Как церковь относится к мясу. Почему христианство поощряет веганство

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала список неврологических расстройств и психических заболеваний, дополнив его сыроедением и вегетарианством, сообщает сайт Globalscience.ru . Специалисты их отнесли к группе расстройств, влечений и привычек. Однако сами представители ВОЗ никак не прокомментировали эту новость.

Одной из главных причин, побудивших экспертов отнести эти диеты к заболеванию стало известие о семье сыроедов из испанского города Малага, в которой родители довели своих детей до состояния комы, ограничивая строгой диетой. Дети были едва спасены благодаря соседям, вовремя среагировавшим на ситуацию и обратившимся за медицинской помощью. Оба родителя были отправлены в психиатрическую клинику для прохождения курса принудительного лечения и лишены права временно видеться с детьми.

Психическое расстройство известное в науке как орторексия или патологическая страсть к здоровому образу жизни давно стала предметом беспокойства для медицинских специалистов. Они продолжают рекомендовать людям соблюдать здоровый образ жизни, при этом обращаются с призывом не переходить рамки разумного в этом вопросе.

Прокомментировать последние решения ВОЗ мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева .

«В Православии существует представление о том, что человек может не есть мясо, не пить вино, но не имеет право гнушаться этими продуктами и тем более не гнушаться людьми, которые едят мясо и пьют вино. Христианин воздерживается от мясной пищи и употребления вина в определенное время, и он знает, какая цель стоит перед ним. «В вине - блуд», сказано в Священном Писании о чрезмерном употреблении вина. «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Прит.20:1). Если же объедаться мясной пищей - тут тоже ничего хорошего не будет. «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит.23:20, 21).

Поэтому, когда человек, казалось бы, беспричинно воздерживается от мясной пищи, объявляет себя вегетарианцем, при этом не подразумевая никакой религиозный подоплеки, то возникает вопрос: а зачем? Вегетарианцы, хоть и оправдывают свое поведение тем, что им жалко животных, но при этом агрессивно ведут себя по отношению к людям, которые, например, используют шкуры животных для одежды. Агрессивно ведут себя по отношению к людям, которые вкушают мясную пищу. Известны случаи, когда они устраивали разнообразные пикеты.

Между тем Бог разрешил людям вкушать мясную пищу и по поводу вина святые отцы, в частности, Иоанн Златоуст сказал: «виноделие - от Господа, пьянство - от диавола». То есть во всем необходимо соблюдение некоей меры. А вегетарианство - это крайность.

К тому же монах знает, почему он воздерживается от мясной пищи, но он не вегетарианец. Строгий вегетарианец не ест яиц и рыбы. К православным верующим вегетарианство не имеет никакого отношения. Вегетарианец часто испытывает сначала жалость к животным, а потом брезгливость и ненависть к людям, которые не следует его взглядам».

Мне был известен случай, когда человек совершал убийства людей по той причине, что люди совершали убийство животных. Ему казалось, что, если людей не остановить, то животные исчезнут с лица земли. Он совершал даже убийства детей. У него была такая логика: не с каждым взрослым справишься, а ребенок вырастет и станет взрослым. Такая совершенно разрушенная психика была у человека. И замешено все это было на вегетарианстве.

Если вегетарианство не мотивированно, то часто человек, который гнушается мясом, переходит к тому, что гнушается людьми, которые едят мясо, а это уже, безусловно, духовное расстройство, повреждение души».

Ради пищи не разрушай дела Божия.
(Рим. 14:20)

Хотя Новый Завет практически целиком и полностью посвящен Христу, о его питании известно мало. Тем не менее, многие ранние христиане и летописцы христианской истории недвусмысленно поддерживали вегетарианство; достаточно назвать такие знаменитые имена, как св. Иероним, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Бенедикт, Папа Климент, Эвзебий, Плиний, Папий, Киприан, Панте-нус и Джон Уэсли. Так же, как Христос и библейские пророки, они словом и делом доказывали, что милость и сострадание должны распространяться на всех тварей Божиих гораздо шире, чем считают нынешние христиане.

Лучше всего начать изучение вегетарианства в христианской традиции с Библии, включая сюда и Ветхий Завет, так как христианство корнями уходит в иудаизм. Ветхий Завет главным образом посвящен законам, данным иудеям от Господа, и наказанию, которое иудеи понесли за нарушение этих законов. Новый Завет говорит о том, что Иисус дарует прощение искренне раскаявшимся, подчеркивая, что первый и главнейший долг человека состоит в том, чтобы возлюбить Господа умом, сердцем и духом.

Однако история показывает, что этот долг исполняется редко, а Ветхий Завет говорит, что Господь часто идет на уступки и смягчает некоторые законы в надежде, что нарушители станут хотя бы частично следовать Его заповедям и постепенно разовьют в себе любовь к Нему. Но изначальный закон о пище раскрывает волю Божию:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,- вам сие будет в пищу… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:29, 31).

Если первоначальный закон о пище показался Богу «xорошим весьма», зачем же позднее Он столько раз говор о поедании мяса? Согласно Книге Второзакония, Он разрешает это из сострадания к «алчным израилитам»:

Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса,- тогда, по желанию души твоей, ешь мясо (Втор. 12:26).

Некоторые утверждают, будто в Книге Бытия (9:3) людям дозволяется есть мясо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Но это относится ко временам Всемирного Потопа, когда Ною была дана возможность пережить бедствие. Так как вся растительность погибла, Бог действительно дал Ною разрешение - но не повеление - есть мясо. Нельзя забывать, что идеальная пища была дана раньше, и Бог назвал ее «хорошей весьма». Эти слова ни разу не применяются к мясной пище.

Фактически, в следующем стихе (Быт. 9:4), позволив употреблять в пищу все движущееся, Господь еще раз напоминает нам, что в идеале мы не должны есть мясо, или, по крайней мере, кровь: «Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте» И далее, в следующем стихе, ясно говорит, что те, кто убивает животных, будут, в свою очередь, убиты этими животными: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от кого зверя…»

1. Некоторые ученые замечают, что там, где Ной получил позволение есть все, что движется, в Септуагинте было употреблено греческое слово herpeton, что буквально означает «пресмыкающееся».

2. Таким образом, когда нельзя было найти другой пищи, Господь разрешил ему есть ракообразных и моллюсков - устриц, панцирных, раков, улиток. Это гораздо лучше согласуется с тем стихом в Книге Бытия (9:4), который запрещает Ною есть животных с кровью. Ему было разрешено есть только холоднокровных тварей - и то лишь временно, в качестве уступки. Согласно Джозефу Бенсону, «необходимо заметить, что запоет на поедание крови, данный Ною и его потомкам, и повторенный для израильтян, …никогда не отменялся, но, напротив, был подтвержден в Новом Завете (Деян. 15); таким образом, это - постоянный закон».

3. Христианский теолог Этьен де Курсель (1586-1659) был убежден, что апостолы тем самым запрещали есть по крайней мере кровь, если не мясо вообще: «Хотя многие из наших братьев сочли бы преступным пролитие человеческой крови, они не признали бы таковым пролитие животной [крови]. Апостолы своим указом желали просветить таких людей в их невежестве».

4. По этому поводу высказывались многие; историки говорят, что, когда первых христиан обвинили в пожирании детей, некая женщина по имени Библис (в 177 г. н. э.) оспорила обвинение, спросив: «Как могут эти люди есть детей, если им запрещено даже есть кровь неразумных животных?».

5. Позднее, во время Трулланского Собора, происходившего в Константинополе в 692 г. н. э., было установлено следующее правило: «Святое Писание запрещает поедать кровь животных. Священнослужитель, вкусивший крови, будет в наказание лишен сана, мирянин - отлучен от церкви».

6. Вернемся на минуту к корням христианства и ветхозаветной традиции. В Книге Левит (7:26) можно найти еще один запрет на поедание крови, гласящий: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота». Многие расценивают эти слова как повеление сперва осушить окровавленное мясо, и затем уже есть его где угодно (см. Главу об иудаизме). В Моисеевом Пятикнижии есть еще один пример того, как Господь, в качестве временной уступки, разрешает израильтянам есть мясо, но опять же, в качестве временной уступки. После бегства из Египта евреи сорок лет блуждали по пустыне. Господь дал им в пищу манну («хлеб жизни»), чудесный растительный продукт, который и впрямь содержал все необходимое для поддержания жизни. Но израильтяне, как говорит Библия, устали от манны, и тогда Господь разрешил сынам Своим есть мясо перепелов. Почему перепелов? Хотел ли Господь преподать какой-то скрытый урок?

Ответ содержится в Книге Чисел, стихи 11:18-34. В стихе 20 Господь говорит израильтянам: «Будете есть мясо целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным…» . В стихе 33 сказано, что «мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великой язвою». Очевидно, им было дозволено переменить пищу, но их выбор вызвал недовольство Бога. Место, где похоронили этих израильтян, между прочим, традиционно называется «гробы прихоти», поскольку они пожелали того, что не было им необходимо: мяса.

Спустя века, когда зародилась маленькая иудейская секта, именуемая «христианской», ее члены переняли некоторые обычаи и традиции материнской религии, в частности мясоедение. Однако имелось несколько важных исключений и в иудаизме, и в христианстве. А вегетарианство играло значительную роль в жизни первых христиан.

ХРИСТИАНЕ-ВЕГЕТАРИАНЦЫ

Некоторые исторические документы свидетельствуют о том, что двенадцать апостолов, и даже Матфей, заменивший Иуду, были вегетарианцами, и что первые христиане воздерживались от употребления в пищу мяса из соображений чистоты и милосердия. Например, св. Иоанн Златоуст (345- 407 н. э.), один из выдающихся апологетов христианства своего времени, писал: «Мы, главы христианской Церкви, воздерживаемся от мясной пищи, дабы держать в подчинении плоть нашу… мясоедение противно естеству и оскверняет нас» 7.

Климент Александрийский (160-240 н. э.), один из основателей церкви, несомненно, оказал на Златоуста большое влияние, поскольку почти на сто лет раньше он написал: «Те же кто распаляется, склоняясь к столу с яствами, питая собственные недуги, одержимы самым ненасытным из бесов, коего я не постыжусь назвать «демоном чрева», худшим из демонов. Лучше заботиться о блаженстве, нежели превращать свои тела в кладбища животных. Потому апостол Матфей вкушал лишь семена, орехи и овощи, обходясь без мяса» 8.

«Милосердные проповеди», также написанные во II веке нашей эры, считаются основанными на проповедях св. Петра и признаются одним из самых ранних христианских текстов, за исключением только Библии. «Проповедь XII» недвусмысленно говорит: «Противоестественное поедание плоти животных оскверняет так же, как языческое поклонение демонам, с его жертвами и нечистыми пирами, участвуя в которых, человек становится сотрапезником демонов». Кто мы такие, чтобы спорить со св. Петром? Далее, ведутся дебаты о питании св. Павла, хотя он в своих писаниях почти не уделяет внимания вопросам пищи. В Евангелие 24:5 говорится, что Павел принадлежал к школе Назарен, которая строго следовала принципам, включая вегетарианство. В своей книге «История раннего христианства» господин Эдгар Гудспид пишет, что ранние школы христианства пользовались только «Евангелием от Фомы». Таким образом это свидетельство подтверждает, что св. Фома также воздерживался от употребления мясной пищи. К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвзебия (264-349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г н. э.), что Иаков, которого многие считают братом Христа, также избегал употребления в пищу мяса животных. Тем не менее, история свидетельствует, что христианская религия постепенно отошла от своих корней. Хотя ранние отцы Церкви придерживались растительной диеты, Римская Католическая Церковь довольствуется тем, что предписывает католикам по крайней мере соблюдать несколько постных дней и не есть мяса по пятницам (в память о жертвенной смерти Христа). Даже это предписание было пересмотрено в 1966 году, когда Конференция американских католиков постановила, что верующим достаточно воздерживаться от мясной пищи лишь в пятницы Великого Поста.

Многие раннехристианские группы стремились исключить мясо из рациона. Фактически, первые церковные писания свидетельствуют, что мясоедение было официально разрешено лишь в IV веке, когда император Константин решил, что его версия христианства отныне станет всеобщей. Римская империя официально приняла прочтение Библии, дозволяющее мясную пищу. И христиане-вегетарианцы были вынуждены держать свои убеждения в секрете во избежание обвинений в ереси. Говорят, что Константин велел вливать расплавленный свинец в горло уличенным вегетарианцам.

Средневековые христиане получили от Фомы Аквин-ского (1225-1274) заверения в том, что убийство животных разрешено Божественным провидением. Возможно, на мнение Аквината повлияли его личные вкусы, поскольку, хотя он и был гением и во многом аскетом, его биографы все же описывают его как большого лакомку. Конечно, Аквинат знаменит еще своим учением о различных типах душ. Животные, утверждал он, души не имеют. Примечательно, что женщин Аквинат тоже считал лишенными души. Правда, учитывая, что Церковь в конце концов сжалилась и признала, что душа у женщин все-таки есть 10, Аквинат неохотно уступил, сказав, что женщины стоят на одну ступень выше животных, у которых души уж точно нет. Многие христианские деятели приняли такую классификацию. Однако при непосредственном изучении Библии становится ясно, что у животных есть душа:

А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу (Быт. 1:30).

Согласно Рейбену Алкелею, одному из величайших ученых XX века в области иврито-английской лингвистики и автору «Полного иврито-английского словаря», точные еврейские слова в этом стихе - nefesh («душа») и chayah («живая»). Несмотря на то, что в популярных переводах Библии это словосочетание обычно передается просто как «жизнь» и тем самым подразумевается, что у животных совсем не обязательно есть «душа», точный перевод обнаруживает нечто прямо противоположное: у животных, несомненно, есть душа, по крайней мере, согласно Библии. Более того, те же самые еврейские слова употребляются для обозначения души человеческих существ и даже души насекомых. Поэтому в Библии нет никаких аргументов в поддержку того мнения, что, хотя у животных и может быть какая-то душа, но эта душа - совсем не та, что есть у человеческих существ.

«НЕ ВЕРОЙ ЕДИНОЙ»

Основной догмат всех христиан - искупление, совершенное Иисусом. В основе христианской доктрины лежит вера в спасение через Иисуса, а не подчинение своду особых законов и правил, как, например, Закон Моисеев (Ефес. 2:8). Крайне трудно найти христианского проповедника, который учил бы, что человеку можно или нельзя есть ту или иную пищу, или что доброе отношение к животным поможет спасению человеческой души. Это привело к одному из самых значительных расколов в христианской теологии: спору о вере и деяниях. Многие христиане считают, что веры в Иисуса достаточно для вхождения в Царство Божие, вне зависимости от добрых дел или морального и этичного поведения; другие думают, что для спасения необходимы и вера во Христа, и добрые дела. Мысль о том, что одной только веры достаточно для искупления, родилась в результате неправильно понятого соотношения между верой и поступками. Это недоразумение очень доступно объяснили преподобный Дж. Тодд Феррье из Ордена Креста и английский поборник вегетарианства преподобный В. А. Холмс-Гор 11.

И Феррье, и Холмс-Гор утверждают, что противопоставление веры и дел возникло тогда, когда средневековые христиане начали изучать послания св. Павла в отрыве от их исторического контекста. Павел проповедовал фарисеям и вообще тем, кто не верил, что милость Господня является искупительной силой. Потому, говоря с фарисеями, он особо отмечал значение веры. Библия, однако, говорит, что вера и дела одинаково важны. Как писал Иаков, «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 1 и 2). Поэтому, когда Павел говорит, что человеку дозволено есть все, чего он пожелает, включая мясо (1 Кор. 8:8), он лишь старается подчеркнуть важность веры.

Подробное изучение писаний Павла показывает: несмотря на то, что он уделяет особое внимание вере, в других текстах он также говорит о ценности праведных деяний, в том числе доброго отношения к животным. Фактически, Павел утверждает, что добрые дела даже важнее, чем вера (1 Кор. 13:13). Тем не менее, в наши дни христианские сообщества, горячо и охотно провозглашающие веру во Христа, не спешат следовать учению, которое может потребовать от них изменения образа жизни.

В этой связи преподобный Эндрю Линзи, капеллан Эссекского университета, заявил, что многие сторонники христианства пренебрегают своей обязанностью делать добрые дела, особенно по отношению к животным. В своей книге «Права животных: христианская оценка обращения человека с животными» он с сожалением констатирует: «Увы нельзя не признать, что христиане, католики и некатолики так и не смогли создать удовлетворительного морального учения касательно отношения к животным» 12.

Позднейшие учения можно интерпретировать по-разному, но ранние формы христианства (и многие иудейские секты в которых оно зародилось) проповедовали вегетарианство Их приверженцы понимали, что, при всей важности веры, надлежащие поступки - «деяния» - не менее важны. Поэтому они последовательно придерживались заповедей Писания. Неудивительно, что это отражалось на их питании и отношении к животным вообще. Назареяне, терапевты, эбиониты, гностики, и ессеи не ели мяса. Монтанисты, еще одна ветвь раннего христианства, воздерживались от мясной пищи так же как и Тертуллиан, один из первых отцов Церкви. Среди более ортодоксальных христиан, не одобрявших мясоедения, мы уже упомянули Иоанна Златоуста и Климента Александрийского, двух самых влиятельных мыслителей ранней Церкви.

Возможно, способнейший ученик Климента, Ориген (185-254. н. э.), один из самых плодовитых раннехристианских писателей, высказал верную мысль о тех, кто поддерживает мясоедение: «Я думаю, что люди стали приносить в жертву животных потому, что им понадобился предлог для вкушения плоти» (Stromata, «О жертвоприношениях», кн. VII) 13.

Позднейшие разновидности христианства также поддерживали вегетарианство. Эллен Г. Уайт, одна из основательниц церкви адвентистов, была убежденной вегетарианкой так же, как Дж. Уэсли, основоположник методизма. Сильвестр Грэхем, пресвитерианский священник, знаменитый своими «хлебцами Грэхема», пропагандировал отказ от мяса, а Уильям Меткалф, пастор Библейской Христианской Церкви Англии, написал книгу под названием «Воздержание от мяса животных» (1829 г.). Эта работа считается первой книгой о вегетарианстве, изданной в США.

Траппистский, бенедиктинский и картезианский ордена Римской Католической Церкви и другие христианские организации, как, например, Универсальное христианское гностическое движение и Братство розенкрейцеров, отстаивают вегетарианство, даже если их приверженцы не проявляют особого постоянства в этом отношении. Сегодня существуют две крупные христианские группы, которые упорно стремятся доказать важность отказа от мясной пищи для современных христиан: Католическое общество изучения и защиты животных и Общество христианской помощи животным и людям.

Несмотря на то, что Второй Ватиканский Вселенский Собор Католической Церкви, проведенный в 1965 году, ослабил монастырский устав касательно мясной пищи, особенно для монахов траппистского ордена, большинство траппистов все еще придерживается изначального вегетарианского устава. И хотя многие утверждают, что св. Франциск не был последовательным вегетарианцем, большинство монахов-францисканцев не едят мяса, вероятно потому, что св. Франциск - покровитель животных, и потому, что он открыто высказывал свою любовь ко всякой Божьей твари.

Современный бенедиктинский монах, брат Дэви Стейндл-Раст, считает, что, хотя библейская традиция позволяет различные толкования касательно отношения человека к животным, Жития святых доказывают необходимость всеобъемлющего сострадания. Брат Дэвид говори «К несчастью, христиане внесли свою лепту в эксплуатации: окружающей среды и жестокое обращение с животными. Иногда они даже пытаются оправдать свои преступления, используя отрывки из Библии, вырванные из общего контекста, но истинные принципы религии нужно изучать на примере святых…

Различные животные в христианском искусстве символизируют разных святых. Св. Менас обычно изображается с двумя верблюдами, св. Ульрих - с крысой, св. Бригитта - с утками и гусями, св. Бенедикт - с вороном список можно продолжать до бесконечности. Св. Губерт изображается с оленем, у которого между рогами распятие. По легенде, этот святой был охотником, но оставил свое жестокое ремесло после того, как внезапно увидел Христа в олене, которого собрался подстрелить» 14. Это красноречивый пример того, что божественное скрыто во всех созданиях. «В конце концов,- рассуждает брат Дэвид,- сам Христос зовется «агнцем Божиим» 15.

Иногда мы забываем, что любовь, к которой призывал Христос, должна быть всеобъемлющей, как отражение любви Господа ко всем Его творениям. Молитва Господу начинается (в оригинале) арамейскими словами awoon dwashmaya. Обычно это переводится как «Отче наш, сущий на Небесах»; но более точным переводом было бы «Отче наш общий, сущий на Небесах» 16. Арамейский оригинал утверждает, что Бог - отец всех живых существ во Вселенной, независимо от их биологического вида. Тем самым подразумевается, что христианская любовь объемлет все, и сколько любви ты отдашь окружающему миру, столько же даст тебе Господь. Для вегетарианцев также особо значимо то, что молитва продолжается словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

«НЕ УБИЙ»

Требование сострадания и взаимной любви заложено в Шестой заповеди: «Не убий». При всей простоте и прямоте этой заповеди, ее редко понимают буквально и обычно считают применимой только к человеческим существам. Однако в Книге Исхода (20:13), в которой записана заповедь, использовано еврейское слово lo tirtzach. Согласно Рейбену Алкелею, tirtzach означает «любое убийство». Следовательно, заповедь призывает нас воздерживаться от убийства вообще. Запрет в пояснениях не нуждается. Споры вызывает слово «убить», обычно означающее: а) лишить жизни, б) покончить с чем-либо, в) разрушить жизненную, основную сущность чего-либо. Раз убить можно все, в чем есть жизнь, значит, животных тоже убивают; согласно заповеди, убийство животных запрещено.

Жизнь обычно определяется как качество, отличающее работающий, функционирующий организм от мертвого тела. При всей своей сложности жизнь заявляет о своем присутствии с помощью набора симптомов, известных как биологу так и тому, кто просто читает книгу природы. Все живые организмы проходят шесть фаз: рождение, рост, зрелость, размножение, увядание и смерть. Таким образом, и по человеческим, и по Господним представлениям, звери являются живыми существами. Все живое может быть убито, а убить означает нарушить заповедь, не менее священную, чем все остальные: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и «не убий»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:10, 11) .

В Ветхом Завете также много доводов в пользу вегетарианства. На это можно сказать, что христиане не обязаны следовать древнему Закону и имеют право ограничиться Новым Заветом. Однако сам Иисус учил другому: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнятся все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19)

ПРОБЛЕМЫ ИСТОЛКОВАНИЯ

Возможно, главная причина, которая побуждает христиан «преступить закон» несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространенном убеждении, что Христос ел мясо. Однако Иисус был известен как «царь мирный», а его учение призывает к всеобъемлющей, вселенской любви, состраданию и уважению. Труд» совместить миротворческий образ Христа и разрешение на убийство животных. Тем не менее, в Новом Завете постоянно упоминаются просьбы Христа дать ему мяса, и любители мясной пищи пользуются этими цитатами для того, чтобы оправ дать собственные гастрономические вкусы. Но при внимательном изучении греческого подлинника обнаруживается, что Иисус просил вовсе не мяса.

Хотя в английском переводе Евангелий слово meat (мясо») употребляется девятнадцать раз, греческие слова оригинала точнее было бы перевести как «пища»: broma - «пища» (использовано четыре раза), brosimos - «то, что можно есть» (встречается один раз), brosis - «питание, процесс питания» (употреблено четыре раза), prosphagion _ «нечто съедобное» (использовано один раз), trophe - «питание» (встречается шесть раз), phago — «есть» (употреблено три раза).

Таким образом, «есть ли у вас мясо?» (Ин. 21:5) следует читать «есть ли у вас пища?». А когда в Евангелии говорится, что ученики пошли купить мяса (Ин. 4:8), точный перевод был бы всего лишь «пошли купить съестного». В каждом случае греческий подлинник указывает просто на «пищу», а не обязательно на «мясо» 17.

Задача сводится к истолкованию оригинала и переводов, часто неверных. Многие ошибки в переводе Библии (например, Red Sea - «Красное море» вместо Reed Sea - «Море Камышей»), незначительны и даже забавны. Но некоторые из них существенно отклоняются от подлинника; между тем, в случае, если ошибочный вариант используется в течение столетий, он закрепляется в библейском каноне. Но если принимать во внимание содержание и цель жизни Иисуса, становится трудно или, скорее, невозможно примирить поедание мяса и христианское вероучение. Христиане, употребляющие в пищу мясо, возражают: «Если Библия проповедует вегетарианство, как же тогда понимать чудо с хлебами и рыбами?»

Некоторые толкователи Библии, учитывая сострадательную натуру Иисуса, предполагают, что слово «рыба» в данном случае обозначает небольшие шарики из водоросли, растущей в восточных морях и известной как «рыбья трава»; похожие шарики едят и в наши дни. Водоросли высушиваются на солнце, измельчаются в муку, из которой пекутся шарики. Такие «хлебцы» были обязательным блюдом кухни древнего Вавилона; они также высоко ценятся в Японии. Мусульмане считают их нищей для правоверных, и, что еще важнее, во времена Иисуса они были признанным деликатесом. Кроме того, следует учесть чисто практическое соображение: в корзину с хлебом скорее по ли бы такие шарики, чем настоящую рыбу - она быстро протухла бы на солнцепеке и испортила остальную еду 18.

Возможно также, что «хлеб» и «рыба» - слова, использованные скорее в аллегорическом, а не в буквальном смысле, что обычно для священных писаний. Хлеб - символ Христова тела, то есть божественной субстанции, а слово «рыба» было паролем ранних христиан, которым приходилось скрывать свою веру, чтобы избежать гибели. Буквы греческого слова ichtus - «рыба» - это также начальные буквы слов lesous Christos Theou Uios Soter («Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель») 19. Поэтому рыба для христиан - мистический символ, и ее изображение до сих пор можно увидеть в римских катакомбах.

Очень важно, что в первых манускриптах Нового Завета нет упоминания о рыбе: чудо описывается как раздача хлеба и фруктов, а не хлеба и рыбы. Только в позднейших списках Библии (после IV столетия) вместо фруктов появляется рыба. Синайский Кодекс - первая версия Библии, где в рассказе об этом чуде упоминаются рыбы. Тем не менее, многие не желают отказываться от традиционного примера с хлебами и рыбами. Таким людям следует напомнить, что, даже если сам Иисус и ел рыбу, он вовсе не разрешал другим делать то же самое во имя его. Христос жил среди рыбаков и проповедовал им. Как учитель, он должен был принимать в расчет образ жизни своих слушателей. Так, он велел своим ученикам оставить сети и сделаться «ловцами человеков», то есть проповедниками. И все-таки те, кто считает, что Христос ел рыбу, говорят: «Раз это делал Иисус, почему же мне нельзя?» Но когда мы вспоминаем о том, как Иисус погиб ради приумножения славы Божией, почему-то находится мало желающих последовать его примеру.

ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ

Вce привыкли к изображению Христа как доброго пастыря и агнца Божия, но пасхальный агнец представляет собой проблему для христиан-вегетарианцев. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, при которой Христос и апостолы вкушали плоть ягненка?

Синоптические Евангелия (первые три) сообщают, что Тайная Вечеря произошла в ночь Пасхи; это означает, что Иисус с учениками ели пасхального агнца (Мф. 26:17, Мк. 16:16, Лк. 22:13). Однако Иоанн утверждает, что Вечеря произошла раньше: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, …встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:1-4) . Если последовательность событий была иной, то Тайная Вечеря не могла быть пасхальной трапезой.

Английский историк Джеффри Радд в прекрасной книге «Зачем убивать ради пищи?» предлагает для загадки пасхального агнца такое решение: Тайная Вечеря произошла в четверг, распятие - на следующий день, в пятницу. Однако по еврейскому счету оба этих события случились в один день, поскольку у евреев началом нового дня считается закат предыдущего. Разумеется, это сбивает всю хронологию. В девятнадцатой главе своего Евангелия Иоанн сообщает, что распятие произошло в день приготовления к Пасхе, то есть в четверг. Позже, в тридцать первом стихе, он говорит, что тело Иисуса не оставили на кресте потому, что «та суббота была день великий». Другими словами, субботняя пасхальная трапеза на закате предыдущего дня, пятницы, после распятия.

Несмотря на то, что первые три Евангелия противоречат версии Иоанна, которую большинство библеистов считает точным рассказом о событиях, в других местах эти версии подтверждают друг друга. Например, в Евангелии от Матфея (26:5) сказано, что священники решили не убивать Иисуса во время праздника, «чтобы не сделалось возмущения в народе». С другой стороны, у Матфея постоянно говорится, что Тайная Вечеря и распятие произошли в день Пасхи. К тому же, следует заметить, что по талмудическому обычаю запрещено вести судебные разбирательства и казнить преступников в первый, наиболее священный, день Пасхи.

Поскольку день Пасхи так же свят, как суббота, евреи 1 в этот день не носили оружия (Мк. 14:43, 47) и не имели права покупать саваны и травы для погребения (Мк. 15:46, Лк 23:56). Наконец, поспешность, с какой ученики похоронили Иисуса, объясняется их желанием снять тело с креста до начала Пасхи (Мк. 15:42, 46).

Значимо само отсутствие упоминаний о ягненке: о нем ни разу не говорится в связи с Тайной Вечерей. Историк-библеист Дж. А. Глейзес предполагает, что, заменив плоть и кровь на хлеб и вино, Иисус тем самым возвестил о новом союзе Бога и человека, об «истинном примирении со всеми его созданиями» 20. Если бы Христос ел мясо, он сделал бы ягненка, а не хлеб, символом Господней любви, во имя которой агнец Божий искупил грехи мира собственной смертью. Все свидетельства указывают на то, что Тайная Вечеря была не пасхальной трапезой с неизменным ягненком, а, скорее, «прощальной трапезой», которую Христос разделил с любимыми учениками. Это подтверждает и покойный Чарльз Гор, епископ Оксфордский: «Мы признаем, что Иоанн верно исправляет слова Марка о Тайной Вечере. Это была не традиционная пасхальная трапеза, а прощальный ужин, последний Его ужин с учениками. Ни в одном рассказе об этом ужине не говорится о ритуале пасхальной трапезы» («Новый комментарий к Святому Писанию», ч. 3, с. 235) 21.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В буквальных переводах раннехристианских текстов нет ни одного места, где бы принималось или поощрялось мясоедение. Большинство оправданий, придуманных поздними христианами для употребления мясной пищи, основана на неверных переводах или же на буквальном понимании христианской символики, которую нужно толковать в переносном смысле. Ключевой момент здесь, конечно, - интерпретация, и следует взвесить деяния Иисуса и его учеников, чтобы понять, совместимы ли они с поеданием мяса. Далее, ранние христианские секты и отцы Церкви практиковали строгое вегетарианство. Таким образом, в точных переводах Библии, в широком контексте изречений Христа и открыто высказанных убеждениях ранних христиан мы видим всецелую поддержку вегетарианства.

Этот идеал жизни в гармонии со всеми созданиями Божиими прекрасно выражен в стихотворении Вернера Бергенгруэра, где говорится о собаке, которая зашла в церковь во время мессы. Маленькая девочка, ее хозяйка, испугалась, расстроилась и кое-как вывела свою четвероногую подружку из храма. «Какой позор! - подумала она.- Животное в церкви!» Но Бергенгрузр указывает, что в церкви много животных: вол и ослица у ясель с Христом, лев у ног св. Иеронима, Ионин кит, конь св. Мартина, орел, голубь и даже змий. Животные улыбаются со всех картин и статуй в церкви, и смущенная девочка понимает, что ее любимица - одна из многих. Органист смеется и начинает петь: «Восхвалите Господа, все Его творения!» Такая хвала естественна, ибо в церковь, как и всюду, все живое приходит по воле Господа.

Великий францисканский орден, к примеру, славил единение всех живых существ, подчеркивая, что все они имеют общего Творца. «Когда он (св. Франциск) думал о едином источнике всего сущего,- писал св. Бонавентура,- его еще более, чем всегда, наполняло благочестие, и он звал всех тварей Божиих, даже самых мелких, братьями и сестрами, ибо знал, что их создал Тот же, Кто создал и его самого» 22.

Такова совершенная христианская любовь.

1. Эти слова о возмездии животных людям, которые причиняют им страдания, перекликаются с кармическим законом действия и противодействия и полностью согласуются с санскритским словом mamsa (мясо) что описано в главе об индуизме.
2. Gnostic Orthodox Church, The Four Soul-killers (Oklahoma, St. Georgе Press, 1979), p. 15.
3. 3 Joseph Benson, The Holy Bible, containing Old and New Testaments (N. Y., T. Mason & G. Lane Pub., 1839), vol. 1, p. 43.
4. Etienne de Courcelles, Diatriba de esu sanguinis inter Ckristianos» («Discourse concerning the eating of blood among Christians»); see Opera theologica («Theological Works»), Amsterdam, 1675, p. 971.
5. Eusebius, The Ecclesiastical History, V. i. 26, Loeb Classical Library (Cambridge and London, Harvard University Press, 1980), p. 419.
6. Charles Joseph Hefele, A History of the Councils of the Church, From the Original Documents» (Edinburgh, T. & T. Clark Pub., 1896), p. 232.
7. St. John Cbrysostom, Homily 69 (On Matthew 22:1-40), trans. George Prevost, Nicene and Post-Nicene Fathers, series 1, ed. V. Schaft, W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Mich.), Vol. 10, 1967, p. 425.
8. Titus Flavius Clemens, Paidogogos (The Instructor), Book 2, Ante-Nicene Fathers, ed. by A. Ro erts and J. Donaldson, W. B. Eerdmans (Grand Rapids, Mich.), Vol. 2, 1967, p. 241.
9. Upton С Ewing, «The Essene Christ» (N. Y., Philosophical Library, 1961), p. 85.
10. 1 Маконский Синод (585 г. н. э.) был созван главным образом для того, чтобы определить, есть ли у женщин душа. Возможно, Церкви следовало бы созвать такую же ассамблею касательно животных.
11. See Rev. Holmes-Gore, These We Have Not Loved (London, The С W. Daniel Company, Ltd., 1946), pp. 99-100.
12. Andrew Linsey, Animal Rights: A Christian Assessment of Man’s Treatment of Animals (London, SCM Press, 1976), pp. 4-5.
13. Quoted in Ferrier, Rev. J. Todd, On Behalf of the Creatures (England, The Order of the Cross, 1968), p. 19.
14. An interview with Brother David Steindl-Rast, «A Christian View of Animals», Buddhists Concerned for Animals Newsletter, San Francisco, Vol. 5, p. 9.
15. Ibid.
16. Rocco A. Errico, The Ancient Aramaic Prayer of Jesus (Los Ange\es, Science of Mind Pub., l978), p.24.
17. G. L. Rudd, Why Kill for Food? (Madras, Indian Vegetarian Congress, 1956), p. 87
18. Ibid., p. 92.
19. Ibid.
20. Ibid. pp. 89-90.
21. Ibid.
22. St. Bonaventure in The Classics of Western Spirituality: Bonaventure-The Life of St. Francis, trans. Ewert Cousins (N. Y., Paulist Press, 1978), pp. 254-255.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

И станет плоть убиенных
зверей в твоем, теле твоей могилой
Ибо истинно говорю вам:
кто убивает, убивает сам себя,
и кто вкушает от плоти
мертвого зверя, вкушает от
смерти
Мирное Евангелие ессеев

В предыдущей главе речь шла о вегетарианстве и традиционном христианском наследии, с которым знакомо большинство людей. Эта глава посвящена той религии, которая сегодня может показаться разновидностью «исконного» христианства, основанного на скрижалях Мертвого моря и прочих не так давно обнаруженных реликвиях христианской эры. Следует заметить, что эти находки не то чтобы относятся к «исконной» религии, но, скорее, хранят в себе память о ранних формах христианства, близких к тому, что проповедовал Иисус. Эта книга не отстаивает и не опровергает истинности скрижалей Мертвого моря, «Наг Хаммади» или других подобных документов. Как и в предыдущей главе, наша цель - посмотреть, в каком свете эти источники представляют вегетарианскую традицию в христианстве. В первой главе мы говорили о том, что в Библии осталось неизменным. В этой главе речь пойдет о том, что все-таки изменилось.

Многие ученые подтверждают, что во время Никейского а (325 г. н. э.) священники и политики значительно изменили первоначальные христианские тексты, чтобы с помощью пропусков и дополнений создать версию, которая устроила бы императора Константина, в то время категорически не согласного с Писаниями 1. Этот шаг был предпринят с целью обратить Константина в христианскую веру и тем самым сделать христианство официальной религией Римской Империи.

«Некоторые не знают,- писал архидиакон Уилдерфорс,- что после Никейского Собора тексты Нового Завета были существенно искажены. Во введении к «Текстуальной критике греческого Нового Завета» профессор Нестле говорит, что церковные власти выбрали специальных ученых называемых «корректорами», и поручили им подправить Писание согласно тогдашнему представлению об ортодоксии» 2.

В предисловии к своему переводу «Евангелия Двенадцати апостолов» преподобный Гидеон Джаспер Ричард Оусли поясняет: «Задача этих корректоров заключалась в том, чтобы очень аккуратно удалить из Евангелия те повеления Господа, которым они не собирались следовать,- запреты на употребление мясной пищи и крепких напитков» 3.

РАННИЕ ТЕКСТЫ

Скрижали Мертвого моря - библейские манускрипты, датируемые началом христианской эры - были найдены в 1947 году и в основном поддерживают гипотезу о том, что текст Библии подвергся изменениям. Особенно в том, что касается таких обычаев, как мясоедение. Ценность этих свитков (и других археологических находок, сделанных позднее) состоит в том, что они, возможно, являются первоначальными, неизмененными манускриптами времен Иисуса Христа. Самые ранние из других доступных записей Нового Завета относятся к IV веку; это всего лишь копии копий. Хотя некоторые исследователи утверждают, что между находками с Мертвого моря и позднейшими библейскими текстами нет особых расхождений, все же нельзя отрицать, что в этих документах встречаются небольшие, но многозначительные различия.

Некоторые историки христианства отвергают эти археологические открытия, другие горячо в них верят. В числе последних можно назвать доктора Мартина Ларсона, Эдмонда Б. Шекели, Миллара Берроуза, Г. Дж. Оусли, Джона М. Аллегро и Франка Дж. Муччи (основателя Общества Эдема). Все эти ученые внесли значительный вклад в расшифровку раннехристианских текстов, и из их работ мы узнали много нового о вегетарианстве в христианской традиции.

Оусли, например, сделал перевод предполагаемых оригинальных Евангелий, сохраненных членами общины иессеев (религиозная секта, приверженцы которой жили на побережье Мертвого моря и отличались особой дисциплиной и духовной сплоченностью). Оусли рассказывает, что манускрипт хранился в тибетском буддистском монастыре, «где кто-то из общины иессеев спрятал его, чтобы уберечь от рук осквернителей» 4.

Если манускрипты Оусли подлинные, то они являются самым древним и полным из существующих христианских текстов: это арамейский оригинал, не изменившийся с тех пор, как его использовали в первой христианской церкви Иерусалима. Те ученые, которые признают документ подлинным, заключают, что это - оригинал Евангелия, на котором основаны четыре Евангелия Нового Завета (с многочисленными отклонениями и значимыми купюрами). Это может быть правдой, а может и не быть, но содержание манускриптов ясно свидетельствует о приверженности вегетарианскому образцу и потому заслуживает подробного рассмотрения на этих страницах.

Интересно, что незадолго до смерти Оусли выразил беспокойство о судьбе манускриптов: то, что случилось в прошлом, может произойти снова. По всей вероятности, Оусли опасался, что так и произойдет, особенно если документ достанется издателям-материалистам, в чьих руках «исправление» станет «искажением». Чтобы предотвратить это, В 1904 году Оусли передал авторские права на свои работы доверенному другу, с просьбой «не дать им попасть в руки ритуалистов, неважно, римских или англиканских» 5.

Драгоценные манускрипты Оусли под названием «Евангелие двенадцати апостолов», ранее известные как «Евангелие для иудеев» или «Назарейское Евангелие», целы до сих пор 6.

СЛОВА О ДОБРОТЕ К ЖИВОТНЫМ

Согласно «Евангелию Двенадцати апостолов», перед рождением Иисуса ангел сказал Марии: «Ты не должна вкушать мяса и пить хмельных напитков, ибо дитя еще в чреве Твоем будет посвящено Господу, и не может вкушать плоть и опьяняться брагой». Сила этого повеления свыше, если признать его достоверность, состоит в том, что оно подтверждает: Иисус действительно тот Мессия, о котором говорится в ветхозаветном пророчестве: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева в чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» (Ис. 7:14, 15).

Далее в тексте говорится, что в общине, где жили Мария и Иосиф, не убивали ягненка ради Пасхи: «Родители Его, Иосиф и Мария, каждый год на Пасху ходили в Иерусалим и праздновали ее по обычаю своих братьев, избегавших кровопролития и не евших мяса…»

Упоминание об этом сообществе помогает объяснить, почему Иисус с самого детства любил животных и птиц: «В один день пришел отрок Иисус туда, где были птичьи силки. Там же были другие отроки. И сказал им Иисус: «Кто поставил силки на безвинных тварей Божиих? Говорю вам, тот сам попадется в силок» .

Неудивительно, что в этих неискаженных текстах мы находим призывы Христа к заботе обо всех созданиях, не только о людях: «Будьте же заботливы, будьте участливы, будьте милосердны и добры не только к вашему роду, но и ко всяким тварям, что ищут вашей заботы, ибо вы для них как боги, на которых они взирают в нужде своей» .

Позже Иисус объясняет, что пришел покончить с кровавыми жертвоприношениями: «Я пришел положить конец жертвам и кровавым пирам, и если не прекратите приносить в жертву плоть и кровь, гнев Господень вечно будет на вас, как был в пустыне на отцах ваших, что взалкали мяса и поели вволю, и наполнились скверной, и язва поразила их» .

Как отмечалось в предыдущей главе, в этих ранних рукописях нет упоминания о чуде с хлебами и рыбами. Вместо этого в них описано чудо с хлебом, фруктами и кувшином воды: «И разделил Иисус хлеб и плоды между ними, и воду также. И ели, и насытились все, и пили. И дивились они, ибо каждому хватило с избытком, а было их четыре тысячи человек. И пошли они, и возблагодарили Господа за то, что видели и слышали» .

В этих древних документах постоянно встречаются слова Иисуса в поддержку естественной пищи, особенно вегетарианской: «И, услышав это, некий саддукей, не веривший в святую истину Господню, спросил Иисуса: «Скажи мне, почему говоришь, не ешьте плоти животных? Разве не были звери даны человеку в пищу, как и те травы и плоды, о которых Ты говорил?» Ответил Иисус: «Взгляни на арбуз, сей плод земли». И Иисус разрезал арбуз и сказал еще саддукею: «Видишь своими глазами добрый плод земли, пищу людскую, и видишь семена внутри; сосчитай их, ибо из одного арбуза родится во сто крат больше. Если посеешь эти семена, будешь есть от истинного Бога, ибо не прольешь крови и ни страдания не увидишь, ни крика не услышишь. Что же ты ищешь даров Сатаны, муки, смерти, крови живых душ, пролитой от меча? Разве не знаешь, что тот, кто поднимает меч, от меча и гибнет? Иди теперь своим путем и сей семя доброго плода жизни, и не вреди безвинным тварям Божиим».

Христос осуждает даже тех, кто охотится на животных: «И когда шел Иисус с учениками, встретился им некий человек, натаскивавший охотничьих псов, чтобы травить слабых тварей. Увидев это, сказал ему Иисус:

«Зачем делаешь дурное дело?» И ответил тот человек: «Этим ремеслом живу, ибо зачем подобным тварям место под небом? слабы и заслуживают смерти, а собаки сильны».

И Иисус посмотрел на того человека с грустью и сказал: «Воистину, лишен ты мудрости и любви, ибо у всякой твари, какую создал Господь, есть свой удел и свое место в царстве жизни, и кто может сказать, зачем они живут? И какая в том польза тебе самому и людям? Не тебе судить о том, лучше ли сильный слабого, ибо слабые не были посланы человеку в пищу или ради забавы… Горе тому, кто травит и убивает создания Божии! Да, горе охотникам, ибо они станут добычей, и сколько милосердия выказывают они к своим безвинным жертвам, столько и им выкажут недостойные люди! Оставь это дурное ремесло грешников, делай то, чему радуется Господь, и будь благословен, или же будешь проклят по твоей собственной вине!»

Наконец, в ранних манускриптах мы читаем о том, что Иисус осуждает даже рыбаков, несмотря на то, что они были самыми верными из его сторонников.

«На другой же день опять заговорили о поедании мертвых зверей, и некоторые из новых учеников Иисуса собрались вокруг Него и спросили: «Учитель, воистину, все ведомо Твоей мудрости, и Ты лучше всех других знаешь святой Закон; скажи нам, дозволено ли есть тварей морских?»

И Иисус посмотрел на них с грустью, ибо знал, что они неученые люди, и их сердца еще ожесточены лживыми учениями дьяволов, и сказал им: «Встаньте на берегу и взгляните в пучину вод: видите рыб морских? Им дана вода, как человеку дана земная твердь; спрашиваю вас, разве рыбы приходят к вам и просят у вас сухой земли или той пищи, что на ней? Нет. И вам не дозволено идти в море и искать того, что не принадлежит вам, ибо земля разделена на три царства душ: те, что на земле, те, что в воздухе, и те, что в воде, каждый согласно своему естеству. И воля Присносущего дала всякой твари душу живую и святое дыхание, и то, что Он Своей волей дает Своим созданиям, ни человеку, ни ангелам нельзя отнять или присвоить».

Интересно, что, когда Иисус впервые говорит своим ученикам-иудеям об их новом питании (вегетарианском), возражают ему: «Ты говоришь против Закона»,- очевидно, имея в виду различные места в Ветхом Завете, где дается разрешение есть мясо. Памятный ответ Иисуса очень красноречив: «Не говорю Я против Моисея, ни против Закона который он дал, зная жестокость ваших сердец. Истинно говорю вам: вначале все твари Божии вкушали лишь от трав и плодов земли, пока невежество и себялюбие людское не привели многих к тому, что противно их естеству, но даже и эти вернутся к природной своей пище. Так сказано у пророков, и пророчества не обманут» .

Эти и многие другие отрывки можно найти в «Гуманном Евангелии Иисуса», опубликованном Обществом Эдема. Это - один из немногих английских переводов «Евангелия Двенадцати апостолов». Наставления, содержащиеся в ессейских текстах, можно принять с верой или отвергнуть как дурную подделку; однако сами эти поучения вполне согласуются с каноническими проповедями Иисуса Христа, так как в их основе лежит пример величайшей любви и сострадания.

1. The Edenite Creed for Life (N.J., The Edenite Society, 1979), p. 19.
2. Ibid.
3. The Gospel of the holy Twelve (CA, Health Research, Reprint, 1974), p. 8.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. The Essene Humane Gospel of Jesus (N.J., The Edenite Society, 1978), p. 6.

© Розен Стивен — «Вегетарианство в мировых религиях».

Грехом является две вещи:

1. восприятие мясной пищи как скверны (нечистая, вредная для полноты человеческой личности) - Тот, кто считает мясо скверной отлучается от церкви.

2. отношение к животным, как братьям меньшим (то есть, мясоед=каннибализм), то есть исповедание, что между животным и человеком нет качественной разницы.

Относительную проблему создает заблуждение в космической роли человека. Некоторые вегетарианцы отказываются от мяса, чтобы уберечь животных от страданий. Библия же видит причину страданий всей вещественной твари в грехе человека. Поэтому уберечь мир от страданий - это явить Нового человека (Рим гл 8).

Христианство почитает пост. Мясная пища очень сильно стимулирует тело. Вплоть до возбуждения. То есть мясо стоит в одной категории с вином. Оно полезно для тела, и при этом сильно укрепляет тело. Тело становится сильным. Но тело легко становится орудием страстей, поэтому в сильном теле страсть получает дополнительную силу. Поэтому пост - это первая по важности добродетель в борьбе со страстями. Монахи мяса не едят. Миряне мясо не едят 200 дней в году.

Поэтому Церковь отлучает тех, кто считает мясо скверной, но почитает тех, кто воздерживается от мяса ради подвига.

К здоровому образу жизни, с воздержанием от мяса по каким-то гигиеническим причинам (отрасль гигиены - нутрициология - наука о здоровом питании) Церковь относится как к "чем бы дитя не тешилось" и "младенцам - куклы".
Жизнь, которая вращается вокруг здоровья тела - это очень извилистый путь, полный бесовскими ловушками.
Запрета на такое нет. Даже можно услышать от клириков рекомендации по этому поводу. Я, например, очень люблю нутрициологию, и очень расположен к периодическом вегетарианству, но, к сожалению, это очень скользкий путь, который не совместим с подлинным духовным преуспеянием.

Об отношении к "куклам":
в Новом завете есть удивительная книга 1 посл. к Солунянам.
Ап. Павел пишет свои послания к Семи Церквам (как Иоанн - Апокалипсис). Среди этих Семи Церквей - церковь Фесалоникская - самая лучшая. Так пишет Павел. Она получает от него самое большое количество комплиментов. 60% книги - непрерывная похвала. Но содержание книги показывает, что суеверия, невежество, духовная наивность и некоторые проблемы с нравственностью в ней зашкаливали.
Вегетарианство в научном плане - научное суеверие. Сила вегетарианства - в этике. И эта этика не христианская.
Совместить с христианством его можно. Но если вегетарианство соединится с гордостью, то она губит человека сильнее, чем скрытая гордость.

добавлено: 30 дек 2015

Нужно ли мне исповедоваться в том, что я не ем мяса (зная, что не каждый батюшка с пониманием отнесется к этому), стоит ли мне из любви к православию начинать насильно заталкивать в себя мясо (к которому за годы уже сформировалось чисто физическое отвращение)?

Нажмите, чтобы раскрыть...

Нет, это не грех. Иногда священники назначают пожизненную или многолетнюю епитимью - воздержание от мяса. За убийство, аборт, прелюбодеяние, блуд, рукоблудие.

добавлено: 30 дек 2015
Можно, если Вы избежите двух главных этических проблем вегетарианства, и критически отнесетесь к теоретической проблемы амартологии и сотериологии (о грехе-страдании и "что теперь делать?")
добавлено: 30 дек 2015
Можно не есть рыбу. Можно не есть скоромную пищу даже на Пасху и Рождество. Наше праздничное ликование не от еды (авва Дорофей).
Я например, никогда не исполняю устав, что при утешении и утешении велием (это по Типикону время трапезы праздничной) я должен пить вино. Я вино и водку не пью, потому что они мне не нравятся. (в Типиконе, правда, нет директивности в этом смысле).
О том, что алкоголь и мясо стоят в Типиконе в одной категории - я уже упомянул.

В монастыре на стол ставят все, что разрешено уставом: вино, масло, рыбу, яйца. Но каждый монах ест то, что хочет. Некоторые только воду с хлебом.
На столе то, что по уставу. А в тарелке то, что из уставной пищи тебе нравится.

Далеко не все христиане – веганы или вегетарианцы, но у людей, исповедующих эту веру, есть веские основания уменьшить употребление продуктов животного происхождения или исключить их из своего рациона.

Есть ли у людей, исповедующих христианство, особые основания, подталкивающие к переходу на растительное питание? Во-первых, можно назвать четыре общих причины: забота об окружающей среде, забота о животных, забота о благосостоянии людей и желание вести более здоровый образ жизни. Помимо этого, христиане могут руководствоваться давней религиозной традицией отказа от мяса и других продуктов животного происхождения в пост.

Давайте рассмотрим эти причины по очереди. Начнем, однако, с более фундаментального вопроса: почему христианское понимание Бога и мира может обеспечить особую мотивацию для растительного образа жизни.

Христиане верят в то, что все во вселенной обязано своим существованием Богу. Бог христиан – это не просто их Бог и даже не Бог всех людей, но Бог всех существ. Библейские тексты прославляют Бога, который сотворил всех существ и объявил их хорошими (Бытие 1); который сотворил мир, где каждое существо имеет свое место (Псалом 104); который испытывает сострадание к каждому живому существу и обеспечивает его (Псалом 145); который в лице Иисуса Христа действует, чтобы освободить все творения его от рабства (Римлянам 8) и объединить все земное и небесное (Колоссянам 1:20; Ефесянам 1:10). Иисус успокоил своих последователей, напомнив им, что ни одна птица не забыта у Бога (От Луки 12:6). Иоанн говорит, что сын Божий пришел на землю из-за Божьей любви к миру (От Иоанна 3:16). Божье восхищение всеми созданиями и забота о них означает, что у и христиан есть основания восхищаться ими и заботиться о них, особенно потому, что люди призваны быть образом и подобием Бога. Видение того, что весь мир, как сказал поэт Джерард Мэнли Хопкинс, заряжен величием Бога, является фундаментальным аспектом христианского взгляда на мир.

Таким образом, христиане признают вселенную и все существа в ней как принадлежащие Богу, любимые Богом и находящиеся под защитой Бога. Каким образом это может влиять на их пищевые привычки? Давайте вернемся к пяти причинам, которые мы отметили выше.

Во-первых, христиане могут перейти на веганскую диету, чтобы заботиться о Божьем творении –окружающей среде. Выбросы парниковых газов в результате увеличения поголовья скота являются важной причиной климатической катастрофы, с которой сталкивается наша планета в последние годы. Сокращение потребления продуктов животного происхождения является одним из самых быстрых способов уменьшить наш углеродный след. Промышленное животноводство также вызывает локальные экологические проблемы. Например, едва ли возможно жить рядом с большими свиноводческими фермами, где экскременты сваливают в канавы, но их часто размещают рядом с бедными общинами, что делает их жизнь несчастной.

Во-вторых, христиане могут стать веганами, чтобы дать возможность другим существам процветать и по-своему восхвалять Бога. Подавляющее большинство животных выращивается в промышленных системах, которые подвергают их ненужным страданиям. Большая часть рыбы специально выращивается человеком для своих нужд, а рыба, отлавливаемая в дикой природе, погибает долго и мучительно. Крупномасштабное производство молочных продуктов и яиц влечет за собой убийство излишков самцов животных. Текущие уровни разведения животных для потребления человеком препятствуют процветанию как одомашненных, так и диких животных. К 2000 году биомасса одомашненных животных превысила биомассу всех диких наземных млекопитающих в 24 раза. Биомасса одомашненных цыплят почти в три раза превышает биомассу всех диких птиц. Эти шокирующие статистические данные показывают, что люди монополизируют производительную способность Земли таким образом, что для диких животных почти не остается места, что постепенно ведет к их массовому вымиранию.

В-третьих, христиане могут перейти на веганскую диету ради спасения жизней самих людей. Животноводческая отрасль угрожает продовольственной и водной безопасности, а те, кто уже страдает от лишений, подвергаются наибольшему риску. В настоящее время более трети мирового производства зерновых идет на прокорм фермерских животных, и люди, употребляющие мясо, получают только 8% калорий, которые были бы доступны, если бы вместо этого они ели зерновые. Животноводство также потребляет огромное количество мировых запасов воды: для производства 1 кг говядины требуется в 10-20 раз больше воды, чем для производства тех же калорий из растительных источников. Конечно, веганская диета практична не во всех частях света (например, не для сибирских скотоводов, зависящих от стад северных оленей), но совершенно очевидно, что люди, животные и окружающая среда выиграют от перехода на растительное питание везде, где это возможно.

В-четвертых, христиане могут придерживаться веганской диеты для поддержания здоровья и благополучия своих семей, друзей, соседей и общества в целом. Беспрецедентно высокий уровень потребления мяса и других продуктов животного происхождения в развитых странах наносит прямой ущерб здоровью человека – растет процент сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов, диабета 2-го типа и заболеваний раком. Кроме того, интенсивные методы ведения сельского хозяйства способствуют как росту устойчивых к антибиотикам бактериальных штаммов, так и риску возникновения пандемий от зоонозных инфекций, таких как свиной и птичий грипп.

Наконец, многие христиане могут быть вдохновлены давними христианскими традициями отказа от мяса и других продуктов животного происхождения по пятницам, во время Великого поста и в другое время. Практику отказа от употребления продуктов животного происхождения можно рассматривать как часть практики покаяния, которая перенаправляет внимание с эгоистичного удовольствия на Бога. Такие традиции напоминают христианам об ограничениях, которые приходят с признанием Бога как создателя: животные принадлежат Богу, поэтому люди должны относиться к ним с уважением и не могут делать с ними все, что захотят.

Некоторые христиане находят аргументы против веганства и вегетарианства, и споры на эту тему постоянно открыты. Бытие 1 идентифицирует людей как уникальные образы Бога и предоставляет им господство над другими животными, но в конце главы людям предписывается веганская диета, поэтому первоначальное превосходство не включает в себя разрешение убивать животных для еды. В Бытии 9, после потопа, Бог позволяет людям убивать животных для еды, но это не оправдывает современные схемы выращивания животных в промышленных системах способами, которые так явно наносят ущерб людям, животным и окружающей среде. В евангельских записях говорится, что Иисус ел рыбу и предлагал рыбу другим (хотя, что интересно, он не ел мясо и птицу), но это не оправдывает употребление продуктов современного промышленного животноводства.

Важно отметить, что веганство в христианском контексте никогда не должно рассматриваться как моральная утопия. Христиане признают разрыв в наших отношениях с другими существами, который не может быть преодолен путем принятия определенной диетической практики или совершения каких-либо других подобных усилий. Христиане-веганы не должны претендовать на моральное превосходство: они грешники, как и все остальные. Они просто стремятся действовать максимально ответственно, делая выбор относительно того, что употреблять в пищу. Они должны стремиться узнать от других христиан о том, как лучше действовать в других сферах своей жизни, а свой опыт могут передавать другим христианам.

Забота о людях, животных и окружающей среде – это обязательства для христиан, и поэтому влияние современного индустриального животноводства должно их беспокоить. Христианское видение Божьего мира и восхищение им, их осознанная жизнь среди собратьев, которых любит Бог, послужит для многих толчком к принятию веганской диеты или сокращению потребления продуктов животного происхождения.

Вероника Кузьмина

Эта тема довольно сложна и весьма неоднозначна при, может быть, кажущейся своей простоте. Хочется сразу упредить атаки защитников и пользователей различных диет от страстных ломаний копий.

Я не против ни вегетарианства, ни диет как таковых. Это всего лишь физиологические средства, направленные на улучшение здоровья. Потому, естественно, в своей природе изначально в вегетарианстве и в диетах (если они умно и правильно разработаны совместно с врачом-диетологом) нет ничего плохого. Но все же я в своей жизни и священническом служении сталкивался с негативными явлениями, которые происходили с отдельными людьми, придерживающимися вегетарианства или исполняющими предписания диет.

Итак, начнем с вегетарианства.

Как уже говорилось выше, в вегетарианстве нет ничего плохого. Но, так сказать, звучит едва заметный колокольчик опасности. Если вегетарианство используется как личное убеждение или оздоровительная практика, примененная в разумных пределах, то, конечно, в нем нет ничего плохого. Но часто приходится наблюдать, что вегетарианство перерастает в идеологию и даже в неорелигию, в корнях своих смыкаясь с эзотерикой, неоиндуизмом, йогой, буддизмом.

Так, я разговаривал с одним вегетарианцем, который утверждал, что первый этап вегетарианца - это употребление растительной пищи. Второй этап - сыроядение (только сырая пища). Третий этап - только фруктоядение (фрукторианство). И четвертый (высший) этап - полный отказ от пищи, когда человек напрямую «питается энергиями космоса».

Такую точку зрения, конечно, православный христианин не может принять. Здесь чувствуется прямое влияние восточных индийских религий с энергией-праной, безличностным вселенским Ничто и со впадением в небытие и равнодушием как высшей целью духовного и психофизиологического развития человека. Это очень опасно. Подобные неорелигии сильно вредят духовному здоровью и психике.

Как ни странно, но приходилось наблюдать, как представители вегетарианства - одной из самых «пацифистских» идеологий - очень воинственно и с раздражением отстаивали свои идеалы. В них чувствовалась нотка того духовного заболевания, которое святые отцы называли прелестью. Мысль типа: «вегетарианцы - это просветленные люди, «боги в человеческом обличье», а все остальные трупоеды - недочеловеки, не достигшие вегетарианского уровня духовного развития». Такая психологическая и идеологическая установка очень опасна. Ведь если ради отказа от мяса и убийства животных человек превозносится над другим человеком, злобствует, раздражается на него, осуждает его, то значит цель вегетарианской идеологии не достигнута. Животное, положим-то, мы спасли, но брата своего в самом себе «убили». Ведь грех осуждения - это преступление против заповеди «не убий». И если ради мира человек готов развязать войну, то где здесь дух мирен?

Теперь пару слов о диете. Сама по себе, разработанная медиком-профессионалом, она может быть очень полезна для организма. Но сам процесс похудения и диеты также связан с психологическим риском. Каким? Ответ прост: заболеть болезнью нарциссизма. Нарцисс - герой древнегреческого мифа, очень красивый и очень влюбленный в себя. Все время он проводил, смотря на свое отражение в водной глади. Так вот часто при общении с людьми, скажем так, строящими свое тело и холящими его, нельзя было не заметить, как они любят это тело и гордятся им, как приятны им восхищенные или эротические взгляды окружающих, брошенные вслед. О, они питались этими взглядами как едой и наслаждались ими! И это, конечно, тщеславие и гордыня.

Я ни в коем случае не осуждаю людей. Нет. Я только говорю об опасности, которая подстерегает всякого метросексуала, влюбиться в себя, поставить самого себя на престол внутри сердца своего, стать «нарциссом». Я был свидетелем, как полный человек сильно похудел. И процесс похудения так психологически изменил его, что он чуть не разрушил собственную «прозаическую» «среднестатистическую» семью, начав вести богемную жизнь «кинозвезды», о которой мог разве только мечтать.

Повторюсь, я ни в коем случае не противник диеты. Но к ней нужно подойти с умом и с духовным рассуждением. Сесть и подумать: для чего я сел на диету? Для того, чтобы печеночка моя и поджелудочная были здоровы или чтобы в плавках на пляже пощеголять под восхищенные взгляды. Если для второго, то лучше диету и не начинать. Какая польза в том, если весь мир приобретешь, а душу свою погубишь, превратив ее, живую и пламенную, в мертвящего каменного идола религии поклонения самому себе?

Когда-то к святителю Николаю Сербскому мама привела юную дочь. И спросила святого: «Что мне с ней делать? Она у меня умница, победительница конкурса красоты, золотая медалистка и т. д.» Святитель, подумав, ответил: «Срочно отдать замуж, причем за простого трудягу - столяра или плотника».

Почему он так сказал? Затем, чтобы сломать в человеке гордыню. Ведь если у него есть эта страсть, значит он мертв - его душа в ледяных оковах эгоизма.

А пост фактически и отличается от диеты и вегетарианства тем, что он -наука смирения, наука борьбы с гордыней, с этой гидрой многоглавой, с которой каждый из нас ведет войну с Божьей помощью от рождения и до смерти ежесекундно. Пост, исповедь, причащение Святых Христовых Таин, увеличение или хотя бы исполнение домашнего молитвенного правила, участие в жизни Церкви, чтение Священного Писания и трудов святых отцов, дела милосердия, дела любви - вот наше православное «вегетарианство» и духовная «диета».

Ведь корень зла моего не в том, ем я мясо или нет или насколько килограммов я толще своего соседа. Корень зла - в сердце моем себялюбивом, он поразил раковыми метастазами эгоизма мою душу. И все средства по оздоровлению нужно проверять через одно золотое правило: «Помогает ли это средство бороться с гордыней, уничтожать ее или, наоборот, оно кормит и множит ее, давая толчок к развитию духовной болезни?» И с этим уже рассуждением с Божьей помощью предпринимать те или иные необходимые программы оздоровления.

Пост же, мне кажется, из этого всего лучший вариант.