Маргинальный. Маргиналы — кто это такие

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал - это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус - все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал - это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo - «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал - это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал - тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.

Происхождение термина

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику , то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном . Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
  • Писатель Виктор Шендерович , высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:

В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал - это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека - это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет . Но это такие общие соображения. Поэтому - ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер » позовут.

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые "Голубые Маргиналы 20 века") находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой
  • Жаринов Е. В. Маргинальная литература

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинал" в других словарях:

    - [фр. marginal побочный, предельный, написанный на полях] соц. человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими л. социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо … Словарь иностранных слов русского языка

    Из статьи «Миграция населения и маргинальная личность» (1928) американского социолога Роберта Парка (1864 1944). Так он назвал человека, который в результате миграции «живет в двух различных культурных группах». От англ. слова marginal 1.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Сущ., кол во синонимов: 4 изгой (10) личность (37) маргинальная личность (2) … Словарь синонимов

06.05.2018 74 488 2 Игорь

Психология и общество

Часто по телевидению или в средствах массовой информации мы слышим и видим иностранное слово «маргинал». Его значение претерпело существенные изменения, начиная со времен его формулирования американским социологом Р.Парком и заканчивая сегодняшним днем. Чтобы объяснить актуальный смысл этого понятия простыми словами, необходимо проследить историю употребления этого термина и выделить основные типы маргиналов в истории человечества.

Содержание:

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации. Его поведение, привычки оказались неприемлемыми для городской социальной среды. Сегодня маргиналами называют не только людей, не вписывающихся в городскую среду.



Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами. Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Значение слова «Маргинал»

Маргинал (от латинского «marginalis» – крайний или «margo» – край) – человек, живущий в социальной среде, но не принимающий навязанные ею мировоззрение, принципы, нормы, ценности, нравственные идеалы, образ жизни. Можно сказать, что он находится на краю системы, за пределами навязанных социальной структурой законов и порядков. В современном русском языке существует множество синонимов слова «маргинал»: изгой, белая ворона, неформал, индивидуал, асоциал, нигилист. Пример: бомж, хиппи, гот, монах-отшельник, аскет.




Также, людей из низших слоев общества, еще Карл Маркс обозначил термном "Люмпен". В современности, два понятия маргинал и люмпен переплелись друг с другом.

Признаки маргинальности:

  • нарушение важных для человека связей (биосоциальных, культурных, духовных, экономических), которые существовали в прежней жизни;
  • постоянное перемещение из-за отсутствия привязанности к чему-либо;
  • внутренний психологический конфликт из-за невозможности найти себя и возникновение на этой основе психических проблем;
  • по причине несоблюдения закона и порядка легкость становления противоправным членом общества (правонарушителем);
  • представители самых низких слоев общества (бомжи, алкоголики, наркоманы и т.д.);
  • формирование собственных ценностей и норм, очень часто противоречащих и враждебных ценностям той социальной группы, к которой принадлежит маргинал.

На первый взгляд, слово «маргинал» окрашено только негативными красками. На самом деле это не так. Как и любое явление, маргинальность имеет кроме отрицательных сторон, и положительные , к которым относится следующее:

  • иное мышление, мировоззрение является источником прогрессивной, новаторской деятельности;
  • по причине высокой мобильности у маргинала больше шансов начать жизнь с нового листа, получить другое образование, найти лучшую работу, переехать в более благополучный район города или сменить страну проживания на более экономически развитую;
  • благодаря своей уникальности, несхожести с другими, у маргиналов есть возможность найти неосвоенную нишу на рынке товаров и услуг и заняться бизнесом, приносящим прибыль (открыть свое дело, связанное с продажей этнических товаров, сувениров из прежнего места проживания). Маргиналы по этой причине очень часто становятся миллиардерами.




Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность :

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно ! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными. Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает .

Типы маргиналов



В зависимости от причин развития маргинального способа жизни и особенностей своего проявления маргиналы делятся на следующие типы:

  1. Этнические – люди, которые вынуждены были в силу разных причин и обстоятельств сменить свое место жительства и оказались среди представителей другой национальности, народности, этноса, культуры. Этот тип является наиболее труднопреодолимым, поскольку человек долго приспосабливается к чужой культуре, традициям, языку, религии и не в состоянии изменить свою внешность, расовую и национальную принадлежность (потомки от смешанных браков, эмигранты).
  2. Социальные – связан со сменой одной экономической системы на другую (рабство сменилось феодализмом, социализм – капитализмом). Целые группы людей не могут сразу найти свое место и адаптироваться к новой общественной системе.
  3. Биологические – идеальным является общество, которое заботится о слабых и больных его членах. В действительности же нездоровые люди и люди с ограниченными физическими возможностями или умственными способностями не имеет никакой ценности для общества, оказываются за бортом жизни (инвалиды, старики, хронически больные, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность).
  4. Экономические – люди, которые по каким-либо причинам потеряли работу и возможность иметь стабильный доход, утратили собственность, жилье, и сверхбогатые люди, которые по причине своего материального достатка, становятся оторванными от всех остальных членов общества (нищие, бомжи, иждивенцы, миллиардеры, олигархи).
  5. Религиозные – люди, которые не относят себя ни к представителям какой-либо существующей конфессии, ни к неверующим. Это те индивиды, которые верят в свои идеалы, своих богов и создают свои собственные церкви и секты (пророки, сектанты).
  6. Политические – появляются во время переломных моментов в истории, в период политического кризиса, когда люди теряют веру в современных политиков и их провозглашаемые ценности, ведут борьбу с существующим политическим строем, не доверяют власти и занимают враждебную гражданскую позицию.
  7. Криминальные – когда отказ жить по существующим в обществе по законам и моральным нормам приводит к совершению правонарушения (преступники).
  8. Возрастные – когда у более старого поколения утрачивается связь с молодежью, возникает так называемый конфликт детей и отцов.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.



Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов , художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества. В современном мире существует еще одна группа маргиналов – люди, которые проводят большую часть своего времени за компьютером, что приводит к изменению их сознания, преобладанию виртуальной жизни над реальной.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский - древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов;
  • Емельян Пугачев - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов;
  • Устим Кармелюк - украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813-1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти - А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;

Слово маргиналы стало модным лет 15-20 назад. Его любят использовать практически все: от заумных и гламурных интеллектуалов до чуть ли не бабушек на лавочках. Любой, кто как-то не вписывается в рамки обычного, может услышать в свой адрес: «Да он просто маргинал!».

Причем в подавляющем большинстве случаев отношение к этому человеку будет строго отрицательное. И это понятно, если учитывать, что само значение этого слова известно единицам.

В России понятие маргинал постоянно путают с понятием люмпен, то есть деклассированный элемент, бродяга, наркоман-алкоголик, бомж, уголовник. Тот, кто за гранью общества, вне его системы координат. Пользы от него обществу ноль, зато вреда не оберешься.

Но если рассматривать явление маргинальности подробнее, то мы выясним, что маргиналы, конечно, находятся за пределами системы (лат. marginalis - край, граница, сторона), но у них есть свой набор ценностей, которого они свято придерживаются.

У них сильное нежелание придерживаться общепринятых норм, которые они считают неподходящими для себя. В отличие от маргиналов, люмпены готовы подчиняться сильному лидеру, у которого есть власть, и принимать ценности этого лидера.

Маргинал – это человек, который находится за границами, как общепринятой системы, так и «системной оппозиции», который подчиняется только своим правилам. Он не контактен, избегает социума, так как прекрасно осознает свою непохожесть. Это человек, который живет за пределами своего временного отрезка.

Если брать настоящее время как отрезок, то маргинал может, как обгонять своих современников, а может и отставать от них, осознанно выбирая для себя жизнь по правилам, у которых уже вышел срок годности.

Хорошо это или плохо? Никто из современников не может этого знать. Что приживется из того, что проповедует опережающий, что воскреснет из прошлого завтра?

Несмотря на то, что всегда маргиналов если не презирали, то относились сочувственно, они – очень важная часть общества, хотя они и стараются изо всех сил не быть этой частью.

Именно маргиналы, которые идут наперекор всему, открывают миру новое (кого из них не считали маргиналом в свое время – Иисуса Христа? Коперника? Николу Теслу? Маяковского? Пикассо?), или бережно сохраняют «пережитки прошлого» (православные верующие в Советском Союзе).

Феминистки и борцы за равноправие чернокожих в США – недавние маргиналы, а сегодня маргиналами считаются расисты и шовинисты, которые утверждают, что женщина – низшее существо.

Фрилансеры, не желающие работать с 8 до 5, и чайлд-фри, не сходящие с ума от идеи оставить после себя потомство; хиппи, отстаивающие свободную любовь в противовес традиционным семейным ценностям и дауншифтеры, не тратящие свою жизнь на работу – это все маргиналы.

Но мы уже не относимся к ним резко негативно, как это было еще несколько лет назад. Общество признало за ними право на существование. Чем более развито общество, тем лояльнее оно относится к любым проявлениям индивидуальности.

И думается, пройдет еще не так много времени, и к людям со своим особенным взглядом на жизнь будут относиться не с позиции полезности и соответствия традициям, а с позиции безвредности и возможного творческого потенциала.

Ведь развитых обществ становиться все больше, а свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo - край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска - не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.