«Газпром» возрождает «Южный поток. Подводные трубопроводы: как это работает Новый газопровод по черному морю

= Пост подготовлен в интересах ГК Стройгазмонтаж =

Мы - поколение, которое родилось в век технологического прорыва, и часто даже не представляем, что стоит за достижениями цивилизации. Конечно, в общих чертах каждый знает, что вода идёт по трубам в земле, сигнал GPS поступает со спутника в космосе, а электричество вырабатывают гигантские станции. Но пониманием ли мы чего стоило создать всё это?

Ранее, я , и . Сейчас же речь пойдет о необычном объекте, который был построен компанией Ротенбергов. Мы знаем, что к играм в Сочи возводили не только спортивные сооружения, но и элементы инфраструктуры. Зачастую строили с нуля и впервые: не зря фильм об одном из самых сложных и впечатляющих инфраструктурных объектов называется "Никто и никогда ". Речь идёт о газопроводе "Джубга - Лазаревское - Сочи". Уникальность его в том, что 90% магистральной трассы (а это более 150 км) проходит по дну Черного моря вдоль прибрежной полосы на глубине до 80 метров. Такое решение позволило избежать каких-либо влияний строительства на Черноморское побережье.

Как я уже сказал, основная часть газопровода проходит по дну Черного моря на расстоянии пяти километров от берега. В самом начале, конце и нескольких участках по пути трасса выходит наружу и соединяется с газораспределительными пунктами. На этих участках газ направляется по различным маршрутам к потребителю. А приходит он, в свою очередь из Ямала по другим магистральным трассам. Другими словами, прежде чем оказаться в Сочи, газ проходит тысячи километров с севера на юг:

3.

Газораспределительный пункт (ГРП) "Кудепста" находится на вершине горы. С моря в сушу "врезается" магистральная труба и поднимается наверх. По словам строителей, для создания этого участка использовали метод наклонного бурения. Прокладывать трассу обычным траншейным методом не стали, чтобы, опять же, не наносить вреда окружающей среде:

4.

Однако самое интересное то как строили основную магистраль. Все работы происходили в море. Огромные трубы диаметром в полметра из сверхпрочного сплава усиливали слоем бетона, варили прямо на корабле, а затем опускали в море:

5.

Перед тем, как прокладывать газопровод, подводники прошлись по пути следования трубы и обнаружили два минных поля, оставшихся после второй мировой войны:

6.

Самый сложный процесс строительства заключался в стыковке двух труб - основной "нитки", которая шла по морю и сухопутного участка. Стыковка так же происходила в море и заняла три дня. Это потребовало слаженной работы всей команды, которая работала на строительстве газопровода:

7.

Сегодня результат их работы скрыт 80 метрами воды, а об этом уникальном опыте напоминает новый газораспределительный пункт в Кудепсте, который увеличил газовые мощности всего сочинского района и окрестностей.

Надо сказать, что до строительства нового газопровода в Сочи уже был газ. При этом доля газификации района не превышала трех процентов. Это катастрофически мало для жизни и, конечно же, не обеспечило бы необходимых для проведения Олимпиады мощностей. Кроме того, в случае аварий или сбоев, всё побережье осталось бы без топлива (достаточно вспомнить историю с блекаутом в Крыму).

Давайте взглянем на ГРП и разберемся как она устроена. Прежде чем туда попасть, необходимо пройти пункт досмотра и проверки. Будучи важнейшей инфраструктурной точкой, ГРП охраняется круглые сутки несколькими вооруженными людьми:

8.

Проход внутрь возможен только в сопровождении начальника участка и по согласованию с высшим руководством:

9.

Вдоль всего периметра стоят камеры с датчиками движения:

10.

Итак, ГРП - это точка распределения газа с основной магистральной трубы. Здесь понижается давление и газ уходит на небольшие газораспределительные станции, которые, в свою очередь, отправляют его конечным потребителям:

11.

Начальник участка рассказывает, что это - одна из нескольких частей многокилометровой километровой трубы, которая выходит наружу:

12.

13.

Кажется, на участке "пахнет газом", но это не так. В воздухе чувствуется запах одоранта - специального состава, который добавляют в газ, чтобы он приобрел запах (сам по себе газ не имеет ни цвета, ни запаха):

14.

Емкость одоранта:

15.

16.

После того как давление газа снизилось и ему добавили "запах", он расползается на несколько веток.

17.

Рядом со ГРП работники высаживают фруктовые деревья:

18.

В общей сложности Кудепский пункт отправляет топливо на 11 станций. Тут важно пояснить, что газопровод соединяется с уже существующей Майкопской ниткой. В этом есть свой смысл: если раньше на каком-то участке происходила авария или профилактическая работа, без газа оставались все следующе пункты. А сейчас газ может циркулировать в двух направлениях, обеспечивая бесперебойную работу всего Сочинского района:

19.

20.

Важнейшим получателем газа является Адлерская ТЭС, о которой я

"Голубой поток" - уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). "Голубой поток" - самый глубоководный трубопровод в мире.Соглашение о строительстве "Голубого потока" подписано 15 декабря 1997 года.

Общая протяжённость трассы - 1213 километров (морской участок - 396 километров, сухопутный - 817 километров).

Максимальная глубина - 2150 метров.

Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) - 3260 метров.

Проектная мощность - 16 миллиардов кубометров газа в год.

Начало поставки газа - февраль 2003 года.

Объём инвестиций - 3,2 миллиардов долларов.

Газопровод "Голубой поток" - российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн "Газпром", с итальянской - нефтегазовый концерн ENI ("Ente Nazionale Idrocarburi").

"Голубой поток" - новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.

Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.

При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты "Голубого потока" прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода "Голубой поток". Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции "Береговая". В октябре 2004 года дочерняя компания "Газпрома" - ДОАО "Оргэнергогаз" - получила главный приз национальной экологической премии в номинации "Экоэффективность" за внедрение системы экологического мониторинга газопровода "Голубой поток".

"Голубой поток" дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской - от села Архипо-Осиповка до терминала "Дурусу", расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.

История создания газопровода "Голубой поток"

Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.

15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.

В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту

Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Blue Stream Pipeline Co" (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли "Saipem S.p.A." (Италия), "Bouygues Offshore S.A." (Франция), "Katran-K" (Россия) и "Mitsui & Co", "Sumitomo Corp." и "Itochu Corp." (Япония).

Российско-итальянское совместное предприятие "Blue Stream Pipeline Co" покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное - кредитами, полученными под экспорт газа (1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).

3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).

В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

"BOTAŞ" занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания "Saipem").

Строительство компрессорной станции "Береговая" началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции "Береговая" транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций "Краснодарская" и "Ставропольская".

В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции "Дурусу" был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса "Голубой поток". Основным назначением газоизмерительной станции "Дурусу" является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.

20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу "Голубой поток" через станцию "Дурусу".

Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году - 3,3 миллиарда кубометров.

Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.

В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция - оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.

3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции "Береговая", что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции "Береговая" были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. "Береговая" доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.

17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции "Дурусу" в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта "Голубой поток".

В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году - 9,5 миллиардов кубометров.

"Голубой поток" представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать "Голубой поток-2" для поставки российского газа в Израиль и Италию.

Официальный сайт концерна "Газпром": http://www.gazprom.ru

Официальный сайт концерна "Ente Nazionale Idrocarburi": http://www.eni.it/en_IT/home.html

Официальный сайт компании "BOTAŞ": http://www.botas.gov.tr

Официальный сайт компании "Saipem": http://www.saipem.it

Официальный сайт компании "Bouygues Offshore S.A.": http://www.bouygues-offshore.com

Официальный сайт компании "Mitsui & Co": http://www.mitsui.co.jp

Официальный сайт компании "Sumitomo Corp.":

«Газпром» достроил подводную часть газопровода «Турецкий поток» – две нитки общей протяженностью 1820 км проходят по дну Черного моря из России в Турцию. За церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер участвовал в церемонии по телемосту с борта судна-трубоукладчика Pioneering Spirit. «Труба «Турецкого потока» с замыкающим стыком спущена в акваторию Черного моря», – объявил Миллер.

Путин подчеркнул, что проекты, подобные «Турецкому потоку», не направлены против кого-либо, а носят созидательный характер. Российский лидер назвал газопровод «ярким и хорошим примером умения защищать свои национальные интересы», имея в виду, что «Турецкий поток» отвечает интересам экономики Турции. По словам Путина, «Турецкий поток» станет важным фактором общеевропейской энергетической безопасности, а Турции позволит стать газовым хабом.

Для начала поставок по газопроводу остается достроить на турецком берегу принимающую компрессорную станцию и закончить наземную часть трубопровода в Турции, эти работы «идут в соответствии с графиком», указывал на прошлой неделе «Газпром». Ввести «Турецкий поток» в эксплуатацию планируется в конце 2019 г.

Турецкий поток газопровод: последние новости 2018 на сегодня, 15.05.2019.

«Турецкий поток» - новый экспортный газопровод из России в Турцию через Черное море. Первая нитка газопровода предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая - для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы.

1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.

В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».

10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».

В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром») и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».

7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.

В апреле 2018 года у черноморского побережья Турции завершилась глубоководная укладка морского участка первой нитки газопровода «Турецкий поток».

26 мая 2018 года состоялось подписание Протокола между ПАО «Газпром» и Правительством Турецкой Республики о сухопутном участке транзитной нитки газопровода «Турецкий поток» для поставок российского газа европейским потребителям. В развитие Протокола «Газпром» и Botas заключили Соглашение об основных условиях и параметрах строительства этого участка. Подписание документов позволяет перейти к практическим шагам по реализации проекта. Строительством сухопутного участка будет заниматься совместная проектная компания TurkAkim Gaz Tasima A.S., которая будет создана на паритетной основе.

Кроме того, между ООО «Газпром экспорт» и Botas были подписаны документы по внесудебному урегулированию текущего арбитражного спора по условиям контрактов на поставку российского природного газа турецким потребителям. Арбитражное разбирательство в ближайшее время будет прекращено.

«Нам не надо расширять нашу систему трубопроводов, поскольку она очень развита, так что мы можем легко получать каждый год на миллиарды кубометров газа больше, чем получаем сейчас. Так что инфраструктурное развитие для того, чтобы получать газ с юга, нам не требуется», - сказал Сийярто в кулуарах Всемирной газовой конференции в Вашингтоне.

«Мы можем получать газ из Румынии, Сербии, Хорватии. Единственная проблема - никто сейчас не поставляет. Но посмотрим», - добавил глава МИД Венгрии.

В 2018 году продолжается строительство газопровода “Турецкий поток”, при помощи которого Россия планирует экспортировать в Европу природный газ по дну Черного моря. История строительства газопровода достаточно непростая, она включает в себя в том числе непростые периоды охлаждения отношений между Россией и Турцией. Тем не менее, в настоящий момент экономическая целесообразность для всех сторон вышла вперед, и строительство идет полным ходом.

Первая нитка “Турецкого потока”

Морской участок «Турецкого потока» проходит от КС «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции северо-западнее Стамбула. Протяженность - более 900 км. Далее будет проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными странами.

К 1 мая 2018 года Газпром, как и планировалось, завершил глубоководную укладку первой нитки газопровода “Турецкий поток”.

Когда запустят турецкий поток

По словам председателя правления Газпрома Алексея Миллера, реализация проекта «Турецкий поток» успешно продолжается.

Пройден важный этап – построена первая нитка газопровода. Темп строительства высокий. С 7 мая 2017 года, когда началась трубоукладочная кампания, суммарно по двум ниткам построен уже 1161 километр морского газопровода, что составляет 62% от его общей протяженности. «Турецкий поток», без сомнения, сыграет большую роль в укреплении энергобезопасности Турции и Европы

– заявил Миллер.

В пресс-службе Газпрома также отметили, что в Турции в районе поселка Кыйыкей ведется сооружение приемного терминала.

С окончанием строительства участков береговых примыканий работы по первой нитке будут полностью завершены

– говорится в сообщении.

Строительство глубоководного участка первой нитки вело судно Pioneering Spirit компании Allseas, оно продолжит укладку глубоководной части второй нитки «Турецкого потока» в третьем квартале 2018 года.

Турецкий поток-2: последние новости

Маршрут второй нитки газопровода “Турецкий поток” пока обсуждается

Что касается второй нитки газопровода, то с точки зрения мощности она будет идентична первой - те же 15,75 миллиардов кубометров. Вторая нитка будет совершенно аналогична первой, разница только в маршруте и конечных потребителях.

При помощи второй нитки газопровода Газпром планирует поставлять газ в государства Южной и Юго-Восточной Европы.

Накануне председатель правления Газпрома Виталий Маркелов сообщил журналистам о том, что в данный момент российская сторона ведет активные переговоры с турецкими партнерами относительно того, в каком месте на турецком побережье должна будет выйти вторая нитка и по какому маршруту газ пойдет по суше.

Для второй ветки газопровода Турция будет выступать как транзитная территория для дальнейшей подачи газа на юг и юго-восток Европы, и в данный момент происходит согласование конкретного маршрута, после чего начнется строительство нитки. По существующим планам, вторая нитка будет построена и запущена в эксплуатацию в следующем, 2019 году.

В данный момент существует два варианта маршрута газопровода по суше: через территорию Болгарии и Сербии либо через территорию Греции и Италии.

15 мая в Москве встречались глава Газпрома Миллер и болгарский министр энергетики Теменужка Петкова. Они обсуждали в том числе вопрос вероятного прохождения газопровода по территории Болгарии.

Судно Pioneering Spirit возобновило укладку второй нитки морского газопровода «Турецкий поток», двигаясь по направлению к п. Кыйыкей в Турции, говорится в сообщении оператора проекта. После входа в Черное море 20 июня Pioneering Spirit завершило подготовительные работы, включая спуск стингера и проверку оборудования для трубоукладки.

Что будет когда запустят турецкий поток с Украиной?

Сегодня Украина владеет одной из крупнейших в мире газотранспортной системой. Она способна принять 288 млрд кубометров и отправить дальше в Европу 178,5 млрд.

Собственное потребление газа Украиной падает все два последних десятилетия. Самые масштабные работы по замене газа углем были проведены в 2008–2009 году, что позволило к 2012 году снизить потребление голубого топлива до 54 млрд кубометров. Ну а в 2015 году, благодаря потере численности населения, усыханию промышленного сектора, падению норм потребления, удалось снизить потребность в газе и вовсе до 33 млрд кубометров. Именно такое количество пока требуется Украине, чтобы нормально существовать.

В стране снижение потребления газа воспринимается как достижение. А вот падение объемов транзита газа встречается остро негативно. Если в 2011 году Украина перекачивала в Европу 104 млрд кубометров, то в 2015 году только 59 млрд - а это миллионы и миллионы потерянных гривен.

Проект «Турецкого потока» состоит из двух ниток мощностью почти по 16 млрд кубометров каждая. При этом одна из ниток чисто османская - по ней будет поставляться газ для внутреннего потребления страной. Таким образом, к 2019 году все необходимое Турции голубое топливо будет поставляться напрямую через Россию посредством уже имеющихся «Голубого потока» и «Турецкого потока».

Вторая нитка газопровода предназначается для европейских потребителей: Балканских стран, Румынии, Италии, и здесь есть интересные детали - согласно договору, «Газпром» имеет право не строить эту ветку. С одной стороны, это вроде как необходимо на тот случай, если Евросоюз заартачится и откажется строить инфраструктуру со своей стороны. Тогда нам нитку вроде как и строить смысла нет. Но, с другой стороны, нам всё равно необходимо склонять ЕС к получению газа в обход Украины - это одна из главных задач современной России, и сдавать назад нам нельзя. Поэтому не строить вторую нитку «Турецкого потока» мы можем только в том случае, если с юга в ЕС будет проложен другой газопровод. Чисто с экономической точки зрения, нужно бы возвращаться к «Южному потоку» - оно и дешевле, и Турции меньше козырей.

Но, как бы ни сложилось, южное направление уберет из Украинского транзита минимум 32 млрд кубометров.

144.76.78.4

В том же 2019 году истекает срок договора о транзите заключенного «Нафтогазом» и «Газпромом». В сумме южные и северные газопроводы не просто лишают Украину статуса транзитной страны, но полностью ликвидируют саму необходимость ее использования для доставки газа в Европу.

«Газпром» даже грозится не заключать нового договора о транзите. Но это он сгоряча, скорее всего, договор будет заключен, на всякий случай, но без подачи газа. Но тут есть одна деталь - «Газпром» планирует до 2020 года избавиться от 4 тыс. километров магистральных газопроводов, т. е. демонтировать большую часть доставшихся от СССР трубопроводов. После этого мощность украинского транзита опустится до 10–15 млрд кубометров в год.

Зачем он это сделает? Просто потому, что это морально и физически устаревшие трубопроводы. На украинской стороне, кстати, такие же трубы проложены, только находятся они в худшем состоянии.

Что это будет значить для Украины?

Минус два миллиарда долларов доходов для государства, убыточный «Нафтогаз» и сотни километров неиспользуемого магистрального газопровода, которые, впрочем, необязательно демонтировать - пусть ржавеют.

Случится ли на Украине от этого коллапс? Скорее всего, нет. Россия и сама Украина уже не первую зиму с замиранием сердца следят - замерзнут или нет? Но украинцы хоть и зябнут, но каждый раз холода перезимовывают. Государство - очень прочная штука, и просто так оно не разрушается. Но к 2019-2020 годам Украина подойдет к границе предела прочности советской энергосистемы.
К 2020 году сокращение угольных электростанций в ходе их закрытия приведет к дефициту трех тысяч МВт. Дефицит будет увеличиваться по нарастающей и к 2025 году составит уже семь тысяч МВт.

В совокупности к 2025 году это даст сокращение мощности по производству электроэнергии на 1/5 и более. На то, чтобы продлить срок службы хотя бы первых десяти реакторов, потребуется больше миллиарда долларов, но по-хорошему нужно строить новые энергоблоки на замену, а это по полтора миллиарда долларов за штуку. Если Украина не может начать их строить, имея прибыль с транзита газа, то что она будет делать, когда прибыли не станет?

Прогноз

После 2020 года в стране начнутся действительно серьезные проблемы. Отсутствие транзитного дохода, нехватка угля, закрытие ТЭС и АЭС, низкие доходы населения, не позволяющие многократно поднимать тарифы ЖКХ, приведут к тому, что расплачиваться придется промышленности, чья остановка будет компенсировать дефицит электроэнергии, а разрастающаяся безработица уведет работоспособное население в соседние страны, что опять же снизит потребление электроэнергии. Ну и о естественной убыли населения не стоит забывать.

Именно так бывает, когда стреляешь себе в ногу, а затем еще и ждешь заражения. Но, с другой стороны, именно потеря Украиной последнего рычага воздействия на Россию лишит США всякого интереса к этой территории, и у страны, наконец-то, появится возможность обрести независимость и начать решать свои проблемы.

Газопровод «Голубой поток», спроектированный специалистами ОАО «Гипроспецгаз», - выдающееся газотранспортное сооружение, не имеющее мировых аналогов.

Его задача - прямая транспортировка добытого на территории России природного газа в Турцию по дну Черного моря, минуя третьи страны. Создание высокотехнологичного газопровода потребовало объединенных усилий лучших научно-технических сил России, Италии, Нидерландов, США, Франции, Норвегии, Японии и других стран.

«Голубой поток» дал мощный импульс развитию мировой газовой индустрии, а также подтвердил позицию России как крупнейшего мирового поставщика газа.

В чем особенность «Голубого потока»? Прежде всего, неординарен его природный рельеф, где горы сменяются равнинами, суша - морем. В Краснодарском крае с его живописной природой трубопровод проходит в непосредственной близости от природоохранных зон. Генеральный директор ОАО «Гипроспецгаз» А.В. Сергиенко отмечал: «Поистине уникален ряд технических параметров газовой реки. Так, максимальная глубина закладки трубы подводного участка «Голубого потока», действующего в условиях агрессивной сероводородной среды, - 2 150 метров, что на треть превышает глубину существующих в мире подводных трубопроводов. Особого внимания заслуживают строительные объекты, возведенные на пути газовой магистрали. Это установленная на морском участке одна из крупнейших в мире и уникальная по своим характеристикам компрессорная станция «Береговая» мощностью до 150 мегаватт которая позволяет достигать на выходе давления до 250 атмосфер. Диаметр трубы на равнинных и горных частях сухопутных участков составляет соответственно 1400 миллиметров и 1200 миллиметров, на морском участке - 610 миллиметров.

Помимо этого, впервые в практике нефтегазовой отрасли России на горном участке сухопутной части магистрали были сооружены тоннели под хребтами Большого Кавказа Безымянный и Кобыла общей протяженностью 3260 метров. Расчетная стоимость этого мегапроекта - около 3,3 миллиарда долларов США».

Строительство столь важного и необычного трубопровода велось по созданному в ОАО«Гипроспецгаз» инженерному проекту, который дополнил уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию, проходящий через территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии.

Реализация проекта началась 15 декабря 1997 года, когда было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, по которому Газпром в течение 25 лет обязался поставить в Турцию по новому трубопроводу 365 миллиардов кубометров природного газа, с выходом к 2010 году на максимальный уровень - 16 миллиардов кубометров в год. В феврале 1999 года Газпром и итальянская компания ЭНИ (ENI) подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному участию в реализации проекта «Голубой поток», а 16 ноября того же года в Нидерландах была на паритетных началах зарегистрирована российско-итальянская компания специального назначения Blue Stream Pipeline Company.

«Голубой поток» протяженностью 1213 километров, проектирование которого взял на себя генеральный подрядчик ОАО «Гипроспецгаз», условно делится на три участка.

Первый - это трубопровод на российском сухопутном участке диаметром 1400 миллиметров на равнинной части и 1 200 миллиметров - на горной. Он протянется на 370 километров - из района Изобильного Ставропольского края в район Джубги Краснодарского края на побережье Черного моря.

Затем следуют: компрессорная станция «Ставропольская», КС «Краснодарская», на которой расположена установка подготовки газа к транспорту, КС «Береговая», два параллельно идущих газопровода морского участка диаметром 610 миллиметров и длиной 396 километров, установка подготовки газа - и так до турецкого города Самсун. И снова - сухопутный участок от Самсуна до Анкары длиной 444 километра.

Строительные работы по проекту «Голубой поток» начались в 1998 году. Сооружение российского сухопутного участка газопровода вело ОАО«Газпром», турецкого - компания «Боташ». Для обустройства морского участка были привлечены специалисты итальянского энергетического концерна ENI и компании Saipem. Строили «Голубой поток» несколько тысяч высококлассных специалистов из России, Италии и Турции.

«Голубой поток» - это проект, побивший множество рекордов, в том числе и по скорости укладки, - подчеркивал управляющий итальянской нефтегазовой группы «ЭНИ» Паоло Скарони. - В среднем в течение дня укладывалось 300 метров труб, а иногда и около 500 метров. При этом укладчики выдерживали высокий уровень точности, а работы не прекращались даже в плохую погоду.

Особые трудности проекта связаны с прокладкой труб на большой глубине в агрессивной сероводородной среде. Так что при строительстве применялись исключительно строгие критерии как в том, что касалось технических сложностей, так и для обеспечения оперативного функционирования труб в коррозионной морской среде».

Необходимым условием разработки проекта «Голубой поток» стало широкое применение новейших достижений научнотехнического прогресса, передовых наукоемких технологий и оборудования. Остановимся лишь на некоторых из них. При подготовке газа к транспорту была применена технология, надежно обеспечивающая безгидратный и однофазный транспорт газа по подводной части газопровода. Эта технология в настоящее время признана в мировой практике наиболее экономичной и надежной. Установка подготовки газа к транспорту оснащена современной системой управления.

Можно также отметить новаторскую нормативную базу, оборудование инженерно-изыскательских работ на морском участке, трубоукладочный комплекс морского участка, каскадное компримирование с использованием сверхвысокого давления на российской стороне, технологии глубокой осушки газа.

К несомненным инновациям надо отнести применение на КС «Ставропольская» новой установки подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками индивидуальной разра ботки и широкое применение наклонно-направленного бурения при строительстве подводных переходов на российском участке, и рекордную по своим параметрам КС «Береговая».

Это также использование труб из высококачественной коррозионно-стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием, пневматическое испытание горных участков газопровода, проверка газопровода методом стресс-теста, сооружение противооползневых сооружений на 17 оползневоопасных участках, бетонирование прибрежных участков газопроводаю.

И это далеко не полный список инноваций. Среди них - новая методология, использованная в ходе проектирования. Она реализована в стандарте DNV OS-F101 для морских трубопроводов, охватывающем все аспекты трубопроводных проектов, вплоть до страхования поставок. Данный стандарт также дает единые критерии и является руководящим материалом на всех этапах жизненного цикла проекта, вплоть до демонтажа выработавшей свой ресурс системы.

Применение его в России позволяет предъявлять единые международные требования обеспечения безопасности подводных трубопроводных систем, создает основу для цивилизованных контрактных отношений между всеми участниками реализации проектов.

Не менее примечательно и научно-исследовательское судно для контроля прокладки морского участка трубопровода, созданное Газфлотом специально для «Голубого потока». «Академик Голицын» может выполнять полный цикл исследовательских работ для глубоководных морских трубопроводов.

По достоинству оценили специалисты и УПТИГ - новую установку подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками индивидуальной разработки. Она спроектирована и применена специалистами ОАО «Гипроспецгаз» на КС «Ставропольская». Внедрение УПТИГ на объектах ОАО «Газпром» позволяет существенно сократить затраты на строительно-монтажные работы за счет снижения габаритных размеров здания, оптимального подбора типоразмеров оборудования. Новые технические решения, заложенные на стадии проектирования КС «Голубого потока», позволили использовать их для широкого внедрения на вновь проектируемых и реконструируемых объектах ОАО «Газпром». УПТИГ запроектированы, а частично строятся на ряде КС, среди которых «Торжокская», «Смоленская», «Крупская» газопровода Ямал - Европа; КС «Шатрово» - Уренгой - Челябинск; «Краснодарская» - Россия - Турция.

Целым рядом преимуществ обладает и способ наклонно-направленного бурения (ННБ). Он позволяет прокладывать трубопровод ниже прогнозируемых русловых деформаций, что надежно защищает его от любых механических повреждений. Этот метод сохраняет естественный режим водной преграды при строительстве и эксплуатации трубопровода, что соответствует повышенным экологическим требованиям и имеет особое значение для рыбного хозяйства.

При ННБ нет необходимости в дноуглубительных, подводно-технических, водолазных и берегоукрепительных работах, на которые приходится более 50% стоимости перехода. Только за счет исключения строительства резервных ниток строители «Голубого потока» сэкономили около 6 километров труб и 24 крана запорной арматуры. ННБ исключает взрывные работы по рыхлению плотных грунтов для последующего рытья подводной траншеи. При нем возможно строительство перехода в любое время года. Переходы через реки, выполненные методом ННБ, дают экономию в 2 миллиона 63 тысячи рублей на 1 километр трассы.

Многие инновации инженерам приходилось внедрять прямо по ходу проекта. Так было, например, с одной из технических новинок газопровода - интеллектуальными вставками на горном и морском участках. Что это за приборы? Дело в том, что трасса на горном отрезке пересекает зоны оползней, тектонических разломов. Как отметила начальник трубопроводного отдела О.А. Майорова, мониторинг подобных участков потребовал пересмотра традиционных технических решений и внедрения передовых достижений инженерной мысли, которые можно назвать новаторскими для газовой промышленности России.

Так, был предложен новый вид мониторинга - контроль напряженно-деформированного состояния газопровода с помощью интеллектуальных вставок, разработанных специалистами ДОАО «Оргэнергогаз» с использованием опыта немецкой компании Ruhrgas и примененных в проектах Гипроспецгаза.

Интеллектуальная вставка представляет собой патрубок, оборудованный датчиками и блоком вторичных преобразователей. Изготавливается вставка из трубы, обладающей теми же техническими характеристиками, что и сам трубопровод, а затем вваривается в него.

Датчики, которыми начинена вставка, измеряют необходимые параметры, а упакованная в герметический контейнер электронная аппаратура блока вторичных преобразователей обрабатывает, а затем передает эти параметры в систему телемеханики газопровода. Сам контейнер находится на глубине, защищенной от случайных внешних воздействий. Передача информации от интеллектуальной вставки поступает непосредственно в систему телемеханики газопроводов с передачей данных на КС «Краснодарская» или путем периодического сбора информации. По такому же принципу действуют и интеллектуальные вставки, призванные следить за состоянием трубопровода на морском дне.

Назовем лишь часть средств, сэкономленных от внедренных инноваций при строительстве «Голубого потока». Подземная прокладка на переходах через тектонические разломы дает экономию в размере 4 миллиона 250 тысяч рублей на 1 километр трассы. Установка полимерно-контейнерных балластических устройств (ПКБУ) для газопроводов больших диаметров сэкономила 279 тысяч рублей на 1 километр трассы. Применение контейнерных утяжелителей (КТ) для газопроводов малых диаметров уменьшило затраты на 770 тысяч рублей на 1 километр трассы. Применение новых блочных установок подготовки топливного, пускового и импульсного газа с блоками разработки ОАО«Гипроспецгаз» только на одну КС снижает стоимость строительно-монтажных работ на 14 миллионов рублей. Применение магистральных волоконно-оптических линий связи и цифровых радиорелейных линий связи (ЦРРЛ) позволяет экономить 166 тысяч рублей ежегодно для одного канала 64 мегабит в секунду при его протяженности от 600 до 1200 километров.

Эффект при эксплуатации 1 километра ЛЭП с применением изолированных проводов 10 кВ составит 12,2 тысячи рублей в год, а для 0,4 кВ - 2,9 тысячи рублей. Система электрохимической защиты КС, построенная на принципах локальной защиты, даст экономию на 1 километр трассы в размере 171,6 тысячи рублей и для одной КС - 227 тысяч рублей.

Применение АСУТП управляющего типа позволит повысить производительность газопровода на 0,5%, снизить удельные затраты энергоресурсов на транспорт газа до 5%; повысить эффективность использования ГПА на 5-6%. И список этот далеко не полон! Запуск первой очереди компрессорной станции «Береговая» на газопроводе «Голубой поток», сооружение которой началось в августе 2001-го, строители отметили в конце 2005 года. Отметили торжественно, празднично. Им было чем гордиться. Вводимые мощности первой очереди КС «Береговая», включающие три газоперекачивающих агрегата и два турбогенератора, позволили полностью обеспечить контрактные объемы поставок газа в Турцию. Всего же на КС, в соответствии с проектом, будут работать шесть ГПА и три турбогенератора.

В торжественных мероприятиях приняли участие делегация Газпрома, а также представители итальянского концерна ENI, администрации Краснодарского края, BSPC, строительных организаций.

«Практически компрессорная станция была готова в полном объеме уже в декабре 2005 года. К этому времени к запуску были подготовлены все шесть ГПА.

Строительство станции обошлось в 320 миллионов долларов США, проектная мощность составляет 16 миллиардов кубометров газа в год.

Здесь обеспечен высокий уровень информатизации и должный уровень безопасности, - заметил член правления, начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Богдан Будзуляк, пояснив, что КС эксплуатируется Газпромом, в связи с чем здесь применяются системы безопасности компании. - Ввод компрессорной станции «Береговая» не только обеспечивает технические условия для увеличения поставок газа по «Голубому потоку», но и обогащает российских газовиков ценным опытом эксплуатации газотранспортных систем на морских участках. Это позволит с высокой степенью надежности эксплуатировать газопровод «Северный поток», строительство которого начинается уже в этом году».

Газопровод «Голубой поток» был введен в эксплуатацию 30 декабря 2002 года, а 20 февраля 2003-го начались коммерческие поставки российского газа в Турцию.

Прошло полтора года безупречной, бесперебойной работы «Голубого потока», и 17 ноября 2005 года президент России Владимир Путин, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и глава Правительства Италии Сильвио Берлускони встретились в Турции для его торжественного открытия. Похоже, руководители трех стран сначала дали миру посмотреть, насколько безотказно работает новый трехсторонний проект, а затем собрались вместе, чтобы обсудить дальнейшие перспективы сотрудничества в энергетической отрасли.

Лидерам России, Турции и Италии наглядно продемонстрировали схему путей транспортировки российского газа на экспорт, напомнив, что после реализации проекта «Голубой поток» страновые риски фактически свелись к минимуму, поскольку газ напрямую отправляется из России в Турцию.

На официальной церемонии открытия Владимир Путин поблагодарил более 100 тысяч человек, которые работали над реализацией крупнейшего проекта. Президент назвал пуск «Голубого потока» «важным шагом к созданию единого энергетического пространства Европы, укреплению ее энергобезопасности, диверсификации поставок энергетического сырья к основным его потребителям».

Владимир Путин также указал на возможность строительства дополнительной ветки газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря для поставок газа в Южную Италию, на юг Европы и в Израиль.

Когда премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выразил надежду, что «Голубой поток» как первый этап создания северо-восточного энергетического коридора будет господствовать и дальше при осуществлении проектов строительства газо- и нефтепроводов, равно как и других программ, президент России Владимир Путин подчеркнул: «Мы должны довести «Голубой поток» до проектной мощности - 16 миллиардов кубометров газа в год - и не исключаем возможности строительства новой газопроводной линии. Не исключаем мы и возможности строительства нефтепроводов, причем, на разных направлениях.

Мы готовы строить крупные подземные газохранилища на территории Турции, готовы входить в газораспределительные сети в ходе приватизации, готовы использовать строящиеся газопроводы на территории Турции и принимать участие в строительстве новых, чтобы транспортировать наши энергоресурсы через территорию Турции в третьи страны, в том числе в Южную Европу».

Если в 2004 году по «Голубому потоку» потребителям Турции было поставлено 3,2 миллиарда кубометров газа, то в 2005-м транспортировка углеводородного сырья достигла уже 6 миллиардов кубометров, в 2006-м - 8 миллиардов, а в 2007-м - 10. В 2008 году она должна подойти к 12 миллиардам кубометров газа, в 2009-м - к 14. А к 2010 году, согласно расчетам, газопровод выйдет на проектную мощность.

Сергей Александрович КАУФМАН , заместитель главного инженера, главный инженер проектов Сергей Александрович Кауфман в 1988 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности «гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций». В Гипроспецгаз был принят в 1996-м на должность заместителя главного инженера проекта. Сергей Александрович занимался проектированием газопровода Ямал - Европа. В том же году под проект газопровода Россия-Турция, важнейшего для нашей страны на тот момент, было создано новое бюро главных инженеров (БГИ-5), которое занималось разработкой технико-экономического обоснования строительства газопровода «Голубой поток». Здесь С.А. Кауфман работал сначала в качестве заместителя ГИПа, затем ГИПа и далее - руководителя БГИ. В настоящее время является заместителем главного инженера института. Сергей Александрович-кандидат технических наук. За успешную разработку уникального проекта «Голубой поток» Россия - Турция удостоен Памятного серебряного знака ОАО «Стройтрансгаз» II степени, а также почетной грамоты ОАО«Газпром».

В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди , а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас .

Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy ), сообщил «Газпром».

«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос .

Напомним, что «Посейдон» (Poseidon ) — это морская часть проекта ITGI , из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.

В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.

После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell .

Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart , премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.

Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?

— О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов .

— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.

В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.

Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA .

При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».

Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.

«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?

— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.

Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена ​Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года​. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.

Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.

Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.

«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?

— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.

С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.

Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.

«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?

— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…

— «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник .

— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».

«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.

Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.

С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.

На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.

Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.

Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…