Кто и зачем построил Баальбек? Путешествие в Северный Ливан. Баальбек и Долина Бекаа

В долине текут река Литани, самая большая и полноводная в Ливане, и река Оронт.
Баальбек стоит в самой плодородной области Ближнего Востока. По ней пролегали древние караванные пути, что вели к Дамаску и Тиру.
Археологические раскопки в Баальбеке показали, что еще 10 тыс. лет назад здесь появились первые поселения: они возникли в прекрасной зеленой долине, у источников пресной воды. Воды прибавлялось еще больше весной, когда таял снег на вершинах Антиливана и по склонам гор стекали потоки.
Вероятными основателями поселения на месте нынешнего Баальбека были египетские или ассирийские служители языческих культов. Вероятнее всего, город упоминался под другими названиями в древних записях, прежде чем название Баальбек появилось впервые в XIV в. до н. э. на глиняных табличках Телль-эль-Амарнской переписки между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье.
Вновь сведения об этом городе появляются только после завоевания его Александром Македонским в IV в. до н. э. Когда его империя распалась, город оказался в составе государства Птолемеев под названием Гелиополис (Солнечный), так как то было место почитания Баала - бога солнца, в нем были построены величественные храмы в его честь. Баальбек разбогател при Селевкидах, став крупным торговым городом, «оседлавшим» пути караванов с товарами и паломниками, поскольку был еще и центром всего ближневосточного язычества и поклонения Баалу.
Город процветал и в эпоху римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.). когда вошел в римскую колонию Юлия Августа Феликс Гелиополитана. В период с I по III в. в Баальбеке было построено множество римских храмов, появились театры, термы и виллы богатых римлян, для которых цветущий Баальбек стал чем-то вроде курорта.
Изменения начались с распространением христианства: сначала император Константин запретил языческие культы в Гелиополе, а в IV в. последний император единой Римской империи Феодосий I Великий повелел перестроить языческие храмы в христианские церкви.
В 634 г. Баальбек захватили арабы под предводительством ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда и исламского полководца Абу Убайды аль-Кураши (583-638 гг.). Город начал приходить в упадок: торговля прекратилась, храмы опустели и стали разрушаться.
Но арабы сохранили Баальбек из стратегических соображений, значительно укрепив его и превратив храмовый квартал и акрополь в крепость.
Затем город много раз переходил из рук в руки, становясь добычей претендентов на власть в халифате. В 659 г. за город сражались Али ибн Абу Талиб и Муавия во время гражданской войны в первом Арабском халифате. Марван II в 750 г. разрушил городские стены. В 1175 г. его захватил Саладин. В 1260 г. монголы хана Хулагу едва не разрушили город до основания, им просто не хватило на это времени. В конце XIII в. дома Баальбека восстановил султан Калавун. В 1400 г. - новое разрушение, на этот раз - войсками Тамерлана. В XVIII в. город разрушали как правитель Палестины Даззар, так и серия сильнейших землетрясений.
Оказавшись под властью турок, Баальбек вошел в Сирийский вилайет Османской империи.
В настоящее время это небольшой город в Ливане.
Сохранившиеся фрагменты храмового комплекса позволили археологам восстановить его общий план, в целом характерный для римских языческих храмов той эпохи.
Действительно, в Баальбеке сохранились руины трех больших храмов, а в основании храмовой террасы - три гигантских камня, относительно которых строятся самые невероятные предположения.
Возрождением интереса к Баальбеку и началом систематических археологических раскопок мир обязан последнему германскому императору Вильгельму II (1859-1941 гг.), посетившему это место в 1898 г. по пути в Иерусалим. Пораженный величием древних руин и ужаснувшийся тому, с какой скоростью местные жители растаскивают их для постройки жилищ, император распорядился немедленно направить сюда научную экспедицию (ходили слухи, что она была еще и разведывательной). И уже месяц спустя начались раскопки под руководством известного археолога Отто Пухштейна (1856-1911 гг.). Несмотря на все ожидания, Пухштейн не нашел ничего, что относилось бы к доримскому периоду.
В дальнейшем раскопками в Баальбеке занимались французские археологи, в 1933-1934 гг. постаравшиеся даже реставрировать некоторые постройки.
Начиная с 2006 г., после окончания серии войн в Ливане, проводятся работы по консервации ценнейших строений Баальбека. Эти драгоценные руины не пострадали непосредственно от снарядов и бомб, но воздушные волны от взрывов сдвинули некоторые камни, в стенах храмов Юпитера и Вакха образовались трещины.
Нынешний город Баальбек расположен к востоку от развалин акрополя. Здесь же находится вход на огороженный храмовый участок. Громадная каменная лестница вела к монументальным воротам - пропилеям. Отсюда начиналась колоннада шириной около 150 м. По краям колоннады стояли квадратные башни высотой около 30 м. За колоннами находился шестиугольный двор. За ним - три широких входа, ведущие на Алтарную площадь, посреди которой в древности стоял большой алтарь, от которого сохранилась половина: вторую разобрали на строительство христианского собора еще в IV в. Справа и слева от алтаря находились бассейны для омовений.
От Алтарной площади поднималась лестница на храмовую террасу. Терраса была не просто большой, а громадной, подпираемая стеной - основанием всего акрополя, сложенной из каменных блоков, поражающих воображение своими размерами. Три из них составляют знаменитый Трилитон, каждый длиной 21,3 м, высотой 4,8 м, шириной 4 м и весом по 800 т.
Древним зодчим повезло в том смысле, что карьер, где добывались такие камни, находился на удалении около километра. В нем сохранились не до конца вырубленные монолиты.
На террасе стоял прямоугольный храм Юпитера с основанием 91 м в длину и 52 м в ширину с более чем полусотней колонн диаметром 2 м и высотой 20 м. Сохранилось шесть из них, и по ним можно судить о масштабах постройки.
На нижней террасе - к югу от храма Юпитера - построен храм Вакха, он меньше храма Юпитера, но зато лучше сохранился, с колоннами. Портал - шедевр античного зодчества - ведет в целлу: закрытое внутреннее помещение храма.
Третий храм посвящен Венере, он находился в 300 м к востоку от акрополя и представлял собой круглое сооружение, которое изначально было перекрыто каменным куполом.
Храмовый комплекс в Баальбеке входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нынешний город Баальбек - центр сельскохозяйственного района, населенный преимущественно мусульманами-шиитами и в меньшей степени - суннитами и христианами. С 1955 г. город ежегодно становится местом проведения Баальбекского международного фестиваля: в римском акрополе проходят концерты классической и джазовой музыки, дают оперные и театральные представления.

Общая информация

Местонахождение : восток Ливана.
Административное местонахождение : район Баальбек, мухафаза Бекаа.
Первое упоминание : XIV в. до н. э.
Язык : арабский.
Этнический состав : арабы.
Религия : ислам.
Денежная единица : ливанский фунт.
Реки : Литани, Оронт.

Цифры

Площадь храмового комплекса : 5 км 2 .
Высота над уровнем моря : 1170 м.
Удаленность : 80 км к северо-востоку от Бейрута, 75 км к северу от Дамаска.

Климат и погода

Средиземноморский.
Средняя температура января : +4,5°С.
Средняя температура июля : +24°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Относительная влажность воздуха : 65-70%.

Достопримечательности

Исторические

Храм Юпитера (I в.), храм Вакха (II в.), храм Венеры (III в.), крепость (XIII в.).

Культовые

Руины Большой мечети и минарета (XIII в.).
Каменный блок Хаджар эль-Хубла и другие.

Любопытные факты

■ Во времена Крестовых походов крепость Баальбека служила тюрьмой для захваченных мусульманами христиан. В 1171 г. пленники сумели разоружить охрану и захватили крепость, изгнав из нее гарнизон. Однако мусульмане проникли в замок через подземный ход, указанный местным жителем, и жестоко расправились с пленниками.
■ В эллинский период храм Баалу в Баальбеке уже ассоциировался не с самим Баалом, а сначала с культом греческого бога солнца - Гелиоса, а затем - греческого Зевса и римского бога неба Юпитера. Из-за этого в популярной литературе часто имеет место путаница, и, например, при описании эпохи финикийцев главный храм Баальбека ошибочно именуют «храмом Юпитера». Подлинный же храм Юпитера находится на фундаменте предыдущего храма Баала, он был построен только около 60 г.
■ Гелиополь был очень известен в древности как место паломничества, название города встречается в надписях, оставленных на камнях Афин, Рима, Венеции, в Паннонии и Галлии и даже в районе Вала Адриана в Британии.
■ Согласно преданию, омейядский халиф Валид ибн Абд аль-Малик (668-715 гг.) перевез медный купол баальбекского храма в Иерусалим, чтобы водрузить его над Куполом Скалы.
■ Византиец Иоанн Малала (около 491-578 гг.) является автором «Хронографии» - первой дошедшей до наших дней всемирной хроники (до 563 г.). В ней он первым назвал Баальбек «чудом света».
■ Сохранились римские хроники, в которых рассказывается о посещении Баальбекского оракула (в городе был собственный оракул для нужд паломников) самим императором Траяном (53-117 гг.). Император задал оракулу два вопроса. Первый он передал запечатанным в конверт и приказал не открывать. Оракул промолчал, чем сильно впечатлил императора: в конверте находился чистый лист бумаги. Когда же Траян спросил, вернется ли он живым из похода против Парфии, оракул передал ему сломанный стек центуриона. Как известно, Траян победил парфян, но на обратном пути в Рим скончался.
■ Посещение Баальбека первыми туристами (богатыми путешественниками) произошло еще в XVI в., чему имеется документальное подтверждение.
■ Отдельные фрагменты храма Юпитера, а также две колонны с частью перекрытия дворовой галереи хранятся в настоящее время в Германии, в Пергамском музее (Берлин).
■ Без труда можно заметить следы разрушительного землетрясения 1759 г., от которого пострадали строения Баальбека, в частности арабская крепость, Большая мечеть и минарет, да и сам город.
■ Самый известный каменный блок в Баальбеке именуемый Южным камнем, по неизвестной причине так и не вынут из каменоломни, хотя и предназначался для завершения храмовой террасы. Его вес достигает 1050 т, размеры 20x4x4 м. Арабы называют его Хаджар эль-Хубла, что можно перевести, как «камень, исторгнутый материнским чревом». В 1990-х гг. в карьере Баальбека был обнаружен второй монолит - весом уже 1300 т и размерами 20x4,5x4,5 м. В 2014 г. немецкая экспедиция нашла еще больший монолит - весом 1500 т. Наука до сих пор не установила, как можно было вытесать камни такого размера и тем более - как их намеревались перенести на целый километр.
■ По периметру Большого двора тут и там лежат камни с надписью IOMN (luppiter Optimus Maximus Heliopolitanus), что переводится с латыни как «Высочайший и Величайший Юпитер Гелиополиса».

Баальбек - в настоящее время небольшое поселение, в древности - великолепный город-храм на территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина, расположенная между этими двумя горными цепями, называется Эль-Бека’а, или Низина, а в древности именовалась Келесирия, то есть «Низинная Сирия». Город находится на высоте 1117 м над у. м., между реками Литани и Оронт, в плодородной области на древних караванных путях, ведших к Дамаску и Тиру. Баальбек был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира.

Сегодня Баальбек привлекает охотников за историей, любителей древностей и тайн и тех, кто мечтает разгадать одну из самых больших загадок современной археологии.

Как позвонить

961-4-номер телефона при звонке с мобильного и 8-10-961-9-номер абонента при звонке со стационарного. И не забывайте, что время в Ливане отстаёт от московского на 1 час.

Как добраться

Чтобы попасть в Баальбек, нужно из Москвы долететь до Бейрута на одном из ежедневных рейсов, что займёт у вас около 4 часов и будет стоить от 20 000 RUB. Из столицы Ливана возьмите такси или автобус и отправляйтесь в Баальбек, по ценам уложитесь в 40-50 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Бейрут (ближайший а/п к Баальбеку)

Тайны Баальбека

С этим городом связана почти мистическая история: когда его заново «открыли» археологи, многие пришли к выводу, что он - плод строительства внеземных цивилизаций, обследовавших в древности Солнечную систему. Некоторые же предполагали, что древние люди обладали невероятной техникой, или утверждали, что это дело рук людей-великанов.

С трудом верилось в то, что огромные глыбы баальбекской террасы - это результат только человеческого труда без использования каких-либо высокотехнологичных механизмов. Сегодня Баальбек привлекает охотников за историей, любителей древностей и тайн и тех, кто мечтает разгадать одну из самых больших загадок современной археологии. Так что, если при выборе места отдыха вы задаетесь целью не только погреться на солнышке, а еще и узнать массу нового, интересного и загадочного, то, несомненно, вы на правильном пути. Кстати, будучи ведомыми желанием разгадать тайны веков и цивилизаций, приготовьтесь ко встрече со следами присутствия внеземных цивилизаций и великанов, реально существовавших в древности. Но обо всем по порядку.

Баальбек - одно из античных чудес света

Немного истории

Считается, что основали Баальбек финикийцы, а затем его завоевал Александр Македонский, переименовав в Гелиополис, что по-нашему означает Город Солнца, и неспроста, ведь солнце - это первое, что по прибытии в Баальбек достанется вам в переизбытке. Затем в 1 в. н. э. город перешёл под власть Древнего Рима, тогда-то здесь и были построены храмы, дошедшие до наших дней, - Юпитера, Венеры и Бахуса. Вот и всё, но не всё так просто, и вам, любители загадок и тайн, есть над чем поломать голову.

Храмы Баальбека

Загадка первая: кто же всё-таки построил храмы? По мнению учёных, для этого грандиозного строительства римские власти выбрали лучших архитекторов, а строительство храма Юпитера заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако этот храмовый комплекс на порядок превосходит размер любого созданного римлянами сооружения и, что более чем странно, в римских архивах о нём не сказано ни слова! А это абсолютно не свойственно римлянам, не упускавшим в те далекие времена ни единой возможности указать лишний раз на свои заслуги в возведении очередного шедевра архитектуры.

Колонны храма, высотой в 22 м, идеально отшлифованы, как будто кто-то в 1 в. н. э. обрабатывал их на токарном станке, строительные блоки, на которых покоится храм, состоят из камней весом в 300 и 800 тонн, идеально прилегающих друг к другу на высоте 7 м над землёй, так что между ними невозможно просунуть даже иголку. В 5 веке до н. э. исполинские террасы Гелиополиса причислили к чудесам света - и совершенно справедливо.

После проведённого мониторинга выяснилось, что ни одна современная строительная компания не возьмётся за подобный монтаж!

Кроме того, под храмом находится сложная система подземных ходов до 3 м в ширину и 2,5 в высоту. Наверняка у вас появился вопрос - для чего? Вот съездите и выясните, так будет интереснее! Соседние храмы - храм Венеры и храм Бахуса - не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи... Многие относят это грандиозное сооружение к творениям создателей Вавилонской башни, а значит во времена до Всемирного потопа. Вот и подумайте, кто же действительно был его создателем.

Южный камень Баальбека

Это исполинская каменная глыба - 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту, весом в 1000 тонн - была вырублена обыкновенными зубилами. Это самый крупный обработанный камень в мире, настолько огромный, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане. Вопреки иногда встречающемуся утверждению, так называемый Южный камень вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке - он так и остался лежать в каменоломне и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Южный камень Баальбека - это самый крупный обработанный камень в мире, настолько огромный, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане.

Огромная каменная платформа Баальбека находится на равном расстоянии между пирамидами Гизы и горой Святой Екатерины - одного из самых священных мест в мире - на Синайском полуострове. Гора Синай и гора Святой Екатерины вместе образуют внушительную двуглавую вершину, которая соответствует двум главным пирамидам Гизы. Можно ли себе представить, что такое геометрическое соответствие (Гиза - Синай - Баальбек) возникло случайно? Возможно, именно вам предстоит раскрыть тайны Баальбека и изменить страницы истории мира.

Храмовый комплекс Баальбека

Экскурсии

Экскурсии в Баальбек, как правило, совершаются из Бейрута. Туристов везут через ливанские горные цепи по долине Бека. Возможность любоваться горными средиземноморскими пейзажами - ещё одно преимущество таких туров. Этот город очень гостеприимный, жители любят туристов и с удовольствием расскажут вам про все местные достопримечательности, угостят вкуснейшей лепёшкой и местным вином, вкус которого запомнится вам надолго. Впрочем, в любом случае большинство экскурсионных программ в Баальбек включают дегустацию ливанских вин.

И в Бейруте, и в самом Баальбеке вам не составит труда найти русскоговорящего гида.

Вечерком, после интересных и увлекательных экскурсий можно отдохнуть в одном из местных ресторанчиков и отведать блюда национальной кухни.

Музыкальный фестиваль

Сегодня известность Баальбеку принёс ещё Международный фестиваль классической и фольклорной музыки. Основали фестиваль в 1955 году, с тех пор он проводится ежегодно. Продолжительность фестиваля составляет 4 недели, как правило, в июле-августе. Гостями этого праздника музыки и искусства бывали даже всемирно известные звёзды.

Экскурсия по Баальбеку, без всяких сомнений, запомнится вам надолго. Вряд ли где-то ещё вы увидите настолько грандиозные сооружения, сохранившиеся с давних времён. Мощь, величие, сила, красота храмового комплекса поразит и зачарует вас с первого взгляда. А количества неизведанного на этом прекрасном островке древности достаточно, чтобы, возвращаясь сюда снова и снова, увозить с собой новые открытия и впечатления.


Путь в главную ливанскую достопримечательность начинается с бейрутской Колы. Отсюда в Баальбек ездят сервиз-такси (10 тысяч лир) и микробасы (5 тысяч). Дорога занимает пару часов и довольно живописна. По выезду из окрестностей Бейрута она крутым серпантином забирается в горы – высота почти километр, так что из открытого окна сервиза потянуло вполне ощутимым холодом.


Где-то через час пути будет Штура – довольно крупный город с "Макдональдсом" и "Кей-Эф-Си", а вскоре – чистенький краснокрышный христианский городок Захле, на центральной площади которого стоял на постаменте паровоз. Сразу за Захле был 4-й по счёту с Бейрута блокпост, на котором вместо обычных военных в сером камуфляже стояли парни в тёмных очках, тёмно-синей одежде гражданского покроя, но в бронежилетах и с автоматами. Немного надо бы рассказать про ливанские блокпосты. Они представляют собой участки дороги, зажатые бетонными заграждениями – по ним транспорт очень-очень медленно проезжает по одному, а военные внимательно смотрят. На некоторых блокпостах ещё был дополнительно снят асфальт и сделана гравийная обсыпка. В общем, в Дагестане блокпосты смотрятся круче.
Блокпост за Захле был последним – за ним мы въехали в долину Бекаа, где власть принадлежит "Хезболле". Сразу почувствовалось – асфальт стал идеальный, с придорожных столбов исчезла доставшая реклама (в том числе "Вирджинии Слимс" и "Мерит Лайт" для курящих ливанок). Вместо неё – хезбольские флаги, портреты шейха Насраллы, недавно (тогда) освобождённого его зама – такого улыбающегося бородача. Ну и ещё президент Сулейман попадался изредка. Пейзаж вполне цивильный – обработанные поля, горы в туманной дымке, обычные арабские посёлки с картонными памятниками народным героям.
Микробас шёл мимо Баальбека – водила остановил на дороге, сказав, что отсюда до самого Баальбека – ещё тысяча лир. Но пара таксистов, ошивавшихся рядом, за тысячу ехать не хотела. Тогда водила притормозил мне сервиз-такси – большой красный потрёпанный "Мерседес" 70-х годов выпуска, который за искомую тысячу и довёз меня до баальбекского бас-стэнда.


Город на перекрёстке торговых путей основали, видимо, финикийцы в конце III тысячелетия до нашей эры. Впервые он упоминается в Тель-Амарнской переписке в 14-м веке до Р.Х. В I тысячелетии (всё ещё до нашей эры) тут был построен почитаемый на всём Востоке храм Баала – от него город и получил своё имя. Александр Македонский переименовал его в Гелиополис. В 64-м году до нашей эры Помпей включил его в состав Римской державы. Далее в путеводителях пишут про Юлия Цезаря – не знаю уж, кто первый это написал. На самом деле колонию Юлия Августа Феликс тут учредил Август. Во времена Траяна началось строительства грандиозного храмового комплекса, продолжавшееся до времён Септимия Севера и Каракаллы, то есть почти полтора века. Гелиополис становится одним из главных религиозных центров Империи. В конце IV века император Феодосий приказал конвертировать языческие храмы в христианские базилики, но, очевидно, язычество так просто не сдалось. В середине VI века Юстиниан крестил местных "эллинов", храмы закрыл, а колонны увёз в Константинополь на строительство Святой Софии. Арабы переделали храмовый комплекс в цитадель, в 1400 году её захватывал Тимур, ещё несколько раз били землетрясения. Так что в итоге место было заброшено и открыто заново парой британцев в 1751 году. В 1898-м в ходе своего визита в Османскую империю Баальбек посетил кайзер Вильгельм II – по его инициативе и начались раскопки и обустройство данного места.


Бас-стэнд расположен на главной улице современного Баальбека, Рю Абдель Халим Хаджар. Сам городок милый и спокойный, мужчины не отличаются от бейрутских, женщины сплошь в платках. Оформление центральной улицы соответствующее – новенькая мечеть, флаги, портреты. Но за этим – обычные ливанские магазины, обычная ливанская реклама и обычные ливанские банкоматы.


Помимо самого храмового комплекса по всему городку разбросано ещё несколько зазаборных кусков античных руин – можно побегать-посмотреть.
Если идти к бас-стэнда сразу к храмовому комплексу, то хорошим ориентиром будет маронитская церковь Св.Варвары. Напротив неё улочка спускается вниз, мимо фотолаба и памятника какому-то маронитскому деятелю, прямо к тикит-офису. Билет стоит 12 тысяч лир (для ливанцев – 7 тысяч).
У тикит-офиса наблюдался обычный ближневосточный хассл с приставучими торговцами, повозками и верблюдами.


Обычно тут покупают главный ливанский сувенир – футболки с хезбольской символикой. Стартовая цена – 20 тысяч лир, сторговал (хотя и не без везения) за 5 тысяч. Да, ещё у тикит-офиса увидел ливанского солдата – единственного за всю Бекаа.
Сам храмовый комплекс заключён в стены арабской цитадели.
Напротив входа находятся руины храма Венеры (или Фортуны, позднее – базилика Св.Варвары), на них можно не отвлекаться.


Античная лестница


поднимается к пропилеям, построенным при Каракалле.


За ними – шестиугольный дворик с деревцем.


Тут уже попадаются разные интересные камни, как этот -


За ним выходим на центральную площадь комплекса – двор жертвоприношений.


Большая площадка с различными камнями.


В центре её – основание гигантского алтаря.


По бокам его – пара бассейнов с рельефами тритонов и нереид.


Затем –


Можно походить, посмотреть на разные куски фризов и капителей колонн.


Затем поднимаемся по лестнице на платформу главного храма – Юпитера Гелиополийского.


Платформа длиной 90 метров, сам храм был сложен из гигантских блоков, некоторые из которых весили до 1000 тонн.


А его 54 колонны были самыми большими в тогдашнем мире – 22,9 метров высотой и 2,2 метра диаметром. Правда, от этого великолепия мало что осталось – ныне стоят только 6 колонн.


Лучше они смотрятся со стороны храма Бахуса -


Большинство ушло на арабскую крепость –


С платформы открываются великолепные виды на окружающие леса и снежную вершину высочайшей горы Ливана – Корнет ас-Савды.


Можно и вниз посмотреть -


Прекрасно виден с платформы храм Бахуса (или Венеры/Астарты) –


Самый маленький из баальбекских (правда, всё равно больше афинского Парфенона) и лучше всего сохранившийся, строительство его завершилось около 150 года нашей эры.

Уже в XVI веке в Европе стало известно о наличии здесь грандиозных руин, которые стали обязательным пунктом посещения европейскими путешественниками XIX в. Флобер , Твен и Бунин оставили любопытные описания своих впечатлений от Баальбека. Полномасштабные раскопки были начаты немецкими учёными в 1898 г. и продолжались пять лет. После Первой мировой войны расчисткой участка занимались французы.

Достопримечательности

В Баальбеке сохранился в руинах грандиозный храмовый ансамбль, состоявший из пропилеев , богато украшенных резьбой дворов (в одном из них открыты остатки большого здания алтаря), Большого храма (т. н. храма Юпитера), хорошо сохранившихся Малого храма (т. н. храм Вакха или Меркурия) и круглого храма (т. н. храм Венеры) с 4-колонным портиком . В XIII веке территория ансамбля была превращена в крепость (сохранились остатки стен, башен). К востоку от пропилеев - руины Большой мечети и минарета .

Храм Юпитера представляет собой довольно большое сооружение. Некоторые блоки основания весят 800-1000 тонн. В известной степени, это сооружение превосходит пирамиду Хеопса , самый крупный гранитный блок которой (камень над входом в камеру царя) весит 90 тонн. А самый большой блок в Баальбеке, под названием «Южный камень » (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»), который так и не был вынут из каменоломни, но по всем признакам намеренно был подготовлен для завершения платформы, и вовсе достигает веса 1050 тонн.

Главную загадку Баальбека представляет , на которой стоит храм . В её кладке находятся три знаменитые плиты - Трилитон Баальбека , совершенно невероятных размеров и весом порядка 800 тонн (согласно одной древней легенде, эти блоки лежали здесь вечно и считались священными). Эти громадные блоки расположились на высоте 7 метров.

См. также

Напишите отзыв о статье "Баальбек"

Примечания

Литература

  • Wiegand Th. Baalbek, Ergebnisse der Ausgrabungen und Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905. Bd 1-3. В. - .
  • Champdor A. L’Acropole de Baalbek. - P. .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . Восток-Запад: Великое противостояние (недоступная ссылка - история ) . - Историко-географический комментарий к арабским источникам времён крестовых походов. Проверено 29 октября 2009. .

Отрывок, характеризующий Баальбек

– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

Баальбек - древний город, что расположен в 80 км к северо-востоку от Бейрута на высоте 1130 м. Название этого места переводится как «дом Баала» - финикийского бога грома и молнии. Согласно арабским преданиям, оно принадлежало вавилонскому царю Нимроду, который «послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа».

Главной загадкой полуразрушенного города является терраса Храма Юпитера. Каменные блоки, на которых стоит храмовый комплекс, весят 800-1000 тонн и лежат на восьмиметровой высоте. Для сравнения - самые тяжелые блоки самой большой пирамиды в мире, пирамиды Хеопса, весят не более 80 тонн. При этом секрет возведения египетских строений окончательно не раскрыт, а существующие теории не проверялись на практике в естественную величину.

Если и это вас не удивляет, то стоит упомянуть, что самый большой блок Баальбека весит 1500 тонн и находится в каменоломне. Очевидно, что он подготовлен для завершения платформы, но по неизвестным причинам так и не был использован. На данный момент это самая большая обработанная каменная глыба в мире. Ливанцы именуют этот камень «Материнским», и считают, что он помогает от бесплодия.

Многих интересует вопрос: кто и каким способом смог заложить столь тяжелые блоки в основание храма? На данный момент не один из известных механизмов тех времён не смог бы выдержать такой нагрузки.

Строился Баальбек гигантами или нет, но его размеры и сложность постройки впечатляют людей и по сей день. Никакие фотографии не смогут передать грандиозности тех ощущений, что испытывает человек, смотря на этот загадочный город.

Видео – Баальбек. Загадки истории