Неучтенный объем. Допработы неучтенные сметой

КОЛЛЕГИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ

СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ

И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)

Рекомендует с даты официального опубликования настоящей Рекомендации уполномоченным органам государств - членов Евразийского экономического союза при формировании данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами применять методы проведения статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами согласно приложению .

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

Евразийской экономической комиссии

ПРОВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ

НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

I. Общие положения

1. Настоящий документ направлен на регламентацию проведения уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены) статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами (далее - статистические досчеты) в целях обеспечения полноты официальной статистической информации государств-членов об экспорте и импорте товаров во взаимной торговле между государствами-членами (далее - взаимная торговля) и внешней торговле с третьими странами (далее - внешняя торговля) с учетом положений международного методологического стандарта "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" (подготовлен Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций).

2. Целесообразность применения уполномоченными органами методов проведения статистических досчетов обусловлена:

А) необходимостью учета внешнеторговой деятельности, которая не может быть оценена на основе результатов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами и сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государств-членов;

Б) необходимостью охвата данных, поступающих с запаздыванием в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров;

В) возможным неполучением отчетов от респондентов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами.

3. В целях настоящего документа под статистическими досчетами понимаются статистические расчеты, позволяющие оценить (в стоимостных и (или) количественных единицах измерения) неучтенные в рамках официального статистического наблюдения объемы на основе таких методов, как метод товарных потоков, метод оценки расхождений, метод корректировки данных, применяемых в целях достижения полного охвата данных.

II. Метод товарных потоков

4. Метод товарных потоков основан на достижении равенства ресурсов и использования конкретного товара в экономике государства-члена и представляет собой разновидность балансового метода.

Баланс ресурсов и использования товара состоит из двух частей - ресурсной и распределительной, которые, в свою очередь, формируются из отдельных статей.

5. Ресурсная часть баланса, характеризующая имеющиеся в государстве-члене ресурсы товара, складывается из объема произведенного в государстве-члене товара, объема его импорта в государство-член, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на начало отчетного периода.

Распределительная часть баланса охватывает направления использования ресурсов товара и складывается из объема экспорта товара за пределы государства-члена, объема его потребления в государстве-члене (производственного и личного) с учетом возможных потерь, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на конец отчетного периода.

Общая схема баланса выглядит следующим образом:

┌─────────┐ ┌───────────────┐ ┌─┤ Ресурсы ├─┐ ┌──┤ Использование ├──┐ │ └────┬────┘ │ │ └────────┬──────┘ │ \/ │ \/ \/ │ \/ ┌───────────┐ │ ┌────────┐ ┌──────────┐ │ ┌─────────┐ │ Запасы на │ │ │ Импорт │ │ Запасы на│ │ │ Экспорт │ │начало года│ │ └────────┘ │конец года│ │ └─────────┘ └───────────┘ \/ └──────────┘ \/ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐ │ Производство │ ┌──┤ Потребление ├──┐ └──────────────┘ │ └───────┬─────┘ │ \/ \/ \/ ┌────────────────┐ ┌────────┐ ┌────────┐ │Производственное│ │ Потери │ │ Личное │ └────────────────┘ └────────┘ └────────┘

6. Данные о производстве товара формируются в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом необходимости обеспечения наиболее полного охвата производителей.

7. Данные об импорте и экспорте товара формируются на основе сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, в документах, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле, а также в иных источниках информации.

9. Потребление товара производственно-технического назначения охватывает весь фактический расход товара (в основном и вспомогательном производствах, на комплектование продукции, на строительно-монтажные работы, изготовление строительных конструкций и деталей, все виды ремонта, капитальное строительство, выполняемое собственными силами, производство потребительских товаров, все прочие эксплуатационные и хозяйственные нужды организаций), потери и недостачи вследствие аварий, стихийных бедствий, хищений и других причин, продажу населению.

Потребление потребительского товара включает в себя продажу его населению, организациям социальной сферы и иным юридическим лицам.

10. При отсутствии статистических данных по отдельным составляющим потребления товара может осуществляться их экспертная оценка в порядке, установленном уполномоченным органом (например, путем расчета потребления по удельному весу в ресурсах либо в общем объеме потребления на основе анализа динамики показателей и имеющихся статистических данных за предыдущие годы).

11. Разница между ресурсами товара и его использованием рассчитывается по следующей формуле:

Р = (Зн + П + И) - (Пт + Э + Зк),

Р - разница (неучтенный экспорт либо импорт товара);

Зн и Зк - запасы на начало и на конец года;

П - производство;

И - импорт;

Пт - потребление;

Э - экспорт.

Если разница между ресурсами товара и его использованием принимает положительное значение, досчитывается экспорт товара, при отрицательном результате - импорт.

12. Баланс ресурсов и использования товара составляется в натуральном (количественном) выражении. Для стоимостной оценки неучтенных объемов экспорта либо импорта товара может использоваться средняя фактически сложившаяся цена на товар согласно сведениям, содержащимся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, либо цена, определенная экспертным путем.

13. Метод товарных потоков применим для проведения досчетов, если в распоряжении у составителей баланса имеются надежные источники статистической информации (например, опрос или обследование) по всем статьям баланса.

Поскольку причиной отсутствия баланса между ресурсами и использованием товара может являться неполнота информации по любой статье баланса, досчеты по статьям "экспорт" либо "импорт" осуществляются в тех случаях, когда данные по другим статьям баланса признаны более надежными.

14. Экспертное распределение объемов статистического досчета по странам позволяет разделить досчет на внешнюю и взаимную торговлю товарами.

15. Оценка неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами государства-члена с использованием метода товарных потоков проводится отдельно по каждому товару (группе товаров). Рекомендуется определить перечень товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров, по которым осуществляется построение балансов.

16. При применении метода товарных потоков в качестве контрольного индикатора может быть использовано совокупное стоимостное расхождение между ресурсами товаров в экономике государства-члена и их использованием, рассчитываемое на основе статистики национальных счетов.

III. Метод оценки расхождений

18. Метод оценки расхождений основывается на сравнении двух источников данных об одном и том же явлении.

19. Источниками данных при использовании метода оценки расхождений могут служить сведения из документов, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле (далее - статистические формы), и сведения из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемых в налоговые органы государств-членов (далее - заявления).

20. Для определения стоимостного объема статистического досчета по импорту товаров рекомендуется сформировать перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) (далее - налогоплательщик), представивших в налоговый орган государства-члена заявления за каждый месяц отчетного периода, а также перечень респондентов, представивших в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров за каждый месяц отчетного периода. Путем сравнения этих двух перечней формируется перечень налогоплательщиков, которые не представляли в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров, но представили в налоговый орган заявления (далее - перечень сравнения).

21. Стоимостной объем статистического досчета по импорту товаров рекомендуется определять за каждый месяц отчетного периода по каждому государству-члену в отдельности (устанавливается по указанному в заявлении месту нахождения продавца товара) путем суммирования стоимостей товаров, указанных в заявлениях налогоплательщиков, включенных в перечень сравнения по импорту товаров.

22. Если стоимость товара указана в заявлении не в долларах США, то пересчет в доллары США предлагается производить по курсу национального (центрального) банка государства-члена на указанную в заявлении дату принятия на учет товара.

23. Распределение объема статистического досчета по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендуется производить при наличии в заявлениях необходимой информации.

В этом случае статистический досчет может осуществляться как в стоимостном, так и количественном выражении.

24. Расчет стоимостного объема статистического досчета по экспорту товаров рекомендуется осуществлять аналогичным образом, учитывая, что для формирования перечня сравнения необходимо использовать сведения о налогоплательщиках, указанных в качестве продавцов товаров в заявлениях, представленных в налоговые органы других государств-членов.

25. В качестве источника данных для сравнения при проведении статистических досчетов неучтенных объемов взаимной торговли товарами методом оценки расхождений могут использоваться данные статистики взаимной торговли товарами другого государства-члена ("зеркальные" данные).

IV. Метод корректировки данных

26. Метод корректировки данных предназначен для устранения эффекта систематического занижения оперативных данных статистики внешней торговли товарами, возникающего по причине запаздывания поступления первичной статистической информации в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров.

Данный метод основан на расчете коэффициента корректировки данных за последний месяц отчетного периода (далее - коэффициент корректировки) и его применении для статистического досчета оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последний месяц каждого отчетного периода.

Метод предполагает корректировку данных только за последний месяц отчетного периода. Статистический досчет, осуществленный в отчетном периоде, в данные за последующие периоды не включается.

27. Расчет коэффициента корректировки и осуществление статистического досчета рекомендуется проводить для категорий товаров (с максимально возможным уровнем детализации по ТН ВЭД ЕАЭС), за счет которых происходит систематическое занижение оперативных данных статистики внешней торговли.

28. Для расчета коэффициента корректировки из оперативных данных статистики внешней торговли товарами, сформированных в каждом из отчетных периодов предыдущего года, отбираются данные за последний месяц каждого отчетного периода и данные за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли за каждый последующий отчетный период. Таким образом формируется 11 пар данных за периоды с января по ноябрь предыдущего года - одна пара значений по каждому месяцу. Пара данных за январь получается из оперативных данных за январь и данных за январь из оперативных данных за январь - февраль, пара данных за февраль - из данных за февраль из оперативных данных за январь - февраль и данных за февраль из оперативных данных за январь - март и т.д. Данные за декабрь для расчета коэффициента корректировки не используются.

По каждой паре данных рассчитывается коэффициент изменения данных за последний месяц отчетного периода из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за отчетный период и данных за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последующий период (далее - коэффициент изменения данных) по следующей формуле:

I - порядковый номер месяца, принимает значения от 1 до 11.

Итоговый коэффициент корректировки определяется как среднее геометрическое полученных значений коэффициентов изменения данных.

29. Расчет коэффициента корректировки рекомендуется проводить до формирования оперативных данных статистики внешней торговли товарами за январь каждого года и использовать его при формировании оперативных данных статистики внешней торговли товарами ежемесячно для статистического досчета данных за последний месяц каждого отчетного периода года.

V. Заключительные положения

30. Принятие решения уполномоченным органом о проведении статистических досчетов, в том числе выбор метода их проведения, рекомендуется осуществлять с учетом экономической значимости и конкретных потребностей государства-члена в соответствующих данных, а также целесообразности организации данной работы.

31. Использование методов, предусмотренных настоящим документом, для проведения статистических досчетов не исключает применения уполномоченными органами других методов.

Применение нескольких методов в целях достижения полного охвата данных требует анализа полученных результатов на предмет недопущения двойного счета.

32. При невозможности распределения объема статистического досчета по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (в целях идентификации статистического досчета) рекомендуется использовать в качестве кода товара условный код 9800 00 000 0.

33. В случае проведения статистических досчетов уполномоченным органам рекомендуется включать в метаданные подробное описание используемых в этих целях методов, чтобы обеспечить надлежащее использование статистических материалов и облегчить проведение сопоставлений на международном уровне.

22 Ноября 2017, 09:31 , вопрос №1820725 Наталья Николаевна

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1.Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара,объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Иных вариантов пока не усматривается, поэтому представляйте обоснованный расчет на 10% и изменяйте условия контракта.

Лимит на заключение контрактов с единственным поставщиком действительно существует и его как правило не хватает, по этому этот вариант может не устроить заказчика.

увеличение контракта на самом деле будет не совсем законно поскольку в контракт включатся новые виды работ которых ранее в контракте не было, а 44 -ФЗ допускает только изменение объема работ на 10 % с перерасчетом по расценкам за данные виды работ которые уже указаны в контракте.

Выход вижу в проведении дополнительной закупке. Или расторжение данного контракта и заключение нового с полным перечнем работ.

получен
гонорар 33%

Добрый день, как ранее Вам уже предложил заказчик - Вы можете увеличить цену контракта в пределах 10% на основании пункта «б» части 1 статьи 95 Закона о Закона о контрактной системе. Вам необходимо просмотреть если в Вашей смете виды работ, которые необходимо выполнить дополнительно. Если у Вас появляются новые виды работ, тогда есть риск, что заказчик их не оплатит. Если хотя бы частично указанные виды работ есть в смете, то увеличивайте их объем и сумму контракта в пределах 10%, остальное добивайте по пункту 4 статьи 93 44-ФЗ, может кто-то из структурных или подведомственных подразделений заказчика сможет оплатить данные работы (не до конца израсходован лимит договоров с единственным поставщиком). Разыграть в этом году новую закупку заказчик уже не успеет. При общении с заказчиком можете сослаться на Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3632:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.
Учитывая, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заменять одни виды работ на другие недопустимо.
При этом частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте. При этом цена контракта не может быть изменена.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, изменение контракта по соглашению сторон допустимо в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика объема работ, предусмотренных контрактом, но не более чем на 10% цены контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п.

Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями.

В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается.

В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту.

ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты?

ОТВЕТ:

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 " О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ" п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).

Согласно п. 3.5.9.1 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349) часть резерва на непредвиденные работы и затраты передается Заказчиком Подрядчику только в случае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается в распоряжении заказчика. При этом сообщаем, что в связи с выходом "Порядка..." письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12 утратило силу. (Извлечение из письма Минстроя РФ от 30.08.1995 №12-251 " О РЕЗЕРВЕ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ").


ВОПРОС: Непредвиденные затраты 2% можно ли применить к ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальное обоснование кроме МДС 81-35.2004 ? Как применять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит в непредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС 81-35.2004 ?

ОТВЕТ:

Непредвиденные в размере 2% применяются при капит а льном ремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.

В смете начисляется на итог перед НДС (т.е. на стоимость СМР с учетом затрат на временные здания, зимнее удорожание, перевозку рабочих (если вы их берете) .

Для обоснования непредвиденных затрат, при составлении КС , дела ется отдельный расчет на работы (стоимость должна быть не менее резерва, предусмотренного сметой), которые не предусмотрены сметой к договору, не являются дополнительными работами, возникшими в процессе выполнения работ, но являются необходимыми (допустим, ошибка в проектной документации на ремонт, если таковая имеется).

Непредвиденные затраты - лимитированная сумма. И если ее не хватает, значит надо вносить изменения в проектно-сметную документацию и учитывать затраты именно на непредусмотренные работы, которые возникли в процессе строительства. А если твердая договорная цена с учетом лимита непредвиденных не покрывает расходов на возникшие работы, то подрядчик должен разложить "непредвиденные затраты" все по "полочкам" (составить смету, калькуляцию и т.д.) для заказчика, и заказчик должен определить нужно ли это, т.к. это его дополнительные расходы. И это прописывается в договоре подряда обязательно т.е. " форс-мажорные обстоятельства". При определении дополнительных затрат все прописывать нужно в договоре подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО .


ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет стоимости строительства.

ОТВЕТ:

На основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).


ВОПРОС: Государственная экспертиза исключает резерв из сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?

ОТВЕТ:

Учитывая, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение) предназначено для установления требований к разделам и содержанию проектной документации, а не к порядку учета в сметной документации отдельных видов затрат, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 628 пункты 31 (1) и 31 (2) указанного Положения были исключены.

Согласно пункту 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

Порядок составления сметной документации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

Пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяется в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.


ВОПРОС: При составлении последней редакции МДС 81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, а именно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новая редакция МДС:

- включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектов производственного назначения) при формировании твердой договорной цены,

- включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованной при формировании договорной цены.

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета для объектов капитального строительства производственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.

При этом возможность учета части резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Учитывая изложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену, устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такого подтверждения цена государственного контракта может быть снижена.


ВОПРОС: При прохождении экспертизы проектно-сметной документации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от 01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств на непредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1) и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.

ОТВЕТ:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220 внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика), в том числе в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.


ВОПРОС: В настоящее время нашей организацией проводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство.

По данному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средств федерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.

В целях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной) цены контракта просим:

1. Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контракта является твердой.

2. Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием регламентирующего документа по данному виду расчета.

3. Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы при строительстве объекта.

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться в Минэкономразвития России.

При этом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.

По мнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденные работы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может быть включена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).

Кроме того, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.


Рассмотрим практическую ситуацию.

Организация заключила договор подряда на (капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов). Была составлена смета. В договоре есть пункт, в котором определено, что если в процессе выполнения работ выявятся работы, не указанные в смете, то между подрядчиком и заказчиком заключается дополнительное соглашение. В настоящий момент часть этих работ (которых нет в смете) уже выполнена, а часть предстоит выполнить. Какими документами оформить уже осуществленные дополнительные работы и как отразить работы, к которым только планируется приступить?

Юридические нормы

Для полного понимания сложившейся ситуации нужно обратиться к Гражданскому кодексу РФ в части определения прав и обязанностей заказчика и подрядчика.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, тогда подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре цены работы, вправе отказаться от договора. При этом подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Следовательно, первый и фактически единственный шаг, который подрядчик должен предпринять, - это получение согласия от заказчика на дополнительные работы. Такое согласие следует оформить дополнительным соглашением к договору подряда, в котором требуется указать объем допработ и установить их стоимость (составить дополнительную смету либо определить твердую фиксированную цену).

Возможные варианты

Если допработы были выполнены до подписания с заказчиком дополнительного соглашения на их проведение, то возможны следующие варианты.

Отдельный этап

Выполненные дополнительные работы являются отдельным этапом по договору подряда, и их результат передается заказчику отдельно от остальных работ. В этом случае возникает некая правовая коллизия: сделаны работы, которые заказчик еще не заказал и по которым не оговорены существенные условия (цена, сроки и т. д.). Однако, если договоренность с заказчиком о проведении этих работ будет достигнута (подписано дополнительное соглашение) и работы будут ему сданы, то проблем у подрядчика быть не должно. Расходы на данные работы учитываются в себестоимости строительства, а согласованная с заказчиком цена сданных работ отражается как . Если договоренность с заказчиком о выполнении дополнительных работ достигнута не будет, то понесенные расходы подрядчик списывает в прочие расходы (счет 91) без учета их для целей налогообложения. Поскольку они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (экономически не обоснованы и не связаны с получением дохода).

Допработы не выделены

Поэтапная сдача договором подряда не предусмотрена, а дополнительные работы входят в общий объем работ по договору, результат которых подрядчик передает заказчику после окончания всех работ по договору. В такой ситуации затраты на выполненные допработы, не согласованные с заказчиком, можно отнести в расходы на строительство до момента, когда у подрядчика возникнет уверенность, что данные работы заказчик не согласует. Тогда затраты на несогласованные работы, как и в первом варианте, относятся в прочие расходы без учета для целей налогообложения. Если же заказчик согласует выполненные допработы, то затраты на них, учтенные в общих расходах на строительство, признаются в бухгалтерском и налоговом учете как обоснованные расходы, связанные с возведением объекта.

Отражение расходов

Документальное отражение дополнительных расходов, произведенных как до подписания соглашения с заказчиком, так и после, ничем не отличается от обычного оформления расходов, связанных с выполнением работ по договору. Для этого применяются регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные организацией в учетной политике, и соответствующие первичные документы по движению материалов, оплате труда и т. д.

Что касается оформления дополнительных работ между заказчиком и подрядчиком, то это определяется условиями договора строительного подряда.

Так, например, если стороны подписывают ежемесячно форму № КС-2 (справку № КС-3), то допработы могут быть оформлены этими документами. Причем, когда речь идет о дополнительных работах как об отдельном этапе, сдача которого оформляется актом № КС-2, эту форму следует составить отдельно на данные работы по согласованной с заказчиком цене.

Если же выполнение дополнительных работ - часть работ по договору подряда, то допускается включать их в общий акт выполненных работ по договору (например, № КС-2) со ссылкой на соответствующие позиции согласованной с заказчиком дополнительной сметы. Если указанная смета не согласовывалась, а была определена твердая цена, то дополнительные работы можно оформить отдельным актом № КС-2.

Важно понимать, что порядок такого оформления является предметом договоренности сторон. А то, о чем договорятся стороны договора, не может считаться неправильным, если это не противоречит нормам законодательства.

Обратите внирмание ! При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Октябрь 2013 г.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.