Научно-познавательный рассказ - что такое? Научно-познавательная литература. Познавательные рассказы для детей Детские научно познавательные рассказы

Научно-познавательный рассказ-это изложение в краткой форме, о

каком-либо научном факте.
Научно-познавательной литературы в книгах для чтения нет - встречаются лишь научно-художественные, очерковые тексты, в то время как во внеклассном чтении их много. Так называемые научно-познавательные статьи, учебные тексты составляют основу природоведения. Учить их читать и работать с ними необходимо. В отличие от художественной литературы в научно-познавательных статьях другой предмет познания- не образы, а понятия, соответственно, и цель чтения меняется- это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи. Научно-познавательные тексты отличаются от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте зарисовки детали объекта. Научно-познавательную литературу подразделяют на научно-популярную и научно-художественную. Каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи: - научно-популярная статья «призвана прямо сообщать детям определенные знания»; -научно-художественное произведение «как бы конкретизирует материал, данный в произведении научно-популярном, и развивает творческую любознательность читателя» В научно-художественном произведении сильнее художественный элемент, в научно-популярных – логический. В статьях для детей не исключается возможность использования образных средств языка. Рассмотрим на конкретном примере, как протекает на уроке работа над восприятием, пониманием, осознанием, воспроизведением научно- познавательной статьи, очерка. Рассказ К.Г.Паустовского, « Какие бывают дожди?»
Актуализация знаний(подготовка к чтению).

У. Посмотрите внимательно на репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Какие звуки вы слышите? А хотите побывать под дождём? (Включаю запись шума дождя, открываю зонт) У. Ну, бегите ко мне, прячьтесь под зонт. Что вы услышали? Д. Мы услышали дождь. У. А что такое дождь? Каким он бывает, вы знаете? (Дети говорят,то, что они знают о дожде, сообщают сведения из БЭКиМ). У. А разве может быть много дождей? Говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Почему о дожде говорят по- разному? Вам это интересно? Д. Да. Тема, цели урока. У. Я думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о дожде? Произведения какого автора мы изучаем? Д. Мы изучаем произведения Константина Георгиевича Паустовского. У.Тема сегодняшнего урока: Произведения К. Г. Паустовского. Какие бывают дожди? Кто поставит перед нами цели урока? Д. Будет знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения. У. Молодцы. Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, закрепить знания о видах рассказов, научиться работать с таким рассказом, вспомнить изученные произведения К.Г.Паустовского Проверка домашнего задания. У. Посмотрите на рисунки. Назовите произведения. (Дети называют произведения К.Г.Паустовского). У. Расскажите, что вы знаете о герое рассказа «Кот-ворюга». Какой это рассказ? (Дети отвечают на вопросы).
Изучение нового произведения.

У. К.Г. за свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».
Первичное чтение.
У. Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение такого замечательного автора, определите его жанр и тему. (Дети выполняют задание). У. Услышали дождь? Звуки? Запахи? Понравилось? (Дети делятся впечатлением от рассказа). У. Каков жанр, тема произведения? Д. Рассказ о природе. У. Похож ли этот рассказ на изученный рассказ о коте? Д. Нет У. А почему? Д.«Кот-ворюга» - юмористический рассказ, а этот другой? У. Какие ещё бывают рассказы? (Дети отвечают, или рассматриваем схему). У. Это ребята научно-познавательный рассказ и он отличается от художественного. Вы заметили чем? Сравним с рассказом «Кот-ворюга». Д. Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств. У. Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский? Д. Он даёт нам сведения о дожде. У. Да дети такие рассказы передают факты и их описание. Сейчас мы и будем искать факты, их описание, перечитывая текст.
У. Давайте изобразим движением дождь.
Вторичное чтение.
У. Мы часто на уроках говорим о широком потоке информации, которую вы получаете в школе, дома, на улице. Чтобы лучше запомнить её, нужно учиться запоминать самое главное. Как можно это записать, в виде чего? Д. Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное. У. На сколько частей вы разбили бы текст? (Дети называют свои варианты. Далее урок строится в зависимости от того, сколько частей выделят дети)). У. Используя прочитанный вами рассказ, мы рассмотрим такое явление природы как дождь и составим план. Можно ли как-то заранее узнать о приближении грозы, ненастья, дождя? Д. О приближении дождя мы узнаём по приметам. У. Какие приметы выделил автор? (Дети читают первый абзац)). У. Как понимаете слово «голосят»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Как К. Г. Паустовский передаёт состояние природы перед дождём? (Дети продолжают читать первый абзац, озаглавливают первый пункт плана). У. Как описано начало дождя? (Дети читают второй абзац). 8 слайд. У. Как понимаете слово «крапает»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Послушайте, какие звуки слышны в природе, когда капают первые капли. (Дети слушают запись «Начало дождя»). У. Какие ещё звуки вы услышали, кроме первых капель. Я подскажу: «О них не говорилось в рассказе! Д. Звуки грома и голоса птиц.
У. Как озаглавим эту часть. Д. Начало дождя. У. Что происходит дальше? (Дети читают третий абзац). У. Послушаем эти звуки, а запахи вспомним. (Дети слушают запись «Шум дождя», озаглавливают 3 часть). У. Какие дожди автор описал? Перечислите их. Д. Это дождь спорый, грибной, слепой и, как говорят, дождь льёт стеной. У. Как озаглавим эту часть. Д. Виды дождей. У. Давайте опишем эти дожди и составим таблицу «Виды дождя», используя данные БЭ и словаря – это задание первой группе, а вторая группа – использует описание К.Г. Паустовского и заполняют карточку, а третья группа – распределяют готовые описания и названия дождей у доски (Дети зачитывают отрывки, заполняют таблицы «Виды дождя»: 1 гр. – используя Толковый словарь, 2 гр. – используя материал рассказа в карточке, 3 гр. – распределяют готовые описания и названия дождей у доски). У. Проверим. Молодцы, хорошо справились с работой У. Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим!!! Посмотрите на слайд, какого вида дождя здесь нет? Виды дождя Название Описание Спорый (быстрый, скорый) Льёт отвесно, сильно, все г д а приближается с набегающим шумом.
Если на реке, то слышен звон капель. Грибной Сонно сыплет из низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет. Стеной Сплошной и напряжённый гул. Д. Нет слепого дождя. У. Заканчивается урок, описание дождей тоже закончилось, значит, дождь окончился. (Включаю запись «После дождя»). Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили, увидели капельки, которые падали с неба, с веток, с проводов после дождя? Положите их в мои ладошки. (Дети описывают капельки, передавая своё настроение, кладут их в ладошки учителю).

Научно-познавательный рассказ - что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста - вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация - а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ - это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также общества - все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения - проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры - всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Научно-познавательный рассказ - что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста - вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация - а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ - это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества - все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения - проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры - всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

Начальные классы

Урок-исследование: сравнение научно-познавательной статьи и художественного рассказа

Ломец Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»

Русская литература (литературное чтение)

Тема: 1) научно-познавательный рассказ «Луна»; 2) рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели: сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и особенностей.

Задачи: повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров.

Оборудование: выставка энциклопедий по теме «Космос», таблица «Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения», карточки для сравнительного анализа рассказов, стикеры «Звёздочки».

Ход урока

I Организационно-психологический момент

Ученик читает стихотворение «Родная планета»

Вверх взлетим, как ракета.

Вниз полетим, как комета.

Мы к звёздам стремились и к свету,

Теперь на родную вернёмся планету.

Есть девять планет, но эта –

Третья от Солнца планета –

Родная наша Земля.

Широка и привольна она!

Здесь шумят и леса, и поля.

Никогда не наскучит она!

II Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что означает слово «исследование»? / изучение, поиск, опыты, наблюдение…/

– Так как мы с вами работаем над проектом «Космос», тема нашего исследования на уроке такова (запись на доске ): сравнение и анализ научно-познавательного текста и художественного рассказа.

Цель: найти отличительные черты научно-познавательной рассказа в сравнении с художественным рассказом.

III Актуализация знаний. Викторина (за правильный ответ ученик наклеивает себе звёздочку)

СЧИТАЛОЧКА

Отправляются ракеты

На любую из планет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Назовите, что хотите –

Весь на выбор небосклон:

Есть Венера, есть Юпитер,

Марс, Меркурий и Плутон.

Кому выпадет водить –

Раз, два, три – ракета ждёт.

Начинается отсчёт:

Пять, четыре – небосвод,

Три – нацелился пилот,

Два, один – вниманье, ВЗЛЁТ!

1. Что такое космос? / это всё, что существует: Солнце, Земля, Луна, планеты, звёзды, кометы/

2. Какие отличительные черты космоса вы знаете? / нет кислорода, существует невесомость/

3. Какой цвет неба в космосе? / чёрный/

4. Что такое звёзды? / это громадные газовые шары, температура которых достигает нескольких тысяч градусов/

5. Сколько звёзд известно учёным? / 200 млн./

6. Какие бывают звёзды? / гиганты, карлики/

7. Какая звезда самая крупная в нашей системе? / Солнце/

8. Сколько планет в Солнечной системе? / 9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон/

9. Какая планета ближе всех к Солнцу? / Меркурий (бог торговли)/

10. Как называют вторую планету? /Венера/

11. Дайте название красной планете. Почему её так называют? / Марс, бог войны/

12. У какой планеты имя бога морей? / Нептун/

13. Какая планета самая далёкая? / Плутон/

14. У какой планеты есть множество колец? / Сатурн/

15. Назовите планеты-гиганты. / Сатурн, Юпитер/

16. Какая планета самая горячая? Холодная? Почему? / Меркурий, ближе всех к Солнцу; Плутон, дальше всех от Солнца/

17. Какая планета самая большая? / Юпитер/

18. Какая планета может быть видна даже днём? / Венера/

19. У чего есть корона? Из чего она? / у Солнца; облако газов/

20. Как называется наша Галактика? / Млечный путь/

21. Сколько существует созвездий? / 88/

22. Как называют созвездие в виде перевёрнутого ковша? / Большая медведица/

23. Что такое комета? / огромная глыба из камня и льда/

24. Что такое орбита? / траектория, по которой движется планета/

25. Что такое спутник? / небольшие небесные тела, которые вращаются вокруг планет/

26. Назови спутник Земли. / Луна/

27. Как называется прибор для изучения звёзд и планет? / телескоп/

28. Как называется здание, из которого ведутся наблюдения за космосом? / обсерватория/

29. Какой цвет имеет Земля, если на неё смотреть из космоса? / голубой/

30. Назовите имя первого космонавта и дату его полёта в космос. / Юрий Гагарин; 12 апреля 1961 года (в этом году отмечалось 50-летие первого паллета в космос)/

31. Назовите имя первой женщины-космонавта. / В.Терешкова/

32. Назовите имена космонавтов-белорусов. / Пётр Климук, Владимир Ковалёнок/


IV Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения (ученики называют, на доске «открываются» окошки таблицы)

Научно-познавательный рассказ

Художественное произведение

· Название

· Не всегда указывается автор

· Нет сюжета

· Научные сведения и факты

· Название

· Есть сюжет

· Художественная выразительность

V Физкультминутка «Кто на месяце живёт»

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (ходьба на месте )

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (наклоны вперёд на несколько секунд )

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (машут руками за спиной )

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой )

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф,

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол. (приседания )

Ну, и мы давайте сядем

И откроем-ка тетради. (возвращаются за парты )

VI Работа с текстами. Заполнение карточки сравнения рассказов. Работа в парах.

– Чтобы достигнуть цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказы, которые читали дома, и заполнить карточки для сравнения.

1. Чтение текстов:

Луна

Луна – естественный спутник Земли. Она движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз меньше Земли.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

На Луне нет воздуха и воды, поэтому люди там не живут.

На Луне можно увидеть светлые и тёмные пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки (равнины).

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне всюду видны лунные кратеры (ямы), которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса.

На поверхности Луны днём стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна

/В. Горьков, Ю. Авдеев/

Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом пространстве – это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству, её изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезла совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

ПОЧЕМУ ЛУНА – СПУТНИК?

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

Искусственные спутники – это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Луна – единственный естественный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооружённым глазом лучше, чем любая планета в телескоп . Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что её красивая поверхность не ровная и чрезвычайно сложная. В бинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет ни капли воды.

Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года. Для всестороннего её исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (учёных, изучающих Луну). Много загадок хранит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959, когда автоматическая станция «Луна-3» сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков были составлены карты поверхности луны.