История ширвана и дагестана от древнейших времен до появления арабов на кавказе. Информационный бум Столица их царя хакана значительный город автор

Столицей этой многоликой империи сперва была, видимо, крепость

Беленджер в северных предгорьях Кавказа; после арабских рейдов в VIII веке

столица была перенесена на западный берег Каспийского моря, в Семендер, и,

наконец, в Итиль в дельте Волги.

Существует несколько описаний Итиля, дополняющих друг друга. Город

лежал на обеих берегах реки. Восточная часть называлась "Хазаран", западная

"Итиль"*; между собой они соединялись наплавным мостом. Западная половина

была окружена кирпичной крепостной стеной; там размещались дворцы и дворы

кагана и бека, жилища их слуг** и "чистокровных хазар". В стене было четверо

ворот, одни из которых выходили на реку . На противоположном, восточном

берегу жили "мусульмане и идолопоклонники" (55); здесь находились также

мечети, базары, бани и другие общественные службы. Несколько арабских

мечетей в арабском квартале и высота главного минарета. Они также дружно

подчеркивают автономию мусульманских судов и духовенства. Вот что пишет об

этом ал-Масуди, которого иногда называют "арабским Геродотом", в своем

сочинении "Промывальни золота и россыпи драгоценных камней": "В хазарской

столице по правилу семь судей; два из них для мусульман; два - для хазар,

которые судят в соответствии с Торой (по Закону Моисея); два - для христиан,

которые судят в соответствии с Евангелием, и один для саклабов (славян),

русов и других язычников, которых судят согласно языческому [обычаю], т.е.

по велениям разума. "А когда представится случай большой важности, для

которого у них нет знания, они собираются у мусульманских кади (судей),

судятся перед ними и следуют тому, что надлежит по шариату. [...] Русы и

саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске

царя и являются его слугами". В его стране находится много мусульманских

купцов и ремесленников, которые наехали в страну хазарского царя ввиду

справедливости и безопасности, [господствующих] там. У них есть соборная

мечеть с минаретом, который возвышается над царским домом, а также и другие

мечети со школами, в которых дети обучаются Корану. "Если бы мусульмане и

христиане вошли бы в соглашение, царь не имел бы средств [противостоять

* В разные периоды город был известен под разными названиями:

аль-Баяда, Белый Город.

** Масуди помещает эти сооружения на острове вблизи западного берега

или на полуострове.

По прочтении этих строк выдающегося арабского историка, написанных в

первой половине Х века (предположительно между 943 и 974 гг.), создается

слишком идиллическая картина жизни в хазарском царстве. Вот и в статье

"Хазары" "Еврейской Энциклопедии" мы читаем: "Во времена, когда в Западной

Европе неистовствовали фанатизм, невежество и анархия, царство хазар могло

гордиться справедливым и терпимым правлением"*.

* Так сказано в энциклопедии, изданной в 1901-1906 гг. В "Encyclopaedia

Judaica" 1971 г. статья о хазарах, написанная Данлопом, образцово

объективна.

Это, как мы видели, верно лишь отчасти. Не существует свидетельств о

практике религиозных преследований в Хазарии ни до, ни после перехода в

иудаизм. В этом отношении хазарское государство можно считать более терпимым

и просвещенным, чем Восточно-Римскую империю или ислам на ранних стадиях. С

другой стороны, у них, судя по всему, сохранялись от племенного прошлого

варварские обряды. Напомним сведения Ибн Фадлана об умерщвлении людей,

принимавших участие в сооружении могилы и погребении кагана. Он же упоминает

другой архаический обычай: "Продолжительность [правления] их царя - сорок

лет. Если он переживет их [хотя бы] на один день, то подданные и его

приближенные уволят его или убьют и скажут: "У этого ум уже уменьшился и его

суждение [стало] путаным [неясным]"" .

Истахри предлагает иную версию:

"Что касается управления ими и правителя, то глава их называется

"хакан-хазар". Он выше царя хазарского, но его самого назначает царь. Когда

они желают поставить кого-нибудь этим хаканом, то приводят его и начинают

душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух,

говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" - он отвечает: "Столько-то и

столько-то лет". Если он раньше умрет [то его счастье], а если нет, то его

убивают по достижении назначенного числа лет царствования" .

Дж. Б. Бьюри (21; 405) с сомнением отнесся к этому сообщению, и от

него, действительно, стоило бы отмахнуться, если бы ритуальное цареубийство

не было таким распространенным явлением в архаических и традиционных

обществах. Дж. Фрезер особо подчеркивал связь между представлением о

божественном статусе царя и сакральной необходимостью убивать его по

прошествии определенного срока, или в случае, когда его жизненные силы

иссякнут, чтобы божественная энергия могла найти новое воплощение*.

* Фрезер посвятил этой теме специальную статью " Убийствохазарских

царей" (Frazer J. The Killing of the Khazar Kings // (Folklore. XXVIII.

В пользу правдивости Истахри говорит то обстоятельство, что об

аналогичной экзотической церемонии "удушения" будущего царя у другого народа

Кок-тюрок - говорится в независимом китайском источнике. 3. В. Тоган (28;

269) ссылается на французского антрополога Сен-Жюльена, писавшего в 1864 г.:

"При возведении государя на престол ближайшие важные сановники сажают его на

войлок, и по солнцу кругом обносят девять раз. При каждом разе чиновники

делают поклонение пред ним. По окончании поклонения сажают его на верховую

лошадь, туго стягивают ему горло шелковою тканью, потом, ослабив ткань,

немедленно спрашивают: сколько лет он может быть ханом?" .

Мы не знаем, отказались ли хазары от ритуала умерщвления царей (если он

вообще существовал) с переходом в иудаизм; если да, то, значит, арабские

так поступали постоянно, переписывая информацию предшественников и выдавая

ее за новую. Как бы то ни было, не приходится сомневаться в обожествлении

кагана, независимо от того, приносили ли его в конце концов в жертву. Как

уже говорилось, ему поклонялись, но держали почти что в заточении,

отрезанным от своего народа, а потом устраивали ему пышную церемонию

похорон. Государственными делами, в том числе военными, занимался бек

(именуемый иногда каган-беком), обладавший реальной властью. В этом сходятся

и арабские источники, и современные историки; последние обычно характеризуют

хазарскую систему правления как "двойное царствование", где каган

представлял небесную, а бек - светскую власть.

Двойное царствование у хазар иногда сравнивают - скорее всего, ошибочно

С диархией в Спарте, а также с внешне тождественным ей двойным правлением

у различных тюркских племен. Два спартанских царя происходили из двух

главных родов и обладали одинаковой властью; что же касается кочевых племен

с двумя вождями*, то нет указаний на разделение их функций, как у хазар.

Правильнее сравнить хазарский вариант с системой правления, существовавшей в

Японии со средних веков до 1867 г.: светская власть была сосредоточена в

руках сегуна, а микадо являлся объектом поклонения как воплощение божества.

* Алфолди предполагал, что они возглавляли два крыла орды; об этом

писал и Данлоп (37; 159).

Кассель (26; 52) предложил занятную аналогию: он сравнил хазарскую

систему управления с шахматами. На шахматной доске двойное царствование

олицетворяется королем (каган) и ферзем (бек). Король находится в изоляции,

охраняемый слугами, имеет мало власти и может совершать только одношаговые

ходы. Ферзь, в противоположность ему, выступает самой могущественной

фигурой, доминирующей на доске. Тем не менее утрата ферзя не означает конец

игры, тогда как падение короля символизирует окончательный разгром,

завершение партии.

Таким образом, двойное царствование отражает резкое разграничение между

священным и мирским в хазарской психологии. Божественные черты кагана

явственно проступают в следующем отрывке из Ибн Хаукаля*:

"Хаканство является исключительною принадлежностью известных семей. У

хакана власть среди хазар только номинальная, и его только величают, когда

входят к нему. Приходят к нему только по необходимости. При входе к нему

входящий падает перед ним ничком на землю, поклоняется ему и становится

вдали, пока хакан не разрешит ему приблизиться. Когда постигает их тяжелое

событие или война, то они выводят хакана, и не взглянет на него ни один из

тюрков или других соседних с ними кяфиров (неверных) без того, чтобы не

поклонился и не удалился. И никто не воюет с ним из-за великого почтения к

нему. Когда он умрет, и его похоронят, то не проедет ни один мимо могилы его

без того, чтобы не спешиться перед нею и не поклониться праху его; и путник

сядет верхом не прежде, чем скроется из виду его могила.

* Ибн Хаукаль, арабский путешественник, географ и историк, написал свою

"Книгу путей и стран" примерно в 977 г. Цитируемый ниже отрывок почти

дословно повторяет текст Истахри, написанный на сорок лет раньше, однако

более понятен, поэтому я остановил выбор на переводе из Ибн Хаукаля,

выполненном Оусли в 1800 г.

Повиновение их своему царю доходит до того, что, когда иной раз бывает

необходимо убиение одного из них, а он бывает наиболее уважаем из них перед

царем и занимает весьма значительное место при нем, и в то же время царь не

желает его открытой казни, то приказывает ему самому убить себя, а тот

удаляется в свой дом и кончает с собой.

Я уже упоминал, что хаканство есть принадлежность известных семей, не

имеющих владений и богатств, но иногда бывают среди них богатые. Когда

достается кому-нибудь хаканство, то ему присягают, не обращая внимания на

его имущественное положение. Мне сообщил человек, которому я доверяю, что он

видел на одном из их рынков юношу, продававшего хлеб; и они говорили, что

если хакан их погибнет, то никого нет более достойного хаканства, чем он,

разве только, что он мусульманин, а назначаются на хаканство только иудеи.

У хазар трон под золотым навесом изготовляется только для хакана; шатры

хакана, когда разобьют их в случае необходимости в дороге, выше шатров царя,

а жилище его в городах выше царского жилища. (58; 189-90) .

Отрывок о достойном юноше-хлеботорговце, или чем бы он ни торговал,

больше похож на сказку о Гарун-аль-Рашиде. Если он был наследником золотого

трона, предназначенного для одних иудеев, то почему рос бедным

мусульманином? Если попытаться извлечь из этой истории хоть какой-то смысл,

то придется заключить, что кагана выбирали в зависимости от достоинств

кандидата, но только среди членов "императорского" или "знатного" рода. Так,

кстати, полагают и Артамонов, и Зеки Валиди. Артамонов считает, что у хазар

и других тюрков правили выходцы из тюркютской династии, некогда царившие в

угасшей тюркской империи (см. выше, раздел 3). Зеки Валиди предполагает, что

"императорская раса" или "знатный род", к которому должен принадлежать

каган, - это династия Ашина, упоминающаяся в китайских источниках, - подобие

аристократов пустыни, происхождением от которых традиционно гордились

тюркские и монгольские правители. Это предположение вызывает доверие и

помогает как-то примирить противоречивые ценности, провозглашаемые в

рассматриваемом отрывке: благородный юноша без гроша за душой - и величие,

окружающее золотой трон. Перед нами наложение двух традиций, подобное

оптической интерференции двух волновых картин на экране: аскетизма племени

кочевников пустыни и блеска царского двора, процветающего благодаря торговле

и ремеслам подданных и стремящегося затмить соперников в Багдаде и

Константинополе. Ведь у истоков религий, исповедуемых в обеих пышных

столицах, тоже стояли некогда пророки, вышедшие из пустыни.

Все это не объясняет поразительного разделения божественной и светской

властей, уникального для этого периода и региона. Как писал Бьюри (21; 405),

"мы не знаем, когда реальное правление кагана сменилось божественным

бездействием и зачем ему было возвышение до положения, похожего на положение

японского императора, когда для процветания государства важно его

существование, но не правление".

Вариант ответа на этот вопрос был недавно предложен Артамоновым. Он

предположил, что провозглашение иудаизма государственной религией было

результатом переворота, превратившего кагана, представителя языческой

династии, чьей преданности закону Моисея нельзя было полностью доверять, в

подставное лицо. Гипотеза ничем не хуже других - и так же, как другие, мало

подкрепленная фактами. Тем не менее вполне вероятно, что эти два события -

переход в иудаизм и начало двоецарствия - были каким-то образом связаны

между собой*.

* До перехода в иудаизм каган еще играл активную роль - взять хотя бы

историю с Юстинианом. Ситуацию затемняет то обстоятельство, что арабские

историки часто говорят о "кагане", определенно подразумевая "бека"

(поскольку "каганом" у многих племен именовался правитель), а бека именуют

по-разному. как явствует из таблицы (по Минорски, ):

Константин Багрянородный: хакан, бек

Ибн Русте: хазар хакан, айша

Масуди: хакан, Малик

Истахри: Малик Хазар, хакан хазар**

Ибн Хаукаль: хакан хазар, Малик Хазар или бек

Гардези: хазар хакан, Абшад

** Возможна неверная последовательность правителей.

О власти царя, о его неограниченных правах много писали арабские авторы, пораженные фактом хазарского двоевластия. «У хакана власть номинальная, – отмечал Истахри, – его только почитают и преклоняются перед ним при представлении..., хотя хакан выше царя, но его самого назначает царь» . По словам Ибн-Русте, «царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его» (а значит, он не отчитывался и перед каганом), он «сам распоряжается получаемыми податями и в походы свои ходит со своими войсками». Царь же возлагал на богатых обязанность поставлять всадников, «сколько могут они по количеству имущества своего». Конное царское войско состояло из 10-12 тыс. всадников, находившихся на постоянной службе и на жалованье у него, а также из выставлявшихся аристократами в виде вассальной повинности .

Таким образом, царь был уже настоящим феодальным сюзереном. Войско его представляло собой регулярную наемную армию, соединенную с феодальным ополчением. Он собирал подати – для этого при нем существовали чиновники.

Важными лицами в Хазарском государстве были упомянутые Истахри «лица одного класса» с царем, имевшие наряду с ним право входа к кагану. Ибн-Фадлан рассказывал, что «царя замещает муж, называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшигыр» . Однако только сам царь, или, как его именует Ибн-Фадлан, хакан-бек, после ритуальных изъявления покорности и очищения огнем имел право садиться вместе с каганом на трон и вершить дела.

В городах, кроме тудунов, о которых уже упоминалось, правили еще и судьи. Причем судей было много, и судили они по разным законам: христиан – по-христианскому, мусульман и иудеев – по Корану и Торе, язычников – по «обычному» праву, т. е. по законам общины. Наличие судей предполагает и наличие какой-то полиции. Полицейские функции, возможно, выполняла наемная гвардия кагана, о которой неоднократно писали арабские авторы Х в. Состояла эта гвардия из мусульман, переселившихся из прилегающих к Хорезму земель. Масуди называет их лариссии, или ал-арсии. Очевидно, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Идол, изображающий мужчину в бурке. Мел. Государственный Эрмитаж

Как уже говорилось, каждую группу населения, объединенную одной верой, судил соответствующий судья. Мало того, в Итиле, Семендере и других городах строились и функционировали церкви, синагоги, мечети с медресе, а в окрестностях люди собирались на языческие камлания вокруг священных деревьев. Однако обстановка в государстве уже к концу VIII в. сложилась так, что появилась настоятельная потребность во всеобщей государственной религии. Хазарские правители прежде всего попытались внедрить культ единого бога неба – Тенгри-хана. Так же поступали князья и ханы других раннефеодальных государств: Дунайской Болгарии, где до принятия христианства был установлен культ вождя-хана, и Киевской Руси, в которой Владимир Святославич усиленно насаждал культ Перуна – бога грома и молнии. Очень быстро тем не менее культы перестали соответствовать тем общественным отношениям, которые установились в этих государствах. Они были заменены в Болгарии и на Руси классовой религией – христианством.

Христианство наступало и на Хазарию с запада, из Византии, и с юга, из закавказских государств. В конце VII в. в христианство был обращен влиятельнейший савирский хан Алп-Илитвер со свитой, а через сто лет в Крыму Византия уже учредила Готскую митрополию, в которую вошло семь епархий, находившихся на хазарской земле. Христиане в Хазарии получили единую церковную организацию, но полной победе этой религии мешало то обстоятельство, что народные массы в каганате были весьма привержены мировоззрению предков – язычеству, о чем свидетельствует абсолютное господство языческих погребальных обрядов, а также и то, что сами правители никак не могли, видимо, остановиться на какой-либо определенной религии: то они принимали иудейство, то поспешно обращались в мусульманство.

Возможно, что временами, отдавая своих дочерей и сестер замуж за византийских императоров, роднясь с христианнейшим государем, они и сами начинали склоняться к христианству. Однако стоило хазарскому правительству проявить малейшую слабость по отношению к империи, как византийцы старались закрепить свое положение в каганате, а главное – отторгнуть от Хазарии Крым и Боспор. Так, основание Готской митрополии с разветвлениями почти по всем хазарским городам произошло после известного восстания готского населения Крыма против хазар, возглавленного епископом Готской епископии Иоанном. Хазары послали в Крым карательный отряд, заняли с помощью местной знати столицу Крымской Готии Дорос и, захватив всех народных главарей, казнили их. Помиловали они только по просьбе Византии самого Иоанна. Добившись первой уступки (помилования епископа), византийцы начали просить и требовать расширения прав христианской церкви в Хазарии, а затем перешли уже к интригам, ставившим целью занятие византийскими войсками христианского Крыма, т. е. превращения его в имперское владение. Постоянные споры с Византией о влиянии в западных провинциях, естественно, не способствовали расположению кагана и царя к религии византийцев.

Мы уже говорили о тех трагических событиях, при которых униженный каган принял мусульманство. Религия основного врага и обидчика – халифата – вряд ли имела шансы стать популярной в каганате, хотя в городах жили мусульманские купцы, ремесленники и воины (гвардейцы-лариссии).

Итак, несоответствие общественно-экономического строя и языческого культа Тенгри-хана, враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями и, наконец, знакомство правящей верхушки каганата с иудейством, в которое обращались Булан и его окружение еще в первой половине VIII в., привели хазарское правительство в начале IX в. к серьезному политическому шагу – официальному принятию, иудейской религии.

Глава 6

Смута

Гибель каганата

Принятие иудейства в государственном масштабе произошло в Хазарии при кагане Обадии.

По данным арабских источников, в частности Масуди, иудейская религия стала господствующей в каганате во времена халифа Харун-ар-Рашида, следовательно, Обадия начал свою реформаторскую деятельность где-то на рубеже VIII и IX вв. – через несколько лет после воцарения на троне. Отец его, последний языческий каган Хазарии, умер примерно в 790 г., о чем сохранилось известие в «Житии Иоанна Готского».

После принятия иудаизма Обадией и его окружением «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума» , – отметил Масуди. Следует сказать, что уже при Булане, предпринявшем попытку внедрить иудаизм в Хазарии, много евреев переселилось в Восточное Предкавказье из Ирана под давлением мусульман. Вновь прибывающие евреи, гонимые в христианских и в мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно крымских. Большое количество их осело и в Итиле. Они плотным кольцом окружили трон Обадии. Иосиф писал, что после многочисленных войн, которые вели, очевидно, дети и внуки Булана, «воцарился из сыновей его сыновей царь по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания (синагоги.– С. П .) и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв» .

Вполне допустимо, что каган Обадия, обращаясь в иудаизм, стремился не только к противопоставлению своего государства двум великим державам (империи и халифату), но и к ослаблению языческих пут сакрализации, что дало бы ему реальную возможность бороться за власть в собственном государстве.

Древнетюркская эпоха. Территорию Казахстана 1,5 тыс. лет назад населяли тюркоязычные племена. Свое происхождение они связывали с гуннами. По легенде первопредком тюрков был-десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа гуннов. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Она родила десятерых сыновей. Потомки десятерых сыновей волчицы, получив имя Ашина (шона-волк), впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк. И государство, созданное этими племенами, стало называться Тюрк-Эль. Вот что писали тюрки о себе: «Когда было сотворено вверху голубое Небо, а внизу бурая Земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки мои — Бумын каган и Естеми каган. Сев на царство, они охраняли государство и установили законы тюркского народа. Воины завоевали четыре страны света и поработили их. Эти два кагана были мудрыми и великими. И их беки и народ были на правильном пути. И поэтому этот народ держался долгое время. .Управляя народом, вели они государственные дела. Затем они умерли. На похороны этих двух каганов со всех сторон света явились народы, все они плакали и причитали. Такими они были великими каганами». Древние тюрки явно считали себя не от бренного мира сего, а носителями особой миссии. Китайские летописи говорят, что тюрки. Тюркские племена создали на территории Центральной Азии десяток государств — Тюркский каганат; Восточно-Тюркский каганат, Западно-Тюркский каганат, Тюргешский, Уйгурский, государство, енисейских киргизов, карлуков, кимаков, караханидов, каракиданей, огузов, кипчаков.

Названия государств происходили от названия племени, которое возвысилось, а другие племена отходили под власть победителя. Во всех тюркских государствах во главе стояли каганы (ханы), только у огузов они назывались ябгу. Сыновья и родственники кагана назывались — тегин (темник). При кагане была военная дружина. Одним из известных своим мужеством тюркских каганов был Таспар-каган, правивший в 572-581 гг. Вот что пишут о его попытке завоевать Китай китайские источники: «Он имел намерение разгромить Срединное государство, но двор поспешил заключить с ним союз мира и родства и ежегодно давал ему 100000 кусков шелковых тканей, Дом Ци страшился их набегов и грабительств и также исто шал казнохранилище для платы им. Таспар в счастье очень превозносился и приближенным говорил: только бы эти два мальчика на юге (Северная Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности».

У тюргешей выдающимся каганом был Сулук: «В начале Сулук (сер; VIII в.) был внимателен и бережлив. После каждого сражения всю добычу отдавал подч и не иным, почему роды были довольны и служили ему всеми- силами…. В последние годы он почувствовал скудность, поэтому награбленное начал мало-помалу удерживать без раздела. Тогда подчиненные начали отдаляться от него… Аха Тагань и Думочжи неожиданно в ночи напали на Сулука и убили его». Этот рассказ свидетельствует о том, что какой бы сильной ни была власть кагана — она находилась под контролем знатных беков. В ІХ веке из всех тюркских племен возвышается племя кимаков. Из сведений, дошедших до нас, содержится описание страны кимаков: «Царь кимаков-один из великих царей по своей мощи и один из славных по своим достоинствам. Кимаки — большой, многочисленный народ, они маги, поклоняются огню. Их жилища находятся среди зарослей и густых-лесов. Передвигаются, сменяя пастбища. Страна кимаков — самая обширная, наиболее плодородная и возделанная. …Городов у кимакских царей шестнадцать, К ним относятся Астур, Наджа, Бурах, город царя, именуемый Хаканом.

. .

Город царя Хакана — значительный город, окруженный ук­репленной стеной с железными воротами. У царя в городе имеется.охрана, войско и снаряжение. Хакан — великий царь, ему издавна наследует тот, кто из царской семьи. Царь кимаков носит.одежду, шитую золотом и золотую корону, появляется перед народом четыре раза в год. У хакана есть хаджиб, визири, справедливое большое государство. Население государства любит хакана за его благодеяния, заботу об их делах и защиту от врагов. Только знатные люди носят одежду из красного, и желтого шелка».

.

В домонгольские времена; вся территория Великой Степи назы­валась Дешт-и-Кипчак. В переводе, с арабского языка «дешт» означает степь. Первоначально кипчаки находились в составе кимакского государства, а впоследствии стали основоположниками мощной империи. Древнетюркские легенды связывают появление кипчаков на исторической арене с легендарным героем — Огуз каганом. «Однажды Огуз каган отправился в поход в страну Ит бараков, повествует легенда. Один из его нукеров (телохранителей) взял на этот поход свою жену. В битве он пал смертью храбрых. Когда войска Огуз кагана возвращались в степь, жена этого погибшего нукера родила сына. Поскольку время было холодное и дома, где бы ей приютиться, не было, то она родила сына в дереве, у которого внутренность сгнила (дупло). Поэтому Огуз хан нарек, этого мальчика Кипчаком. На старинном тюркском языке дуплистое дерево называли кипчаком» — пишет Абульгазы хан в книге «Шаджарат турк», где собраны все известные исторические предания наших народов. Как свидетельствует легенда, Огуз хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона я Едиля (Волга). Кипчак и его потомки в течение четырехсот лет господствовали на берегах трех рек — Дона, Итыля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, авлаков, башкурдов и т.д. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кнпчак.

Все древнетюркское население делилось на «беков» и «кара будун» (простой народ). Представителей судебной власти, хранителей традиции, тюрки называли термином «бек» или «Би». У них не существовали какие-либо письменные законы, основные нормы права хранились в памяти народа. Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Главной военной добычей считались женщины и девушки, Их труд ценили очень высоко. Тюркские племена были очень воинственны, почти все время воевали, совершали набеги, захватывали новые территории. Особенно много войн было с соседними государствами за право контроля над Великим Шелковым путем. Великий Шелковый путь — это торговый путь из Китая, Индии в Европу. Он имел огромное значение, потому что морского пути тогда еще не было, и все торговые караваны проходили по этому пути. Города, через которые проходил Великий Шелковый путь, быстро расцветали, строились огромные базары, караван-сараи.и т.д. Так, благодаря Великому Шелковому пути стали богатеть города Яссы, Ограр, Баршынкент и др.

Традиции и обычаи тюрков очень интересны: отпускали волосы (заплетали), левый подол чапана прикрепляли к поясу. «Живут в юртах или шатрах, кочуют — ближе к воде и местам с богатой растительностью, занимаются скотоводством, пьют кумыс, одеваются в одежду из шкур и шерсти, — пишут о них очевидцы. — Когда на трон сажали владыку, то близкие беки, усаживали его на кошму и девять раз обходили по направлению солнца. После приветствия к новоизбранному правителю сажали его на коня, затягивали горло шелковым платком, душили, затем резко освобождали и спрашивали: « Сколько лет сможешь быть ханом ?» Кроме этого у тюрков был обычай — распределения ханского богатства. Время от времени воины делили между собой все нажитое ханом богатство. Хан со своей женой по обычаю должны были покинуть дом, дабы не стеснять воинов.

Помимо немногочисленных русских первоисточников о средневековой Руси сохранились свидетельства средневековых современников. Сведения о Руси есть и у европейских и у арабских авторов. Казалось бы, они смогут быть хорошим подспорьем для современного исследователя. Но с их изучением есть определенные проблемы. Часто одно непонятное слово может послужить причиной неадекватных исторических представлений.

История «Русского каганата» напоминает историю «Поручика Киже».

В начале X века араб Ибн-Русте в «Книге дорогих ценностей» написал нечто, что в 19 веке было переведено так: «у русов есть царь, называемый хакан русов ». Как звучало слово «царь » на арабском (где нет буквы «ц») — неважно. Перевод делался во времена самодержавия, и для русского читателя было ясно, что «царь» — это «Божьей милостью Всея России Повелитель ». То, что в России Царь был уже в X веке — приятно ласкало слух сторонников самодержавия. Хотя сам титул «царь» появился на Руси лишь в 1547 году, это не меняет суть дела.

А вот на слово «хакан» российские историки как раз и обратили внимание. «Хакан русов» — явно было дословным названием древнерусского правителя. Книга Ибн-Русте восходила к трудам IX века Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани, и кто кого как конкретно называл, сказать сложно. То ли арабы называли предводителя русов «хаканом», или сами русы в общении с арабами упростили труднопроизносимого «конунга» до понятного арабам «хакана» — точно установить нельзя. Правда, были средневековые арабские географы — Ибн Русте, Гардизи, Марвази, Худуд ал-Алам и др. — которые писали что русы отличаются от славян и обитают на острове, а их правитель называется хаканом . То есть речь явно шла о викингах с Готланда и их предводителе-конунге. Но эти свидетельства в расчет уже никто не брал.

Упоминание о «хакане» было и в западном первоисточнике. В Бертинских анналах описано, как в 898 г. к франкскому императору Людовику I в Ингельгейм в составе византийского посольства прибыли сомнительные люди. Они представились как представители некоего хакана русов. После этого они были сразу арестованы как шпионы. В ходе разбирательств они оказались обычными шведами (Sueones) и желали вернуться домой в Скандинавию. Чем закончилась история — неизвестно. Но обращает на себя внимание факт, что неуставной титул «хакан» насторожил франков и вынудил их провести тщательное расследование.

Сохранилось письмо Людовика II, где он настаивал, что «хаганом» (chaganum) называются государи авар, а не хазар или норманнов. Про русов там не упоминалось вовсе. Было ясно, что «хаганом» называли себя некоторые вожди норманнов, что не приветствовалось в Европе.

Итак, слово «хакан» в отношении «русов» прозвучало. А как известно, слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. И подобно тому, как по найденной кости палеонтолог восстанавливает облик динозавра, так по одному непонятному слову иной историк может восстановить целую империю. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. А раз у русов был «хакан», т.е. «каган», то трудно было не догадаться — был и «каганат». То есть на Русских землях было свое «государственое образование первой половины IX века ». Заметим, что ни в западных, ни в восточных источниках ничего не говорилось о «каганате» — говорилось только о «хакане». Но разве такой пустяк остановит настоящего исследователя?

В 1919 году А. Шахматов локализовал место — ну где бы не быть каганату, как в Новгороде? Ну, или на крайний случай — в Старой Ладоге. Старинный город — стало быть, он и есть столица каганата. А основали каганат — викинги. Мнение поддержали А. Васильев, Дж. Бери и другие историки.

П. Смирнов в 1920-е годы, не долго думая, обьединил «Волжский каганат» и «Русский каганат», благо никаких материальных следов «Русского каганата» так и не обнаружили.

С ними заспорили другие ученые и исследователи, относя каганат то на Верхнюю Волгу (П. Смирнов, О. Прицак), то в Подонье (Е. Галкина), то в Поднепровье (М. Артамонов), причем конкретно — Среднее Поднепровье (А. Новосельцев, Л. Гумилев, В. Назаренко). Последний вариант активно отстаивал академик Б. Рыбаков. Основало каганат, по его мнению, некое славянское племя «русь». Размещали территорию каганата и в Ростове, и в Ярославле (О. Прицак), и на Волхове и в других местах — перебрали почти всё. К. Цукерман в 2000 г. центром каганата указывал Рюриково городище под Новгородом.

Г. Лебедев в 1985 г. в географических границах пошел дальше всех — по его мнению, «каганат» простирался от Балтики до Среднего Поднепровья, а столицей был Киев. А там и до фоменковской «Русской Империи от океана до океана» оставалось рукой подать.

Зарубежные ученые типа А. Стендер-Петерсена честно переписывали все эти дискуссии в своих исторических трудах по истории. Оставили в покое лишь Новгород, так как там уже шли археологические раскопки, и следов каганата так и не раскопали. Поэтому неопределенно указывали в своих работах — каганат располагался «где-то на севере или северо-востоке Восточно-Европейской равнины».

Американский историк Г. Вернадский (сын В. Вернадского и ученик В. Ключевского) еще 50 лет назад вообще отвергал наличие «каганата» на севере Восточной Европы, совершенно справедливо утверждая, что сам термин «каган» — «явно был позаимствован у хазар» . И перенес территорию искомого «каганата» в Приазовье. Усомниться в самом существовании такого «государственного образования» — не смог к тому времени даже он.

В исторических трудах исследователи чего только не написали про Русский каганат:

— «Создателями каганата были русы — носители волынцевских древностей на основе окской культуры»…
— «Каган приравнивался к титулу императора»…
— «Сам титул каган указывает на становление ранней государственности»…
— «Строительство саркелской крепости на границе Хазарского государства свидетельствует о возрастающей роли Русского каганата, вступившего в соперничество с мощной Хазарией»…
— «Хазария сдерживала экспансию Русского каганата в южном направлении»…
— «Поход русов 860 г. на Константинополь мог быть подготовлен только(!) в Русском каганате»…

… Мифический Русский каганат, как несуществовавший поручик Киже, рос в званиях, угрожал врагам, ходил в военные походы…

Писали все это доктора наук и академики, критиковать которых, разумеется, неприлично. Они честные люди и не станут обманывать. Раз сказано, что титул каган приравнивался к титулу император, значит так и есть. Наш русский царь-батюшка вообще всегда был наравне с византийским императором, это любой подтвердит, а как же ещё? Хоть в IX веке, хоть в каком другом.

Территорию «Русского каганата» ученые теперь очерчивают уже по всей области расселения славян. Благо нумизматика обрисовывает на карте огромную область находок арабских дирхемов. Дирхемы на территории Руси — уже вовсю считаются деньгами «Русского каганата». Изучение топографии находок дирхемов в сочетании с идеей «каганата» обрисовывало его границы едва ли не до Камы и Урала.

Правда, археологи как всегда вносят свою ложку дегтя в самодержавную бочку меда. Академик В. Седов на данных археологии показал — не было на Севере России никакого «каганата». Да и столицы никакой не было — может, ещё не сформировалась, а может и не было в принципе, как в раннем Франкском государстве. Ибо по археологическим данным Новгород в IX веке ещё не был основан, Рюриково городище не функционировало, Старой Руссы не существовало. При этом Седов подчеркивал, что каких-либо данных, позволяющих сомневаться в самом существовании «Русского каганата» у него нет.

— А где же тогда был Русский каганат? — спросит запутавшийся любитель истории.
— Хмм… Раз на Севере его нет, значит был на Юге… Ну скажем — в Киеве он был, а где ж ещё?

Пусть теперь украинские коллеги-археологи ищут, расхлебывают эту кашу. Как говорится, с больной головы на здоровую. Современные украинские историки со свойственным им патриотическим задором уже локализовали Русский каганат в районе Донбасса.

… После бурной истории возникновения и расцвета «каганата», живописуемого в высосаных из пальца диссертациях и монографиях, с ним надо было что-то делать. Решили закруглить тему так:

«Последний период каганата не отражен письменными документами… В 60-70-х годах IX века под натиском хазар Русский каганат как единое государственное образование, объединявшее земли полян, северян, вятичей и донских славян, может быть, тогда перестал существовать».

Этот вариант устроил всех — Русский каганат, как поручик Киже, безвременно ушел в мир иной и был захоронен с почестями.

Вот так одно непонятное слово привело к возникновению, расцвету и гибели могучей империи. По крайней мере — в многочисленных трудах историков.

Татьяна Калинина

Страна Хазария, какой она представляется по арабо-персидским источникам.

Татьяна Михайловна Калинина – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН .

В 1834 г. русский востоковед В.В. Григорьев писал: «Необыкновенным является в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную и цветущую торговлю и постоянное войско.

Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования» .

Этот панегирик, содержащий столь лестные характеристики хазарского народа и государства, появился не на пустом месте. Известны упоминания русских летописей о хазарах, взимающих дань с части славян. Известно, что они исповедовали иудейскую религию. Открыты документы, написанные на древнееврейском языке, о хазарах и их предыстории. Есть немногочисленные упоминания о них в византийских, армянских, грузинских источниках. Но более всего известий о хазарах содержат созданные очень далеко от восточноевропейских земель книги арабских и персидских писателей. Это обстоятельство не должно нас удивлять, достаточно вспомнить, что именно с хазарами встретились арабские войска, когда, столкнувшись с персидскими и византийскими силами, они покорили Иран и вышли в Закавказье.

Особенность арабо-персидской литературы (многие учёные, по происхождению персы, писали по-арабски) заключается в том, что почти все авторы обязательно опирались в своих рассказах на предшественников. Использовать их сведения было и обязательно, и почётно, но ссылаться на них, по представлениям восточных писателей, было вовсе не нужно. Поэтому возможные персидские, византийские, сирийские первоисточники, использованные ими, неизвестны. Впрочем, даже когда первоисточник известен, сообщения его могут быть искажены или переделаны. В большинстве же случаев оригиналы не сохранились, не дошли до нашего времени, поэтому надо всегда помнить, что изложенный в книге материал может относиться не ко времени жизни и работы сочинителя, а восходит к гораздо более ранней эпохе или к совсем иному, чем у арабов, кругу источников.

Для более чёткого восприятия сведения о хазарах, содержащиеся в сочинениях арабо-персидских писателей, сведены автором статьи в тематические подборки, посвящённые той или иной стороне бытия хазар.

Карта Каспийского моря и прилегающих земель
воспроизводится по изданию:
Miller K. Mappae Arabicae. Stuttgart, 1927. Bd. II.

Карта взята из Венской рукописи «Книги климатов» персидского учёного XIII в. Насир ад-Дина Туси . Однако исследователи сомневаются в принадлежности труда этому автору, полагая, что он может быть одной из персидских переработок сочинения ал-Истахри .

Карта же, по мнению К. Миллера , вероятно, относится к XVII в .

География Хазарии .

Хотя имя ал-хазар встречается в арабо-персидских средневековых сочинениях довольно часто, относится оно к весьма разным объектам. Так, ибн Хордадбех (IX в.), ал-Йакуби (IX в.) и Кудама ибн Джафар (X в.) Морем хазар именовали Чёрное море , описывая границы византийских военных округов и торговых путей близ Византии. Происхождение такого названия может объясняться существованием хазарских владений в восточном Крыму в IX в. но возможно, что оно имеет книжное происхождение, поскольку Море хазар в отношении Чёрного моря упоминалось в византийских источниках, которыми пользовались авторы.

Название Море хазар относили и к Каспию . Тот же Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран» , а следом за ним Ибн ал-Факих (X в.) в «Книге стран» говорили, что город Дербент располагался на берегу Моря хазар , что может относиться только к Каспию . Ал-Йакуби , описывая реки Кавказа, упоминал Куру и Аракс , которые, сливаясь, впадали в Море хазар , т.е. Каспийское . Ибн Русте , передававший в «Книге дорогих ценностей» X в. сведения конца IX в., упрминал о впадении реки Итиль (т.е. Волги) в Море хазар , т.е. Каспий . Энциклопедист ал-Масуди (X в.) тоже именовал Каспий Морем хазар , описывая области вокруг этого моря. Однако он назывл морем «хазари» и Чёрное море, рассказывая о переправах через Босфор . Таким образом, в сочинениях ал-Масуди отразились обе традиции арабских географов, одни из которых, следуя греко-византийской традиции, называли Морем хазар Чёрное или Азовское , другие же, опираясь на информацию прикаспийско-поволжского региона, именовали так Каспий .

Географы ал-Истахри и Ибн Хаукал Морем хазар считали только Каспий , что для X в. естественно, поскольку к этому времени хазары были вытеснены из кавказских и северопричерноморских земель и обосновались в низовьях Волги и на прикаспийских территориях, откуда и получали информацию эти географы. Они подробно описывали и Волгу, которая, пройдя по землям руссов , булгар и буртасов , впадала в Море хазар .

В первой половине X в. жил и работал географ, о котором исследователям неизвестно ничего, кроме прозвища – Сухраб , которое означает «беднейший из бедных» . Он остался в памяти потомков потому, что сохранился его труд, представляющий собой почти точное воспроизведение «Книги картины Земли» Мухаммада ибн Муссы ал-Хорезми (IX в.). Ал-Хорезми упомянул местечко под названием Хазар , показав его координаты в далёкой Азии, восточнее Хорезма . Неподалёку, по его данным, протекала река под названием Длинная , соответствующая координатным данным Птолемея для Сырдарьи . Ал-Хорезми не именовал эту реку Рекой хазар , отметив только, что она протекает вблизи населённого пункта под названием Ал-хазар . Однако переписывавший это произведение Сухраб счёл необходимым уточнить название главы, посвящённой описанию этой реки, следующим образом: «Знакомство с рекой Длинной, а это Река хазар ». Во всём остальном координаты совпадают с описанием ал-Хорезми .

Город Ал-хазар оказался в среднем течении Сырдарьи , восточнее Хорезма . Эти места располагались, согласно материалам ал-Хорезми , внутри Скифии , населённой тюрками и соответствующей Внутренней Скифии Птолемея . А Абу-л-Фарадж ибн ал-Ибри (XIII в.) передал легенду о выходе из пределов Внутренней Скифии трёх братьев , один из которых назывался Хазарик и стал родоначальником народа хазар . Возможно, что местонахождение пункта Ал-хазар отражает отдалённые реалии прошлого народа, ещё не выделившегося из состава Тюркского каганата , куда он, по мнению современных исследователей, входил до VII в.

В источниках также часто встречаются термины «страна хазар» , «земля хазар» , «государство хазар» . Автор шеститомного труда «Родник культуры в дополнение к словарю стран» Йакут ар-Руми ал Хамави (XII-XIII вв.) писал: «Это климат с главным городом, называемым Итиль, а Хазар – имя государства» . Теория семи «климатов» — широтных зон , на которые древние греки делили обитаемые земли, была широко распространена в арабской географии. Однако, пожалуй, только ал-Истахри , а вслед за ним Ибн Хаукал и Йакут считали территорию хазар отдельным «климатом» . Чаще арабские географы помещали страну хазар внутри шестого «климата» , среди восточных земель.

Карта Каспийского моря воспроизведена по изданию:
Miller K. Mappae Arabicae. Welt- und Landerkarte. Weltkarten und Nachtrage zu den Landerkarten. Stuttgart, 1931. Bd. V.

В Британском музее в 1928 г . были найдены два кодекса рукописей ал-Джайхани под названием «Ашкал-и Алами» , среди которых оказалась и карта Каспия .

Рукописи переписаны в первой половине XIX в. с древнего оригинала.

Исследователи полагают, что некогда тексты были переведены с арабского языка на персидский. Принадлежность их учёному IX – начала X в. ал-Джайхани оспаривается.

Ориентация карты северная.

На севере – хазары , слева указано устье реки Итиль (Волги) .

Перечисленные выше примеры употребления этникона ал-хазар мало дают для представления о том, где конкретно находилась Хазария и каковы её границы. Это естественно, поскольку границы Хазарии менялись на протяжении её существования.

Восточные границы Хазарии наметить трудно, хотя хазарский царь Иосиф утверждал, что восточные границы его государства доходят до Хорезма и Джурджана (совр. Ургенч ). Араб Ибн Фадлан , следовавший караваном из Багдада в волжскую Булгарию через Среднюю Азию в 921 г., не пересекал территорий, принадлежавших хазарам .

Писатели, следующие за «Анонимной запиской о народах Восточной Европы» (X в.), указывают, что между хазарами и печенегами , которые жили в междуречье рек Урала и Эмбы, было 10 дней пути. День караванного пути у арабов был разным, в зависимости от ландшафта, и мог составлять от 30 до 40 с лишним километров. Поэтому, если даже взять самую малую величину, то получим 300 км, отделявших печенегов от хазар. Таким образом, намечается некая расплывчатая восточная граница Хазарии в конце IX в. где-то в относительной близости (300-400 км) от междуречья Урала и Эмбы.

Другая часть страны хазар, по данным «Анонимной записки», соприкасалась с горой, где жили некие народы тулас и лугар , и гора эта тянулась до современного Тбилиси . О народах тулас и лугар ничего определённого сказать нельзя, а горы идентифицируются с Кавказом .

Исследователи при определении границ Хазарии уделяют особое внимание анонимному персидскому автору, написавшему сочинение «Границы мира». Его автор был «кабинетным» учёным, он никогда не путешествовал. Описание Хазарского (Каспийского) моря он начинает с юго-востока, где упомянул огузов (предков туркмен ) и Хорезм, на севере – снова Огузов, затем, на севере и северо-западе, — хазар, далее Азербайджан, Гилян, Дейлем и Табаристан, области, располагавшиеся на южном и юго-западном побережьях Каспия. Это описание очень напоминает рисунок Каспия на карте мира Ибн Хаукала. Однако сведения о восточноевропейских народах в книге «Границы мира» не отличаются точностью, поскольку взяты из различных и разновременных первоисточников и не могут относиться ко времени написания сочинения, т.е к 80-м годам X в.

Ещё в VI в. город на западном берегу Каспия, нынешний Дербент, иранские владыки перестроили в мощную крепость и соорудили стену, одним концом уходившим в море, а другим – упиравшуюся в крепость на горе. Тем самым был перегорожен проход между морем и горой. Эту стену знали все восточные авторы, называя её «Ворота ворот» (Баб ал-Абваб) . Ал-Масуди писал, что стена была выстроена для защиты от набегов хазар, аланов, тюрок и савиров . Из анонимной «Истории Дербента» следует, что в X в. город граничил с хазарскими владениями. Что подтверждают и более поздние арабские авторы.

В «Книге стран» Ибн ал-Факиха указывается, что на рубеже IX-X вв. на берегу Чёрного моря существовал хазарский таможенный пункт под названием Самкерц или, по чтению в другой рукописи, Самкуш . Исследователи идентифицируют его с Таматархой византийских и Тмутараканью древнерусских источников; ныне это Тамань на кавказском берегу Керченского пролива. Возможно, византийско-хазарская граница в IX в. проходила по крымским владениям каганата .

Таким образом, арабо-персидские источники дают нам лишь самое общее представление о географии Хазарии.

Этнос .

Помимо названий гидронимов, топонимов, физико-географических и политических образований, термин ал-хазар , естественно, использовался и для наименования населения. «Хазар – это название вида людей» , — писали ал-Истахри и Ибн Хаукал .

Ибн ал-Факих представил мир как птицу, частицу левого крыла которой занимает народ хазар , а позади него – уже вовсе легендарные народы восточной части ойкумены . В том числе йаджудж и маджудж (библейские Гог и Магог ). Аналогичные материалы встречаются у более поздних авторов X в., что говорит об общем первоисточнике этих данных. Энциклопедист X в. ал-Масуди отмечал, что хазары – это вид оседлых тюрков ; ал-хазар их называют арабы, по-тюркски же этот народ зовется сабир , а по-персидски – хазаран .

Тюркская принадлежность или близость к тюркам хазар выявляется и в целом ряде конкретных деталей, переданных арабо-персидскими учёными. Так, при описании битв хазар и арабов на Кавказе в некоторых случаях ал-Йакуби именовал хазар тюрками, не употребляя при этом этноним хазар , что встречается в других сочинениях. Этот же автор упоминал верховного правителя хазар – хакана и его наместника по имени Изид Булаш , а также одного из «царей» хазар – Рас Тархана , что даёт основание считать эти имена определённо тюркскими. Энциклопедист Абу-р-Райхан ал-Бируни (973-1048) упоминал, что глава хазар , как и владыка тюрок и тибетцев , имел титул хакан .

По арабской генеалогии народов, восходящей к библейской, люди произошли от Адама , но разделились на расы после Великого потопа , когда у Ноя (араб. Hyx ) родились сыновья – Сим (арб. Сам ), Хам и Яфет . Хаму принадлежала Африка и близлежащие земли, Симу – Аравийский полуостров, Ирак и Иран, Византия и т.д.; Яфету же достались север и восток ойкумены , граничащие с владениями Сима. Очень многие арабские писатели называли среди потомков Яфета хазар и тюрок.

Итак, этнонимы хазар и тюрок, часто встречающиеся рядом, указывают на азиатскую прародину этих народов.

Хорошо известная карта мира ал-Идриси.

Воспроизведена по изданию:

Cartographi in the Traditional Islamic and South Asian Societies. Ed. By J.H. Harley and David Woodward. Chicago; London , 1992. Vol. II, part 1.

Ориентация карты южная.

Внизу (на севере) показан Каспий, на побережье которого справа внизу – здесь на северо-востоке – указано место обитания хазар (надпись «ал-хазар» ).

Информация о языке хазар противоречива. Как писал ал-Истахри , язык хазар не похож ни на тюркский, ни на персидский, ни на какой-либо другой известный язык. Однако в персидском варианте его труда «Книга путей и стран» , напротив, говорится о схожести хазарского и тюркского языков. Тот же автор в другом месте утверждает, что язык хазар подобен языку булгар . Востоковеды долгое время пытаются найти этнолингвистическое единство в виде финно-угорской, тюркской, чувашской, протокавказской, уйгурской основ хазарского языка, однако видимых результатов пока нет. Исследователи усматривают в языке и этносе хазар результат влияний различных народов в разное эпохи. Языковеды считают, что хазарский язык относится к обособленной группе тюркских языков , довольно сильно отличаясь от распространённых в IX-X вв. огузского , кимакского , кыпчакского . В XI в. Махмуд Кашгарский , составивший «Словарь тюркских наречий» , не ввёл в него хазарскую лексику, хотя булгарская там присутствует, что свидетельствует о постепенном исчезновении к тому времени хазарского языка .

Карта мира из труда Ибн Хаукаля. Ориентация северная.
Внизу изображены:
Каспийское море, река Итиль с двумя притоками и обозначены обитающие вокруг народы.

Источники отмечают, что хазары различны по внешнему облику. Ал-Истахри писал: «Хазары не похожи на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдаёт в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду» . Персидская редакция ал-Истахри даёт несколько отличающийся вариант: «хазарские люди походят на тюрок, но они не тюрки» . Разделяют хазар на белых и смуглых и другие авторы.

Экономика .

Арабские источники сообщают, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь. Ал-Истахри и Ибн Хаукал , описывая хазарскую столицу Атиль , отмечают, что вокруг самого города не было ни деревень, ни привычной для мусульманского мира округи. Поля находились далеко, примерно в 20 фарсахах (фарсах около 6 км ) от города. Жители весной уходили на сельскохозяйственные работы. Еврейско-хазарская переписка называла временем их начала месяц нисан , который соответствует приблизительно апрелю ; по словам того же источника, «каждый из родов имел определённое владение» . В этих владениях жители столицы пребывали всё лето ; осенью, сняв урожай, они возвращались в Итиль , перевозя зерно на повозках или на судах по реке. Рис, пшеница и рыба были преимущественной пищей хазар. Абу Хамид ал-Гарнати , который в XII в. долго жил в Нижнем Поволжье, красочно описывал рыболовство в волжских рукавах. «Всякое судно , — писал он, — ставит сети в устье, и хотя бы судов было до сотни, всё равно все они будут полны различной рыбой из одного протока реки» . Из рыбы готовили кушанье «вкуснее мяса жирного ягнёнка и мяса курицы» , рыбу вялили и ели с хлебом, «не надо её ни парить, ни варить» . Хотя эти сведения относятся ко времени, когда Хазария уже не существовала, вряд ли традиционные способы ведения хозяйства изменились. Рыба не только употреблялась в пищу – рыбий жир употреблялся в светильниках, а рыбий клей был одной из главных статей хазарского экспорта .

Зимой в Хазарии было снежно и холодно, а летом цвели виноградники и сады. Так, в Семендере , находившемся в северной части современного Дагестана, было, по словам Ибн Хаукала , 4 или 40 тысяч виноградных лоз. По другим данным, в Нижнем Поволжье выращивали очень сладкие арбузы, сохранявшиеся в течение всей зимы.

Хазария поставляла на экспорт крупный рогатый скот, овец и рабов хазар-идолопоклонников и их детей (мусульман, иудеев и христиан обращать в рабство не позволялось). Видимо, через Хазарию шли мёд, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и меха. Эти товары, как и рабы , пользовались огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большие доходы в виде пошлин .

Транзитная торговля играла важную роль в экономике Хазарского государства. Один из самых важных торговых путей пролегал по Каспию, вдоль его западного берега, к устью Волги, затем вверх по этой реке, мимо страны буртасов до Булгара Волжского , где, вероятно, с IX в. существовала торговая фактория. Другой продолжительный торговый маршрут начинался в отдалённых частях страны восточных славян и проходил, вероятно, по Днепру в Чёрное море, затем через византийские владения в Крыму и хазарскую заставу Самкерц , т.е. Тмутаракань . Поднявшись по Славянской реке (Дону ), купцы через Переволоку добирались до Волги и мимо хазарской столицы выходили в Каспийское море. Далее их маршрут следования мог быть, согласно различным источникам, в Джурджан (Гирканию) на юго-западном побережье Каспия, а оттуда либо в Багдад , либо в крупный торговый центр Рей неподалёку от южного берега Каспия. Оба пути в VII – первой половине X в. контролировались хазарами.

Истахри и Ибн Хаукал сохранили в своих сочинениях описание доходов хазарского царя-хакана : «налоги всякого рода на население кварталов и округов на то, в чём хакан имеет нужду из еды, питья и прочего» .

Города .

О городах Хазарии известно немногое.

Хамлидж отмечен как конечный пункт торгового пути морем в Гирканию ; при хорошем ветре туда можно было доплыть за восемь дней. Располагался Хамлидж на берегу реки, текущей из страны славян и впадающей в Каспийское море, т.е. в низовьях Волги; некогда он был столицей хазар .

Баланджар располагался, по данным источников, к северу от Дербента и был, по утверждению ал-Масуди , древней столицей Хазарии . Точное его местонахождение неизвестно, но многие арабские писатели упоминали этот город в связи с арабо-хазарскими войнами VII – первой половины VIII в.

Самандар тоже упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами. Ал-Истахри и Ибн Хаукал описывают Самандар как второй город Хазарии , где правит властитель, находящийся в родстве с царём хазар, там было много мечетей и деревянных построек. Между Самандаром и Дербентом тянулись плантации виноградников, принадлежащих жителям Самандара . Ал-Мукаддаси пишет, что Самандар – большой город, расположенный на берегу «озера» , т.е. Каспия , между Хазарской рекой , т.е. Волгой , и Дербентом , с огромными садами и виноградниками. Йакут утверждает, что город располагался за Дербентом , в восьми днях пути от этого города, был столицей хазар до перенесения центра в Атиль . По данным Ибн Хаукала , Самандар был разрушен руссами в 968/969 гг.

Современные исследователи отождествляют Самандар с районом Махачкалы или с Тарки , либо располагают его на Тереке . Есть и другие версии, но в целом вопрос остаётся спорным.

Начальные страницы книги ал-Истахри, изданной Й. Мёллером.

Атиль , или Итиль , — последняя столица хазар в устье Волги . По информации ал-Истархи , город состоял из двух частей. В одной, расположенной к западу от реки Итиль, находилась резиденция царя. Ибн Хаукал получил оригинальные сведения во время своего путешествия в Прикаспий в конце 60-х годов X в. Он поясняет, что западная часть города называется Хазаран , а восточная – Атиль . Хазаран – персидская форма множественного числа от слова «хазар» . Жилища в восточной части города представляют собой шатры из войлока, глины или дерева, тогда как в западной части дворец царя сложен из обожжённого кирпича .

Согласно другим сведениям, Атиль делился не на две, а на три части. Сам город был расположен по обеим сторонам реки, а резиденция царя была на острове , который был соединён с одним из берегов мостом; один из авторов отметил, что мост был образован из лодок. В городе была соборная мечеть с минаретом , «который возвышался над царским замком» , и другие мечети со школами.

Атиль , как и Самандар , был разрушен руссами в 968/969 гг. и, по-видимому, не был восстановлен.

Ал-Байда . Город этот многие исследователи идентифицировали с Итилем , точнее, с его «белой» частью, поскольку ал-байда по-арабски – «белый» , или с городом Самандаром , поскольку в среднеперсидском языке для этого слова есть значение «белый город» . Но есть и другая точка зрения, согласно которой ал-Байда совпадала с Самандаром .

Самкерц (Самкуш) – это Тмутаракань . Название «Самк.рц» встречается в пространной редакции письма царя Иосифа . Ибн ал-Факих упоминал город Самкуш еврейский («ал-йахуда») , где купцы уплачивали пошлину хазарскому чиновнику .

О других городах Хазарии сведения скудны и единичны.

Карта Каспийского моря воспроизводится по так называемой «готской рукописи» труда ал-Истахри, изданной Й. Мёллером в 1839 г.
(ал-Истахри, Абу-Исхак ал-Фариси. Китаб ал-акалим. Гота, 1839. РГБ: ЗВ 9-11/236).

Текст труден для восприятия, поскольку в нём отсутствуют диакритические знаки.

На карте они частично имеются, но и без них известные названия легко угадываются.

Цифры присвоены издателем:

(1) — «Изображение моря Хазар» , т.е. Каспийского. Ориентация карты северная, точнее – северо-восточная: (2) – «восток», (6) – «север», (24) – «запад», (25) – «юг».

На северном и северо-западном побережье показаны:

(4) – «страна гузов» ,

(11) – «аланы» ,

(12) – «земля ас-Сарир» (в реальности это часть Северного Дагестана),

(13) – «Самандар» (город нарисован примыкающим к Каспию),

(14) – «Баб ал-Абваб» («Ворота ворот» — Дербент),

(15) – «ар-Ран» (Кавказская Албания),

(16) – «Ширван»,

(17) – «гора ал-Кабк» , т.е. Кавказ ;

(7) – «Сийах-Кух», который исследователи идентифицируют с полуостровом Мангышлак.

Номер (8) – «остров ал-Баб», т.е. остров Дербента, вероятно, в реальности – тоже полуостров близ Дербента.

Государственное устройство .

Арабо-персидские писатели называют верховного правителя хазар титулом малик , т.е. «владыка» , «царь» . У хазар имелось два малика: «великий царь» хакан и шад . Другие источники называют второго царя не шадом , а беком . Упоминаются и правители более низких рангов: джавшигар, тархан, тудун, эльтебер . Исследователи пришли к выводу, что большинство титулов властителей хазар тюркского происхождения, но определить, к какой именно части тюркского мира они принадлежали, невозможно.

Ибн Русте и Гардизи сообщают, что в руках шада сосредоточена власть, он командует войском, собирает подати, а хакан , хотя и считается высшим, на деле лишь сохраняет титул. Ибн Фадлан сообщает, что хакан показывается народу один раз в четыре месяца, его окружают четыре тысячи мужей и править ему можно не более сорока лет . У него есть заместитель, именуемый хакан-бех . Он командует войском, управляет делами государства, и «ему подчиняются цари, находящиеся с ним по соседству» .

В сочинениях ал-Истахри и Ибн Хаукала рассказывается о процедуре избрания хакана , которая схожа с тюрским обычаем. Кандидата сначала душат шёлковым шнуром , а когда он начинает задыхаться, спрашивают, сколько лет желает царствовать . Если он умирает раньше срока, это считается нормальным , если же по достижении указанной им даты умирать не собирается, то его убивают . Власть у хакана номинальная, но ему воздают божественные почести и в случае какой-либо угрозы городу выводят к народу как символ традиции . Похороны хакана выглядят весьма торжественно.

Дополняет эти сведения ал-Масуди : хакан не обладает реальной властью и содержится в царском дворце, но происходит из определённого знатного рода и является традиционным символом власти.

Вероятно, поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в.привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, позднее приняв титул бака (бека) и лишив хакана всякой реальной власти и влияния.

Титульный лист изданного в Каире в 1938 г. труда «Ахбар аз-Заман» (РГБ: 3В 9-10/76).

Сочинение под таким названием принадлежало знаменитому энциклопедисту X в. ал-Масуди , но позднее исследователи пришли к заключению, что именно это сохранившееся произведение написано не ал-Масуди , а кем-то другим.

Вопрос остаётся открытым .

Военное дело .

В ранний период хазарского государства его войско состояло из ополчения собственно хазар и подчинённых народов и племён.

По словам Ибн Русте , царь-заместитель – иша возложил обязанность на людей сильных и богатых поставлять всадников соразмерно их имуществу и возможностям прокорма. Иша выходил на войну со своими воинами, выступавшими в полном вооружении, со знамёнами, копьями, в крепкой броне.

Впереди войска на значительном расстоянии ехал сам царь , перед которым всадник или всадники везли бубен (или диск ). Добычу собирали в лагере, и царь выбирал себе, что ему любо, а остальную добычу воины делили между собой. Хазарское войско имело знамёна, копья, крепкие панцири и добрые кольчуги . Когда хазары уходили в поход, они оставляли часть войска дома для охраны семей и обоза. Командующий приказывал солдатам, чтобы каждый взял кол с заострённым концом и три верёвки . Во время привала колья втыкали в землю, на них вешали щиты, так что менее чем за час устраивалась вокруг лагеря защита .

Всякого , кто во время похода обращался в бегство , казнили , если же бежал предводитель с заместителем, то все его домочадцы продавались в рабство , а сам он подвергался мучительной казни . Если же передовой отряд бежал с поля сражения, то убивали всех беглецов, их детей и домашних .

Религия .

Арабские авторы писали, что среди хазар были язычники, мусульмане, христиане и иудеи . В столице Атиле они жили в отдельных кварталах, имели своих судей . Ал-Истахри и Ибн Хаукал сообщают, что там было семь судей : два для мусульман , судивших по шариату ; два для тех хазар, кто принял иудаизм , и евреев – они судили в соответствии с Торой ; два для христиан , они вели суд по Евангелию ; один для язычников (славян, руссов и других идолопоклонников) , судивший согласно обычаям. Между этими судьями и царём имелся посредник , который передавал решения судей царю и после его одобрения они приводились в исполнение. В Итиле и Семендере были места для религиозных служб: мечети, синагоги и церкви .

Принятие ислама хазарским хаканом в разных сочинениях всегда связывается с военными поражениями хазар от мусульман. Были мусульмане и среди хазарской знати, что засвидетельствовал ал-Истахри , рассказав о том, что он видел на рынке юношу из рода хакана, который был мусульманином. По-видимому, в VIII в. широкого распространения ислама среди хазар ещё не было, а началось оно во времена Аббасидов , охватив население Северного Кавказа, Прикаспийских степей и Поволжья.

В качестве государственной религии Хазарии арабо-персидские источники зафиксировали иудаизм . Согласно сообщению Ибн Русте , в Хазарии исповедовали иудаизм «высший глава» , т.е. хакан , кроме него – его заместитель шад , а также вожди и знать, остальной же народ придерживался веры, похожей на религию тюрок .

Иудейская религия не была для хазар чем-то экзотическим. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией . Как писал Ибн Хордадбех , это были предприимчивые торговцы , говорившие на разных языках – арабском, персидском, греческом, «франкском», испано-романском, славянском. Один из их оживлённых торговых путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Поволжье в пределы Хазарского каганата. Естественно, что вблизи его возникали еврейские колонии . Они появлялись также и вследствие периодических гонений на еврейские общины в Византийской империи . Евреи переселялись в Хазарию , о чём поведали византийские историки Феофан и Кедрин . Найдя там людей разумных, но заблудших в вере, евреи обратили хазар в иудаизм .

Хотя обращение в иудаизм могло совершаться только в том случае, если неофит имел предком еврея , в хазарской среде, видимо, допускались факты обращения иноплеменников . Эта религия, как представляется, не могла объединить разноплеменное население , скорее наоборот, она разъединяла его. Тем не менее правящие верхи Хазарии ввели иудаизм . По данным ал-Масуди , это совершилось во время правления арабского халифа Харуна ар-Рашида (786-809 гг.) . Ал-Бакри рассказывал, что царь хазар сначала был язычником , а затем принял христианство , после этого он устроил диспут между представителями разных вер, и иудейская религия привлекла его более всего . Источником этого рассказа некоторые исследователи считают сведения из несохранившихся книг ал-Масуди , однако возможно, что ал-Бакри был знаком с хазарской традицией, также повествующей о религиозном диспуте .

Эта религия, однако, так и не стала общенародной . В силу ли её родовой ограниченности или в силу полиэтничности самого Хазарского государства, но источники подчёркивают существование разных религий среди хазар, даже указывают, что последователей иудейской веры было меньше всего , а больше всего в Хазарии мусульман и христиан . Иудаизм исповедовали царь, хакан, окружение царя и его род .

Царь же и его окружение, принявшие иудаизм , всё больше отдалялись от своих подданных. Усиление же в X в. влияния выходцев из Хорезма мусульманской гвардии ставило царей в ещё более сложное положение. В итоге центральная власть всё больше теряла свою силу и влияние, что в конечном итоге и привело Хазарию к падению в 60-х годах X в.

Титульный лист первого издания «Таквим ал-булдан» Абу-л-Фида, осуществлённого Ж.Т. Рено и У. де Слэном.
Париж, 1840 г. РГБ: 3В 9-7/69.

Письменность .

Известный учёный ан-Надим (конец X в.) отмечал, что хазары использовали еврейское письмо . Персидский писатель Фахр ад-дин Мабарак-шах (нач. VIII в.) писал, что у хазар-иудеев была письменность, происходившая от руссов и жившего рядом народа рум и рус . Исследователи на основании этих данных предполагали использование хазарами греческого алфавита и связывали это обстоятельство с деятельностью славянского просветителя Кирилла-Константина . В «Житии Кирилла» отмечено, что Кирилл в Крыму видел Евангелие и Псалтырь , написанное «русскими письменами» . Впрочем, вопрос об этих «письменах» неоднозначен: некоторые учёные склоняются к тому, что если и были «письмена» , то скорее всего сирийские .

Войны и конец Хазарии .

О войнах с хазарами повествует целый ряд арабских историков. Излагаемые ими сведения порой легендарны, порой недостоверны, но правдоподобны. «В основу правдоподобных, но исторически недостоверных сообщений вводились фрагменты сведений о реальных событиях, — пишет востоковед Н.Г. Гараева , — но происходивших в другое время, имена реальных людей, но живших позднее, чем происходили описываемые события. В таких сообщениях особенно сильно вводят в заблуждение наиболее интересные для исследователей упоминания топонимов и гидронимов: обычно легко узнаваемые и важные для локализации событий, они, являясь, на первый взгляд, своеобразным доказательством достоверности сообщения, фактически также оказываются «литературным клише», включённым в искусно составленное, но исторически недостоверное сообщение. Доказать недостоверность такого сообщения наиболее сложно и возможно только исходя из общего контекста всей группы сведений» .

Несмотря на подобные сложности, общая канва арабо-хазарских столкновений такова. В 20-х годах VII в. хазары были союзниками Византии в Закавказье; здесь находились иранские наместники , когда сюда вторглись арабы. В 40-50-х годах шли битвы за Дербент . В 80-х годах VII в. хазары подчинили себе большую часть Закавказья, но арабы в результате нескольких походов начала VII в. отбили завоёванные территории и взяли Дербент . Во втором десятилетии VIII в. хазары снова овладели территориями Азербайджана и части Армении. Известный арабский полководец Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками в 20-х годах совершил несколько походов на хазар, имевших переменный успех. В 730 г. он дошёл до столицы хазар Баланджара (по другим источникам – до ал-Байды ), но взять город не смог, а в следующем сражении был убит . В отместку, назначенный вместо ал-Джарраха военачальник разгромил хазар. Хакан запросил мира, обещая принять ислам . Асам ибн Ал-Куфи красочно рассказывал, как правитель хазар и с ним «множество людей из числа его родных и соплеменников» приняли ислам. О принятии ислама хаканом упоминают и другие источники, однако исследователи высказывают сомнения в достоверности этих данных. Скорее всего, это – выдумка Асама ибн ал-Куфи , желавшего возвеличить деяния арабов.

В 50-х годах VIII в. отношения между арабами и хазарами стали вполне мирными, хакан даже выдал свою дочь Хатун за арабского наместника в Восточном Закавказье Йазида ас-Сулами . У них родилось двое сыновей, после чего Хатун неожиданно умерла. Хазары обвинили в этом Йазида и его окружение и в 763-764 гг. разорили территории, находившиеся под владычеством наместника халифата. Однако через несколько лет арабы окончательно вытеснили хазар с Кавказа. Последний хазарский набег на Закавказье датируется 800-м годом .

В начале X в. через хазарские территории в Нижнем Поволжье, с согласия хазарского хакана, прошли русы , намеревавшиеся грабить богатые районы Прикаспия. Обратный путь оказался для них губителен: хорезмийские воины, жившие в Итиле, перебили возвращавшихся с добычей руссов .

О разгроме цветущих хазарских городов Итиля, Семендера и Баланджара рассказал Ибн Хаукал , датировав это событие 354-м годом хиджры , соответствующим 968-69 гг. «Повесть временных лет» относит поход на Хазарию древнерусского князя Святослава Игоревича к 965 г. В результате похода Хазария была окончательно разгромлена. Мощное государство перестало существовать, раздробившись на небольшие владения в Нижнем Поволжье и Северном Кавказе, возможно, под покровительством правителей Хорезма и владетелей Ширвана . Ещё раз хазары упомянуты в «Истории Дербента» в 1064 г., когда они бежали из своей страны куда-то на Северный Кавказ.

Позднейшие арабо-персидские источники лишь пересказывают известия предшествующих географов и историков о хазарах. Упоминания о хазарах встречаются и в поэтических произведениях. Например, Низами Гянджеви называет их среди народов, противостоящих войскам Зу-л-Карнайна , воплощающего собой в восточной литературе поэтический образ Александра Македонского . Последний раз хазары были упомянуты в XIII в. среди народов, покорённых Батыем («Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука») .

В оформлении статьи использованы прорисовки изображений на предметах, обнаруженных археологами в ходе раскопок.

Из книг:

Плетнёва С.А . Очерки хазарской археологии . Москва — Иерусалим, 1999;

Флёрова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии . Москва — Иерусалим, 2001.