Минимальная 3200. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы

С 1 декабря 2016 минимальная зарплата и пенсия выросли на 10,3 % — соответственно 1600 и 1247 гривен. В целом же в течение года размеры соцстандартов и гарантий выросли на 16,1 %. В Кабмине утверждают, что таким образом перекрыли официальную годовую инфляцию в 12 %. Мол, все, как требует закон.

Повышение минимальных зарплат и пенсий традиционно влечет за собой рост цен, но существенную инфляцию экономисты ожидают после нового года — если правительство примет проект бюджета, который предусматривает увеличение «минималки» до 3200 гривен.

«Украина начинает выходить из кризиса, и 2017 должен стать началом полноценного экономического роста. Эффектом этого роста должно стать реальное повышение уровня жизни наших граждан», — комментирует повышение соцстандартов премьер Украины Владимир Гройсман .

Как и на ком отразится повышение минимальной ЗП, выяснял медиапроект «Накипело» .

Что будет с зарплатами после повышения «минималки»?

Вице-премьер-министр Павел Розенко сообщил, что повышение зарплат произойдет по всей единой тарифной сетке. То есть нововведение коснется всех украинцев.

«Ни один работник не будет получать меньше 3200. Тарифные разряды, которые выше, будут также проиндексированы в соответствии с повышением первого тарифного разряда», — пообещал Розенко.

Также он рассчитывает, что увеличение минимальной зарплаты приведет к увеличению поступлений в Пенсионный фонд на 7-10 млрд грн.

Повышение зарплаты — это ведь хорошо. Почему же сколько недовольных?

Экономисты скептически относятся к инициативе увеличения минимальной зарплаты. Они считают, что из-за инфляции, которая неминуемо вырастет после роста «минималки», украинцы лишь обеднеют. Экс-министр финансов, экономист Виктор Пинзеник уверен, что выплачивать минимальную ЗП в 3200 грн Украина сможет лишь номинально, то есть это будут бумажные деньги, которые ничем не подкреплены.

«Есть такая «мелочь» как экономика, а точнее, ее масштабы, сколько мы производим. В следующем году ожидают получить чуть меньше 2.6 трлн грн, что в среднем около 5 тыс. грн на гражданина в месяц. Но не все можно использовать, потому что должно быть и накопление. Минималка в Украине привязана к тарифной сетке. В таком случае мы должны выйти на среднюю зарплату почти в 12 тыс. грн (средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную). Экономика такой зарплаты обеспечить не может, потому что нельзя употребить того, чего нет. Но есть другой канал — инфляция. Она может обеспечить любую заработную плату. Напомню: номинальную», — написал в Facebook Пинзеник.

А вот экономист Владимир Соболев не уверен, что именно повышение минимальной зарплаты приведет к росту инфляции.

«Источники инфляции у нас в основном не в зарплате. В структуре затрат она имеет очень малый удельный вес, в отличие, например, от расходов на газ. Монополизм в этой сфере сохраняется и генерировать инфляцию он будет. Поэтому непонятно, что больше подстегнет инфляцию: повышение зарплат или монополия в энергетике», — рассуждает экономист.

Соболев считает действия правительства популизмом, ведь такое повышение не покрывает те потери, которые понесло население в результате трехкратного обрушения гривны.

«Это повышение — статистическая иллюзия, потому что оно не восстанавливает реальную покупательскую способность населения до уровня начала 2014 года», — поясняет экономист.

Как отразится на бизнесе?

Двукратное повышение минимальной заработной платы несет в себе риск тенизации малого и среднего бизнеса, которые являются столпами экономики. По словам президента «Ассоциации частных работодателей» Александра Чумака , предприниматели понимают необходимость повышения соцстандартов, но подобные «шоковые» изменения окажут лишь негативное влияние на бизнес и экономику в целом.

«Мы не видим резкого улучшения состояния дел в экономике — возникает вопрос, где же взять деньги на такое серьезное увеличение „минималки“. Кроме этого, никто не учитывает зональности. Чем дальше бизнес от центра (столица, областные центры, районные центры), тем меньше доходы. И если для Киева зарплата в 500-800 $ является нормальной, то для глубинки и 100 $ — сумма значительная», — объясняет Чумак.

Предприниматель считает, что принудительное повышение зарплаты лишь породит новый виток коррупции, так как дешевле будет дать взятку, чем соблюдать нормы законодательства. Чтобы остаться на рынке, бизнес уйдет в тень. К тому же это будет выгодно не только предпринимателям, но и наемным работникам, которые будут понимать, что «в конверте» они получат больше, чем официально. Чумак уверен — прежде чем повышать минимальную ЗП, правительство должно было провести налоговую реформу.

«Необходимо снизить ЕСВ или вообще его отменить. Затем надо показать бизнесу перспективу: в каком временном отрезке планируется постепенное повышение минимальной зарплаты и до какого уровня. Бизнес должен знать, что „минималки“ в 5000 грн, например, нужно достигнуть к 1 января 2019 года. А пока у нас «гениальные» мысли приходят «под йолку», детенизации не будет», — убежден Александр Чумак.

Если повысят зарплату, то отменят субсидии?

В Минсоцполитики объясняют: повышение минимальной зарплаты до 3200 грн повлияет на объем субсидий, но только в отопительный сезон 2018—2019 годов. По состоянию на конец октября субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили 6,1 млн украинских семей из предполагаемых 8,5 миллионов.

Каким образом собираются повысить зарплаты?

По словам премьера, показатель в 3200 гривен может быть достигнут «за счет детенизации и честного распределения бюджета». Украинцы будут получать минимальную зарплату в соответствии с потребительской корзиной, которую утвердили в октябре.

Какая она, потребительская корзина?

Правительство пересмотрело потребительскую корзину впервые за прошедшие 16 лет. Согласно указанным спискам продуктов, в год украинец потребляет 4 кг макарон, 39 кг ржаного хлеба и 62 кг — пшеничного. Также он съедает 2,5 кг риса, 1 кг пшена, 2 кг гречки и 1,1 кг овсянки в год.

Потребление картошки оценено в 95 кг в год, годовое потребление мяса включает 16 кг говядины, 8 кг свинины, 14 кг мяса птицы, 2 кг сала и 9 кг колбас. Из молочных продуктов человек должен потреблять 60 л молока, 60 л кефира и ряжанки, 5 кг сливочного масла и 3,5 кг твердого сыра. Потребление яиц оценено в 220 штук в год.

Позаботилось правительство и о расчете непродовольственных товаров. Зимние сапоги придется носить в течение трех лет, а летняя обувь должна прослужить два года. Женщинам полагается два платья в семь лет, впервые в корзине предусмотрены женские брюки: одна пара на четыре года. Два флакона шампуня по 250 мл должно хватить на целый год, а рулона туалетной бумаги — на месяц. Ни компьютеры, ни смартфоны в потребительской корзине не предусмотрены.

Когда станет понятно, что зарплату точно повысят?

Кабинет Министров утвердил проект бюджета-2017 с учетом повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. Доработанный документ передали в Верховную Раду. Будет ли увеличена зарплата до запланированного минимума, станет понятно только после принятия решения нардепами. Председатель ВР Андрей Парубий заявил, что парламент может принять проект бюджета на 2017 год 8 декабря 2016 года .

Что думают харьковчане?

Медиапроект «Накипело» спросил у жителей Харькова, как они относятся к двукратному повышению «минималки».

Верховная Рада во вторник приняла законопроект №5130, которые необходим для утверждения государственного бюджета на 2017 год. Его поддержали 227 депутатов. С 1 января минимальная зарплата в стране не сможет быть ниже 3200 грн. Кто выиграет, а кто проиграет от этого?

1. На руки: 2500 грн

Не смотря на то, что из уст чиновников все время звучит цифра 3200 грн в месяц, на руки украинцы будут получать существенно меньше. Дело в том, что в правительстве оперируют цифрами до налогообложения.

По словам вице-премьер-министра Павла Розенко, после вычета всех налогов и сборов, реально чистыми на руки украинцы будут получать на 700 грн меньше – 2,5 тыс. грн.

2. Доходы вырастут не у всех

В правительстве пообещали отвязать доходы чиновников от минималки. Это будет касаться, например, судей, государственных служащих, работников НАБУ, счетной палаты и др. Не стоит ожидать резкого роста доходов и другим бюджетникам.

В минсоцполитики говорят, что повышение минимальной заработной платы коснется многих бюджетников. На сегодняшний день заработная плата бюджетников строится по принципу единой тарифной сетки.

В следующем году первый разряд единой тарифной сетки равна прожиточному минимуму, то есть 1600 гривен, - поясняют в ведомстве. - Это основная зарплата, но даже тот у кого, первый тарифный разряд, составляет 1600 гривен, получать за счет различных доплат и надбавок 3200 грн.

Однако, сами бюджетники уже видят подвох в этой инициативе. Они говорят, что доходы повысятся только у самых низкооплачиваемых категорий работников, которые находятся внизу тарифной сетки. Так, например, для всех педработников базовым расчетом будет составлять оклад 1600 грн. Учитель высшей категории будет получать заработную плату на уровне 14 тарифного разряда. И это будет 1600х2,42 = 3872 грн. То есть, если у учителя не будет доплат за проверку тетрадей, классное руководство, стаж и другие надбавки, он будет получать всего на 672 грн. больше минималки.

3. Единый налог вырастет больше, чем в 2 раза

В 2016 году сейчас ФОП 1-й группы платит ежемесячно 138 гривен единого налога в месяц и 303 гривны ЕСВ или 441 гривну в месяц или около 5000 гривен в год, при максимальном обороте в 300 тыс. гривен, - приводит расчеты автор налоговой реформы Данил Монин. - В 2017 году он будет платить 320 гривен единого налога и 704 гривны ЕСВ в месяц или 1024 гривен в месяц, или уже 12288 гривен в год. Рост налоговой нагрузки в 2,3 раза. Берем 2-ю группу. В 2016 году ФОП на 2-й группе платит 276 гривен единого налога и 303 гривны ЕСВ или 579 гривен в месяц, Теперь же он будет платить единого налога 640 гривен в месяц и 704 гривны ЕСВ в месяц или 1344 гривны налогов в месяц или практически 15 тыс налогов в год. Рост налоговой нагрузки в 2.3 раза.

При этом, напоминает эксперт, малому бизнесу платить нужно всегда, даже если у него нет дохода.

4. Субсидии станут меньше

В правительстве уже открыто говорят, что рост минимальной зарплаты должен снизить размеры субсидий населению. Ведь, они назначаются исходя из официальных доходов граждан. Правда, произойдет это не сразу.

Если парламент поддержит повышение минимальной заработной платы до 3200 грн с 1 января 2017 года, то в этом отопительном сезоне для украинцев, которые получили все равно ничего не изменится, - заявил министр социальной политики Андрей Рева. - Субсидия рассчитывается по доходу 2015 года. В следующем году при получении субсидий будет учитываться доход за 2016 год, поэтому в таком случае вероятная новая минимальная зарплата будет учитывать в 2018-19 отопительном сезоне.

5. Вырастет налог на недвижимость

Как говорят юристы, некоторые нормы в украинском законодательстве привязаны к минимальной зарплате. Например, размер ежегодного налога на недвижимость. За каждый лишний квадратный метр платят определенный процент минимальной зарплаты. То есть, при ее росте, вырастут и затраты людей на обслуживание этого налога.


Президент Порошенко вместе с премьером Гройсманом пообещали увеличить минимальную зарплату вдвое по сравнению с 1600 грн/мес, которые были заложены в проект бюджета, проголосованный в первом чтении.
Предложение с первого взгляда пугает и отдает популизмом без берегов. Но сколько тут популизма и сколько трезвого расчета, каковы потери и приобретения в чисто экономическом плане без политики? Попробуем хотя бы очень грубо оценить некоторые последствия такого шага

Скорректируем впечатления

Вот бюджетник получал 1600 - минималку, а теперь получит 3200. Сколько реально потеряет бюджет?
Из дополнительно потраченных 1600 в бюджет вернутся: 19,5% налогов на з/п, 22% ЕСВ (соцвзносы предприятия/организации) - 41.5%. Однако люди на минималке почти поголовно получают субсидию по коммуналке. А при расчете субсидии из общей суммы коммунальных платежей вычитаются 15% их дохода - это максимальная доля, которую человек должен уплатить сам. Значит еще бюджет получит сокращение расходов за счет субсидии на 15%.

Итого 56,5% в бюджет вернутся, удар по расходам бюджета существенно меньше "первого впечатления". Однако это еще не все.

В бизнес-сфере бюджет просто увеличит свои поступления - и увеличит ощутимо. Дело в том. что практика серых зарплат в Украине всегда была распространена. А с появлением субсидий на коммуналку она стал еще шире. Работники сами стали просить о переводе на минималку - ведь при этом они меньше платят за коммуналку, а разницу им работодатель компенсирует в конверте.
При этом работник получает несколько больше, а работодатель экономит на ЕСВ - все довольны, кроме бюджета. Конечно по этой практике удар будет серьезный, и он увеличит доход бюджета ощутимо.

Есть и "мелкие детали".

Например - уже планировали двойное повышение з/п учителям - повышение минималки до 3200 съест значительную часть этого повышения, т.е. уменьшит расходы на это постановление,т.к. эти расходы все равно бы наступили. Аналогичная ситуация с ростом з/п депутатам. Планировали двукратный рост з/п депутатам.

Далее есть категория граждан в Украине, которые в графе доходов пишут нуль, зеро. При этом на бирже труда они не регистрируются и живут очень прилично.
По постановлению кабмина доля таких граждан равна двойной минимальной з/п, тут тоже скачкообразный рост минимальной з/п тоже приведет к росту доходов бюджета.

Возрастет и единый налог на мелкий бизнес, хотя и не слишком значительно.

Это все компенсирующие факторы., которые смягчают удар.

Реальные угрозы

Есть, однако, и реальные угрозы.

Первая угроза - инфляция. Она, практически неизбежна и без того. Скачок в тарифах неизбежно потянет за собой рост всех цен, всех без исключения. Просто потому. что платить за воду электричество и тепло должны все предприятия и организации - а, следовательно, должны дорожать все товары и услуги.

Теперь на этот рост наложится одновременный рост платежеспособного спроса. Даже если не печатать денег, цены полезут вверх неотвратимо. И понятно. что рост производства и импорта будет. но не мгновенный, т.е. это тоже инфляционный толчок.
У меня нет уверенности, что тут все просчитано. Например что нужно именно 3200, а не скажем 2650 - что тоже вызвало бы все указанные явления.

Идем далее.
Вслед за скачком минималки неотвратимо поползут вверх все остальные зарплаты. Начнется с нижнего сегмента. Например один работник получал 1700 грн., а другой - 2500, различие между ними было очень большим. А тут они внезапно оба начнут получать 3200, очень скоро более квалифицированный начнет возмущаться. И поползут вверх зарплаты сначала в нижнем. а потом и в среднем сегменте. Ну а верхний сегмент сам озаботится ростом своих зарплат. И это тоже стимул нового витка инфляции. Причем все это произойдет неотвратимо. Как это учитывалось и учитывалось ли вообще - вопрос. Вообще неясно, кто, как, когда и на каких основаниях принимал это решение.

Далее мы получим тяжелейший удар по людям, живущим на социалку - пенсионеры. стипендии, социальная помощь и т.п. Потому что у работающих доходы скакнули, а у них остались прежними. И их положение катастрофически ухудшится - а оно и раньше было незавидным.

То же примерно произойдет и учеными. Они получают больше 3200 - но их стремительно догонят уборщицы. То же самое и в ряде других сфер интеллигентского труда.

Т.е. целый ряд социальных групп получат резкое падение и реальных доходов и что не менее важно - удар по авторитету, по социальному статусу.

Все пострадавшие группы населения составят приличную долю от всего населения - я думаю что не менее трети. Хорошо ли правительство учитывало социальные последствия своих шагов - смешной вопрос. С огромной степень вероятности никак не учитывало и социологов ни о чем не спрашивало. Как максимум все ограничивалось двумя компонентам: просчитывались более-менее аккуратно финансовые последствия первого порядка - непосредственный эффект. И чуть-чуть. примерно экономические (стимулирующий спрос) и вторичные финансовые - рост зарплат тех, кто окажется вровень с уборщицей, но ценит свой труд дороже.

И на этом все закончилось. Это видно по динамике. Проект бюджета подан и прошел первое голосование в Раде с минимальной з/п 1600.
И через кратчайший промежуток времени - вдруг 3200. Значит просто по времени получается, что только прикидки и только первый порядок. И дай Бог, чтобы хоть инфляцию посчитали грамотно - я и в это не верю. По общему мнению, по квалификации этот кабинет слабее кабинета Яценюка и чуть ли не самый слабый за последние 15 лет: кадровая политика Президента и Гройсмана - это козлиная песнь Украины.

Потому последствия такого шага, которые проявятся к весне, могут оказаться сюрпризом, достаточно неприятным для власти. Впрочем, за нею собственных шагов, которые привезли неприятности, уже что блох на бродячей собаке.
Иногда мне кажется, что там уже смотрят так - а, одной больше, одной меньше...

© news-ukraine.com

Инфляция, повышение цен, теневая экономика - журналист и блогер Роман Шрайк предсказывает, что может повлечь за собой повышение зарплаты в два раза

Давайте всерьез про минимальную зарплату 3200. Такой шаг — это прыжок в неизвестность. Просчитать его последствия слабо представляется возможным.

В украинской практике единоразового увеличения минималки сразу в 2 раза не было. Может, во времена гиперинфляции 90-х и бывало нечто подобное, но это совсем другая история. В нулевых годах, при Ющенко-Тимошенко, минималка (как у зарплат, так и у пенсий) росла активно, но постепенно — каждый квартал стандарты увеличивали, но не в разы, а на проценты. А итоге все это благоденствие схлопнулось после кризиса 2008 года, оказалось — пузырь.

Сейчас ничего точно предсказать нельзя, многое завязано на психологии предпринимателей, которые будут решать: выходить из тени, оставаться в тени или вообще перевести все из «серого» в «черное»? Все будет зависеть от того, как распределятся настроения по этим группам.

С уверенностью можно сказать, что инфляция вырастет. Увеличатся расходы бизнеса, что отразится на ценах. А вот насколько вырастут цены — загадка.
Кабмин рассчитывает, что благодаря увеличению минималки, деньги потекут рекой в Пенсионный фонд, уменьшая его дефицит, увеличатся сборы подоходного налога, а также уменьшатся суммы субсидий, что тоже вроде должно оздоровить ситуацию — уж слишком большой процент населения их получает.

Обратите внимание — пенсии в 2 раза поднимать никто не собирается. Гройсман заикался только об увеличении на 10% с 1 декабря, то есть, если инфляция будет большой, то главными пострадавшими будут именно пенсионеры.

Для пенсионеров хороших новостей, увы, нет. Пенсионный фонд в условиях, когда на одного пенсионера приходится один работник, не может быть наполнен исключительно за счет начислений на зарплату. Разве что в случае серьезного изменения соотношения минимальная пенсия/минимальная зарплата, что кабмин и пробует сделать.

Куда там, кстати, пенсионная реформа затерялась с накопительной частью пенсии?
***
Что меня в этой ситуации удивило и сподвигло написать первый пост? Мы радовались, что бюджет у нас подан вовремя и его параметры известны заранее. Только на прошлой неделе Рада голосовала за минималку 1600, и тут — вдруг! — получите идею с 3200. Очевидно, что что-то пошло не так. Возможно, тут вмешалась политика, а не экономика.

Как оценивать эту идею? Да кто знает… Кто-то оценит позитивно, кто-то негативно, потому что кто-то пострадает, а кто-то приобретет. Для Киева, например, 3200 — это не деньги. А для многих регионов — вполне. Предприниматели, в том числе ФОПы, явно не обрадуются.

В общем, я считаю этот шаг прыжком в неизвестность. А такие прыжки завораживают. Особенно, если стоишь в стороне. Но давайте прыгнем, чего уж там; лично мне интересно что выйдет.
***
Ну, и про заявление Насирова о минималке в 5000-7500 — это откровенный бред. Сейчас средняя зарплата в стране около 5000. И если 3200 можно еще, сильно зажмурившись, посчитать реальной минималкой, то 5000, а тем более 7500 — абсолютный отрыв от реальности, что сильно пугает. В такую пропасть я прыгать не готов.

В вторник народные депутаты одобрили и приняли за основу и в целом разработанный Кабинетом министров законопроект №5130, который позволит повысить с 1 января 2017 года минимальную заработную плату вдвое - до 3200 гривен. Вопреки тому, что этот законопроект уже окрестили «законом о зарплате 3200», в тексте самого документа эта цифра ни разу не звучит. И появляется много чего другого.

Конкретные исчисления мы увидим уже в Государственном бюджете на 2017 год. Что же предусматривает этот закон?

Он меняет в принципе всю систему начисления зарплаты — ликвидирует привязку должностных окладов чиновников к показателю минимальной зарплаты, которая будет установлена в Госбюджете (чтобы не повышать всем бюджетникам зарплаты вслед за «минималкой»). Но, кроме этого показателя, закон несет немало изменений к подходам стипендиального обеспечения и условий работы для частного бизнеса.

Итак, 8 главных новшеств закона.

1. Зарплату повысят по чуть-чуть

После того, как Рада утвердит бюджет на 2017 год с показателем минимальной зарплаты в 3200, действительно произойдет ее повышение. Но не для всех.

Так как ставки бюджетников зависят не от минимальной зарплаты, а от минимального тарифного разряда (его планируется повысить всего в 1,3 раза — до 1600 грн), то повышение зарплат до 3200 произойдет только для тех бюджетников, которые должны были по своей тарифной сетке получать менее 3200 гривен.

У остальных зарплата проиндексируется в 1,3 раза.

Объясняем на пальцах.

Если сегодня зарплата, например, санитара составляет 1500 грн, с 1 января будет 3200. Если медсестра сегодня получает 2200, то будет 3200. Врач сегодня получает 3200, будет получать 4160.

Существенное увеличение доходов почувствуют только самые низкооплачиваемые сотрудники.

2. С частников срубят больше налогов

Во внебюджетной сфере зарплаты всех сотрудников также должны быть подняты до 3200 гривен. Это приведет к росту сборов подоходного налога и единого социального взноса.

Это сулит перевод работников на неофициальное трудоустройство или массовые увольнения.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность предпринимателей на общей системе уплачивать минимальный страховой взнос по ЕСВ независимо от того, получен ли доход в отчетном периоде. Сейчас предпринимателям предоставлено право (а не обязанность) самостоятельно определять базу начисления ЕСВ, если отсутствует доход.

Сумма ЕСВ не может быть меньше минимального страхового взноса только при условии, если плательщик воспользуется этим правом.

3. Грядут сокращения

Дело в том, что этот закон не устанавливает повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций. Если в бюджете не будет предусмотрено повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций или будет незначительное повышение, то руководители бюджетных учреждений будут вынуждены или сократить штат или перевести работников на полставки.

4. Пенсии не поднимут и ограничат

Размер минимальной пенсии привязан к прожиточному минимуму для нетрудоспособных. Он никак не коррелируется с минимальной зарплатой. В проекте бюджета говорится о повышении пенсий на 10% по итогам 2017 года. То есть, пенсии увеличатся всего на 10%.

До 31 декабря 2017 года продлены ограничения относительно максимального размера пенсии в размере 10 740 грн.

5. Субсидий будет меньше

Если люди получат большую зарплату, то размер субсидии снизится, а за коммуналку придется платить выше. Коммунальные платежи не должны превышать 15% дохода. При зарплате в 1500 — это было 225 грн. При 3200 — это 480 грн. По итогу, реальный чистый доход семьи не изменится.

6. Стипендии назначат в ручном режиме

Закон отменил норму о приравнивании минимального размера стипендии к прожиточному минимуму и еще одна норму — о показателях количества студентов, имеющих право на получение академической стипендии. Эти показатели Кабмин будет устанавливать в ручном режиме.

Отныне студенты смогут получать социальные стипендии вузов, исходя из уровня дохода семьи и успехов в учебе. Академические стипендии будут получать те студенты, которые достигли значительных успехов в учебе или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабмином.

Количество таких студентов будет определять ученый совет вуза в рамках определенного Кабмином общего процента студентов, имеющих право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

В переводе на человеческий язык все это означает резкое сокращение числа получателей стипендий, о чем мы уже неоднократно писали. Их оставят только самым бедным и самым успешным по учебе. На следующий год, предварительно, стипендии получат лишить 43% студентов. А в последующие годы, по планам Минфина, этот процент будет постепенно сокращаться до 15% до 2019 года.

7. Предприятия «закошмарят» проверками и штрафами

Закон расширяет перечень действий работодателя, который будут считаться правонарушениями:

— недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — штраф в трехкратном размере минзарплаты (9600 грн.);

— недопуск к проведению проверки, проводимой с целью выявления работников, которые допущены к работе без оформления трудового договора (контракта);

— оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

— выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — штраф в стократном размере минзарплаты (320 тысяч грн), установленной законом на момент выявления нарушения.

8. Тотальная слежка за гражданами

Принятый документ также вносит изменения к законодательству о защите персональных данных. Отныне Минфин сможет получать любые персональные данные из любого реестра, без согласия на то физического лица.

Основанием для предоставления такой информации, согласно тексту закона, будет осуществление полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, материальной помощи, субсидий, льгот и прочих социальных выплат.