НОД по рисованию "Дымковская игрушка" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Рисование "дымковская игрушка" Дымковская роспись открытое занятия в старшей группе

Гузель Зиганшина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 44 Г. КАЗАНЬ

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

Тема :

«Декоративно-прикладное искусство по мотивам дымковской росписи »

Выполнила : Зиганшина Г. А.

Казань 2013

Программные задачи :

Познакомить детей с дымковской игрушкой ;

Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки ; из чего, как, кем создана; как украшена (оформлена) ; какая по характеру (веселая, праздничная) ;

Закрепить знания о дымковских игрушках ;

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги) ;

Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи ;

Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов. Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти .

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование :

Несколько рисунков дымковских игрушек , картинки с элементами дымковского узора ; акриловые краски, кисточки, вода, салфетки, готовые (белые) дымковские петушки

Предварительная работа :

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках ; беседы; лепка из глины дымковских игрушек ; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Сегодня, дети, я приглашаю вас на выставку дымковской игрушки . Посмотрите как здесь красиво! А как много разных игрушек. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки ). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские ) .

А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково . Жили в том селе были весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. А делали (лепили) они их из красной глины, и высушивали в печке - чтобы глина быстрее сохла и была прочная (крепкая) . А потом игрушки белили или красили белой краской, а потом принимались расписывать разноцветными красками. Это ребята самый интересный и увлекательный процесс, ведь во время росписи игрушка оживает и превращается в руках художника в настоящую. Я думаю ребята, вы тоже проникнитесь этим волшебством. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими .

Воспитатель : Какого цвета бывают дымковские игрушки ?

Дети : белые.

Воспитатель : (Всегда только белые)

Воспитатель : А какие узоры на дымковских игрушках ?

Дети : Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка

Воспитатель : Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Дети : Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые.

Воспитатель : Какими приёмами выполняются узоры?

Дети : Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу.

Воспитатель : Да правильно. Наши ребята подготовили стихи, давайте их послушаем.

Лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Саша. (Водоноска)

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет,

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша.

Кони глиняные мчаться

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель : Молодцы ребята.

У меня для вас есть сюрприз, Я вам принесла дымковског петушка . Посмотрите какой он красивый. А сюрприз это маленькие петушки, но я их не успела расписать. Надеюсь вы мне поможете в этом?

Дети : Да.

Воспитатель : Но прежде чем приступить к росписи , мы отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка :

Мы игрушки расписные, (руки на пояс,

Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево,

Щеголихи слободские, (руки в перед,

Кумушки посадские. (руки на пояс, туловище вправо, влево,

У нас ручки крендельком (руки крендельком,

Щёчки будто яблочки. (показываем на щечки,

С нами издавна знаком (руку праву в сторону,

Весь народ на ярмарке. (руку левою в сторону)

Воспитатель :

Садитесь ребята поудобнее, начинаем работу.

Воспитатель раздает белых петушков. Под руководством воспитателя дети начинают расписывать дымковскую игрушку шаг за шагом, до конца.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры , а потом посмотрим на ваших петушков.

Подводя итог, воспитатель выставляет все работы на стенд предлагает выбрать самых нарядных петушков и ответить на вопросы :

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

2. Что тебе больше всего здесь понравилось?

3. Что особенного в этой работе?

4. Чем отличается от других эта работа?

5. О чем мы с вами беседовали?

6. Из какого материала делают игрушки?

7. Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек?

8. Вам нравятся ваши игрушки?

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры . Занятие окончено .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ

Конспект НОД по рисованию с элементами аппликации в старшей группе на тему

«Дымковская красавица»

Составила: Воспитатель по изобразительной деятельности

Токаюк К.В.

Программное содержание. Продолжать учить детей составлять узор по образцу дымковских мастеров. Использовать следующие элементы узора - круги разных размеров, точки, прямые и волнистые линии. Закрепить навык рисования концом кисти, примакивание. Развивать чувство цвета при составлении узора по образцу дымковских мастеров. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о мастерах из деревни Дымково с рассматриванием дымковских игрушек. Рисование на занятиях элементов дымковской росписи. Декоративная аппликация по образцам дымковских мастеров.

Материалы и оборудование. Конверт на каждого ребенка с плоскостным изображением дымковской барышни. Клеенки, салфетки, кисти с жестким ворсом, клей, подставки для кисти (для аппликации). Гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки(для рисования).

Ход НОД:

Дети стоят вокруг воспитателя.

Дети, сегодня в наш почтовый ящик пришел вот такой необычный коверт. Посмотрите на него и попробуйте догадаться: откуда он? (из Дымково).

А как вы догадались? (На конверте изображены дымковские игрушки).

Воспитатель достает письмо и читает:

«Дорогие ребята из детского сада «Жемчужинка», мы получили ваши рисунки с дымковскими узорами. Нам очень понравились ваши рисунки и мы решили выслать вам наших красавиц. Мы уже немного их расписали, а вы закончите по нашим образцам. Если вы распишите так же как и мы, у вас в группе будут настоящие дымковские сувениры».

Ребята, давайте посмотрим, что за красавиц прислали нам мастера из Дымково. Для каждого из вас они приготовили конверт, а в нем - барышня. На конверте образец, посмотрите - здесь не только нарисовано, но и присутствую элементы аппликации. В конверте лежат готовые формы, которые нужно наклеивать как на образце. Все остальное нужно будет рисовать красками.

Давайте представим, что мы настоящие мастера. Нужно настроиться на работу, привести себя в порядок.

Каждому я раздам конверт и вы пойдете на свои места. А поможет вам в этом музыка - русская народная мелодия, которая напоминает вам об этих удивительных ярких и красочных игрушках.

(Дети работают).

(После выполнения аппликации проводиться физкультминутка).

Ребята, кто закончил свою работу и считает, что она у него получилась хорошей, тихонько подходите к нашему стенду и мы повесим ваши работы слева. А те кто, считает, что сегодня его работа не удалась, повесят свои работы справа.

Анализ.

Давайте встанем полукругом и посмотри, что у нас получилось.

Почему, если посмотреть на эти работы, можно сказать, что их расписали как дымковские мастера? (яркие, сочные краски, использование элементов дымковской росписи - прямые и волнистые линии, большие и маленькие круги, точки и кольца).

Какие работы вам больше всего понравились? Почему?

Сегодня все очень старались, поэтому работы получились как настоящие дымковские игрушки, они очень украсили вашу группу. Я думаю, что мы напишем в Дымково письмо и поблагодарим мастеров за подарки.

Программное содержание : Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек; уточнить с детьми последовательность нанесения узора, приемы работы с краской; воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Материал : таблица с элементами дымковской росписи и гончарные круги на всех детей, краски – гуашь, кисти двух размеров, тряпочки, подставки, стаканы с водой, красивый подвесной шкафчик с полочками, проигрыватель.

Предварительная работа : Роспись силуэтов игрушек, плиточек, бус. Дидактическая игра «Магазин игрушек», «Что игрушка расскажет о себе». Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их, беседы с детьми о дымковском промысле.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи. Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка.

Воспитатель: Какие цвета чаще использует художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

Воспитатель: Как правильно пользоваться красками?

Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.

Воспитатель: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться таблицами.

Приступайте к работе.

Во время деятельности детей воспитатель дает возможность детям (5-7 мин) трудиться самостоятельно.

Анализ занятия: Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось! Ребята, у нас в мастерской есть шкаф, полочки у него не простые, а волшебные. Как только игрушки попали на эти полочки, они ожили, заговорили, стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!

Воспитатель рассказывает об игрушках:

Какая у меня красивая красная кофточка с длинными рукавами и пелериной, на юбке- клетки желтые с синими горошками, а на фартуке узор точек. Мой мастер очень хорошо потрудился, красивые цвета подобрал. (Барыня)

А мой наряд еще лучше: здесь и кольца оранжевые и горошины зеленые, а рога и хвост - ярко-красные, видимо, веселое настроение у художника, который меня разрисовал. (баран)

Вот как разговорились игрушки. И красавец индюк тоже заговорил. Таня, что индюк говорит о себе?

Дети рассказывают от имени игрушек.

Воспитатель: Вот так игрушки хвастались друг перед другом яркими узорами, любовались своими нарядами, а когда раздалась плясовая мелодия игрушки сначала медленно, затем быстрее закружились в веселом хороводе.

Дети рассматривают работы слушают русскую нарядную плясовую мелодию («Светит месяц», «Из под дуба» и т.п)

Задачи:

1. Продолжать учить детей расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским. Формировать умение изготовлять полуобъёмные стоячие игрушки.
2. Развивать самостоятельность, творческие способности детей, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать интерес к народному декоративному творчеству.

Материал: Заготовки для игрушек, ножницы, палитры с гуашью, кисти, непроливайки, подставки под кисти, тычки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них, рассматривание альбома «Дымковские игрушки», рисование элементов дымковского узора, чтение стихов и потешек, дидактические игры «Продолжи узор», рассказ воспитателя о работе дымковских мастеров и народных ярмарках.

Ход занятия:

Дети рассаживаются за столы.

В. Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли телеграмму с конвертом, вот она. Хотите узнать, что в ней написано? Воспитатель читает текст.
В. Ну, что, ребята, поможем дымковским мастерам? Давайте посмотрим, что же они нам прислали.

Воспитатель достает из конверта заготовки игрушек.

В. Ребята, посмотрите, здесь отдельные части игрушек, вот такая, уже готовая, и такая, не расписанная. Как вы думаете, какая дымковская игрушка может получится из этих частей?
Д. Индюк.
В. Правильно, эта часть – тело индюка, а эта?
Д. Хвост.
В. Его вы и будете расписывать дымковскими узорами, как настоящие мастера. В. Но, сначала, давайте вспомним, особенности дымковской росписи. Какого цвета основной фон игрушки?
Д. Белого.
В. Назовите элементы дымковской росписи, какие вы знаете?
Д. Круги, кольца, точки, полоски, волнистые линии …
В. А какие цвета используются для выполнения росписи?
Д. Яркие, насыщенные (перечисляют).
В. Ребята, в какой последовательности вы будете выполнять задуманные узоры?
Д . Сначала рисуются большие, крупные элементы, а затем более мелкие.
В. Где будет расположен самый большой элемент?
Д. В центре.
В. Правильно, с него и начнется роспись хвоста. Ребята, а как выполняются тонкие и мелкие элементы?
Д. Кончиком кисти, без нажима.
В. Правильно. Чтобы у нас получилась красивая роспись, кисточку мы держим около железной рубашечки, вертикально. Чем еще можно нанести узор?
Д. Ватными палочками, тычками.
В. Напомните мне, пожалуйста, какие еще правила работы с кисочкой и красками вы знаете?
Д. Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфеткой. Смешиваются краски только на палитре. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку – в баночке оставлять ее нельзя. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.
В. Молодцы. Все мы с вами вспомнили. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

В. А теперь, наши мастера, пора приступать к работе. Воспитатель раздает детали. Внимательно посмотрите на свои детали и подумайте, как вы их украсите, а затем приступайте к работе.

Воспитатель включает аудиозапись спокойной музыки.

В процессе работы, если потребуется, воспитатель индивидуально дает советы по подбору элементов, напоминает порядок выполнения работы, подбадривает детей. Когда дети закончат роспись частей игрушек, объясняет и показывает, как их соединить.

В. Заканчиваем работу, краска должна подсохнуть.

Когда все дети закончили:

В. Ребята, поднимите все глазки на меня и внимательно послушайте и посмотрите. Пока краска на ваших работах сохнет, я покажу, как мы сделаем наши игрушки объемными (показывает тело): чтобы игрушка была устойчивой, нужно немного отогнуть ноги, вот так, а затем вот здесь, в задней части, по метке сделать ножницами надрез, (надрезает) теперь немного расправим заготовку, а затем в надрезы вставим хвост. Вот, какие игрушки у нас получатся. А теперь, если у вас высохла краска, попробуйте все это сделать сами.

Дети выполняют задание, когда все закончили, воспитатель приглашает детей:

В. Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

В. Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера? Оставшиеся заготовки игрушек вы можете взять домой, расписать их и сделать объемные игрушки вместе с родителями. Когда все работы будут готовы, мы отправим их дымковским мастерам.
А теперь пусть наши гости посмотрят на наши работы, полюбуются ими, а мы с вами будем приводить в порядок наши рабочие места.

текст телеграммы: Дорогие ребята! К нам в Дымково в мастерскую по росписи игрушек поступил большой заказ на изготовление сувениров для гостей Нижегородской ярмарки. Помогите нам его выполнить, без вашей помощи нам не справится! Заготовки для игрушек вы найдете в конверте.

Спасибо.
С уважением, дымковские мастера.

Бунь Татьяна
Конспект НОД для старшей группы Тема: «Рисование по мотивам дымковской игрушки».

Образовательные задачи :

1. расширять и уточнять знания детей о дымковской игрушке ;

2. обогащать словарный запас детей;

3. формировать реалистические представления о дымковских мастерах .

Развивающие задачи :

1. продолжать знакомить детей с дымковской росписью : её колоритом, составными элементами;

2. закрепить технические навыки рисования .

Воспитательные задачи :

1. воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, уважение к умельцам-мастерам.

Предварительная работа :

1. рассматривание дымковских игрушек , альбомов, иллюстраций с элементами дымковской росписи ;

2. лепка из белой глины индюка;

3. беседа с детьми о "дымке ".

Оборудование :

1. вылепленный из глины индюк;

2. стаканчики с водой, гуашь, кисти, салфетки;

3. диски с записями музыкальных произведений.

Работа с родителями :

1. консультации в родительском уголке;

Предполагаемый результат :

1. умение использовать в работе элементы дымковской росписи .

Используемые источники :

1. И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду";

2. А. А. Вахрушев "Здравствуй мир".

Ход занятия.

Дети сидят за столами, воспитатель начинает рассказ.

"Если спят у большака,

В инее седом

Спят деревья, спит река

Скованная льдом

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом .

Голубые дали. И село большое

"Дымково " назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые ,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось-бы узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о "дымке " слова,

Заслужив на это право.

Говорят о ней по всюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке ,

Поведём сейчас рассказ".

В. - Скажите, мне, ребята. В какой деревне делают дымковские игрушки ? Как она называется? Из какого материала их делают?

Д. - Деревня называется "Дымково ", делают игрушки из глины , они расписаны яркой краской : красной, жёлтой, синей, зелёной.

В. - А не хотели бы вы сами расписать дымковскую игрушку ?

Д. - Хотим.

В. - А для того, чтобы она получилась яркой и красочной, давайте посмотрим вот на эти игрушки (показать дымковские игрушки ) и скажем какими узорами они расписаны? Какие элементы дымковской росписи здесь есть ?

Д. - Игрушки очень яркие . В них использованы такие элементы "дымки " как : клеточки, кружочки, точки, прямые и волнистые линии.

В. - Скажите, пожалуйста, как правильно пользоваться красками?

Д. - Что бы краска не растекалась, надо набирать её на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на доске.

В. - Правильно. И ещё не забывайте, что сначала надо рисовать крупные элементы , а затем мелкие. И вот ещё что, при наложении одной краски на другую, подождите, чтобы первая краска высохла. Сегодня мы будем расписывать "индюка", которого вы лепили. Посмотрите и послушайте что я вам о нём расскажу.

"Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил

Крылья важно распустил.

Посмотрите - пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя

Индюк сказачно красив

Он напыщен, горделив

Смотрит с высока вокруг,

Птица важная индюк".

В. - А сейчас посидите и подумайте, с чего вы начнёте расписывать своего индюка. Хорошо обдумайте весь ход работы и приступайте расписывать.

По ходу работы обратить внимание на медлительных детей.

Итог : Ну вот, мы с вами на славу поработали. Посмотрите, какие у вас получились красивые игрушки , очень яркие, нарядные. Теперь и вас можно назвать дымковскими умельцами , вы тоже умеете делать игрушки и расписывать их . (раздаётся стук в дверь, входит коробейник) .

Коробейник : Ой, куда это я попал? Шёл на базар, замёрз, вот и решил зайти погреться. А тут оказывается мастера живут, игрушки делают , да какие красивые, яркие, расписные, нарядные. Вот и ещё мне товар для базара.

В. - Покупай наш товар, коль он тебе по нраву. Мы не против. Правда дети?

В. - Но прежде, чем ты уйдёшь от нас на базар с нашим товаром, не хочешь ли ты с нами попеть?

Коробейник : Хочу, очень хочу.

Ну-ка, игрушки и народ

Становитесь в хоровод.

Хоровод : "Как у наших у ворот".

Коробейник : Ну вот и в гостях побывал

И товар подыскал.

А теперь пришло время расставаться. До свиданья, до

свиданья!

Коробейник уходит и уносит игрушки на базар .

В. - И нам, дети, пора прощаться с гостями. Хорошо поработали, пора и отдохнуть.