Годы жизни николая 2 александровича. Император Николай II

"Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти". (Воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр ).

Николай II Александрович Романов

Николай Александрович Романов (Николай II) родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Получил строгое, почти суровое воспитание под руководством отца. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети», — такое требование выдвигал император Александр III к воспитателям своих детей.

Будущий император Николай II получил хорошее домашнее образование: знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком.

Императрица Александра Федоровна

Принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории.

В детстве принцесса Алиса (Аликc, как звали ее домашние) была веселым, живым ребенком, за что ее прозвали «Санни» (Солнышко). В семье было семеро детей, все они воспитывались в патриархальных традициях. Мать установила для них строгий регламент: ни одной минуты без дела!

Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами убирали свои комнаты, выполняли некоторые домашние обязанности.

Но от дифтерии в возрасте тридцати пяти лет умерла ее мать. После пережитой трагедии (а ей было всего 6 лет) маленькая Аликс стала замкнутой, отчужденной, начала сторониться незнакомых людей; успокаивалась она только в семейном кругу.

После смерти дочери королева Виктория перенесла свою любовь на ее детей, особенно на младшую, Аликс. Ее воспитание и образование проходили под контролем бабушки.

Семья

3 ноября 1895 года в семье императора Николая II родилась первая дочь — Ольга ; за ней родилась Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года) и Анастасия (5 июня 1901 года). Но в семье очень ждали наследника.

Ольга

С детства она росла очень доброй и отзывчивой, глубоко переживала чужие несчастья и всегда старалась помочь. Она единственная из четырёх сестёр могла открыто возражать отцу с матерью и очень неохотно покорялась родительской воле, если этого требовали обстоятельства.

Ольга больше других сестёр любила читать, позднее она начала писать стихи. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Это давалось ей легко, оттого она иногда ленилась.

«Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно.

Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши». (Из воспоминаний М. Дитерихса).

Татьяна

В детстве были её любимыми занятия: серсо (игра в обруч), катание на пони и громоздком велосипеде — тандеме — в паре с Ольгой, неторопливый сбор цветов и ягод. Из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, путанное детское вышивание — вязание и «кукольный дом».

Из Великих княжон была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её. Многие считали ее самой красивой из всех сестер. П. Жильяр вспоминал: «Татьяна Николаевна от природы скорее сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была также менее даровита, но искупала этот недостаток большой последовательностью - и ровностью характера».

Мария

Современники описывают Марию как подвижную весёлую девочку, чересчур крупную для своего возраста, со светло-русыми волосами и большими тёмно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машкины блюдца».

Её французский преподаватель Пьер Жильяр говорил, что Мария была высокой, с хорошим телосложением и розовыми щеками.

Генерал М. Дитерихс вспоминал: «Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично русская, добродушная, весёлая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком.

Во время прогулок в парке вечно она, бывало, заводила разговоры с солдатами охраны, расспрашивала их и прекрасно помнила, у кого как звать жену, сколько ребятишек, сколько земли и т. п. У неё находилось всегда много общих тем для бесед с ними. За свою простоту она получила в семье кличку «Машка»; так звали её сёстры и цесаревич Алексей Николаевич» .

У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но у неё не было интереса к школьным занятиям.

Как и остальные сестры, Мария любила животных, у неё был сиамский котёнок, потом ей подарили белую мышку, уютно устроившуюся в комнате сестёр.

По воспоминаниям оставшихся в живых приближенных, красноармейцы, охранявшие дом Ипатьева, проявляли иногда бестактность и грубость по отношению к узникам. Однако и здесь Мария сумела внушить охране уважение к себе.

Так, сохранились рассказы о случае, когда охранники в присутствии двух сестёр позволили себе отпустить пару сальных шуток, после чего Татьяна «белая как смерть» выскочила вон, Мария же строгим голосом отчитала солдат, заявив, что подобным образом они лишь могут вызвать к себе неприязненное отношение.

Здесь же, в доме Ипатьева, Мария встретила свое 19-летие.

Вспоминают, что маленькая Мария была особенно привязана к отцу. Едва начав ходить, она постоянно пыталась улизнуть из детской с криком «хочу к папа́!» Няньке приходилось едва ли не запирать её, чтобы малышка не прервала очередной приём или работу с министрами.

Анастасия

Как и другие дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте. В программу входили французский, английский и немецкий языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

Прилежанием в учёбе Анастасия не отличалась, она терпеть не могла грамматику, писала с ужасающими ошибками, а арифметику с детской непосредственностью именовала «свинством». Преподаватель английского языка Сидней Гиббс вспоминал, что однажды она пыталась подкупить его букетом цветов, чтобы повысить оценку, а после его отказа отдала эти цветы учителю русского языка — Петру Васильевичу Петрову.

По воспоминаниям современников, Анастасия была маленькой и плотной, с русыми с рыжинкой волосами, с большими голубыми глазами, унаследованными от отца.

Девочка отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, в серсо, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Легко лазила по деревьям и часто из чистого озорства отказывалась спуститься на землю.

Она была неистощима на выдумки. С её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь.

Алексей

30 июля (12 августа) 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный, долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич. Царская чета побывала на прославлении Серафима Саровского 18 июля 1903 года в Сарове, где император и императрица молились о даровании им наследника. При рождении был наречён Алексеем — в честь святителя Алексия Московского

Внешность Алексея сочетала в себе лучшие черты отца и матери. По воспоминаниям современников, Алексей был красивым мальчиком, с чистым, открытым лицом.

Характер его был покладистый, он обожал родителей и сестер, а те души не чаяли в юном цесаревиче, особенно Великая Княжна Мария. Алексей был способным в учёбе, как и сёстры, делал успехи в изучении языков.

Из воспоминаний Н.А. Соколова, автора книги «Убийство царской семьи: «Наследник цесаревич Алексей Николаевич был мальчик 14 лет, умный, наблюдательный, восприимчивый, ласковый, жизнерадостный. Был с ленцой и не особенно любил книги.

Он совмещал в себе черты отца и матери: унаследовал простоту отца, был чужд надменности, заносчивости, но имел свою волю и подчинялся только отцу. Мать хотела, но не могла быть с ним строгой.

Его учительница Битнер говорит о нём: «Он имел большую волю и никогда не подчинился бы никакой женщине». Он был весьма дисциплинирован, замкнут и очень терпелив. Несомненно, болезнь наложила на него свой отпечаток и выработала в нём эти черты.

Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своем дневнике чисто народные, подслушанные им выражения. Скуповатостью напоминал мать: не любил тратить своих денег и собирал разные брошенные вещи: гвозди, свинцовую бумагу, веревки и т. п.»

Цесаревич очень любил свою армию и благоговел перед русским воином, уважение к которому передалось ему от отца и от всех его державных предков, всегда учивших любить простого солдата. Любимой пищей царевича были «щи да каша и черный хлеб, который едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Свободного полка; Алексей все съедал и еще облизывал ложку, говоря: «Вот это вкусно, не то что наш обед».



Воспитание детей в царской семье

Быт семьи не был роскошным в целях воспитания — родители боялись, что богатство и нега испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия).

В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и безыскусна.

Девочки спали на складных армейских кроватях, каждая из которых была помечена именем владелицы, под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой.

Эта традиция исходила со времен Екатерины Великой (такой порядок она завела впервые для своего внука Александра). Кровати легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской ёлкой, а летом поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой было по небольшой тумбочке и диванчики с маленькими расшитыми думочками.

Стены украшали иконы и фотографии; фотографировать девочки любили сами - до сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце — любимом месте отдыха семьи. Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию.

Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Полагались им и карманные деньги, на которые можно было покупать друг другу небольшие подарки.

Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже - немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.

Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера — чай, в 8 — общий ужин.

Все, кто знал семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи.

Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды.

По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней.

Отношения детей с государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Очень важное воспоминание о духовном состоянии царской семьи оставил священник Афанасий Беляев , который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя.

Т акое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной - меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах».

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Отечественной истории

«Трагическая история царской семьи Николая ІІ »

Выполнила:

студентка I курса гр. 12

Земскова Л.Б.

заочного отделения,

специальность: ГМУ 3,5

Проверила: Насонова

Светлана Александровна

г. Москва, 2009 г.

Введение

Детство, образование и воспитание

Вступление на престол и начало правления

Февральская революция 1917 года

Заключение

Список литературы

Введение

Всем известно о печальном завершении правления династии Романовых.

Николай – II старший сын императора Александра – III и императрицы Марии Федоровны, взошел на престол после смерти своего отца. Коронация Николая – II ознаменовалась катастрофой на Ходынском поле в Москве, в которой погибли несколько сотен человек. За события на Ходынке и 9 января 1905 года прозван оппозицией Николаем Кровавым; с таким прозвищем неоднократно фигурировал в «февральской» и советской историографии.

Николай – II получил хорошее образование, он владел французским, немецким и английским языками. Император был прост и легко доступен.

Все царствование Николая – II прошло в обстановке нараставшего революционного движения. В начале 1905 года в России вспыхнула революция, положившая начало некоторым реформам. Например, 17 октября 1905 года вышел Манифест, по которому признавались основы гражданской свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и союзов. Была учреждена Государственная Дума(1906), без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу.

В области внешней политики Николай – II предпринял некоторые шаги по стабилизации международных отношений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют, и по сей день.

Детство, образование и воспитание

С рождения титуловался Его Императорское Высочество Великий князь Николай Александрович. После гибели деда, Императора Александра II, в 1881 получил титул Наследника Цесаревича.

Полный титул императора Николая II как императора с 1894 по 1917: «Божьей поспешествующей милостью, Мы, Николай Второй (в некоторых манифестах церковнославянская форма – Николай Вторый), Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода низовския земли́, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северныя страны́ Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли́ и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель, Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».

Николай II получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса и в 1885 – 1890 годах – по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба.

Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством Александра III на традиционной религиозной основе. Учебные занятия Николая II велись по тщательно разработанной программе в течение 13 лет. Первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве. Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались выдающимися русскими учеными – академиками с мировым именем: Н.Н. Бекетовым, Н.Н. Обручевым, Ц.А. Кюи, М.И. Драгомировым, Н.Х. Бунге, К.П. Победоносцевым и другие. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.

Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. По предложению министра путей сообщения С.Ю.Витте Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Николай Романов был широко образованным человеком.

В программу образования императора входили путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев он со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее – сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. В Японии на Николая было совершено покушение. Рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже.

Современники о Николае II:

Государь был человек умный, образованный и весьма начитанный. Он обладал громадной памятью, особенно на имена, и являлся чрезвычайно интересным собеседником. Он хорошо знал историю и любил серьёзные исторические книги. Любил он физический труд и жить без него не мог, в этом он был воспитан с детства.

Отличительной чертой в его натуре, его характеризовавшей, была мягкость. Это был человек замечательно добрый.

Про отношение и чувства Государя к России – нельзя их выразить словами, что он любил Россию. Россия для него была почти тем же, что была христианская вера; как не мог он отречься от христианской веры, так не мог оторваться от России.

Николаю II предки оставили в наследство не только великую Империю, но и революцию. Они не дали ему ни одного качества, которое делало бы его пригодным для управления Империей, даже губернией или уездом. Историческому прибою, который все ближе подкатывал каждый раз свои валы к воротам дворца, последний Романов противопоставлял глухое безучастие: казалось, между его сознанием и его эпохою стояла прозрачная, но абсолютно непроницаемая среда.

Образование сочеталось у него с религиозностью и мистицизмом. «Государь, как и его предок – Александр I, был всегда мистически настроен» вспоминала Анна Вырубова.

Идеалом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович Тишайший.

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 – 29 января 1676) – второй русский царь из династии Романовых (14 июля 1645 – 29 января 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час » (то есть всему своё время) – писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится ». В области законодательства: составлено и издано Соборное уложение (печаталось в 1-й раз 7 – 20 мая 1649 года) и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года, воинский устав в 1649 года.

При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Основаны Нерчинск (1658 год), Иркутск (1659 год), Селенгинск (1666 год).

Семья

Большую часть времени Николай II жил с семьёй в Александровском дворце. Летом отдыхал в Крыму в Ливадийском дворце. Для отдыха также ежегодно совершал двухнедельные поездки по Финскому заливу и Балтийскому морю на яхте «Штандарт». Читал как легкую развлекательную литературу, так и серьёзные научные труды, часто на исторические темы. Курил папиросы, табак для которых выращивался в Турции и присылался ему в качестве подарка от турецкого султана. Николай II увлекался фотографией, любил также смотреть кинофильмы. Фотографировали также и все его дети. Николай с 9 лет начал вести дневник. В архиве хранятся 50 объёмистых тетрадей – подлинник дневника за 1882-1918гг. Часть их была опубликована.

Первая встреча цесаревича с будущей супругой состоялась в 1884 году, а в 1889 году Николай просил у отца благословения на брак с ней, но получил отказ.

14 ноября 1894 года состоялось бракосочетание Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской, принявшей после миропомазания (совершено 21 октября 1894 года в Ливадии) имя Александры Федоровны. В последующие годы у них родились четыре дочери – Ольга (3 ноября 1895), Татьяна (29 мая 1897), Мария (14 июня 1899) и Анастасия (5 июня 1901). 30 июля (12 августа) 1904 года в Петергофе появился пятый ребёнок и единственный сын – цесаревич Алексей Николаевич. Наследник был долгожданным. «Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное нам утешение в эту годину трудных испытаний!» – записал в своем дневнике Николай II 30 июля (по старому стилю), когда в четверть второго у Аликс родился сын, при молитве нареченный Алексеем. Николай назвал сына в честь любимого им царя Алексея Михайловича.

Сын королевы Виктории Леопольд, ее внуки и правнуки страдали гемофилией. Эта же болезнь стала роковой для рано скончавшихся брата и двух племянников Александры Федоровны. Ее не победила и здоровая романовская кровь.

Николай 2 – последний император Российской Империи (18 мая 1868 - 17 июля 1918 гг.). Получил блестящее образование, владел несколькими иностранными языками в совершенстве, дослужился до чина полковника российской армии, а также адмирала флота и фельдмаршала британской армии. Стал императором после внезапной смерти отца – вступление на престол Николая 2, когда Николаю было всего 26.

Краткая биография Николая 2

С детства Николая готовили как будущего правителя – он занимался глубоким изучением экономики, географии, политики и языков. Добился больших успехов в военном деле, к которому имел склонность. В 1894 году, всего спустя месяц после смерти отца, женился на немецкой принцессе Алисе Гессенской (Александра Федоровна). Спустя два года (26 мая 1896 г.) произошла официальная коронация Николая 2 и его жены. Коронация проходила в атмосфере траура, кроме того, из-за огромного количество желающих присутствовать на церемонии, в давке погибло много народу.

Дети Николая 2: дочери Ольга (3 ноября 1895 г.), Татьяна (29 мая 1897 г.), Мария (14 июня 1899 г.) и Анастасия (5 июня 1901 г.), а также сын Алексей (2 августа 1904 г.). Несмотря на то, что у мальчика нашли тяжелое заболевание – гемофилию (несвертываемость крови) – его готовили к правлению, как единственного наследника.

Россия при Николая 2 находилась в стадии экономического подъема, несмотря на это, политическая ситуация обострялась. Несостоятельность Николая как политика привела к тому, что в стране росла внутренняя напряженность. В результате, после того, как 9 января 1905 года митинг рабочих, шедших к царю был жестоко разогнана (событие получило название "Кровавое воскресенье"), в Российской Империи разгорелась первая русская революция 1905-1907 годов . Результатом революции стал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который ограничивал власть царя и давал народу гражданские свободы. Из-за всех событий, произошедших во время его правления, царь получил прозвище Николай 2 Кровавый.

В 1914 году началась Первая Мировая война , которая негативно повлияла на состояние Российской Империи и только усугубила внутреннее политическое напряжение. Неудачи Николая 2 на войне привели к тому, что в 1917 году в Петрограде вспыхнуло восстание , в результате которого царь добровольно отрекся от престола. Дата отречения Николая 2 от престола – 2 марта 1917 года.

Годы правления Николая 2 – 1896 – 1917гг.

В марте 1917 вся царская семья была арестована и позже отправлена в ссылку. Расстрел Николая 2 и его семьи произошел в ночь с 16 на 17 июля.

В 1980 году члены царской семьи были канонизированы зарубежной церковью, а затем, в 2000 и Русской Православной.

Политика Николая 2

При Николая были произведены многие реформы. Основные реформы Николая 2:

  • Аграрная. Закрепление земли не за общиной, а за частными крестьянами-собственниками;
  • Военная. Реформа армии после поражения в русско-японской войне ;
  • Управленческая. Создана Государственная дума, народ получил гражданские права.

Итоги правления Николая 2

Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России.

«Лента.ру» изучает так называемые «спорные вопросы» русской истории. Эксперты, готовящие единый школьный учебник по предмету, сформулировали тему №16 так: «Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне». Одна из ключевых фигур этой темы - последний российский император Николай II, убитый большевиками в 1918 году, а на излете ХХ века канонизированный православной церковью. «Лента.ру» попросила публициста Ивана Давыдова исследовать житие Николая II, чтобы разобраться, можно ли считать его святым и как частная жизнь царя была связана с «катастрофой 1917-го».

В России история кончается плохо. В том смысле, что неохотно. Наша история продолжает давить на нас, а иногда - нас. Кажется, что в России вообще нет времени: актуально все. Исторические персонажи - наши современники и соучастники политических дискуссий.

В случае с Николаем II это совсем наглядно: он последний (по крайней мере на данный момент) русский царь, он начал страшный русский ХХ век - и вместе с ним закончилась империя. События, которые этот век определили и до сих пор не хотят нас отпускать, - две войны и три революции, - это эпизоды его личной биографии. Некоторые даже считают убийство Николая II и его семьи общенациональным незамоленным грехом, расплатой за который и являются многие русские беды. Реабилитация, поиск и идентификация останков царской семьи - важные политические жесты ельцинской эпохи.

А с августа 2000 года Николай - канонизированный святой страстотерпец. Причем очень популярный святой - достаточно вспомнить выставку «Романовы», прошедшую в декабре 2013-го. Получается, убийцам своим назло последний русский царь и теперь живее всех живых.

Откуда взялись медведи

Важно понимать, что для нас (в том числе и тех, кто видит в последнем царе святого) Николай - совсем не тот человек, каким он был для миллионов своих подданных, по крайней мере в начале царствования.

В сборниках русских народных легенд неоднократно повторяется сюжет, родственный пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке». Крестьянин идет за дровами и находит в лесу волшебное дерево. Дерево просит не губить его, взамен обещая различные блага. Постепенно аппетиты старика (не без науськивания со стороны сварливой супруги) растут - и в конце концов он заявляет о желании быть царем. Волшебное дерево приходит в ужас: мыслимое ли дело - царь от бога поставлен, как можно на такое посягать? И превращает жадную чету в медведей, чтобы люди их боялись.

Так вот, для подданных своих, и отнюдь не только для неграмотных крестьян, царь был помазанником божьим, носителем сакральной власти и особой миссии. Веру эту не смогли всерьез пошатнуть ни революционеры-террористы, ни революционеры-теоретики, ни либералы-вольнодумцы. Между Николаем II, помазанником божьим, коронованным в 1896-м, государем всея Руси - и гражданином Романовым, которого чекисты убили в Екатеринбурге с семьей и близкими в 1918-м, даже не дистанция, а непреодолимая пропасть. Вопрос, откуда эта пропасть возникла, - один из самых непростых в нашей истории (вообще не особенно гладкой). Войны, революции, экономический рост и политический террор, реформы, реакция - в этом вопросе увязано все. Обманывать не стану - у меня ответа нет, но есть подозрение, что какая-то маленькая и незначительная часть ответа скрыта в человеческой биографии последнего носителя самодержавной власти.

Легкомысленный сын сурового отца

Портретов сохранилось много: последний царь жил в эпоху фотографии и сам любил фотографировать. Но слова интереснее мутных и старых картинок, а сказано об императоре немало, причем людьми, которые толк в расстановке слов знали. Например, Маяковский, с пафосом очевидца:

И вижу - катится ландо,
И в этой вот ланде
Сидит военный молодой
В холеной бороде.
Перед ним, как чурки,
Четыре дочурки.
И на спинах булыжных, как на наших гробах,
Свита за ним в орлах и в гербах.
И раззвонившие колокола
Расплылись в дамском писке:
Уррра! Царь-государь Николай,
Император и самодержец всероссийский.

(Стихотворение «Император» написано в 1928 году и посвящено экскурсии к месту захоронения Николая; убийство царя поэт-агитатор, естественно, одобрял; но стихи ведь красивые, с этим ничего не поделаешь.)

Но это все потом. А пока, в мае 1868 года, в семье наследника престола, великого князя Александра Александровича родился сын Николай. В принципе, Александр Александрович царствовать не готовился, но старший сын Александра II Николай заболел во время заграничной поездки и умер. Так что Александр III царем стал в известном смысле случайно. А Николай II, получается, случайно вдвойне.

Александр Александрович взошел на престол в 1881 году - после того, как отец его, прозванный за отмену крепостного права Освободителем, был жестоко убит революционерами в Петербурге. Александр III правил круто, не в пример предшественнику, без заигрываний с либеральной публикой. Царь ответил террором на террор, многих революционеров переловил и повесил. Среди прочих - Александра Ульянова. Его младший брат Владимир, как мы знаем, царскому семейству впоследствии отомстил.

Время запретов, реакции, цензурного и полицейского произвола - так описывали эпоху Александра III оппозиционеры-современники (в основном - из-за границы, разумеется) и вслед за ними советские историки. А еще это время войны с турками на Балканах за освобождение «братьев-славян» (той самой, на которой совершал свои подвиги храбрый разведчик Фандорин), завоеваний в Средней Азии, а также разнообразных экономических послаблений для крестьян, усиления армии и преодоления бюджетных катастроф.

Для нашего повествования важно, что на жизнь семейную у занятого царя оставалось не так уж много свободных минут. Едва ли не единственная (апокрифическая) история об отношениях отца и сына связана с красавицей-балериной Матильдой Кшесинской. Якобы, рассказывали злые языки, царя расстраивало и беспокоило, что наследник никак не может обзавестись любовницей. И вот однажды в покои сына пришли суровые служаки (Александр III был человек простой, грубоватый, резкий, дружбу водил в основном с военными) и внесли подарок от отца - ковер. А в ковре - знаменитую балерину. Голую. Так и познакомились.

Мать Николая, императрица Мария Федоровна (принцесса Дагмара Датская) русскими делами интересовалась мало. Наследник рос под присмотром гувернеров - сначала англичанина, потом местных. Получил приличное образование. Три европейских языка, причем на английском он говорил едва ли не лучше, чем на русском, углубленный гимназический курс, потом - некоторые университетские предметы.

Позже - увеселительная поездка в загадочные страны Востока. В частности, в Японию. Там с наследником произошла неприятность. Во время прогулки на цесаревича напал самурай и ударил будущего царя мечом по голове. В дореволюционных заграничных брошюрах, издававшихся русскими революционерами, писали, что наследник невежливо вел себя в храме, а в одной большевистской - что пьяный Николай помочился на какую-то статую. Это все пропагандистское вранье. Тем не менее один удар был. Второй успел отразить кто-то из свиты, но осадок остался. А еще - шрам, регулярные головные боли и нелюбовь к Стране восходящего солнца.

По семейной традиции наследник прошел что-то вроде военной практики в гвардии. Сначала - в Преображенском полку, потом - в Лейб-гвардии гусарском. Тут тоже не без анекдота. Гусары, в полном соответствии с легендой, славились безудержным пьянством. Одно время, когда командиром полка был великий князь Николай Николаевич младший (внук Николая I, кузен отца Николая II), гусары даже разработали целый ритуал. Допившись до чертиков, они бежали голыми в ночь - и выли, изображая стаю волков. И так - пока буфетчик не вынесет им корыто водки, полакав из которого, вервольфы успокаивались и шли спать. Так что служил наследник, скорее всего, весело.

Служил весело, жил весело, весной 1894 года обручился с принцессой Алисой Гессенской (она приняла православие и стала Александрой Федоровной). Жениться по любви - проблема для венценосных особ, но у будущих супругов как-то сразу все сложилось, и в дальнейшем в ходе совместной жизни они проявляли друг к другу непоказную нежность.

Ах, да. Матильду Кшесинскую Николай сразу после помолвки бросил. Но царской семье балерина приглянулась, потом она была любовницей еще двух великих князей. От одного даже родила.

В 1912 году кадет В.П. Обнинский издал в Берлине книгу «Последний самодержец», в которой собрал, кажется, все известные порочащие слухи о царе. Так вот, он сообщает, что Николай от царствования пытался отказаться, но отец незадолго до смерти заставил его подписать соответствующую бумагу. Впрочем, больше никто из историков этого слуха не подтверждает.

От Ходынки до манифеста 17 октября

Последнему русскому царю определенно не везло. Ключевые события его жизни - и русской истории - выставляли его не в лучшем свете, причем часто - без явной его вины.

По традиции в честь коронации нового императора назначили празднество в Москве: 18 мая 1896 года на Ходынском поле (изрытом ямами, ограниченном с одной из сторон оврагом; вообще, удобном умеренно) собралось на гуляния до полумиллиона народу. Народу обещали пиво, мед, орешки, сладости, подарочные кружки с вензелями и портретами новых императора с императрицей. А также пряники и колбасу.

Народ начал собираться еще накануне, а рано утром кто-то крикнул в толпе, что подарков на всех не хватит. Началась дикая давка. Полиция не смогла сдержать толпу. В результате около двух тысяч человек погибло, сотни покалеченных попали в больницы.

Но это утром. Днем полиция наконец справилась с беспорядками, мертвых увезли, кровь присыпали песком, на поле приехал император, подданные кричали положенное «ура». Но, разумеется, сразу же заговорили, что предзнаменование для начала царствования - так себе. «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот», - напишет позже один посредственный, но популярный поэт. Вот так и посредственный поэт может оказаться пророком. Едва ли царь лично ответственен за скверную организацию торжеств. Но для многих современников слова «Николай» и «Ходынка» как-то увязались вместе.

В память о погибших московские студенты пытались устроить демонстрацию. Их разогнали, а зачинщиков переловили. Николай показал, что он все-таки сын своего отца и либеральничать не намерен.

Впрочем, намерения его вообще были туманны. Он посещал европейских, скажем так, коллег (век империй ведь еще не кончился) и попытался склонить лидеров мировых держав к вечному миру. Правда, без энтузиазма и без особого успеха, все в Европе понимали уже тогда, что большая война - дело времени. И никто не понимал, насколько она будет большой, эта война. Никто не понимал, никто не боялся.

Тихая семейная жизнь интересовала царя явно больше, чем государственные дела. Одна за другой рождались дочери - Ольга (еще до коронации), затем Татьяна, Мария, Анастасия. Сына не было, это вызывало беспокойство. Династии требовался наследник.

Дача в Ливадии, охота. Царь любил пострелять. Так называемый «Дневник Николая II», все эти унылые, однообразные и бесконечные «стрелял по воронам», «убил кошку», «пил чай» - подделка; но стрелял по безвинным воронам и кошкам царь с увлечением.

Фото: Сергей Прокудин-Горский / Библиотека Конгресса

Как выше уже было сказано, царь увлекся фотографией (и, кстати, всячески поддерживал знаменитого Прокудина-Горского). А еще - одним из первых в Европе оценил такую новую вещь, как автомобиль. Водил лично и имел изрядный автопарк. За приятными занятиями время текло незаметно. Царь катался на авто по паркам, а Россия лезла в Азию.

Еще Александр III понимал, что империи придется серьезно повоевать на Востоке, и сына в круиз на девять месяцев отправил не просто так. В Японии Николаю, как мы помним, не понравилось. Военный союз с Китаем против Японии - одно из его первых внешнеполитических дел. Дальше были постройка КВЖД (китайской восточной железной дороги), военные базы в Китае, включая знаменитый Порт-Артур. И недовольство Японии, и разрыв дипломатических отношений в январе 1904-го, и тут же - нападение на русскую эскадру.

Черемуха тихо прокралась, как сон,
И кто-то «Цусима…» сказал в телефон.
Скорее, скорее! Кончается срок!
«Варяг» и «Кореец» ушли на восток.

Это уже Анна Андреевна Ахматова.

«Варяг» и «Кореец», как всякому известно, героически погибли в бухте Чемульпо, но поначалу причину японских успехов видели исключительно в коварстве «желтолицых чертей». Воевать собирались с дикарями, в обществе царили шапкозакидательские настроения. А тут еще у царя наконец-то родился наследник, цесаревич Алексей.

И царь, и военные, и многие простые подданные, испытывавшие тогда патриотический восторг, как-то не заметили, что японские дикари к войне готовились всерьез, потратив кучу денег, привлекли лучших иностранных специалистов и создали армию и флот, которые были явно мощнее русских.

Неудачи следовали одна за другой. Экономика аграрной страны не выдерживала темпов, необходимых для обеспечения фронта. Коммуникации никуда не годились - слишком большая у нас Россия и слишком плохие у нас дороги. Русская армия под Мукденом была разгромлена. Громадный флот полз вокруг половины Земли от Балтики до Тихого океана, а потом возле острова Цусима был за несколько часов практически полностью уничтожен японцами. Порт-Артур сдали. Мир пришлось заключать на унизительных условиях. Отдали, среди прочего, половину Сахалина.

Озлобленные, покалеченные, повидавшие голод, бездарность, трусость и вороватость командования, в Россию возвращались солдаты. Много солдат.

А в России к тому времени много всего произошло. Кровавое воскресенье, например, 9 января 1905 года. Рабочие, чье положение, естественно, ухудшилось (ведь шла война), решили идти к царю - просить хлеба и, как ни странно, политических свобод вплоть до народного представительства. Встретили демонстрацию пулями, погибло - данные разнятся - от 100 до 200 человек. Рабочие озлобились. Николай расстроился.

Дальше было то, что называют революцией 1905 года, - бунты в армии и городах, кровавое их подавление и - в качестве попытки примирить страну - Манифест 17 октября, даровавший россиянам основные гражданские свободы и парламент - Государственную Думу. Первую Думу император распустил своим указом меньше чем через год. Ему вообще эта идея не нравилась.

Все эти события не добавили государю популярности. Среди интеллигенции у него сторонников вообще, кажется, не осталось. Константин Бальмонт, довольно скверный, но очень популярный в те времена поэт, издал за границей книгу стихов с претенциозным названием «Песни борьбы», в которой было, среди прочего, стихотворение «Наш царь».

Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,
Наш царь - кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму - темно.

Про эшафот и Ходынку, выше цитированное, - оттуда же.

Царь, война и газеты

Время между двумя войнами набито событиями туго и плотно. Столыпинский террор и столыпинская земельная реформа («Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», - эту красивую фразу цитировали В.В.Путин, Р.А.Кадыров, Н.С.Михалков, а породил малоизвестный спичрайтер, имевшийся у грозного премьера.) Экономический рост. Первые опыты парламентской работы; Думы, вечно конфликтовавшие с правительством и распускавшиеся царем. Подковерная возня разрушавших империю революционных партий - эсеров, меньшевиков, большевиков. Националистическая реакция, негласно поддерживаемый царем Союз русского народа, еврейские погромы. Расцвет искусств…

Рост влияния при дворе Распутина - безумного старца из Сибири, то ли хлыста, то ли юродивого, который сумел в конце концов полностью подчинить своей воле русскую императрицу: цесаревич болел, Распутин умел помогать ему, и это волновало царицу больше, чем все потрясения во внешнем мире.

В гордую нашу столицу
Входит он - Боже, спаси! -
Обворожает царицу
Необозримой Руси.

Это Гумилев Николай Степанович, стихотворение «Мужик» из книги «Костер».

Нет смысла, пожалуй, пересказывать в деталях историю Первой мировой, громыхнувшей в августе 1914-го (кстати, есть интересный и неожиданный документ о состоянии страны накануне катастрофы: как раз в 1914-м Россию посетил Дж.Гросвенор, американец, написавший для The National Geographic Magazine большую и восторженную статью «Молодая Россия. Страна неограниченных возможностей» с кучей фотографий; страна, если верить американцу, цвела).

Если вкратце - все это выглядело цитатой из недавних совсем газет: сначала патриотический восторг, потом - неудачи на фронте, экономика, неспособная фронт обслуживать, плохие дороги.

А еще - царь, решивший лично возглавить армию в августе 1915-го, а еще - бесконечные очереди за хлебом в столице и крупных городах, и тут же - разгул нуворишей, «поднявшихся» на миллионных военных контрактах, а еще - многие тысячи возвращавшихся с фронта. Калеки и просто дезертиры. Повидавшие смерть вблизи, грязь серой Галиции, повидавшие Европу…

Кроме того, наверное, впервые: штабы враждующих держав развернули масштабную информационную войну, снабжая армию и тыл врага самыми страшными слухами, в том числе и об августейших особах. И в миллионах листков по стране растекались рассказы о том, что царь наш - трусливый слабоумный пьяница, а жена его - любовница Распутина и немецкая шпионка.

Это все, конечно, было ложью, но важно вот что: в мире, где печатному слову все еще верили и где представления о сакральности самодержавной власти все еще теплились, по ним был нанесен очень сильный удар. Не немецкие листовки и не большевистские газеты сломали монархию, но вовсе сбрасывать со счетов их роль не стоит.

Что характерно, немецкая монархия тоже войны не пережила. Австро-Венгерская империя кончилась. В мире, где у власти нет тайны, где журналист в газетенке может полоскать государя, как хочет, империям не выжить.

С учетом всего этого, наверное, понятнее становится, почему, когда царь отрекся, это никого особенно не изумило. Кроме, может быть, его самого и его супруги. Супруга еще в конце февраля писала ему, что в Питере орудуют хулиганы (так она пыталась осмыслить Февральскую революцию), а он требовал подавить беспорядки, уже не имея под рукой верных войск. 2 марта 1917 года Николай подписал отречение.

Ипатьевский дом и все, что после

Временное правительство отправило бывшего царя с семьей в Тюмень, потом в Тобольск. Царю происходившее почти нравилось. Это не так уж плохо - быть частным лицом и не отвечать больше за громадную, раздираемую войной страну. Потом большевики переместили его в Екатеринбург.

Потом… Все знают, что было потом, в июле 1918 года. Специфические представления большевиков о политическом прагматизме. Зверское убийство - царя, царицы, детей, доктора, прислуги. Мученическая смерть превратила последнего самодержца в святого страстотерпца. Иконы царя продаются теперь в любой церковной лавке, а с портретом - есть определенная сложность.

Бравый военный с холеной бородкой, тихий, можно даже сказать - незлой (простим убитых кошек) обыватель, любивший свою семью и простые человеческие радости, оказался - не без вмешательства случая - во главе самой большой страны в самый, наверное, страшный период ее истории.

Он как будто прячется за эту историю, в нем мало яркого - не то что в событиях, которые проходили мимо, задевая его и его семью, в событиях, которые в конце концов и его, и страну погубили, создав другую. Его как будто и нет, его не разглядишь за чередой катастроф.

А страшная гибель снимает вопросы, которые так любят задавать в России: виноват ли правитель в бедах страны? Виноват. Конечно. Но не больше, чем многие другие. И дорого заплатил, искупая свою вину.

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых – Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой – предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание – девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий – по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!