При этом челюсть узкая и немного впавшая, но это не является свидетельством настоящего заболевания, это результат аномального строения костного аппарата и тканей.

При развитии истинной формы заболевания язык великоватый, его объем выше нормы в несколько раз. Помимо этого, дополнительными симптомами являются:

  • невозможность полностью закрыть рот, орган высунут наружу;
  • усиленное продуцирование слюнной жидкости, ее очень много во рту, она вытекает или капает;
  • раздражение и покраснение кожного покрова под нижней губой и на подбородке;
  • на поверхности органа виднеются отпечатки от зубов, он также может покрываться язвочками или эрозиями;
  • наличие неправильного прикуса;
  • трудности с приемом пищи – затруднена жевательная и глотательная функция;
  • трудности с разговором.

Диагностические мероприятия

При прохождении планового ультразвукового исследования во время третьего триместра беременности доктор может обнаружить врожденную макроглоссию. Определяется она после сравнения с показателями нормы каждого возраста на данном сроке развития плода. Чтобы поставить точный диагноз, назначается повторное прохождение исследования.


После рождения ребенка ожидает обследование у многих специалистов – инфекциониста, генетика, отоларинголога, эндокринолога. Проводится инструментальный осмотр, назначается биохимическое исследование кровяной жидкости. На основании результатов всех анализов и методов диагностики ставится диагноз и назначается терапия.

Осложнения и последствия

Очень важно распознать заболевание на начальных этапах развития. Это позволит пройти курс лечения и предотвратить развитие опасных последствий . В целом макроглоссия не очень сильно ухудшает жизнь пациента, но часто становится причиной различных заболеваний. Дети с таким диагнозом становятся изгоями, у них не происходит нормальная социализация. Речь невнятная, есть дефект во внешности, поэтому им непросто общаться со сверстниками. Обычно дети предпочитают избегать ребенка с данной патологией. Ребенок растет закомплексованным, неполноценным, замыкается в себе.

Вторичным заболеванием, которое развивается на фоне макроглоссии, является разрастание соединительных тканей языка. При наличии патологии активизируются и иные заболевания:

  1. Дисфункции в дыхательной системе. Поскольку очень большой язык мешает полноценно дышать носом, ребенок привыкает дышать через рот.
  2. Трудности с произношением звуков. Слова выговаривать непросто, свистящие и шипящие звуки вообще не произносятся.
  3. Искривление зубов.
  4. Заболевания ротовой полости.
  5. Поскольку пища полноценно не пережевывается, возникают различные проблемы с пищеварительной системой – гастриты, колиты, язвы.
  6. Язык постоянно пересушенный, болезненный, на его поверхности нередко появляются эрозии или язвочки.

Терапевтическое воздействие

Выбирая тип терапии, доктор учитывает форму недуга, причину его происхождения. Если данная патология спровоцирована вторичным заболеванием, следует параллельно проводить лечение причины. Общий алгоритм лечения предполагает применение таких лекарственных препаратов :

  • антибактериальные препараты, которые применяются перорально или инъекционно;
  • антисептические растворы, которые используются для местной обработки поверхности мышечного органа;
  • применение противовоспалительных средств для обработки языка.


При лечении главного заболевания, которое вызвало макроглоссию, при комплексном подходе медикаменты положительно воздействуют на орган, он постепенно становится меньше в размерах. Терапия длительная, продолжительность курса приема лекарственных препаратов устанавливается лечащим доктором. Также нужно проходить регулярные осмотры, поскольку может понадобиться коррекция лечения, по мере выздоровления пациента.

Оперативное лечение

Если медикаментозная терапия не приносит желаемого результата, язык не уменьшается в размерах, продолжая выходить за пределы рта, обычно потребуется оперативное лечение. К основным показаниям для проведения хирургического вмешательства являются:

  • трудности в дыхательной функции , дискомфорт от нехватки кислорода;
  • большие трудности с жевательной или глотательной функцией;
  • искаженная внешность;
  • сильно нарушенный прикус, при котором невозможно провести обработку поверхности органа;
  • слишком большое продуцирование слюнной жидкости;
  • большие трудности в речевом аппарате, которые не поддаются коррекции у специалиста.


Оперативное вмешательство предполагает уменьшение языка к нормальным размерам и форме. В большей части операций проводится удаление клиновидного участка органа, за счет этого его размер становится меньше. Проводится процедура под общей анестезией, функция постепенно восстанавливается.

При наличии открытого прикуса устанавливается специальный протез, который предотвращает выпадение органа наружу. При врожденной форме заболевания ребенку после рождения проводят операцию по перевязке артерий. Так можно остановить патологический рост.

Если обращение к специалисту своевременное, вероятность успешного выздоровления максимальна. Если патологический размер обусловлен наличием новообразования, терапия заключается в оперативном удалении опухоли, далее назначается химиотерапия, лучевая терапия. При правильном подходе к лечению, строгом выполнении всех врачебных назначений, можно остановить развитие патологии и полностью от нее избавиться.

В наших прошлых выпусках мы писали о том, почему у детей может измениться цвет языка. Иногда это не означает ничего серьезного, а иногда может быть вызвано рядом заболеваний, в том числе достаточно серьезных. Давайте подведем итоги и еще раз вспомним, когда нужно незамедлительно обращаться к врачу.

У всех детей нормальный цвет языка – розовый. Язычок увлажнен средне: он не должен быть сухим, но не должен быть и слишком влажным. Поверхность языка на вид равномерная и бархатистая, что обеспечено равномерным распределением сосочков. Если язык у ребенка обложен, внезапно меняет цвет или фактуру поверхности, родителям нужно быть внимательными. Без причины это не происходит.

Белый или красный язык у ребенка

С таким явлением сталкиваются многие родители грудничков. Иногда белый налет заметен с рождения. Безобидными причинами, не требующими вмешательства врачей, является налет от грудного молока или смеси, а также остатки после срыгивания. Налет в этом случае тонкий, имеет вид пленочки. Он смывается простой водой – достаточно дать крохе попить из бутылочки. Образуется такой налет потому, что в первые месяцы после рождения во рту малыша образуется мало слюны и полость рта не орошается должным образом.

Другая распространенная причина – кандидоз, или молочница. Налет в этом случае удалить не получается, да и не нужно, так как травмировать нежный язык у ребенка очень просто. Педиатр назначит санацию полости рта специальными растворами, например, Кандидом, который буквально за несколько дней уберет неприятный налет. Тампон из марли смачивается раствором и аккуратно наносится на пораженные участки.

Ярко-красный язычок тоже, безусловно, нельзя отнести к норме. Если покраснение языка сопровождается лихорадкой, а язык становится малиновым, скорее всего, малыш подхватил скарлатину. Болеют ей в основном дети в возрасте от 2 до 10 лет. Позже к температуре присоединится сыпь на шее и плечах. Полное выздоровление наступает через одну-три недели.

Если язык у ребенка не только стал красным, но и его поверхность приобрела лаковую, глянцевую фактуру, это признак дефицита железа и витаминов В9 и В12. Установить это врач сможет по общему анализу крови. Повышать гемоглобин у ребенка нужно обязательно, поэтому придется пересмотреть его рацион, включив туда полезные и богатые железом продукты, а также, возможно, какое-то время малыш будет принимать препараты железа и витамины группы В.

Язык может покраснеть не полностью, а участками. Такие пятна могут возникнуть при аллергии, воспалительных процессах (например, стоматите), сбоях в работе желудочно-кишечного тракта, глоссите, герпетической инфекции. Наконец, краснота может возникнуть при травмах языка, приеме горячей или острой пищи.

Цвет бывает разным

Педиатры говорят: язык – это индикатор здоровья. Если у ребенка желтый язык, это может быть связано с недостаточной гигиеной ротовой полости. Однако нередко такое явление сопутствует различным заболеваниям внутренних органов . Желтый язык у ребенка может свидетельствовать о ряде нарушений в организме:

  • Болезнях желудка, в частности, гастрите;
  • Колите и энтероколите;
  • Заболеваниях печени;
  • Заболеваниях желчного пузыря;
  • Отравлениях.

Желтый цвет у налета возникает из-за выброса билирубина, который повышается у малыша во время болезни. В тяжелых случаях пожелтеть могут также кожа и глазные склеры. Если у ребенка изменился цвет языка, появилась изжога, рвота, боли в животе, расстройства кишечника, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Коричневый язык у ребенка – редкость, в отличие от взрослых. В подавляющем большинстве случаев взрослые расплачиваются коричневым налетом из-за злоупотребления крепким чаем, кофе, шоколадом. Коричневый язык у ребенка, скорее всего, тоже окажется просто налетом после приема пищи или напитков, содержащих красящие пигменты. В таком случае он легко счистится обычной зубной щеткой.

Если родители видят, что у ребенка черный язык, это, несомненно, может вначале вызвать панику. Тем не менее, не спешите с выводами: зрелище, конечно, не из приятных, но обычно язык темнеет происходит после употребления какой-либо пищи. Обычные ягоды типа черники могут привести к такому эффекту. Налет исчезает через некоторое время сам собой.

Прием препаратов железа также может привести к появлению у ребенка черного языка. После их отмены язычок порозовеет. Прием антибиотиков может вызвать изменение цвета языка, причем оттенки могут быть и светлыми, и темными. Если у малыша дисбактериоз, язык также может потемнеть.

Географический язык у ребенка

Если с цветом языка более-менее понятно, что же такое географический язык у ребенка? Подобное определение врачи используют потому, что язык напоминает географическую карту. На нем чередуются участки утолщения и десквамации – шелушения и отслойки эпителия. А происходит такое неприятное явление вследствие воспалительных процессов в слизистой оболочке языка и дистрофических изменениях в нем. В медицинской карте ребенка вы сможете увидеть такие термины, как десквамативный глоссит, доброкачественный блуждающий глоссит, хроническая мигрирующая эритема (оральная форма).


Причинами возникновения являются несколько групп заболеваний: дефицит витаминов группы В, заболевания ЖКТ и двенадцатиперстной кишки, заболевания печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, сахарный диабет, некоторые аутоимунные заболевания, а также тяжелые вирусные инфекции . В любом случае географический язык у ребенка требует обращения к врачу и обследования состояния здоровья.

Не забывайте: ребенок должен научиться следить за своей ротовой полостью и чистить не только зубы, но и язычок. Тогда никакого «случайного» налета и несвежего дыхания не будет. А если язык у ребенка обложен, то спешите к врачу. Желаем вашим малышам здоровья!

Текст: Ольга Панкратьева

Девиация языка – это его отклонение вправо или влево от средней линии. Если здорового человека попросить высунуть язык, то он легко сделает это, причем он будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае если подъязычный нерв каким-то образом работает неправильно, то можно будет наблюдать девиацию органа речи. Именно нарушения в функционировании нервной системы приводят к проблемам в работе мышц языка, а иногда и лица. Чаще всего подобные изменения происходят из-за заболеваний головного мозга, например, вследствие перенесенного инсульта.

Что такое инсульт?

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга, сопряженное с неврологическими симптомами, которые не проходят в течение нескольких месяцев. Это очень серьезное заболевание, при котором в четверти случаев наступает летальный исход. Такая же часть пациентов становится инвалидами первой ступени. А часть людей, которые перенесли инсульт, постепенно возвращаются к нормальной жизни. Однако на это уходит очень много времени, ведь в большинстве случаев, пациентам нужно заново учиться передвигаться и говорить. Часто больные оказываются прикованными к постели и не могут ухаживать за собой самостоятельно. Девиация языка при инсульте - лишь один из симптомов, которые могут проявиться. Как правило, кровоизлияние в мозг очень сильно отражается на невротическом состоянии больного, и кроме девиации органа речи могут возникнуть атрофия мышц лица, невозможность двигать конечностями с одной стороны, иногда полная парализация тела или отдельных его частей. Девиация языка при ОНМК приводит к серьезному нарушению речи. Возможно ли полностью реабилитироваться, избавится от заболевания и как это сделать?

Какие могут быть причины появления девиации языка?

Почему происходит девиация языка влево? Причины этого уходят корнями в неврологию. Девиация может произойти из-за неправильной работы подъязычного нерва. В этом случае мышцы органа речи с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой. Поэтому при выталкивании языка из ротовой полости наружу, происходит его смещение в более слабую сторону. Аналогично происходит и девиация языка вправо. Также девиация может появиться вследствие неровности лица, когда мимические мышцы с одной стороны значительно более сильные. В таких случаях при высовывании языка он тоже будет сдвигаться в одну из сторон. В некоторых случаях это происходит совсем незаметно, а иногда патология видна очень хорошо. Однако сама речь при этом функционирует нормально, а его мышцы с обеих сторон имеют одинаковую силу.

Диагностика девиации языка

Диагностировать наличие девиации языка не всегда легко. Но в большинстве случаев больному достаточно просто его предъявить. Увидев отклонения, врач может сделать вывод о том, какая именно сторона мышц является более слабой. Например, если наблюдается девиация языка вправо, причины кроются в том, что эта область лица менее сильная. Однако не всегда девиация связана с заболеваниями головного мозга. Иногда подобные отклонения могут объясняться недостаточной развитости мимических мышц лица с одной стороны. Чтобы определить, с чем именно врач имеет дело, пациента, как правило, просят сделать быстрое движение языком в обе стороны. В этом случае будет видно, с какой силой совершаются эти манипуляции. Если подобные мероприятия не помогают, тогда больного следует попросить нажать языком на обе щеки с внутренней стороны по очереди. Например, специалист проводит диагностику правой стороны. Он силу нажатия проверяет с помощью руки с внешней стороны правой щеки, пытаясь противодействовать силе языка. В этом случае специалист сможет оценить, как работают мышцы, и понять, есть девиация языка вправо.

Лечение девиации языка

Следует отметить, что девиация не является самостоятельным заболеванием, это лишь симптом, проявляющийся вследствие других болезней. Поэтому избавление от такого проявления целиком и полностью зависит от лечение недуга, вызвавшего его. В случае если причина – инсульт, что бывает чаще всего, нужно устранять нарушения кровоснабжения головного мозга. Как только данная проблема будет устранена, нервы придут в норму, а, следовательно, симптомы, связанные с неврологией, также пропадут. Если же дело в мимических мышцах лица, то необходимо проконсультироваться с врачом и с помощью специальных упражнений развивать мышцы, которые отстают от другой стороны.

Девиация языка ребенка

Инсульт или искривление мышц лица – явления для ребенка небывалые, однако дети тоже сталкиваются с девиацией языка. Как правило, причиной такого симптома является дизартрия или стертая дизартрия. Данное заболевание вызвано нарушением подачи сигнала от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата. При этом неправильный нервный сигнал может сказаться как на мышцах лица ребенка, так и языком. Сталкиваются с подобным явлением не много детей. Однако все же случаи были зафиксированы. Большинство из страдающих такими нарушениями внешне выглядят как вполне здоровые дети, и только врач в состоянии определить, что у ребенка дизартрия.

Симптомы дизартрии у ребенка

При нарушениях передачи нервного сигнала лицо ребенка становится малоподвижным и не выражает никаких эмоций при помощи мимики. Губы пациента часто сжаты, опущенные вниз уголки, подобное выражение лица сохраняется у ребенка практически постоянно. В тяжелых случаях заболевания ребенок не может закрыть рот и держать язык в ротовой полости. Также при дизартрии у пациента часто наблюдается девиация языка. Если попросить малыша выдвинуть орган речи, то можно заметить, что удерживать его по средней линии ребенку сложно. Язык слегка дрожит и отклоняется в сторону.

Отличие дизартрии от стертой дизартрии

Как правило, при дизартрии наблюдается выраженная малоподвижность лица, которую очень легко заметить на лице ребенка. Также можно отметить и другие признаки, такие как нарушение координации в движениях рук и дезориентация в пространстве. В основном дети с дизартрией не любят заниматься рисованием, лепкой из пластилина или любым другим видом деятельности, который требует использования мелкой моторики рук. Однако все чаще встречаются дети, которые прекрасно справляются с любыми видами деятельности, любят рисовать и заниматься творчеством. При этом у них подвижная мимика, они много улыбаются, смеются и ничем не отличаются от обычного здорового ребенка. Единственное, что выдает наличие дизартрии – это девиация языка. Как правило, у детей, страдающих данным заболеванием, язык довольно толстый. Если попросить ребенка высунуть его изо рта, то можно заметить, что речь дрожит и отклоняется в сторону. Проявление таких симптомов в медицине называется стертой дизартрией. Объединяет оба заболевания невнятная речь. Ребенок может шепелявить, глотать некоторые звуки. При этом понять, что говорит ребенок, довольно сложно. Речь крайне неразборчива и нечленораздельна.

Как отражается дизартрия на психике ребенка?

В основном все дети, которые страдают стертой или выраженной дизартрией, имеют неустойчивую психику. Для них характерны частые смены настроения, бросание из крайности в крайность. Ребенок может быть, с одной стороны, чрезмерно уязвимой, постоянно плакать из-за мелочей, с другой стороны, может стать агрессивным, грубить взрослым, конфликтовать со сверстниками. Такие дети редко бывают хорошими учениками, как правило, они невнимательные и не вникают в суть учения.

Как избавиться от девиации языка ребенку?

Для того чтобы избавиться от девиации языка у ребенка, обязательно необходимо комплексное лечение. Многие родители считают, что при стертой дизартрии достаточно будет только походов к логопеду, который поможет ребенку правильно произносить слова. Однако диагноз в данном случае ставит невролог и назначать лечение тоже должен он. Как правило, ребенку прописывается не только занятия с логопедом и тренировки правильного произношения звуков, но и курс массажа шеи, воротниковой зоны и подбородка. Также часто в терапии используется массаж лица руками и зондовый массаж языка. Достичь результата с помощью любых медикаментов в данном случае просто невозможно, необходимо регулярное воздействие на источник нервного импульса. Лечение девиации языка как у взрослого, так и у ребенка в первую очередь заключается в лечении заболевания, ставшего причиной отклонения языка от средней линии. Невозможно избавиться от этой проблемы без комплексных мер. Часто врачи рекомендуют совмещать терапию, направленную на само заболевание, а также симптоматическое лечение, которое в основном включает массажи и тренировки. Данные меры позволят быстрее вернуть язык и мышцы лица в нормальное состояние. Нужно уделять особое внимание девиации языка у ребенка, так как зачастую определить наличие заболевания можно только по этому признаку. Главное, это своевременное лечение, поскольку, в противном случае могут развиваться осложнения. Самыми распространенными являются выработка нечленораздельной речи, трудности в произношении слов, невозможность произнести какие-то слова (потеря речи).

Дата публикации: 22.05.17

Моторика

ОБЩАЯ МОТОРИКА . Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК . Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате и нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ.
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Глоссарий.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей.

Синкинезии - (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) - непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

Кинестетический оральный праксис - Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Кинетический оральный праксис - Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
Гиперкинез - непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.
Саливация - слюнотечение, слюноотделение.

Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела.
Гипомимия - Нарушение мимики, характеризующееся ее бедностью, застывшим, маскообразным выражением лица. Улыбка, гримаса плача при эмоциях возникает с запозданием...
Девиация - отклонение параметров от нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений моторного развития
1. Обследование общей произвольной моторики
Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

Г) «Походи на одном месте».

Д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

5 баллов

4 балла

3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

2 балла - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

1 балл - задание не выполняется.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

5 баллов - задания выполняются правильно;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл - задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

3. Исследование зрительно-пространственной организации движений
Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

1 балл - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла - задания выполняются с помощью взрослого;

1 балл - задания не выполняются.

5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

5 баллов - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

4 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

2 балла - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

1 балл - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки .

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

6. Обследование кинестетического орального праксиса
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А - ?

И - ?

О - ? У - ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция : «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

5 баллов - правильный ответ;

4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

2 балла - неточный ответ, неточное выполнение задания;

1 балл - отсутствие ответа.

Процедура обследования .

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция

Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция :

Язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

Длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

Симметричность;

Критерии оценки:

5 баллов - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

3 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

1 бал л - невыполнение движения.

8 Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз .

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

Последовательность выполнения движений;

Возможность переключения с одного движения на другое;

Инертность движения, персеверации;

Темп движений;

Амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

Точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

Наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

3 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

1 балл - невыполнение движений.


9 Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Нахмурить брови

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять брови

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Наморщить лоб

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поочередно надуть щеки

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Втянуть щеки

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

3 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

2 балла - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

1 балл - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки :

5 баллов - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

4 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

2 балла - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

1 балл - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

2 балла - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

1 балл - не выполняет задание .

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией

После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.


Параметры обследования:
1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения
4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

6. Обследование кинестетического орального праксиса.
7. Обследование кинетического орального праксиса .

8. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
9. Обследование мимической мускулатуры.
10. Обследование губной мускулатуры
11. Обследование язычной мускулатуры.


Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.