Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Способы разрешения межэтнических конфликтов Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов

Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

Что это такое

Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

Причины межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

  • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
  • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
  • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
  • политические формы поведения властей;
  • культурно-языковые претензии народов;
  • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
  • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
  • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
  • религиозные и конфессиональные.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Стадии

Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

  1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
  2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
  3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
  4. Развитие конфликта.
  5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
  6. Разрешение конфликта может быть различным:
  • устранение причин и угасание противоречий;
  • принятие компромиссного решения, договорённость;
  • тупиковая ситуация;
  • вооружённое столкновение, террор.

Виды

Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

  1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
  2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
  4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

В чем опасность: последствия

Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

Пути преодоления

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Видео: Межнациональные конфликты

общности, так и во взаимоотношениях с другими этносами.

Конечно, территория расселения этноса выступает его консолидирующим фактором и одной из наиважнейших
предпосылок этно- и нациогенезиса. Но экологическая среда в разных частях этой территории неодинакова, как
неодинаковыми бывают культура, социальная и политическая ситуация в отдельных её землях. Последний аспект
относительно формирования украинского этноса имел особое значение. Другими словами, региональность той или
иной среды вызвала разный уровень адаптации этноса (суперстрата), значительно усложняя взаимодействие между
его компонентными частями (субстратами), и, таким образом, этно- и нациогенетический процесс в целом.

Бывшие границы между субэтническими образованиями и до сих пор хранят в себе элементы риска межэтнических
конфликтов. На бытовом уровне они достаточно выразительно проявляются, например, через некорректные и обидные
названия из-за противопоставления жителей своего и чужого районов например. Сам факт наличия этнорегионального
самосознания является показателем незавершённости этногенетического процесса, хотя явление это объективное,
закономерное и фундаментальное. Развиваясь в единой системе этничности, региональность этноса не может стать
причиной внутреннего напряжения, хотя и сохраняет в себе элементы риска. Они могут сработать только при такой
политике, которая противопоставляла бы этнорегиональные образования или создавала бы для них разные
социально-экономические и культурные условия.

Межэтнические конфликты также вызываются внутренней природой этноса, всей его сущностью вообще. Ведь главным
признаком этноса является его непохожесть на другие. Более того: этнос может существовать до тех пор, пока он
оригинален; когда же его самобытность нивелируется – это признак того, что происходит разрушение этноса: или
его существенная трансформация или даже ассимиляция. Таким образом, непохожесть этноса – это естественное его
состояние, и полностью естественным является его противопоставление другим народам. Такая оппозиция известна
ещё с древних времён. Коренное население Эллады считало себя людьми цивилизованными, а всех других –
варварами, римляне разделяли весь мир на римских граждан и провинциалов-дикарей. К ним относили, в частности,
славянский мир, восточную часть которого называли «русью». В свою очередь «русь» воспринимала латинский мир
как «немцев», то есть народы, язык которых непонятен; подобным было отношение к «степнякам» – кочевым народам
с их «поганской» религией.

Такое межэтническое противопоставление приобретало крайние формы, всегда находясь на границе физического
противоборства. Войны представляли собой нормальное состояние межэтнических взаимоотношений: тут играли роль
не только осознание каждым этносом своей самобытности и даже исключительности, а и незнание и непонимание
иноэтнической культуры. Изучая эту проблему, этносоциологи вывели такую формулу: познание культуры других
народов формирует уважение к ним; незнание этой культуры или нежелание познать её порождает национализм как
систему ориентации исключительно на ценности национальной культуры при полном игнорировании культурных
достижений других народов.

Первооснова узконационалистической ориентации, как бы она сегодня не прикрывалась идеями
национально-культурного возрождения, базируется на племенных и даже родовых инстинктах, которые, оказывается,
ещё не преодолены. Это, однако, не означает, что национальные движения, которые сейчас тоже проявляются,
следует относить тоже к примитивным импульсам. Их природа совсем другая. Современные национальные движения –
одна из наидоступнейших форм становления гражданского самосознания и политической активности народа, особенно
необходимых в условиях неразвитости демократических традиций и инстинктов общества. Когда этот процесс
развивается естественным путём – через возрастающее влечение к этническим корням, национальной культуры и
этнической истории, - он редко приводит к межэтническому напряжению; привнесение же организующих элементов
способно превратить его в «прогрессивную эволюцию» с присущими для неё негативными чертами – этнической
предубеждённостью, этнофобией, перерастанием угроз в межэтнические стычки.

Процесс межэтнических (межнациональных) конфликтов в благоприятных для него условиях развивается по
определённой закономерности в несколько фаз. Первую фазу можно назвать конфликтом стереотипов, когда
психологический феномен конфликта порождается стихийно; к обострению межэтнических взаимоотношений он может
привести только тогда, когда естественная оппозиция «мы – они» доведена до крайности. Причиной для этого могут
быть те или иные социально-экономические проблемы или непродуманная политика властей. Конфликт стереотипов,
как правило, срабатывает в ситуации, когда она идеологически оформляется привлекательными для некоторых слоёв
населения лозунгами. Так ли редко звучат на Украине такие лозунги, как «Украина для украинцев!» или «Москали
(жиды, поляки), вон из Украины!»? Их легализация – уже основание для межэтнической конфронтации. Она обычно
проявляется через ряд стереотипов, которые формируются постепенно. Сначала появляется этническая замкнутость,
которая может превратиться в этническую враждебность, а если это состояние затянется – в этнофобию. Это – уже
последний шаг к насилию. Показателем подобного состояния являются такие признаки: замена этнонимов
презрительными или обидными прозвищами, мифологизация национальной культуры, этнической истории, права и
общественного сознания, поиск в иноэтнической истории и культуре только негативных моментов и одновременно –
обвинение других народов в собственных ошибках и просчётах. Как главное средство развязки любой межэтнической
напряжённости на первой фазе её развития – силовые действия, вспышки насилия.

Конфликт стереотипов – наипростейшая форма межэтнической конфронтации, которую сравнительно легко блокировать
хорошо продуманной и выверенной системой: развитием низовой системы общественно-политических организаций,
которые будут направлять стихийную энергию масс в творческое русло; плюрализация средств массовой информации;
создание равных возможностей для проявления национально-культурных потенций; наконец, повышение авторитета
правоохранительных органов.

Когда же конфликт стереотипов эволюционирует, он, как правило, перерастает в конфликт идеологических доктрин.
Основный его признак – появление концептуально-идеологического обоснования конфликта, которое в конце концов
служит оправданием прав и привилегий «своего» этноса, делая невозможным любой диалог между конфликтующими
сторонами. В таких доктринах часто затрагиваются очень деликатные вопросы этнической истории, которые нельзя
разрешить, не задев национальных чувств. Один из таких вопросов – историческое право народа на территорию
проживания. Чаще всего он возникает между титульной (той, которая дала название государству) нацией и
национальными группами. Нередко фигурирует этот вопрос и в доктринах современных украинских
этнонационалистических организаций, провоцируя межэтническое напряжение в государстве с многонациональным
составом населения.

К сожалению, существующий государственно-правовой механизм не содействует гармонизации общества, поскольку по
сути признаёт разные сорта наций: с одной стороны титульная нация, с другой – национальные сообщества с
ограниченными правами (например, правом на территорию) и таким названием («национальные меньшинства»,
«нацмены») которая воспринимается ими как оскорбительная. Ведь как бы не скрывался этот, так сказать,
псевдоэкзоэтноним, настоящее его содержание понятно каждому: так когда то имперские политики называли
«инородцев». В этнологии давно сложился научный термин, который адекватно определяет упомянутую категорию
населения: «национальные группы» – часть этноса, оторванная от материнского этнорегиона, но объединённая на
новой родине духовно, этнически и генетически.

Такими в своё время стали армянские колонии на западно-украинских землях, созданные беженцами от тирании
турков-сельджуков; болгарские, сербские и албанские поселения, созданные беженцами от турецких репрессий;
российские «раскольники» и эстонские сектанты спасались на Украине от религиозных преследований, молдавские
крепостные – от жестокой эксплуатации и своих, и турецких поработителей. Все они нашли тут вторую родину,
глубоко пустив этнические корни. Кстати, именно так создавалась и многочисленная украинская диаспора во многих
странах мира. И есть определённая историческая логика в том, чтобы считать национальные группы Украины её
коренным населением, - тем более что их корни нередко являются очень глубокими: они идут с ХV-ХV вв. (болгары,
сербы, поляки), ХV-ХV (русские), ХV-ХV (молдаване), ХV-ХV (цыгане), ХV (караимы), Х (евреи). Есть среди
национальных групп (по сути наций) и такие, чей этногенез происходил именно на землях Украины (крымские
татары, гагаузы): таким образом, выходит, что Украина для них – историческая родина и другой у них нет.

Так сложились этнические реалии на Украине, которые не являются исключением из мирового этнического процесса,
нормальное функционирование которого, кстати, корригируется правовой системой. Она, в частности, уравнивает
оба типа прав – исторического первенства и исторической реальности, отдавая приоритет последней. Только таким
образом можно избежать непримиримых противоречий между коренными и некоренными этническими образованиями.

3. Пути преодоления межэтнических конфликтов

Мировая практика разрешения межэтнических конфликтов основывается на конструктивистской научной концепции,

Ирбитский филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Свердловский областной медицинский колледж»


Тема: «Пути преодоления межнациональных конфликтов»

по учебной дисциплине «Этика и культура межнациональных отношений»

Специальность: "Акушерское дело, Сестринское дело, Лечебное дело "


Ирбит
Дисциплина

Этика и культура межнациональных отношений.

Тема занятия

Пути преодоления межнациональных конфликтов.

Тип и форма занятия

Теоретическое занятие (комбинированное).

Продолжительность занятия 90 минут.

Образовательные цели занятия

Студент должен уметь:

Высказывать свою точку зрения;

Аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма;

Проявление способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования, взаимодействие с соблюдением норм межнационального общения

Студент должен знать

Что такое межнациональный конфликт.

Причины появления межнациональных конфликтов.

Солидарность, толерантность.

Пути решения межнациональных конфликтов.

Цели воспитания и развития

Познавательные:

Выяснить, что такое межнациональный конфликт и чем отличается от других конфликтов.

Знать нормы международных отношений.

Умения анализировать, обобщать и давать оценку событиям.

Знать тенденции в развитие современных межнациональных отношений

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, устную речь.

Развивать чувства солидарности, толерантности.

Воспитательные:

Поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Развитие общих компетенций

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повешение своей квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия


Методы обучения

Информационно-развивающие.

Междисциплинарные связи (интеграция)

Обществознание, история

Обеспечение занятия:

Методическое обеспечение

Технологическая карта занятия, конспект лекции, учебник (Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243; Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г)

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Текстовое задание, ситуационные задачи.


Список литературы

    1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М Академический проект. –Мир2014 г.

    2. Тишков В. Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развития российского общества / Этнопанорама. 2013. №1-2. С2-12.

    3. Бателеаан П. Межкультурное образование – больше, чем долг. М.: Просвещение, 2013. С.243

Ход занятия


№ п/п

Этапы

Задания и рекомендации

Затраченное время

1

Организационный

Приветствие

Активизация сознания,

Положительная эмоциональная установка


5минуты

2

Сообщение темы и мотивация

Сообщение темы занятия, запись на доске, определение цели занятия, актуализация значимости темы для освоения профессии.

Тема: Пути преодоления межнациональных конфликтов

1. Формирование у студентов способности к национальной (этнической) самоидентификации и её обоснования.

2. Способность аргументированно противостоять проявлениям национализма, национального экстремизма.

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Обращаясь к истории, мы видим, что отношения между нациями и народностями нередко были напряжёнными, даже трагическими. К сожалению, межнациональные кон­фликты не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке многие годы длятся вооружённые столкновения между арабами и израильтянами. На Балканах до сих пор идёт борьба между различными национальными общностями. Нередко возни­кают межнациональные конфликты в странах Азии и меж­племенные - в Африке. В межэтнических столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные и духовные ценности.

Причинами межнациональных конфликтов часто яв­ляются территориальные притязания, стремление той или иной нации создать собственную государственность либо из­менить ранее установленные национально-территориальные границы. Конфликты порождаются также опасениями от­носительно того, что в результате притока иноязычного на­селения произойдёт размывание коренного этноса. Крайне


негативно сказываются на межнациональных отношениях ограничения в использовании национального языка, ущем­ление прав и свобод людей по национальному признаку.

Национальные чувства очень уязвимы. Иногда истин­ные, глубинные причины происходящих негативных явле­ний (глобальные экономические процессы и вызванные ими снижение жизненного уровня, безработица и др.) не по­лучают правильной оценки в массовом сознании. Главным виновником изображаются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории.

Движения, направляемые идеями национализма, сы­грали важную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии. Однако, как свидетельствует исторический опыт XX в., национализм из идейного обоснования борь­бы против национального угнетения все чаще превращается в утверждение приоритета национальных ценностей, пре­восходства и даже исключительности своей нации.

Крайняя, агрессивная форма национализма - шови­низм. Исходя из убеждения в превосходстве своей нации, шовинисты присваивают себе право поучать другие на­ции, навязывать им свою культуру и политическую ли­нию, стремятся к захвату чужих территорий. Предельным выражением такой политики является фашизм. Человеко­ненавистническая идея о существовании неполноценных рас и народов вылилась в практику геноцида - истребле­ния целых групп населения по национальному признаку.



Всеобщая декларация прав человека (1948), Хельсин-ский акт (1975), Парижская хартия (1990) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Возникли авторитетные международные организации, осуществляющие контроль за соблюдением данных основополагающих правовых норм. Это Комиссия ООН по правам человека, Комиссия ООН по предупреждению и защите меньшинств, Совет ООН по устранению расовой дискриминации, Гаагский междуна­родный суд и др.

Гуманистический подход к этническим проблемам со­стоит в приверженности идее мира, признании прав и сво-30


бод человека важнейшей ценностью, поиске согласия по спорным межнациональным вопросам, а также в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.

В Конституции Республики Беларусь чётко сформулиро­ваны гарантии прав лиц всех национальностей, а также за­прет на разжигание национальной розни или национальную дискриминацию. Статья 50 Конституции гласит: «Оскор­бление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться своим родным языком, выбирать язык общения». В статье 14 говорится, что го­сударство регулирует отношения между социальными, на­циональными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином Рес­публики Беларусь, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей незави­симо от их национальности. Это непреложное требование гуманизма.

Вопросы и задания

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.

1. Что определяет целостность этноса? 2. Каковы характерные черты нации? 3. На протяжении своей жизни вы будете встречать­ся, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или со­перничать с людьми самых разных национальностей. Согласны ли вы с утверждениями, что нет наций плохих или хороших, есть лишь плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступ­ки; национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком? Поясните свою точку зрения. 4. Проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов. Какие пути выхо­да из них существуют? Приведите конкретные примеры, используя материалы средств массовой информации. 5. Назовите основные положения Конституции Республики Беларусь, нацеливающие на гуманизацию межнациональных отношений.