Мир биологии обобщение знаний тест. Иммунологическую защиту организма обеспечи-вают

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

Умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло-гическим вопросам;

Воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные : о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

Личностные результаты обучения биологии :

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные : выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Учащиеся овладевают законом о согласованном и закономерном действии множества систем, обес-печивающим превращение материи и освобожде-ние энергии (связь органоидов клетки, клетка как структурная единица живого).

Формируем научное мировоззрение о взаимо-связи структуры органоидов в связи с выполняе-мой функцией.

Проверяем и оцениваем не столько знания фактов, сколько владение системой понятий, уме-ниями устанавливать связи между понятиями, объяснять биологические явления (единство и противоположность пластического и энергетиче-ского обмена).

Базовые знания

основные положения клеточной теории

химические соединения клетки и их роль в жизнедеятельности клетки

роль ферментов в обмене веществ

строение гена как единицы наследственной информации

генетический кОд и биосинтез белка

основные структуры клетки, связь их строе-ния и функции

особенности клеток прокариот и эукариот; автотрофных и гетеротрофных клеток; строе-ние вирусов

метаболизм в клетке: энергетический и пла-стический обмены

Фотосинтез — пластический обмен у растений

Выводы

Клетка является структурной и функцио-нальной единицей, также единицей развития всех живых организмов, обитающих на Земле, (прокариот и эукариот).

Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о едином происхождении всего живого.

Вся информация о структуре и деятельности клеток, о всех признаках клетки заключена в ДНК — носителе и хранителе генетической информации

Генетический код един для всех живущих на Земле существ (от бактерий до человека). Од-ни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Темы рефератов

Автотрофы, фотосинтез и жизнь па Земле

Функции белков в живом организме

Проблема пищевого белка

Вирусные заболевания

Вода и жизнь клетки

Ферменты — биологические катализаторы

Вопросы

Докажите, что живая клетка является откры стемой. Можно ли провести ее сравнение с ко. том и чем интересно такое сравнение для наую

При интенсивной деятельности нужна глюкоза. Участникам лыжных пробегов в пути дают сахар.С какой целью?

Согласно распространенной теории симбиогенеза митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды — от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?

В клетке всегда имеется много ферментам разрушающих нуклеиновые кислоты. Почему деятельность не нарушает нормального функционирования клеточных ДНК и РНК?

По формуле 20 подсчитайте, сколько быть видов белков. Что означает цифра 20п? мономеров в белке (от 100 до 1000 и более) , молекулы белка в среднем 100 нм. Хватит ли жизни, чтобы на сверхзвуковом самолете пролететь. вдоль цепочки, составленной из молекул всех возможных белков?

Как организм человека защищается от возбудителей инфекционных заболеваний? Какие клетки и ткани и как участвуют в защите?

Отличаются ли значительно по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.

Тесты

1.Какое положение клеточной теории доказывает единство происхождения всех живых организмов, единство органического мира?

А.Каждая клетка возникает из клетки, путем; деления исходной.

Б. Клетка представляет собой основную едини1 строения всех живых организмов.

В. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой функции и образуют ткани.

Г. В клетках одноклеточных и многоклеточных ганизмах сходный обмен веществ. ■

2. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка, называется:

А. Хроматидой. Б. Нуклеотидом. В. Пептидом Г. Геном.

Группа чрезвычайно простых организмов, способ ных жить и размножаться только в живых организмах относятсяк:

А. Бактериям. Б. Вирусам. В. Эукариотам. Г.Цианеям.

4.Необходимейшим веществом в клетке, участвующим почти во всех химических реакциях является:

А. Полинуклеотид. Б. Полисахарид, В. Полипеп-тид. Г. Вода.

5.Как называются органоиды, присутствующие в клетках всех организмов, состоящие из двух неодина-ковых по размеру частиц, имеющие микроскопические размеры?

А. Лейкопласты. Б. Рибосомы. В. Лизосомы. Г. Хромосомы.

6.Молекулы белков, связывающие и обезвреживаю-щие чужеродные клетки и вещества, выполняют функ-цию:

А. Энергетическую. Б. Транспортную. В. Каталитическую. Г. Защитную.

7.Хроматиды каждой хромосомы начинают расхо-диться к противоположным полюсам клетки в процессе:

А. Метафазы. Б. Телофазы. В. Анафазы. Г. Профазы.

8.Какая структура клетки образует своеобразный барьер, через тонкие каналы этой части клетки осуще-ствляется транспорт веществ в клетку и обратно?

А. Эндоплазматическая сеть В. Цитоскёлет

Б. Плазматическая мембрана Г. Пластиды

9.Для какой фазы важнейшего процесса, протекаю-щего в зеленых растениях, характерно образование уг-леводов в результате последовательных превращений воды и углекислого газа?

А. Фазы транскрипции. Б. Темновой. В. Свето-вой. Г. Энергетического обмена.

Процесс нарушения природной структуры одного из важнейших соединений клетки называется:

А. Полимеризацией. Б. Конденсацией. В. Дена-турацией. Г. Редупликацией.

Вода — основа жизни:

Она может находиться в трех состояниях (жид-ком, твердом и газообразном):

Б. В клетках зародыша ее большее 90%

Является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена

Г. Охлаждает поверхность при испарении

12. Биоэлементами называют химические элементы

А- Входящие в состав живой и неживой природы Б. Участвующие в жизнедеятельности клетки

В. Входящие в состав неорганических молекул Г. Являющиеся главным компонентом всех органи-чески х соединений клетки

13.Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:

А. Нуклеотиды. Б. Аминокислоты. В. Пептиды. Г. Моносахариды.

14.Ферменты:

А. Являются основным источником энергии.

Б. Ускоряют химические реакции и имеют белко-вую природу.

В. Транспортируют кислород.

Г. Участвуют в химической реакции, превращаясь в другие вещества.

15.Понятие «гомеостаз» характеризует:

А.Состояние динамического равновесия природ-ной системы, поддерживаемое деятельностью регу-ляторных систем,

Б. Процесс разрушения клеток путем их растворе-ния.

В.Общее снижение жизнеспособности организма.

Г. Процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода.

16.Иммунологическую защиту организма обеспечи-вают:

А.Белки, выполняющие транспортную функцию.

Б. Углеводы.

В.Различные вещества в составе крови.

Г. Особые белки крови—антитела.

17.Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:

А.Способность воспроизводить себе подобных

Б. Доклеточные образования, обладающие некото-рыми свойствами клеток

В.Систему «записи» наследственной информации в молекулах ДНК

Г. Процесс образования живыми организмами ор-ганических молекул из неорганических

18.Метаболизм складывается из двух взаимосвязан-ных й противоположно направленных процессов:

Жизни и смерти. Б. Синтеза и распада.

Возбуждения и торможения. Г. Поглощения, кислорода и выделения углекислого газа.

19.Хлоропласта характерны для клеток: ,

А. Покровной ткани. Б. Животных. В. Рас-тений и животных, Г. Только растений.

20.Биологическое: значение митоза:

А,Поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях.

Б. Происходит перекомбинация наследственной ин-формации.

В.При слиянии клеток образуется новый организм.

Г. В результате деления образуется многоядерная

Правильные ответы

Выберите правильные утверждения

1.Единственная молекула ДНК бактерий имеет кольцевую форму.

2.Все живые организмы состоят только из клеток.

3.Для живых организмов характерны обмен веществ, раздражимость, размножение, наследственность и изменчивость.

4.В живых организмах обнаружены все элементы таблицы Менделее- ва.

5.Осмосом называют растворение веществ в воде.

6.Белки составляют большую часть веществ клетки.

7.Жиры не растворяются в воде.

8.В состав белков входят аминокислоты, прочно связанные между со-бой водородными связями.

9.При расщеплении одинакового количества жира и углеводов выде-ляется равное количество энергии.

10.Пептидной называют связь между углеродом карбосильной группы и азотом аминогруппы в молекуле белка.

11.ДНК имеется в клетке только в ядре.

12.Основная функция рибосом — участие в биосинтезе белка.

13.В состав вирусов обязательно входит ДНК.

14.В неделящейся клетке нет хромосом.

15.Количество митохондрий и пластид может увеличиваться только путем деления этих органоидов.

16.Вакуоли имеются только в растительных клетках.

17.По принципу комплементарности А-У и Г-Ц.

18.Спиртовое брожение может проходить только в отсутствие кисло-рода.

19.Ассимиляция и диссимиляция составляют энергетический обмен в организме.

20.Мейоз происходит в семенниках человека в зоне размножения.

Правильные ответы

1, 3, 7, 10, 12, 15, 17.

Кроссворд

1.Голландский ботаник, предложивший название «вирус».

2.Белковая оболочка вируса.

3.Вирусы, используемые человеком для борьбы с болезнетворными бактериями.

5.Болезнь, вызванная вирусом эпидемического паротита.

6.Особая группа вирусов, которая заражает бактериальные клетки.

7.Болезнь, вызываемая вирусом гепатита.


Клеточная теория и микроскопия - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

ЦИТОЛОГИЯ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРОЕНИЕ МЕМБРАНЫ.

ЦИТОЛОГИЯ к ЕГЭ . ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

Цитология . Органоиды | ЕГЭ | Биология

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Хостинг презентаций

Учитель биологии МАОУ-СОШ №165
Шарапова М.С.

5 класс
Урок обобщения и систематизации знаний
по теме «Биология-наука о живом мире»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Предметные результаты: формировать умение применять полученные знания
Метапредметные результаты (формируемые УУД):
Коммуникативные-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Регулятивные-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные - формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.
Оборудование: учебник, 3 комплекта карточек для конкурса «Потерянные буквы», 3 конверта с разрезанным изображением микроскопа, рисунки растительной и животной тканей, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Организационный момент (учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников)
Основной этап. Закрепление знаний. Игра.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами завершаем первую и очень важную тему: «Биология-наука о живом мире».
Предлагаю сегодня поиграть. Мы разделимся на 3 команды. Придумать название команды, выбрать командира.
1. Конкурс «Блицопрос» (Работает вся команда. За правильный ответ 1 балл.)
1. Как называется наука, изучающая живые организмы? (Биология.)
2.Как называется наука, изучающая грибы? (Микология.)
3. Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)
4. Как называется наука, изучающая животных? (Зоология)
5. Перечислить признаки живого. (Питание, дыхание, обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость)
6. Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупа и микроскоп.)
7. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал)
8. Поддерживает форму и объем клетки? (Вода)
9. Какие вещества остаются, когда прогорит костер? Неорганические (минеральные соли)
10. Назовите ткани животных. (Нервная, мышечная, соединительная, эпителиальная)
11. Назовите ткани растений. (Основная, покровная, проводящая, механическая, образовательная)
12. Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
13. Что такое штатив? (Удерживает все части микроскопа.)
14. Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Органические и неорганические)
15. Какие вещества относят к органическим? (Углеводы (крахмал, сахар), жиры, белки.)
2. Конкурс «Потерянные буквы» (Работает вся команда. Выдается листок бумаги, на котором написаны только гласные буквы. Надо отгадать слово и записать его на листе бумаги. За правильно выполненное задание 3 балла)
Карточка для 1 команды: е-а-а (мембрана); я-о (ядро)
Карточка для 2 команды: е-а-а (мембрана); и-о-а-а (цитоплазма)
Карточка для 3 команды: е-а-а (мембрана); а-у-о (вакуоль)
3. Конкурс театралов и артистов «Юные ботаники» (5 баллов за артистичность)
Желающие вытягивают листок с каким-либо ботаническим термином или названием растения. Термин не произносится вслух. Затем он должен объяснить этот термин команде так, чтобы команда назвала искомый термин. Затем очередь переходит к следующему участнику.
Термин. Изобразить, например: вакуоль, ядро, клеточная стенка
4. Конкурс капитанов.
А) Собрать пазлы. Каждому капитану выдается конверт с разрезанным микроскопом. Кто первый соберет 3 балла, 2, 1;
Б) Ответить на вопросы:
1. Главные части клетки? (Мембрана, ядро, цитоплазма)
2. Роль хлоропластов? (В них находится хлорофилл, улавливает солнечную энергию, образование органических веществ)
3.Во взрослой клетке растений этот органоид занимает центральную часть (Вакуоль)
4. Назовите методы изучения природы. (наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, сравнение, измерение)
5. Назовите неорганические вещества. (Вода и минеральные соли)
6. Хлорофилл? (Вещество, способное улавливать солнечную энергию, образовывать из неорганических органические вещества)
7. Дополнительный вопрос на дополнительный балл.
Отличие растительной клетки от животной. (Клеточная стенка, хлоропласты, крупная вакуоль)
5. Конкурс «Моделирование». Работа в группе. Команде выдается название растительной или животной ткани. Вместе все члены команды должны изобразить эту ткань.
А) Нервная
Б) Покровная
В) Проводящая
6. Конкурс «Знатоки биологии»
- Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
- Почему хозяйственная деятельность человека приводит к гибели живых организмов?
- Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
Рефлексия. (Подведение итогов игры, выставление оценок)
Команда победитель - «5»
Остальные – «4»

Урок № 21 Технологическая карта по теме «Мир биологии. Обобщение знаний»

Дата __________, 5 ___ класс, дата __________, 5 ___ класс

Тема

Мир биологии. Обобщение знаний

Целевые ориентации урока

Личностные:

    Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

    Метапредметные:

    развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

Предметные: формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;

Тип урока

Комбинированный, открытие нового знания

Основное содержание темы

знание основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в
чрезвычайных ситуациях.

Термины и понятия

Здоровый образ жизни, правила безопасности в природе.

Планируемые результаты

Личностные

интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Метапредметные

Познавательные УУД : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД : потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД . умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Предметные

Ученик должен знать:

Анализировать и оценивать свои действия и поступки по отношению к своему здоровью и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека

Ученик должен уметь: Объяснять роль живых организмов в жизни человека, приводить доказательства необходимости соблюдения правил собственной безопасности

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Микробиология

Информационный материал : параграф учебника « Живые организмы и наша безопасность »

Демонстрационный материал :

Интерактивный материал : Мультимедийное приложение к учебнику Т.А. Исаевой, Н.И. Романовой Биология 5 класс, презентация с тестовыми заданиями.

Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото (вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, укроп, луковица, йогурт, хлеб.

фронтальная

индивидуальная

парная

Технология изучения темы, направленная на реализацию системно – деятельностного подхода.

I этап. Мотивация к деятельности.

Цели деятельности

Организационный момент

Результат деятельности

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Актуализация

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Проверка знание

1.Опасность представляют:

а) любые животные

б) уличные животные

2.Уличные кошки могут быть заражены:

а) лишаём

б) клещами

в) ветрянкой

3.При общении с животными нужно:

а) гладить их во время приёма пищи

б) дёргать за хвост

в) целовать

4.Ядовитыми животными являются:

а) заяц
б) гадюка

в) скорпион

г) лев

5.При встрече с гадюкой нужно:

а) тихо, но быстро уйти

б) ударить её

7. Укус скорпиона:

а) безопасен для человека

б) может быть смертельным

8.При укусе пчелы нужно:

а) извлечь торчащее жало

б) обработать рану йодом

взаимопроверка тестов

«Зарядка для ума»

Выносим на доску : Правила нашего путешествия: не перебивать, не выкрикивать, уметь слушать и слышать. С каждого нарушения снимают 5 баллов с команды.

Вопросы задает учитель. Ученик для ответа поднимает руку. За правильный ответ – 1 балл.

1.Какое общее название имеют науки о природе? (естественные)

2.Как называется наука изучающая живую природу? (биология)

3.Какие основные методы изучения живой природы вы знаете? (наблюдение, опыт, измерение)

4.Перечислите науки, которые входят в состав биологии? (зоология, ботаника, анатомия др.)

5.Что изучает ботаника? (растения)

6.Что изучает зоология? (животных)

7. Что изучает микология? (грибы)

8. Что изучает микробиология? (микроорганизмов)

9.Как называется прибор в который можно рассмотреть микроорганизмы? (микроскоп)

10.Назовите основные части клетки?(оболочка, цитоплазма, ядро)

11.Что такое классификация организмов?(распределение по группам)

12.Что называют оплодотворением ?(слияние половых клеток)

13.Как размножаются одноклеточные существа?(делением)

14.Какие организмы размножаются спорами?(грибы, папоротники)

15.Как размножаются растения?(семена, лист, корень, стебель)
16. Грибы, которые используют хлебопечении. (
Дрожжи)

Итоги подводит консультант

Слайд с объектами живой природы.

Ребята, что вы видите на данном слайде? (животных, растения и т.д.) Как можно обозначить этих организмов? (живые организмы).

Сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Какую задачу для этого мы можем сформулировать? (мнения учащихся)

Скажите, на какие царства делят живые организмы? (называют царства)

Посмотрите, случайно или нет, наш класс разделён на группы? (нет, по количеству царств)

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» , по этапам. Чтобы отслеживать эффективность деятельности наших групп, мне нужен помощник- консультант, который в оценочном листе будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками. Кого вы предложите? (мер города)

Ребята, прежде чем начнём путешествие в мир биологии, познакомимся с правилами.

Предметные

Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

РУУД : целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

II . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультант вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5.Критерии оценивания:

1.Определить кодовое слово (2 балла)

2.Верность ответа на дополнительный вопрос (1 балл)

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4.Какой из частей нет в клетках бактерий?.
5. Как называется скопление одноклеточных бактерий?
6. С помощью этой части бактерия может прикрепляться к поверхности и перемещаться

Ответы на лепестках.

Спириллы (М). Дизентерия (И). Ангина (К).Ядро (Р). Колонии (О). Жгутик (Б)

Кодовое слово – МИКРОБ.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Хитин (Ж). Гифы (Ж). Плесневые(Р). Рядовка(И). Трутовик (О)

Кодовое слово – ДРОЖЖИ.

Группа «Растения»

2.Как называется зелёный пигмент растений, который способен образовывать на свету органические вещества из неорганических?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4. Самые распространённые растения на Земле?(Е)

5. Из каких частей состоит тело растений?

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), Хлорофилл (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

Корень, стебель, лист, цветок(О), лист (К).

Кодовое слово - ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1.Как называется тип животных у которых сложно устроен организм в связи с наличием внутреннего скелета?.

2.Домашнее животное.

3.К какому классу относится воробей, дятел, страус?

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5. К какому классу относится носорог, волк, осёл?

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Хордовые (Х), лошадь (И), Птицы (Щ), амеба(Н), Млекопитающие (И), насекомые (К)

Кодовое слово « Хищник»

Игра «Выбери меня»

Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты организмов. Один участник группы отбирает на столе всё, что связано с представителями царства которое он представляет, а затем должен объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное задание – 2 балла.

Бактерии

1.Йогурт. ( Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану. )
2. Квашеная капуста. (
Молочная кислота предохраняет капусту от разложения, гниения .)

Грибы

1.Хлеб. ( Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто. )
2. Грибы. (
Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы. )
3. Гриб трутовик. (
Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину .)

объясни свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм.

Растения

    луковица. (Используют в пищу, корм для домашних животных)

    Укроп

    Комнатное растение

Объясни свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм.

Животные

    Молоко (Питательный пищевой продукт, который использует человек)

    Фигурка лошади (мясо и перевозка груза)

    Насекомое (перенос пыльцы)

Объясни свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм.

Учитель дополняет ответы учащихся.

Итог

Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке. За верный ответ – 1 балл.

1. Буквы б, к, т, р

2. Буквы ж, в, т, н.

3. Буквы г, р, б, к, р,н.

4. Буквы р, с, т, н.

Итоги подводит консультант

«Любознайка»

Итоги подводит консультант

ЛУУД: личностная мотивация учебной деятельности.

ПУУД: использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

КУУД: учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цели деятельности

Групповая и парная работа с диагностическими материалами

Результат деятельности

- научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Экспресс- диагностика

Итак, ребята, подведем итог нашего путешествия, результаты команд перед вами, давайте посмотрим какая команда набрала больше баллов. А результатом каждого участника будет экспресс- диагностика. На ваших столах тестовые задания 5 вопросов. Индивидуально выполните это задание.

Проверка знаний.

Передайте свои работы сосуду по парте (с права)- взаимопроверка. Верные ответы на слайде.

Поднимите руки у кого нет ошибок.

.

РУУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат своей деятельности;

-оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I . Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

- Сегодня на уроке я...

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я выполнял задания…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

II . Задание на самооценку.

Организует рефлексию деятельности

Каждый ученик берёт на столе лист дерева и крепит на доску:

Зелёный лист- « Все понял»

Синий- « Понял, но не все»

Красный-« Не понял»

ПУУД : общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД : умение выражать свои мысли.

РУУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание:

Для всех учащихся

1. Изучить & 20

А) Творческое задание: По желанию: 1. Составить тест по теме (не менее 10 вопросов) 2. Создайте модель – аппликацию «Биологические науки» Урок закончен. Всем спасибо.

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультант вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4.Какой из частей нет в клетках бактерий?.
5. Как называется скопление одноклеточных бактерий?
6. С помощью этой части бактерия может прикрепляться к поверхности и перемещаться

Ответы на лепестках.

Спириллы (М). Дизентерия (И). Ангина (К).Ядро (Р). Колонии (О). Жгутик (Б)

Кодовое слово - МИКРОБ.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Хитин (Ж). Гифы (Ж). Плесневые(Р). Рядовка(И). Трутовик (О)

Кодовое слово - ДРОЖЖИ.

Группа «Растения»

2.Как называется зелёный пигмент растений, который способен образовывать на свету органические вещества из неорганических?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4. Самые распространённые растения на Земле?(Е)

5. Из каких частей состоит тело растений?

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), Хлорофилл (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

Корень, стебель, лист, цветок(О), лист (К).

Кодовое слово - ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1.Как называется тип животных у которых сложно устроен организм в связи с наличием внутреннего скелета?.

2.Домашнее животное.

3.К какому классу относится воробей, дятел, страус?

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5. К какому классу относится носорог, волк, осёл?

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Хордовые (Х), лошадь (И), Птицы (Щ), амеба(Н), Млекопитающие (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

Итоги подводит консультант

Тема: Обобщение знаний по теме химический состав организмов

Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме
  2. Развитие умений воспроизводить информацию по схеме, выделять главное, графически оформлять информацию, сравнивать, обобщать, проводить эксперимент
  3. Взаимопомощь в парах, в группах, формирование научного мировоззрения

Оборудование:

1) Демонстрационные материалы:

  • крахмал;
  • белок яйца;
  • вода с этикетками;
  • NaCI;
  • растительное масло;
  • вата.
  • с этикетками
  • Раздаточные материалы карточки для классификации веществ инструктивные карточки
  • Лабораторная работа р-р H 2 O 2 (3%), в пробирках мясо сырое и вареное, картофель сырой и вареный, клубни картофеля, раствор йода, пипетки, р-р куриного белка, р-р CuSO 4 .

Задачи:

  1. Повторить основные понятия темы
  2. Познакомиться со свойствами веществ, входящих в состав организма
  3. Систематизировать знания об основных группах веществ организма

План урока:

  1. Разминка (“своя игра”)
  2. Систематизация (составление схемы)
  3. Классификация в-в.
  4. Эксперимент.
  5. Выводы. Итоговый тест.

Организация: Класс делится на группы по 4 человека, в каждой группе командир, консультант.

Тип урока: Комбинированный. Лабораторная работа.

Ход урока

Эпиграф записан на доске:

Живое = неживому или Живое = неживому

Сообщить задачи урока и ответить на вопрос эпиграфа:

В чем сходство химического состава живых и неживых тел?

В чем отличие?

I. Разминка (фронтальный опрос)

Темы:

  1. Неорганические вещества.
  2. Белки.
  3. Углеводы.
  4. Липиды.
  5. Нуклеиновые кислоты.

Вопросы к темам:

а) сколько химических элементов обнаружено в клетке?
б) назвать макроэлементы;
в) назвать микроэлементы;
г) какова роль йода в организме;
д) какова роль Na и K в организме.

а) какие химические элементы входят в состав белка?
б) почему молекулу белка называют макромолекулой?
в) что является мономером белка?
г) сколько аминокислот входит в состав белка?
д) какова роль в организме белков антител?

а) какие химические элементы входят в состав углеводов.
б) назовите моносахариды.
в) сравнить энергетическую ценность углеводов и липидов.
г) назовите полисахариды.
д) перечислите функции углеводов.

а) какие вещества называют липидами?
б) чем отличаются растительные жиры от животных?
в) какие витамины относят к липидам?
г) какие гормоны относят к липидам?
д) в чем заключается защитная функция липидов?

а) что такое ДНК?
б) функция ДНК.
в) 4 типа нуклеотидов ДНК.
г) виды РНК.
д) функции РНК.

Командир каждой группы выбирает 3 вопроса из любых тем, например 1) (а) 2(в) 4(д)

Команда отвечает на вопросы

II. Систематизация

Задания уложить в схему следующие термины (каждая группа составляет одну схему)

Рассказ по схеме о классификации веществ

III. Классификация веществ

Найти место в представленных схемах для веществ, которые демонстрирует учитель, назвать их основные свойства и распространение

Крахмал белок яйца вода NaCI растительное масло вата (целлюлоза)

IV. Эксперимент (прилагается)

Работа в группах под руководством консультантов. Каждая группа рассказывает свой эксперимент и делает выводы.

Подведение итогов.

– в чем сходство живых организмов и неживых тел

В чем отличие?

Вывод: единство живой и неживой природы.

V. Итоговый тест (прилагается)

Рабочие тетради собрать, в них проверить:

  1. Схему классификации
  2. Лабораторную работу

Химический состав организмов.

Живое = неживое или живое = неживому?

III. Эксперимент

№1. Добавьте в пробирку с раствором белка несколько капель раствора CuSO 4

Что вы наблюдаете?

№2. Добавьте в пробирку с сырым мясом несколько капель перекиси водорода (3% раствор). Что вы наблюдаете?

№3. Добавьте в пробирку с вареным мясом несколько капель перекиси водорода (3% раствор). Что вы наблюдаете?

№4. Налейте несколько капель с раствором йода на муку. Что вы наблюдаете?

№5. Налейте несколько капель с раствором йода на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете?

Примечание к эксперименту.

№1. Под действием t 0 и химических веществ происходит разрушение структуры белка-денатурация.

№2-3. Перекись водорода - высокотоксичное вещество. Оно образуется в клетке при реакциях распада веществ.

В клетке есть фермент каталаза, разлагающий перекись водорода на воду и кислород:

2H 2 O 2 2H 2 + O 2

Если при добавлении перекиси водорода мы наблюдаем выделение пузырьков газа, значит, в клетках присутствует каталаза. Отсутствие реакции говорит о том, что при варке каталаза разрушена.

№4-5. Появление синей окраски после добавления йода говорит о присутствии крахмала.

Сопоставьте номера признаков с группами веществ.

Углеводы.

Неорганические вещества.

2. Антитела (иммунитет).

6. Глицерин и жирные кислоты.

7. Аминокислоты.

8. Нуклеотиды.

9. Моносахариды.

10. Буферность.

11. Диполь.

12. Полимер.

13. Двойная спираль.

14. Нерастворимы в воде.

15. C п (H 2 O) m .

16. Хранение наследственной информации.

17. Структурная функция.

18. 1г = 17,6 КДЖ.

19. 1г= 38,9 КДЖ.

20. Растворитель веществ.

21. Нобелевская премия.

22. Катализаторы.

23. Половые гормоны.

24. Объем клетки.