Лучшие афоризмы о любви. Информация к размышлению метафоры любви

Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Для большинства людей метафора - это инструмент поэтического воображения и риторической пышности, который используется в исключительных случаях, а не в обычной речи. Более того, метафору обычно считают только характеристикой языка, игрой словами, которая не отражает мыслей или действий. Поэтому большинство людей думают, что они могут прекрасно обходиться без метафор. Нам удалось обнаружить, что, наоборот, метафоры постоянно встречаются в повседневной жизни, и не просто в речи, но в мыслях и действиях. Наша обычная система представлений, на которой основаны наши мысли и действия, принципиально метафорична по своей сути.

<.. .> Метафоры и метонимии не возникают случайно, а образуют логичные последовательные системы, в рамках которых мы осмысляем наш

опыт. Тем не менее в по-вседневно используемых метафорических выражениях легко найти явную непоследовательность. Мы не проводили полного

исследования этого вопроса, но, подробно рассмотрев лишь некоторые примеры, обнаружили, что они вовсе не лишены логики, хотя на первый взгляд создается именно такое впечатление. Давайте посмотрим.

Любовь - это путешествие


Смотри, как далеко мы зашли. Мы стоим на перепутье. Нам придется идти каждому своей дорогой. Мы теперь не можем повернуть назад. Я не думаю, что эти отношения к чему-нибудь приведут. К чему же мы пришли! Мы застряли на полпути. Путь был долгим и тернистым. Наши отношения зашли в тупик. Мы топчемся на месте. Наш брак пошел ко дну. Мы сбились с пути. Мы завязли в этихотношениях.

Любовь - это физическая сила (электромагнитная, гравитационная и т. п.)

Я почувствовал между нами электрическое напряжение. Меня тянуло к ней как магнитом. Их безудержно тянуло друг к другу. Между ними сразу же возникло притяжение. Вся его жизнь вращается вокруг нее. Атмосфера вокруг них всегда заряжена. В их отношениях ощущается невероятная энергия. Они потеряли импульс.

Любовь - это болезнь

Это нездоровые отношения. У них сильная, здоровая семья. Их любовь умерла - ее невозможно оживить. Их отношения пошли на поправку. Мы снова встаем на ноги. У них вялые отношения. Их брак находится на последнем издыхании. Он ею уже переболел.



Любовь - это безумие

Я сума схожу по ней. Она сводит меня сума. Он все время ею бредит. Он от нее потерял голову. Он любит ее до безумия. Я без ума от Гарри.

Любовь - это магия

Она меня очаровала. Волшебство исчезло. Я был околдован. Она меня загипнотизировала. Он меня заворожил. Я от него в трансе. Я ею очарован. Она меня заколдовала.

Любовь - это война Всем известно множество его быстрых побед. Она пыталась его завоевать, но победила его возлюбленная. Она перешла а наступление,

а он спасался бегством. Она упорно его преследовала. Он постепенно завоевывает позиции в ее сердце. Он завоевал ее руку и женился. Он ее покорил. Ее осаждают поклонники. Ему приходится отражать их натиск. Он завербовал на свою сторону ее друзей. Он

сделал своим союзником ее мать.

George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. - Chicago: University of Chicago Press, 1980. P. 3, 41, 45, 49.

СТАНОВЯТСЯ ЛИ ДЕВУШКИ СИМПАТИЧНЕЕ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ:

МУЗЫКА В СТИЛЕ «КАНТРИ» И «ВЕСТЕРН» В ПРИЛОЖЕНИИ К ПСИХОЛОГИИ

Джеймс У. Пеннбэйкер, Мэри ЭннДайер, Р. Скотт Колкинс, Дебра Линн Литовиц, Филип Л. Экерман, Дуглас Б. Андерсон, Кевин М. Макгроу

James W. Pennebaker, Mary Anne Dyer, R. Scott Caulkins, Debra Lynn Litowitz, Phillip L. Ackerman, Douglas B. Anderson, Kevin M. McGrow.

Don"t the Girls Get Prettier at Closing Time: A Country and Western Application to Psychology. - Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 5, No. 1, 1979. P. 122-125.

Примечание редактора. Откуда берутся наши представления о романтической любви? Они формируются подвлиянием того, как нас любили в детстве, как наши родители любили друг друга, какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим, какие песни поем и под какие танцуем. Музыка в стилях «кантри» и «вестерн» является для социальных психологов чрезвычайно богатым источником познаний, утверждают Пеннбэйкер и его коллеги. В ней отражаются взгляды нашей культуры на аффилиацию, аттракцию и любовь - взгляды, которые мы усваиваем, когда слушаем эти песни. Каждый из нас, наверное, может вспомнить песню, в которой высказывается гипотеза, допускающая проверку. Пеннбэйкер и его коллеги провели полевое исследование, чтобы проверить мысль, высказанную звездой музыки «кантри» Мики Гилли: «Все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».*

"Примечание а в то р о в. К сожалению, музыкальный мир еще не подчиняется указаниям Американской психологической ассоциации, предписывающим не использовать в языке сексистские выражения. Поэтому при любом упоминании в цитатах слова «девушки» следует понимать его как «представители противоположного пола».

Музыкальный автомат - этот типичный для любого американского бара атрибут - уже давно является богатым источником социально-психологических истин. Всего за четверть доллара исследователь может получить отличную гипотезу (три гипотезы за 50 центов). Хотя подходящие для проверки идеи можно почерпнуть в музыке самых различных стилей, таких как джаз, диско и рок-н-ролл, но музыка «кантри» и «вестерн» (ниже - «К и В») предоставляет самый богатый выбор разнообразных тем, которые особенно легко интерпретировать как с точки зрения концепции ослабления побуждения, так и с использованием информационного подхода.

Распространено ошибочное мнение, что в песнях «К и В» поется только «про маму, или про поезда, грузовики, тюрьмы, или про то, как кто-то напился» (Coe, 1974). Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что эта музыка изобилует темами, затрагивающими такие теоретические вопросы, как справедливость («Твое сердце обманет тебя» - Williams, 1939), диссонанс («Парень по имени Сью» - Cach, 1970) и самовосприятие («Я почти согласился [пока не увидел]... в зеркале себя в свадебном костюме» - Wynette, 1968). Конечно же, в ней прекрасно представлен один из американских психологических «хитов» всех времен - теория подкрепления (например, «Если у тебя есть деньги, милый, у меня найдется время для тебя» - Frizzel, 1951).

Несмотря на то что психологи прикладывают героические усилия, стараясь идти в ногу с развитием музыкальных течений, они отстали с изучением темы воспринимаемой физической привлекательности. Особенно актуальное направление исследований было предложено в контексте теории реактивного


сопротивления 8 и суждений о привлекательности альтернатив перед принятием решения. Классические результаты Линдера и Крэйн (Linder, Crane, 1970) показывают, что с уменьшением времени, отводимого на принятие решения, в восприятии человека альтернативы становятся более сходными по степени их привлекательности. В эксперименте этих исследователей испытуемые оценивали при-влекательность двух альтернатив сразу же после того, как узнавали, сколько времени у них осталось до принятия окончательного решения (3, 8 или 15 минут). Было обнаружено, что когда на принятие решения отводилось 3 минуты, то в восприятии испытуемых степени привлекательности альтернатив были более сходными друг с другом, чем когда у испытуемых было 15 минут. Хотя авторы не обратили на это особого внимания, но привлекательность менее предпочтительной альтернативы по сравнению с более предпочтительной альтернативой возрастала по мере того, как приближалось время принятия окончательного решения. Кроме того, анализ оценок альтернатив показывает, что когда на принятие решения испытуемым отводилось 3 минуты, обе альтернативы казались им более привлекательными, чем когда у них было 15 минут. Эти данные согласуются с мнением Уикланда Wicklund, 1974), который утверждает, что индивидам больше нравятся поступки, возможность совершения которых не гарантирована, и что временные ограничения, накладываемые на принятие решения, эффективно выступают в роли" угрозы свободе индивида при выборе альтернативы.

В соответствии с этими рассуждениями можно считать, что звезда музыки «кантри» Мики Гилли (Mickey Gilley, 1975) выдвинул следующую гипотезу: индивиды противоположного пола кажутся более привлекательными по мере уменьшения количества времени, которое остается для принятия решения о том, вступать ли с ними во взаимодействие. Надо отдать должное Гилли - он помог исследователям, предложив методику для проверки гипотезы о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».

МЕТОДИКА Испытуемые

Сто три испытуемых, 52 мужчины и 51 женщина были отобраны из посетителей трех питейных заведений, до которых можно было дойти пешком из респектабельного Южного университета. Испытуемых отбирали как можно более случайно, лини? со следующими ограничениями: потенциальный испытуемый не должен был беседовать с представителем противоположного пола, не должен был быть пьяным, недееспособным или недоступным по каким-либо другим причинам (например, находиться в центре группы). Экспериментатор, который выбирал испытуемого и затем к нему обращался, был одного с ним пола.

Процедура

«Если бы я ставил им оценки от 1 до 10, то искал бы "девятку", но подошла бы и "восьмерка"...» (Gilley, 1975)

Эксперимент проводили три пары (мужчина и женщина) экспериментаторов. Каждая пара в четверг вечером заходила в один из трех баров три раза в назначенное время (в 21 час, в 22:30 и в полночь). Бары закрывались в полпервого ночи. Каждый из экспериментаторов выбирал первого попавшегося испытуемого одного с собой пола, подсаживался к нему и спрашивал, не согласится ли он (или она) ответить на пару вопросов для психологического

исследования. Все испытуемые, к которым обращались экспериментаторы, согласились.

После первого знакомства экспериментатор спрашивал: «Какую оценку по шкале от 1 до 10 вы бы поставили присутствующим здесь сегодня представителям противоположного пола, если оценка "1" означает "непривлекательный", оценка "5" - "средний", а оценка "10" - "очень привлекательный"?» Получив ответ, экспериментатор спрашивал: «Если бы вы были [представителем противоположного пола], как бы вы оценили по той же шкале присутствующих здесь [представителей вашего собственного пола]?» Отметим, что испытуемых просили дать общую оценку всем представителям противоположного или своего пола, присутствовавшим в заведении. Затем экспериментатор благодарил испытуемого и уходил.

Энциклопедия «Кругосвет» даёт определение: МЕТАФОРА (с греческого переводится как - перенос), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта; например: волк, дуб и дубина, змея, лев, тряпка и т.п. в применении к человеку; острый, тупой - о свойствах человеческого ума и т.п. В расширительном смысле термин «метафора» относят также к другим видам переносного значения слова.

Метафоры - это больше, чем способ восприятия и описания опыта. Это фильтры, через которые мы воспринимаем мир и осмысляем его, и поэтому метафоры - это и есть наш опыт. Именно поэтому они могут быть мощными способами воздействия на человека, которые меняют восприятие, опыт и поведение.

Метафора хорошо помогает осознать свои болезненные привязанности к бывшему возлюбленному, правильно оценить реальность и принять решение, например, - разлюбить, легко и просто.

Метафора: «Кто, кого бросил?».

Вы едете на трамвае домой, выходите на своей остановке и идёте своим путём, трамвай едет своим. Какое-то время вы пользовались трамваем, а он получал от вас деньги за свою работу. Был очень взаимовыгодный обмен. Кто, кого бросил? Есть ли у вас претензии к трамваю, интересно, а у него к вам?

В жизни есть огромное количество ситуаций, вещей, или людей, которые нас не устраивают и уже давно. Например:

Отношения, которые давно в тягость.

Работа, которая давно надоела.

Бизнес, который приносит одни убытки.

Но по неизвестным причинам мы цепляемся за борт тонущего корабля в надежде, что он, может быть, поплывет когда-нибудь, тратя на это оставшиеся нервы, время, деньги. По этому поводу хорошая метафора.

Лошадь сдохла - слезь!

Казалось бы все ясно, но:

Мы уговариваем себя, что есть еще надежда.

Мы бьем лошадь сильнее.

Мы говорим "Мы всегда так скакали".

Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.

Мы объясняем, что наша дохлая лошадь гораздо «лучше, быстрее и дешевле».

Мы организовываем сравнение различных дохлых лошадей.

Мы сидим возле лошади и уговариваем ее не быть дохлой.

Мы покупаем средства, которые помогают скакать быстрее на дохлых лошадях.

Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.

Мы посещаем другие места, чтобы посмотреть, как там скачут на дохлых лошадях.

Мы собираем коллег, чтобы дохлую лошадь проанализировать.

Мы стаскиваем дохлых лошадей, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.

Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.

Но всё просто.

Если лошадь сдохла - слезь.

Метафора. «Всё меняется, какова твоя истинная сущность?»

Поток, родившийся высоко в горах, преодолев препятствия на своем пути, достиг, наконец, песков пустыни. Точно так же как он преодолел пороги и водопады, Поток попытался преодолеть и это препятствие, но обнаружил, что его воды исчезают, песок поглощает их. Но он был уверен, что его назначение - пересечь пустыню, за которой были видны высокие горы, покрытые снегами.

Двигаясь обычным способом, ты не сможешь пересечь пустыню. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Отдайся воле ветра, он перенесет тебя!

Но в таком случае я потеряю свободу! - воскликнул Поток.

В любом случае ты не можешь оставаться тем, кем ты был. Ты говоришь об индивидуальности, потому, что не знаешь своей истинной природы. Смелее, только так ты постигнешь свою суть:

Услышав это, у Потока стали всплывать смутные воспоминания в глубинах его памяти. Он осознал, что уже испытывал состояние полета. Поток поднял свои пары на волю ветра. Тот подхватил его и понес над песками к заветным горам. Поток летел, испытывая новое чувство и опускаясь на склоны гор, размышлял о своей истинной сущности.

О поиске счастья написано много. Некоторым людям тяжело разлюбить, они думают: «разлюблю, а где найду другое счастье?».

Притча про счастье

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.

К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?". "Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье: побежало за ним.

Если мы к чему-то привыкли, то думаем, что это навсегда. И если что-то важно уходит из нашей жизни, остановится ли жизнь?

Событие в птичьем дворе

На птичьем дворе произошло событие: петух тяжело заболел. И думать было нечего о том, что утром он сможет прокукарекать и возвестить начало нового дня.

Весь курятник всполошился. Куры боялись, что солнце не взойдёт, если их господин и повелитель не вызовет его своим пением. Они почему-то были уверены, что солнце всходит только после того, как петух прокукарекает трижды.

Но наступившее утро излечило их от этого суеверия. Петух был болен, однако солнце взошло, как всегда, и сияло в своём великолепии.

Всепрощение

Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! - Восхищённо повторяла Влюбленность. Ты намного сильнее меня.
- А ты знаешь, в чём моя сила? - Спросила Любовь, задумчиво качая головой.

Потому что ты важнее для людей.
- Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, - вздохнула Любовь и погладила Влюблённость по голове. - Я умею прощать, вот что делает меня такой.

Ты можешь простить Предательство?
- Да, могу, потому что Предательство часто идёт от незнания, а не от злого умысла.

Ты можешь простить Измену?
- Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее.

Ты можешь простить Ложь?
- Ложь - это меньшее из зол, глупышка, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель.

Я так не думаю, бывают ведь просто лживые люди!!!
- Конечно бывают, но они не имеют ни малейшего отношения ко мне, потому что не умеют любить.

А что ещё ты можешь простить?
- Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему.

А ещё?
- Ещё могу простить Обиду - старшую сестру Огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.

Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить всё-всё, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!!!
- И тут ты не права, малышка. Никто не может прощать всё-всё. Даже Любовь.

Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!!!
- Нет, то о чём я говорила, я на самом деле могу прощать, и прощаю бесконечно. Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь.
Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведёт к Тоске и Разрушению. Это причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить её. Это отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в себя.

Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды. Ты поймёшь это, когда столкнёшься с ним сама. Запомни, Влюбленность, самый страшный враг чувств - Равнодушие. Так как от него нет лекарства.

Ещё про переменчивость жизни.

Притча о розах

Представь себе большую, просторную комнату. Окно этой комнаты распахнуто настежь, и через него проникают звуки и запахи мира. Пение птиц, шелест первой весенней листвы, запахи тающего снега, робкие голоса просыпающегося города. Что еще? Представь, дай волю своему воображению. Посередине этой комнаты стоит хрустальная ваза, сделанная лучшими мастерами земли. Она сделана из горного хрусталя, чистого как слеза. Она - само совершенство. Она могла бы стать лучшим украшением любого музея. Но ее место не в музее, а именно здесь - в этой комнате.

В вазу, стоящую в этой комнате налита вода из альпийских горных источников. Она холодна, как небо и прозрачна, как утренний воздух. Потоки солнца, текущие из окна разбиваются о грани этой вазы и мириадами бликов плещутся на стенах. Но самое главное - в воду, наполняющую эту вазу, поставлены цветы. Это розы. Каждая из них - совершенство. И каждая из них имеет свою форму, цвет, запах. И несмотря на это, вместе они образуют одно целое. Симфония цвета и запаха заполняет эту комнату и вырывается в мир. Капли росы блестят на лепестках роз,их листья упруги и свежи. И у редкого человека, вошедшего в комнату не закружилась бы голова от этого зрелища.

Все. Картина нарисована. И историю на этом можно закончить, но очень часто она имеет свое продолжение. Время не стоит на месте. Проходит день, два, неделя: Когда-то меньше, когда-то больше. У всех по-разному. Но все равно это случается. И если ты посмотришь на эти розы, ты найдешь, что картина несколько изменилась. Их гордые головки, еще несколько дней назад, тянувшиеся к солнцу, начинают склоняться вниз. Листья теряют свою упругость, капли росы высыхают, оставляя бурые пятна. Лепестки теряют свою свежесть, сворачиваются, засыхают, теряют цвет, опадают. Вода - бывшая такой чистой и прозрачной - желтеет и зацветает. А запах? Запах роз превращается в едва заметный аромат гербария. Сухой и колкий. И спустя какое-то время безжалостная рука выкинет букет в мусорное ведро. И на этом нашу историю можно закончить. Хотя: А как в жизни? Осталась комната, в которой по-прежнему стоит ваза. Воду можно вылить, а вазу - вымыть. Лучше всего с мылом. А потом. Потом - вновь налить чистую живую воду из высоких альпийских источников и поставить другой букет. Из астр, или из георгин…Как кому нравится. Вот такая история. Люди рассказывают. Не знаю, стоит ли в это верить, но я слышал, что очень редко цветы, однажды поставленные в эту вазу, стоят очень долго. Месяцы, года, десятилетия и даже всю жизнь. Говорить, что время не властно над ними - значит солгать. Конечно, они меняются. И опадают лепестки, и расплескивается вода, и бьется посуда. Ибо ничего нет постоянного в этом мире.

Но они живут.

Часто люди последними словами вспоминают свою бывшую любовь, но при этом не могут её забыть. Следующая притча для них.

Забирайте свое все

Буддийская притча

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.

Притча о разлуке.

Давным-давно у развилки трех дорог рос могучий старый дуб.

Как-то в один прекрасный теплый солнечный день после длинного пути подошли к развилке три спутника, остановились, задумались, у кого спросить, куда дороги ведут.

Тут неожиданно зашелестел зеленый дуб своей листвою:

Налево - в лес, прямо в поле, а направо в горы.

Задумались спутники, заспорили: Куда же идти?

Один хочет в горы, другой в лес, а третий в поле.

Расставаться надолго не хочется, а идти туда, куда неинтересно, тоже не тянет. Озадачились.

И снова зашумел тут своими крепкими ветвями раскидистый дуб:

Вы только что пришли, и потому вам кажется, что дороги расходятся, а для меня они тут сходятся.

Вот по этой дороге приходят сюда из леса, по этой с полей, по этой с гор.

Но никто не проходит мимо меня. Под моей кроной отдыхают и набираются сил, в изумрудной тени моих листьев укрываются от солнца, прислонившись к моему могучему стволу, слушают, как текут по нему живительные соки из самой земли, питая зеленые листья, подолгу вспоминают и рассказывают про свои приключения и путешествия и вдохновляются на дальнейший жизненный путь.

И когда они расстаются со мной, мне становится интересно, какими я увижу их через некоторое время, что я услышу от них и как по-новому прикоснуться к моему стволу их опаленные солнцем и ветром руки.

И потому в каждой разлуке для меня зарождается начало новой встречи,

и вот уже много лет мое могущество укрепляется знанием простой истины:

чем богаче разлука, тем богаче встреча ожидает меня.

Для мужчин, успокоительная метафора.

Притча о том, что на самом деле хотят женщины?

Однажды короля Артура поймал другой царь и посадил в тюрьму. Потом он его пожалел и сказал, что отпустит его, если тот ответит на один очень сложный вопрос. Королю Артуру давался год, чтобы найти ответ. Если он не сможет ответить, то будет казнен. Вопрос был: "Что на самом деле хотят женщины?"

Король Артур опрашивал всю женскую половину своего королевства в течении года, и никто не дал ему ответа. Наконец, ему сказали что одна старая ведьма может дать ему ответ, но ее цена будет очень высока. У короля не было выбора, он пошел к ней и спросил, что она хочет. Она хотела выйти замуж за его лучшего рыцаря Гаваина. Ведьма была жутко страшная, старая, противная и с одним зубом.

Артур сказал, что он не хочет заставлять своего друга это делать и лучше умрет. Тем не менее, Гаваин сказал, что жизнь Артура важна для всего королевства и он согласен жениться на старой противной ведьме. После этого ведьма ответила на вопрос Артура.

Она сказала, что женщины больше всего хотят распоряжаться своей собственной жизнью.

После этого жизнь Артура была спасена, все радовались и наступило время свадьбы. Рыцарь Гаваин был настоящим джентльменом, в то время как ведьма отвратительно себя вела, жрала руками и пердела во время свадьбы.

Когда наступила свадебная ночь, Гаваин, скрепя сердце, зашел в спальню. Перед его глазами лежала самая красивая женщина, которую он когда-либо видел. Он удивленно спросил, что случилось. Ведьма ответила, что в благодарность за хорошее отношение к ней, когда она была страшной и противной, она согласна половину времени быть молодой красавицей, а половину времени - старой ведьмой. Затем она сказала, что он должен выбрать, какой он хочет чтобы она была днем, а какой ночью. Гаваин задумался. Хочет ли он, чтобы днем его видели с красавицей, а ночи проводить со старой каргой, или иметь днем страшную ведьму, а ночью быть с красавицей? Он решил дать ей решать самой. После того как она это услышала, она сказала, что всегда будет красавицей, потому что он ее уважает и дает ей возможность распоряжаться своей собственной жизнью.

Так какова мораль этой длинной истории? Мораль такова - не имеет значения, красивая ваша женщина или страшная, умная или глупая. Под всем этим она все равно ведьма…